Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Духовно-нравственный и правовой аспекты практики удалённой работы молодёжи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматривается духовно-нравственная и правовая сторона молодёжного фриланса, новой дистанционной формы самозанятости. Авторами раскрыты положительные и отрицательные моменты фриланса, а также даны соответствующие рекомендации. Обращено внимание на то, что фрилансеры могут участвовать в противоправной деятельности и "теневой экономике", используя киберпространство. Для цитирования: Асадуллина Г. Р., Ивентьев С. И. Духовно-нравственный и правовой аспекты практики удалённой работы молодёжи // Социальная реальность виртуального пространства : материалы II Международной научно-практической конференции. Иркутск, 21 сентября 2020 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О. А. Полюшкевич, Г. В. Дружинина. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2020. - С.183-190. ISBN 978-5-9624-1844-5


  
   Для цитирования:
   Асадуллина Г. Р., Ивентьев С. И. Духовно-нравственный и правовой аспекты практики удалённой работы молодёжи // Социальная реальность виртуального пространства : материалы II Международной научно-практической конференции. Иркутск, 21 сентября 2020 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О. А. Полюшкевич, Г. В. Дружинина. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2020. - С.183-190.
   ISBN 978-5-9624-1844-5
  
  
  
   УДК 17, 374.3
   ББК 65.24, 87.7

Асадуллина Г.Р., г. Уфа

Ивентьев С.И., г. Казань

  

Духовно-нравственный и правовой аспекты практики удалённой работы молодёжи

   Аннотация: В статье рассматривается духовно-нравственная и правовая сторона молодёжного фриланса, новой дистанционной формы самозанятости. Авторами раскрыты положительные и отрицательные моменты фриланса, а также даны соответствующие рекомендации. Обращено внимание на то, что фрилансеры могут участвовать в противоправной деятельности и "теневой экономике", используя киберпространство.
   Ключевые слова: человек, душа человека, дух человека, духовность, нравственность, молодёжь, самозанятость, фриланс, фрилансер, киберпространство, преступления, безопасность.
  
   Глобализация как характерная черта современного общества приобретает всё большие охваты. Невозможно не заметить её влияние на трансформацию и различных областей деятельности, включая сферу занятости человека.  
   Сфера занятости населения под воздействием мировых тенденций изменяется с каждым годом. Появление новых информационных технологий ведёт к изменению структуры и форм занятости людей.
   По всему миру наблюдается тенденция перехода от традиционного рабочего графика (с привязанностью к рабочему месту) к практикам удалённой работы. Формальное трудоустройство сменяется/сочетается с самозанятостью, фрилансом (англ. freelancer -  свободный художник, работник), зависимость работников от работодателей постепенно снижается за счёт возникновения гибких форм занятости.
   Изменению форм занятости содействуют: создание и развитие креативной экономики, основанной на инновациях; развитие несырьевых отраслей экономики (третичный сектор); сокращение продолжительности экономического цикла (чередование периодов экономического подъёма и спада), что вынуждает работодателей активно применять гибкие формы занятости.
   Как отмечают С.В. Ямщиков и А.Л. Кравченко, именно "кардинальные информационно-технологические, социально-организационно-экономические и аксиологические трансформации" привели к порождению новых видов трудовой занятости, среди которых особое место занимает фриланс, удалённой внештатной работе в глобальном информационном пространстве [18, с.128].
   Особое распространение практики фриланса получили среди молодёжи.
   Во-первых, этому способствует особое положение молодёжи на рынке труда. Безработица характерна в первую очередь для молодёжи, об этом свидетельствует статистика возрастного состава безработных по возрастным группам.
   Если посмотреть в динамике с 2006 года по 2017 год, наблюдается тенденция уменьшения доли безработных в возрасте 15-19 лет почти в 2 раза, незначительное уменьшение в возрастной категории 20-24 года в 2%, и увеличение в 3% в возрастных группах 25-29 и 30-34 года [9, с.13]. Динамика уменьшения безработицы молодёжи сохранилась и в 2018 г. [16, с.18].
   В 2018 году доля безработных в возрасте 15-19 лет составила 3,9% от общей численности по возрастным группам, 18,5% безработных приходится на группу 20-24 года, в возрасте 25-29 лет - 16%, в возрасте 30-34 лет - 13,6%. В среднем доля безработной молодежи составляет 13%. Тогда как среди людей старше 34 лет - около 7% [4].
   Во-вторых, именно молодежь по своим социально-психологическим и иным характеристикам соответствует логике фриланса: обладает инновационным потенциалом, мобильна, активно применяет новые, в том числе информационно-коммуникативные технологии.
   В-третьих, в системе ценностей молодежи доминируют такие качества, как активность, стремление к самореализации, независимости, что содействует ослаблению привлекательности традиционных форм занятости в представлениях молодых людей.
   В-четвёртых, обращение к практикам фриланса позволяет решить ряд проблем: например, достичь оптимального баланса в системе "работа - семья"; совместить различные виды деятельности (учёба и работа) и т.д.
   Российский рынок фриланс-услуг считается быстро развивающимся, так как количество фрилансеров растёт с каждым годом. Самым масштабным и содержательным исследованием является на сегодняшний день "перепись фрилансеров", которая проводилось  совместно с Национальным исследовательским университетом "Высшая Школа Экономики" и интернет-порталом по поиску удаленной работы Fl.ru в 2009-2014 гг. [14, с.12-13].
   Кроме этого, согласно исследованиям J'son & Partners Consulting, в 2014 году количество россиян, решивших перейти от традиционной занятости к фрилансу, составляло около 2,5-2,6 млн. [15].
   К началу 2015 года в России насчитывалось около 2 миллионов фрилансеров [11]. А
   уже к 2016 году число зарегистрированных только фрилансеров составило 1150000 специалистов [13].
   Динамика фриланс-рынка в России за последние годы также ясно указывает на то, что данный вид занятости выбирают всё большее число работников. Так, в декабре 2017 года в поисковой системе Яндекс запрашивали "фриланс" 139 млн. раз, а количество показов в месяц составило 122 тысячи человек. В 2017 году количество удаленных фрилансеров по разным оценкам составило около 4-5 млн. человек [15].
   В ноябре 2017 года аналитическим центром НАФИ было проведено исследование Российского рынка фриланса, выборку составили 1600 респондентов. Инициативный всероссийский опрос НАФИ, проведён в марте 2017 г. Опрошено 1600 человек в 140 населённых пунктах в 42 регионах России. Возраст: 18 лет и старше. Статистическая погрешность не превышает 3,4% [17].
   В результате исследования выяснилось, что каждый пятый (18%) россиянин работает "на себя", и для 11% населения фриланс является единственным источником дохода. Число фрилансеров в течение года выросло с 10% до 18%. Для каждого десятого опрошенного (11%) такая деятельность является единственным заработком, и только для 7% - дополнительным. Фриланс больше распространен среди молодёжи 25-34 лет (23% против 15% среди 45-54-летних).
   Выделяют следующие виды фриланса:
   - работа и оказание разнообразных услуг частным лицам, начиная от работы в областях программирования, дизайна, журналистики, бухгалтерского учёта, сиделкой, няней, сапожником, репетитором, до написания курсовых и рефератов;
   - работа на юридических лиц без зачисления в штат фирмы;
   - оказание услуг (выполнения работ) для государственных органов (информаторы, консультанты и пр.);
   - труд на основе удалённого доступа с использованием телефона, различных мобильных устройств и глобальной сети Интернет [7, с.42; 8, с.63].
   Как отмечают Д.В. Зайцев и И.В. Щелокова, "фриланс имеет свои плюсы и минусы для молодёжной аудитории. В первую очередь, молодёжи удобен график работы, свободный выбор интенсивности, характера и места деятельности. Ещё одним плюсом фриланса для молодого поколения служит возможность значительного по размерам заработка. Важными минусами дистанционной занятости для молодого поколения выступают ненормированный график работы, нестабильность рабочего процесса, конкуренция, а также отсутствие возможности обмена опытом и получения официального стажа работы. Кроме того, виртуальная дистанционная занятость порождает риск выбора ненужной профессии, увеличивает риск неполучения оплаты за свой труд, и практически полностью исключает возможность работника на получение социальных гарантий и социального пакета" [3, с.206].
   Фриланс, несмотря на свою социальную значимость для общества в обеспечении занятости и заработной платой граждан, решения сопутствующих жилищно-бытовых вопросов граждан, пополнения бюджета налогами и страховыми взносами и пр., имеет некоторые вопросы в духовно-нравственном и правовом аспектах, требующих безотлагательного разрешения.
   Как правило, социально-экономическое положение фрилансеров неустойчиво, так как занятость может иметь непостоянный, единовременный или сезонный характер [8, с.62]. Так называемый "теневой фриланс" лишает фрилансеров правовой защищенности из-за не заключения трудовых или гражданско-правовых договоров, социальных гарантий, связанных с ежегодными оплачиваемыми отпусками, своевременной оплатой труда, пенсионным обеспечением и медицинским обслуживанием, в связи с неуплатой налогов и страховых взносов [8, с.72-76].
   Особое внимание следует обратить на фриланс, связанный с виртуальным киберпространством.
   Виртуальное пространство или киберпространство  (англ. сyberspace - метафорическая абстракция) представляет собой не только форму мобильной коммуникации или канал связи в различных сферах жизни человека (духовно-нравственной, социальной, экономической, образовательной, политической, культурологической и пр.), но и как средство передачи информации и манипуляции человеческим сознанием, что представляет собой несомненный научный интерес со стороны различных дисциплин. При этом под виртуальным пространством следует понимать Интернет, корпоративные компьютерные коммуникации вне сети Интернет, а также различные манипулятивные, оккультные, экстрасенсорные и магические явления, благодаря которым формируются новые образы и виртуальные реальности [5, с.91-92].
   Многие фрилансеры, работая в "теневой экономике" и "Даркнете" (скрытом Интернете) фактически участвуют в противоправных действиях, совершают нравственные и уголовные преступления (виртуальное насилие, распространение антиценностей, порнографии, мошенничество и пр.).
   Виртуальному насилию подвержены  детская и подростковая возрастные группы [1, с.141]. Как обоснованно отмечает Е.В. Прудникова, "анализируя проблему распространения антиценностей среди субъектов виртуального пространства, по нашему мнению, стоит остановиться более подробно на негативных ценностно-антропологических аспектах, связанных с участием человека в деятельности социальных сетей и виртуальных сообществ. Одной из таких антиценностей, безусловно, является насилие, которое проявляется в разнообразных формах... К антиценностям виртуального мира стоит отнести насилие и агрессию, сужение свободы личности в результате различных форм киберзависимости, потерю ответственности за свои поступки и тому подобное" [12, с.48].
   К так называемым негативным феноменам информационно-коммуникативной среды причисляют "вербальную агрессию и её отдельные формы - троллинг и кибербуллинг, социальную инженерию, экстремистскую пропаганду, влияние лиц с психическими расстройствами" [18, с.160].
   Через виртуальное пространство распространяется безнравственная и антисоциальная реклама, пропагандирующая порнографию, проституцию и прочие аморальные явления, осуществляются манипуляции сознанием человека, формируется интернет-зависимость, осуществляются информационные войны, экстремизм, создаются и координируются деструктивные молодёжные движения и совершаются различные преступления [5, с.98; 6, с.157-161].
   По нашему мнению, главной причиной появления деструктивных молодёжных движений, криминала всегда выступает духовно-нравственный фактор, который зависит от духовного и нравственного уровня человека и общества.
   Духовный и нравственный уровень развития человека достигается за счёт воспитания и образования, культивирования и пропагандирования духовно-нравственных ценностей, которые были положены в основу многих религиозных и философских учений.
   Духовно-нравственный фактор напрямую влияет на идеологические, правовые, социальные и экономические причины появления деструктивных молодёжных движений, духовно-нравственных девиаций (от лат.deviatio - отклонение), совершаемых преступлений и противоправных действий. Например, незрелая в духовно-нравственном плане законодательная и исполнительная власть неспособна принять адекватные меры по борьбе с преступностью. В частности, в настоящее время в России не удается ликвидировать такие нравственные и уголовные преступления, как коррупцию (алчность, сребролюбие), наркоманию (страсть, чревоугодие, "бытовой сатанизм") и проституцию (прелюбодеяние), что говорит о наличии у государства проблем духовно-нравственного плана, касающихся, в том числе, нравственного уровня государственных и муниципальных служащих.
   Подростки и молодёжь подвержены  психологическому воздействию деструктивных движений, антинравственных социальных сетей, так как у них ещё незрелая и не сформированная психика и ценностная картина [6, с.157-161].
   Исследователи данной проблемы подчеркивают, что "эти (деструктивные) движения под влиянием деструктивного психологического воздействия манипулируют сознанием молодежи, играют на ценностно-смысловых противоречиях разных поколений нашей страны, создают иллюзию "правильного", "справедливого" общества, направлены на частичное или полное разрушение личности, сознания и нравственности" [10, с.94]. Подобное стало возможно благодаря только отсутствию внятной государственной идеологии - это позволило западной и американской идеологии, подконтрольным им СМИ и социальным сетям сформировать общество потребления, базирующееся только на материальных ценностях, девальвировать (лат.devaluation, от лат.de - понижение и valeo - стоить, иметь значение) духовно-нравственные ценности нашего народа, что привело к резкому увеличению духовно-нравственных девиаций, пороков и преступлений, на которое на протяжении десятилетий обращается внимание в соответствующей литературе.
   Так, отмечается, что "уголовные преступления - это духовные и нравственные преступления. Этот важный фактор государством не взят на вооружение в связи с отсутствием доктрины духовно-нравственной безопасности граждан, стратегии духовно-нравственного развития России, в которых бы закреплялись правовые определения духовности, нравственности, духовно-нравственных ценностей, души и духа человека, а также меры по профилактике и борьбе с духовными и нравственными преступлениями. Без указанных правовых документов государству трудно будет заниматься профилактикой и борьбой с духовными и нравственными преступлениями, в том числе с экстремизмом, а также девальвацией духовно-нравственных ценностей" [2, с.50-51].
   В связи с вышеизложенным, несмотря на то, что уже имеется цифровое право, в настоящее время встаёт необходимость в адекватном правовом регулировании сети Интернет, любого виртуального пространства, а также возникшие с ним информационные отношения.
   Выше раскрытые аспекты киберпространства касаются очевидных проблем человека в физическом плане. При этом, к большому сожалению, вне осмысления остаются вопросы влияния виртуального пространства на духовно-нравственную сферу человека, связанную с его душой и духом.
   В настоящее время Интернет выступает для современного человека идолом, что вредит его душе. О такой духовно-нравственной опасности давно говорят Библия (Исх.20:4-6), Коран (16:51) и другие Священные Писания. В христианской традиции идол представляет собой духовный обман, пустоту, которую заполняют тёмные силы [5, с.97-98].
   Многие пользователи Интернет, включая молодёжь, реальную жизнь подменяют виртуальной, становясь интернет-зависимыми или киберзависимыми, что выражается в "проявление его несвободы" [12, с.55].
   Виртуальное киберпространство пагубно воздействует на человека, его духовную сущность (душа и дух), в духовном и нравственном плане, чему на государственном уровне не поставлен адекватный заслон.
   Учитывая, что уголовные преступления всегда представляют собой по своей сути духовно-нравственные преступления, эффективно бороться с духовно-нравственными дивиациями и преступлениями можно только духовными средствами (определение смысла жизни, удовлетворение духовных потребностей и потребности в познании, самосовершенствование, повышение духовного и нравственного уровня, духовное образование, обращение к духовным культуре и музыке, молитва, соблюдение постов, духовная терапия, движение к святости, соблюдение заповедей, умерщвление страстей, медитация, духовная йога, занятие творчеством, благими делами и пр.) [6, с.161].
   Таким образом, резюмируя сказанное, можно отметить следующие моменты, выработав соответствующие рекомендации:
   1.Фриланс надлежащим образом законодательно не урегулирован, что требует внесения соответствующих поправок в законодательство, регулирующее труд подростков и молодёжи.
   2.Молодёжный фриланс может обеспечивать работу и кадры для "теневой экономики", участвовать в противоправных действиях и совершении безнравственных и уголовных преступлениях, что должно быть взято правоохранительными органами на вооружение.
   3.Науке необходимо выработать единый понятийный аппарат духовно-нравственной сферы человека (душа человека, дух человека, духовность, нравственность, духовно-нравственные ценности).
   4.Обществу и государству следует разработать доктрину духовно-нравственной безопасности граждан, стратегию духовно-нравственного развития России, а также заняться изучением и устранением конфликта духовно-нравственных и материальных потребностей человека.
   5.Государству и обществу необходимо принять меры по пресечению ухода молодёжного фриланса в "теневой экономику" и криминал, обеспечить духовно-нравственную безопасность подростков и молодёжи.
  
   Список литературы
   1. Балашова Н.А. Физическое и виртуальное пространства реализации социального насилия // Историческая психология и социология истории. 2012. N 2. С.136-147.
   2. Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Духовно-нравственные аспекты противодействия терроризму и экстремизму // Противодействие идеологии терроризма: концепции и адресная профилактика: материалы Всероссийской научно-практической конференции (6 июня 2019 года, г. Уфа). Уфа: Изд-во ИП Кузнецов Н.В., 2019. С. 45-51.
   3. Зайцев Д.В., Щелокова И.В.Виртуальная дистанционная занятость молодёжи: социальное значение и прогноз // Бюллетень науки и практики. 2016. N 9. С.204-207.
   4. Занятость и безработица в Российской Федерации в декабре 2019 года (по итогам обследования рабочей силы). [Электронный ресурс]. URL: https://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d05/12.htm (дата доступа 25.07.2020).
   5. Ивентьев С.И.Духовно-нравственный аспект виртуального пространства // Социальная реальность виртуального пространства [Электронный ресурс] : материалы I Междунар.науч.-практ. конф. Иркутск, 20-23 сент. 2019 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ"; под общ. ред. О.А. Полюшкевич, Г.В. Дружинина. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2019. С. 91-98.
   6. Ивентьев С.И.Духовно-нравственный аспект противодействия деструктивным молодёжным движениям // Вестник Прикамского социального института. 2020. N 1/85. C. 157-161.
   7. Красильников О.Ю.Фриланс на российском рынке труда // Профессиональная ориентация. 2018. N 2. С.42-44.
   8. Карпова Г.Г., Убогова А.С., Федосеева А.А.Социальная незащищенность фрилансеров: объективное положение и субъективное восприятие //  Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2019. N 19. С.62-80.
   9. Лайкам К.Э.Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). Стат.сб. / Росстат. М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2018. 142 с.
   10. Малова Е.О. Ресоциализация подростков, подвергшихся психологическому воздействию деструктивных движений // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. N 1 (21). С. 94-98.
   11. Олсен Ч. Про перспективы фриланса [Электронный ресурс] // Firrma. Данные для стартапа. URL: http://firrma.ru/data (дата доступа 25.07.2020).
   12. Прудникова Е.В.Антиценности виртуального пространства: философский анализ // Вiсник Нацiонального унiверситету "Юридична академiя України iменi Ярослава Мудрого". 2017. N 3 (34). С.47-56.
   13. Сайт удалённой работы [Электронный ресурс]. URL: www.Fl.ru; www.freelance.ru (дата доступа 25.07.2020).
   14. Стребков Д.О., Шевчук А.В., Спирина М.О. Развитие русскоязычного рынка удаленной работы, 2009-2014 гг. (по результатам Переписи фрилансеров): М. Издательский дом Высшей школы экономики, 2015. 225 с.
   15. Трудяга в удаленном доступе: особенности отечественного фриланса. [Электронный ресурс] // Карьерист.ру. URL: https://careerist.ru/news (дата доступа 25.07.2020).
   16. Труд и занятость в России. 2019: Стат.сб. / Росстат. M.: Федеральная служба государственной статистики, 2019. 135 c.
   17. Фрилансеров в России уже 18% [Электронный ресурс] URL: https://nafi.ru/analytics/frilanserov-v-rossii-uzhe-18/ (дата доступа 25.07.2020).
   18. Шумилова А.А. Информационно-коммуникативные риски виртуального пространства // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. N 1-8. С.160-165.
   19. Ямщиков С.В., Кравченко А.Л. Социокультурные особенности фриланса // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2019. N 11. С.128-131.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"