Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Рецензия на на книгу Г.И.Колесниковой "социальный механизм манипуляции cознанием личности"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Даны критические замечания работе, посвящённой манипуляции cознанием человека. Отмечено, что философскую концепцию социального механизма манипуляции сознанием личности Г.И.Колесниковой нельзя считать универсальной.


РЕЦЕНЗИЯ

на книгу Г.И.Колесниковой "Социальный механизм манипуляции cознанием личности"

(E-mail: galina_kolesnik_@mail.ru; авторский сайт: www.kolesnikova.red )

    
   Галиной Ивановной Колесниковой (15.09.1965 г.р.), филологом, психологом, 
доктором философских наук, профессором кафедры Гуманитарных дисциплин Таганрогского института управления и экономики, была написана монография на важную тему современности, которая охватывает каждые сферы деятельности человека [1].
   Как указывается на титульном листе этого бестселлера, рецензентами книги выступили Т.П.Матяш, доктор философских наук, профессор кафедры философии и мировых религий Донского государственного технического университета (E-mail: tamara.matiash@yandex.ru), Г.С.Пшегусова, доктор философских наук, профессор кафедры английского языка гуманитарных факультетов Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации Южного Федерального Университета (E-mail: psheg@sfedu.ru). При этом в самой монографии отсутствуют их рецензии, которые могли бы неискушённому читателю сразу же увидеть достоинства и недостатки книги.
   Опубликованные рецензии на исследуемую нами монографию отсутствуют в общем доступе, в частности, в Интернете. По мнению рецензента, это связано со сложностью изучаемого материала, а также ещё закрытыми научными исследованиями в этой области.
   Рецензируемая работа направлена на решение наукой глобальной задачи, которую точно раскрыл И.В.Козлов: "Философская и психологическая науки приходят к пониманию того, что надо создавать единую теорию, которая даст мощную теоретическую базу с дальнейшим практическим её воплощением в форме эффективных методов противодействия и профилактики деструктивного информационного воздействия на массовое сознание и культуру общества на современном этапе развития" [21, с.80].
   Автор рецензируемой книги указывает, что "социально-философское осмысление манипулирования и создание теоретического универсального конструкта механизма манипуляции сознанием личности, при помощи которого данное манипулирование осуществляется, приобретает в этом контексте архиважное значение, поскольку позволяет не только вскрыть универсалии механизма манипуляционного воздействия, но и сформировать возможные пути нивелирования, а в идеале - противодействия данному механизму" [1, с.6].
   Основываясь на теории, автор свою концепцию выводит на прикладной уровень, предлагает механизм противодействия личностью манипуляционному воздействию [11, 22-24], что было рассмотрено в главе 4 рецензируемой монографии [1, с.214-264]. При этом автор приводит только социокультурный и индивидуализированный (мышление, личные качества) факторы, на которых строится "социальный механизм противодействия личности манипуляционному воздействию на её сознание" [1, с.262,270]. Последний фактор раскрыт слабо, вне осмысления осталась духовно-нравственная сфера человека (или духовно-нравственный фактор). Возможно, что это связано с узкими научными специализацией и интересами автора.
   Согласно авторскому сайту автора www.kolesnikova.red: "В научной сфере исследует проблемы сознания и воздействия на него. Автор универсальной философской концепции социального механизма манипуляции сознанием личности. Основоположник новых направлений: в философском научном знании - любвиологии [5]; в социально-психологическом - неоклассической психологии".
   В рецензируемой монографии излагается философская концепция социального механизма манипуляции сознанием личности, которая фрагментарно рассматривалась в ранних работах автора, в т.ч. докторской диссертации [2, 4, 6-11, 13-17]. Указанная концепция выступила базой для написания новых работ, в которых автор оттачивает свою научно-философскую мысль [3, 20, 24, 25].
   Автор в работе делает акцент на социально-философский и культурологический аспект манипуляции, т.е. определяет малые границы исследования. Вне осмысления остались правовая, религиозная, педагогическая, лингвистическая, эзотерическая и прочие парадигмы по данному вопросу.
   Г.И.Колесникова, к большому сожалению, рассматривает только явный и прозрачный социальный механизм манипуляции сознанием личности в зависимости от особенностей политических режимов [1, с.7], а не скрытые механизмы манипуляции сознанием человека и общественным сознанием, например, с использованием так называемой науки образности, которая позволяет управлять информацией (знаниями) в своих образах и мыслях [18, с.267].
   Автор обращает внимание читателей на свойства социального механизма манипуляции сознанием личности: "онтологические (асимметричность, инклюзивность, топологичность, темпоральность), аксиологические (биологические, социальные, духовные ценности), процессуальные (протяженность во времени, непредсказуемость)" [1, с.111-114].
   В работе подробно с социологической точностью разобраны функции данного механизма (информационная, проективная, исполнительная, управленческая) [1, с.114-116], структура [1, с.120-122], типы [1, с.122] и уровни функционирования: "мораль - нравственно-эстетический уровень, религия - религиозный уровень, философия, искусство - мировоззренческий уровень, наука - научно-популярный уровень, политические и правовые представления - идеологический и правовой уровни" [1, с.117-120].
   Автор посвятил отдельную главу (глава 2) разработанной им классификации социального механизма манипуляции сознанием личности [1, с.123-172], которая является небезупречной в связи с отсутствием в ней таких критериев, как душа и дух человека. По указанной и нижеприведённым причинам описанные во главе 3 монографии "характерные черты манипуляции сознанием личности в России конца XX начала XXI века" являются неполными [1, с.173-213].
   По нашему мнению, душа человека - это Божественная и духовно-нравственная ценность и нематериальное благо человека [12, с.153].
      Дух человека - эманация Бога [18, с.352].
      Душа человека связана с Богом (духовным и иррациональным) и человеческим сознанием (рациональным).
      Основные права и свободы души и духа человека закреплены в четвёртом и пятом поколениях прав человека [18].
   Манипуляции сознанием человека и общественным сознанием нельзя считать социальными феноменами, т.к. манипуляцию с сознанием человека без его ведома, и согласия следует всегда считать духовно-нравственным и уголовным преступлением (духовно-нравственный и правовой аспекты исследуемого вопроса).
   Многие манипуляции сознанием базируются на человеческих духовных и нравственных пороках, о чём, к большому сожалению, не было даже сказано и подробно рассмотрено Г.И.Колесниковой. Следовательно, разработанный автором механизм защиты от манипуляций сознанием человека не может являться законченным, а значит и универсальным.
   Автор ошибочно полагает, что социальный механизм манипуляции сознанием включает в себя только социальную природу [1, с.12]. Безусловно, что он включает в себя и духовно-нравственную природу, о чём пытается донести рецензент до автора монографии.
   К базовым понятиям механизма манипуляции сознанием личности исследователь относит: "личность", "сознание", "общественное сознание", "бессознательное", "механизм", "социальный механизм", "манипуляция" [1, с.24], которые подробно рассмотрены автором, в т.ч. и с исторической точки зрения (время возникновения этих понятий).
   Под личностью автор понимает "с одной стороны, личность, как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, и с другой стороны, как некая духовная сущность, проявляющая себя в этих отношениях и создающая при этом взаимодействии ситуацию взаимовлияния" [1, с.28]. Исследователь, говоря о духовной сущности, ошибочно не увязывает понятие "личность" с душой и духом человека, которые всегда выступают ей основой.
   Г.И.Колесникова, обосновывая свою концепцию, выделяет "три основных уровня потребностей: биологическое (потребность в голоде, жажде, сексе); социальное (власть, престиж, статус); духовное (морально-этическое развитие)" [1, с.29].
   Представленная автором классификация потребностей человека по своей сути является неполной, т.к. ссужается круг рассматриваемых вопросов, что сказалось на качестве монографии.
     С учётом открытия четвёртого и пятого поколений прав человека, потребности человека по группам выглядят следующим образом:  "1. Божественные (Бог, Любовь, энергия и информация, Сотворчество);  2. Духовно-нравственные (Вера в Бога, религия, мораль, творчество);  3. Витальные (биологические); 4. Социальные" [18, с.134].
   По мнению Г.И.Колесниковой, "сознание - способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы данного воспроизведения на разных его уровнях" [1, с.30], "общественное сознание, являясь качественно особой духовной системой, обладающей относительной функциональной самостоятельностью и находясь в состоянии постоянного взаимодействия с личным сознанием, обусловлено общественным бытием" [1, с.32].
   Общественное сознание никак нельзя отнести к духовной сфере, ибо его часто формирует интеллект неразумного человека, а не его душа и дух, сущность которых не направлена на деградацию и гибель человечества, что мы часто видим при формировании искажённого общественного сознания.
   Г.И.Колесникова понятие "бессознательное" фактически вынесла за пределы тела человека, указывая, что оно "определяется, в широком смысле, как совокупность психических процессов, операций, состояний, происходящих вне сознания субъекта" [1, с.34]. При этом автором не раскрывается механизм или алгоритм взаимосвязи сознания человека с его "бессознательной субстанцией" или, по мнению рецензента, душой человека.
   Исследователь под манипуляцией мыслит "исторически обусловленный феномен, имеющий структуру, состоящую из: 1) цели, заключающейся в инициировании определенного типа поведения у личности без учета её интересов; 2) тайных методов воздействия на сознание личности; 3) собственно процесса осуществления воздействия на сознание личности, выполняющего корригирующую, мотивирующую, направляющую функции в системе управления" [1, с.48-49].
   Данные Г.И.Колесниковой определения понятиям "манипуляция", "сознание", "бессознательное" и другим, связанным с сознанием, являются неполными, т.к. не раскрывают взаимосвязь души и духа человека с интеллектом и сознанием человеческого тела. Этим страдают не только её работа, но и исследования других авторов в области манипуляции сознанием человека.
   Автор в работе не отвечает на важные для любого человека вопросы: кто управляет сознанием человека: душа и дух человека или его биологическое тело? Кто истинный манипулятор: тело, душа, дух человека или что иное?
   Механизм манипуляции сознанием, в первую очередь, как нами указывалось, включает в себя духовно-нравственный аспект, который автор увязывает только с так называемыми уровнями функционирования (мораль, религия, философия) [1, с.117-120], в связи с тем, что происходит посягательство на духовную и нравственную сущность человека, его душу и дух, на что не было обращено никакого внимания в рецензируемой монографии.
   Любая манипуляция сознанием нарушает право человека на свободный выбор (четвёртое поколение прав человека) [18, с.138].
   Благодаря сознанию и человеческой мысли происходит реализация права человека на управление Божественной энергией (информацией), пространством-временем [18, с.207].
   Манипуляции сознанием человека или общественным сознанием - это одна из форм сокрытия Истины. Отмечено, что в этом аспекте автор не рассматривал исследуемый предмет.
   Г.И.Колесникова ведёт поверхностную речь об истине только при рассмотрении "специфики социального механизма манипуляции сознанием личности российского типа": "Истинная идея, внедряемая в сознание личности - "служение отчизне - благое дело". Полуложная - "главный смысл жизни каждой личности - служение отчизне". Истина в данном тезисе заключается в том, что служение отчизне наполняет смыслом человеческую жизнь, ложь - что это единственный смысл жизни. Ложная идея, внедряемая в сознание личности, то, что не согласуется с официально принятой позицией, является вредной как для отчизны, так и для личности" [1, с.166]. К большому разочарованию, эта авторская мысль не получила дальнейшего глубокого осмысления.
   Под истиной понимается Божественная, духовная и материальная (физическая) информация (энергия), критерием которой выступают душа и дух человека [19, с.106-107].
   Часто манипуляции преднамеренно используют для увода человека от Истины, а также для "захвата" (рабства) и управлением душой человека.
   Порой манипуляции выступают как способ передачи информации или дезинформация [18, с.289-290].
   При использовании манипуляций сознанием человек злоупотребляет своими правами на управление энергией и информацией, а также на Истину, которые были закреплены в четвёртом и пятом поколениях прав человека [18].
   В работе не рассмотрены приёмы манипуляции сознанием личности (бытовые, военные и пр.), а также наука образности, благодаря которой происходит материализация мыслей и образов [18, с.267], и которую используют при манипуляциях во вред человеку.
   Автор предлагает механизм противодействия личностью манипуляционному воздействию [1, с.214-264] без учёта реальности и особенностей души и духа человека.
   В работе уделено внимание вопросам творчества, которое рассматривается как защитная мотивация от различных манипуляций [1, с.260-261]. Отмечено, что творчество автором понимается в отрыве от души и духа человека [26, с.83-86].
   Таким образом, философскую концепцию социального механизма манипуляции сознанием личности Г.И.Колесниковой нельзя считать универсальной.
   Надеемся, что автор ещё при жизни сделает соответствующие выводы, свою концепцию социального механизма манипуляции сознанием личности доработает и дополнит необходимой информацией с учётом вышеуказанных замечаний, тогда можно точно сказать, что "таким образом, систематизированные знания о структуре и функционировании социального механизма манипуляции сознанием личности дают возможность видеть скрытые воздействия на сознание личности и, как следствие, противодействовать им, следуя Своей Дорогой" [1, с.271].
   Желаем Галине Ивановне сил и творческих успехов в познании Истины!
  
  
  

Литература

  
1.Колесникова Г.И.Социальный механизм манипуляции сознанием личности. - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2010. - 271 с.; Колесникова Г.И.Социальный механизм манипуляции сознанием личности: монография. - М.: Директ-Медиа, 2014. - 272 с.
   2.Колесникова Г.И.Социальный механизм манипуляции сознанием личности: диссертация ... доктора философских наук: 09.00.11 [Место защиты: Юж. федер. ун-т]. - Ростов-на-Дону, 2010. - 364 с.
   3.Колесникова Г.И., Аствацатуров А.Е.Социальный механизм манипуляции сознанием личности в современном российском обществе // Вестник Донского государственного технического университета. - 2012. - N 1 (62). - Вып.2. - С.150-155.
   4.Колесникова Г.И.Сущность механизма манипуляции сознанием личности: социальнофилософский аспект // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - N 8. - С.54-62.
   5.Колесникова Г.И. Любвиология: теоретико-методологическое обоснование // Фундаментальные исследования. - 2013. - N 4 (3). - С.757-761.
   6.Колесникова Г.И. Сознание личности: социальный механизм манипуляции. - Ростов н/Дону, Изд-во ЮФУ, 2010.
   7.Колесникова Г.И. Механизм манипуляции сознанием личности: структура и функционирование // Научная мысль Кавказа. - 2006. - Доп. вып. N 2.
   8.Колесникова Г.И. Формы механизма манипуляции сознанием личности // Научная мысль Кавказа. - 2008. - N 4. - С.31-33.
   9.Колесникова Г.И. Особенности функционирования механизма манипуляции сознанием личности в период перестройки советского общества (1985-1991 гг.) // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - N 12. 
   10.Колесникова Г.И. Архетипическое мышление как один из элементов механизма манипуляции сознанием личности // Научная мысль Кавказа. - 2009. - N 3 (59). - С.30-34.
   11.Колесникова Г.И. Механизм противодействия личностью манипуляционному воздействию // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - N 7.
   12.Ивентьев С.И.Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека // Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н. Аргунова; сост: А.Е. Антипова, С.В. Бояринцева, А.А. Лушавина, У.В. Куприна, А.Н.Нурутдинова. - СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. - С.153-164.
   13.Колесникова Г.И. Манипуляция сознанием личности: сущность, структура, классификация // Тезисы международной научно-практической конференции. - Ростов н/Д: ЮФУ, 2008.
   14.Колесникова Г.И. Механизм манипуляции сознанием личности в России в начале ХХ1 в.: структура и функционирование // Тезисы научно-практической конференции "Путь в науку". Ростов н/Д, 2009.
   15.Колесникова Г.И. Виды механизма манипуляции сознанием личности// Гуманитарный ежегодник, 2008.
   16.Колесникова Г.И. Механизм манипуляции сознанием личности: цивилизационные типы// Тезисы международной научно-практической конференции "Кавказ - наш общий дом". Ростов н/Д, 2009.
   17.Колесникова Г.И. Свойства, функции, уровни социального механизма манипуляции сознанием личности // Гуманитарный ежегодник, 2009.
   18.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357 с. URL: http://econf.rae.ru/article/7171
   19.Ивентьев С.И.Истина. - Новосибирск: ООО "Агентство СИБПРИНТ", 2016. - 384 с.https://istina.msu.ru/workers/19423228/; 20. Колесникова Г.И. Манипуляции: техники успешного общения: игры, в которые играют все. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 280 с.
   21.Козлов И.В. Особенности манипуляции массовым сознанием на современном этапе общественного развития//Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. - 2007. - N 2. - С.73-81.
   22.Колесникова Г.И.Институционализация социального механизма противодействия манипуляции сознанием личности (окончание статьи) // Научная мысль. - 2013. - N 2-3 (10). - С.22-27.
   23.Колесникова Г.И. Формирование механизма противодействия манипуляционному воздействию на сознание личности // Социально-гуманитарные знания. - 2009. - N 11. -С.95-100.
   24.Колесникова Г.И. Воздействие на сознание в системе ведения сетевых войн: опыт социально-философского осмысления // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - N 3. - Ч.2. - С.311 -314. 
   25.Колесникова Г.И.Социальный механизм манипуляции сознанием личности в современной России: теория и практика. - 2011. - N 2. - С.65-76.
   26.Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека. Свобода творчества // Дискуссия. - 2010. - N 5. - С.83-86.
  
  
   09 июня 2018 г.
  
  
   Советник Российской Академии Естествознания,
   член Российского Философского Общества,
   юрист Ивентьев С.И.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"