Боброва Н.А., Искандаров Ш.Ф., Ивентьев С.И. : другие произведения.

Духовно-нравственный нигилизм как основа коррупции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Многие исследования к первопричине формирования психологии экстремизма и терроризма относят такое социальное явление, как нигилизм. В статье отмечается, что нигилизм как проявление энтропии выступает основой коррупции и других уголовных преступлений. К одной из форм нигилизма авторами отнесён духовно-нравственный нигилизм. Предложены пути профилактики и борьбы с коррупцией. Исходные данные статьи: Боброва Н.А., Искандаров Ш.Ф., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный нигилизм как основа коррупции // Актуальные проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений в современном мире // Сборник научных статей. / Под общей редакцией доцента Саркаровой Н.А. - Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2024. - С.230-240. ISBN 978-5-00212-567-8


   Боброва Н.А., Искандаров Ш.Ф., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный нигилизм как основа коррупции // Актуальные проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений в современном мире // Сборник научных статей. / Под общей редакцией доцента Саркаровой Н.А. - Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2024. - С.230-240.
   ISBN 978-5-00212-567-8
   Тираж 500 экз.
  
   УДК  342.5, 328.185

Н.А. Боброва

доктор юридических наук, профессор

Тольяттинского государственного университета,

Заслуженный юрист Российской Федерации

г. Тольятти, Россия

Ш.Ф. Искандаров

кандидат юридических наук,

доцент кафедры прав человека и сравнительного

правоведения юридического факультета

Таджикского национального университета,

г. Душанбе, Республика Таджикистан

С.И. Ивентьев

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных

и религиозных отношений ООО ДЭЛИЛ,

член РФО, г. Казань, Россия

  

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ НИГИЛИЗМ КАК ОСНОВА КОРРУПЦИИ

 Коррупция - это следствие злых помыслов 

(мыслей, намерений) и безнравственных поступков [22, с. 54-56]. 

   Аннотация: Многие исследования к первопричине формирования психологии экстремизма и терроризма относят такое социальное явление, как нигилизм. В статье отмечается, что нигилизм как проявление энтропии выступает основой коррупции и других уголовных преступлений. К одной из форм нигилизма авторами отнесён духовно-нравственный нигилизм. Предложены пути профилактики и борьбы с коррупцией.
   Ключевые слова: Бог, человек, душа человека, дух человека, вера, нигилизм, правовой нигилизм, духовно-нравственный нигилизм, правонарушение, преступление, коррупция, энтропия, духовно-нравственная энтропия.
  

SPIRITUAL AND MORAL NIHILISM AS THE BASIS OF CORRUPTION

Natalya A. Bobrova

Professor of the Department of Constitutional

and Administrative Law

Togliatti State University,

Professor, Doctor of Law

Tolyatti, Russia

Sharafjon F. Iskandarov

Associate Professor of the Department of Human Rights and

Comparative Law of the Faculty of Law Tajik National University ,

Dushanbe, Republic of Tajikistan

Sergey I. Iventev

legal adviser, theologian, specialist in the field of national

and religious relations DELIL LLC,

Member of the Russian Philosophical Society,

Kazan, Russia

   Summary: Many studies attribute such a social phenomenon as nihilism to the root cause of the formation of the psychology of extremism and terrorism. The article notes that nihilism as a manifestation of entropy is the basis of corruption and other criminal offenses. The authors consider spiritual and moral nihilism to be one of the forms of nihilism. Ways to prevent and combat corruption are proposed.
   Key words: God, man, human soul, human spirit, faith, nihilism, legal nihilism, spiritual and moral nihilism, delinquency, crime, corruption, entropy, spiritual and moral entropy.
  
   Цель: исследовать концепты нигилизм и духовно-нравственный нигилизм и их взаимосвязь с коррупцией.
   Методы: при исследовании наряду с теоретическими методами логического и сравнительного анализа, диалектического и междисциплинарного подходов, систематизации был использован новый научный метод - духовно-нравственный анализ.
   Результаты: на теоретическом уровне был проведён анализ духовно-нравственных причин появления нигилизма и коррупции, установлена взаимосвязь духовно-нравственного нигилизма с правонарушениями (преступлениями).
   Научная новизна: представлены авторские концепты духовно-нравственный нигилизм и духовно-нравственная энтропия. В статье впервые на основе использования духовно-нравственного метода анализа исследованы понятия нигилизм, энтропия, духовно-нравственная энтропия и духовно-нравственный нигилизм и их причины, отношение человеческой души к коррупции.
   Практическая значимость: основные положения и выводы работы могут быть использованы в научных исследованиях, посвящённых правовому нигилизму и выявлению причин преступлений, а также в разработке мер профилактики и борьбы с правовым нигилизмом и правонарушениями (преступлениями), в т.ч. и коррупцией.
   Обсуждение. Считается, что впервые понятие нигилист ввёл христианский теолог и философ Аврелий Августин (354 - 430 гг.), под которыми понимал неверующих людей, т.е. тех, кого сегодня называют атеистами [5, с. 33]. В связи с чем, часто нигилизм стали именовать инакомыслием [5, с. 34]. 
   С.В. Булгаков раскрывает сущность нигилистов так: Нечего и говорить, что нигилисты враждебно относились и к религии. Отрицая бытие Бога и бессмертие души, они считали религию вещью, годною только для детского воображения, и не могли говорить о ней без иронии. Им казались жалкими суеверами или лицемерными ханжами те люди, в которых они замечали проявление религиозного чувства. Нигилисты ничего не хотели знать о каких-либо святых возбуждениях. В них незаметно и живого голоса совести: их раскаяние могло быть вынуждено не нравственной потребностью, а общественным конфузом или неудачей, поставившей их в глупое положение. Нигилисты не находили нужным сохранять и нравственную стыдливость, считая стыд признаком слабости, и проповедовали мораль личного влечения и нравственную распущенность. Брак, по нигилистическим воззрениям, - не что иное, как непонятные узы, предрассудок.
   Предрассудком они считали и родственные связи; к проявлениям сердечных родственных чувств относились с насмешкой и презрением и в отношении к своим родным проявляли плотскую бесчувственность. Как результат распущенности и понижения духовной природы, отличительную черту внешнего обращения нигилистов с людьми составлял цинизм. Этот цинизм выражался не в одних словах, но при всяком удобном случае тотчас переходил и в дело [8, с. 1592-1745]. 
   В раннем средневековье в Западной Европе термин приобрёл обобщённое звучание как нигилизм - им стали именовать соответствующее течение религиозной философской мысли. Считается, что в философский оборот термин нигилизм ввёл член Баварской академии наук (Германия) Фридрих Генрих Якоби (1743-1819) в работе, опубликованной в 1787 г. В средние века словом nihilista католики называли ложно верующих или еретиков [5, с. 33]. 
   С веками в понятие нигилизм стали вкладывать другие смыслы, в т.ч. светские.
   Согласно Философскому энциклопедическому словарю, нигилизм (от лат.nihil - ничто) - позиция абсолютного отрицания [3, с. 301]. 
   Например, немецкий философ Ф.В. Ницше (1844-1900) под нигилизмом понимал утрату высших религиозных ценностей [6, с. 5]. 
   Как пишет С.В. Булгаков, нигилизмом (от nihil - ничто) называется такое направление или учение, которое утверждает, что ничего нет выше чувственного, что вся жизнь и действительность ограничивается только явлениями. Это - нигилизм как бы теоретический. В нравственном отношении нигилизм отрицает существенное и вечное значение добра, правды и доблести и колеблет высшие основы общежития [8, с. 1592-1745]. 
   Из изложенного видно, что понятие нигилизм изначально было связано, так или иначе, с верой и противопоставлялось вере в Бога. При этом отсутствуют какие-либо серьёзные труды, посвященные раскрытию взаимосвязи души и духа человека именно с нигилизмом. По этой причине настоящая работа направлена на восполнение этого пробела.
   Нигилизм имеет как отрицательное (приводит к распаду социальных систем и др.), так и положительное значение, когда он направлен во внутрь человека и помогает ему бороться со своими пороками, и в поиске новых форм искусства и научных идей [5, с. 34]. 
   До настоящего времени полностью не раскрыты все причины появления нигилизма, что приводит к неполному пониманию радикального нигилизма и связанные с ним духовно-нравственные и социальные негативные явления.
   С целью более полного раскрытия смыслов концепта нигилизм, в данной статье нами применен новый научный метод - духовно-нравственный анализ, несущий в себе духовно-нравственный смысл [2, с. 163-172], который раскрывает взгляд человеческой души на патриотизм. Главной ценностью и критерием духовно-нравственного метода является анализ смыслов того или иного феномена и понятия в аспекте соотношения с душой и духом человека [2, с. 163-172].
   В российской научно-философской мысли нигилизм увязывают с русской (российской) ментальностью и менталитетом [7, с. 58-63]. 
   По мнению Н.И. Мартишиной, ментальность - как исходный пласт общественной психической деятельности, образуемый сплавом чувств и умонастроений, сферу бессознательных влечений и предпочтений; менталитет - как устойчивая совокупность предпочтений, складывающихся на уровне коллективного сознания вокруг традиционно признаваемых образцов, стандартов и эталонов. Если ментальность - это ближайшие, повседневные и разрозненные устремления, то менталитет - устойчивая перспектива, единое русло движения. Переход от ментальности к менталитету - это прежде всего переход из сферы вне-сознательного в сферу осознаваемого. Ментальность - это уровень эмоционального реагирования, оценочный пласт; менталитет - совокупность норм и ценностей, хотя бы в некоторой степени отреф-лексированных и вербализованных (например, отразившихся в пословицах данного народа) [12, с. 25-26]. 
   По нашему мнению, русская (российская) ментальность и менталитет напрямую связан с русской душой и духом человека и российского народа, а также с традиционными духовно-нравственными ценностями. Безусловно, что в формировании данного менталитета играет роль география российской земли и самобытность населяющих их народов.
   Считаем, что появление нигилизма в первую очередь связано с духовно-нравственными причинами, которые связаны с душой и духом человека и народа, формирующими определённый менталитет и ментальность того или иного народа.
   Под духом человека подразумевается эманация (лат. emanatio - истечение, распространение) Бога, а под душой человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога  [10, с. 21-29].  Многими светскими исследователями (материалистами) под последними мыслится сознание и подсознание человека [11, с. 401-407]. 
   И сам человек творился как некий инструмент для Духа Божиего [17]. 
   Душа человека часто отождествляется с нравом, где мораль является основной её характеристикой, нрав - свойство души человека. Каждая человеческая душа имеет свой неповторимый нрав и характер [13, с. 73-77]. Следовательно, одобрение или отрицание человека так или иначе может быть связано с душой и духом человека.
   Так таковое отрицание у души человека часто проявляется тогда, когда имеется дисбаланс духовных и материальных потребностей у человека, на что часто реагирует душа и дух человека, проявляясь в виде определённого поведения человека.
   Нигилизм часто направлен против чужих ценностей (духовно-нравственных, правовых, конституционных, социальных, семейных, корпоративных и других).
   С уверенностью можно сказать, что основу именно человеческого нигилизма составляет неуважение к другим людям и их ценностям.
   Чтобы понять природу нигилизма, в настоящем исследовании будет уместно использовать термодинамическое и социологическое понятие энтропия (от др.-греч.  в +  обращение; превращение).
   Энтропия (от греч. entropia-поворот, превращение) - понятие, впервые введённое в термодинамике для определения меры необратимого рассеяния энергии [14]. 
   Энтропия в широком смысле - это мера неупорядоченности (неопределенности, беспорядка, хаоса) сложной системы [20, с. 79]. 
   Впервые с энтропией столкнулся Бог-Творец, когда Он творил из Ничто (Тьмы, Вакуума) материю, Землю и человека, т.е., Божественные и, в человеческом понимании, искусственные системы, которые без Божественной энергии и присутствия Бога всегда тяготеют к возврату в прежнее положение (Ничто, Тьма, Хаос, Вакуум) и рассеиванию.
   Бог-Творец предвидел наличие (появление/проявление в ходе творения) энергии энтропии и предпринял для этого меры, используя её в сочетании с другими силами и творческими энергиями в творении Земли и человека. В науке этот процесс именуется Большим взрывом.
   Акт творения описан в Библии, Коране и в некоторых мифах народов мира. Первые звуки только что сотворенной Богом материальной Вселенной были шумом - звуками хаоса. В Библии сказано: Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною (Быт. 1: 1-2). Это поэтическое описание первобытного хаоса. Затем Бог упорядочивает мир. Свет отделяется от тьмы, земля отделяется от воды, зажигаются светила небесные, великие и малые. Потом появляется жизнь, разумный человек. В мире воцаряется гармония. Через слово Бога мир упорядочивался, и голос Божий порождал гармонию [17]. 
   Бог сбалансировал хаос с эволюцией (развитием, упорядоченностью и гармонией), материю с духом, смерть (тлен) с рождением, предусмотрев на Земле смену времен года и цикличность развития любых систем во Вселенной, которые так или иначе связаны с энтропией.
   Бог-Творец наделил человека всеми своими Божественным потенциалом и компетенциями, свободой выбора, при этом, не вмешиваясь в выбор и деятельность человека. Не исключено, что именно человек, преследуя цель повелевать и управлять, стал творцом именно тёмных миров и Зла. Не зря в Библии (Откр. 13:18) говорится Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое.
   Искусственные системы, созданные человеком, рано или поздно, подлежат распаду и рассеиванию (энтропии), т.к. лишены принципа Божественной гармонии, присутствующей во всей Вселенной, и самодостаточности. Если человек будет использовать при создании любой системы данный принцип, то его творения будут вечными.
   Дела человека, уводящие его от Бога, способствуют хаотизации мира [17]. 
   Выделяют следующие виды энтропии: термодинамическая, информационная, социальная, духовная, нравственная, биологическая, политическая, экологическая, историческая, информационная, финансовая и другие [18, с. 83]. 
   Социальная энтропия - это мера отклонения социальной системы либо её подсистемы от эталонного состояния, когда отклонение проявляется в снижении уровня организации, эффективности функционирования, темпов развития системы [16, с.271]. 
   Социальная энтропия проявляется через нарушение, размывание функциональной целостности и равновесия системы, что ведет к снижению возможности эффективной регуляции социальной жизни [15]. Разрыв родственных связей и распад семьи, революции, крушение государства и других социальных систем - есть проявление социальной энтропии.
   Нравственная энтропия - размывание и развал норм морали как социального регулятора человеческих отношений.
   Под духовной энтропией понимается отход человека от Бога, разложение человеческой души, сердца, ослабление веры и воли человека, тяги к чистоте и единству [19]. 
   Авторами выделяется такой вид энтропии, как духовно-нравственная энтропия, под которой следует понимать лишение физической материей духовной составляющей или так называемого духовного скелета, утрату человеком Бога и своей души, а также обесчеловечивание и деморализация.
   Согласно словарю-справочнику новых слов, обесчеловечивание - лишение всего человеческого и человечного [23 , с. 323]. 
   В Толковом словаре русского языка Д.Н.Ушаковой под деморализацией (фр. Demoralisation) (книжн.) понимается: 1. Упадок нравственности, моральное разложение. Взяточничество свидетельствовало о полной деморализации служащих. 2. Упадок духа, дисциплины, разложение. Деморализация царской армии [24, с. 686]. 
   В своей основе нигилизм содержит энтропию, отрицающую порядок и стабильность любой системы. То есть можно сказать, что нигилизм фактически представляет собой одно из проявлений энтропии.
   Можно с уверенностью говорить о том, что нигилизм является духовной, нравственной и социальной энтропией. 
   Выделяют следующие формы (виды) нигилизма: нравственный (моральный) (не признание абсолютно моральных либо аморальных явлений), правовой (отрицание ценности права, законов, правил), политический, идеологический, религиозный (отвергается религия и религиозное сознание в любом проявлении), православный (отрицание традиций и догматов православной церкви), социальный (отрицание уклада жизни и ценностей большинства людей, непринятие социальных норм и институтов), географический (отрицание значения важности географических факторов в развитии общества), культурный (орцание существующей культуры), юношеский (юношеский максимализм) (несогласие с жизненным укладом и ценностями предыдущего поколения), эпистемологический (отрицание возможности достижения знания) и т.д. [5, с. 35; 9, с. 2]. 
   Правовой нигилизм отрицает какие-либо правовые (юридические) ценности, правопорядок, а значит, по своей сути, является основой правонарушений и преступлений.
   Ю.А. Кагирова указывает, что правовой нигилизм - крайнее проявление правового невежества, отбрасывание или игнорирование права, юридических норм и общепринятых правовых ценностей, пренебрежительное отношение к правовым принципам и традициям. Он заключается не просто в юридической неосведомленности, хотя несомненно и в ней. Сущность его - в общем, негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, закону, нормативному порядку, а причины его кроются - в юридическом невежестве, косности, отсталости, правовой невоспитанности основной массы населения [1, с. 88]. 
   Правовой нигилизм, к большому сожалению, наблюдается среди практикующих юристов, которым, по всей видимости, приходиться сталкиваться с проявлениями коррупции в государственных органах при отстаивании прав и законных интересов своих доверителей.
   По нашему мнению, правовой нигилизм среди юристов - это естественная реакция
   человека и его души на коррупцию и другие злоупотребления чиновников и прочих должностных лиц, на что должны обращать особое внимание соответствующие государственные службы и общество.
   Как указывают И.Е. Ильичев, С.А. Лазарева, нигилизм становится асоциальным и антисоциальным явлением, когда он переходит границу, отделяющую его от экстремизма и терроризма [5, с. 34]. 
   К одной из форм проявления нигилизма государственных служащих на практике относят коррупцию [9, с. 9]. 
   Коррупция (от лат. corrumpere - растлевать, лат. corruptio - подкуп, порча) - это не только правовое (уголовное), но и духовно-нравственное преступление [21, с. 86-90; 22, с. 54-56]. 
   Взяточничество говорит о полной деморализации служащих [24, с. 686]. То есть коррупция представляет собой духовно-нравственную энтропию. Институт пожизненного статуса судьи не сможет устранить коррупционные проявления, т.к., как показывает наша история, россиянину нельзя пожизненно давать власть, благодаря которой будут налажены устойчивые и обширные коррупционные связи. По нашему мнению, судей необходимо, как и президента страны, выбирать через народное голосование не более двух сроков подряд, а не назначать.
   Как указывают С.А. Дятлов и О.С. Коваленко, инфляция и коррупция имеют энтропийную природу и поэтому бороться с коррупцией и тем более её победить старыми, традиционными методами невозможно. Для успешной борьбы с коррупцией необходимо использовать современную антиэнтропийную методологию, метод информационного содержательного анализа (информационного депрограммирования) [20, с. 86]. 
   В существующих классификациях видов нигилизма не присутствует такая форма нигилизма, как духовный нигилизм.
   Духовный нигилизм - это отрицание того, что человек является творением и образом Бога, имеет бессмертную душу, а также Бога и существующих Божественных и духовно-нравственных законов бытия.
   Проявление духовного нигилизма присуще человеку, а также выбранному им социальному статусу (образу), а не его душе и духу.
   Авторами вводится в оборот новый концепт Духовно-нравственный нигилизм, который раскрывает духовную и нравственную сторону понятия нигилизм.
   Под духовно-нравственным нигилизмом понимается отрицание человеком Бога как Творца человека, своей бессмертной души и существующих Божественных и духовно-нравственных законов бытия, человеческой морали и духовно-нравственных ценностей.
   По своей сути основой коррупции выступает духовно-нравственный нигилизм.
   Таким образом, подытоживая сказанное, можно сделать следующие выводы:
   Духовно-нравственный нигилизм является благодатной почвой для расшатывания и развала любой социальной системы, в т.ч. государства, и совершения правонарушений и преступлений.
   Правовой нигилизм - это реакция человека и его души на коррупционные проявления государства, чиновников и любое злоупотребление властью. Можно однозначно сказать, что наличие правового нигилизма является лакмусовой бумажкой, отражающей реальное положение дел в правовой, политической, социальной и других сферах государства.
   Чтобы совладать с проявлением любой формой нигилизма, ведущей к размыванию и утрате духовно-нравственных ценностей, и распаду страны и общества, и эффективно предотвращать и бороться с проявлениями коррупции, необходимо принимать меры к снижению духовно-нравственной энтропии, сбалансировать духовные и материальные потребности человека.

Литература

   1.Кагирова Ю.А. Понятие правового нигилизма // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых учёных. - 2016. - ! 1. - С. 88-72.
   2.Искандаров Ш.Ф., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный смысл религии: гендерный аспект // Религия, религиозные организации, стратегии и практики дерадикализации: гендерный аспект: Материалы II Международной научно-практической конференции, Махачкала, 17-18.06.2023 г. / Под редакцией О.С. Мутиевой, С.В. Сиражудиновой. - Махачкала: Издательство АЛЕФ, 2023. - С. 163-172.
   3.Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570 с.
   4.Букалерова Л.А., Шадрина О.В. Правовой нигилизм и коррупция: взаимовлияние, меры противодействия // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2011. - ! 3 (16). - С. 86-89.
   5.Ильичев И.Е., Лазарева С.А. Нигилизм: понятие и классификация // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2017. - ! 1 (73). - С. 32-39.
   6. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / пер. с нем. К. Свасьяна. - Москва: Культурная революция, 1995. - 824 с.
   7. Матузов Н.И. Правовой нигилизм как образ жизни // Социум и власть. - 2014. - ! 3 (47). - С. 58-63.
   8. Настольная книга для Священно-Церковно-служителей: (Сборник сведений, касающихся преимущественно практической деятельности отечественного духовенства) / С.В. Булгаков. - Изд. 3-е испр. и доп. - Киев: Тип. Киево-Печерской Успенской Лавры, 1913. - 1772 с.
   9. Труханович Д.С. Классификация видов и форм нигилизма и место нигилизма государственных гражданских служащих в ней // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2017. - ! 12. - С. 1-14.
   10.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21.05.2020 г.) / отв. ред. Г.С. Кунафин. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. - С. 21-29.
   11.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И., Шкуран О.В. Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы: материалы VII Международной научно-практической конференции / ФГБОУ ВО ИГУ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2021. - С. 401-407.
   12.Мартишина Н.И. Менталитет и ментальность // Омский научный вестник. - 1998. - ! 5. - С. 25-26.
   13. Данакари Л.Р., Рудаков А.Л., Ивентьев С.И. Духовно-нравственные и психологические проблемы современного подростка // азрг заманы психологиялы-педагогикалы ылымны зект мселелер атты халыаралы ылыми - практикалы конференция материалдарыны жинаы. Сборник международной научно-практической конференции Актуальные проблемы современной психолого-педагогической науки. - Астана: Астана халыаралы университет, 2023. - С. 73-77.
   14.Физическая энциклопедия. В 5 т. / Гл. ред. А.М. Прохоров. Т.5: Стробоскопические приборы - Яркость. - Москва : Советская энциклопедия, 1998. - 757 с.
   15. Воробьев Г.А. Социальная энтропия в пространстве воспроизводства социальной реальности : траектории презентации в российском обществе : автореферат дис. ... доктора философских наук : 09.00.11 [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. - Ростов-на-Дону, 2017. - 54 с.
   16.Тетерина Е.В., Пискорская С.Ю. К вопросу о понятии социальной энтропии // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2011. - Т. 2. - ! 7. - С. 271-272. 
   17. Законы физики и Закон Божий. Беседа с протоиереем Сергием Рыбаковым. [Электронный ресурс]
   http://www.uhlib.ru/domovodstvo/stati_za_10_let_o_molodyozhi_seme_i_psihologii/p66.php?ysclid=lq7f30lthy268198011 (дата обращения: 25.03.2024).
   18.Блинова И.В., Попов И.Ю. Теория информации. Учебное пособие. - СПб.: Университет ИТМО, 2018 - 84 с.
   19. Шайтан энтропии. [Электронный ресурс] - URL: http://www.ansar.ru/person/shajtan-entropii (дата обращения: 25.03.2024).
   20. Дятлов С.А., Коваленко О.С. Энтропийная экономика и глобальная инновационная гиперконкуренция // Экономика образования. - 2013. - ! 4. - С. 78-89.
   21. Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект коррупции // Практика противодействия коррупции: проблемы и достижения: Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, 07.12.2018 г. / Под ред.Н.Ш.Валеевой [и др.]; Минобрнауки России, Казан.нац.исслед.технол.ун-т. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2019. - С. 86-90.
   22. Ивентьев С.И. Коррупция - это следствие злых помыслов и безнравственных поступков // Практика противодействия коррупции: проблемы и достижения: материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 11.12.2019 г. / под ред. А.В. Морозова; Минобрнауки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2021. - С. 54-56.
   23. Котелова Н.З., Сорокин Ю.С. Новые слова и значения. Словарь-справочник. - Москва: Советская энциклопедия, 1973. - 546 с.
   24. Толковый словарь русского языка: в 4 т. Том 1: А - Кюрины / под ред. Д.Н. Ушакова. - Москва: Советская энциклопедия, ОГИЗ, 1935. - 1562 с.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"