Кучер П. А, пишущий под ником "назгул" http://samlib.ru/k/kucher_p_a/ заставил меня, хотя его художественные произведения не дописаны и по формальному сюжету вторичны (фанфик Хвана, сериала об Ангарии http://fantasy-worlds.org/author/id2336/), задуматься и многое соединить в голове.
Прежде всего, о том, насколько извратили понятие постиндустриального общества те, кто стремятся монополизировать свое положение в мире любыми античеловеческими и вампирскими средствами, произнося при этом сладенькие фразы о свободе и правах человека. Далее, о том, какие модели общества можно предложить, кроме провалившихся капитализма и коммунизма. Далее, насколько негодны все сладенькие рецепты и насколько сильно отличаются модели первого уровня от моделей второго уровня. Далее, недостатки моделей второго уровня (принципиально другие, чем у моделей первого уровня).
Кроме того, еще раз был продемонстрирован случай, когда действительно знающий человек не может не взяться за перо и еще один пример настоящей научной популяризации (в форме художественного произведения)
Систему знаний, на которой Кучер основывает свои произведения, он описал следующей картинкой:
Заметим сразу три вещи. Подобно тому, как я отмечал в рецензии на "Крепость живых" Берга (http://samlib.ru/i/izhewchanin_j/berg0-1.shtml), основная ценность данного произведения не столько художественная, сколько рассыпанные в нем идеи и факты, которые противоречат нынешней поп-науке. Далее, изложить эти факты в строго канонической форме било бы далеко мимо цели, так что избранная фантастическая форма оптимальна (и в этой связи то, как автор в одной из своих статей пинает Берга, вызвало улыбку: тот тоже использовал оболочку хоррора для медицинского просвещения людей, а вовсе не верил в зомби). И, наконец, по уровню мысли и идей исходник Хвана просто жаба по сравнению с крокодилом (в скобках заметим, что в последних томах своей эпопеи Хван пользуется идеями Кучера, который получал разрешение на фанфик у него лично, что весьма корректно; заодно Кучер приводит неотцензурированный текст первой книги Хвана; ведь цензура в нынешнем мире беспощадна, только "сетевая", а не государственная, что намного страшнее и безнадежнее).
Кучер беспощадно показывает, что нынешний мир основан на злостном скрытии информации, моральном и физическом убийстве идей и людей, их продвигающих. Особенно тех, которые могут быть быстро и дешево реализованы в обход нынешних "рыночных структур". Это заметили многие, стоит сослаться прежде всего на "Меганезию" Розова http://www.proza.ru/avtor/rozoff . Но по своим выводам Кучер гораздо радикальнее и глубже Розова.
Если типичные утопии можно считать примитивными линейными моделями, то Меганезию многомерной линейной моделью. А Кучер - уже модель второго порядка, качественно бесконечно превосходящая Розова.
Розов неожиданно убедительно показал, что либертарианство - это соединение постиндустриальной технологии с первобытно-общинным строем, и в этом качестве может вписаться как формально непризнаваемый, но весьма мощный элемент в глобализованный мир: мировой мусорщик. Кучер показал. что постиндустриальное общество - это прежде всего резкое удешевление и улучшение функциональности вещей за счет ПОВЫШЕНИЯ уровня работающих с ними людей, а не за счет ориентации на орангов с айпадами. Что подавляющее большинство нынешней индустриальной инфраструктуры - мусор и зомби, а то и вампиры, сосущие соки из живых и задающие им гибельные жизненные ориентиры. Что достаточно воли, знаний на уровне советского техникума (но не нынешнего магистра) и полной безжалостности, чтобы сбросить ярмо уже паникующих и агонизирующих паразитов.
Постиндустриальное общество Кучера - гибрид Спарты с военным коммунизмом и радикальным анархизмом. Натуральное хозяйство (не в смысле древнем) маленьких общин, в которых можно установить фактическое равенство и прямую демократию. Принятие в общество только тех, кто может выдержать его правила; физическое уничтожение либо изгнание других. Постоянная война, причем ведущаяся со стороны общин полностью безжалостно по принципу: "Победа оправдывает средства". Учитываются лишь свои потери. Невозможность существования в одиночку. Нужна примерно в 20-100 раз превосходящая, но отстающая по организованности и техническому уровню, "варварская периферия" традиционных обществ: и без притока новых людей (в данном случае не рабов, а пригодных стать коммунарами) быстро вымрет из-за безжалостного отбора, и расслабление грозит гибелью, необходимо постоянно воевать, и сельское хозяйство... о нем он как-то умалчивает. Для этой периферии данные общины тоже становятся нужны: как источник прекрасных наемных войск (будем говорить прямо), как инструмент большой политической игры, как поставщик редкостей. Тем более, что агрессивность общин намного меньше их воинственности (сравните Спарту и Афины: Спарте агрессия была не нужна, поскольку она уже имела максимум того, что могла удержать, и аннексий, после захвата Мессении. Спарта не производила; торговым и демократическим Афинам авантюры и аннексии были необходимы: они могли быть устойчивы, лишь пока вели экспансию).
Четко показано, что всеобщее вооружение народа и право на применение его - необходимая предпосылка прямой демократии и равенства. Что в этом случае не нужно государства как аппарата насилия, не нужно судов: всеобщий суд Линча. В этом обществе поединков нет: прав тот, кто выстрелил первый. Но после этого его могут прикончить другие: прибил не того, кого нужно. Ложь - смерть, угроза силой - смерть, попытка получить дополнительные привилегии - смерть, трусость - смерть.
Как организовано общество у Кучера, показывает хотя бы детально расписанная история возникновения германского княжества. Покупались в средневековом окружении либо спасались от убийств и насилий мальчики и девочки. Их отмывали, начинали учить, в том числе и обращению с оружием, и все время следили за ними. Затем ритуал раздачи оружия. Первыми идут самые притесняемые, а паханов и шестерок ставят сзади. И в некоторый момент команда уже получившим оружие: "Огонь!" Подростки с примитивные инстинктом власти и примитивным инстинктом жополизства перебиты своими же ботанами, которые получают опыт суда Линча.
Коммунизм - это учет. Общество стоит на тотальном контроле всех действий и полной открытости информации. Почему-то автор уверен, что по мракобесию своему ученые и священники варварской периферии, которым информация тоже открыта, воспользоваться ею не смогут: психологические и социальные стены. Он подтверждает это многими примерами из истории, в частности, феноменом Земмельвейса: против изобретателя антисептики ополчилось врачебное сообщество, объявило его мракобесом и лжеученым и свело в гроб. Факты ничего не доказывали, как и сейчас.
Этот учет заодно влечет за собой "рейтинг": ну не удержался человек с физическим мышлением от числовой оценки сложной структуры. Каждое действие человека добавляет или убавляет ему баллы. Если кто-то встречает человека с большим отрицательным рейтингом, он МОЖЕТ И ДОЛЖЕН его убить без дальнейшего разбирательства. Обратная связь и контроль за чистотой общества! Кстати, как признался Стругацкий в своем последнем интервью, они с братом в конце концов поняли, что мир полдня может существовать лишь как анклав в обществе, в котором всех неподходящих выдавливают во второй круг (наш мир), а тех, кто асоциален, безжалостно опускают в третий, где идет война всех против всех, умеряемая войной против всего остального мира (Островная империя в трилогии, повернутая ко всему остальному миру третьим кругом).
Поскольку ложь изгнана, торговля и деньги просто не могут появиться. Но они есть в сношениях с внешним миром, как в Спарте.
Проведем анализ модели Кучера. Технологические предпосылки по крайней мере на 90% описаны верно: возможность построения дешевых летательных аппаратов, дешевого эффективного оружия, дешевой распределенной энергии, дешевой связи, дешевой распределенной информационной системы. Только колхозы... даже Китай свои трудовые коммуны распустил. Технократия в чистом виде обламывается на границе живого.
Устойчивость модели Кучера на самом деле намного выше, чем модели Розова: он явно выделил многие обратные связи, и его коммуны могли бы существовать почти в состоянии равновесия с остальным миром примерно 300-500 лет.
Но анархизм валится на системах выше некоторой сложности. Анархию и прямую демократию нужно сочетать с монархией. На уровне империи (СССР от полюса до полюса) - монархия, на уровне региональных объединений (губерний) - слабая власть избираемых временно магистратов, подконтрольных и верху, и, автоматически, низу. На уровне общин - вся возможная автономия при соблюдении общих ценностей, общей морали, считанного количества общих норм поведения общин. Этого вывода Кучер не осмелился сделать, но в реальности его последователи сделали бы либо погибли бы (Спарта сделала и жила; но там не было и не могло быть промежуточного звена: губерний).
Как и в Спарте, технический прогресс быстро остановился бы, и общество стало бы крайне эффективным, но крайне консервативным (ревнители равенства пристреливали бы всех выдающихся). Я думаю, что отдельных коммунаров многие города и государства с удовольствием брали бы не только в военные советники, но и в "кризисные управители", как один спартанец мог порой выручить союзный полис.
Но в целом основная заслуга Кучера (не зря он себя назвал nazgul) в том, что он четко показал, что нынешняя цивилизация - империя зла, и построил мир, основанный на противоборстве и взаимодействии двух противоположных обществ, противоположных систем ценностей, каждая из которых отказалась от мысли уничтожить другую, но при каждом удобном случае пробует на прочность, что необходимо. Это системная (но не дотянувшая до мультисистемной) модель второго уровня, причем сразу развитая, а не примитивная.
И наконец, уровень технического знания и таланта инженера-ученого и кругозор у Кучера принципиально выше, чем у Розова.
В качестве ехидства. Кучер дал свою собственную весьма оригинальную реконструкцию Ясы Чингис-хана, в частности, опустив многие нормы об обязательной взаимопомощи и отредактировав касающиеся знати и "равноправия" мужчин и женщин, но сохранив и подчеркнув ее общий дух.
В качестве баланса по отношению к Хвану. Выживание общества определяется не столько умением одерживать победы, сколько умением переносить поражения. Множество победителей сгинуло в истории без следа. Хван в следующих книгах показывает много крайне болезненных поражений своих людей (нужно было бы показать еще и ОЧЕНЬ болезненное; тогда бы можно было поверить, что выживут). Он показывает технологические неудачи. а не только победы. А опыт неудач не менее важен, чем опыт успехов.
Словом, настоятельно рекомендую тем, кто любит серьезные, заставляющие задуматься, вещи. На закуску приведу аппетитную цитату:
- Солидарное и конкурентное общество - это как полюса, на электрической батарее. Один без другого существовать не могут. Одних людей тянет туда... других сюда. При их полной изоляции, разделение возникает внутри каждой системы заново. При коротком замыкании, та же "батарея" разряжается в ноль. Умирает... Именно поэтому, ваша глобализация с толерантностью - это моральная смерть. Да. В контакте - полюса искрят... Пусть лучше искрят... Нет надежного метода контроля собственных моральных норм "на правильность", кроме их сравнения с иными, не правильными. Обязательно личного. За чужой щекой зуб не болит!
ЗЫ В качестве анализа различных общественных структур рекомендую посмотреть Европа и Меганезия