Юхвидин Павел Анатольевич : другие произведения.

Салют роялю

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Интервью с заведующим фортепианным отделением консерватории "Акадма" Яниной Кудлик в преддверии Всеизраильского конкурса молодых пианистов в декабре 2009-го в Ашдоде


   Павел Юхвидин
  
   САЛЮТ РОЯЛЮ
  
   В середине декабря в Ашдоде состоится конкурс молодых пианистов. Музыкальные фестивали, конкурсы юных исполнителей академического плана в одном из самых молодых городов Израиля (но доросшим уже до 5-го места по численности населения) проводятся много лет. И одним из организаторов, координаторов этих фестивалей всегда была заведующая фотрепианным отделением Ашдодской консерватории "Акадма" пианистка Янина Кудлик. Янина Кудлик получила образование в Москве, в Музыкальной Академии имени Гнесиных, до этого окончила в Одессе знаменитую Школу имени Столярского - одну из лучших в стране специальных музыкальных школ для особо одаренных. После Гнесинки стажировалась в Московской консерватории у Дмитрия Башкирова, преподавала в Таллинской консерватории, одновременно была солисткой Эстонской Филармонии и вот уже почти два десятилетия работает в Израиле, концертируя по всему миру как солистка и ансамблистка. Живя все годы в Ашдоде, Янина Кудлик преподает в Академии музыки (ныне - Высшая школа музыки имени Бухмана-Меты) Тель-Авивского университета, но основная ее педагогическая деятельность связана с Ашдодской консерваторией, необычайно выросшей и количественно и профессионально. Нынешний конкурс в значительной степени инициатива заведующей фортепианным отделом консерватории "Акадма", плод ее организационных и творческих усилий.
   Поэтому Янину Кудлик я и прошу рассказать о предстоящем событии, о том, в чем особенность нынешнего конкурса и отличие от предыдущих состязаний молодых исполнителей.
   ЯНИНА КУДЛИК: Так вот в том и особенность, что этот конкурс сугубо пианистический. И он не "вместо прежних" - это первый в Ашдоде общеизраильский конкурс молодых пианистов. И, как нам обещают городские власти и Компания по культуре, конкурс этот станет ежегодным.
   Павел Юхвидин: И как вы его назвали?
Я.К.: На иврите он называется "псантер ле-тамид".
   П.Ю.: Forever! На все времена.
   Я.К,: Но в качестве русского названия мы выбрали не прямой перевод, а иной девиз: "Салют роялю!"
   П.Ю.: Приглашаются ли иностранные участники?
   Я.К.: На этот раз нет, возможно, в дальнейшем этот конкурс и вырастет в международный. Сейчас же нам важно провести общеизраильский смотр одаренного юношества всех возрастов - ведь участие в конкурсе - это и стимул, и тренаж, и общение, и открывающиеся перспективы.
   П.Ю.: Вы сказали: "всех возрастов". Вы приглашаете детей? Подростков? Студентов? Значит ли это, что первоклассник будет состязаться со студентом выпускного курса?
   Я.К.: Как раз наоборот. Мы приглашаем и детей, и подростков, и студентов, но с очень дробным делением по возрастным группам, внутри которых конкурсанты и будет соревноваться: младшая группа до 11 лет, другая группа с 12 до 15-ти лет, третья группа - 16-ти -18-ти летние и старшие - от 19 до 28 лет. Вы же понимаете, что ребенок, скажем, 13-ти лет и подросток 16-ти весьма разнятся как личности и как музыканты, хотя и тот и другой относятся к категории тинейждеров. Но это разная психология, мироощущение, разное восприятие музыки. Три года в этот период жизни - целая эпоха, а вот после 20-ти молодые люди уже на равных.
   П.Ю.: А к программам какие требования предъявляются? Ведь Вы много лет являетесь членом Художественного совета Международного конкурса имени Артура Рубинштейна, сами в свое время участвовали и побеждали в различных общесоюзных и международных конкурсах и уж Вы-то знаете, как обычно на конкурсе: 1-й тур - этюды и полифонические циклы, 2-й тур - сонаты и вариации, обязательное конкурсное сочинение, часто специально заказанное,
   3-й тур - концерт с оркестром.
   Я.К.: Во-первых, у нас только один тур для каждой возрастной группы. А вот программа очень даже свободная, мы ограничиваем только время выступления. И если кто-то играет три пьесы, а кто-то выбирает, допустим, "Крейслериану" Шумана или Гольдберг-вариации Баха, то эти репертуарные, жанровые, стилевые предпочтения тоже весьма показательны. Мы даем возможность каждому - хоть малышу, хоть взрослому выпускнику Академии (а в 27 лет можно быть уже и преподавателем с магистерской степенью) проявить себя так, как он себя мыслит: в виртуозных ли этюдах, лирических пьесах, полифоническом цикле Баха, шумановской ли сюите, прокофьевской сонате, в новейшей музыке современного композитора.
   П.Ю.: Это требует от жюри большой проницательности: одно дело сопоставлять конкурсантов, сыгравших по этюду Шопена, другое дело - сравнивать фантазию Моцарта и, предположим, Клавирштюккен Штокхаузена.
   Я.К.: Знаете, концертирующему пианисту, переигравшему всю мировую фортепианную литературу, опытному педагогу с "наметанным ухом", переслушавшему за десятилетия сотни учеников на экзаменах и конкурсах, уже с 5-го такта ясна и одаренность, и оснащенность, и профессионализм, и понимание формы, и культура звука, и общая культура выступающего. А именно такие опытные педагоги-музыканты и приглашены в жюри - профессора обеих академий, преподаватели консерваторий страны, концертирующие пианисты. При этом для каждой возрастной группы - свой "судейский коллектив", таким образом, всего в 4-х жюри участвуют чуть больше 20 самых авторитетных в Израиле педагогов. Председатель жюри - профессор Барух Меир из университета "Феникс" в Аризоне. В жюри самой младшей группы - до 11 лет - декан Иерусалимской Академии Асаф Зоар, в это жюри включены Хаим Готлер из Петах-Тиквы, Михаил Таль из Гиватаима, Адель Уманская из Кфар-Сабы, доктор Ицхак Косов из консерватории Иеурсалима. Самые юные играют 16 декабря.
   Игру юных конкурсантов от 12 до 15 лет 17 декабря судит жюри в составе доцента Высшей школы Бухмана-Меты Марка Шавинера, Ади Розенкранц из той же Высшей школы, Фаины Айзенберг из Беер-Шевской консерватории, Ройтель Хахамовой из Иерусалимской Академии.
   В жюри для музыкантов 16-18 лет (играют 15 декабря) и профессор Томер Лев, прекрасный пианист, возглавлявший 6 лет Тель-Авискую Высшую школу. В этой же группе профессор Вадим Монастырский, Мильха Лакс из Филармонического оркестра, Лея Агмон и Амир Федорович.
   Наконец, игру старших - взрослых уже - судит жюри в составе профессоров Александра Тамира (председатель), Эмануэля Красовского, Михаила Богуславского, Лили Дорфман, пианиста Ариэля Коэна художественного руководителя Конкурса Артура Рубинштейна Идит Цави.
   П.Ю.: И Вы участвуете в работе всех составов жюри?
   Я.К.: Да уж куда деваться? Так положено.
   На каждую возрастную группу со своим жюри отводится один день с 15-го по 18-е декабря, на исходе субботы 19-го декабря состоится концерт победителей прежних молодежных конкурсов в Ашдоде - Томера Гвирцмана и Таля Самнуна. Сейчас оба они - студенты профессора Арье Варди. А 21-го там же, в концертном зале "Яд ле-баним" состоится церемония награждения и праздничный концерт.
   П.Ю.: На конкурсные слушания продаются билеты?
   Я.К.: Что Вы! Вход свободный для всех на все прослушивания всех четырех дней.
   П.Ю.: А как же покрываются расходы? Ведь это многодневный конкурс, приглашенные профессора, призовой фонд.
   Я.К.: Все расходы берет на себя Компания по культуре при муниципалите под председательством 1-го заместителя мэра города Бориса Гитермана. Мы очень благодарны им за поддержку. Конечно, привлекаются и спонсорские средства.
   Разумеется, расходы немалые, но это не во Владивосток из Москвы приглашать, да и членам жюри не платят больших гонораров. Скромная компенсация. В сущности, все на общественных началах. Призовой фонд имеется, мы сейчас хлопочем об его увеличении. Я бы хотела участников младшей возрастной группы наградить всех поголовно - хоть нотный сборник, хоть диск подарить каждому. Ведь в юном возрасте приехать в другой город, сыграть на эстраде перед публикой - это уже подвиг. Поэтому главные наши поощрения (наряду, конечно, с денежными премиями) - продвижение лучших и одареннейших на лучшие концертные площадки, договоренность о выступлениях с оркестрами страны.
   П.Ю.: И на каких инструментах играют конкурсанты? Я знаю, что в свое время Ваш собственный рояль - один из двух, с которыми вы приехали в страну - стоял в зале "Монарт".
   Я.К.: Было когда-то и такое. Но тогда мои тель-авивские знакомые и коллеги дивились: как? Живешь в Ашдоде? Что там делать, в этом городишке? Сейчас уже само собой разумеется, что Ашдод - не только грузовой порт, но один из важных культурных центров страны, в том числе музыкальный - и академической музыки, и джазовой.
   А что касается рояля - да, мы специально заказали концертный "Стейнвей". Так что, милости просим, приходите слушать тех, кто вскоре будет выходить на широкую концертную эстраду.
   П.Ю.: Салют роялю!
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"