Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственный взгляд на одиночество

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье на теоретическом уровне рассматривается концепт "одиночество" с точки зрения духовной сущности личности и духовно-нравственной сферы человека и общества. В науке одиночество отнесено к социально-психологическому явлению. В настоящее время в литературе отсутствуют исследования одиночества с точки зрения духовной сущности человека - его души и духа, которые, собственно, и формируют определённое поведение личности при выборе одинокого образа жизни или нахождения в социуме, что и определяет новизну и актуальность настоящего исследования. Проблема одиночества касается не только граждан преклонного возраста, но и всех людей, включая подрастающее поколение и молодёжь. Для цитирования: Асадуллина Г. Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный взгляд на одиночество // Страховские Чтения : сборник научных трудов / редакционная коллегия : Р. М. Шамионов (главный редактор) [и др.]. - Саратов : Саратовский университет, 2020. - Вып. 28. - С.13-22. ISSN 2658-5812 (Online). https://sgu.ru/node/165789


  
   Асадуллина Г. Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный взгляд на одиночество // Страховские Чтения : сборник научных трудов / редакционная коллегия : Р. М. Шамионов (главный редактор) [и др.]. - Саратов : Саратовский университет, 2020. - Вып. 28. - С.13-22.
   ISSN 2658-5812 (Online).
   https://sgu.ru/node/165789
  
   УДК 159.9

АСАДУЛЛИНА ГУЗЕЛИЯ РАУФОВНА

кандидат философских наук, доцент,

Башкирский государственный университет

E-mail: Asadullina-guzeliya@yandex.ru

ИВЕНТЬЕВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и

религиозных отношений

ООО "ДЭЛИЛ", член РФО

E-mail: sergei-zsk@mail.ru

  
   ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ ВЗГЛЯД НА ОДИНОЧЕСТВО
  
   Аннотация. В статье на теоретическом уровне рассматривается концепт "одиночество" с точки зрения духовной сущности личности и духовно-нравственной сферы человека и общества. В науке одиночество отнесено к социально-психологическому явлению. В настоящее время в литературе отсутствуют исследования одиночества с точки зрения духовной сущности человека - его души и духа, которые, собственно, и формируют определённое поведение личности при выборе одинокого образа жизни или нахождения в социуме, что и определяет новизну и актуальность настоящего исследования. Проблема одиночества касается не только граждан преклонного возраста, но и всех людей, включая подрастающее поколение и молодёжь.
   Ключевые слова: Человек, душа человека, дух человека, личность, духовность, нравственность, ценности, подрастающее поколение, молодёжь, одиночество.

Asadullina Guzelia Raufovna

candidate of philosophy, associate Professor,

Bashkir state University

Е-mail: Asadullina-guzeliya@yandex.ru

Iventev Sergey Ivanovich

legal adviser, theologian,

specialist in the field of national and religious relations

"DELIL" LLC, RFO member

E-mail: sergei-zsk@mail.ru

  

SPIRITUAL AND MORAL VIEW OF LONELINESS

   Annotation. The article deals with the concept of "loneliness" on a theoretical level from the point of view of the spiritual essence of the individual and the spiritual and moral sphere of man and society. In science, loneliness is attributed to a socio-psychological phenomenon. Currently, there are no studies of loneliness in the literature from the point of view of the spiritual essence of a person - his soul and spirit, which, in fact, form a certain behavior of the individual when choosing a lonely lifestyle or being in society, which determines the novelty and relevance of this research. The problem of loneliness affects not only elderly citizens, but also all people, including the younger generation and young people.
   Keywords: Human, human soul, human spirit, personality, spirituality, morality, values, younger generation, youth, loneliness
  
   Предмет исследования. Концепт "одиночество".
   Цель исследования. Исследовать концепт "одиночество" с позиции духовно-нравственной сферы человека и его духовной сущности. Проследить взаимосвязь и влияние духовной сущности человека на определение выбора одинокого образа жизни или нахождения в социуме.
   Методология. В процессе исследования использовались теоретические методы логического и сравнительного анализа.
   Введение.
   Как верно указывает А.О. Смирнова том. что одиночество в современной жизни такой же распространённый термин, как "глобализация", "Интернет" или "политкорректность", а также, что несмотря на резкий рост развития коммуникационных сетей (телефон, мобильная связь, СМИ, Интернет и др.) все больше людей ощущают себя одинокими [17, с.161].
   Согласно исследованию, проведенному ВЦИОМ в 2018 году, 41% опрошенных считают, что по месту их проживания количество одиноких людей увеличилось, и только 15% отмечают сокращение количества тех, кто испытывает одиночество. Инициативный всероссийский опрос "ВЦИОМ-Спутник" проведён 12-13 января 2018 г. В опросе принимали участие россияне в возрасте от 18 лет. Метод опроса - телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 2000 респондентов [2].
   Считается, что социальное одиночество является актуальной проблемой социальной, духовной и культурной жизни общества [17, с.161]. Чаще всего данный феномен представляется как отсутствие социальной близости, принадлежности к какой-либо социальной группе или кругу общения, значимым для индивида. Конечно, одиночество имеет не только негативную сторону, но и позитивные аспекты, но проблематика социального одиночества заключается во влиянии его на жизнь человека, так как способствует изменению его образа жизни, взглядов и ценностей чаще в отрицательном ключе.
   Изучение одиночества, его социальных факторов, влияние данного явления, его последствия, - всё это позволяет понять, что происходит с обществом на данном этапе развития, как меняется жизнь людей, и как это может отразиться на будущем.
   Зачастую реакция на испытываемое чувство одиночества - это "печальная пассивность". Иными словами, человек, испытывающий чувство одиночества, предпочитает поплакать, поспать, просто ничего не делать, бесцельно сидеть в Интернете. Конечно, скорее всего, данные действия лишь усугубят ситуацию.
   В общественном мнении образ "одинокого человека" ассоциируется с так называемыми "группами риска", куда включаются женщины, пожилые люди и подростки.
   Результаты исследования University of Pittsburgh School of Medicine 2017 г. / Социальные сети усиливают у людей чувство одиночества? Исследование University of Pittsburgh School of Medicine 2017 г., в котором приняло участие 1787 американцев в возрасте от 19 до 32 лет [15], показывают, что чем больше времени человек проводит в Интернете, тем выше риск депрессии и возникновения чувства одиночества.
   Исследование, проведённое в King's College London в 2016 г. [13], свидетельствует, что, несмотря на то, что общение в Интернете развивает социальные навыки подростков, оно не является заменой реального общения и не может быть полноценным средством для получения определённых социальных навыков. Согласно результатам исследования, интернет-общение приводит к росту чувства одиночества и проблемам взаимодействия с людьми во взрослой жизни.
   Вместе с тем в условиях пандемии люди пытаются адаптироваться к условиям самоизоляции, что отражается и на практиках использования интернет-контента. Так, ВЦИОМ были представлены данные опроса, проведенного 07.04.2020 г., приуроченного ко Дню Рунета - российского сегмента интернета /"Сеть как спасение" [3].
   Как известно, ведущим агентом социализации подрастающего поколения являются интернет-коммуникации, которые так или иначе пытаются решить вопрос одиночества.
   В условиях самоизоляции, предпринятой нашими согражданами для защиты от распространения коронавируса COVID-19, изменился ряд практик использования интернета. По сравнению с февралем 2020 г. на 6% увеличилась доля россиян, использующих интернет для получения новостей о жизни в городе, стране или мире (89 % vs. 83 %). Доля россиян, использующих интернет для обучения и самообразования, увеличилась на те же 6% с февраля этого года и составила 69 %. В Рунет ходят также для досуга и развлечений: смотрят кино, играют в игры, читают книги в Сети 77 % пользователей; два года назад их было на 6 % меньше (71 %). Одним из возможных векторов в саморазвитии личности и превенции одиночества могут стать практики самообразования молодёжи посредством интернет-коммуникаций.
   К основным причинами одиночества можно отнести следующие: естественного происхождения или биологические причины (смерть родителей, физические недостатки с рождения и пр.), духовно-нравственные (посвящение себя служению Богу, монашество, использование определённых духовных практик, путь самосовершенствования и др.), социальные (социально-государственный уклад, урбанизация, лишение свободы по приговору суда, ограничение общения по медицинским показателям, исключение члена из социальной группы, манипулирование общественных сознанием, военные действия, рабство, занятие нелюбимой работой и др.), психологические (дисбаланс духовных потребностей и материальных притязаний человека, то есть внутриличностный конфликт, особенности характера, низкая самооценка [18, с.6], психологическая травма, сексуальная ориентация, манипулирование человеческим сознанием и др.), чрезвычайные ситуации (несчастный случай, получение инвалидности и пр.).
   Одиночество охватывает все социальные слои населения, подростков, молодёжь, пожилых людей и т.д. В одиночестве пребывают как женщины, так и мужчины, то есть первый носит гендерный характер.
   Обсуждение рассматриваемой темы.
   Традиционно понятие "духовность" рассматривается в двух аспектах: 1. Внутренняя, психическая жизнь человека, связанная с нею, с общностью идей, взглядов, стремлений и т.п.; 2.Связано с церковью, религией, принадлежит ей, церковный [8].
   В таких монотеистических (авраамических) религиях, как иудаизм, христианство и ислам, духовность напрямую увязывают с верой в Бога и миром Святого духа [20, с.186-190].
   Полагаем, что понятие "духовность" невозможно мыслить без Бога.
   Некоторые авторы духовность (переживание и оценка священного внутри или за пределами материального мира) отделяют от религии (лат. religare - связывать, соединять) как "структурированной системы убеждений, включающей эмоции, мораль и чувство идентичности и общности", в связи с различными структурой, практиками поиска и подходами к истине [5, с.40-41].
   Понятие "духовность" не только увязывают с религией и духовной культурой определённого народа, но и с душой и духом человека, то есть с духовной его сущностью [1, с.21-29].
   Под духовно-нравственной сферой человека мыслится духовное и нравственное пространство, формируемое человеком и его духовной сущностью (душа и дух), в котором проявляются и реализуются морально-нравственные наклонности и качества человека, его души, духовные ценности и потребности, его мировоззрение, а также уровень духовного и нравственного сознания [11, с.87-91].
   В состав концепта "духовно-нравственные ценности" входят духовность, нравственность и ценность ("то, что имеет для человека важное значение, особую значимость") [5, с.9-12].
   Как указывает З.А. Айзатуллин, под духовность следует понимать стремление человека изменить себя, приблизить свою жизнь к высшим ценностям, идеалу, установить свои отношения с окружающим миром на основе любви, которая является проявлением духовности, добра, истины, красоты, совести, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром [4, с.9-12].
   Указанный автор под нравственностью мыслит способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
   Подытоживая вышеуказанные понятия, З.А. Айзатуллин говорит о духовно-нравственных ценностях как "об установках личности, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов" [4, с.9-12].
   Человек представляет собой духовную личность (духовную сущность), так как помимо физического тела он имеет душу и дух [1, с. 21-29].
   В литературе под душой человека понимается, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога, которое относят к Божественной и духовно-нравственной ценности [7, с.141-147]. 
   В монотеистических религиозных учениях понятие "дух" всегда увязывается с Богом (Аллахом), а также Святым Духом. При этом дух человека отличают от Святого Духа по свойствам, качеству и другим духовным характеристикам [7, с.142].
   Под духом человека мыслится нетелесное, невещественное начало, эманация Бога [10, с.17, 352]. В Библии и Коране это дух представлен как дыхание Бога (Аллаха) в человека (Библия Быт.2:7; Коран 38:72).
   В соответствии с концепцией прав души и духа человека, душа человека обладает определёнными набором прав [6, с.62-65].
   Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля, одинокий - уединённый, где мало жизни, сам по себе, отдельный [9, с.652].
   Одиночество можно условно классифицировать на следующие группы: кровное (отсутствие у ребёнка родителей в связи со смертью, отсутствие каких-либо родственников), культурное (отчуждение от культуры), социальное (социальное сиротство детей при живых родителях, социальная разобщённость или изоляция родственников, земляков, граждан одной страны или нации, лишение членства в группе, неприятие группой и т.д.), межличностное (утрата постоянного общения с другим человеком) [17, с.166] и правовое или юридическое одиночество (выражено в закреплении правого статуса того или иного социального вида одиночества).
   В российском праве выделяют следующие социально-правовые понятия, которые так или иначе связаны с концептом "одиночество": "одинокий гражданина", "одинокий родитель", "одинокая мать", "одинокий отец", "ребёнок-сирота", "дети-сироты" и пр.
   Согласно 2.4.6 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения" (далее - Нацстандарт), утверждённого Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2005 г. N 532-ст (ред. от 17.10.2013 г.), одинокий гражданин - это гражданин, не состоящий в браке, не имеющий родственников, обязанных по закону содержать его и оказывать ему необходимую помощь [12].
   Пункт 2.4.7 Нацстандарта гласит: ребенок-сирота - ребёнок, оставшийся без попечения родителей вследствие их смерти.
   В соответствии со статьёй 49 Семейного кодекса РФ, к "матери-одиночке" относят женщину, не состоящей в браке и воспитывающей ребёнка или детей одна, без наличия совместного заявления родителей о фиксации прав отцовства при регистрации ребенка в органах ЗАГСа [15].
   Одинокая мать - женщина, воспитывающая ребёнка или детей одна [14]. Аналогичная ситуация касается и одинокого отца. Каждый в отдельности считается одиноким родителем.
   По мнению некоторых авторов, религия по-своему раскрывает свой уровень понимания одиночества как важного модуса человеческого существования, а также как сильнейший мотивирующий фактор для духовно-нравственного развития личности [19, с.26].
   В духовном плане человечество едино благодаря общей природе и источнику его души и духа. Следовательно, духовная сущность человека по своей природе никогда не одинока.
   Восприятие человеком одиночества зависит от преобладания в нём духовной или биологической (физической) сущности. Для последнего одиночество - это модус трагедии, так как человек всегда один на один со смертью своего физического тела.
   Можно говорить о том, что понятие одиночества больше связано с биологической и социальной сущностью человека, чем с его духовной природой. Не всегда видимое социальное одиночество говорит нам о том, что человек духовно одинок.
   Монотеистические (букв. "единобожие", от греч. ????? - один и греч. ???? - Бог)  религии направляют человека к Богу, раскрывая духовную суть человеческой природы и смысл его жизни, тем самым положительно решая проблему одиночества.
   При определении духовного пути развития человек выбирает уединение как "способ восстановления внутреннего потенциала личности" [21, с.40]. В отличие от одиночества, уединение всегда имеет определённый смысл [21, с.40].
   Понятие человеком смысла своей жизни позволяет решить проблему одиночества, на что должно обратить особое внимание существующая система воспитания и образования.
   У подростков и молодёжи социальное одиночество может быть связано с установлением их душой и духом заслона от социальных и духовно-нравственных пороков других людей и общества, что иногда не понимают их родители или педагоги.
   Заключение. В ходе исследования выявлено, что проблема одиночества не обходит стороной духовно-нравственную сферу человека и общества.
   Духовная сущность человека (душа и дух) формирует определённое поведение личности при выборе одинокого (уединённого) образа жизни или нахождения в социуме.
   Выводы. Понятие "одиночество" связано с человеком, но при этом не является характеристикой и свойством души и духа человека.
   Проблема одиночества напрямую связана с физическим телом человека. Чтобы начать решать проблему одиночества, для начала каждому человеку, включая подростков, необходимо понять смысл своего существования в этом мире, а также осознать свою духовную природу и её потребности.
  
  
   Список литературы
  
   1.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21 мая 2020 г.) / отв. ред. Г.С. Кунафин. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. - С.21-29.
   2.Аналитический обзор. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116698 (дата обращения: 25.08.2020).
   3.Аналитический обзор. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10221 (дата обращения: 25.08.2020).
   4.Айзатуллин З.А. Роль духовно-нравственных ценностей Ислама в поликультурном обществе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://islam.ru/content/obshestvo/44258 (дата обращения: 25.08.2020).
   5.Бабаева Э.А.Духовность и религия. Тождество и различие // Духовно-нравственные и идеологические проблемы в современном обществе. Сборник статей / Под общей редакцией Н. А. Саркаровой. - Махачкала: АЛЕФ, 2020. - С.40-45.
   6.Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Человеческая душа как главная духовно-нравственная ценность человека // Философия человека: материалы Второго научного симпозиума, 11-12.10.2019 г., Таганрог / отв. ред. В.П. Рыжов. - Таганрог : Типография Ступина С. А., 2019. - С. 62-65.
   7.Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Концепция прав души и духа человека как основа духовно-нравственной интеграции //  Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С.Г. Максимова. Вып. 8. Том 2. - Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2019. - С.141-147.
   8.Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. - 544 с.
   9.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т.2: И-О. - СПб.: ТОО "Диамант", 1996. - 784 с.
   10.Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы   человека. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2012. - 357 с.
   11.Ивентьев С.И.Душа и дух человека как главный субъект безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: материалы IX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (3-4 декабря 2018 г., г. Южно-Сахалинск): сборник научных статей / сост.: С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров; под ред.: О. А. Фёдорова, В. В. Моисеева. -Южно-Сахалинск: САХГУ, 2019. - С.87-91.
   12.Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание населения. Термины и определения". [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-rostekhregulirovanija-ot-30122005-n-532-st-ob/ (дата обращения: 25.08.2020).
   13.Одиночество / общение в интернете развивает социальные навыки подростков. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://solitarius.ru/public/59567.htm (дата обращения: 25.08.2020).
   14.Постановление Конституционного Суда РФ от 15.10. 2013 г. N 21-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 1 части 1 статьи 19 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации" // Российская газета. - 29.10.2013. - N 243.
   15.Семейный кодекс РФ // Российская газета. - 27.01.1996. - N 17.
   16.Социальные сети усиливают у людей чувство одиночества? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://solitarius.ru/public/75522.htm (дата обращения: 25.08.2020).
   17.Смирнова А.О. Социальное одиночество: сущность, типы, причины и методы преодоления // Вестник РГГУ. Серия "Философия. Социология". - 2010. - N 3 (46). - С.161-175.
   18.Фаррахов А.Ф. Объяснение причин одиночества // Modern Research of Social Problems. - 2013. - N 5 (25). - С.1-7.
   19.Фаррахов A.Ф. Религиозное осмысление одиночества // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2015. - N 7. - С.26-28.
   20.Штумпф С.П. Генезис духовности в контексте религиозно-философского дискурса // Ярославский Педагогический Вестник. - 2014. - N 1. - Т.I (Гуманитарные науки). - С. 186-190.
   21.Юрченко М.А. Одиночество и уединение // Гуманитарные и социальные науки. - 2008. - N 3. - С.40-47.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"