Еще в 2005 году из случайно попавшегося на глаза номера "Комсомольской правды" - она не входит в число постоянно читаемых мною изданий - я узнала, что по соседству, в Тульской области (г. Липки, с. Сечено), начались съемки сериала о "Молодой гвардии". Режиссер Сергей Лялин утверждал, что снимает фильм не столько по роману Фадеева, сколько на основании реальной истории. Статья меня насторожила: ее автор продемонстрировал вопиющее отсутствие интереса к теме заявлением, поверхностным, а потому полуправдивым, что "Молодую гвардию" возглавлял Олег Кошевой (это примерно то же самое, что сказать: военной частью командовал замполит); режиссер невнятно бубнил о "16-летних мальчишках и девчонках, погибших за идею" (не уточняя, за какую именно идею), о том, что "из сюжета будет полностью исключена руководящая роль партии, которой в жизни не было" - цитирую по статье; решила сохранить в расчете на "будем посмотреть".
А если серьезно, выхода этого фильма на экран я ждала с нетерпением (с изучения истории "Молодой гвардии" в свое время начиналась моя работа по истории партизанского движения и патриотического подполья) и с преизрядными опасениями (не так давно на примере "Утомленных солнцем-2" мы еще раз убедились, чего стоят режиссерские заверения о "документализме"). Ждала - и все-таки премьеру проморгала. Она не попала в число громких. Но главная причина, по которой не удалось отследить этот фильм в телевизионной программе, - название. Надо сказать, странноватое и до сих пор для меня труднообъяснимое - "Последняя исповедь". Вот и получилось, что сериал я смотрела уже с середины; что-то сразу понравилось, что-то вызвало недоумение. Так что при первой же возможности я обзавелась диском, и...
Вот об этом "и" я и хочу рассказать.
Режиссер не обманул: в фильме мы не видим ни Лютикова, ни Баракова, ни тех подпольщиков, которые были казнены в самом начале оккупации Краснодона и погребены в "могиле 32-х". Более того, не видим мы не то что Виктора Третьякевича, посмертная судьба которого была печальна, но даже и командира "Молодой гвардии" Ивана Туркенича. Вот и получилось, как в журналистском анонсе, - организацию на всем протяжении фильма единолично возглавляет Олег Кошевой. И выглядит она далеко не такой массовой, как была на самом деле (более ста человек); ну да эта массовость не в полной мере отражена и в первом фильме о "Молодой гвардии".
Тем не менее, историческая основа чувствуется - и чувствуется очень хорошо. Многие боевые дела, на которых даже Фадеев не заострил внимание, но которые документально подтверждены, нашли в фильме свое отражение. А додуманное, плод творческого вымысла, весьма удачно монтируется в документально подтвержденное - и не вызывает протеста.
Одна из музыкальных тем фильма - танго. В начале фильма нарядные, веселые юноши и девушки идут по степи под эту мелодию. Она же звучит в конце из громкоговорителя - ее слышат собравшиеся у стен тюрьмы родные молодогвардейцев, в то время как ребят сажают в грузовик, чтобы везти на казнь. Вполне достоверная деталь: заплечных дел мастера имели обыкновение создавать такого рода шумовые завесы.
Не всегда молодым актерам удается вести себя соответственно возрасту своих героев и эпохе. Но старательности у них не отнять. Скажу о тех, чья работа мне понравилась: Эльдар Лебедев (Сергей Тюленин), Людмила Колесникова (Валерия Борц; в другом ремейке - китайской версии "А зори здесь тихие" - она убедительно сыграла Кирьянову); Анастасия Панина (Любовь Шевцова). А вот Ульяна Громова (Валерия Каленникова) лишена той яркой индивидуальности, которую предполагает образ; уж не знаю, чьей вины тут больше - актрисы или режиссера.
"Картинка" подобрана, на мой взгляд, весьма удачно. Хотя, положа руку на сердце, есть в этом какая-то горькая ирония: не то чтобы удаленный от политического центра страны городок начала XXI века запросто может послужить декорацией для кинофильма о разграбленном оккупантами шахтерском городке второго года большой войны.
Правда, шахтерский городок получается, мягко говоря, странноватый: он населен исключительно стариками, женщинами и несовершеннолетними. Простите, а где же мужики-шахтеры? Пожалуй, этот момент сильнее всего выдает малобюджетность фильма. Допускаю, что именно в связи с этим эпизод казни 32-х шахтеров и советских служащих был заменен эпизодом казни раненых из госпиталя. Деталировка же достоверна - и то, что казнили в городском парке, там же и похоронили, и то, что многих похоронили заживо... и то. что именно этот эпизод, мгновенно ставший известным всему Краснодону, стал одним из главных катализаторов возникновения "Молодой гвардии".
Вымышленный персонаж - военком, которого мальчишки-краснодонцы привычно (но с уважением) зовут Чижиком, - не вызвал у меня протеста. Вопреки модным тенденциям, авторы фильма создают образ, максимально далекий от тенденциозных образов тыловых крыс: Чижик - пожилой искалеченный человек, который, несмотря ни на что, до конца выполняет свой долг. Гибель Чижика - один из самых сильных моментов фильма. И очень понятна (на эмоциональном уровне понятна!) фраза Сережи Тюленина: "Я им Чижика не прощу!" Равно как понятно - и исторически достоверно - Сережино возмущение, когда другие ребята предлагают начать писать листовки: "Какие листовки?! - восклицает он. - Воевать надо!" Такая трактовка образа полностью совпадает с воспоминаниями оставшихся в живых молодогвардейцев о Сергее Тюленине. Равно как правда и то, что Сергей пытался уйти вместе с отступающими бойцами Красной Армии, но его не взяли - "годами не вышел". Точен в деталировке и образ Любы Шевцовой. Ее кумиром, примером для подражания была Любовь Орлова. В одном из первых эпизодов сериала "Любка-артистка" исполняет для раненых песню из фильма "Цирк". И Любе лестно слышать, что ее сравнивают с Орловой. Достоверны эпизоды со спасением нескольких раненых, заблаговременно спрятанных в домах краснодонцев, со сбором оружия в степи и многие другие, в том числе - классические эпизод с водружением над Краснодоном красных флагов Октября и с сожжением биржи труда.
Но не могу не вернуться к названию - "Последняя исповедь". Видимо, оно, по крайней мере, отчасти, детерминировано персонажем, появление которого в фильме не представляется мне необходимым: Алеша, онемевший юноша, сын погибшего при бомбежке священника, становится другом и помощником молодогвардейцев; сами же молодогвардейцы собираются вовсе не в клубе имени Горького, как то было в реальности, а в развалинах церкви.
Но, повторюсь, рядом с этим допущением - исторически достоверные или не противоречащие истории эпизоды. Тот факт, что молодогвардейцы осуществляли налеты на немецкие автомашины, позволил с полным основанием ввести в фильм приключенческие моменты. По правде сказать, весь потенциал этих эпизодов создатели фильма не исчерпали; по мне - так лучше бы сэкономили экранное время на диалогах немецких офицеров... может, проблемы все-таки бюджетного характера? Несомненный плюс: даже при показе боевых эпизодов режиссеру удалось сохранить чувство меры и не забыть, что его герои - не какие-нибудь "диверсанты", а вчерашние школьники. Да и вообще, поступки героев порою грешат излишней, на взгляд взрослого человека, горячностью, есть элемент рисовки, есть далекий от рацио романтизм. Ну и замечательно! Если мне рассказывают о семнадцатилетнем юноше-сорвиголове, я хочу видеть на экране именно юношу, который способен на такие поступки, как Сережа Тюленин. Если мне рассказывают о семнадцатилетней влюбленной девушке, я хочу видеть на экране именно такую девушку - вот, например, как Клава Ковалева.
Несколько фраз об отрицательных персонажах.
Вот из Краснодона на последней грузовой машине драпает с семейством и с имуществом подлец-чиновник. Вроде бы, привычный для современного кино сюжет. Но есть три существенных отличия: 1) драпает один, в то время как многие и многие заняты спасением раненых; 2) даже Фадеев не ушел от этого эпизода (вспомните отца девушки, в которую был влюблен Олег Кошевой); 3) ну и наконец самое главное - этот эпизод лишен той карикатурности, какую, например, придали аналогичному эпизоду создатели "Лейтенанта Суворова".
Вот в Краснодон входят оккупанты. Они самоуверенны и вальяжны, но, опять же, ничем не напоминают тех фрицев-клоунов, фрицев-дегенератов, какие, похоже, стали нормой в современном кино. Психологически достоверно выглядят и молодой рыжеватый фриц, застреливший залаявшую собаку (на его лице явственно читается: не сметь!), и другой, фотографирующийся на фоне раненых, которые стоят на краю своей могилы. Это фрицы, чувствующие себя победителями, хозяевами ситуации. Это - первый день оккупации. Потом все будет совсем по-другому.
Вот - полицаи. "Обиженные Советской властью" - именно из таких и предписывалось набирать полицию. И прямо говорилось о том, что уголовный элемент весьма желателен. Таких мы и видим. И ведут они себя в меру самоуверенно, в меру трусливо... одним словом - в меру.
И немцы, и полицаи показаны действительно опасными врагами. А если учесть, что противостоят им вчерашние школьники, которым надо самоорганизовываться, надо самостоятельно вооружаться... Уж не знаю, что подразумевал режиссер, определяя свой фильм как историю о "16-летних мальчишках и девчонках, погибших за идею" - получился фильм о патриотическом комсомольско-молодежном подполье.
Чтобы оценить фильм (не столько объективно, сколько субъективно, т.е. душой, а не только разумом), рекомендуется смотреть его после любой из поделок "типа про войну".