Аннотация: Очень важную роль в нравственном формировании личности играет процесс воспитания, проблемам которого посвящена настоящая статья.
В конце ХХ века в России было открыто четвёртое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовно-нравственные ценности личности [1].
С учётом открытия совсем нового поколения прав, предметом нашего рассмотрения являются духовно-нравственные права и свободы человека, которые непосредственно были отражены в основных источниках международного и российского права.
В Конвенции о правах ребёнка (статьи 18 и 20) и Конституции Российской Федерации (статья 38) закреплено право ребенка на воспитание и развитие.
В статье 18 Международного пакта о гражданских и политических правах закреплено право родителей и опекунов обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями.
В юридической науке право на воспитание и развитие относят ко "второму поколению прав".
Непосредственно к духовно-нравственным правам и свободам человека, которые, по нашему мнению, были закреплены в международном и российском праве, следует отнести право ребенка на духовное и нравственное воспитание. В свою очередь, светское воспитание следует отнести к социальным правам и свободам человека и гражданина.
Воспитание - целенаправленная деятельность, призванная сформировать у подрастающего поколения систему качеств личности, взглядов и убеждений. Процессы обучения и воспитания составляют систему образования.
Образование - целенаправленная познавательная деятельность человека по получению и совершенствованию знаний, умений и навыков.
Согласно пункту IV.6. Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека: "Уподобление Богу в добродетели является целью земной жизни человека. Образование - это не только средство для приобретения знаний или для введения человека в жизнь общества, но и воспитание личности в соответствии с замыслом Творца. Право на образование предполагает приобретение знаний с учетом культурных традиций общества и мировоззренческой позиции семьи и личности. В основе большинства культур мира лежит религия, поэтому всестороннее образование и воспитание человека должно включать в себя преподавание знаний о религии, создавшей ту культуру, в которой этот человек живет. При этом должна уважаться свободы совести".
Важность процесса образования и воспитания заключена в том, что через него происходит передача от поколения к поколению знаний о духовном и материальном мире, духовно-нравственных ценностях цивилизации.
Духовно-нравственные ценности человечества базируются на нормах морали (нравственности) и религии, которые затрагивают фактически все сферы жизнедеятельности человека (духовную и интеллектуальную) [2].
Духовно-нравственное воспитание - процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формирование у него нравственных чувств, позиции и поведения [3]. Духовно-нравственное воспитание включает в себя аксиологический аспект [4].
В настоящее время в России все больше обращаются к проблемам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, которое является составной частью развития общества и государства.
Российская национальная система образования и воспитания состоит из духовного и светского образования.
Как указывает Н.А.Лобанов, объектом воздействия и светского, и духовного образований является человек как неделимая духовная сущность. Духовное образование и воспитание направлено на духовное и нравственное развитие человека, а светское образование - материалистическое развитие человека.
Духовное воспитание базируется на религии, морали и нравственности. В свою очередь, основу светского воспитания составляет наука. Как отмечают ученые и богословы, духовность и нравственность существуют в неразрывном и целостном единстве.
В настоящее время российское общество, включая подрастающее поколение, продолжает находиться в состоянии системного духовно-нравственного кризиса.
Духовно-нравственный кризис показал, что государство не имеет четкой идеологической позиции в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
Отделение государства от религии привело к резкому разобщению духовного и светского воспитания подрастающего поколения.
Государство, отделив себя от религии, фактически на идеологическом уровне отказалось заниматься духовно-нравственным просвещением и воспитанием человека.
В основу своего существования государство поставило науку и нормы права, которым чужды мораль и религия. Поэтому законы имеют прямую научно-материалистическую направленность и являются, в большинстве случаев, безнравственными. Наука и право обращены к телу человека, а религия и мораль - человеческой душе. Как указывает С.Н.Лазарев, "мораль и нравственность в первую очередь защищают не наше тело, а нашу Любовь и нашу душу" [5].
Государство духовное и нравственное развитие человека возложило на религиозные объединения и самого человека, не определив на государственном уровне духовно-нравственные ценности и приоритеты человека, общества и государства в области духовного и нравственного развития.
Государство, основываясь на научных достижениях, провозгласило и активно занимается только улучшением материального благосостояния страны. На этом фоне мы наблюдаем конфликт человека и гражданина, права и морали, государства и религии.
Между духовным и светским воспитанием отсутствует крепкая связь, позволяющая гармонично развиваться ребенку и приобщать его к духовно-нравственным ценностям.
Фундаментом развития человека являются духовно-нравственные ценности, которые должны быть поставлены в основу международной и национальной систем образования и воспитания.
Целью государства должно быть приобщение детей и молодежи к духовным, культурным и нравственным ценностям российской цивилизации.
Государство духовно-нравственные ценности человека должно облекать в права человека и гражданина и позитивное право. Система образования и воспитания, законы должны быть направлены на сохранение и развитие Любви в человеческих душах.
Проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения можно решить через интеграцию духовного (религиозного) и светского воспитания, определение на государственном уровне приоритетов человека, общества и государства и выработку идеологической позиции в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
__________________________
1.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Казань, ТИСБИ. 1999. http://iventev.narod.ru/. с.5-6.
2.Андреев Д.Л. Собрание сочинений. Т.2. М.: Московский рабочий: Присцельс,1995. с.446.
3.Протоиерей Евгений Шестун. "Православная педагогика". - М., 2001.
4.Архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий. Сибирская православная газета. Номер 2, 2008.