Аннотация: В статье раскрываются основные вопросы гуманитарной науки на современном этапе развития человеческой цивилизации.
Современная российская гуманитарная наука переживает концептуальный и методологический кризис, связанный с отсутствием новых объектов исследования и этической регуляции науки. Это особенно ощущается на уровне региональной гуманитарной науки.
Как считают многие ученые, в мире гуманитарной науки более всего востребованы научные знания, с помощью которых можно улучшить социальную и духовно-нравственную жизнь людей, конкретных культурных групп, этносов, религий. Поэтому для науки необходимо существенное потрясение знаний, которое является революционным и выходит за рамки одной научной дисциплины, укрепляя междисциплинарную связь.
Актуальность этической регуляции науки связана с тем, что некоторые ценности внутреннего этоса науки столкнулись с духовно-нравственными ценностями человека и общества.
Гуманитарная наука представляют собой систему знаний, предметом которой являются человек, общество и культура. Как правило, под понятием "общество" подразумевают следующие ценности: идеалы, цели, нормы, правила мышления, общения и поведения. Представитель баденской школы неокантианства Генрих Риккерт утверждал, что естествознание своим предметом имеет "физический, телесный мир", а история и другие гуманитарные науки преимущественно имеют дело с духовными процессами [1, с.260].
Основу любой гуманитарной науки составляет человеческое бытие.
В последнее время мы наблюдаем тенденцию возвращения гуманитарной науки к проблеме духовно-нравственных ценностей человека, которые базируются на нормах морали (нравственности) и религии, которые затрагивают фактически все сферы жизнедеятельности человека (духовную и интеллектуальную) [2, с.446.].
В конце ХХ века в России было открыто четвертое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина [3, с.5-6]. Открытие нового объекта исследования и познания можно отнести к разряду глобальной революции, формирующей совершенно новый взгляд на человека и общество.
Новое поколение прав позволяет пересмотреть установленные в юридической науке и государстве базовые ценности человека.
Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права.
Провозглашённые духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина не умаляют религиозные учения о достоинстве, свободе и правах человека, а наоборот дополняют их. Основу духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина составляют фундаментальные ценности основных религиозных учений. Рассматриваемые права систематизируют по своей важности духовные и моральные ценности человека и устраняют конфликт прав человека с религиозными учениями о человеке.
Анализируя духовно-нравственные права, мы видим, что базовые религиозно-нравственные категории (Любовь, вера в Бога, достоинство, свобода выбора и воли, право на духовное развитие, образование и творчество и др.) составляют фундамент указанных прав, а также поставлены на порядок выше традиционных прав (политических, экономических и пр.).
Открытие духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина позволило, наконец, выстроить совсем новую, единую и стройную систему (классификацию) прав и свобод, включающую в себя все Заповеди Божии, Любовь и Веру, тонкий и грубый миры, науку и религию, право и мораль [3, с.20-47].
Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина противостоят государственному принуждению и насилию, где первые подводят нас к пониманию концепции нравственного правового общества, разработанной автором настоящей статьи, а также к пониманию необходимости создания международной этики.
Применение понятия "духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина" к международной и российской правовым системам содержательно обогащает смысл и природу уже существующих прав. Новое поколение прав позволяет плавно произвести трансформацию права в совсем новый социальный регулятор общественных отношений, в который войдут религиозные нормы и мораль (нравственность).
Новое поколение прав расширяет самопознание человека во всех сферах его жизнедеятельности и способствует междисциплинарной интеграции гуманитарных наук, формулирует основную задачу гуманитарного познания - постижение целостности и развития индивидуальных проявлений человеческой жизни.
Открытие духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина подвергает пересмотру доктринальную классификацию прав человека и современный уровень научного осмысления прав человека и гражданина.
Литература
1.Риккерт Г. Границы естественно-научного образования понятий. - СПб., 1977.
2.Андреев Д.Л. Собрание сочинений. Т.2. М.: Московский рабочий: Присцельс, 1995 г.
3.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. - Казань: ТИСБИ. 1999. http://iventev.narod.ru/.