Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Экология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Экологическое право противостоит научно-техническому прогрессу, которому неведомы такие понятия, как дух и душа. В связи с тем, что экологическое право базируется фактически на основных нормах морали, оно является составной частью духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина.

   В конце ХХ в. в России было открыто четвёртое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина", которые провозглашают духовно-нравственные ценности человека [1,5-6].
   Предметом нашего рассмотрения являются духовно-нравственные права и свободы человека, которые непосредственно были отражены в основных источниках международного и российского права.
   К духовно-нравственным правам и свободам человека и гражданина следует отнести право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду (экологическое право), которое обеспечивает человеку реализацию всех его духовно-нравственных прав (право на жизнь, право на творчество, право на уважение достоинства, право на выбор, право на свободу мысли, совести и религии, право на образование, воспитание и развитие и др.).
   Рассматриваемое право неразрывно связано с правом человека на одухотворение природы и окружающего мира.
  Важным источником международного экологического права являются Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду, о защите озонового слоя, об охране мигрирующих видов диких животных, о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, а также Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия.
   В России право человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации. Данное право нашло свое отражение и развитие в федеральных законах "Об охране окружающей среды", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О радиационной безопасности населения", "Об использовании атомной энергии", "О недрах", Водном, Земельном, Лесном кодексах Российской Федерации и других.
   Экология (от греч. "ойкос" - дом, жилище и "логос" - учение ) - наука,
  изучающая условия существования живых организмов, включая человека, и взаимосвязи между ними и средой, в которой они обитают. Окружающая природная среда является условием и средством жизнедеятельности человека.
   Современная экология является многоаспектным понятием, т.к. тесно связана с политикой, экономикой, правом, психологией и другими научными дисциплинами.
   Согласно пункту III.5. Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека: "Реализация прав человека не должна вести к деградации окружающей среды и истощению природных ресурсов. Отказ от богооткровенных ориентиров жизни человека и общества приводит не только к разладу в отношениях между людьми, но и к катастрофическому столкновению человека с природой, которая отдана Творцом во владение человеку (Быт.1,28). Неограниченное стремление к удовлетворению материальных потребностей, особенно потребностей избыточных и искусственных, греховно по своей сути, ибо ведет к оскуднению и души человека, и окружающей природы. Нельзя забывать, что природные богатства земли суть не только человеческое достояние, но прежде всего - творение Бога: "Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущие на ней" (Пс.23,1). Признание прав человека не означает, что в угоду своим эгоистическим интересам он может расточать природные ресурсы. Достоинство человека неотделимо от его призвания заботиться о Божием мире (см.Быт.2,15), соблюдать умеренность в удовлетворении своих потребностей, бережно сохранять богатство, разнообразие и красоту природы. Эти истины должны со всей серьёзностью учитываться обществом и государством при определении главных целей социально-экономического и материально-технического развития. Нужно помнить о том, что не только нынешние, но и будущие поколения имеют право пользоваться теми природными благами, которые даны нам Творцом".
   Профессор Санкт-Петербургского государственного университета Д.И.Луковская в своих комментариях на открытие нового поколения прав указала следующее: "Не вызывает сомнение и то, что реализация прав человека должна согласовываться с нормами морали, с духовными и культурными традициями стран и народов и т.п. На это, в частности, обращено особое внимание в "Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека" от 26 июня 2008г. При этом классификация прав человека, предлагаемая в данном документе, в целом соответствует международным стандартам и конституционным нормам" [1].
   Человечество столкнулось с глобальными экологическими проблемами, которые были вызваны резким скачком научно-технического прогресса. Экологические проблемы являются следствием забвения религиозных ценностей, прежде всего таких, как духовность и ответственность [2, с.62].
   В России государство отделено от религии. Государство, отделив себя от религии, фактически отказалось заниматься вопросами духовного и нравственного развития человека.
   В основу своего существования государство поставило науку, которой чужды мораль и религия. Поэтому научно-технические открытия находятся вне области нравственности и духа.
   Государство, основываясь на научных достижениях, провозгласило и активно занимается улучшением материального благосостояния страны. Государственной идеологией не предусматриваются вопросы одухотворения науки и синтез морали и права, науки и религии.
   Многолетняя изоляция науки и религии неизбежно вела к разрушению целостности и объемной многомерности видения не только мира, но и самого человека [2, с.62].
   Наука, как и человеческое бытие, должна управляться нравственными законами, которые были установлены еще до её формирования.
   Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, указывает: "Единственное, что может спасти людей от злоупотребления научно-техническим прогрессом, - это нравственное чувство. А это та сфера, где естественная наука бессильна. Поэтому сегодня проблема стоит так: либо прогресс науки и техники будет сопровождаться нравственным прогрессом человечества, либо у человечества нет шансов выжить. Другого не дано. И перед лицом этой апокалиптической опасности у науки и религии нет иного пути, кроме диалога и сотрудничества".
   Человечество, уничтожая окружающий мир, фактически сводит на нет право человека на жизнь. Как указывалось автором настоящей статьи, Человек является носителем не только материальных прав и свобод, но и духовно-нравственных [1,5-6].
   Прерывание жизни фактически приводит к лишению человека не только материальных права и свобод, но и других основополагающих духовно-нравственных прав и свобод человека, неразрывно связанных с личностью.
   Чтобы решить экологические проблемы, приводящих к нарушению духовно-нравственных прав и свободы человека и гражданина, нам необходимо немедленно осознать приоритеты и ценности нашего мира и изменить эгоцентрическую философию отношения к природе.
  
  
   Литература
  
  
  1.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина.-Казань: ТИСБИ. 1999. http://iventev.narod.ru/.
  2.Тихоплав В.Ю., Тихоплав Т.С. Время Бога: Путь спасения.- М.: АСТ: Астрель, 2005.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"