Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ивентьев Сергей Иванович, Шкуран Оксана Владимировна : другие произведения.

Влияние духовно-нравственных процессов на правосознание, правотворчество и правоприменение

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье авторы отвечают на злободневный вопрос: "Оказывают ли влияние духовно-нравственные процессы на правосознание, правотворчество и правоприменение?" Актуальность исследования связана с тем, что в литературе отсутствуют какие-либо серьёзные фундаментальные исследования данного важного для человека и общества вопроса, а настоящая работа направлена на восполнение этого пробела. Правильное цитирование: Асадуллина Г. Р., Ивентьев С.И., Шкуран О.В. Влияние духовно-нравственных процессов на правосознание, правотворчество и правоприменение // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика : материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 15 марта 2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. - С. 9-16. ISBN 978-5-9624-1905-3


  
   Правильное цитирование: Асадуллина Г. Р., Ивентьев С.И., Шкуран О.В. Влияние духовно-нравственных процессов на правосознание, правотворчество и правоприменение // Социальные институты в правовом измерении: теория и практика : материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутск, 15 марта 2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. - С. 9-16.
   ISBN 978-5-9624-1905-3
  
   УДК 37.017.93, 340
   ББК 67, 86, 87

Асадуллина Г.Р., Уфа

Ивентьев С.И., Казань

Шкуран О.В., Луганск

  

Влияние духовно-нравственных процессов на правосознание, правотворчество и правоприменение

  
   Аннотация: В статье авторы отвечают на злободневный вопрос: "Оказывают ли влияние духовно-нравственные процессы на правосознание, правотворчество и правоприменение?" Актуальность исследования связана с тем, что в литературе отсутствуют какие-либо серьёзные фундаментальные исследования данного важного для человека и общества вопроса, а настоящая работа направлена на восполнение этого пробела.
   Ключевые слова: Бог, Святой Дух, человек, дух человека, душа человека, духовно-нравственная сфера, процессы, духовно-нравственные процессы, правотворчество, правосознание, правоприменение.

Asadullina G.R., Ufa

Iventev S.I., Kazan

Shkuran O.V., Luhansk

  

Influence of spiritual and moral processes on legal consciousness, law-making and law enforcement

   Abstract: In the article, the authors answer the topical question: "Do spiritual and moral processes affect legal consciousness, law-making and law enforcement?" The relevance of the study is due to the fact that in the literature there are no serious fundamental studies of this important issue for man and society, and the real work is aimed at filling this gap.
   Key words: God, the Holy Spirit, man, the spirit of man, the soul of man, the spiritual and moral sphere, processes, spiritual and moral processes, law-making, legal consciousness, law enforcement.
  
   На современном этапе своего развития предметом исследования юридической науки выступают только риски, касающиеся договорной работы (риски ответственности, экономические, производственные, социальные, инновационные и т.д.), правотворческой и правоприменительной деятельности (социальные, экономические и пр.) [15, с. 5-20; 16, с. 19-27]. При этом правоведами, к большому сожалению, не рассматриваются правовые (юридические) риски, связанные с морально-нравственным обликом юриста, то есть духовно-нравственные риски [11, с. 179-182], возникающие при осуществлении любой правовой деятельности и работе юриста (законодательная, судейская, адвокатская, государственная, нотариальная, корпоративная, научная и пр.).
   В правотворчестве духовно-нравственные риски, так или иначе, выявляются в результате проверки законопроектов на предмет коррупционной составляющей и явного нарушения антимонопольного законодательства. Вне осмысления остаются духовно-нравственные риски, возникающие в работе адвокатов и других практикующих юристов [2, с. 118-124].
   В ходе исследования правосознания российских граждан было выявлено, что оно базируется на духовно-нравственных ценностях, представлении людей о Доброе, Зле, правде и справедливости, а также на менталитете российского народа или русском менталитете [13, с. 83]. Следовательно, можно уверенно говорить о том, что правосознание людей формируется на духовно-нравственных ценностях, понятии справедливости и связано с национальным менталитетом того или иного народа, нации.
   В теории права менталитет выступает как феномен правосознания, область сознательного и бессознательного, носитель определённых ценностей, и входит в состав правовой культуры (правосознание, право, правовая деятельность (поведение) [13, с. 83-90; 19, с. 29, 36-37].
   Духовно-нравственные процессы (лат. processus - течение, ход, продвижение) связаны с духовно-нравственной сферой человека и общества, а также с деятельностью души и духа человека. При этом эту сферу иногда именуют духосферой [31, с. 338]. По словам П.А. Флоренского, духосферой или пневматосферой называют ту "атмосферу общества, которая необходима для существования человека и человечества" [29].
   Духовно-нравственные процессы - обращение человека к вере и Богу, своим душе и духу. В состав духовно-нравственных процессов также входят духовно-нравственное воспитание и образование человека, религиозная и другая духовно-нравственная деятельность, связанная с повышением духовного и нравственного уровня человека, а также трансляция и культивирование духовно-нравственных ценностей.
   Духовность есть устремление, неутолённость духовной жаждой, напряженность, энергия, направленная на созидание, на создание духовного мира и собственного духовного организма, а также на поиск истины [27, с. 398]. А.А. Ухтомский пишет о том, что "дух будет силен против всякого давления мира и тогда откроется религиозный мир как явная психологическая действительность, более действительность, чем какой-либо материальный мир" [26, с. 93].
   В разные исторические эпохи России в понятия "духовность" и "нравственность" вкладывался свой смысл.
   В Словаре антонимов русского языка 1995 г. про духовность читаем следующее: 1. Относится к внутренней, психической жизни человека, связанная с нею; с общностью идей, взглядов, стремлений и т.п.; 2.Относится к церкви, религии, принадлежит ей, связанный с нею; церковный [10].
   В таких монотеистических (авраамических) религиях, как иудаизм, христианство и ислам, духовность напрямую увязывают с верой в Бога и миром Святого Духа [30, с. 186-190]. Авторы отмечают, что понятие "духовность" невозможно мыслить без Бога [4, с. 283-294].
   В лексикографическом издании Второго отделения Императорской академии наук 1847 г. имеется лексема "духовный" со следующими значениями: 1) бестелесый, бесплотный; 2) исполненный Святого Духа; 3) относящийся к духу или душе; 4) относящийся к духовенству; 5) состоящий из лица духовного звания [20, с. 379], что подтверждает трансцендентальное, божественное понимание данной языковой единицы [4, с. 283-294].
   В некоторой литературе духовность (переживание и оценка священного внутри или за пределами материального мира) неверно отделяют от религии (лат. religare - связывать, соединять) как "структурированной системы убеждений, включающей эмоции, мораль и чувство идентичности и общности", в связи с различными структурой, практиками поиска и подходами к истине [7, с. 40-41], придавая ошибочно секулярный смысл этому понятию, так как духовность всегда связана с Богом (Духом), душой и духом человека [4, с. 283-294].
   Понятие "духовность" не только увязывается с духом, религией и духовной культурой определённого народа, но и с душой и духом человека [5, с. 21-29].
   Так, в "Словаре живого великорусского языка" 1861 г. В.И. Даль иллюстрирует семнадцать дефиниций понятия "дух" (включая душу человека), почти все с положительной коннотацией, акцентируя внимание на особенностях русской культуры [12].
   Под духом человека подразумевается эманация (лат. emanatio - истечение, распространение) Бога, а под душой человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога  [5, с. 21-29]. При этом многими исследователями под последними мыслится сознание и подсознание человека.
   В "Словаре древнерусского языка" 1899 г. лексема "дух" представлена 13-тью дефинициями, среди которых появляются новые: 1) третье Лицо Святой Троицы; 2) благодать, вдохновение, дар Божий; 3) сила души, доблесть; 4) ум, мысль; 5) бес, дьявол, демон; 6) душевное свойство человека; 7) совесть; 8) способность приводить в движение, занимать или руководить другими; 9) чувство; 10) разум. Кроме этого, выделяется омонимичная пара со значениями: 1) дух мира сего; 2) нечистый; 3) злой, лукавый [21, с. 189-190]. В "Словообразовательном словаре русского языка" представлена словообразовательная цепочка дух - духов - духовный - духовно - духовность - духовник - духовенство [14, с. 37], что свидетельствует о религиозной семантике (от др.-греч. ?????????? - обозначающий) и происхождении данных дериватов, среди которых употребляется адъектив "духовный".
   В важном источнике восточнославянской лексикологии ХVII в., построенного на принципах толкового, этимологического, энциклопедического словарей, П. Берында в "Лексиконе Славеноросском" 1627 г. иллюстрирует дефиниции языковой единицы с сакральной семантикой "дух": 1) знак небесный; 2) дух истины, премудрости, совести, разума, крепости, бдения, благочестия, страха Божьего; 3) ангел ветра, борьбы; 4) жизнь, дыхание; 5) блудный [8, с. 13].
   Д. Н. Ушаков в "Толковом словаре русского языка" 1940 г. реализует идеологическое понимание слова "духовный", выводя на первый план секуляризированное понимание с точки зрения материализма, а затем Божественное: 1. Нематериальный, нетелесный (книжн.): Кто дал контрреволюционной буржуазии духовное оружие против большевизма в виде тезиса о невозможности построения социализма в нашей стране? (троцкизм). Сталин. 2. Бесплотный (устар.). 3. Церковный, сочиненный на библейскую или церковную тему. 4. Связанное с духовенством и т.д. [24, с. 178]. Например, С. И. Ожегов в "Толковом словаре" 1949 г. кардинально меняет концепцию объяснения значений, выводя на первый план светское понимание "духа" как "сознание, мышление, психическая способность, материя, внутренняя моральная сила" и, лишь потом, иллюстрирует дефиниции "в религии и мифологии бесплотное сверхъестественное существо"; "святой, злой, добрый"; содержание, истинный смысл чего-н. [18, с. 186]. При этом автор словаря вводит использование фразеологизмов с пометкой "разговорное, шутливое": святым духом "неизвестно каким образом.
   В "Толковом словаре русского языка ХХ ст. Языкове изменения" 1998 г. под гл. ред. Г. Н. Скляревской выделяется полисемичная лексема "дух" с омонимичной парой, вводится адъектив "духовный" со следующими значениями: 1) связанный с религиозной жизнью человека, относящийся к Богу, вере, церкви; 2) в советское время: связанный с идеологией; и номинант "духовность" со значениями: 1) сфера религиозных интересов человека; 2) в советское время: внутренний мир человека в противоположность физическому, телесному [25, с. 222]. "Словарь синонимов русского языка" под ред. З. Е. Александровой 2001 г. расширяет представление о духовном как религиозном и секуляризированном понятии в синонимическом ряду: божественный, душевный, изумительный, моральный, нравственный, церковный [3, с. 116].
   Малый академический словарь 2011 г. определяет взаимосвязь нравственного и духовного дефиницией "связанный с внутренним, нравственным миром человека", что связывает адъектив "духовно-нравственный" в одно ценностное понятие [17].
   Таким образом, языковая единица с сакральной семантикой "духовный" образовалась от языковой единицы с сакральной семантикой "дух", который в богословских источниках представлен более двадцатью семью лексемами. Однозначно, сакральность (священность) данной единицы языка "духовный" за два столетия трансформировалась и приобрела светский характер. Хорошо то, что языковая единица с сакральной семантикой функционируют в научном пространстве, плохо то, что семантическая трансформация исказила первоначальное понимание святости и тяготения к Святому Духу. Поэтому сочетание "духовно-нравственный" включает в себя два толкования - религиозное и светское, но это не мешает нам апеллировать в зависимости от контекста различными дефинициями, не забывая, что источником стал все-таки Божественный, то есть сакральный смысл.
   Под духовно-нравственной сферой человека понимается "духовное и нравственное пространство, формируемое человеком, его душой и духом, в котором проявляются и реализуются морально-нравственные наклонности и качества человека, духовные ценности и потребности, его мировоззрение, уровень духовного и нравственного сознания" [6, с. 283-294].
   Концепт "духовно-нравственные ценности" включает в себя три таких понятия, как духовность, нравственность и ценность ("то, что имеет для человека важное значение, особую значимость") [28, с. 9-12]. Как отмечает З.А. Айзатуллин, "духовность - это стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к высшим ценностям, идеалу. Она проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Духовно-нравственные ценности - это установки личности, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов" [1, с. 9-12].
   Понятия "духовность" и "нравственный" имеют сакральную семантику, которая частично была утрачена в результате либо семантической профанизации, либо десакрализации, что способствует выявлению ложных сакрализаторов в сознании русского человека и в современной национальной культуре [31, с. 336-353].
   Исследуя лексикографические труды разных столетий, можно определённо сказать, что адъектив "нравственный" стабильно на протяжении нескольких столетий сохраняет устойчивую семантику, которая отражает внешнее и внутреннее состояние общества [22; 23, с. 468]. При правильном понимании лексем "дух", "духовный" и "духовность" зависит семантическое проектирование на лексему "нравственный".
   Как мы указывали в своих исследованиях, к большому сожалению, в советское и в настоящее время реализуется идеологическое понимание концепта "духовный", выводя на первый план секуляризированное понимание, а затем Божественное [4, с. 401-407]. Так называемый Малый академический словарь определяет взаимосвязь нравственного и духовного дефиницией "связанный с внутренним, нравственным миром человека", что связывает адъектив "духовно-нравственный" в одно ценностное понятие [22].
   Несмотря на вышеуказанное секулярные явления в российском обществе, человек, так или иначе, пытается обустроить свою жизнь и любую деятельность, включая и правовую, с учётом существующих духовно-нравственных ценностей, а также представлении людей, включая его предков, о Доброе, Зле, правде и справедливости.
   Согласно четвёртому и пятому поколениям прав человека (правам души и духа человека), душу человека относят к главной духовно-нравственной ценности человека, которая наделяется определёнными правами и свободами [9, с. 62-65]. Указанные права направлены на защиту духовной сущности человека и обеспечение духовно-нравственной безопасности человека и общества, что активирует происходящие духовно-нравственные процессы в российском обществе.
   Таким образом, происходящие духовно-нравственные процессы в российском обществе существенно влияют на правосознание личности, что, в свою очередь, определённо сказывается на процессе правотворчества и правоприменения, связанного с изданием и вынесением более человечных и справедливых законов и судебных решений соответственно.
  

Список литературы

  
   1.Айзатуллин З.А. Роль духовно-нравственных ценностей Ислама в поликультурном обществе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://islam.ru/content/obshestvo/44258 (дата обращения: 23.02.2021).
   2.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Экономический концепт "Духовно-нравственные риски" в деятельности юриста // Правосознание обучающихся в юридическом вузе в условиях информатизации российского общества: сборник материалов международной научно-практической конференции. Том 1. Ставрополь: ИП Светличная С.Г., 2020. С.118-124.
   3.Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник: около 11 000 синоним. рядов. 11-е изд., перераб, доп. М.: Русский язык, 2001. 568 с.
   4.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И., Шкуран О.В. Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы : материалы VII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 15.02.2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. Иркутск : Издательство ИГУ, 2021. С. 401-407.
   5.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21.05.2020 г.) / отв. ред. Г. С. Кунафин. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. С.21-29.
   6.Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный аспект экстремизма // Поколение Z в онлайн - пространстве: социальное поведение, ориентации, идентичность: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г.Уфа, 24-26.11.2020 г.) / отв.ред. Р.Б. Шайхисламов. Уфа: РИЦ БашГУ, 2020. С.283-294.
   7.Бабаева Э.А. Духовность и религия. Тождество и различие // Духовно-нравственные и идеологические проблемы в современном обществе. Сборник статей / Под общей редакцией Н.А. Саркаровой. Махачкала: АЛЕФ, 2020. С. 40-45.
   8.Беринда П. Лексикон Славеноросскiй и именъ тлъкованiє. Вiдп. ред. К. К. Цiлуйко. К. : Вид-во АН УРСР, Iн-т мовознавства iм. О. О. Потебнi, 1961. 272 с.
   9.Боброва Н. А., Ивентьев С.И. Человеческая душа как главная духовно-нравственная ценность человека // Философия человека: материалы Второго научного симпозиума, 11-12.10.2019 г., Таганрог / отв. ред. В. П. Рыжов. Таганрог : Типография Ступина С.А., 2019. С. 62-65.
   10.Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. 544 с.
   11.Гузенко С.С., Тимофеев Р.А. Духовно-нравственный аспект риск-менеджмента // Информационные технологии в экономике: материалы IV Республиканской научно-практической Интернет-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, 25-26.03.2020 г. Луганск: Изд-во ЛНУ им. В.Даля, 2020. С. 179-182.
   12.Даль В.И.Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 1: А-3. СПб.: ТОО "Диамант", 1996. 800 с.
   13.Казанцева Д.Б., Ивентьев С.И. Правосознание личности в современном обществе // Правосознание обучающихся в юридическом вузе в условиях информатизации российского общества: сборник материалов международной научно-практической конференции. Том 1. Ставрополь: ИП Светличная С.Г., 2020. С. 83-90.
   14.Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М.: Русский язык. 1986. 1136 с. 
   15.Лазарев В.В. К вопросу о рисках юридической науки // Журнал российского права. 2019. Т.7. N 3. С.5-20.
   16.Лазарев В. В. Риски в юридической науки // Юридическая техника. 2019. N 13. С.19-27.
   17.Малый академический словарь. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gufo.me/dict/mas (дата обращения: 23.02.2021).
   18.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1949.
   19.Правовая культура: метод, пособие / сост. А.Н. Халтурин. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет, 2010. 50 с.
   20.Словарь церковнославянского и русского языка, составленный Вторым Отделением Императорской Академии Наук. СПб., 1847
   21.Словарь древнего славянского языка, составленный по Остромирову Евангелию / Под ред. Ф. Миклошичу, Ф.Х. Востокову, Я.И. Бередникову и И.С. Кочетову. СПб., 1899. 950 с.
   22.Словарь русского языка: В 4-х т. АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А. П. Евгеньевой. 3-е изд. стереотип. Т. I. А - Й. М.: Русский язык, 1985. 696 с.
   23.Словарь церковнославянского и русского языка, составленный Вторым Отделением Императорской Академии Наук. СПб., 1847.
   24.Толковый словарь русского языка: В 4 томах. Под ред. Д. Н. Ушакова. Т.1. М.: Аделант, 2014. 800 с.
   25.Толковый словарь русского языка конца ХХ в. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. СПб.: Изд-во "Фолио-Пресс", 1998. 701 с.
   26.Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб.: Петербургский писатель, 1996. 528 с.
   27.Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник: этика, религия, наука. Рыбинск: Рыбин. подворье, 1997. 567 с.
   28.Утяшев М.М. Права и свободы человека и общечеловеческие ценности // История государства и права. 2010. N 7. С. 9-12.
   29.Флоренский П.А. Строение слова. М. : "Контекст-1972, 1973". 370 с.
   30.Штумпф С.П. Генезис духовности в контексте религиозно-философского дискурса // Ярославский Педагогический Вестник. 2014. N 1. Т. I (Гуманитарные науки). С. 186-190.
   31.Шкуран О.В. Языковые единицы с сакральной семантикой: лингвокультурологический и лексикографический аспекты. Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2019. Т.10. N 2. С. 336-353.
  
  
   Асадуллина Гузелия Рауфовна - кандидат философских наук, доцент кафедры социологии и работы с молодёжью Башкирского государственного университета, г. Уфа, E-mail: Asadullina-guzeliya@yandex.ru
  
   Ивентьев Сергей Иванович - юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ", член РФО, г. Казань, E-mail: sergei-zsk@mail.ru
  
   Шкуран Оксана Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языкознания и коммуникативных технологий ГОУ ВО ЛНР "Луганский государственный педагогический университет", г. Луганск, Луганская Народная Республика, E-mail: oksana.shkuran@mail.ru
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"