Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Право на жизнь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    До введения в юридическую науку духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина право человека на жизнь учёные ошибочно относили к основным гражданским правам (первое поколение прав человека). Право человека на жизнь исходит из духовной и нравственной целостности личности. В статье подробно раскрывается сущность рассматриваемого права.

   В конце ХХ в. в России было открыто четвёртое поколение прав (духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина", которые провозглашают духовно-нравственные ценности человека [1,5-6].
   Предметом нашего рассмотрения являются духовно-нравственные права и свободы человека, которые непосредственно были отражены в основных источниках международного и российского права.
   Среди основных духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина первым следует назвать право на жизнь, которое было закреплено во Всеобщей Декларации прав человека, Европейской Конвенции по правам человека и других международных документах. Указанное право также было провозглашено частью 1 статьи 20 Конституции России.
  Согласно Основам учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, жизнь есть дар Божий человеку. Право на жизнь по своей сути исходит из духовной и моральной автономии личности.
   Право на жизнь принадлежит человеку с момента его зачатия.
   Самой известной формулировкой морального запрета является "не убий" Моисея, непротивление злу Иисуса Христа, ахимея (буквально - ненасилие, не вреждение) древнеиндийской культуры (в особенности религии и философии джайнизма).
   Лишение жизни происходит через собственную волю человека (самоубийство, хирургическое вмешательство), внешнее насилие (смертная казнь, убийство) и непредвиденные ситуации (несчастные случаи, стихийные бедствия).
   Смертная казнь - есть убийство, осуществляемое государством в рамках его права на легитимное насилие. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. называют её "законным убийством", то есть убийством по приговору суда [2,434].
   Смертная казнь - всегда акт государственной деятельности [2,436]. Отсюда следует, что преступление, совершаемого государством, приравнивается к акту государственной деятельности [2,437].
   Смертная казнь - есть убийство как таковое, которая отрицает полностью принцип нравственного отношения к человеку [2,441]. И всегда она посягает на физическую, духовную и нравственную целостность личности как факт насилия.
   Конституции большинства стран юридически закрепили право на жизнь как высшую человеческую ценность (духовная, моральная, социальная и природная). "Ценность зерна определяется его урожайностью, ценность человека - той пользой, которую он может принести своему ближнему. Родиться, жить, есть, пить и, наконец, умереть может и насекомое ... Человек живет жизнью, полезной для масс, настоящей духовной жизнью", - как подчеркивал народный герой Италии Джузеппе Гарибальде. Например, Л.Н.Толстой говорил, что "признание жизни каждого человека священной есть первое и единственное основание всякой нравственности" [3,246].
   Никто не может быть произвольно лишен жизни, даже по приговору суда!
   Право на жизнь прежде всего предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты [4,175]. Так, например, Э.А.Гутнов отмечает, что война как мировое явление есть потому, что нет достаточных сил духа [5,7]. И с этим мнением можно согласиться. К большому несчастью, Конституция России и международное право не содержат каких-либо гарантий права на жизнь людей в результате поддержания обороноспособности страны на случай военных действий.
   В мирных условиях гарантии права на жизнь закреплены Уголовным кодексом Российской Федерации, которые не сводятся только к запрещению убийства.
   Гарантиями права на жизнь служат системы здравоохранения (например, предупреждения детской смертности), охраны труда от несчастных случаев на производстве, пожарной безопасности и пр.
   В настоящее время международным правом смертная казнь запрещена (протокол Љ 6 от 28 апреля 1983года к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года).
   В связи с вступлением России в Совет Европы перед ней встал вопрос об отмене смертной казни. Институт смертной казни Конституционным судом России был отменен.
   Церковь осуждает самоубийство, в т.ч. эвтаназию, поскольку человек отвергает жизнь как дар Божий.
   Как указывалось автором настоящей статьи, Человек является носителем не только материальных прав и свобод, но и духовно-нравственных [1,5-6].
   Прерывание жизни фактически приводит к лишению человека не только материальных права и свобод, но и других основополагающих духовно-нравственных прав и свобод человека, неразрывно связанных с личностью. Убийство приводит к прерыванию духовно-морального совершенствования убитого человека, а также к духовной и моральной деградации и гибели человека, совершившего данный поступок [1,48-83].
   Из изложенного видно, что право человека на жизнь в полном смысле слова никак нельзя относить к группе гражданских прав и свобод, так как, из смысла последних, вытекает, что наличие права на жизнь имеют только исключительно граждане Российской Федерации, тем самым, исключая право на жизнь человека, не принадлежащего к гражданству России.
   Государство, к большому сожалению, не может должным образом обеспечить защиту права человека на жизнь. Данная проблема будет решена лишь тогда, когда государство осознает ценность личности.
  
  
  
   Литература
  
  
  1.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. - Казань: ТИСБИ. 1999. http://iventev.narod.ru/.
  2.Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. -М.: Гардарика, 1998.
  3.Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т.28. - М.: 1957.
  4.Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.-М.: Норма-Инфра-М, 1998г.
  5.Гутнов Э.А. Мысли о жизни, смерти, духовности, красоте. РГ, 1993, 24 декабря.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"