Аннотация: "Думаю, что едва ли найдётся человек, сексуальная жизнь которого, будь она обнародована, не вызвала бы у окружающих удивления и ужаса. (Сомерсет Моэм)
Леонид Январев.
ДРУГОЙ ОЛИМП.
И НЕ ТОЛЬКО.
Мифологический очерк
"Голубой! Голубой!
Не хотим играть с тобой!"
(Из детского мультфильма "Голубой щенок", 1976 г.)
"Думаю, что едва ли найдётся человек, сексуальная жизнь которого, будь она обнародована, не вызвала бы у окружающих удивления и ужаса.
(Сомерсет Моэм)
Оглавление
I. На Олимпе.
II. Взгляд с Олимпа: что внизу, то и наверху!
III. Страсти по Орфею.
IV. Женская доля.
V. Мужские игры
VI. Не боги горшки обжигают.
VII. Братство по оружию.
ПРЕДИСЛОВИЕ
В обычном обиходе имена Аполлон, Гермес, Зевс, Геракл находятся по соседству с Иванушкой-дурачком, Бабой-Ягой и тридевятым царством.
В продвинутом культурологическом обороте мифология с успехом играет роль старых мехов, в которые наливается разное вино, в зависимости от того к какому столу сегодня его предполагается подавать. Авторские прочтения известных сюжетов добавляют неразбериху. Первоисточники и научные тексты нагоняют скуку.
В бесконечном списке тем, которым не повезло в советской стране в советское время, нашла своё место и греческая мифология. Из неё выбросили всё, что могло бы привести в смущение как бы благонравных строителей коммунизма, всё, что не совпадало с идеологической линией партии в части полового воспитания, и всё, что шло в разрез с уголовным кодексом. Немало воды утекло после бесславной кончины КПСС, но её наследство в разных областях культуры то и дело даёт о себе знать. А парадоксальность текущего исторического момента в том, что в освободившееся от КПСС место устремилась православная церковь.
Подробности личной жизни обитателей мифологического Олимпа никогда не были секретом, но они упрятаны в трудно читаемые тексты изданий для специалистов. Широкой публике чаще всего по инерции предлагаются кастрированные пересказы греческой мифологии советского образца. Так проще! Серьёзная литература по этому вопросу есть, но она требуют изрядных усилий и досуга, чтобы вникнуть в хитросплетение событий мифологического прошлого. Я взял на себя эту рутинную работу. Читателю остаётся только проявить любопытство. Заглянув в божественный интим, мы обнаружим много интересного, разнообразного и поучительного.
Вы узнаете, что человечек с моторчиком ‒ Карлсон, который живёт на крыше - современная дегенеративная трансформация образа Эрота, что вопреки расхожему мнению Нарцисс влюбился не в себя, хотя и в своё отражение, что "эдипов комплекс" совсем не вытекает из истории мифологического Эдипа, что Геракл страдал от припадков безумия, что красивым именем Ганимед лучше бы не называть охранную фирму, оно более уместно для проктологической клиники, что день св. Валентина ‒ день ВСЕХ влюблённых, а не только гетеросексуальных пар.
Узнаете и о многом другом, что противоречит обыденному представлению о сказочной античности. Но вы не найдёте систематического изложения. Не трудитесь! Я мало внимания уделяю общему и трачу основное время на частности. Античный философ мог бы справедливо адресовать мне упрёк: "Он похож на женихов Пенелопы, которые, добиваясь её, в то же время совокупляются с её служанками".
Жанр книги определён как мифологический очерк. По-другому говоря, это пристрастное мнение автора, а не пособие по мифологии. В книге использовано большое количество цитат из того, что считается, а иногда и не считается, источниками по античной мифологии. Я не стал делать ссылки, комментарии и список использованной литературы. Это заняло бы много места и придало бы книге тяжесть наукообразности. Подчёркиваю - к научному историческому исследованию моя работа никакого отношения не имеет. Так же я не ставил себе целью дать исчерпывающую картину мифологического мира, что невозможно. Да и заявленная тема диктует выбор сюжетов. Например, я обошёл миф о Сизифе. Рассказ об этом удивительном персонаже стал бы отдельной новеллой.
Не рекомендую чтение этой книги: детям до 16 лет, потому что их уже не интересует, откуда берутся дети, но ещё мало интересует всё остальное, кроме самих себя; христианам, потому что упоминаю их религию в языческом контексте; мусульманам, потому что упоминаю о пророке Мухаммеде в контексте христианского ада; идиотам, потому что нет ничего обиднее их мнения.
С уважением
Л. Январев
Что среди смертных позорным слывёт и клеймится хулою ‒
То на богов возвести ваш Гомер с Гесиодом дерзнули:
Красть и прелюбы творить, и друг друга обманывать хитро.
(Ксенофан)
I. НА ОЛИМПЕ.
Уран, согласно Олимпийскому мифу творения, самый древний бог. От него Мать-Земля породила все живое. Среди её сыновей титаны, киклопы и сторукие с пятьюдесятью головами гиганты. Уран не баловал своих отпрысков вниманием и любовью, а своевольных, склонных к неповиновению, киклопов он бросил в Тартар ‒ в мрачный подземный мир, который находится на таком же расстоянии от земли, как земля от неба. Это тюрьма для богов. Тартар расположен ниже Аида, куда, окончив земной путь, опускаются души смертных, и более ужасен. В наше время пожелание провалиться в тартарары стало эмоциональным речевым оборотом, утратив силу страшного проклятия.
Мать-Земля не захотела мириться с незавидной участью своих детей и настроила сыновей против отца. Титаны напали на спящего Урана. Самый младший из них, седьмой, по имени Крон, вооружённый серпом из "седого железа", оскопил отца. Отрезанный детородный орган он взял левой рукой и бросил его в море. С тех пор, член в левой руке ‒ не к добру, если это только не мастурбация. Греки относились к онанизму без морального предубеждения, считали его не пороком, а заменителем любви ‒ женитьбой без жены. Сражаясь, таким образом, с Афродитой, они чаще всего использовали левую руку, так как она ближе к сердцу и поэтому в ней больше сердечности.
Древние критики не без оснований упрекали греков в опошленном использовании в своих мифах Высокой Египетской мистики, по канонам которой Вселенная возникла благодаря акту священной мастурбации. "Я сам создал все живущее, - оповещает бог Атум (он же Амун, он же Ра). - Мой кулак был мне супругой. Я совокупился с собственной рукой". Это вам не банальное самоудовлетворение, а прообраз современной, но не менее сказочной, теории Большого взрыва!
Как и где не объяснялось бы в далёкие времена сотворение мира, без пениса обойтись было невозможно. Например, у шумеров он символизировал божественный разум. Грекам для развития Вселенной, для смены вех, потребовалось членовредительство. Не удивительно. В древние времена детородный орган врага считался важным трофеем. Учёт вёлся с бухгалтерской точностью: "членов военачальников ливийских - 6 штук; членов, отрезанных у ливийцев, - 6359 штук" и так далее. Это прискорбным образом отразилось на спорах современных фрейдистов о проблемах с либидо, о "мужской зависти к пенису", о неосознанном "страхе кастрации". Зацикленность Фрейда на гениталиях и любовь к греческой мифологии, не делающая ей чести, ещё не раз приведёт к упоминанию его имени.
Отрезали, так отрезали, ничего уже не поделаешь! Хотя в наше время могли бы, и пришить обратно, но божественным сценарием это не предусмотрено. Капли крови Урана пролились из его члена на Мать-Землю и родились эринии ‒ Алекто, Тисифона и Мегера. Это отвратительные старухи с клубками змей вместо волос и кровавыми глазницами, они всегда в чёрных одеяниях с кроваво-красными поясами. В руках ‒ усеянные бронзовыми гвоздями плети. Они мстят отцеубийцам и клятвопреступникам. Жертвы эриний умирают мучительной смертью.
Из пены морской волны, поднявшейся от падения божественного члена Урана, явилась в мир богиня любви Афродита. Там, где она ступает, вырастают травы и цветы, её сопровождают голубки и воробьи. Афродита божественно красива и носит "магический пояс любви и желания, которому покорны сердца всех богов и живущих на земле смертных" (из Гомера). Рождение богини произошло без матери исключительно из мужского начала. Это очень важная особенность, которую до сих пор некоторые пытаются умалить и даже свести до недоразумения, или вовсе не замечать. Напрасно! Позднее происхождение Афродиты было подправлено: ей назначили небесную мать и предписали управлять земными браками. Это не так. Попытки людей приспособить богов к собственным представлениям о правильном и целесообразном всегда заканчивались ещё большей путаницей в головах смертных.
"Будь на свете одна Афродита, Эрот был бы тоже один; но коль скоро Афродиты две, то и Эротов должно быть два. А этих богинь, конечно же, две: старшая, что без матери, дочь Урана, которую мы и называем поэтому небесной, и младшая, дочь Дионы и Зевса, которую мы именуем пошлой... Эрот Афродиты пошлой... как раз та любовь, которой любят люди ничтожные. А такие люди... любят женщин не меньше, чем юношей... Эрот же Афродиты небесной [Урании в некоторых переводах] восходит к богине, которая... причастна только к мужскому началу, но никак не к женскому... Потому-то одержимые такой любовью обращаются к мужскому полу. (Из "Пира" Платона)
Крон, расправившись с отцом, получил власть над миром и женился на своей сестре Рее. Уран канул в пучине времён. Некоторые считают, что он стал жизненной силой воздуха, которым дышит все живое. Титаны выпустили киклопов из заточения, но, как оказалось, ненадолго. Крон, не желая видеть рядом с собой могучих и уродливых братьев, снова сбросил их в Тартар, на этот раз уже вместе со сторукими гигантами.
Мать-Земля возмутилась вероломством своего отпрыска и предрекла, что Крона свергнет один из его сыновей. С тех пор проклятие оскоплённого Урана преследует всех сыновей, замышляющих против отцов. Крон проглатывал своих детей. Бережёного бог бережёт! Так он пожрал Гестию, Деметру, Геру, Гадеса, Посейдона. Но и властитель мира не властен над своей судьбой. Предопределённого роком не может избежать даже бог!
Рея негодовала, но ничего не могла поделать с супругом детопожерателем. В сговоре с Матерью-Землёй под покровом глубокой тайны она родила сына ‒ Зевса. Мать-Земля спрятала младенца на острове Крит. Чтобы обмануть мужа, Рея запеленала камень как ребёнка и отдала его Крону. Безжалостный, но невнимательный отец проглотил этот свёрток вместо младенца.
Нимфы, сестры Ио и Адрастея, ухаживали за Зевсом. Будущий владыка Олимпа был вскормлен молоком козы-нимфы Амалфеи и мёдом. Его молочным братом стал Пан, родившийся в это же время, но впоследствии Зевс его не жаловал, а вот к нимфам-нянюшкам сохранил самые добрые чувства. Рог козы Амалфеи он превратил в рог изобилия, в котором всегда в любом количестве есть еда и питье. Правда, злые языки поговаривают, что на самом деле будущего владыку Вселенной вскормила обыкновенная свинья, возившая Зевса на своей спине, волоча за собой его пуповину, пока та сама собой не отпала.
Золотая колыбель Зевса висела на дереве, чтобы Крон не мог увидеть его ни на небесах, ни на земле, ни в море. Вооружённые воины били мечами по щитам, заглушая плач младенца. Это помогло ненадолго. Крон не раскусил обман сразу, но ему донесли на жену, и он стал преследовать Зевса, который, спасаясь, обратился в змея и ускользнул от своего родителя.
Зевс нашёл приют среди пастухов. Его воспитанием пыталась заниматься титанида Метида, в ведении которой находились все знания и мудрость мира, но Зевса больше интересовали её женские прелести, чем систематическое образование. Тогда Метида не уступила юному Зевсу. Лишь много позднее, став главным богом, он добьётся своего и овладеет очаровательной многоумной тётушкой, а потом, по примеру своего отца, проглотит беременную Афиной возлюбленную, так как Мать-Земля через своего оракула предупредила внука: родится девочка, а в дальнейшем Метида родит сына, который свергнет Зевса. Трапеза не пройдёт бесследно: время от времени Метида будет вещать из чрева Зевса, давая своему воспитаннику дельные советы.
Пока Зевс мужал, царствование его отца приходило в упадок. Крон стал ленив и уже никого не опасался, безраздельно утвердившись во Вселенной. Абсолютная власть, как известно, развращает абсолютно. Метида не питала никаких иллюзий: царствование её венценосного брата обречено. Казалось, что даже время остановилось, задумавшись, а стоит ли двигаться дальше?
К Зевсу Метида относилась по-женски заботливо, пока это было уместно. Племянник вырос, превратившись из шкодливого мальчугана в настырного, темпераментного плейбоя и стал уж очень досаждать ей своим домогательством. Она отправила его к Рее с советом, найти какое-нибудь занятие сыну, иначе от скуки он перетрахает всё, что шевелится и дышит. Зевс уговорил мать сделать его виночерпием Крона, который утратил осторожность и не обращал внимания на прислугу. В заговор включилась и Метида. С её подсказки Рея передала Зевсу горчицу и соль, которые тот подмешал в медовый напиток Крона. Выпив, в своей манере, одним глотком это зелье, Корон сначала изрыгнул камень, который в своё время проглотил вместо сына, а вслед за камнем ‒ старших братьев и сестёр Зевса. Стоит ли упоминать, что все оказались живы и невредимы? Вызволенные из утробы отца дети, тут же вступили заговор и предложили Зевсу возглавить борьбу против жестокосердного родителя.
Камень, который проглотил Крон вместо младенца Зевса, а затем, поперхнувшись ядрёным зельем, выплюнул, стоит в Дельфах и почитается святыней. Его называют Омфал ‒ "пуп земли". Камень умащают благовониями и облачают в царские одежды.
Титаны видели, что их венценосный брат уже не так силен, как прежде, и самостоятельно встали на защиту трона, избрав своим предводителем огромного Атланта. Он из рода титанов, его младшего брата Прометея иногда называют отцом людей за постоянную заботу о роде человеческом. Позднее скажут, что Атлант правил могучей страной-островом Атлантида, пока её в один день не поглотила океанская пучина. Так ли это? Неизвестно. Атлант ‒ дед знаменитого олимпийского бога Гермеса, глашатая Зевса. Некоторые, не без основания, считают Гермеса прохвостом.
Прометей оказался дальновидней своего брата и выступил на стороне молодых богов. Он понимал, что перемены неизбежны. Атлант же искренне считал, что новые олимпийцы не в состоянии управлять Вселенной и погубят её. Он боролся за принципы, а не за власть, поэтому никогда не смог бы победить.
"Море взревело, земля застонала, и ахнуло небо" (из Гесиода) ? началась война между новыми олимпийцами и титанами. Она продолжалась десять лет, и конца ей не было видно. Тогда мать-Земля предсказала своему внуку Зевсу, что победа будет за ним, если он возьмёт в союзники заключённых Кроном в Тартар киклопов и сторуких гигантов. Ключницей в Тартаре была хотя и престарелая, но ещё грозная Кампа. Зевс не стал вступать с ней в переговоры. Он убил хранительницу подземного царства и освободил узников. Киклопы, подкрепив силы божественной едой, с неуёмной энергией включились в военную компанию. Первым делом они оснастили молодых богов грозным оружием: Зевсу вручили смертельно разящую врагов молнию, Гадес (иные его называют Плутоном) получил шлем, делающий его невидимым, Посейдону достался грозный трезубец. Так киклопы стали оружейниками новой власти.
У Крона на плече всегда сидел Ворон ‒ это был он сам у себя на плече: никто не знал, в какой момент Титан ‒ Ворон, а в какой ‒ Титан. Только во время сна Крон разлучался со своей ипостасью. Чтобы действовать наверняка, Гадес незамеченным, в шлеме-невидимке, пробрался в спальню Крона и внезапно поднял там шум, Посейдон, размахивая трезубцем, отвлёк внимание Крона, и тогда Зевс поразил своего отца молнией. Сторукие гиганты стали забрасывать огромными камнями титанов, а козлоногий Пан, молочный брат Зевса, издал неожиданный и такой душераздирающий крик, что титаны дрогнули и в ужасе обратились в паническое бегство. Так они проиграли войну.
Титанид Зевс простил, благодаря заступничеству своей матери и титаниды Метиды. Титаны частично были изгнаны в дальние пределы Вселенной, самых активных врагов Зевс заключил в Тартар, а охранять их поставил сторуких гигантов. Военному предводителю титанов Атланту в наказание было назначено держать на своих плечах небо.
Расправившись с врагами, Зевс, Посейдон и Гадес бросили жребий, но это была уже формальность для истории. Как и следовало ожидать, Зевсу выпало стать владыкой неба. Посейдону досталось море. Гадесу ‒ Аид. А если бы Зевсу не выпала верховная власть? Бросьте! Жребий богов всегда на стороне сильнейшего. Один учёный нового времени сказал, что истинная логика нашего мира ‒ это подсчёт вероятностей, другой ‒ по схожему поводу, возразил: "Бог в кости не играет!". Для Зевса предмет их спора не существует. Если он пожелает, подброшенная монета будет до скончания веков выпадать "орлом". Сила ‒ это природа, основание, источник права власти. Жребий ‒ оформление закономерности.
В глубокой древности в Афинах действовала система выбора должностных лиц, по которой часть ‒ избиралась голосованием в народном собрании, часть ‒ путём жеребьёвки. Тирания преисполнена множества бед, она словно смерть для свободного человека, но власть народа, что за жизнь? Демократия ‒ это диагноз. Симптомы ‒ стремление к беспорядку и вседозволенности, власть ничтожных. Чтобы хоть как-то подправить несовершенство человеческого выбора, прибегали к жребию. Эта традиция пришла от богов. Теперь она незаслуженно забыта. В строю её противников мудрец Сократ, имя которого до сих пор на слуху не только философов. Он считал, что глупо доверятся бросанию бобов. Не только за это, но в частности и за это, Сократа приговорили к казни. Обвинители считали выбор по жребию краеугольным камнем афинской демократии. Голосование, не уравновешенное божественной волей? Это или безумие, или преступление. Сократ был признан идеологическим извращенцем, политическим развратителем юношества. Он принял судьбу и неправый суд.
Гадес по жребию стал владыкой мрачного подземного мира, о котором не любят говорить ни люди, ни боги. Туда спускаются тени умерших. Под язык покойным живые сердобольно кладут монетку, которую нужно заплатить за билет в одну сторону скупому Харону ‒ перевозчику через ненавистную реку Стикс, ограничивающую Аид. Иные считают, что лодку безобразного старца Харона следует ждать у реки Ахеронт. География Аида неточна и противоречива. Кто-то считает, что Стикс девять раз опоясывая царство мёртвых, впадает в реку Плача, которая вливается в поток Леты, вытекающей из недр земли. Другие говорят, что река забвения Лета ‒ приток Стикс. Не хочется спорить. Все там будем, вот и посмотрим, кто прав! Дурной тон поминать царство мёртвых всуе. Клятва над водами Стикс ‒ редкая и самая страшная клятва богов. Даже бессмертный, нарушивший её, будет лежать девять лет бездыханным вдали от Олимпа.
Для сравнения, христианский, а именно, католический ад, устроен более определённо. Христовы услужители понимали, что отпущение грехов живым ‒ это хороший бизнес, поэтому все человеческие пороки были классифицированы и систематизированы. Архитектура Ада соответствует тяжкости и стоимости греха. Местообиталище пропащих душ ‒ это подземная пропасть, которая, воронкообразно сужаясь в глубину, достигает центра земли. Это основательное место, и оно оборудовано всем необходимым для воздаяния по заслугам. Такой божий концлагерь! Ад составлен из девяти кругов, круги делятся на пояса, рвы и злые щели. Например, падший Люцифер находится в девятом круге, пояс четвёртый, как предатель величества божественного и человеческого. Думаю, приверженцы ислама будут уязвлены, когда узнают, что пророк Мухаммед находится в христианском аду. Могу даже указать точный адрес: круг восьмой, ров десятый среди зачинщиков раздора, как раскольник веры. В далёкие от наших дней времена, когда сложилась эта литературная концепция христианского ада, ещё остро ощущалось, что ислам и христианство ‒ это родные сестры, которые повздорили из-за родительского наследства.
Трёхглавый пёс Кербер сторожит границы Аида и от живых, если они попытаются проникнуть сюда, и от теней мёртвых ‒ если они попытаются сбежать. За переправой начинаются безрадостные луга, где неприкаянно бродят души. Только напившись свежей крови, они смогли бы ненадолго почувствовать себя живыми, но им приходится пить воду из Леты. Это отшибает память: взгрустнулось о земном, принял стаканчик, и как рукой сняло. Души избранных пьют из реки Памяти, над которой растёт белый тополь. О них помнят на земле, а о прочих уже забыли. За безрадостными лугами лежит Эреб, там Гадес построил свой дворец. Но мёртвых туда не пускают, их путь ‒ к развилке трёх дорог. Если жизнь вновь прибывшего нельзя оценить, как праведную или неправедную, он остаётся маяться на безрадостных лугах, если жизнь неправедная ‒ отправляется на поле мук. Душам праведников дорога в Элисиум. А судьи кто? Минос, Радаманф и Эак. Вы ещё встретите эти имена в нашем повествовании, и, может быть, удивитесь. Двое ‒ в прошлом великие грешники. Эак... Его оценивают по-разному, но по мне так просто грешник. Лучшие инквизиторы на земле ‒ из раскаявшихся. Их не проведёшь и не разжалобишь. Вот и в Аиде праведность не то чтобы не в чести, но как-то не при делах.
Многое о географии Аида нам поведал богоподобный Пифагор, который, как говорят, сам там побывал и рассказывал о подземном царстве своим ученикам в воспитательных целях. Из других источников известно, что у мудрецов-философов в Аиде есть некоторое преимущество перед прочими покойниками. Они не грустят об утраченном теле и земной жизни, им всегда есть о чём поговорить, и о чём поспорить между собой. Например, жужжит комар гортанью или задницей? Тело его трубчатое, летает он быстро, воздух влетает в рот, а вылетает через зад, вот и получается, что задницей. Или нет? А сколько таких вопросов? И вечности не хватит, чтобы разобраться!
В Аиде, как и на земле, с умниками морока. Однажды судья подземного царства, сам в прошлом великий грешник, Минос, приказал бросить разбойника в огненный поток. "За что? Ведь богини судьбы Мойры предопределили мою жизнь и все пакости, которые я совершил!" ‒ взмолился несчастный. Минос подумал, согласился и сказал: "Ты не только разбойник, но и софист!" Наказание он отменил, но предупредил: "Только, смотри, не учи других мёртвых задавать такие вопросы!"
Элисиум, хотя и расположен рядом с Аидом, но это совершенно другое место ‒ это счастливое место. Там всегда светит солнце, не бывает ни жары, ни холода. Музыка, пиры, игры ‒ обитателям Элисиума есть чем заняться, а если они только пожелают, то могут повторно родиться на земле. И правит там Крон, которого сверг с небес Зевс. Почему он? Этого никто не знает.
В Элисиуме много юных душ, среди них ‒ Клеобис и Битон. На земле они были сыновьями жрицы богини Геры. Однажды юноши вместо быков впряглись в священную колесницу, когда настало время исполнить обряд богини, и притащили колесницу в храм. Жрица, растроганная таким самоотверженным поступком, попросила Геру наградить сыновей высшим благом, доступным людям. Мать желала своим детям счастья на земле, но у богов свой взгляд на счастье смертных. Как часто люди опрометчивы, взывая к небу! Утомлённые тяжёлой работой, юноши уснули прямо в храме и больше не проснулись. Те, кого любят боги, умирают в молодости. Если это утешение...
Невдалеке от Элисиума расположены Острова Блаженных, о коих известно, что там можно встретить и великих праведников, и великих грешников. Боги мало внимания обращают на предрассудочные людские представления о добре и зле. Только им известна плата за билет на Острова Блаженных. Некоторые считают, что эти острова лежат у границ земли, дальше ‒ бесконечная океанская пучина.
Философ-поэт Платон по-своему представлял картину Вселенной и говорил, что люди после смерти становятся звёздами. Каждый человек ‒ звезда! Посмертно...
Разделив мир между братьями, Зевс воцарился. Нравы нового правления разительно отличались от уклада жизни старых богов, а супружеская верность на Олимпе утратила цену. Ложные клятвы ради сокрытия и спасения возлюбленных от скорых на расправу с соперницами жён, больше не навлекали гнева богов, ибо сам Зевс неоднократно так клялся. Мать Рея, поражаясь необузданной похотливости своего венценосного сына, запретила ему жениться: сексуальная распущенность ‒ источник многих бед и недостойный пример в семье. Рассерженный Зевс пригрозил, что поимеет и её, если она будет ему перечить. Оскорблённая Рея тут же превратилась в ужасную змею. Но Зевса это не испугало. Он превратился в змея и исполнил свою угрозу. Больше никто не смел делать ему замечания. Широко известное матершинное выражение насчёт матери, издревле один из вербальных способов утверждения своей власти.
Женился Зевс на сестре Гере. Инцест ‒ обычное дело среди олимпийских богов. Стать первой леди Олимпа ‒ это заманчиво. Но неспособность Зевса к супружеской верности не оставляла никаких надежд на семейное счастье. Гера избегала ухажёра, пряталась от него, но попалась на обман: Зевс притворился маленькой пёстрой кукушкой, которую она нежно прижала к груди. Ухажёр тут же принял свой истинный облик и овладел Герой. Ей пришлось смириться со своей участью. С тех пор она Великая, мудрая богиня ‒ на земле, и сварливая, докучная, глупая жена ‒ на Олимпе. Впрочем, громовержцу достало ума пожранной им Метиды, которая время от времени тревожит совесть правителя, вещая из его чрева. Хвала Зевсу за то, что Гера вмешивалась в управление Вселенной только исключительно по своим вздорным бабским делам. Хватит ей трона из золота и слоновой кости. Иного власть мужчин допустить не может. На парадном фоне Олимпа, в царственных одеждах, Гера выглядит величественно. В правой руке у неё скипетр, увенчанный кукушкой ‒ символ весны, в левой ‒ спелый гранат ‒ символ смерти года. Среди даров, которыми она может наградить любого смертного, дар пророчества. Времена Года ‒ нянюшки Геры ‒ всегда смотрят на свою воспитанницу с восторженным обожанием.
Среди двенадцати самых главных олимпийских богов только двое ‒ Гефест и Арес (латиняне называют его Марсом) ‒ дети Геры. Что один, что другой ‒ ни богу свечка, ни черту кочерга. Зевс всегда сомневался в своём отцовстве, глядя на придурковатых отпрысков. Младенец Гефест был так уродлив, что сама мать сразу после родов сбросила его с Олимпа, и долгое время знать о нём не хотела. О причинах столь странного проявления материнского чувства мы ещё поговорим в дальнейшем.
Существует легенда, что по закону Ликурга в Спарте было принято сбрасывать хилых и безобразных младенцев в ущелье Тайгета. Я не склонен безоглядно доверять Плутарху, который об этом сообщает. Подобные случаи имели место и в Афинах, и по всей Греции, особенно если на свет появлялась девочка, но назвать их обычной практикой, тем более "законной" ‒ это вряд ли. Не о гуманизме речь, для Древнего мира он всё равно, что смертельный яд. Лучше сказать о прагматическом сострадании. Детей, по разным причинам неугодных родителям, продавали в рабство, или подбрасывали бездетным семьям, или оставляли на пороге храмов, посвящённых богам. А уродец сам по себе долго не жил, если выживал, то обычно жизнь его была настолько неприкаянной, что лучше бы его действительно в пропасть сбросили. Но жестокость античности не идёт ни в какое сравнение с библейской милосердием: пророк Елисей за насмешку над его лысиной проклял 42 ребёнка, и их разорвала медведица. Или такое: "Блажен, кто возьмёт и разобьёт младенцев твоих о камень!" (Пс. 136:8).
Поступок Геры хотя и крайность, но непредосудительная по меркам античности, тем более что со временем богиня изменила своё отношение к сыну. Да, ни красотой, ни умом Гефест не вышел, зато хотя бы мастеровитый, а польза от Ареса, бога войны, только мрачному, жадному Гадесу, который с умилением наблюдает, как молодые отважные воины в жестоких битвах убивают друг друга, пополняя ряды его подданных в Аиде. Гера всегда хлопотала о юродивом Гефесте, заглаживая свою вину перед ним, а вот Ареса не любила, хотя, не вослед своему брату, он красив, пользуется успехом у женщин.
Одна из побочных обязанностей Ареса ‒ возбуждать желание в жёнах воинов, когда они видят своих мужей. По секрету сказать, при этом он и сам иной раз испытывает возбуждение, глядя на молодых красивых мужчин. Армейские нравы того времени адекватны естественным потребностям воинов в сексе и прагматичны. Следом за войском гнали стадо коз, которых также употребляли и как провиант. Кому-то нравились четвероногие подружки, а кто-то предпочитал любовника, что весьма способствовало укреплению взаимовыручки и стойкости в сражении: "нет сильнее фаланги, чем та, которая состоит из любящих друг друга воинов" (из Ксенофонта). Так вот, с божьей помощью, не только выходили из положения, но и укрепляли боеспособность. А женщина в войске ‒ это разврат и разложение дисциплины. Солдатский бордель ‒ пожалуйста, если он поблизости. Только большие военачальники и очень редко брали с собой в поход гетер ‒ аристократок сословия проституток. Обычно обходились юношами. Это было в порядке вещей. Не пристало полководцу козу трахать!
Там, где скотоводство, там же и непременно скотоложство. Все человеческие культуры через это прошли, и недалеко от этого ушли. И по сей день зоофилия нередкость. Секс с домашними животными ‒ дело обыденное. Человеческая изощрённость неисчерпаема. Ошибочно думать, что зоофильным странностям подвержены исключительно мужчины. Как раз наоборот, слабая половина более изобретательна. Например, римские женщины употребляли для секса головы живых змей. Иные вкладывали во влагалище хвосты живых рыб. Некоторые ‒ смазывали вульву мёдом для привлечения мух. "Мухи, привлечённые мёдом, щекотали её до тех пор, пока её сексуальное желание ни удовлетворялось" (Стекель ‒ один из основоположников венской школы сексологии). Мужчины также использовали мух для полового возбуждения.
Китайские любовники издревле очень полюбили совокупляться с домашними птицами. Китайцы знамениты своими любовными забавами с гусями. В момент эякуляции мужчина сворачивал голову живой птице, чтобы "усилить наслаждение последним анальным спазмом жертвы". Маркиз де Сад упоминает, что в парижских борделях таким же образом использовалась индейка.
На завоёванных мусульманами территориях было популярным выражение: "Паломничество в Мекку нельзя считать завершённым без совокупления с верблюдицей!" Для арабов зоофилия не более чем пустяковое прегрешение. Индусы с удовольствием вступают в сексуальные отношения со священными животными: с коровами и обезьянами. Верующим это даже рекомендуется делать. Белобородые обезьяны ("священные павианы") содержатся в храмах специально для совокупления, которое расценивается как поклонение божеству. Геродот упоминает о религиозной зоофилии в Древнем Египте: там женщины совокуплялись с козлами. Вольтер тоже не прошёл мимо этого факта, но ссылался на Плутарха и Пиндара.
Зоофилия была обычной формой развлечения на древнеримских аренах. В этом, как и во многих других пристрастиях, римляне оказались впереди планеты всей. Массовое скотоложство, как публичное представление, больше нигде не встречается. Для зрелищности зверей специально обучали совокупляться с женщинами, как через влагалище, так и через задний проход. В качестве активных артистов выступали быки, жирафы, леопарды, гепарды, дикие кабаны, зебры, жеребцы, ослы, огромные псы, обезьяны и т.д. Во многих древних храмах самых различных животных дрессировали для совокупления с женщинами и сношений с мужчинами анально. Ещё не так уж и давно, в наше время, в разных странах завсегдатаям публичных домов предлагались гуси и индейки. И по сей день при большом желании вы можете стать зрителем эротического шоу с женщинами и зверями. В "ленивом" случае можно ограничиться поиском соответствующих видеороликов в интернете. Удивлюсь, если не найдёте!
Никакие века никогда и нигде не отличались хотя бы каким-нибудь целомудрием и нравственностью. Католический инквизитор Мартин дель Рио, утверждал, что свидетели видели, как одна женщина родила свирепую крысу, а другая - похожее на медведя чудовище. Основатель испанской инквизиции Томас де Торквемада полагал, что родившиеся монстры - это наказания за богомерзкое зоофилическое распутство. Из других источников известно, что некая Альципа родила слонёнка. В 1278 году в Швейцарии женщина принесла львёнка. В 1471 году в Павии женщина родила щенка. И, наконец, в 1531 году одна женщина родила "единоутробных близнецов": сначала мужскую голову в оболочке, за нею - змею с двумя ногами, и напоследок - целую свинью.
Представляю, как будут возмущены верующие христиане, но согласно некоторым талмудистским толкованиям Ветхого завета, Адам имел половые связи со всеми обитателями Райского сада. Богу это надоело и он, дабы остепенить человеческого первенца, создал для него Еву.
В таком мире вряд ли стоит осуждать Афродиту за банальный среди богов инцест. Она стала приёмной дочерью Зевса и сблизилась с наречённым отцом настолько, что родила от него двуполого Эрота ‒ своенравного мальчика-девочку с золотыми крыльями. Он своими стрелами воспламеняет в сердцах богов и смертных любовную страсть, часто без разбора, потехи ради, стреляя по кому, и куда придётся. Поначалу Афродита списывала это на детские шалости, надеясь, что с возрастом её сын остепениться. Ничуть не бывало! Чтобы избавиться от докучного внимания матери, Эрот зажёг в ней страсть к богу войны Аресу, хотя в то время Гера как раз хлопотала перед Зевсом о браке Гефеста и Афродиты. Коварный ребёнок! "Сладкоистомный - у всех он богов и людей земнородных \\ Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает" (из Гесиода).
Пострадавшие от козней Эрота рисовали его в виде крылатой Злобы. Говорят, что Эрот был всегда, что он старше даже Урана, деда Зевса. Вполне может быть! Но при новом царствовании он принял образ, более соответствующий свободе нравов, и являлся в облике шаловливого мальчика, не без основания считая свой внешний вид очень эротичным. У сына и матери непростые отношения: они далеко не во всём и не всегда согласны друг с другом. Например, Эрот покровитель прекрасных юношей, а также их любви между собой, Афродита ‒ не признает подобные отношения между мужчинами истинными, хотя и вынуждена с этим считаться: что есть, то есть! Мать и сын постоянно спорят о том, кто главнее. Но мы-то знаем, что без Эрота нет Афродиты!
Отличие Века Зевса от прежних в том, что люди ‒ дети богов и смертных женщин. Божественное любовное наслаждение и адовы муки страсти, смертные и бессмертные испытывают одинаково. Доброта, Благородство, Ум ‒ среди людей этого поколения не редкость, но и не правило. Иногда ими овладевают низменные, животные инстинкты. Зевса это огорчает. Однажды в гневе он чуть не стер с лица земли потопом всё человеческое племя.
Поколению Зевса предшествовали люди Медного века. Они постоянно ссорились между собой, воевали и довоевались: с отменной жестокостью перебили друг друга. Некоторые считают богов главными зачинщиками человеческих распрей. Это вряд ли так.
Ещё раньше жили люди Серебряного века. Их уничтожил Зевс ‒ за дикость, невежество, за не почитание богов. Единственное достоинство никчёмного поколения ‒ миролюбие, но зато женщины не ставили мужчин ни в грош. Поначалу Зевс заботился о пропитании людей Серебряного века, но это была его ошибка. Халява развращает. Новые поколения в трудах добывают себе хлеб насущный.
Самыми первыми были люди Золотого века. Они поклонялись Крону. С некоторыми из них Зевс дружил в молодости. Они ели одну пищу с богами, были мудры, не замышляли друг против друга и, уж тем более, не убивали себе подобных, не знали старческой дряхлости, не испытывали страха перед смертью: в отведённый срок просто засыпали навеки.
После свержения Крона поколение людей Золотого века угасло, не оставив ни потомства, ни следа. Их душ нет в царстве мёртвых. Может быть, подданных Крона забрал изначальный Уран, незримое присутствие, которого Зевс иногда чувствовал? Кто-то говорит, что они стали, невидимыми даже для богов, благостными, человеколюбивыми созданиями ‒ даймонами, которых ещё называют демонами, хотя это слово в наше время приобрело эмоционально негативную окраску и вряд ли подходит для ангелов-хранителей. Иногда они проявляются в сознании людей как наитье или глас разума, но их не стоит путать с гласом божьим и прочими голосами, которые, вероятнее всего, проявления шизофрении.
По христианскому разумению, демоны ‒ это порочное потомство дурных ангелов, то есть ангелов, которые "отпали от Бога и неба из-за вожделения к женщинам". Очевидная мужская природа ангела делает загадочным, если не двусмысленным современное обращение к красавице ‒ ангел мой! Впрочем, как не называй, ни в демонов, ни в привидения, а уж тем более в женщин-ангелов Зевс не верит. Он материалист.
Вместе с людьми Золотого века землю навсегда покинула богиня Астерея ‒ Дева Справедливость. Тем, кто её всё же ищет, советую почаще смотреть на звёздное небо ‒ она где-то там. Теперь это созвездие Девы, хотя не все согласны, что именно оно. Иные в отчаянии полагаются на Фемиду ‒ богиню правосудия и законности с повязкой на глазах и весами в руках, как символами беспристрастия. Увы, к Справедливости она отношения не имеет. А уж как пристрастна, избирательна и цинична!
Не следует думать, что люди разных веков находились в родстве, пусть даже очень отдалённом Нет. Это очень разные создания. Общие у них только недостатки. Прогресс от лучшего к худшему ‒ единственно непрерывный процесс, связывающий циклы истории человечества. Разве не так? Разве не из этих соображений мы исходим, когда идеализируем прошлое? Представление об утраченном рае один из самых стойких архетипов человеческого сознания. О времена! О нравы!
Современное поколение людей, к которому принадлежим мы ‒ пятое. Неизвестно откуда мы народились, как сорная трава. За нас никто не в ответе. Во тьме будущего божественная искра угасла. Уверенно можно сказать, что мы вполне достойны утверждения некоторых учёных о происхождении человека от обезьяны. Зевсу до нас дела нет. Поэт древности Гесиод ещё на заре нашей эпохи в сердцах воскликнул: "Если бы мог я не жить с поколением пятого века! Раньше его умереть я хотел бы иль позже родиться".
Время ‒ как узелки на память, и расстояние между ними зависит лишь от восприятия событий. Богам некуда торопиться. Им неведома хронологическая последовательность и причинно-следственная предопределённость ‒ эта незримая цепь, которую люди ошибочно принимают за судьбу. В теле человека течёт простая смертная кровь, а не вечная кровь богов ‒ ихор, поэтому люди всегда спешат, пытаясь взять от жизни всё и сразу, а в итоге их единственным богатством оказываются грехи, которые они и уносят с собой в Аид.
Чтобы хоть как-то согласовать свой неспешный ритм жизни с земным, Зевс сделал так, что год тогда ровнялся восьми нынешним. Дотошный и при том образованный читатель возразит мне, что дело тут вовсе не в божественной воле. Так был устроен древний календарь. Люди всегда пытались согласовать солнечный год с лунным: только раз в восемь лет полнолуние совпадает с самым коротким или самым длинным днём в году. Великие светила завершают старый астрономический цикл и начинают новый. В такие знаменательные ночи решались судьбы царей, срок правления которых часто был ограничен восьмью годами.
Сейчас трудно судить о том, что имел в виду Зевс, устанавливая именно такой порядок движения светил. Все остальные порядки завели люди, как всегда исказив божественные замысел до неузнаваемости.
II. ВЗГЛЯД С ОЛИМПА: ЧТО ВНИЗУ, ТО И НАВЕРХУ!
Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить её с человеческим родом. Из людей мудрейший по сравнению с богом покажется обезьяной, и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному. Я не беру в кавычки слова мудреца Гераклита, потому что мы знаем их по пересказу других авторов. Разница между бессмертным и смертным ощущалась как непреодолимая, но лишь в пределах доводов разума. В чувственной сфере всё обстояло иначе. То ли боги снисходили до человека, то ли человек поднимался до божественной высоты ‒ как посмотреть. Бесспорно одно ‒ взаимовлияние. Страсти правят равно на небе и на земле. В эпоху Зевса люди и боги жили, словно по соседству в коммунальной квартире. "Боги! Боги повсюду!" ‒ восклицал поэт. А путь на Олимп для смертных был куда короче, чем дорога из Афин в Дельфы. Покорение небес стало возможным благодаря не хитрому способу передвижения, который с тех пор используется без каких-либо усовершенствований ‒ через постель. Зевс пожинал плоды всеобщего любвиобилия. Эх, говорила мама...
В неутомимом поиске новых наслаждений люди опередили богов, того и гляди, начнут диктовать свою моду на Олимпе! Зевса это настораживало. Особенно он задумался, когда его сын Аполлон увлёкся смертным юношей. Такая любовь бытовала у людей и вот теперь перекочевала на Олимп.
‒ Не думаю, что у женщин есть преимущество в любви. ‒ ответил на прямой вопрос Аполлон.
‒ Афродита считает иначе. ‒ возразил Зевс.
‒ Она дурочка. Пусть морочит голову своим товаркам. ‒ Аполлон без пиетета относился к богине любви.
‒ Но они прелестны, не спорь! ‒ не сдавался Зевс.
‒ Одно другому не мешает! ‒ мудро обобщил Аполлон.
Зевс усмехнулся и не стал возражать.
Рассказывают, что, когда поэта Анакреонта спросили, почему он слагает гимны не богам, а мальчикам, он ответил: "Потому что они - мои боги".
Философ на вопрос "почему любят красивых мальчиков?", ответил, что это вопрос слепого.
Этот философ ‒ Аристотель. Ему приписываются множество трудов по философии. Некоторые из них до сих пор не утратили актуальность, но большинство ‒ не более, чем иллюстрация к развитию научной мысли в рамках западной цивилизации. Для античности Аристотель крупнейший авторитет не только в философии, но и в вопросах полового просвещения.
Солнечный бог, златокудрый, чтобы не сказать, рыжий, Аполлон ‒ предсказатель, врачеватель, покровитель искусств ‒ первым из олимпийцев вкусил радости однополой любви. Не удивительно, он частенько лез наперёд батьки в пекло!
Сын Зевса и Лето, Аполлон родился семимесячным, но, как и все боги, питаясь нектаром и амброзией, быстро рос. В юности Аполлон был непослушным и своевольным, перечил даже своему всемогущему отцу.
Впрочем, Зевсу угодить трудно. Его высокомерие и капризность безграничны. Или чаша терпения олимпийцев неглубока? Вероятно, всё вместе. Неудивительно, что недовольство близких вылилось в заговор. Во главе с Герой, Посейдоном и Аполлоном боги сговорились совершить дворцовый переворот. Они окружили спящего Зевса и связали его сыромятными ремнями. Громовержец не мог пошевелиться, а то убил бы заговорщиков молниями.
Нереида Фетида, предвидя междоусобицу на Олимпе, и понимая, что любой новый властитель будет ничем не лучше, привела сторукого гиганта Бриарея, который в считаные мгновения, действуя всеми руками сразу, освободил своего господина от пут. Жену, как вдохновительницу бунта, Зевс подвесил за запястья на золотых браслетах к небу, а к ногам привязал наковальни. Жалобные вопли Геры слышали все олимпийцы, но не смели прийти ей на помощь, ожидая своей участи. Богам пришлось принести клятву, что они больше никогда не будут бунтовать против Зевса, лишь тогда он помиловал свою супругу. Это была первая присяга, раньше присягать было не принято. Посейдона и Аполлона Зевс низвёл до рабов и отправил на строительство Трои, тогда ещё захолустного городка. Очень скоро по олимпийскому времяисчислению Троя станет центром многолетней кровавой войны, вдохновенно воспетой Гомером.
Ещё одна ссора с отцом чуть не закончилась для Аполлона свержением в Тартар. Гадес пожаловался Зевсу, на сына Аполлона врачевателя Асклепия (латиняне называют его Эскулапом), который посмел оживить мёртвого, тем самым, лишив Аид нового подданного. Действительно, Асклепий с помощью волшебной травы и заклинаний оживил, как иные полагают, своего возлюбленного Ипполита, погубленного мачехой. Сгорая от страсти к пасынку, Фёдра безосновательно обвинила его в домогательстве.
Громовержец не стал разбираться в хитросплетении любовного многоугольника. Вмешательство в божественный промысел ‒ это неслыханно! Зевс поразил Асклепия молнией. В отместку Аполлон убил киклопов ‒ оружейников Зевса. К слову сказать, те циклопы, с которыми позднее столкнётся во время своих странствий Одиссей, никак не связаны с киклопами Зевса. Человекоподобные существа и чудовища, как правило, смертны, хотя в благоприятных условиях могут жить необозримо долго.
За Аполлона вступилась мать. Зевс смягчил наказание: он заменил свержение Аполлона в Тартар на ссылку ‒ отправил своего строптивого сына на год работать пастухом к греческому царю по имени Адмет. Аполлон быстро сдружился со своим невольным хозяином и сделал для него много полезного. Однажды даже спас его от смерти, напоив вином богинь судьбы Мойр так, что они перепутали, кому жить, кому умирать. Эти три неразлучные дамы всегда одеты в белое: Клото ‒ прядёт нить жизни, Лахесис ‒ определяет течение жизни, Антропос ‒ самая страшная ‒ перерезает нить жизни. О решениях относительно человеческих судеб им сообщает сам Зевс. Мойры знали, что молодые боги над ними подсмеиваются, но что тут поделаешь! Молодо зелено!
Прошло много времени, прежде чем Аполлон остепенился, стал проповедовать умеренность, исполнять только пристойные танцы и призывать: "Ничего сверх меры!". "Да, да"... ‒ вторили насмешники: "Чем реже удовольствия, тем они приятнее". Так что об аскетизме речь не идёт. У всякого своя мера! В удовольствиях Аполлон никогда себе не отказывал, выбирая из них самые изысканные. Особо ревниво он относился к своей славе первого музыканта и покровителя искусств. Для смертных спор с Аполлоном не сулил ничего хорошего.
Музыкант Марсий нашёл флейту, выброшенную и проклятую Афиной за то, что во время игры на ней, лицо богини с раздутыми щеками становилось смешным. Он только поднёс к губам инструмент, а флейта сама заиграла мелодии Афины, чем привёл в восторг слушателей, которые считали, что это играет Марсий. Наивный музыкант из тщеславия не стал возражать, когда его похвалили, мол, и Аполлон бы не смог сыграть лучше. Это разгневало бога, он вызвал Марсия на состязание и победил. Судьба музыканта была решена: Марсий умер страшной смертью: утончённо-изысканный Аполлон содрал с него живьём кожу и прибил её к сосне. О такой инсталляции современным постмодернистам остаётся только мечтать! Это вам не мошонку к мостовой прибивать.
В любовных похождениях Аполлон не отставал от своего отца и других богов, традиционно отдавая дань женским прелестям. Но однажды он стал свидетелем любви двух юношей. Один из них, Гиакинф, был спартанским принцем, хотя некоторые считают его сыном музы Клио. Другой ‒ певец Фамирид, или, по иной версии, кифаред Тамирис. Юноши были прекрасны. Предметом страсти Аполлона стал Гиакинф. Фамирида он не считал серьёзным препятствием, но прямое употребление власти, пусть и божественной, в сердечных делах - не лучший путь к цели. Аполлон прибегнул к хитрости, в итоге погубившей соперника. Услышав хвастовство юного музыканта, что в песнопении тот может превзойти Муз, Аполлон передал его слова Музам. Юноша самонадеянно отважился на состязание, поставив наглое условие: если он победит, то сойдётся с каждой.
Плохо, когда не знал, да ещё забыл. Я всегда был уверен, что муз семь. А их, оказалось, девять. Они дочери титаниды Мнемосины и Зевса. Напомню: Каллиопа ‒ Муза эпической поэзии; Эвтерпа ‒ покровительница музыки; Мельпомена ‒ Муза пения и трагической поэзии; Терпсихора ‒ Муза хорового танца и лирической поэзии; Эрато ‒ Муза эротической поэзии и свадебных песен; Полимния ‒ Муза гимнов в честь богов и героев; Урания ‒ Муза астрономии и математики; Талия ‒ Муза комической поэзии; Клио ‒ Муза истории.
Юный музыкант явно переоценил свои силы и возможности. Музы победили и в наказание лишили юношу зрения, отняли дар игры на кифаре и дар пения.
Так Гиакинф достался Аполлону. Но их любовь закончилась трагически. Зависть богов губительна для смертных. Наблюдая за играми любовников, западный ветер Зефир воспылал неодолимой страстью к Гиакинфу, и его обуяла ревность. Рядовому богу тягаться с Аполлоном опаснее, чем смертному. Наказание человека коротко ‒ не дольше его скоропостижной жизни. Наказание бессмертного длится вечность. Зефир подстроил случай из тех, которые считают несчастливыми. Он улучил момент, когда Аполлон обучал любовника метанию диска, и слетел с вершины священной горы: внезапный порыв ветра изменил полет диска. Это Зефир направил спортивный снаряд в цель ‒ в Гиакинфа. Удар пришёлся по голове. Юноша упал замертво. Зефир искренне скорбел вместе с Аполлоном. Человеческая жизнь так нечаянно хрупка! В память о возлюбленном Аполлон создал из крови Гиакинфа пурпурный цветок. Вряд ли это современный гиацинт, как думают некоторые, но никому не возбраняется, глядя на красивый, печальный цветок, вспомнить о судьбе Гиакинфа. Как сказал поэт, правда, по другому поводу ‒ "И каждый гиацинт, в саду растущий, \\Следы умершей прелести хранит".
В Спарте Гиакинф бог. В честь него и Аполлона в Лаконии ежегодно справляются трёхдневные празднества Гиакинфии.
Не оправдывая тем Зефира, нужно сказать, что он страдал от перепадов настроения. Обычно добрый и ласковый под напором эмоций Зефир вдруг становился злым и раздражительным. Истоки психической неуравновешенности последователи Фрейда ищут в детских и семейных переживаниях. Они, вообще, всё там ищут, и всё находят. Почему бы не поискать? Мысль о том, что у детей есть сексуальные переживания на различных психологических и физических уровнях, была впервые подробно изложена Зигмундом Фрейдом. Его три очерка по теории сексуальности (1905) современники назвали "революционными".
Когда Фрейд впервые озвучил свои эпохальные догадки перед своими коллегами, зал встретил его доклад, без преувеличения, гробовым молчанием. Вероятно, слушатели примеряли на себя скандальную теорию, из которой следовало, что каждый из них был в детстве подвергнут сексуальному насилию и, в свою очередь, обзаведясь семьёй, подвергает насилию собственных детей. Лишь незначительное упрощение извергнутых докладчиком малонаучных помоев, позволяло сделать такой нелицеприятный вывод. В последствие Фрейд смягчил свой приговор, поняв, что хватил лишку. Так были распахнуты ворота в мир детских сексуальных переживаний и больше они не закрывались.
Что ж, приглядимся к семье Зефира.
Мать Зефира ‒ титанида Эос, сестра благородного Гелиоса. Древний род, приличная, достойная семья. Но это только на первый взгляд. Мамаша путалась со всеми подряд. Однажды, её застукала Афродита в объятиях своего любовника, бога войны Ареса. Нет бы остепениться после такого скандала! Ничуть! С мамочкой случился приступ педофилии: она стала трахаться с мальчиками, полагая, что это её тайна никому неизвестна. Но Зефир с юности любил подглядывать, а однажды подсмотрел, как мама Эос ублажает юного, но уже ослепительно красивого Ориона и возбудился так, что потерял ориентацию: стал дуть не с запада, а с востока, чем изумил своего брата Восточного ветра. С тех пор и пошло: увидит красивого юношу и теряет голову.
Если название цветка гиацинт лишь созвучно имени юноши, то название дерева Кипарис ‒ определённо напоминание о романтическом увлечении Аполлона. Очередного любимца так и звали ‒ Кипарис.
На острове Кеос, где эта история произошла, жил олень, посвящённый нимфам. Животное было ручным, совсем не боялось людей и все его очень любили, но особенно ‒ Кипарис. Однажды во время охоты в чаще из-за густых ветвей юноша не узнал своего друга и острым копьём поразил его насмерть.
Горе Кипариса было так велико, что он готов был умереть в искупление нечаянной вины. Даже Аполлон не мог его утешить. Юноша поклялся, что будет грустить вечно. Аполлон, со словами: "Я тоже буду о тебе скорбеть, и ты всегда будешь там, где скорбят" ‒ превратил своего возлюбленного в стройное, как стрела уходящее в высь дерево ‒ кипарис. С тех пор хвоей кипариса украшают погребальные костры, у дверей дома в знак траура вешают веточку кипариса.
Но завистники рассказывает по-другому, мол, не все коту масленица. Юный Кипарис отверг Аполлона, и злопамятный бог превратил юношу в дерево. Зная характер златокудрого, я бы не стал отвергать эту версию. Кипарис так же считается священным деревом богини юности, дочери Зевса Гебы, которая прислуживала на Олимпе, пока её не сменил любовник отца Ганимед, получивший при этом почётное звание ‒ виночерпий богов.
Сплетничают ещё об одном возлюбленном Аполлона. Это сын Гермеса, основатель буколической (пастушьей) поэзии Дафнис.
Юноша ухаживал за многочисленными стадами в Сицилии. Пан научил его играть на свирели, и первый преподал прочие уроки. Затем Аполлон нежно и страстно опекал Дафниса. В прекрасного пастуха влюбилась нимфа Номия и взяла с него страшную клятву из тех, которые можно дать только в бесшабашной юности ‒ клятву вечной верности.
Но жизнь берет своё. Как-то, крепко выпив, Дафнис изменил возлюбленной с Химерой. Трудно даже представить, сколько нужно выпить, чтобы польститься на женщину-чудовище с львиной головой, козьим туловищем и змеиным хвостом. Злопыхатели не считают это удивительным: пастухи обычно пользовали свои стада для плотских утех, о чём мы уже говорили. Кроме того, не нужно забывать, что первый наставник Дафниса ‒ козлоногий Пан. Как бы там не было на самом деле, говорят, что причиной размолвки всё же стала Химера, хотя измена с козой, овечкой, или барашком выглядела бы более естественно.
Залив глаза, в смысле, по пьянке, Дафнис, польстился на бог весть что, и лишился зрения в прямом смысле: ревнивая нимфа собственноручно выколола ему глаза за нарушение клятвы. Хирургическая жестокость наказания вполне соответствовала накалу страстей, обычному для того времени. Ослепший Дафнис то ли сам бросился со скалы в море, то ли превратился в камень, у которого теперь собираются его поклонники, и поют грустные песни.
Увлечение Аполлона юношами не осталось без внимания на Олимпе, но в вечной кутерьме жизни богов, это не выглядело чем-то особенным. А в Афинах жрецы, для умилостивления Аполлона, вместе с плодами нового урожая символически передавали ему в дар девушек и двух юношей в женской одежде. Культ юношеской красоты нашёл отражения в различных праздниках по всей Греции. В дни почитания Эрота вручался приз за лучшую песню о любви к мальчикам. В Мегарах, во время весеннего праздника, устраивались состязания мальчиков и юношей в поцелуях. В Спарте был праздник обнажённых юношей.
Молва числит за Аполлоном много любовников. Нет нужды оглашать весь список. На этом поприще златокудрый преуспел, может быть, более других олимпийцев. Но теперь уже не разобрать, где правда, а где приписки. Аполлон так часто опекал прекрасных отроков, что отличать просто симпатию от большего, стало для олимпийцев затруднительно, да и ни к чему. Хватает других забот.
Слова "Лира" и "Аполлон" ‒ почти синонимы. И это справедливо, но уже мало кто помнит, что создатель этого музыкального инструмента Гермес. На протяжении моего рассказа, вы не раз услышите его имя. А точнее ‒ одно из имён. Учёные насчитали у Гермеса 171-но имя. Алфавит, астрономия, музыка, кулачный бой, гимнастика, меры и веса ‒ ко всему этому он приложил руку.
Полный перечень тем, связанных с образом Гермеса, уведёт нас в такие области человеческого духа, где слова лишь обнажают тщетность интеллекта перед загадкой бытия и уже бесполезны: когда вопросы ещё задавать можно, но получить ответы уже нельзя. С другой стороны, Гермес очень земной и конкретный, например, фаллический бог ‒ это для тех, кто понимает.
Среди прочего, есть одна ипостась многомудрого, которая доступна даже людям с начальными проблесками сознания. Иные считают Гермеса жуликом и пройдохой. Не без того. Во все века магия, оккультизм и прочая потусторонность не обходились без уловок. И в наше время то же. Мошенничество без магии ‒ сколько угодно! Магия без мошенничества ‒ никогда! Путь из мошенников в маги значительно короче, чем тернистая дорога тайного знания, ведущая к очевидной мысли о неисчерпаемости человеческой глупости.
Гермес ‒ внук титана Атланта, сын титаниды Майи и Зевса. Появившись на свет, он невероятно быстро рос. По человеческим меркам ещё в младенчестве Гермес украл у своего брата Аполлона стадо коров. Сделал это искусно, не оставив на месте преступления никаких следов: он привязал к копытам коров кору дуба. Даже провидческие способности не помогли Аполлону, как он ни напрягался, найти стадо. Пришлось объявить, о награде тому, кто найдёт вора. Жадные до дармовщины сатиры, которых художники обычно изображают неопрятными существами с большими толстыми, торчащими между ног, пенисами, взялись за дело - всё равно рыскают в поисках халявы.
А тем временем Гермес уже съел двух коров и для забавы смастерил музыкальную игрушку: натянул на пустой панцирь черепахи струны из коровьих кишок. Это и была первая лира.