+ Здорово! Я теперь знаю, как создать особый "сказительный" ритм. Надо прилагательные ставить после существительных - и дело в шляпе.
- А вот и не всегда это хорошо. Кажется, здесь перебор.
+ Перебор - не перебор, а получилась сказка в народном духе.
- А мне несколько фраз не понравилось. Например: "Выдохнул мужик в облегчение", "Что случилось, то и народилось", "Почернела баба горем". И еще с запятыми явный перебор.
+ Обилие - не недостаток.
- Кое-где и не хватает запятых, но я молчу.
+ Но ведь классная получилась сказка! Настоящая, написанная по законам волшебной сказки: тут и добрый, но слегка несчастный мужик, и колдун-медведь, и волшебные вещи... И с юмором в самый раз.
- Ну...
+ Никаких "ну". Хорошая сказка. Пожалуй, лидер этой группы. Подправить бы кое-что...
- Оттолкнули отдельные слова, которых в моем активном словаре нет, поэтому и не цитирую. Допускаю, что они имеют право на существование, но я их не люблю, их мои уши, эстетики требующие, не приемлют. Буду баллы резать.
+ Зато как передано настроение! Прямо Гоголь вспомнился. Хоть не Панночка, но тоже хороша Полифония.
- Ну, не Гоголь... Железными чудовищами у нас в литературе кто-то другой заведует...
+ Нет, главный в этой сказке все-таки юмор. Вот эта фраза особенно должна развеселить обиженных жизнью женщин: "втихаря, под шумок, сделали то, что и полагается делать мужикам в таких случаях - слиняли."
- Да? А "остальные амазонки, выстроившись "свиньей""? Такая фраза для кого? Я понимаю, это такой специальный термин, но выбран автором не зря.
+ Вот какая сказочка! Из 19 века, что уже необычно. Не из современной жизни, не из древней, не из будущей, возможной, а из милой моему сердцу жизни российского дворянства, хотя с явными современными реалиями и сказочной атрибутикой.
- Много всяких имен обычно-необычных, которые притягивают внимание читателя, но потом не "стреляют", как положено бы.
+ Очень красивое описание волшебной тарелочки. Выпукло, ощутимо. Понравилось очень.
- А "варенье из кружевника" тоже понравилось?
+ Так автор, наверное, специально его таким сделал, чтобы подчеркнуть провинциальность главной героини, несмотря на ее титул.
- Вот еще выход кухарки Матрены, столь поразившей читателя своей нечесанностью и засаленностью. Он для чего в сказке? Я думала, что неспроста, а оказалось, что она никому, даже автору, не нужна, как и болонка, потерявшаяся на лестнице. А я-то надеялась, что это такой "рояль в кустах"
+ Но неожиданность присутствует...
- Больше неясности, чем неожиданности. Например, с чего вдруг тарелка разбилась, кто ее разбил? Финал уж очень быстрый.
+ Зато счастливый, аж на несколько поколений вперед.
- Сказка для маленьких детей, а не для взрослых, как требовалось конкурсом.
+ Пушинки получились очень симпатичные, трогательные такие, по-детски наивные: "Одна пушинка скажет, что укротила жабу, а другая ответит ей, что завтра улетает на луну".
- Если уж цитировать, то вот еще фраза: "И вдруг домик будто обжег колдуну руки, и он уронил его". Кто кого уронил? Классический пример ошибочного использования местоимений.
+ Мне кажется, что сказка ценна тем, что в ней ненавязчиво подано назидание: нельзя предавать, будь верным, и тебе воздастся.
- Однако много неясностей. Если бы я была ребенком, я задала бы вопросы. Зачем колдуну пушинки? Для чего он им предлагал жала? Почему пушинки ни с того ни с сего стали вдруг бояться колдуна?
+ Так ведь тем самым сказка зовет к сотворчеству. Прочитает мама сказку, дочка вопросы задаст, беседа завяжется, потом они сами сказку еще не одну сочинят...
+ Сказка в народном духе. Язык выдержан, без перегибов. Юмор такой симпатичный.
- Но как-то часто попадаются сказки, где известные герои играют не свойственные им роли. От этого самобытность улетучивается.
+ Однако сказка получилась забавной.
- Но ошибочки проскакивают: "Начал было говорить Иван, на остановила его старуха", "Здается мне, бабушка", "что ба Ивана не трогала"...
+ Ну, это всего лишь опечатки.
- А вот еще. "Я ж второй десяток лет пока не разменял" - говорит Иван. Т.е. ему не более 10 лет? Маловат для женитьбы. Что-то царь-батюшка оплошал, отправив в чисто поле стрелы пускать. Или он все-таки третий десяток не разменял?
+ А мне Кощей понравился. Такой интеллигентный мужчина получился.
- Между прочим, знатоки фольклора считают, что неправильно и даже вредно придавать устойчивым в своем символическом значении персонажам несвойственные им качества. Ну, нельзя нечистую силу доброй делать.
+ Быть может, быть может. Но сказка-то на новый лад. И получилась совсем недурно.
+ Сказка словно не написанная, а рассказанная, так и слышится голос автора.
- Но почему он обращается к читателю то на вы, то на ты, словно то с абстрактным читателем разговаривает, то с конкретным, вполне ощутимым?
+ Вот именно, вся сказка словно разговор с ребенком, которого автор на коленях у себя держит и по головке гладит.
- А, начиная с 12 главы, тоже для дитяти рассказывается? Нестыковочка, однако.
+ Да, слушатель, конечно, не один. На разного слушателя рассчитана сказка. Хитрый автор, ой, какой хитрый! Много всего приготовил. В частности, рассказывает про лягушку и так невзначай говорит, что волка почему-то мокрым ботинком назвали. А нам уже интересно, почему. Автор снисходительно так, после, мал, расскажу. Он, наверно, психологию все-таки изучал серьезно.
- Хм... А не слишком ли кудрявым сюжет получился? Даже сам автор рассуждает: "Что будем делать?"
+ Это, скорее, прием такой, а не случайность. Как и язык сказки.
- Ой ли? Неужели специально использованы повторы, особенно это глаголов касается: сделать-сделать, ездить-ездить, был-был и т.д.? Или, например, Федор рассуждает: "А там, за первую попавшуюся выйду". Замуж, между прочим, только дамы выходят, а мужчины женятся.
+ А все-таки язык сказки мне понравился. Есть особый, колоритный стиль, легкий юмор.
- Зато конец у сказки какой-то несчастливый - померли все.
+ Но зачем-то автор включил в свою сказку эпилог? Может, назидательный момент хотел усилить? Хотя, кажется, без эпилога было бы лучше.
+ Сказка написана динамично.Читать было интересно.
- Несколько жутковато название и первая беседа Томаса с собственным пальчиком.
+ Зато в самом начале рассказа я обнаружила симпатичную фразу "Отец мальчика был не то чтобы злой, но бедный."
- А чуть дальше вот такие слова: "Клаус и Николас занесли в него тела спящих девушек". Тела убитых - да, тела спящих - не знаю. Все-таки лучше занести просто спящих девушек. Теплее как-то.
+ Боже мой, придираться к такой малости! Ведь сказка-то замечательная, с таким приключенческим сюжетом.
- Сюжет - да. А где назидательность? "Всему и всем свое место" - это хотели сказать авторы? А мне так даже обидно: девушек, как кукол каких-то, раскидали разбойники по свету, а девицам вроде как того и надо. Даже красавица Эльза недалекой гусыней оказалась. За что так жестоко нашу сестру?
+ Зато получилась настоящая сказка для взрослых, слегка эротическая даже.
- Ну, кому что. А где счастливый конец?
+ А разве в сказке кому-то сильно плохо?
- А почему Томас домой не вернулся?
+ У него такой пальчик, что... В общем, конец-то счастливый.
- Ошибки есть, увы. Там, где возникает выбор между слитным или раздельным написанием слов, автор, явно, не уверен в грамматике. Могу подсказать предметно, если автор того захочет.
+ А все-таки удивительно трогательной получилась Белочка-Недоразумение-Мазуля. Я даже себя в детстве вспомнила, знакомые местами ощущения.
+ Оно и есть сказка. Главное действующее лицо - самолет. Необычно! Первый раз на этом конкурсе пришлось лицом к лицу встретиться с совершенно неживым главным героем, но таким человечным.
- Третий кусочек, что курсивом выделен, уж очень на историческую справку похож, и только в конце понимаешь, что это рассуждал конкорд.
+ Каким тугодумом надо быть, чтобы не понять сразу, что курсивом обозначены слова и мысли главного героя.
- А назидательность?..
+ А разве хорошо, когда она на поверхности? Прекрасный получился рассказ, проникновенный, со смыслом, с такой железной теплотой, что ли...
ИТОГИ
Оценки будут там, где им и полагается быть, а я лишь пропишу рейтинг. От самых понравившихся сказок к понравившимся менее. Но оценок ниже 5 баллов не будет.
Скажу по секрету, сказки этой группы так понравились, что трудно будет мне выставлять оценки. А в свою особую папку, куда я складываю сказки для того, чтоб обратиться к ним еще раз или дать почитать знакомым, отложу все до одной.