Я думаю, что все играли в такие незабвенные шедевры компьютерного игрового искусства, как Fallout, Baldurs Gate, Diablo и не нужно объяснять, что есть рпг. А вот о том, что есть настольные рпг рассказать стоит. Настольные ролевые игры зародились задолго до того, как появились их компьютерные аналоги.
Настольные РПГ.
Здесь, каждый игрок отыгрывает своего персонажа. В течение нескольких часов он погружается в совсем другой мир, раз уж наша статья о киберпанк играх, то будем рассматривать все на примере темного будущего. В компьютерных играх существует масса ограничений, хотя производители пытаются убедить всех в чрезвычайной нелинейности своих детищ. В нашем же случае ограничений нет никаких - игрок погружает свой разум в игривой мир, в своего персонажа и может сделать все, что пожелает в соответствии с возможностями своего героя. "Анархия!" - подумаете вы, - "Делай, что хочешь!". Но если бы все было так просто... В каждой игре есть своя СИСТЕМА.
СИСТЕМА.
Как много в этом слове... Как это не грустно от системы не уйдешь. Система - это набор базовых правил, по которому осуществляются все действия. О том, какие системы бывают и счем их есть мы поговорим чуть позже. "А почему бы не послать все к чертям и не забить на все правила, кто меня остановит!" - снова подумаете вы. Но ваш персонаж будет действовать по правилам, потому что за этим следит Мастер (Game Master. он же ГМ, у буржуев GM). Это с его слов герои воспринимают происходящее и окружающий мир. Мастер - это маленький бог игрового мира, как он скажет - так и будет.
ГМ.
И вот начинается игра. Персонаж просыпается в своей комнате с болью в голове. Что он видит? Об этом и повдает игроку ГМ, мол так и так, бардак, окно выбито, ковер залит пивом и всюда валяется женское нижнее белье.
Персонаж в игровом мире может встретить кого, хотя бы клонированного Элвиса, распевающего "тути-фрути". Что скажет ему король? Это определит Мастер.
У Мастер есть сценарий к игре - основная линия действий, описание мира и людей, живущих в нем. Ну хватит болтать, пора переходить к самрй игре.
Что, Где, Когда и Почем?
Все, что нужно для игры: Бумага и ручки (или Блокнот.ехе), набор игральных кубиков (или Рандомайзер), игроки (не станете же вы страдать моразмом в одиночку), Мастер (которого нужно, если не лююбить, то хотя бы уважать), немного фантазии, знание правил (обычно приходит со временем и неврозом Мастера), желание играть (самое важное), пиво (хотя, кто как любит. Обычно повышеает фантазию и желание). Ну и, конечно, у Мастера должен быть сценарий (модуль, компейн и как его только не называют).
Кубики. "А! Помню, помню. В пионерском лагере в кости на раздевание!" - подумаете вы (Вы много думаете!), а вот и нет! Иигральные кубики (дайсы от англ. dice) нужны, чтобы привнести в игру элемент случайности. Как узнать, к примеру, опоздаете вы на электричку или нет без расписания этих самых электричек? Правильны Ответ: кинуть 1d6 (один раз шестигранный кубик) и, если выпадет от 1 до 3, то вы успели, а если 4, то же успели, но вас переехало этой же электричкой, а если... и так далее... Значит вы поняли - Дайсы = Случайность.
Есть несколько систем для игры в настольные рпг. Все они принципиально ничем не отличаются, разве что некоторыми параметрами персонажей и гранями кубиков (Кубики бывают разные, не только шестигранные. Стандартный набор - 3, 4, 6, 8, 10, 12 граней, такие наборы продаются в спец. магазинах, но о них чуть попозже.)
О птичках...
И вот, в один прекрасный день, несколько человек, оторвавшись от повседневных никому ненужных занятий (работа, учеба и пр.) собрались в одном месте и в одно время, что бы порубиться в ролевухи.
Все начинается с пива... нет, не с пива, конечно. Все начинается с генережке перонажей, каждый человек отличается от других своим уровнем развития (кто-то сильнее, но тупее, кто-то умнее, но хилый. Кто и не умный и не сильный, зато красивый. А кто-то хилый маразматик-урод, но зато ему ужасно везет); каждый отличается своими умениями (кто-то водит машину, кто-то метко бьет из винтовки, а кто-то открывает пивные крышки зубами - сам видел ;]); я уже не говорю, что каждый отличается друг от друга количеством денег на счету в швейцарском банке. Короче - никого равенства, никокой утопии, все как в реальной жизни. Игровая система нужна для того, чтобы закрепить все эти различия в цифрах.
У каждого персонажа есть атрибуты, умения и пр. подробнее я рассмотрю это на конкретных примерах ниже.
И вот, все персонажи укомплектованы. Теперь мастер говорит, как начинается игра. Т.е. где разворачиваются первые действия - описывает окружающую обстановку, говорит о состоянии персонажей.
Основа ролевых игр - заявки. Каждый игрок в свою очередь делает заявку, например: "Открываю дверь, что я вижу?" - говорит игрок. А мастер ему в ответ: "Как только ты дернул за ручку, ты услышал щелчок и звон падающей на пол чеки от гранаты. Ты не успел увернуться и теперь все, что ты видишь - свет в конце тунеля". Или: "Ты открыл дверь и увидел лестницу, ведущую наверх".
Обычно, результат действия зависит от трех вещей: сценария, атрибутов игрока и выпавшего на кубике случайного числа. Но об этом чуть ниже, на конкретных примерах.
Обычно, игры заканчиваются если игроки проходят заготовленный сценарий. Но игру можно продолжить с теме же персонажами, но по новому сценарию (благо ими кишит инет, например мой сайт http://cyberspace.nm.ru)
Какие бывают системы.
Есть множество игровых систем. Здесь я поведаю о самых распространенных.
1. Cyberpunk 2.0.2.0
Как не трудно догадаться игра целиком и полностью завязана на мире киберпанка двадцатых годов нашего века. Это самая первая игровая система посвященная КП. Она разработана в 80-каком-то году компанией R.Talsorian Games.
Мир, в котором происходит действие всех сценариев думаю в представлении не нужнаеться - все мы читали Гибсона, Стерлинга и прочих Гуру.
В системе десять основных ролей - Коп, Нетраннер (помните Кейса =]), Соло (помните Молли =]), Фиксер (барыга, наркоторговец и т.д.), Тех и МедТех, Журналист, Корп и Номад (байкер, моряк, короче "перекати поле").
У каждого персонажа есть 9 атрибутов - Телосложение, Интеллект, Хлоднокровность, Человечность, Удача, Привлекательность, Рефлексы, Скорость передвижения, Технологичность.
Поробнее о назначениикаждого из атрибутов нужно читать в правилах системы.
Система платная. Но основные правила толкаются в бесплатном электронном виде, есть даже переведенные на русский язык. Дополнительные книжки стоят зеленых денег. Но благодаря добрым людям в нете выложены некоторые сканы (разумеется с нарушением всех возможных копирайтов ;))
В игре есть огромное количество оружия, кибернетик, оружия и всего, что душа киберпанка пожелает.
Кубики: 1d10 - основной, 1d6 - желательно
2. Fuzion
Это производная система от CP2020. Она расширена до игрового ядра, т.е. по ней можно проводить игры не только по миру КП, но и по фентези и современности.
Фужин бесплатная система. Это ее главное достоинство. Существует огромное кол-во плагинов и аддонов, делающих игру интереснее и разнообразнее.
Правила системы довольно простые, потому знакомство с игрой рекомендую начинать именно с нее.
Кубики: 1d6 - основной, 1d10 - желательно
3. Shadowrun
Индейцы-повстанцы рванули над Америкой (а может и над Россией) ядерную бомбу. И в мире началась жопа! Извините меня за мой французский, но по другому это не назвать. В мир вернулась магия, люди перемутировали в гоблинов, орков, эльфов и пр. гадость. При этом на земле твориться полный хай-тек и киберпанк.
Персонажи идут на ШадоуРан - этакую грязную работенку. Такой вот он мир Шадоурана.
Имхо, эта система есть проект по привлечению как можно большего числа народу (из среды техногенщиков и фантезийщиков), с целью сдирания с них ден. знаков. Хотя у этой системы есть свои фаны, меня он не прет, потому не гамал, потому ничего внятно сказть по ней не смогу.
Пока хватит систем.
Пример игрового процесса:
Вася хочет открыть ногтем замок захлопнувшейся двери (помните Остапа;]).
У Васи 6 уровень Интеллекта (этот атрибут нужен чтоб ковыряться), еще он прочитал самоучитель "Как вскрывать ногтями замки" и потому его уровень взлома +2, к тому же Вася - представитель секс-меньшинств (эка я загнул ;]) и потому у него накладные ногти дающие +1 к умению взлома.
Итак, Мастер знает, что взломать такой замок не сложно (трудностть 15).
Вася кинул на кубике 5, его результат:
6 + 2 + 1 + 5 = 14. Это меньше 15, потому Вася обломился и нефига не вскрыл замок.
Положим, что выпало 9:
6 + 2 + 1 + 9 = 18 > 15 и Мастер сообщает, что Вася успешно открыл дверь.
Или выпала 1, в CP2020 это - критическая неудача и вася сломал свои ногти. Э-хе-хе.
Все. Конец.
Запомните несколько пастулатов:
1. Цель ролевухи - не пройти сценарий, а получить удовольствие и не испоганить настроение другим играющим.
2. ГМ всегда прав!
Как начать.
1. Найти щнающих знакомых или друзей, и попросить ввести вас в курс дела.
2. Самостоятельно изучить правила и ввести в курс дела своих знакомых и друзей. Это сложно.
3. Понаблюдать как играют другие и набраться опыта.
4. Сходить в ближайший клуб ролевых игр.
5. Очень часто стали проводиться онлайн-партии на форумах или по е-меил. Там-то как раз и можно набраться опыта. Я тоже провожу форумные игры, не боюсь водить у начиающих, так что пишите мне на мыл cy_cwb@mail.ru, заходите на сайт cyberspace.nm.ru. Я всегда помогу советом и чем смогу.