Владимир Гурболиков, заместитель главного редактора журнала "Фома" комментирует начало конкурса "Фомы" на лучшее произведение для детской литературной серии "Настя и Никита".
- Владимир Александрович, недавно на сайте вашей литературной серии "Настя и Никита" закрылся раздел "как стать нашим автором". Думаю, многим будет интересно узнать, почему так произошло, и не значит ли это, что проект, возможно, прекратит своё существование?
- Речь о закрытии серии не идёт, наоборот, за полгода работы у нас появилось много новых идей, а число подписчиков серии перевалило за две с половиной тысячи, не считая тех, кто приобретает наши книжки непосредственно в редакции, а также в церковных приходах. И поскольку мы поняли, что наш опыт оказался нужным людям, мы вынуждены более ответственно отнестись к дальнейшей работе над литературной серией "Настя и Никита". В частности, сделать так, чтобы в нашей серии равномерно были представлены и сказки, и рассказы, и познавательные очерки для детей. Теперь мы уже не можем, как в первое время, надеяться на то, что нам пришлют какие-то тексты, из которых серия сложится сама собой. Сейчас редакции нужны, к примеру, очерки о путешествиях, особенно в русские города, а также научно-популярные материалы. Такого в нашем редакционном портфеле очень мало, поэтому мы хотим совместно с нашими постоянными авторами, а также с теми, кто только начинает сотрудничать с "Фомой", заняться выстраиванием некоего баланса. Для того чтобы читатель видел, что мы действительно исполняем свои обещания, и в нашей серии присутствуют не только сказки.
- Вы говорите, что вам нужны новые материалы, но вместе с тем с недавних пор перестали связываться с авторами напрямую. Почему?
- Потому что часто нам приходится сталкиваться с текстами, которые ни по концепции, ни по направленности не связаны с тем проектом, над которым мы работаем. Складывается ощущение, что некоторые люди присылают нам рукописи с желанием просто быть прочитанными. Но наша редакция не является литературной студией! Как бы дорого и "глянцево" не выглядел журнал "Фома" и те же книжки серии "Настя и Никита", стоит учитывать, что над проектом работает очень маленький коллектив людей, которые стараются сделать всё максимально качественно. Они просто физически не могут вступать в переговоры с каждым автором.
- Расскажите, как быть авторам, желающим сотрудничать с "Настей и Никитой"?
- Сейчас мы планируем объявить конкурс на лучшие произведения, которые в дальнейшем будут опубликованы в нашей литературной серии для детей. Мы решили вернуться к сотрудничеству с создателем одной из первых электронных библиотек, Максимом Машковым, который организовал специальный проект для начинающих авторов в Интернете. Он называется "Самиздат", и не столь давно там проводился наш конкурс святочного рассказа, по итогам которого некоторые произведения были напечатаны в журнале "Фома", а потом вышли отдельным сборником. Некоторые рассказы были представлены также и в серии "Настя и Никита". "Самиздат" - фактически это большая литературная студия. Человек, попадая сюда и осваивая достаточно простые правила для публикации, получает уникальную возможность увидеть себя рядом с другими авторами, найти людей, также сильно любящих литературу, почитать и покритиковать их и получить первые отзывы на свои творения. Иными словами, попасть в самую настоящую писательскую среду. Авторы могут, во-первых, создавать свои разделы и выкладывать произведения любого жанра, вплоть до романа, а во-вторых, участвовать в конкурсном отборе, в конкурсах "Фомы" и, в том числе, в недавно объявленном конкурсе "Красная Горка". Все наши авторы легко смогут нас найти на главной страничке "Самиздата".
- Какие работы будут наиболее приветствоваться?
- Вы знаете, наш проект часто сравнивают с тем, чем занималось издательство "Малыш" в 70-ые годы. Это издательство старалось развивать кругозор ребят за счёт многогранности тематики произведений. В их сборниках присутствовали и сказки, и описания природы, и биографии, очерки об истории техники, исторические экскурсы и т.д. Был и исторический очерк, посвящённый человеческому опыту, служению, профессиям. Серия издательства "Малыш" помогала ребёнку открывать разные стороны жизни, расширяла его кругозор. Второе большое достоинство этого проекта - прекрасно выполненное иллюстрирование, сделанное лучшими советскими художниками. Мне кажется, опыт издательства "Малыш" востребован до сих пор. Он открывает одну очень важную вещь, которую не понимают современные начинающие детские писатели. Авторам не стоит пренебрегать простыми и "банальными" на первый взгляд вещами. Я лично буду очень счастлив, если кто-нибудь увлекательно напишет для ребёнка о работе водителя трамвая или о том, как помогают инвалидам собаки - поводыри. Если история написана талантливо, и при этом она поучительна, не обязательно моралистична, то она будет особенно приветствоваться.
- Но всё-таки существуют какие-то ограничения для тех работ, которые вам предлагаются?
- Безусловно, есть некоторые ограничения, которые нужно учитывать. К примеру, если вы пишете биографию человека, не старайтесь приводить её от начала и до конца: родился тогда-то и умер тогда-то. Лучше всего будет, если вы возьмёте лишь какой-то отдельный эпизод из жизни вашего героя и сумеете его раскрыть. Для меня правильным подходом к детской психологии является "Книга будущих командиров" Митяева, посвящённая истории воинского искусства. Я навсегда запомнил маленький рассказ об Александре Суворове. Автор не пытался вместить в него всю биографию полководца, упоминая лишь несколько сражений, выигранных Суворовым. Но он сделал очень правильный ход, написав о мальчике, который, увлекшись игрой в солдатики, всерьёз задумался над самим искусством полководца, а, кроме того, будучи очень болезненным и слабым ребёнком, начал закаляться и в результате вырос тем сильным мужчиной, который со своими солдатами совершил знаменитый переход через Альпы. Иными словами, на месте автора я бы ни в коем случае не стремился описать всю жизнь героя и все его победы, но взял бы нравоучительный эпизод, содержащий историю о том опыте, который привёл к реальным результатам.
Могу сказать, что гораздо больше нас привлекают рассказы не о персонажах - иностранцах и о далёких землях, а о родной стране и российских героях, о которых отчего-то отечественная литература совсем отказалась.
- У вас в концепции проекта, опубликованной на странице конкурса, написано, что сказки должны быть максимально современными. Что это значит?
- Не то чтобы мы хотели переместить сказку в современность (хотя, наверное, это очень бы понравилось детям). Нет. Но в то же время мы стремимся к тому, чтобы наша серия не стала переизданием сказок народов мира, народного фольклора. Такие книги, слава Богу, есть, и их можно купить в любом магазине. Именно это и означает наша фраза о современности сказок. Помещать героев в наше время совершенно не обязательно. Просто не надо повторяться, "отыгрывать" сюжеты, которые фольклор раскрыл лучше любого автора. Старайтесь быть новым сказочником. И, кроме того, если уж вы взялись писать сказку, помните, что сказок у нас в "портфеле" уже и так немало! Вообще сказочником быть сейчас трудно...
- А что касается раздела поэзии, почему он отсутствует на конкурсе?
- Дело в том, что отбор стихов мы считаем крайне сложным делом. Помнится, когда мы печатали стихи в журнале "Фома", выбирая их самостоятельно, со стороны и читателей, и специалистов наш опыт подвергся острейшей критике. Мы поняли, что не готовы быть судьями для поэтов, и передали это дело нашим партнёрам - отделу поэзии журнала "Новый мир". Вынужден извиниться, но заранее предупреждаю, что поэтического раздела на конкурсе представлено не будет.
- Правда ли, что рассказы и очерки, написанные для конкурса, должны обязательно содержать церковные сюжеты? Многих авторов интересует этот вопрос.
- Действительно, поскольку наша серия издаётся как приложение к православному журналу "Фома", некоторые люди думают, что она должна состоять исключительно из благочестивых рассказов об отцах церкви и чудесах. Но серия "Настя и Никита", будучи проектом православным, придерживается определённой литературной традиции, которая не стремится отражать церковные, Евангельские ценности буквально, отражать их формально. Это не Закон Божий. Хотя это предусматривает, мы, не будем включать в серию вещей, явно противоречащих идеям Православия. Но жёстких ограничений в этом смысле нет.
- Что вы можете посоветовать авторам, которые хотели бы сотрудничать с журналом "Фома"?
- Практически все советы уже были изложены в концепции серии. Она имеет достаточно серьёзное описание, которое стоит прочесть. От себя же в первую очередь хочу посоветовать всем, кто будет участвовать в конкурсе, чётко помнить о том, для кого вы пишите. Потому что очень часто у авторов этот возраст - от 6 до 10 лет - ассоциируется не с детьми, а с "детками". А, между тем, этот возраст - отрочество, и, если брать церковную жизнь, в это время многие из них уже начинают исповедоваться. То есть, по опыту, это люди, которые не чувствуют себя очень маленькими, поэтому стоит избегать всякого рода "сюсюканья". Пишите, по возможности, просто, но обращаясь к ним, как к уже достаточно взрослым людям.
Во-вторых, учитывая объём нашей серии (а это малая форма), не пытайтесь брать нечто большее, чем один сюжет. Пишите одну историю, без слишком больших лирических отступлений, без попыток превратить текст в энциклопедию. Для этого пятнадцати тысяч знаков будет явно недостаточно. И, наконец, третий момент. Старайтесь избегать витиеватых предложений, постоянного употребления терминов и слишком большого увлечения народными говорами. В противном же случае велика возможность потери ребяческого внимания. Для меня в этом плане идеальной является проза Пушкина. Также могу посоветовать в качестве образца мемуары Владимира Дурова под названием "Мои звери". Пишите проще!