Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Достоинство

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье раскрывается понятие "достоинства",которое наука рассматривает только с политико-социальной точки зрения. Автор статьи вкладывает в смысл понятия достоинства духовный и нравственный аспекты.

   С учётом открытия в конце ХХ в. в России четвертого поколения прав [1,5-6] предметом нашего рассмотрения являются духовно-нравственные права и свободы человека, которые непосредственно были отражены в основных источниках международного и российского права.
   К духовно-нравственным правам и свободам человека, которые, по нашему мнению, были закреплены в международном и российском праве, следует отнести право человека на уважение достоинства, которое было неправильно отнесено юридической наукой к группе гражданских прав и свобод человека и гражданина.
   Так, пункт 1 статьи 10 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года гласит: "все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущее человеческой личности". Аналогичные положения содержатся в статьях 3 Европейской Конвенции по правам человека, 7 Международного Пакта о гражданских и политических правах, Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающее достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г., 5 Всеобщей Декларации прав человека, 10 Декларации о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г., 37 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.
  Конституцией Российской Федерации закреплено право на охрану государством достоинства личности (части 1 и 2 статьи 21).
   Достоинство человека - это есть нравственная ценность [2,480], которое отражает оценку нравственной ценности человека, его общественной значимости, которую дает себе сам человек и окружающие его люди [3,26]. Достоинство человека характеризует степень его свободы (духовной и нравственной). Об этом, например, немецкий романист Б.Ауэрбах писал так: "только тот человек свободе, который вполне сознает свое человеческое достоинство, который чувствует в себе высшее благородство и постоянно старается удержаться на высоте своего достоинства". При этом следует иметь ввиду, что достоинство всегда характеризуется как положительное качество личности [4,158].
   Достоинство личности - это качество, как отмечает М.В.Баглай, человека равнозначно праву на уважение и обязательности уважать других [5,170-180]. Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность.
   Церковный взгляд на достоинство человека отражен в Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, в которых указывается следующее: "В восточной христианской традиции понятие "достоинство" имеет в первую очередь нравственный смысл, а представление о том, что достойно, а что недостойно, крепко связано с нравственными или безнравственными поступками человека и с внутренним состоянием души", "Богоданное достоинство подтверждается наличием у каждого человека нравственного начала, которое опознается в голосе совести".
   В настоящее время существует три традиционных подхода к пониманию достоинства:
  1) Когда достоинство непосредственно зависит от общественного положения, где основной ценностью является частная собственность, и достоинство зависит напрямую от денег (Буржуазная эпоха);
  2) Понятие достоинства связывается с умом, талантами и возможностями человека. Это мировоззрение зародилось в эпоху Возрождения, была также присуща кругу разночинцев в России. Эта позиция, как и первая, уязвима именно с точки зрения морально-этических ценностей;
  3) Общественная значимость человека определяется, прежде всего, по морально-нравственному содержанию или облику человека, подход который наиболее считается верным. Это так называемое моральное достоинство человека, которое "равно той мере, в какой он готов (то есть способен и хочет) понять нужды другого" [6,19-40].
  Как правило, выделяют соответствующие формы достоинства: 1.Гражданское достоинство, под которым имеют ввиду патриотические достоинство (включает в себя любовь, гордость за свою культуру), национальное и воинское достоинство;
  2.Семейное достоинство, которое, в свою очередь, состоит из супружеского достоинства (включает такие понятия, как честь, гордость), родительского, а также дочернего и сыновнего;
  3.Профессиональное достоинство, которое неразрывно связано с гордостью, честью, представляемой профессией;
  4. Коллективная форма достоинства, среди которой могут встречаться ложные -, например, воровское достоинство; 5.Личное достоинство, о котором говорилось в подходах к пониманию достоинства.
   У различных социальных групп самооценка достоинства бывает разной. У одних наблюдается завышенная самооценка своего достоинства, а других заниженная.
   Все указанные толкования достоинства будут ущербны, если не сказать о совсем новом понимании достоинства. По мнению автора, особую ценность представляет духовное достоинство, отражающее духовную значимость личности перед Богом и Духовным миром. Оно складывается в нашем понимании из веры, религиозного и этического облика личности, и, конечно, из духовного совершенства.
   В любом случае достоинство должно подкрепляться духовными и нравственными ценностями, которые выше на несколько порядков материальных в силу их связи с бытием более совершенным, чем бытие нашего материального мира [6,181].
   Таким образом, не возникает никакого сомнения в том, что право человека на уважение его духовного и морального достоинства относится к группе духовно-нравственных прав, а не к группе гражданских прав и свобод человека и гражданина.
   Конституция России защищает достоинство личности, устанавливая абсолютный принцип: "Ничто не может быть основанием для ее умаления". В самом тексте статьи 21 Конституции России этот принцип дополняется запретом подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Целям защиты достоинства служат многие нормы Конституции Российской Федерации: право на достойную жизнь, защита человеком своей чести и доброго имени.
   Заботой о достоинстве личности пронизаны многие нормы российского уголовного права и уголовного процесса. Например, закон запрещает совершать действия, унижающих честь и человеческое достоинство участников уголовного судопроизводства (статья 9 Уголовно-процессуального кодекса РФ). В свою очередь, принуждение к даче показаний влечет уголовную ответственность по статье 302 Уголовного кодекса России.
   Теоретически правом на достойное обращение пользуются не только обвиняемые, но и осужденные, отбывающие срок наказания в местах заключения. Таких норм много, они существуют и в других отраслях права, отражая конкретную реализацию конституционного принципа охраны достоинства личности.
   Особенно важны гражданско-правовые гарантии, закрепленные в Гражданском кодексе России. В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса России гражданское законодательство регулирует личные неимущественные отношения. Из самого названия вытекает, что личные неимущественные отношения обладают, по А.П.Сергеевой и Ю.К.Толстому, двумя признаками [7,6-7]. Во-первых, указанные отношения возникают по поводу неимущественных (духовных) благ, таких, как честь, достоинство, авторское произведение, пронизанное духовным смыслом, и др. Во-вторых, личные неимущественные отношения неразрывно связаны с личностью участвующих в них. В этих отношениях проявляется индивидуальность отдельных людей или организаций и осуществляется оценка их нравственных, духовных или иных социальных качеств.
   Таким образом, под личными неимущественными отношениями следует понимать возникшие по поводу неимущественных благ общественные отношения, в которых осуществляется индивидуализация личности или организации посредством выявления и оценки.
   Согласно статье 150 Гражданского кодекса России к числу объективных нематериальных благ относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага. Этот перечень нематериальных благ, которые непосредственно касаются духовной и нравственной автономии личности, не является исчерпывающим. Человеку могут принадлежать и иные нематериальные блага в силу рождения или закона.
   Нематериальные блага неотделимы от личности и соответственно не могут отчуждаться от своих носителей. В силу этого гражданское право не регулирует связанные с ними отношениями, а лишь обеспечивает их защиту (пункт 2 статьи 2 Гражданского кодекса России). Защита нематериальных благ в России осуществляется как в соответствии с положениями Гражданского кодекса, так и на основании других нормативных правовых актов.
   Неимущественные права и блага, принадлежавшие умершему человеку, могут осуществляться и защищаться другими лицами, в том числе наследниками правообладателя.
   Если человеку причине моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные прав либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага, он вправе возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (статья 151 Гражданского кодекса России).
   Моральным является вред, состоящий в унижении чести, достоинства человека, причиненные ему нравственные страдания. Например, в уголовно-процессуальном отношении потерпевшим согласно статье 42 Уголовно-процессуального кодекса РФ признается лицо, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред, а также вред, причиненный деловой репутации.
   Для защиты чести, достоинства гражданина (человека) каждый вправе обратиться в суд, причем допускается защита чести и достоинства личности и после смерти (статья 152 Гражданского кодекса России). Законом установлен порядок удовлетворения требований человека, связанных с распространением сведений, порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию.
   Следует обратить особое внимание на то, что помимо морального и физического вреда существует и вред, нанесенный духовной целостности личности (духовный вред), который заключается в духовных страданиях личности. Понятие о духовных страданиях человека было введено в правовую культуру еще в 70-х годах ХХ в. в связи с правоприменительной практикой в международной правовой системе [8,205-206].
   Включение в Конституции России норм об уважении достоинства человека свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Однако жизнь показывает, что эта конституционная норма, к большому разочарованию, практически не действует. Отсутствие уважения к человеческому достоинству является преградой на пути самоутверждения человека как личности, выявления его духовных, морально-нравственных, творческих и, наконец, интеллектуальных способностей.
   Уважение человеческого достоинства неотъемлемый признак цивилизованного общества. Как нами отмечалось, под достоинством личности понимают духовную, морально-нравственную, общественную и гражданскую ценность человека. Из упомянутых конституционных положений следует, что речь должна идти о защите всей совокупности вышеперечисленных достоинств личности.
   Как нам кажется, все равно следует законодательно расширить понятие защиты человеческого достоинства до защиты духовного, морального, социального и гражданского достоинства личности.
  
  
   Литература
  
  1.Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. -Казань: ТИСБИ. 1999. http://iventev.narod.ru/.
  2.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка.Т.1.- Спб: ТОО Диамант,1996.
  3.Мирошникова В.К.Конституция Российской Федерации. Комментарии. -М.: АКАЛИС, 1997.
  4.Колесников Н.Л. Словарь паранимов и антонимов. -Ростов-на-Дону: Феникс,1995,
  5.Баглай М.В.Конституционное право Российской Федерации.-М,: Норма-Инфра-М, 1998г.
  6.Шрейдер Ю.А.Этика. - М.: Текст, 1998.
  7.Сергеева А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право. -М.: Проспект, 1998.
  8.Энтин М.Л.Международные гарантии прав человека: Опыт Совета Европы.-М.: МНИМП, 1997.
Оценка: 6.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"