Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Интеллектуальные права с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматриваются интеллектуальные права с позиции новых прав человека. Автор показывает, что к интеллектуальным правам нельзя относить духовные и душевные проявления человека.

   В конце ХХ века в России было открыто четвёртое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [5,с.19].
   К четвёртому поколению прав относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду и др.
   В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия [5,с.20].
   К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
   Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны.
   С 2008г., когда была введена в действие часть четвёртая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), российское законодательство установило новые правоотношения, касающихся интеллектуальных прав граждан и юридических лиц [1].
   Согласно статье 1226 ГК РФ, на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).
   В силу пункта 1 ст.1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.
  Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен (пункт 2 статьи 1228 ГК РФ).
   Верно В.А.Дозорцев сделал вывод о том, "что исключительные права - это принципиально иная группа прав, чем право собственности, выполняющая в отношении нематериальных объектов функции, аналогичные функциям права собственности для материальных объектов" [3,с.3].
   Интеллектуальные права человека всегда связаны с понятием "интеллектуальная собственность".
  Принято считать, что интеллектуальные права охватывают не только результаты интеллектуальной деятельности человека, но и его духовное творчество. С последним трудно согласиться по ниже приведённым причинам.
   Интеллектуальные права непосредственно связаны с правом человека на творчество, которое было закреплено Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., Всемирной конвенцией об авторском праве от 6 сентября 1952 г. и Конституцией Российской Федерации (статьи 26, 37 и 44).
   Согласно статье 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) основе [2].
   В юридической науке право на творчество (свободу творчества) относят к первому и второму поколению прав - гражданским, культурным правам и свободам человека и гражданина [6,с.52-59].
   Как нами указывалось, право человека на творчество относят к четвёртому поколению прав человека (духовно-нравственным правам и свободам человека) [4,с. 83-86; 5,с.153-157].
   В традиционной науке выделяют следующие виды творчества:
  
  1.Художественное творчество;
  
  2.Научное творчество;
  
  3.Техническое творчество;
  
  4.Спортивное творчество.
  
   Нами была предложена следующая классификация творчества:
  
  1.Божественное творчество;
  
  2.Духовное творчество;
  
  3.Морально-этическое творчество;
  
  4.Художественное творчество;
  
  5.Научное творчество;
  
  6.Техническое творчество;
  
  7.Спортивное творчество [4,с.83-86].
  
   Интеллектуальные права человека в основном связаны с вышеуказанными видами творчества, за исключением Божественного и духовного творчества, морально-этического творчества высшего духовного порядка, художественного творчества, связанного с духовным созерцанием человека.
  Интеллектуальные права относятся к первому поколению прав человека (гражданским правам).
   В связи с интенсивно происходящими духовными процессами в нашем обществе, мы задаёмся вопросами: Можно ли распространить сферу интеллектуальных прав на духовную сферу человека, которая порой не связана с интеллектом человека, а с его интуицией и душой? Относится ли к интеллектуальной собственности полученные произведения в результате духовных озарений? Принадлежит ли пророку право авторства на Священные писания? Можно ли талант, экстрасенсорные способности человека отнести к интеллектуальной собственности?
   Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, нам необходимо разобраться что следует понимать под духовностью и интеллектом.
   Согласно свободной энциклопедии Википедии, "Духовность - в самом общем смысле - совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике "духовностью" часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы".
   Например, немецкий социолог Томас Лукман под духовностью мыслил способ сакрализации человеческого сознания, освобождающегося от зависимости от социальных структур, что создаёт беспрецедентную возможность сохранения и поддержания человеческой автономности [7,с.98].
   Так, Е.А.Степанова указывает следующее: "В западных исследованиях современного состояния религии "духовность" понимается в самом широком смысле как жизнь, проживаемая в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные западные культурные символы, образы, заимствованные из иных культурных и религиозных контекстов, а также любые другие символы, которые человек считает для себя значимыми" [8,с.127-134].
   Английский социолог А.Баркер приводит следующие различия между духовностью и религиозностью: "если источник религиозности находится вне человека, то источник духовности - внутри него; если для религиозности авторитетны догматы и традиция, то для духовности - личный опыт; если в религиозности проблема теодицеи решается через отсылку к дьяволу как источнику греха и зла, то в духовности речь идёт о недостатке гармонии и/или уверенности человека в себе; если религия предполагает дихотомию "мы"/"они", то духовность имеет в виду взаимную дополнительность "мы-они"; если организационной единицей религии является институция и семья, то для духовности это личность и сеть; если коммуникация в религии основана на вертикальной иерархии, то в духовности это горизонтальная связь ..." [9,с.189].
   Л.Е.Корсакова и другие авторы выделяют религиозную и светскую духовность [10,с.350-356].
  Например, Современный философский словарь духовность разделяет на следующие аспекты: "1) нематериальность, бесплотность; 2) одухотворенность; наполненность духом творчества, творящим духом; 3) процесс гармоничного развития духовных способностей человека", при этом светская духовность рассматривается как "перевернутая религиозная формула: вместо описания духовности как присутствия в душе человека Духа Божьего о духовности говорят как о добровольном выборе индивидом важнейших общественных ценностей и идеалов и подчинении своей жизни их требованиям" [11,с.266-267].
   Религиозную духовность увязывают с религиозным мировоззрением и деятельностью духовенства, а светскую духовность - умственной деятельностью человека, формой его внутренней психической деятельности (так называемый духовный мир человека) [13].
   В.В.Сорокин в своей работе "Понятие совести в правовом измерении" подчёркивал, что "В России же всегда признавалось существование естественной духовности, свойственной человеческой душе изначально, по самой её природе" [12,с.2-5], тем самым, показывая нам веские основания для синтеза интеллектуальной и духовной сфер.
   Понятия "духовность" и "религиозность" непосредственно связаны с так называемыми интеллектуально-духовными идеалами и ценностями человека и общества.
   Например, Д.Л.Андреев отмечал, что во всех сферах жизнедеятельности человека наблюдаются два ряда различных явлений: духовный и интеллектуальный. К интеллектуальным явлениям он отнёс почти всю область науки и техники, философские (кроме духовной философии), правовые, эстетические и моральные построения, общественные объединения с различными организационно-правовыми формами, кроме религиозных, политические программы и партии, экономическая и социальная деятельность, даже искусство и художественная литература. Указанный автор под духовным явлением мыслит человеческие проявления, связанные с религией, спиритуалистической или духовной философией, метаисторией, магией, высокой этикой или нравственности и наиболее глубокие творения литературы, музыки, пространственных искусств, отражающих сферы духовных материй только светлых проявлений [14,с.446].
   В последнее время некоторые исследователи под духовностью понимают способности человека, связанные с его интеллектом и душой (талант, экстрасенсорные и иные способности и пр.).
   Под интеллектом (от лат.intellectus - познание, понимание, рассудок) понимают способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т.п.
   Из вышеизложенного следует, что духовно-нравственная сфера человека отлична от его интеллектуальной деятельности. Следовательно, духовно-нравственную деятельность (творчество) нельзя отнести к интеллектуальным правам человека. Здесь уместно будет говорить о духовно-нравственной собственности, а не об интеллектуальной собственности.
   Согласно Проективному философскому словарю, под собственностью духовной понимают "конкретизацию свободы и ответственности личности, одна из центральных идей персонологии. В юридическом смысле - интеллектуальная собственность, обеспечиваемая авторским правом. В нравственно-философском, персонологическом плане - мера человеческой укорененности в бытии, выражение свободы и судьбы (доли, мойры). С.д. есть собственность per se, ключ к пониманию собственности как таковой, идея собственности вообще, как таковой. Границы с.д. совпадают с границами ответственности, а значит - свободы в осмыслении действительности, мотивации поступков" [15].
   И.А.Латыпов верно указывает, что "основой интеллектуальной собственности выступает духовная собственность" [16,с.20].
   С учётом открытия четвёртого и пятого поколений прав человека, классификация видов собственности будет выглядеть следующим образом:
  
  1. По форме присвоения
  
  а) Индивидуальная (личное подсобное хозяйство, личная собственность).
  б) Коллективная (кооперативы, товарищества, акционерные общества, ассоциации, объединения, общества).
  в) Государственная (общегосударственная, муниципальная, территориальные образования).
  
  2. По форме права собственности
  
  а) Частная собственность:
  
  - граждан;
  
  - юридических лиц.
  
  б) Государственная собственность:
  
  - федеральная;
  
  - республиканская.
  
  в) Муниципальная собственность.
  г) Совместная.
  
  3. По форме проявления
  
  а) Духовная собственность:
  
  - Божественная собственность (принадлежит Богу-Творцу);
  
  - Духовная собственность человека:
  
  а) индивидуальная;
  б) коллективная.
  
  - Духовная собственность иных существ.
  
  б) Морально-нравственная собственность.
  в) Материальная собственность.
  г) Интеллектуальная собственность.
  
   По нашему мнению, к духовной собственности человека следует отнести духовные и душевные проявления человека (например, пространство Любви, духовное творчество и созерцание, йога, медитация, экстрасенсорные способности, талант, духовная интуиция, пророчество, мудрость, молитва и пр.).
   Божественные и духовные откровения, пророчества - это духовная собственность человечества.
   Таким образом, духовные и душевные явления человека нельзя относить к интеллектуальным правам человека в связи с тем, что первые составляют основу четвёртого и пятого поколений прав человека (Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека).
  
  
  
   Список литературы
  
  1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая)//Российская газета. ? 289, 22.12.2006.
  2.Основы законодательства Российской Федерации о культуре //Российская газета. ? 248, 17.11.1992.
  3.Дозорцев В.А.Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей/Исслед. центр частного права. - М.: Статут, 2005. - 416 с.
  4.Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека. Свобода творчества//Дискуссия. - 2010. - N 5. - С.83-86.
  5.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО "Агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357с.
  6.Сазонникова Е.В. Содержание свободы творчества в конституционном праве России//Журнал российского права. - 2009. - ? 2. - С.52-59.
  7.Luckmann T. The Invisible Religion: the Problem of Religion in Modern Society. - Macmillan, 1967. - P.95.
  8.Степанова Е.А.Новая духовность и старые религии//Религиоведение". - 2011. - ? 1. - С.127-134.
  9.Barker E. The Church Without and the God Within: Religiosity and/or spirituality? In: The Centrality of Religion in Social Life. - Ashgate, 2008. - P. 189.
  10.Корсакова Л.Е.Проблематика духовности: в поисках новых концептуальных подходов//Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XII международной научно-практической конференции 2-3 октября 2012 г./Науч.-инф. издат. центр "Институт стратегических исследований". - Москва: Изд-во "Спецкнига", 2012. - С.350-356.
  11.Современный философский словарь/ под общей ред. д.ф.н. проф. В.Е. Кемерова. - 2-е изд., испр. и доп. - Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. - 1064 с.
  12.Сорокин В.В. Понятие совести в правовом измерении//История государства и права. - ? 21. - 2009. - С.2-5.
  13.Толковый словарь русского языка: Ок.100000 слов, терминов и фразеологических выражений/С.И.Ожегов: под ред. проф.Л.И.Скворцова - 27-е изд., испр. - М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и образование", 2011. - 736 с.
  14.Андреев Д.Л.Собрание сочинений. Т.2. - М.: Московский рабочий: Присцельс,1995.
  15.Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / Под редакцией Г. Л. Тульчинского и М. Н. Эпштейна. - СПб.: Алетейя, 2003. - 512 с.
  16.Латыпов И.А.Духовная собственность: социальный смысл и перспективы : автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11/Урал. ун-т. - Екатеринбург, 1998. - 22с.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"