Измайлов Константин Игоревич : другие произведения.

Гоголь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мой самый любимый писатель


ИЗМАЙЛОВ КОНСТАНТИН ИГОРЕВИЧ

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

ГОГОЛЬ

(01.04.1809 - 04.03.1852)

  
   Когда думаю о Н.В.Гоголе и вспоминаю его произведения, то невольно улыбаюсь. Гоголь описывал российские беды, от которых у него "сердце кровью обливалось", своим уникальным языком, где простые слова в своей совокупности составляли плотный вкусный юмор. В итоге получалось сочное деликатесное литературное блюдо!
   Узнал я о Николае Васильевиче Гоголе, когда мне было лет восемь. Отдыхал я тогда летом у бабушки в деревне. Свой рассказ я начну с краткого описания моего деревенского отдыха. Да, это была счастливая пора!
   Деревня располагалась среди массивных гор с каменными россыпями на вершинах и по берегам извилистой реки, сотканной природой высоко в горах из тоненьких ручейков с кристально чистой и ледяной водой. Вдоль реки росли ивы, опустившие на воду свои гибкие ветви. Бабушкин белый приземистый дом стоял на краю деревни и утопал в листве старых тополей. По одну сторону от него был огород с кустом шиповника и георгинами у самых окон. С противоположной стороны располагался земляной двор, заканчивающийся скрюченным забором, за которым сразу начинался крутой косогор, буйно заросший крапивой. Внизу журчала река: солнечным днём она заливалась смехом, а синим вечером её звучание было взволнованным, казалось, она чего-то тревожилась с наступлением темноты, звёздной ночью, сверкая в серебряном лунном свете, она неторопливо вела своё вечное повествование, а с наступлением рассвета начинала ликовать, пробуждая всю округу! За рекой начинался лесной пушистый ковёр, плавно поднимающийся вверх до скалистых горных вершин.
   Просыпался я от назойливого солнца, которое ранним утром врывалось через окно в комнату горячим липким маслом, проникающим в закрытые глаза. Тогда я открывал их и начинал жмуриться. Привыкнув к яркому свету, смотрел в окно, где видел белое небо и блестящие деревья. Казалось, что это вода блестит на солнце. Деревья действительно были залиты, но не водой, а солнечными лучами, обрушивающимися потоками с неба. Деревья игриво постукивали по окошку со словами: "Мы хотим тебе сказать, что давно уж солнце встало!". Потом я начинал различать звуки на кухне, где главным был весёлый треск дров в русской печи. Это бабушка на рассвете её топила, чтобы к завтраку напечь моих любимых пирожков и шанежек. Помимо треска дров, с кухни периодически раздавались глухие удары: так бабушка орудовала ухватом перед широкой рыжей печной пастью. Я вставал, одевался и выходил на кухню. Бабуся в белом платочке и с ухватом в руке встречала меня радостно: "Встал, милок!". Я обнимал её и выходил на улицу. По земляным ступенькам, обложенным камнями, сбегал по косогору к речке и нырял в обжигающую бодрящую воду. Искупавшись, возвращался домой, где во дворе в гуще тополей был уже накрыт стол.
   Наряду с купанием в речке и рыбалкой на сонных налимов, не забыть весёлые походы в лес за ягодами и грибами. К примеру, царицу ягод землянику собирали сразу за рекой. Бабушка, как заведённый солдатик, наклонялась за каждой ягодкой. Подслеповатая же тётка больше ягод проходила мимо, а рвала только самые крупные, которые нельзя было не увидеть. В отличие от них, я находил земляничную поляну и ложился. Ползая на брюхе, бережно собирал ягоды, и кружка постепенно наполнялась. Но как я не старался набрать кружку быстрее всех, чтобы первым высыпать ягоды в бидон, ничего не получалось: первая кружка неизменно была бабушкиной! За малиной ходили на выруба, до которых шли по лесной тропе часа два. На вырубах расходились в разные стороны и терялись в малиннике, изредка перекрикиваясь друг с другом. Часа через три собирались в условленном месте. У всех всегда были полные вёдра ягод. Помню, один раз тётка якобы видела медведя, который мирно лакомился малиной по соседству с ней. В тот раз мы крепко напугались и поспешили прочь, не набрав и половины тары.
   Отдохнув после леса, вечером в специально вырытой яме, которая располагалась у самого косогора, между двором и сеновалом, бабушка с тёткой варили на костре варенье в большом тазу. Это продолжалось до позднего вечера, когда солнце уже спускалось за горы, а вместо него на небе начинала светиться серебряным светом луна, и дом из белого становился серым, а деревья превращались в чёрные, лохматые и шатающиеся чучела, издававшие шелестящий, таинственный вой. В этот момент я любил сидеть у костра, слушать треск дров и наблюдать за его искрящимися оранжевыми языками. Готовое шипящее варенье накрывали крышкой и уходили спать.
   Но было ещё одно занятие, которое мне очень нравилось: походы в кино. Многие фильмы, ставшие моими любимыми, я впервые посмотрел в большом, как казалось тогда, прохладном деревенском кинотеатре. Именно с этого момента и начинается рассказ о моём знакомстве с Николаем Васильевичем Гоголем.
   Как-то раз, направляясь утром в магазин, и проходя мимо кинотеатра, я увидел новую афишу. Название кинофильма состояло всего лишь из трёх красных букв - "ВИЙ". Мне это слово ни о чём не говорило, а увидев фамилию писателя, по произведению которого был снят фильм, мне показалось, что он будет неинтересным. Фамилия "Гоголь" на меня, ребёнка, навела в тот момент тоску. И всё-таки я решил сходить на этот фильм, чтобы узнать, что же означает это загадочное слово "ВИЙ". После обеда, взяв у бабушки тридцать копеек, я побежал в кино (посмотрев фильм, я всё-таки так и не понял, что же означает слово "ВИЙ"!).
   Желающих посмотреть фильм, к моему удивлению, оказалось много. Все улыбались и возбуждённо друг с другом разговаривали. Глядя на заполненный бурлящий зрительный зал, мне подумалось: "Неужели интересный фильм?!". И интерес к нему резко усилился.
   Фильм смотрел, не отрываясь, даже когда было страшно, и я глаза закрывал рукой, а потом как шпион подсматривал сквозь пальцы за происходящим на экране. А испугаться было от чего: впервые я увидел так живописно и художественно ожившего мертвеца! На большом экране в мрачной церкви мёртвая молодая красавица с белым лицом и чёрными косами, злыми холодными глазами и перекошенным от ярости ртом, в широком балахоне, будто привидение, и с леденящими душу движениями изо всех сил собственных и всякой нечисти, пыталась добраться до бедного философа! Весь зал, затаив дыхание, реагировал единым испуганным "Ах!" на каждую неожиданность, будь то резкие звуки от движений чёрных котов и воронов или появление кровавой слезы у мёртвой панночки, напряжённо лежащей в гробу, или зловещее дыхание, в миг затушившее зажжённые свечи. Помню, сильно переживал, когда пьяный философ не дочертил спасательный круг. Мне хотелось крикнуть в тот момент: "Ты круг не дочертил!". А рука с вытянутым пальцем тянулась, чтобы показать ему это самое роковое место в его безответственном "художестве"! И долго ещё после фильма, потрясённый и возбуждённый, сокрушался, что так глупо погиб человек, буквально на последних мгновениях перед рассветом!
   Мне кажется, что после этого фильма я стал внимательнее относиться к мертвецам и ко всему, что с ними связано. К естественному страху добавился интерес. Когда кто-нибудь умирал в деревне, и бабушка уходила прощаться с покойником, я тут же бросал свои дела и обязательно шёл с ней. Подойдя к гробу, превозмогая страх, задерживал взгляд на лице покойника: не проявит ли он себя как-нибудь, к примеру, не моргнут ли глаза или не дёрнутся ли губы! Внимательно наблюдал за всем, что происходило: отпеванием, прощанием, похоронной процессией, с пением молитв по дороге на кладбище, и, наконец, погребением. С этого времени я полюбил посещать кладбища. Иногда специально ходил туда погулять. И до сих пор посещение кладбищ остаётся одним из моих самых любимых занятий. Я с удовольствием часами могу ходить в полном одиночестве между могилами, внимательно осматривать их и любоваться ими, всматриваться в фотографии умерших и определять количество прожитых ими лет, читать надписи на памятниках и надгробиях, вслушиваться в кладбищенскую тишину, нарушаемую только шелестом деревьев и пением птиц. Главное, к чему я стремлюсь, посещая кладбища, это то, чего мне остро не хватает в окружающем мире - покоя и тишины. Только за кладбищенской оградой я хоть временно, но гарантированно могу отдохнуть от бесконечной житейской суеты и раздражающего повседневного шума!
   Ещё я понял, посмотрев этот фильм, что крест и молитва всегда защитят, в какой бы страшной ситуации человек не оказался. Беззаботное лето продолжалось, я также купался, ходил в лес, колол вилкой налимов под камнями, поливал огород, но летающий гроб со стоящей мёртвой озлобленной панночкой и кучей мерзких нечистей не выходили у меня из головы. Тогда я и стал внимательней прислушиваться к словам своей набожной бабушки, которая часто мне повторяла: "Перед дорогой или любым делом, надо сказать: "Господи, благослови!" и перекреститься". Что я и стал делать и делаю до сих пор. Но при этом она добавляла: "Тебя нужно срочно окрестить, иначе "не слышит" тебя Бог!". Это было, как приговор. Поэтому, когда пошли к очень старой, уважаемой старушке "погружаться", и бабушка сказала мне, что после "погружения" Господь Бог меня "будет слышать" - я очень обрадовался! Таинство "погружения" свершилось втайне от папы, который был коммунистом и мог этому воспрепятствовать, чего очень боялась бабуся.
   А лето красное и звёздное продолжалось! Как-то в очередной раз, набрав в лесу ягод, и уже сварив в яме варенье, стали готовиться ко сну. Решили ночевать на сеновале и стали таскать туда из дома бельё. А тропинка на сеновал проходила мимо ямы. Смеркалось. Идя по тропинке с подушкой, вдруг увидел возле ямы неподвижную серую фигуру. Я оцепенел. В уме лихорадочно повторялась одна и та же фраза: "Господи, благослови и защити!..". Фигура не производила не малейшего движения. Не имея сил пошевелиться, я простоял несколько минут. Вдруг фигура начала медленно расти, повернулась в мою сторону и стала тихо ко мне приближаться. У меня ноги подкосились. В глазах помутилось, всё кругом поплыло, закрутилось, полетели разноцветные шарики, а посреди этого "маскарада" ко мне беззвучно плыла, вставшая из гроба, панночка, с тем же оскалом и злым взглядом. Когда она приблизилась ко мне на расстояние двух метров, я инстинктивно стал отмахиваться руками и из последних сил прохрипел: "Пошла прочь от меня, ведьма!..". В этот момент за спиной раздался смелый голос бабушки, которая бежала ко мне на помощь: "Ну-ка, вон нечистая!..". Она уже подбегала ко мне, когда я, немного осмелев, ударил кулаком фигуру. А тут и бабушка набросилась с кулаками. Фигура стала защищаться, со словами: "Не бейте, я Эдик, я пошутил!". Оказалось, что соседский мальчик в тайне залез на сеновал, взял простынь, накинул её на себя и стал изображать привидение. Мне и бабушке было не смешно. После этого случая все боялись, что я стану заикаться. Но этого, к счастью, не произошло.
   В классе седьмом перечитал все произведения Гоголя, которые нашёл в папиной библиотеке. Особенно мне понравилась поэма "Мёртвые души", где чуть ли не каждое имя героя стало в России нарицательным! А в десятом классе, в промежутках между подготовкой к выпускным экзаменам в школе, занятиями спортом и музыкой читал её и перечитывал для души и снятия напряжения. Пожив в горных, степных, таёжных, ухабистых, болотистых уголках страны, везде встречал и встречаю легко узнаваемых гоголевских персонажей. Они вставали и встают передо мной во всём своём блеске, будто сходят со страниц бессмертного произведения, которому уже 169 лет! Во многом благодаря Н.В.Гоголю, моему путеводителю по людским душам, я научился чувствовать характер и настроение людей, а ещё предугадывать поведение их основной массы, ведь кругом сплошь гоголевские персонажи! К примеру, везде есть беспринципные и опасные самодуры Ноздрёвы, на которых нельзя ни в коем случае положиться: обязательно загубят дело, да ещё обвинят во всех своих грехах, зато "губами шлёпать" они большие мастера! Много встречал ужасно "приземлённых" личностей, живущих ради грубых удовольствий: вкусно и много покушать, сладко поспать, у которых родина там, где сытно живётся, на всё и всех у них есть ярлык, они всегда правы и не терпят возражений - это упёртые Собакевичи! Живя в Северной столице, очень часто встречаю особенно среди молодых людей "парниковых", безвольных, "пластилиновых", пустых фантазёров-мечтателей Маниловых! Знаю и ограниченных Коробочек, неприятных женщин, мелочных и злопамятных, любящих деньги, стремящихся буквально из всего извлечь выгоду, постоянно повторяющих фразу: "Деньги счёт любят!". К великому сожалению, живут и Плюшкины, такие омерзительные потому, что добровольно, не сопротивляясь, потеряли человеческий облик и стали рабами, неважно чего - денег или водки, или наркотиков! И, конечно, встречал много умных и бездушных, с привлекательной оболочкой и поверхностной сутью авантюристов Чичиковых, которые ради достижения своих неблаговидных целей запросто вовлекают доверчивых людей в опасные авантюры!
   Не удивительно, если я скажу, что Николай Васильевич Гоголь один из моих любимых писателей. Именно Гоголя и Булгакова я читал на скучных лекциях в университете. К примеру, за лекцию по теоретической механике, где вместо предложений только цифры, прочитана пьеса "Бег" или за лекцию по аналитической химии, где и химия, и математика, и ещё что-то, и всё это хорошенько перемешено, чтобы никто не догадался где начало, где конец, и когда можно "смеяться" - пьеса "Ревизор"!
   Кстати о пьесе "Ревизор". Премьера её состоялась в Санкт-Петербурге на сцене Александринского театра 1 мая 1836 года. Тогда после спектакля царь Николай I сказал: "Здесь всем досталось, особенно мне!". Именно с этой пьесы и узнала Россия Н.В.Гоголя. Появились преданные поклонники и яростные критики творчества писателя. Пьеса была актуальна всегда и в дореволюционное время, и советское, и сейчас она также актуальна: как стелились местные чиновники перед столичными проверяющими, так и стелятся до сих пор, как давали взятки, так и дают, как пускали пыль в глаза и занимались приписками, так и пускают и занимаются! Я уверен, скажи сегодня после спектакля президент фразу: "Здесь всем досталось, особенно мне!" - все сразу поймут, что он имел в виду: ничего, по сути, в этом отношении в России-матушке не изменилось, а наоборот стало нормой коррумпированной государственной системы!
   1 АПРЕЛЯ Н.В.Гоголю 202 года со дня рождения. Мы интересный народ: мы большие мастера обходить закон, а потом дружно за это себя высмеивать! Поэтому Н.В.Гоголь будет всегда актуальным и популярным писателем в России!
   Сейчас случается, что пишу литературные произведения, как могу, как научили: папа, учителя и книги, вернее, люди, написавшие их. Николай Васильевич Гоголь среди этих людей первый!

Санкт-Петербург, 24.05.2011


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"