Аннотация: Автор настоящей статьи раскрывает проблемы существования человека при реализации инноваций.
Правительство Российской Федерации утвердило Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года.
Целью государственной политики в области развития инновационной системы является формирование экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны путем объединения усилий государства и предпринимательского сектора экономики на основе взаимовыгодного партнерства.
Основные направления государственной политики в области инновационных процессов носят политические, экономические и социальные аспекты.
К большому сожалению, государство к мерам по развитию инновационной системы не относит развитие инноваций на основе нравственного начала и норм морали.
Инновации составляют основу научно-технического прогресса, охватывают интеллектуальную область жизнедеятельности человека и не нацелены на одухотворение человека и природы.
Инновационные процессы, как правило, направлены на экономический рост и развитие военной мощи страны, подавление и контроль воли человека (государства), а также на устранение различных визуальных проявлений нравственной деформации человека (например, лечение болезней и т.д.).
В России государство отделено от религии. В основу своего существования государство поставило науку, которой чужды мораль и религия. Поэтому научно-технические открытия находятся вне области нравственности и духа. История знает много примеров научных достижений, которые направлены на уничтожение людей (автомат Калашников, атомная бомба, биологическое и химическое оружие и т.д.). Следовательно, инновации, являясь продуктом научно-технического прогресса, также находятся вне морали.
Отсутствие в науке нравственного начала приводит к таким пагубным нравственным проявлениям человека, как цинизм, гордыня, тщеславие, алчность, насилие, коррупция и т.д.
Как указывает председатель синодального информационного отдела Московского патриархата, заместитель декана факультета международной журналистики МГИМО и главный редактор журнала "Фома" В.Г.Легойда, не может быть содержательной модернизации без ее соотнесения с изменениями нравственной составляющей человеческой жизни [1].
Государство, основываясь на научных достижениях, провозгласило и активно занимается улучшением материального благосостояния страны. Государственной идеологией не предусматриваются вопросы одухотворения и придания нравственных основ науке (в т.ч. инновациям), а также синтеза морали, религии и науки.
Наука, как и человеческое бытие, должна управляться нравственными законами, которые были установлены еще до её формирования.
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, будучи еще митрополитом Смоленским и Калининградским, указывает:
"Единственное, что может спасти людей от злоупотребления научно-техническим прогрессом, - это нравственное чувство. А это та сфера, где естественная наука бессильна. Поэтому сегодня проблема стоит так: либо прогресс науки и техники будет сопровождаться нравственным прогрессом человечества, либо у человечества нет шансов выжить. Другого не дано. И перед лицом этой апокалиптической опасности у науки и религии нет иного пути, кроме диалога и сотрудничества".
Не секрет, что инновации, не основанные на высокой этике, приводят к нарушению Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина, о которых, в последнее время, активно начали говорить в обществе.
В конце ХХ века в России было открыто четвёртое поколение прав - "духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина", которые провозгласили и провозглашают духовные и моральные ценности личности [2,с.5-6]. К ним относят право на жизнь, уважение достоинства, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание и др.
Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права.
Провозглашенные духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина не умаляют религиозные учения о достоинстве, свободе и правах человека, а наоборот дополняют их. Основу духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина составляют фундаментальные ценности основных религиозных учений. Рассматриваемые права систематизируют по своей важности духовные и моральные ценности человека и устраняют конфликт прав человека с религиозными учениями о человеке.
Анализируя духовно-нравственные права, мы видим, что базовые религиозно-нравственные категории (Любовь, вера в Бога, достоинство, свобода выбора и воли, право на духовное развитие и творчество, справедливость и др.) составляют фундамент указанных прав, а также поставлены на порядок выше традиционных прав (политических, экономических и пр.). Следует отметить, что ценности духовного мира - фундаментальная основа всех существующих прав человека, которые были даны человеческой душе и человеку с момента их сотворения и рождения.
Открытие духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина позволило, наконец, выстроить единую и стройную систему прав и свобод, включающую в себя все Заповеди Божии, Любовь и Веру, тонкий и грубый миры, науку и религию, право и мораль.
Профессор Санкт-Петербургского государственного университета Д.И.Луковская в своих комментариях на открытие нового поколения прав указала следующее:
"Не вызывает сомнение и то, что реализация прав человека должна согласовываться с нормами морали, с духовными и культурными традициями стран и народов и т.п. На это, в частности, обращено особое внимание в "Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека" от 26 июня 2008г. При этом классификация прав человека, предлагаемая в данном документе, в целом соответствует международным стандартам и конституционным нормам" [2].
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что фундаментом духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина являются религия и мораль.
Самое большое богатство во Вселенной после Любви - это информация и энергия [3, с.35]. Любовь - это ценность высшего Божественного порядка, которая составляет пятое поколение прав и свобод человека (Божественные права и свободы) [2].
Пятое поколение прав было открыто в начале ХХ века также в России. Перечисленные ценности пятого поколения прав являются основой четвёртого поколения прав.
К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на информацию и управление энергией, право на Сотворчество и другие права, которые вытекают из Любви и энергии.
Закон Вселенной универсален, это Закон Любви и единства с Творцом и он одинаково справедлив для всех [4,с.81].
Фундаментом всех прав и свобод выступают Божественные права и свободы, т.к. они охватывают не только Человека и наш Мир, но и Вселенную.
Из изложенного видно, что инновационные процессы должны, в первую очередь, базироваться на Божественных и духовно-нравственных законах, а не на политических и экономических формациях.
Справедливо считает профессор ИПМ РАН Малинецкий Г.Г., что в основу инноваций должна быть положена новая сфера ценностей, в которой духовное должно быть выше материального [5].
Литература
1- Нигматуллина К. У Церкви и государства есть общие задачи//Невское время, 29 декабря 2009.
2- Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. -Казань: ТИСБИ. 1999. http://iventev.narod.ru/.
3- Лазарев С.Н. Человек будущего. Воспитание родителей. Часть 2. - СПб., 2010, с.35.
4-Лазарев С.Н.Диагностика кармы. Книга 12. - СПб., 2007, с.81.
5-Малинецкий Г.Г. Инновация - последняя надежда России. Доклад о перспективах РФ // "Академия Тринитаризма", М., Эл Номер 77-6567, публ.15576, 02.10.2009