Аннотация: Информация о серии концертов в консерватории Беер-Шевы, в которых исполнялись пьесы композитора Тальи Уманской
Павел Юхвидин
С ЛЮБОВЬЮ К РОЯЛЮ
В это трудно поверить. Такое редко случается в современной концертной жизни. Чтобы фортепианные сочинения живого автора исполнялись в трех больших концертах с интервалом в месяц!
Но так все и было: в зале Беер-Шевской консерватории пианисты Раймонда Шейнфельд, Илана Залка-Рубинштейн, Эфрат Залко, а также многочисленные ученики их фортепианных классов и ученики класса Марины Эпштейн - разного возраста и разного уровня подготовки - играли пьесы из недавно изданной серии альбомов пьес для детей "С любовью к роялю" (на иврите ?????? ?????) пианистки, педагога и композитора Тальи Уманской. Талья (Татьяна) Уманская родилась в Свердловске (ныне - Екатеринбург), там же окончила музыкальное училище, затем Уральскую консерваторию (Академию музыки имени Мусоргского) по фортепианному классу. Учась на фортепианном факультете, она брала уроки у известного композитора Клары Кацман.
Восемь сборников Тальи, содержащих разнохарактерные пьесы с программными наименованиями, выстроены методически строго: от легких коротких зарисовок для начинающих и до развернутых произведений для концертного пианиста-виртуоза. Эта методическая последовательность (еще бы - ведь Талья Уманская - фортепианный педагог с немалым стажем, в том числе почти 20 лет в Израиле) отличает сборники Уманской от многих других подобных циклов, начиная с классических альбомов Шумана и Чайковского. Пожалуй, только "Микрокосмос" великого венгра Белы Бартока имеет четкую методическую направленность. Но по музыкальному языку "Микрокосмос" явственно противопоставляется всей классико-романтической традиции. Сверхзадача Бартока - воспитать новое музыкальное мышление детей как основе глубинных пластов фольклора (но не бытовой танцевальности!), и подготовить их слух к жестким звучаниям музыкального языка ХХ века.
Пьесы Уманской же, напротив, выдержаны в русле тонального склада (мелодический тематизм, функциональная тонико-доминантовая гармония, аккорды терцовой структуры), в который инсталлируются элементы музыкального языка минувшего столетия, особенно джазовые. К примеру, пьесы второго сборника все имеют джазовую (а иногда - даже страшно сказать! - эстрадную) лексическую основу.
Первый вечер фортепианных пьес Тальи Уманской - еще в апреле - организовала Илана Залка-Рубинштейн. Все ученики ее класса, а также сама Илана, приняли участие в этом концерте. И удивительное дело! - ученики разного возраста, из семей с разными музыкальными пристрастиями (в одних любят Шопена, в других постоянно звучат песни традиции "мизрахи") - с увлечением и пониманием играли пьесы уроженки уральского города!
Организатором второго и третьего концертов, проходивших в зале Беер-Шевской консерватории с интервалом в месяц, стала преподаватель Эфрат Залко, она же выступила с развернутыми комментариями (вступительное слово ко второму концерту произнесла директор консерватории Адель Дойчман). В этих вечерах пьесы Уманской играли ученики обеих сестер - Иланы Залка-Рубинштейн, Эфрат Залко, а также Марины Эпштейн. Пьесу "Зикарон" ("Память") - сложнейшую технически и трагическую по содержанию, исполнила замечательная пианистка Раймонда Шейнфельд.
- "Почти сразу после выхода из печати моих сборников в прошлом году - рассказывает Талья Уманская - у меня состоялся телефонный разговор с директором консерватории Беер-Шевы Адель Дойчман. Она предложила мне самой прибыть в Беер-Шеву и представить преподавателям фортепианной кафедры художественную и методическую идею этих альбомов. Что я сделала с удовольствием, но без особой надежды на продолжение. Уж Вы-то знаете то опасливое отношение многих педагогов к современной музыке. А особенно к сочинениям авторов еще живых и отнюдь не прославленных. Но продолжение последовало, - и какое! Та серия концертов в течение полугода, которая и мне самой многое открыла в моих собственных пьесах. Ведь эту музыку никто еще никогда не играл. И педагоги, и ученики разных возрастов отнеслись к исполнению не просто старательно, но творчески - для этого нужен поиск, свое слышание, своя интерпретация. Трудно быть первопроходцем. Вот выходит такая малышка Мишель Бродески, играет пьесу "Ски", то есть "На лыжах" - и я чувствую, что она понимает настроение этой музыки, хотя, может быть, лыж-то никаких еще не видела. А как по-взрослому Гиль Зильбер исполнил "Карнавал"! И ведь каждый ученик был искренен, каждый что-то свое открыл мне, автору. Как преподаватель, я понимаю, конечно, какая для этого потребовалась педагогическая чуткость. Поэтому я очень признательна прекрасным музыкантам - Илане, Эфрат, Марине, Раймонде, всему фортепианному отделу и дирекции консерватории Беер-Шевы - за энтузиазм, педагогическую самоотдачу. А также всем юным исполнителям за тщательность работы и глубокое понимание".