Каждое явление - источник своей противоположности. Тьма и свет. Холод и жар. Любовь и ненависть. Недоброе является основой для доброго. Отвратительное создаёт прекрасное. Тот, кто предпочитает хорошее и справедливое, рождает вокруг себя хаос и неприязнь. Начинается с неприязни к недобрым и плохим, после распространяется на всех людей. Приверженность к крайнему нарушает гармонию и естественный порядок. Тяга к справедливости не влечёт за собой ничего, кроме ужесточения казней, увеличения числа палачей. Если одни создают законы, то другие непременно будут стремиться к нарушению законов. Желающий управлять должен исходить из беспристрастности. Он не должен окружать себя лишь теми, кто твердит ему о справедливости.
Начинающий своё правление с утверждения собственного величия или величия своей страны, сеет семена войны. Всегда найдутся подвергающие сомнению это величие. Корона и меч, величие и война всегда идут вместе. Избегающий возвышения избегает и подчинения.
Появилось почитание - появилось и пренебрежение. Появилось милосердие - появилась и жестокость.
Справедливость порождает за собой несправедливость. Закон - преступления. Тот, кто утверждает законы, должен быть готов к тому, что законы будут нарушать. Тот, кто производит оружие, должен быть готов к тому, что оружие применят, и прольётся кровь. Казнь для правителей является главной формой установления законов.
Появлению храбрецов способствуют трусы. Умных порождают глупцы. Победителей делают проигравшие. Без одного не будет другого. Крайности взаимосвязаны, питаются друг другом, дополняют друг друга.
Жизнь заканчивается смертью. Начиная с крайнего, человек заканчивает крайним. Приходит из небытия и уходит в небытие.
Между этими крайностями должна быть гармония. Избегая крайнего, продливаешь жизнь, отдаляешь смерть. Крайние формы не могут быть пристанищем истинномудрого. Страсть к аскетизму тоже страсть. Аскет, презирающий слабости, далёк от подлинного аскетизма.
Порицающий страсти, не борется с ними, но сам служит страстям.
Свободный от резких мыслей, далёкий от крайних форм, избегнет любой опасности.
Обида - прибежище угнетённых. Слава - пристанище сильных. Слова - оружие лгунов.
Разве можно положиться на людей? Правитель постоянно ищет обман среди подчинённых, и его рано или поздно обманывают. Кому захочется хорошо исполнять свой долг, когда тебе не доверяют? Правитель сам несчастен и других делает несчастными. Сам не ведает покоя и других беспокоит. Хочет помочь подданным, но только делает их жизнь ещё хуже. Разоряет налогами. Чиновники становятся для простых людей врагами. Хочет что-то сделать, ему надо больше слуг, наблюдателей и тех, кто будет наблюдать за наблюдателями. Для их содержания увеличиваются налоги. Чем больше присмотра за людьми, тем их жизнь тяжелее. Желающий обрести покой и ясность, сторонится этого. Быть подчинённым и властвовать одинаково опасно. Всё это крайние формы.
Прежде свою страну считали миром и на том довольствовались. Теперь же одни страны вечно стремятся покорить другие. Если государство слабо, соседи пытаются нажиться за его счёт. Если же государство сильно, сердца соседних правителей преисполняются ненавистью. Сильные соседи боятся и подозревают друг друга. Любой мир между ними - лишь подготовка к войне. Сила так же, как и слабость, лишь отдаляет от истины.
Истинномудрый отвергает мудрость и знания за ненадобностью. Спокоен, будто недосягаем для опасности. Не торопится, будто собирается жить вечно. Не стремится к познанию, не нуждается и в том, чтобы его знали. Кто он? Откуда? Никто не знает. Недосягаем в прошлом, неизменен в настоящем и непредсказуем в будущем. Живёт в окружении предметов, но не подпадает под их власть. Никто не интересуется его мнением, хотя все были бы должны спрашивать его совета. Это называется "искать прибежища в безвестности".
Скорее предпочитает простодушность, чем хитросплетения изречений. Прост, но никто не может его распознать.
Нет ничего такого, чего бы он ни мог сделать, а ничего не делает. Нет ничего такого, чем бы ни мог овладеть, а ничего не имеет. Ищет пристанища в мире, опору обретает в самом себе.
То, что человек умом превосходит животных - это качество силы. Слон больше человека. Черепаха дольше его живёт. Тигр сильнее. Орёл лучше видит. Заяц быстрее. Человек сильнее зверей в уме. Но делает ли это его лучше? Нет ничего глупее, чем исходя из этого превосходства, строить целые теории о высшем положении человека.
Говорится "Сильные побеждают тех, кто слабее. Встретив равного, не имеют преимуществ". "Слабые побеждают тех, кто сильнее, сила их неизмерима". "Слабости накапливаются, появляется сила". Это значит, что тот, кто исходит из силы, обязательно проиграет. Человек сильнее любого зверя, но встретив другого человека, ничего не может с ним сделать. Лучший охотник уступит худшему воину.
Ловкий и умелый грабит других. Хитрый использует окружающих. Опытный воин несёт смерть. Победивший порождает побеждённых, делает людей несчастными. Стремятся к совершенству, да притом внешнему, а порождают только несовершенство. Истинномудрый держится несовершенного, там он обретает подлинное совершенство. Может развивать умения, но не сосредотачивается на них. Не подпадает под власть навыков. Не зависит от слов. Иные только ради того, чтобы услышать одобрение, пускаются в безумства. Вроде бы и действуют, а ищут пристанища в словах. Покоя не обретают. Даже простого удовлетворения не достигают. Сами себя обманывают. Таков закон действия. Оно порождает несовершенство. Всё время стремятся к улучшению, но совершенство недостижимо. Добился славы среди людей, оставил после себя множество речей. Умер, и его забыли. А речи потеряли. Исчезло то, к чему шёл всю жизнь.