Вот чего давным-давно не могу понять, так это почему в День Победы центральные каналы демонстрируют фильмы, антиисторичность коих может сравниться только с их же художественным убожеством. Что, остальных 354 дней в году мало?!
Не понимаю и другого: тема Великой Отечественной войны неисчерпаема (готова доказать), но из года в год снимаются настолько похожие друг на друга фильмы, что вспомнить названия уже через неделю после просмотра бывает затруднительно. Если, конечно, это не разрекламированные и то и дело всплывающие на ТВ киношки типа "Сволочей" - фильма, который перешагнул все мыслимые и немыслимые пределы подлости. Да простят меня коллеги, "Сволочей" я считаю куда более отвратительным фильмом, нежели активно обсуждавшиеся в свое время на форуме "Утомленные солнцем". Ибо Барин в своем презрении ко всему истинно национальному создал мерзкую пародию. Вот честное слово, даже школяры этот фильм с брезгливостью восприняли, имела возможность убедиться. А "Сволочи" - стопроцентная безудержная ложь, ставшая киноправдой благодаря блистательной игре актеров. Даже затрудняюсь назвать фильм, который был бы вреднее для зрителя, не обладающего знаниями и нравственным иммунитетом.
На фоне такого рода "шедевров" благополучно теряются кое-как сляпанные фильмы с актерами второго ряда. И, дай Бог, затерялись бы совсем. Если бы какие-то доброхоты не вытаскивали их на всеобщее обозрение в праздничные дни.
Вот и я буквально вчера с удивлением узнала, что выпекли очередной ремейк (о скольких же я еще понятия не имею?). На этот раз внимание кухарок от киноискусства привлек широко известный, много критикуемый, но идейно верный "Отряд особого назначения". Что бы ни говорилось о старом фильме, помню эмоции от первого его просмотра в детстве. И до сих пор полагаю, что все его недостатки перевешивает один простой факт: в нем убедительно показана работа КОМАНДЫ для единой цели. И пусть он куда ближе к киноприключениям, нежели к историческому кино, он занял заслуженное место и в культурном наследии, и в сердцах зрителей.
И вот, с позволения сказать, "наше новое кино"... новое-то оно новое, сомнения вызывает - в какой степени НАШЕ. С фривольненьким (особенно с поправкой на жанр - военная драма) названием "Привет от "Катюши".
Тоже своего рода шедевр. Ибо чтобы создать такую свалку всех возможных клише, такую сумятицу характеров, наконец, такой тусклый экшн надо постараться.
Создатели фильма расстарались вовсю.
Первый же эпизод - застенки, куда кровавая гэбня ™ водворила главного героя, не иначе как нарочно для того, чтобы он не сгинул на фронте. Ибо, следуя пояснению, данному главному герою его бывшим сослуживцем, все чекисты сейчас или на фронте, или в тюрьме. Поэтому, мил друг, тебе и предоставляется последний шанс... а кому с тобой на задание идти... так и некому!
Как это некому? - возмущается доблестный сиделец. Там целая "Катюша" в водоеме, секретное оружие... значит, - намекает он, - подавайте мне самых лучших. Радиста не абы какого. Снайпера. И переводчика не забудьте.
И, демонстрируя блистательную логику, создатели фильма в лице командования буквально в следующем эпизоде формируют для ГГ группу с чемпионами, победителями и т.д. Причем принцип построения фильма по типу эстафеты, удачно сработавший у создателей "Отряда особого назначения", похоронен уже в зачине новодела: героям присвоены внушительные качества, но как эти качества должны сработать при выполнении конкретного задания - большой вопрос. Который повисает в воздухе... и провисит, чувствую, вплоть до финальных титров. Интрига, однако!
Невразумительное время на подготовку - и вот...
А, чуть не забыла! Первоисточник создатели новодела знают на твердую четверку, так что снайпером в группе идет девушка - чемпионка по стрельбе из лука. Как выясняется впоследствии, она все-таки не только из лука горазда... но зачем огород-то было городить?
Итак, героев забрасывают в указанный квадрат. Но прежде в тот же квадрат десантирут манекены. Непонятливому зрителю поясняют: это для того, чтобы отвлечь внимание немцев. Да мы бы и так поняли! Особливо если учесть, что немцы начинают шарить там, где выброшены манекены, аккурат в момент высадки группы. Бездна здравого смысла!
Немцы же, для тылового-то подразделения, - не, ну шоб мы так жили! Плюс - педанты и службисты, этот закон жанра создатели фильма блюдут с неменьшей педантичностью. Немцы действуют мгновенно, слаженно... но у них ничего не получается, потому что впереди еще три с половиной серии (зачеркнуто)... потому что их внимание сумела отвлечь девушка-переводчица, должно быть, знакомая с классикой: на ее песенку, исполненную на языке фатерланда, солдаты противника пошли, как на звук дудочки гамельнского крысолова, всей оравой. Неописуемо, это надо видеть.
Радиста при высадке тоже потеряли, так что ранее прозвучавшее замечание, что радистом в группе может быть каждый, себя оправдало, и вторая девушка, снайпер, в дальнейшем успешно исполняет обязанности радиста. И группа продолжает работать, несмотря на то, что противник умело организует чудеса: за считанные часы "Катюша" поднята, ее уже транспортируют, группа изобретает способы противодействия... а пока - выходит на связь с Москвой. Немцы незамедлительно выдвигают две машины для осуществления радиоперехвата и молниеносно засекают район, в котором действует рация. Насчет времени, в течение которого это происходит и как-то синхронизируется, не спрашивайте. Впрочем, создатели фильма изобретательны: не полагаясь на одно только низкопробное трюкачество, они, для отвлечения внимания от группы, вводят еще две линии.
Первая связана с основной столь же невразумительной, как и прочие, личностью одного из бойцов группы, который своих не нашел, зато набрел на пеструю банду, основа которой - урки. Я сказала бы - классические. Но до классических создатели фильма не дотянули. Урки выглядят еще неубедительнее всех прочих. Даже скопировать манеру антигероев "Место встречи изменить нельзя" актеры не сумели. Одичавшие за лето старшие воспитанники пионерлагеря - и только.
Вторая поначалу развивается параллельно: по одной из дорог близ места событий бредет под охраной группа евреев. Причем дюжие дядьки едут на телеге, в то время как бабы да ребятишки устало пылят рядом. Навстречу - жутко занятые поиском советских диверсантов чины. Воспользовавшись заминкой, дядьки на телеге сворачивают, им вслед - стрельба и классический (вот уж воистину классический!) возглас: "Нихт шиссен!", призванный убедить зрителя, что перед ним - гитлеровские солдаты, а не ряженые статисты из провинциального драмтеатра. Догадались, в чем дело? Ну, конечно! Обочина дороги заминирована. Итог понятен. В это же время бегут девушка и мальчонка, ее брат. И благополучно добегают до леса (ладно, повезло) и далее демонстрируют куда лучшие навыки выживания в чрезвычайной ситуации, нежели группа капитана Ермакова. Пока их путь не пересекается с кривой дорожкой уже известных нам урок, шарящих по деревням в поисках еды и выпивки. Во всех этой череде предсказуемых событий, долю неожиданности в которые привносят только глупости, время от времени свершаемые героями, единственное, что радует, - урки не герои, а просто урки.
Две серии посмотрено. Две - впереди. Смотреть ТАКОЕ непрерывно - ни времени, ни терпения не хватит. Признаюсь: обычно смотрю параллельно с домашними делами, ибо досуга откровенно жалко.
Промежуточный итог: изредка встречаются фильмы, в которых не хочется искать места для заклепок. Но куда чаще - фильмы, на которые заклепки ставить проблематично, ибо металл съеден коррозией.
* * *
Фильм я досмотрела-таки. Из чистого упрямства. И вот итог.
Знаете, что для меня в современных фильмах о Великой Отечественной войне страшнее, чем образ особиста? Эпизоды, придуманные во имя зрелищности и специально для того, чтобы пиротехникам было где... ну, не разгуляться, фильм, как многие и многие такого рода новоделы, откровенно малобюджетен. Скажем так: поработать. Для этого в фильм введена фантасмагорическая сцена: после того, как квадрат, откуда велась радиопередача, определен, немцы в мгновение ока добиваются осуществления бомбового удара. Удар необычайно точен, прямо по группе в полдюжины человек. Все живы, у одного бойца - легкое ранение.
Не иначе как в попытке придать стандартизованным героям оригинальности и выразительности, создатели фильма идут обычным путем. И в очередной раз мы получаем набор: командир, которому нечего терять (наверное, поэтому он действует так, как будто бы поставил своей целью максимально разнообразными способами погубить всю группу), солдат-казах, девушка, бывалый... На этот раз бывалый - дядька-шофер, который во второй серии пугает молодых бойцов натуралистичными рассказами о том, что такое война, далее непрерывно вслух причитает, как ему их всех жаль, а в четвертой серии признается, что двоеженец. Этого типажа создателям фильма мало, они вводят еще и окруженца, прибившегося к банде урок. В конце концов солдат, под нажимом обстоятельств, совершает правильный выбор, но при этом рассказывает, как его забыли на посту. А на фоне "диких русских" - настоящий "фон", молодой немецкий офицер, терзающийся тем, на какие нерыцарские способы ведения войны вынуждают его эти аборигены. За одну такого рода расстановку акцентов фильм следовало бы сдать в утиль. Единственное, что порадовало - урок добела никто отмывать не стал, хотя, учитывая все обстоятельства, очень уж они... непуганые, что ли... В немецком-то тылу, по которому ходят, не скрываясь. Еще и пленного из состава группы с собой таскают.
Впрочем, эта глупость скрывается в мутном потоке прочих глупостей. Сказано ведь было высокопоставленным чекистом в начале фильма: на такого рода заданиях (?) сразу после высадки (!) погибает до 80% личного состава. Вот герои и делают все, чтобы итог был именно таким. В частности, щедро оставляют следы своего пребывания, давая немцам понять: "Вы на правильном пути".
Немцы наших переигрывают вплоть до самого финала, что, впрочем, тоже не избавляет первых от совершения фатальных глупостей (чем ближе к финалу, тем глупости фатальнее)... ну, например, гараж с установкой охраняют только два человека - это притом, что о диверсионной группе известно не только им, но и всей округе.