Шкуран Оксана Владимировна, Данакари Лилия Ричарди, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственный смысл религиозного утверждения "бог-судья"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье представлено междисциплинарное представление о Боге как судье, Который, как утверждается в христианстве и исламе, предопределяет дальнейшую судьбу бессмертной души после окончания земной жизни. Хотя метафоризация библеизма "Бог-судья" наделяет данное устойчивое выражение пониманием наказания еще в земном пребывании человека. Лексема судья представляет как глубинный смысл, так и номинирует должностных лиц государства, на которых возложены обязанности правосудия на профессиональной основе. Правильное цитирование: Шкуран О.В., Данакари Л.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный смысл религиозного утверждения "Бог-судья" // "Теология и богословие: сотрудничество для сохранения и укрепления российского духовного наследия": материалы международной образовательной конференции 1-3 ноября 2022. Том II. - Уфа: Издательство, 2022. - C. 116-124. ISBN 978-5-907475-86-1


   Шкуран О.В., Данакари Л.Р., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный смысл религиозного утверждения "Бог-судья" // "Теология и богословие: сотрудничество для сохранения и укрепления российского духовного наследия": материалы международной образовательной конференции 1-3 ноября 2022. Том II. - Уфа: Издательство, 2022. - C. 116-124.
   ISBN 978-5-907475-86-1
  
  
  
   УДК 1, 2, 22

О.В. Шкуран, канд.филологических наук, доцент

Луганский государственный педагогический университет

г. Луганск

Л.Р. Данакари, канд.философских наук, доцент

Волгоградский государственный университет

г. Волгоград

С. И. Ивентьев, юрисконсульт, теолог,

специалист в сфере национальных и религиозных отношений

ООО "ДЭЛИЛ", г. Казань

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ РЕЛИГИОЗНОГО УТВЕРЖДЕНИЯ "БОГ-СУДЬЯ"

  

Наша совесть - судья непогрешимый,

пока мы не убили её.

О. Бальзак

   В статье представлено междисциплинарное представление о Боге как судье, Который, как утверждается в христианстве и исламе, предопределяет дальнейшую судьбу бессмертной души после окончания земной жизни. Хотя метафоризация библеизма "Бог-судья" наделяет данное устойчивое выражение пониманием наказания еще в земном пребывании человека. Лексема судья представляет как глубинный смысл, так и номинирует должностных лиц государства, на которых возложены обязанности правосудия на профессиональной основе.
  
   Ключевые слова: Бог, человек, религия, христианство, ислам, религиозность, языковая картина мира, Логос, понятие о Боге, библеизм, частный суд, всеобщий Суд, судья.
  
   Предметом исследования выступает религиозное утверждение (библеизм) "Бог-судья".
   Цель исследования - изучение религиозного утверждения "Бог-судья" и связанные с ним понятия с точки зрения научно-философского, религиозного и других мировоззрений.
   Методика исследования -  сравнительный анализ и синтез, обобщение, аналогия, системный и междисциплинарный подходы. 
   В настоящей статье тезис "Бог-судья" и понятия, которые находятся с ним в связке, рассматриваются с позиции духовно-нравственного смысла, что ново для научно-философской мысли.
   Работа не направлена на оправдывание правонарушений и преступлений.
   Научный подход. Религиозность во все времена являлась важной составляющей русского народа, что, по словам О.В. Ломакиной и В.М. Мокиенко, даёт право религиозную картину мира считать частью языковой картины [17; 55]. Например, Г.Н. Скляревская отмечал, что вся жизнь человека была наполнена содержанием, отражающим мир православия и религиозно-церковной жизни, и пронизывало языковое сознание человека, и формировало его нравственные ориентиры, а церковные обряды упорядочивали жизнь [22; 6].
   Понятие о Боге соизмеримо с константой Слово, поскольку оно воспринимается умом и органами чувств, а евангельское учение о Логосе определяет его воплощение в образе Иисуса Христа. Это понятие шире концепта, поскольку он изменчив в разные временные промежутки - понятие о Боге постоянно; концепт культурно обогащается и расширяет поле - понятие о Боге традиционно и требует удержания; ценностная составляющая концепта подвергается значительным трансформациям, меняется содержание - понятие Бог стабильно, системно, несменяемо, извечно. В тоже время это понятие содержит концептуальную информацию, характеризующую этнические особенности русского народа (его отношение к вере, семье, духовные, душевные чувства и др.).
   В слове "Бог" корень обозначает полноту земного бытия, положен в основу номинации Творца-Создателя, который обладает всем - Вседержитель. Индоевропейский корень *bhag- в древнеиндийских словах bhagas имеет значение счастье, благополучие, красота, податель; bhagavant - 'великий, богатый, счастливый, блаженный, вышний, божественный'. Возможно, на основе выше названного корня *bhag- появилось значение славянского слова Бог - счастливый, блаженный, владеющий многим, податель [23; 153].
   По мнению Т.Е. Владимировой, обретение русским языком религиозности произошло до принятия христианства и имеет три пласта вхождения понятия Бог в систему русского языкознания: натуралистически-родовой (период язычества), каритативный (христианский), ритуалистический (усиление православия) [9; 69-74], что подтверждает длительное употребление данного понятия в словарном обиходе русского человека. Из этого следует, что понятие о Боге с этимологической точки зрения носит динамический характер, поскольку оно означает не просто бытие всего сущего, а меру времени, меру вечности, т.е. сверхбытия, что находит отражение в паремиологическом и фразеологическом фондах языка, например: С Бога начинай и Господом кончай; У Бога все возможно; У Бога много царей; У Бога правда одна; Хуля Бога, не воскреснешь, а хваля Бога, не погибнешь; У Бога для праведных места много, Бог ему судья и др. [5; 75].
   Последнее устойчивое выражение репрезентирует ответственность каждого человека за свои земные поступки, потому что по отношению к каждому человеку Божие определение полагает конец земной жизни, после чего над бессмертной душой совершается частный суд. На нём определяется временное состояние и праведных, и грешных до окончательного решения на всеобщем Суде: "И воссядет тут Сам Иисус Христос Судить праведных, судить грешников" [7]. 
   Лексема судья представлена в современном русском языке синонимическим рядом: авогадор, агонофет, азега, алькальд, арбитр, арбитражер, атлофет, афлофет, аям, бейлиф, блюститель закона, блюститель законности, подтверждая широкий профессиональный круг обязанностей представителей этой профессии.
   Как отмечает Л.Р. Шаймарданова, на протяжении всей российской истории в народе бытовало недоверие к органам правопорядка, в связи с чем, русскому народу оставалось уповать только на Божий суд и Божью правду, которые являются Высшей справедливостью [26; 291].
   Словосочетание Божий суд в данной фразеологии представлено в двух значениях: 1) по религиозным представлениям: возмездие от бога за совершенный грех, преступление; 2) (ист.) поединок или испытание огнем, водой и т.п. как способ разрешения спора в Древней Руси [24; 282].
   Таким образом, широкое семантическое поле языковой единицы судья иллюстрирует как глубинный сакральный, так и лексическое значение в зависимости от времени, места, текста.
   Кроме того, светская наука Бога относит к нереальному, религиозному и мифическому персонажу, а значит, для атеистической светской науки тезис "Бог-судья" - миф [26; 290]. По этой причине светская наука не рассматривает серьёзно сам факт существования духовного начала после смерти человека, а также не подвергла надлежащему анализу религиозную и другую литературу, посвященную бессмертию души человека.
   При этом в теории прав человека, а именно в концепции четвёртого и пятого поколений прав человека, духовная сущность человека - его душа и дух - наделяется определёнными правами и свободами, в том числе правом на бессмертие, переселение души, творчество и свободу выбора [6; 62-65].
   В связи с тем, что в целом светская наука придерживается секулярного подхода к человеку, она не может надлежащим образом осмыслить библеизм "Бог-судья" и посмертное существование души, о котором говорят религия и древние учения (Книги мёртвых, погребальные ритуалы, сансара), чтобы верно понять смысл существования человека, а также разработать и принять соответствующие меры для правильного обустройства человеческого общежития.
   Религиозный взгляд. Религиозное понятие "Бог-судья" используется в христианстве и исламе.
   В религии Бог - Судья, Справедливый судья, Который судит человека за его грехи после смерти (Библия Быт.18:25, Пс.7:9, 9:5, 49:6, 74:8, 93:2, Ис.33:22, Иер.11:20 и др.; Коран 7:87, 22:69, 34:26 и др.) [7, 14].
   Например, древние таджики и персы полагали, что, кроме земных судей, споры и разногласия между людьми рассматриваются также высшей инстанцией - Богом - Ахура Маздой [27; 141].
   Религиозное понятие "Бог-судья" напрямую увязывается с понятием "Судный день" ("Божий суд", "Страшный суд", "всеобщий Суд"), которое подробно раскрывается в Библии, Коране и другой религиозной литературе.
   За всё время существования христианства и ислама религиозное утверждение "Бог-судья" не пересматривалось.
   Духовно-нравственный смысл. Под духовно-нравственным смыслом человека понимается осознание им того, что он, прежде всего, является духовной личностью, имеющего дух и душу, который позволяет ему осознать и понять истинный смысл своей жизни [2; 401-407].
   Считается, что понятие "личность" стали использовать с появлением христианства, и оно было чуждо античному мировоззрению, т.к. оно пользовалось словом "ипостась", которое  обозначало все, что обладает действительным, но совсем не обязательно одушевленным существованием [1; 36-37; 15; 122].
   Как обоснованно отмечает Ю.Я. Крамаренко, становление понятия "личность" в христианстве связано с так называемыми триадологическими спорами, в которых была сделана попытка осмыслить и понятийно зафиксировать одновременно единство и троичность Бога [15; 122].
   Согласно триадологическому подходу, в христианстве Бог есть Личность (точнее - три единосущные Личности) [16; 72-83].
   С точки зрения богословия "личность" - это богодарованное уникальное начало в человеке. Человек является личностью именно в связи со своей богообразностью. При этом отмечается, что эти два понятия ("образ Божий" и "личность") взаимосвязаны, но нетождественны. "Личностное бытие человека - это, может быть, главная характеристика богообразности человека, однако это не значит, что образ Божий в человеке и личность - одно и то же" [16; 72-83].
   Считается, в свете догматического учения Церкви личность как запечатлённый в человеке образ Божий недоступна всеохватывающему и исчерпывающему познанию [21; 17].
   В психологической науке личность - это организованно-стойкая система индивидуально-психологических и социальных характеристик, которые составляют базовую основу структуры человеческой сущности с точки зрения её социально-психологической природы [10].
   В философии под личностью понимается персона (от лат. persona - маска, роль актёра):  человеческая особа, личность [25; 240].
   Согласно Толковому словарю русского языка, личность - человек как носитель каких-нибудь свойств, лицо [20].
   Из вышеизложенного видно, что понятие "личность" отождествляется с человеком, а также связано с персональными качествами и социальными характеристиками. При этом, к большому сожалению, личность не увязывается с душой и духом человека и его духовно-нравственными характеристиками.
   В учение русского философа А.Ф. Лосева под ликом мыслится выражение личности, её образ, картина, смысловое явление [18; 484].
   Из вышеизложенного видно, что в философии и религии понятие "личность", так или иначе, увязывается с лицом или ликом человека.
   По нашему мнению, под личностью следует понимать человека, его духовную сущность, состоящую из души и духа, и обладающую индивидуальными духовными, нравственными, психологическими, социальными, интеллектуальными, физическими и другими характеристиками, компетенциями и духовно-нравственным потенциалом.
   Под духом человека подразумевается эманация (лат. emanatio - истечение, распространение) Бога, а под душой человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога  [4; 21-29]. При этом многими исследователями светской науки под последними мыслится сознание и подсознание человека [2; 401-407].
   Утверждение "Бог-судья", как и словосочетание "Раб Божий", появился в период расцвета рабовладельческого строя, когда появились христианство и ислам [3; 17-21]. Очевидно, что жрецы и рабовладельцы использовали в одной связке тезисы "Бог-судья" и "Раб Божий" для устрашения и управления народом.
   Такие монотеистические религии, как иудаизм, христианство и ислам, воспитывают человека так, чтобы он боялся Бога, то есть пребывал в страхе перед своим Творцом или находился всегда перед Ним в рабском состоянии [3; 17-21].
   Основатель христианства Иисус Христос человека никогда не называл рабом Бога, а относил людей к детям Бога (Библия Ин.15:14-15) [3; 17-21; 7].
     В отличие от авраамических монотеистических религий, древнеславянские верования никогда не относили и не считали человека рабом Бога. У славян Бог был Отцом человека и Главой его семьи [3; 17-21]. При этом славяне никогда не считали Бога-Отца судьёй.
   "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви" (Библия 1Ин.4:18) [7].
   В исламе "любовь Господа к Своим созданиям безмерна и больше того, что может представить человек" [13; 15].
     Страх препятствует реализации прав человека, в т.ч. прав души и духа человека, включая право на доверительное общение с Богом без страха и бессмертие [3; 17-21].
     В соответствии с концепцией прав души и духа человека из-за страха человеческие души не могут переселяться или реинкарнировать, то есть не происходит реализация права души на переселение, а значит, не наступает вечная жизнь человека в физическом теле [3; 17-21].
   По нашему мнению, религиозное утверждение "Бог-судья", как порождающее у человека страх перед своим Творцом, препятствует человеку в полной мере реализовать право на бессмертие.
       С психологической точки зрения, страх представляет собой один из способов столкновения человека с данностью смерти, которая способна разрушить базовые жизненные ценности человека [8; 13-23]. По этой причине государство и общество должно стремиться к минимизации страха в жизни людей, что не соответствует действительности.
      Именно страх используется как важное средство для управления и удержания человека в повиновении и рабстве [3; 17-21]. Суд ассоциируется часто с насилием и страхом.
      Религиозные институты, поддерживая свою власть над народами, в отличие от науки, преднамеренно не раскрывают природу и истинные причины появления и формирования страха у людей [3; 17-21].
      Согласно религиозной теории творения, человек был сотворён Богом по своему образу и подобию, и люди являются Его детьми (Библия Быт. 1:26, Пос. к. Рим. Св. ап. Павла, 8:16-17; Коран 7:11) [3; 17-21; 7; 14].
      Безусловно, что сын никак не может являться рабом для своего отца в духовном и кровном плане. Следовательно, тезис монотеистических религий о том, что человек является рабом Бога, противоречит и фактически исключает религиозную теорию сотворения Богом человека именно Его сыном [3; 17-21].
     Человек, как творение и часть Бога, априори не может быть рабом своего родителя [3; 17-21]. При этом человек имеет право и должен общаться со своим Творцом без какого-либо страха и только на доверительной основе [3; 17-21], что не наблюдается в религии.
   Утверждения "Бог-судья" и "человек - раб Божий" вызывают у человека негативные эмоции и страх перед Богом.
     Очевидно, что тезисы монотеистических религий о том, что человек является рабом Бога, а также, что Бог выступает судьёй для человека, принижают человека как творение Бога, а также Бога как Творца (Отца) человека [3; 17-21].
   Человек, используя свою свободу выбора и творчества, сам решает, как его надо называть во взаимоотношениях с Богом.
   Религиозные деятели и власть имущие (по их мнению, они наместники Бога), чтобы управлять людьми как рабами и обосновать существующее рабство, решили, что для этого человек должен быть рабом Бога, а не Его сыном (дочерью), и постоянно находиться под Его судом как при земной, так и в посмертной жизни.
   Как следует из религиозной теории творения, Земля была создана для счастливой жизни человека, а не как место для его постоянного судилища.
   С точки зрения духовной личности человека Бог как Творец не может выступать судьёй своего творения и самого Себя, так как человек является Образом Бога, имеет Божий дух, а также свободную душу.
   Человек и его душа, как творения Бога и Его сотворцы, могут сами проанализировать свои поступки и критически отнестись к своим действиям (личный суд), а также устранить негативные последствия. Не зря появились в народе пословицы: "Без совести и при большом уме не проживешь", "Добрая совесть - глаз Божий", "Добрая совесть любит обличение" и др.
     Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля, под совестью понимается нравственное сознание, нравственное чувство в человеке, в его душе, а также внутреннее сознание добра и зла [11; 256].
      Религиозные проповедники и некоторые философы определяют часто совесть как "голос Бога", говорящий в человеческой душе [19; 228].
      Совесть является по своей сути характеристикой или свойством человеческой души [12; 149].
   По нашему мнению, именно человек сам "повесил" на Бога-Творца ярлык "судья", создав тем самым напряжение и страх у человека по отношению к Богу.
   Данный человеком Богу ярлык "судья" отдаляет человека от Бога и не даёт человеку понять истинный смысл своей жизни.
   Кроме того, человек, не желая решать лично земные вопросы, влияющих на его жизнь, отстраняется от их решения, ссылаясь, как правило, на суд Божий: "Бог рассудит". В данном случае как должен Бог разрешать человеческие житейские дела, нарушая свободу человека?
   Такая же ситуация наблюдается и при прощении человеком другого человека-обидчика, когда используется фраза "Бог простит". То есть человек не желает сам лично нести ответственность за свою жизнь и решать возникшие житейские вопросы, передавая их на разрешение Богу. Возникают справедливые вопросы: почему Бог должен за человека решать его житейские вопросы, прощать именно за него другого человека? Не пора ли человеку быть самому творцом своей судьбы и нести за неё персональную ответственность?
   Таким образом, в ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
   1.Религиозное утверждение "Бог-судья" идеологически объединяет христианство и ислам.
   2."Бог-судья" - это человеческое понятие, которое используется в религиозных и политических целях.
   3.Бог как Творец не может выступать судьёй своего творения - человека.
   4.Религиозное понятие "Бог-судья" принижает Бога-Творца и человека.
   5.Человек пользуется словами и фразами "Бог-судья", "Бог рассудит", "Бог простит" с целью уклонения от ответственности за свою жизнь и нежелание лично решать свои житейские вопросы.
   6.Религиозным институтам необходимо пересмотреть свои доктрины о том, что Бог-судья.
  
  

ЛИТЕРАТУРА

  
   1. Армстронг А.Х. Истоки христианского богословия. Введение в античную философию. - СПб.: Издательство Олега Абышко, 2006. - 256 с.
   2. Асадуллина Г. Р., Ивентьев С. И., Шкуран О. В. Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы : материалы VII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 15.02.2021 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. - Иркутск: Издательство ИГУ, 2021. - С. 401-407.
   3. Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Можно ли считать человека рабом Божьим после законодательного запрета любого вида рабства? // Человек в современных социально-философских концепциях: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, г. Елабуга, 26 ноября 2021 г., ред.кол.: С.В. Смирнов (отв. ред.), А.Г. Сабиров (науч. ред.) и др. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2021. - С. 17-21.
   4. Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21.05.2020 г.) / отв. ред. Г.С. Кунафин. - Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. - С. 21-29.
   5. Большой словарь русских пословиц : около 70000 пословиц / В.М. Мокиенко, Т.Г. Никитина, Е.К. Николаева; Междунар. ассоц. преподавателей русского яз. и лит., Российское о-во преподавателей русского яз. и лит., Санкт-Петербургский гос. ун-т, Межкафедральный словарный каб. им. проф. Б. А. Ларина. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 1023 с.
   6. Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Человеческая душа как главная духовно-нравственная ценность человека // Философия человека: материалы Второго научного симпозиума, 11-12 октября 2019г., Таганрог / отв.ред. В.П. Рыжов. - Таганрог: Типография Ступина С.А. , 2019. - С. 62-65.
   7. Библия: каноническая, русский синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 2007. - 1057 с.
   8. Баканова А.А. Системное описание страха смерти // Культурно-историческая психология. - 2015. - Т. 11. - N 1. - С. 13-23.
   9. Владимирова Т.Е. Русский дискурс в межкультурной коммуникации: Экзистенциально-онтологический подход, 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЛЕНАНД, 2018. - 320 с.
   10. Ведмеш Н.А. Структура личности [электронный ресурс]. URL: https://psihomed.com/struktura-lichnosti/ (Дата обращения: 25.09.2022). - Текст: электронный.
   11. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х тт.. Т. 4. - СПб.: ТОО Диамант, 1996. - 688 с.
   12. Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с.
   13. Ислам какой он есть. - Баку: Азербайджанская Государственная Книжная Палата, 1999. - 320 с.
   14. Коран / АН СССР, Ин-т востоковедения; Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского; ред. В.И. Беляев; авт. предисл. П. Грязневич, В. Беляев. - 2-е изд. - М.: Наука, 1986. - 727 с.
   15. Крамаренко Ю.Я. Личность человека в православном богословии и в психологической науке // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2006. - Вып. 2. - С. 122-148.
   16. Леонов В., свящ. Взаимосвязь понятий "личность" и "образ Божий" в православном богословии // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. - 2010. - С. 72-83.
   17. Ломакина О.В., Мокиенко В.М. Концептуальная дихотомия "Бог" - "дьявол" в русинской фразеологии и паремиологии (на славянском фоне) // Вестник Томского государственного университета. - 2019. - N 447. - С. 55-62.
   18. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: Правда, 1990. - 656 с.
   19. Митрохин Л.Н. Философия религии. - М.: Республика. 1993. - 414 с.
   20. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и Образование : ОНИКС, 2012. - 1375 с.
   21. Платон (Игумнов), архимандрит. Православное нравственное богословие. - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. - 240 с.
   22. Скляревская Г.Н. Словарь православной церковной культуры. - М.: АСТ-Астрель, 2008. - 480 с.
   23. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка / перев. с нем. О.Н. Трубачева. Т.1 (А-Д). М., 1964. - 562 с.
   24. Фразеологический словарь русского языка / Сост. А.Н. Тихонов, А.Г. Ломов, Л.А. Ломова. - М.: Высшая школа, 2003. - 334 с.
   25. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570 с.
   26. Шаймарданова Л.Р. Судья, царь и Бог как вершители закона в русской и латинской языковых картинах мира // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. - 2009. - N 11. - С. 290-296.
   27. Шодиев И.Р. Идеи формирования судебной власти в таджикско-персидской правовой мысли // Вестник Педагогического университета. - 2014. - N 6 (61) . - С.  141-145.
  
  

No Шкуран О.В., Данакари Л.Р., Ивентьев С.И., 2022


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"