Аннотация: Публикуются последние главы книги Ивентьева С.И. "Божественные и духовно-нравственные права и сводобы человека". Аннотация данной книги вошла в каталог 36 Международного Парижского книжного Салона (17-20 марта 2016г.)
С.И.ИВЕНТЬЕВ
БОЖЕСТВЕННЫЕ И ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫЕ
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА
Казань - 2012
УДК 340.12
Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека /С.И.Ивентьев. - Казань: Самиздат, 2012. - 355с.
В конце XX - начале XXIвв. в России были открыты четвёртое и пятое поколения прав человека, именуемые Божественными и духовно-нравственными правами и свободами человека, которые направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа. Настоящая книга является продолжением работ автора, касающихся рассмотрения права с
позиции духовной жизни человека. В работе приводится новый взгляд на человека, как на бессмертную Душу, облачённую в физическое тело, одухотворённое Духом. Автор пытается ответить на извечные вопросы: кто такие Бог, душа, дух и человек? Настоящая книга представляет собой синтез научного, философского, религиозного и мистического мировоззрений о природе и окружающем нас мире, что представляет собой несомненный интерес для читателей.
Посвящается нашему Богу-Творцу.
4.БОЖЕСТВЕННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА
4.1.ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ЛЮБОВЬ
Где нет любви, нет и души.
Любовь - поэзия и солнце жизни.
В.Г.Белинский
Любовь - это Аксиома, принимаемая
в рамках теории прав человека
за Истину без необходимости
доказательства.
С.И.Ивентьев
Право человека на любовь - это
возможность любить и быть любимым.
Настоящую главу хочу начать со стихотворения А.М.Романовой "Сердцем своим возлюби" (6-7 января 1990г.):
Чистая, святая любовь, как роса
Возвышает и очищает душу сполна,
Нежностью зари восхода влечёт,
Чарует, восторгает и силы придаёт.
От любви духовность розою цветёт,
Сила волшебная, в сердце восторг!
Уже не ходишь, свободной пчёлкой летаешь,
Как свежий ветер, едва земли касаясь.
Благородной любви не нужны слова,
Страстные, напрасные, беззвучные речи,
Довольно видеть долгожданные глаза,
Лишь бы рядом быть и молчать при встрече.
Любовь окрыляет, веру вселяет,
Страх, гнев и ложь побеждает,
Свет раскаяния, доброту пробуждает,
Слабых укрепляет, смелых поднимает!
Не высказанные чувства трудно хранить,
Но они помогают жить и творить,
Маяком надежды освещают дорогу,
Ты гордым орлом взлетаешь высоко!
Честно, но безответно любивший однажды
Уже любить не будет бескорыстно дважды,
Только познавший скорбь и страдание,
Подарит несчастному сочувствие, сострадание!
В романтичной любви, как бутоны расцветают!
От злобы людской желтеют, засыхают!
От ненависти смолой чернеют, обгорают!
От боли инеем белеют, сознание теряют.
В искренней любви умей доверять,
Честь и нравственную красоту прославлять,
Благочестие друга другу ценить,
Обычаи, обряды предков исполнить.
Ты открыто сердцем своим возлюби!
Свет вечной любви сохрани!
Чистой, преданной любви будь достоин,
К взаимному пониманию и прощению будь благосклонен!
В начале нашего столетия было провозглашено и введено в юридическую науку право человека на Любовь, любовь к Богу, право на рождение в Любви, что ново в современной юриспруденции [411,с.214-216].
Согласно части 1 статья 4 Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека, каждый имеет право на Любовь [64].
В соответствии с частью 2 статья 5 Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека, каждый имеет право на рождении в Любви [64].
С правом на любовь к Богу в одной связке идёт вера в Бога, которая означает признание человеком и другим живым существом Бога Творцом и Источником жизни.
Общепризнанного научного определения любви в прошлом веке не было и, пожалуй, в нашем столетии не будет раскрыто. Это связано с тем, что любовь понятие ёмкое и многогранное. Хорошо, например, об этом еще сказал русский писатель И.С.Тургенев:
"Тайны человеческой жизни велики, а любовь -
Самая недоступная из этих тайн".
В разные времена слово "любовь" обозначало различные понятия. В более глубокой древности любовь больше носил материальный оттенок, что подтверждается следующим. Например, латинское слово "grata" обозначало любовь, милость, подарок и возмещение [363,с.264].
Как указывает Г.Ф.Валиуллина, концепт (от лат.conceptus - собрание, восприятие, зачатие) "любовь" используется с давних времён и претерпело в каждом языке некие структурные изменения [401,с.161-165].
Слово "любовь" обладает акрофоничностью, так как, как указывает Я.К.Кеслер, если подставить соответствующие образы из русской азбуки в него, оно раскрывается следующим образом: "Люди Бога Ведают" [71]. Аналогично рассуждает и М.Н.Задорнов, говоря, что "Многие, кто занимается "археологией" русского языка, считают, что слово "ЛЮБОВЬ" - означает "ЛЮДИ БОГА ВЕДАЮТ"! "ЛЮ" - "ЛЮДИ", "БО" - "БОГ", "В" - "ВЕДАЮТ". Забавно, но если из слова "ЛЮБОВЬ" выбросить слог "БО", означающее "БОГА", получится "ЛЮВ" - почти английское "LOVE". Вроде как их любовь - это почти наша, но только без Бога. Может, поэтому они и относятся к любви более по-деловому, чем мы: к примеру, перед тем как пожениться, подписывают брачные контракты, прорабатывают условия брака, права и обязанности друг друга, заверяют их у нотариусов: "Обязуюсь любить тебя до гробовой доски! Если же этот мир покину тебя, разлюбив, - с меня неустойка!".
С приходом Иисуса Христа, который проповедовал этику Любви, Любовь была возвышена до Божественного и духовного значения.
На древнегреческом языке, то есть библейском, любовь фиксировалась, по крайней мере, в трёх терминах. Это эрос, что означает любовь - страсть; феелия, что означает любовь - дружбу; агапе, что означает любовь - духовное единение. Причём любовь - страсть более индивидуальная, любовь - дружба чаще всего охватывает особый круг людей, ну, а любовь духовная распространяется на всех людей [13,с.49].
Из Большого энциклопедического словаря, например, следует, что "любовь - интимное и глубокое чувство, устремленность на другую личность, человеческую общность или идею. В древней мифологии и поэзии - космическая сила, подобная силе тяготения. У Платона и в платонизме Любовь или эрос - побудительная сила духовного восхождения; в обыденном словоупотреблении платоническая любовь - любовь свободная от чувств, влечения. Половая любовь в современной её форме - индивидуально-избирательные чувства - результат длительного исторического развития человеческой личности" [168,с.665].
"Любовь - это, когда чувства не зависят ни от физических, ни от духовных факторов", - так отмечал С.Н.Лазарев [247,с.130], фактически описав природную сущность любви. В.В.Марасин, к примеру, говорил: "Любовь - это дар небес, который требует, чтобы его лелеяли самые совершенные души и самое прекрасное воображение" [163,с.47].
Известный русский писатель Л.Н.Толстой неоднократно говорил: "Где любовь, там и Бог" [197,с.605].
В любви и через любовь в человеке обнаруживается Божественное начало:
"Бог есть Любовь, и пребывающий в Любви
пребывает в Боге, и Бог в нем" (1 Ин.4:16).
Только Иисус Христос (Сын Божий, Великий Моралист, Пророк) возвысил любовь до уровня основополагающего, высшего закона жизни, дав ему адекватное метафизическое обоснование [134,Т.37,с.166].
Любовь сравнивают с гармонией [171,с.112].
Любовь поднимает человека над собственными эгоистическими интересами, которая для человека, по сути дела, является вечной, бессмертной, Божественным началом, придающая бренной мирской жизни отсутствующей в ней смысл [13,с.101].
Этика даёт следующие определения любви: "Любовь смиренна, она есть служение другим людям [13,с.102]; Любовь деятельная [13,с.103]; Любовь всегда бескорыстна [13,с.104].
Согласно этике, Любовь - это величайшая ценность, свойство и право свободного человека [289,с.245].
Конечно, подлинное испытание любви человека - это есть его отношение к врагам. В этом вопросе Иисус Христос совершил подлинную революцию, изложив в своей заповеди следующее:
"Но вам слушающим говорю: любите врагов ваших,
благотворите ненавидящим вас,
Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас"
(Лк.6:27-28).
Как высший, основополагающий закон жизни, любовь является единственным нравственным законом. Человечество не может отступить от закона любви, чтобы не деградировать в "нравственную порочность". "Закон любви - не заповедь - писал Л.Н.Толстой, - а выражение самой сущности христианства. Это вечный идеал, к которому люди будут стремиться".
Согласно Словарю паронимов и антонимов, отношения к людям, проникнутые любовью к человеку, заботой о его благе, уважение к человеческому достоинству, называют общим словом "гуманизм" [368,с.74,354], которое хотя обозначает совсем иное.
Так, например, А.И.Солженицын, говоря о цельном и настойчивом чувстве любви к своей родине и к своему народу, подразумевает также и о чувстве патриотизма [369,с.3].
А.А.Гусейнов в своих трудах пишет, что любовь поднимает человека над собственными эгоистическими интересами, которая для человека по сути дела является вечной, бессмертной, Божественным началом, придающая бренной мирской жизни отсутствующей в ней смысл [13,с.101].
Любовь, как точно подметил Э.А.Гутнов, должна быть одухотворена, проникнута началом, где первая не может быть исключительной духовной, она духовно-душевна и духовно-телесна [137,с.7]. Разумеется, что одухотворение человеческой любви и самого человека происходит через мораль [133,с.381-382], и, по мнению автора настоящей работы, также любовь и веру в Бога.
Мораль, как мы видим, имеет непосредственное отношение к
религии, философской метафизике и иным источникам сверхчувственного "знания", но не сводится к ним. Она начинается тогда, когда религиозная, философская или иная первоистина переводится в сокровенные ориентиры человеческого поведения, где она напрямую ответственная за осмысление жизни человека [13,с.21].
Богословы всегда настаивают на том, что подлинная мораль не создана
людьми, а дана Богом, без веры в которого она существовать не может [161,с.228].
Происхождение нравственности обычно связывают с учением Иисуса Христа и его главным источником - Новым Заветом. И это утверждение является не случайным. Именно христианство выдвинуло на первый план нравственную проблематику [161,с.247].
Иисус Христос является не только основателем мировой религии, но и создателем истинного жизнеучения, которое кратко определяют как этику любви. Именно Он соединил воедино религию и мораль. Религия Христа имеет моральное содержание, а Его мораль имеет религиозные истоки [13,с.86].
Заповедь любви, как нам известно, провозглашается Иисусом Христом в ответ на обращенный к нему вопрос о высшем законе человеческой жизни. Она гласит:
"Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе?
Иисус сказал ему: "возлюби Господа Бога твоего всем
сердцем твоим, и всею душою твоею.
И всем разумением твоим":
Сия есть первая и наибольшая заповедь;
Вторая же подобна ей:
"возлюби ближнего твоего, как самого себя";
На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки"
(МФ. 22:36-40).
В начале ХХ века темой любви тщательным образом занимался Эрих Фромм, который разработал так называемую "теорию любви" [366,с.17].
Согласно теории любви Э.Фромма, существуют следующие виды любви:
1.Братская любовь;
2.Материнская любовь;
3.Эротическая любовь [366,с.43-52].
Указанные виды любви относятся к человеческой любви. Предметом исследования Э.Фромма не была Божественная Любовь. В связи с чем, нельзя признать данную классификацию любви полной.
Порой любовь подразделяют на физическую и на витальную (от лат. vitalis "жизненный"). Физическая любовь связана с продолжением рода, а витальная любовь - с эмоциями человека.
Как отмечает Л.Е.Балашов, в главном своём значении любовь есть деятельность - ума, души и тела [304,с.89].
Этики разграничивают любовь на любовь-чувство и любовь-деятельность. "Любовь-деятельность есть не просто эмоциональное переживание стремления к гармонии, единству, красоте, а само это делание-воспроизводство гармонии, единства, красоты. Именно таковы отношения мужчины и женщины"[304,с.91].
Об этом восточная мудрость говорит следующее: "Любовь - это влечение ума, сердца и тела. Влечение ума - порождает уважение, влечение сердца - дружбу, Влечение тела - желание".
Например, П.А.Сорокин выделяет следующие формы любви: космическо-онтологическая, биологическая, выражающая стремление живых форм быть полезным иным организмам, и психологическая, определяемая как сочувствие, симпатия, доброта, дружба, преданность, благоговение, доброжелательность, восхищение, уважение [193,с.133-158].
С учётом сказанного классификацию любви можно представить следующим образом:
1.Божественная Любовь;
2.Человеческая Любовь:
А) Любовь к Богу;
Б) Братская любовь;
В) Материнская любовь;
Г) Эротическая любовь;
Д) Любовь к себе;
Е) Любовь к материальным вещам, живым существам и нематериальным благам (например, любовь к Родине, любовь к деньгам или вещам, любовь к кумирам или животным и пр.).
3.Любовь иных Существ.
Божественная Любовь по своей силе могущественнее человеческой любви.
В христианстве проводится разграничение Божественной любви и человеческой любви. Человеческая любовь после грехопадения рассматривается как несовершенная, заражена эгоизмом и грехом [2].
Согласно Православной энциклопедии "Азбука веры", "Божественная любовь - одно из основополагающих и важнейших понятий христианства. Оно неразрывно связано с основным принципом Бога-Творца - принципом свободы. Бог-Творец, создавший вселенную, создал всё сущее в ней свободным, то есть имеющим право определять свою волю. Таким был создан и мир и в том числе человек (акт творения описан в первой книге Библии - "Бытие"). Свобода - это благодать, дар Бога-Творца каждому своему творению, имеющему право быть (существовать) независимо от Творца, и в то же время, соединяясь с Ним. Эта форма соединения (сотворения) и называется Божественной любовью. Божественная любовь - это стремление к тому, чтобы быть (существовать) не для личного блага, но для блага другого, и поэтому Божественная любовь неотделима от свободы, так как в свободном выборе и проявляется акт Божественной любви".
Любовь - это очень мощный вид Божественной энергии, распространяющийся на всех и на каждого на Земле и Вселенной.
В науке под энергией (от греч. enérgeia - действие, деятельность) понимается общая количественная мера движения и взаимодействия всех видов материи. Энергия в природе не возникает из ничего и не исчезает и может переходить из одной формы в другую, связывая воедино все явления природы.
Любовь способствует жизни других и является связующей нитью между Богом-Творцом и человеком и всеми мирами. Поэтому каждый человек имеет право на рождение в Любви, которая через Бога исходит от женщины и мужчины. Дети, рождённые в результате похоти, мимолетных встреч без Любви, как правило, обречены к духовным и нравственным мукам. Этот аспект, к большому сожалению, полностью не осознан и ему не было дано правового определения на законодательном уровне [336,с.159-163].
В.Ф.Бак в своей работе "Любовь как педагогическая категория" написал, что "в нравственно-этических отношениях мы называем любовью, на языке науки можно назвать законом сохранения и превращения энергии, а на языке религии - Бог" [426,с.67-75].
В работе В.Н.Коровина читаем следующее: "Любовь - тоже сила вечности, и она прекрасней всех. Но человек не умеет любить божественной любовью, ибо не открыл своё сердце. Там спрятан золотой шар вечного света, язык огня, пламя, что вечно струится к Богу. Там золотая роза блаженства, и она тянется к центральному вечному огню, на свою родину, в место, откуда когда-то вышло все. Там существо чистой любви и оно всем сердцем обожает Бога и развернуто к нему" [375,с.41].
Как указывает С.Н.Лазарев, объектами Любви выступают прошлое, настоящее и будущее, а также человек, который должен стремиться к ощущению в себе Любви [171,с.112].
Основу морали (нравственности) составляет Любовь. При этом мораль, как указывает С.Н.Лазарев, определяется количеством любви, которую она содержит, где первая невозможна без второй [247,с.182].
Отрицательные мысли и эмоции человека блокируют и замедляют движение Божественной энергии, в которую входит творческая энергия.
"ЛЮБОВЬ - ЭТО СИЛА! Любовь - это не слово и не просто чувство. Это источник энергии. Это энергия. Вы можете ее призывать, включать и выключать, хранить ее, посылать и фокусировать для множества применений. Она всегда доступна и никогда вас не подведет. Это обещание вселенной! Это всеобщая нить, связывающая вещи" [424].
Согласно Эзотерическому порталу "Живое Знание", "Любовь - красивейшая, мощная, всеобъемлющая энергия, которая является началом и концом всего. Любовь - это альфа и омега. Любовь - это Суть Вселенной. "Бог есть Любовь".
На сайте "Проект ВОСХОЖДЕНИЕ" читаем: "Любовь как энергия в своём истинном выражении - чиста и невинна. Энергия невинности и чистоты - Любовь - это Дитя Света. Истинная любовь - всегда плодородна. Её основная цель - сотворение жизни. Эта мощная созидательная сила течёт на Землю от Творца, и это тот Его наивысший дар, получить который может каждый, кто готов принять его, чья душа, устремлённая к Свету, чиста от всего грубого и неистинного, чьё поле открыто для вбирания и дарения энергии любви".
Любовь определяет целостность человека. По данному поводу Е.Г.Кочетковская указывает: "Состояние целостного человека - счастье, осуществление смысла жизни. Любовь - путь к целостности и счастью. От понимания любви зависит содержание культуры, т.к. любовь неотделима от высших ценностей. Любовь - творческое начало в культуре, эгоизм - разрушающее" [90].
Любовь часто сравнивают с огнём, который зарождает Философский камень (Дар Божий) - символ Веры, Воли, Воображения, насыщенные силой Духа человека [327,с.6-10].
Часто Любовь относят к одному из видов бытия [91].
Из преамбулы Конституции России видно, что наши предки передали нам такие ценности, как Любовь, которая является основной ценностью пятого поколения прав человека, и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость [173,с.71-72].
Следует особо подчеркнуть, что нам была передана общевселенская и общечеловеческая ценность - Любовь (Бог).
П.А.Сорокин о любви пишет: "Эта энергия или сила отлична от других энергий и несводима к скалярным физическим величинам, называемым "сила" (force), "работа" (work), "мощность" (power), "энергия" (energy). Её свойства скорее качественные, чем количественные. И поэтому у нас нет какой-либо единицы измерения данной энергии (подобно Эргу в физике). Вследствие этого мы можем только очень грубо оценить, когда её (а) интенсивность, (b) экстенсивность, (с) чистота, (d) длительность, (е) адекватность заметно больше или меньше. Хотя эти измерения (а, b, с, d, e) называются "измерениями любви", они отличаются от величин "силы" или "энергии" в физике, выраженных в формулах: MLт² и ML²т²" [425,с.133-158].
Указанный автор часто говорит о целительной силе любви "(особенно терапевтическая сила любви важна в предупреждении и лечении ментальных и моральных нарушений), умиротворяющей и гармонизирующей функции, облагораживающей силе любви, её возможности остановить войну и увеличить продолжительность жизни общества" [193,с.133-158].
Н.Н.Неплюев полагает, что "Любовь - высшее сокровище, самая дорогая жемчужина жизни, но она так затеряна, так загрязнена в навозной куче злобы и пошлости, что мало кто понимает её действительную ценность. Самая ценность любви зависит не от того, сколько нас любят, а от того, сколько мы любим" [425,с.67-75].
Согласно христианскому теизму, "Бог трансцендентен, а не имманентен миру".
Как отмечает Н.О.Лосский, "Раздельность Бога и мира вовсе не означает, что мир покинут Богом. Наоборот, Бог есть любовь; Он никогда и ни при каких условиях не оставляет свое творение; рядом с каждым существом стоит Бог как любящий Отец, помогающий нашему совершенствованию и достигающий этой цели, если мы сами не отворачиваемся от Него и не отвергаем Его помощь. Поэтому можно говорить о вездеприсутствии Бога в мире, так что вся поэзия пантеизма, видящего везде Бога, сохраняется и в христианском теизме; но при этом теизм не принижает Бога, так как не смешивает Бога с миром.
В отношении к миру Бог есть Любовь; но и во внутритроичной жизни Он также есть Любовь Бога Отца, Сына и Святого Духа. Любовь Трёх Лиц Св. Троицы так совершенна, что жизнь Их вполне единосущна: действия одного из этих Лиц поддерживаются и дополняются деятельностью остальных двух Лиц. Поэтому их единосущие - не отвлечённое, а конкретное, и внутритроичное бытие их есть абсолютная полнота гармоничной, совершенной жизни" [337,с.28].
Видный богослов и евангелист-проповедник П.И.Рогозин (1898-1974) о любви говорил следующее: "Слово любовь является возвышенным и самым драгоценным словом в человеческой речи". "Любовь легла в основу мироздания. Библия говорит, что вселенная произошла не в результате какого-то физического закона, но появилась как следствие любви Божией. Любовь не живет для себя, а для других" [208].
Любовь относят к этико-антропологической категории [279,с.229-239].
Российский поэт, учёный, философ и писатель А.Н.Погребной-Александров любовь относит к социально-философскому понятию, которая означает в самом широком смысле - нахождение себя в другом и другого в себе, есть отношение, основанное на добровольном самоотречении. При этом он отмечает, что "ЛЮБОВЬ, есть чувства к единому и частному, и неделимо по духовной отдаче к ближнему, так как партнёрская сексуальная близость - не любовь, а дополнение к любви в виде страсти и продления жизни (как и дыхание, сон, еда, питьё). Посему, не следует делить ЛЮБОВЬ к детям, братьям, матери и... любимой или любимому. Любовь, есть - любовь. Не следует смешивать чувство любви и стремление тела к страсти, как часть и дополнение".
Эрих Фромм вносит в наш мир следующую формулу "Любовь - ответ на проблему человеческого существования" [281].
Согласно эзотерике, любовь созидает, начинает и завершает миры и пространства. Мы видим, что любовь фактически выступает созидающей и творческой силой.
Известный неоиндуистский гуру и мистик Ошо сравнивает любовь с потоком энергии, который постоянно в движении и всегда стремится к объекту любви.
Ниже приводим притчу о значимости любви.
Любовь и Время
"Давно... Очень давно был остров, на котором жили все Чувства и духовные ценности людей: Радость, Грусть, Познание и другие. Вместе с ними жила и Любовь.
Однажды Чувства заметили, что остров погружается в океан и скоро затонет. Все сели в свои корабли и покинули остров. Любовь не спешила и ждала до последней минуты. И только, когда она увидела, что на спасение острова нет надежды, и он почти весь ушел под воду, она стала звать на помощь.
Мимо проплыл роскошный корабль Богатства.
Любовь просила взять ее на корабль, но Богатство сказало, что на его корабле много драгоценностей, золота и серебра и для Любви места нет.
Любовь обратилась к Гордости, корабль которой проплывал мимо...
Но в ответ Любовь услышала, что ее присутствие нарушит порядок и совершенство на корабле Гордости.
С мольбой о помощи Любовь обратилась к Грусти.
"О, Любовь, - ответила Грусть, - мне так грустно, что я должна оставаться в одиночестве".
Мимо острова проплыла Радость, но она была так занята весельем, что даже не услышала мольбу Любви.
Вдруг Любовь услышала голос:
"Иди сюда Любовь, я возьму тебя с собой".
Любовь увидела седого старца, и она была так счастлива, что даже забыла спросить имя его. И когда они достигли Земли, Любовь осталась, а старец поплыл дальше.
И только когда лодка старца скрылась, Любовь спохватилась, ведь она даже не поблагодарила старца.
Любовь обратилась к Познанию:
"Познание, скажи мне, кто спас меня?"
"Это было Время", - ответило Познание.
"Время?" - удивилась Любовь - Отчего Оно мне помогло?"
Познание ответило:
"Только Время понимает и знает, как важна в жизни Любовь".
Как указывалось, в науке отсутствует точное международное определение слова "Любовь".
Чтобы понять, что такое право на Любовь, а также, что же передали нам предки в виде любви, мы должны знать определение слова "Любовь".
С целью выяснить, что такое любовь, в течение двенадцати лет проводились различные опросы, результаты которых приводятся ниже.
10 февраля 2000г. Фонд общественного мнения (http://www.lyubi.ru) опросил 1500 респондентов из России (56 населённых пунктов 29 регионов, из которых были следующие возрастные группы: 18-35 лет - 33%; 36 до 50 лет - 32%; кому за 50 лет - 35%. Примерно равное количество россиян считают, что любовь это: отношения - 36%; чувства - 38%.
В целом определение любви давали следующее:
1.Великое чувство, нечто "возвышенное, светлое, прекрасное", "высокое чувство, невыразимое словами", "когда душа поёт и на сердце радостно" - 22%;
2.Взаимопонимание - 11%;
3.Это основа жизни, любовь к детям, родителям, супругу - 6%;
4.Всё построено на любви, без любви нет счастья, если нет любви, нет и жизни - 5%;
5.Это доверие - 5%;
6.Бескорыстная забота о человеке - 3%;
7.Верность, преданность, привязанность, самопожертвование, постоянная потребность быть вместе - 6%;
8.Любви не существует, если она и есть, то приносит человеку лишь страдания - 4%;
9.Уважение - 9%;
10.Ироничные определения (заболевание, иногда приятное, встреча двух дураков с повышенной температурой и пр.) - 1%;
11.Нет ответа или ответ не на тему - 22%.
06.12.2007г. на сайте http://mediaua.com.ua был опубликован открытый вопрос: Что такое любовь? В опросе поучаствовало 1800 респондентов из разных регионов России. 53 % опрошенных ответили, что для современного человека любовь - это просто роман с сильными чувствами, не обязательно переходящими в семейную жизнь. 17% участников отметили, что любовь это - "многолетняя семейная связь, проверенная испытаниями". Сексуальные отношения - 15%. При этом так считают только 15% женщин и 19% мужчин. 2% опрошенных вспомнили о христианском понимании любви к ближнему. Для 6 % человек в понятие "любовь" вкладывало иной смысл. 7 % - не смогли определённо ответить.
В 2010г. СОЦОПРОС.NET опубликовал следующие результаты опроса 139 человек:
Любовь - это желание сделать любимого человека счастливым - 25,9%;
Любовь - это когда ты не ищешь выгоды для себя в отношениях - 5,9%;
Любовь - это то, что не причиняет страданий, а доставляет радость - 0,7%;