Со временем каждый человек задаёт себе вопрос: что такое Истина? На этот вопрос человечество ищет ответ уже много тысячелетий. Автор книги также попытался ответить на него. В работе при исследовании категории "истина" использован междисциплинарный подход. Настоящая работа предназначена для всех тех, кому небезынтересны духовные основы нашего Бытия и познание Истины.
На обложке книги размещён фрагмент фрески "Афинская школа", написанной Рафаэлем в 1508г. в папском дворце Ватикана. В центре фрески изображены два самых популярных в древности философа Платон и Аристотель.
Ивентьев Сергей Иванович, 2015 г.
В знак искренней любви
настоящая книга посвящается нашему Богу-Творцу, Который является Первоисточником Истины и Абсолютной Истиной
2.ФИЛОСОФИЯ И ИСТИНА
"Философия, будучи научным знанием,
стремится к рационализированному
и вербализированному прояснению
интуитивных форм".
И.П.Березовская [31,с.187].
"Философия должна вспомнить о смысле своего
многообязательного названия: она должна выявить мудрость,
она не исчерпывается основоположениями наук,
она должна быть конкретна, в то время как все науки
в узком смысле отвлечены; она есть учение о
миросозерцании - не только о формальных основах его, но она есть одетое
в плоть и кровь мысли и чувства миросозерцание само, созерцание
мира во всей его полноте фактического, и творимого, и должного-идеального.
Этим и объясняется та роль, какую играло и играет понятие Бога и
веры в философских учениях прошлого и настоящего и, без сомнения,
будет всегда играть в построениях будущего..." С.Ф.Васильев [57,с.12].
"Истина просто так никому не даётся, София - запросто никому не открывается, Иное - по заказу ни перед кем не является!" Ю.М.Осипов [134,с.244].
"Философы всегда были величайшими мошенќниками в мире.
Они сооружают в воздухе красиќвые замки.
Это мастера по созданию снов.
И горе тем, кто околдован этими снами, ибо впустую будет растрачена их жизнь.
А к тому времени, когда они начнут сознавать,
что гонялись за призракаќми, будет уже слишком поздно". Ошо [165].
Тысячи путей ведут к заблуждению, только один к истине.
Ж.Ж.Руссо.
"Философия (др.-греч. φιλοσοφία, фило - любовь, логос - истина, дословно: любовь к мудрости) - особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. К задачам философии на протяжении её истории относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы "Познаваем ли мир?", "Существует ли Бог?", "Что такое истина?", "Что такое хорошо?", "Что есть Человек?", "Что первично - материя или сознание?" и другие" [39,с.412-417].
Философия, как указывал древнегреческий философ Стагирит Аристотель (384г. до н.э. - 322г. до н.э.), - есть знание об истине вечной. Об этом он мог говорить потому, что в древности философы искали смысл "первослов", в которых, по их мнению, было запечатлено первоначальное строение бытия [137,с.38-44]. Безусловно, что каждое слово несёт в себе информацию о его природной сути и, в свою очередь, извлекает соответствующую информацию из окружающего мира [4,с.248]. К большому сожалению, человек утратил, а точнее ему помогли утратить эту способность, чтобы сузить избранный круг людей (шаманы, жрецы, волхвы, первосвященники и прочие), обладающих знаниями и истиной (первоначальной истиной). Некоторые исследователи шаманизма указывают, что часто жрецов называют "белыми шаманами", так как до них в древности были шаманы [379,с.19-23].
Современный русский философ-археоавангардист Ф.И.Гиренов (родился в 1948 г.) утверждает, что философия - это наше уже-сознание [319].
По нашему мнению, через философию и ситуации Бог обращает наше внимание на те или иные вопросы бытия, давая пищу для размышления. Следовательно, философия представляет собой диалог человека с Богом.
Ю.И.Семёнов считает, что "Существует такой объект, который исследуется исключительно лишь философией и никакой другой наукой. Этот объект - истина. Все науки ищут истину, но все они, исключая философию, ищут истину в чём-то отличном от истины. Философия ищет истину об истине" [90,с.39-42]. С приведённым высказыванием можно согласиться, так как в науке часто присутствует "культ интерпретаций смысла научного текста", которому придают "так называемую "правильную интерпретацию", или некоего аутентичного, истинного смысла текста" [176,с.101-107]. Этим фактически занимается любой исследователь, в том числе составители школьных учебников и автор настоящего труда. Поэтому важно, чтобы у руля образования были истинно просвещённые и любящие человека люди, а не популисты и "просветители западных ценностей".
"Интерпретация в философии имеет свои особенности. Философские идеи, концепции и учения живут особым способом - они заново проблематизируются и интерпретируются с появлением новых контекстов, в развивающейся культуре, в новом времени и остаются открытыми для последующих интерпретаций. Общие для любой интерпретации проблемы присутствуют и в этом случае, однако характер их проявления, безусловно, меняется. Главная проблема - множественность интерпретаций, что следует, по-видимому, оценивать положительно. Не только множественность, но даже конфликт интерпретаций (П.Рикёр) является не столько недостатком, сколько достоинством понимания, выражающего суть интерпретации, поскольку любой текст не исчерпывается одним - авторским или читательским - значением, но "живет" в виртуальности многих смыслов, которыми владеет человек в культуре и жизни. Оценка многозначности интерпретаций в значительной мере зависит от позиции философа: работает ли он в одной доктрине как "единственно истинной" или мыслит в режиме диалога различных подходов и концепций, заведомо предполагающего некоторое множество интерпретаций. Эта мысль может быть подтверждена идеями Ф.Ницше, который использовал понятие интерпретации для принципиально иного подхода к познанию мира, названному им "перспективизмом" [211,с.418]. То есть одним из методов философии является интерпретация. В связи с этим даже была создана теория интерпретации Дэвидсона [210;212,с.115-119]. Безусловно, что из-за интерпретации часто тексты являются нечитабельными и сложными для восприятия.
Следует отметить, что за интерпретациями могут скрывать необходимую информацию для определённого читателя.
Обратим внимание на то, что "культ интерпретаций смысла научного текста" имеет даже свои универсальные критерии истинной интерпретации: 1.Способность к суждению (проверка логикой); 2.Здравый смысл; 3.Рациональность; 4.Ясность исследуемого; 5.Предметность; 6.Критерий авторитетности или легитимности, то есть интерпретация признана властным влиятельным субъектом [176,с.101-107;177,с.167-168]. Последний критерий в истории человечества часто использовался и используется по сей день для достижения своих личных целей, в частности, для монополизации определённой государственной или политической, корпоративной идеологии. Так или иначе перечисленные критерии используются в философии, науке, юриспруденции и политике.
В философии присутствуют знания и мнения, которые могут представлять истину или к таковой не относятся.
По данному вопросу российский философ А.Д.Майданский (родился в 1966 г.) высказался так: "Для начала короткий экскурс в философию, поскольку знание - это её родной предмет. Со времен Пифагора и Платона философия была знанием о знании. Греческие философы провели очень важное различие между знанием (epistéme) и мнением (doxa). Мнение проистекает из действия чувств, описываемого словом. Мнение - это информация о том, что существует. Знание же есть мысль о том, как и почему данная вещь существует. Мнение показывает наружность вещи, в то время как знание схватывает законы и причины ее бытия.
Например, суждение "Луна - круглая и желтая", каким бы правильным оно ни казалось, выражает всего лишь мнение. А вот суждение "Луна движется по параболе" уже содержит в себе знание, некую, пусть пока еще поверхностную, мысль о законе движения луны.
"Знание" часто смешивают с "информацией". Между тем это далеко не одно и то же. Знание есть особая, идеальная форма представления информации в человеческой деятельности. Информация как таковая материальна, это понятие описывает количественную сторону всякого физического взаимодействия, обмена веществ в природе. Элементарной единицей информации является, как известно, бит (англ.bit, сокращение от binary digit - двоичный знак, цифра).
Знание состоит не из битов, а из идей. Впрочем, всякая идея непременно воплощается в чем-либо материальном - будь то цифры, слова, нейродинамические процессы в коре головного мозга, дома, машины, да просто любая вещь, появившаяся на свет благодаря знаниям, созданная с умом.
Вот почему правильнее вести речь не об "информационном обществе" - хотя этот термин стал уже почти общепринятым, - а об "обществе знаний". Верно, что количество полезной информации в современном мире стремительно растет (количество избыточной и вредной информации, между прочим, увеличивается едва ли не быстрее), однако суть дела в другом - в том, что человек все лучше умеет понимать и распоряжаться получаемой информацией, т.е. превращать информацию в знания" [371,с.4 12].
А.Д.Майданский неверно говорит о том, что знания к информации не относятся.
Как нами указывалось, информация - это: 1) сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; 2) Определённый вид энергии; 3) Образ [4,с.352].
Таким образом, знания - это определённая информация (энергия).
В истории философии выделяют так называемые три значимых периода:
1) Европейская философия от античности до современности: античная философия (древняя греко-римская), VI в. до н.э. - V в. н.э. (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Анаксагор, Анаксимандр, Сократ, Диоген Синопский, Аристипп, Платон, Аристотель, Зенон, Хрисипп, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Пиррон, Секст Эмпирик, Эпикур, Плотин, Прокл); философия средних веков, V - XV вв. н.э. (Аврелий Августин (Августин Блаженный), Василий Великий, Григорий Богослов, Фома Аквинский); философия эпохи Возрождения (в Италии - XIII - XVI вв., в других странах - XV - XVI вв.) (Николай Кузанский, Джордано Бруно, Марсилио Фичино, Пико дела Мирандола, Джаноццо Манетти); философия Нового времени, XVII - XIX вв., XVIII век называют веком Просвещения (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Б.Паскаль, Ф.Бэкон, Дж.Локк, Т.Гоббс, П.Гольбах, Д.Дидро, Ж.-Ж.Руссо, К.Гельвеций, Л.Фейербах, К.Маркс, Ф.Энгельс, И.Кант, И.Г.Фихте, Г.Гегель, Ф.Шеллинг, Д.С.Милль, О.Конт, Г.Спенсер, Э.Гуссерль); современная неклассическая западная философия, вторая половина XIX века - XXI век, (С.Кьеркегор, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, К.Т.Ясперс, М.Хайдеггер, А.Камю, Ж.П.Сартр, М.Шлик, Р.Карнап, К.Поппер, Т.Кун, П.Фейерабенд, М.Шелер, Э.Кассирер, А.Гелен).
2) Восточная философия - китайская (Конфуций, Лао-цзы и Чжуан-цзы, моизм, школа законников (фа-цзя), школа инь-ян, школа имен (минцзя), индийская (школы - чарвака, джайнизм, буддийская философия, ньяя, вайшешика, санкхья, йога, миманса, веданта (адвайта-веданта и двайта-веданта), арабо-мусульманская (калам, арабоязычный перипатетизм, исмаилизм, ишракизмом (философия озарения, или иллюминативизм) и суфизм (исламский мистицизм).
3) Русская (советская) философия (В.С.Соловьев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев, Л.П.Карсавин, Д.Лопатин, Н.О.Лосский, А.Ф.Лосев, М.А.Лифшиц, Э.В.Ильенков, Г.С.Батищев, М.М.Тареев и другие) [309]. Некоторые исследователи считают, что уже книга митрополита Иллариона Киевского "Слово о законе и благодати" (XI век) может считаться философским произведением. Однако в полном смысле слова самобытная философия возникает в России в XVIII веке. Первым русским (и украинским) философом является Григорий Сковорода (1722 - 1794 гг.) [108,с.3].
Следует сюда добавить и новый период философии - философия XX - XXI вв. -, в который входит и российская философия.
В философии выделяют течение "космизм" (греч. κόσμος - "упорядоченный мир"), представителями которого являются Н.Ф.Фёдоров (1829 - 1903 гг.), А.В.Сухово-Кобылин (1817 - 1903 гг.), Олаф Стэплдон (1886 - 1950 гг.), К.Э.Циолковский (1857 - 1935 гг.), В.И.Вернадский (1863 - 1945 гг.), И.А.Eфремов (1908 - 1972 гг.), А.Л.Чижевский (1897 -1964 гг.), Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955 гг.) и другие.
В русско-философском космизме имеется два направления:
1.Религиозно-философское направление (В.С.Соловьёв, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, Е.П.Блаватская, Н.К.Рерих, Е.И.Рерих и другие);
2.Эстетическое, поэтически-художественное и музыкально-мистическое направление (В.Ф.Одоевский, А.В.Сухово-Кобылин, В.В.Хлебников, А.А.Блок, А.Белый (Б.Н.Бугаев), М.А.Врубель, А.Н.Скрябин и другие).
Для русского космизма истина представляет собой органическое целое, антиномичное единство субъекта и объекта, рационального и иррационального, естественного и искусственного, необходимости и случайности [272,с.123]. П.А.Флоренский просто истину называл вселенской антиномией, символом Вечности [265] (др.-греч. ἀντι-νομία - противоречие в законе или противоречие закона самому себе; от др.-греч. ἀντι- - против + νόμος - закон).
О.Д.Маслобоева указывает, что "... концептуальное поле русского космизма дало основание организации теоретического семинара по проблеме истины, поскольку мировоззренческая универсальность данного философского направления, представленная в его научной, религиозно-философской и художественно-эстетических ветвях, заложила традицию поиска истины в единстве науки, религии, морали, искусства и политико-правового сознания на основе философской рефлексии" [269].
В свою очередь, в русской философии выделяют следующие корни, которые формировали философскую мысль: византизм, европеизм и "славяно-русское язычество" [231,с.124-131]. Период так называемого "славяно-русского язычества" изучен неполно и по этой причине получил такой некорректный и необоснованный "ярлык". Кроме того, он также никакого отношения не имеет к периодам Бога первочеловека или Первоначального Бога (Бога-Творца) и Бога мифов, легенд (Мифического Бога).
В состав русской и российской философии входят волжско-булгарская, татарская, удмуртская и другая этническая философия [110,с.3-8].
Некоторые авторы призывают рассматривать историю татарской философии по следующим основным этапам: татарская философия в средневековую эпоху, татарская философия в Новое время и татарская философия в Новейшее время [195,с.72-154]. По мнению А.Г.Сабирова, более логичным было бы в становлении и развитии татарской философии выделить четыре основных этапа:
- этап становления татарской философии, IX - X - конец XVIII веков (Волжско-булгарские философы Абу Хамит аль Булгари (XI - начало XII веков), Сулейман ас-Саксини (XII век), Бурхан аль-Булгари (XII - начало XIII веков), Сулейман ибн Дауд (XII - начало XIII веков), М.Колый (2 половина XVII века) и Г.У.Имяни (1754 - 1834 гг.) и другие);
- этап классической татарской философии, конец XVIII - начало XX веков (Г.У.Имяни (1754 - 1834 гг.), А.Н.Курсави (1776 - 1812 гг.), Ш.Марджани (1818 - 1889 гг.), Х.Фаизханов (1828 - 1866 гг.) и К.Насыри (1825 - 1902 гг.);
- этап советской татарской философии, 1917 - 1991 гг., в основу были положены идеи марксизма и материализма (М.М.Вахитов (1885 - 1918 гг.), Г.Г.Ибрагимов (1887 - 1938 гг.), Г.Ю.Кулахметов (1881 - 1918 гг.), Г.Сайфутдинов (1882 - 1918 гг.), Х.М.Ямашев (1882 - 1912 гг.), М.И.Абдрахманов (1912 - 1972 гг.), Р.М.Амирханов (1939 - 2000 гг.), Р.Г.Балтанов (1927 - 1998 гг.), К.Ф.Фасеев (1919 - 2005 гг.), Р.М.Амирханов (1939 - 2000 гг.), Р.Ф.Абдеев (родился в 1926г.), Я.Г.Абдуллин (1920 - 2006 гг.), Р.Г.Балтанов (1927 - 1998 гг.), Б.М.Галеев (1940 - 2009 гг.), К.Т.Гизатов (родился в 1925 г.), М.Х.Садыков (1932 - 2009 гг.), Э.Р.Хакимов (родился в 1938 г.) и другие);
- этап современной татарской философии, 1991 год - по настоящее время (татарские философы Р.Ф.Абдеев (родился в 1926 г.) занимается философскими проблемами информационной цивилизации; Я.Г.Абдуллин (1920 - 2006 гг.) - историей татарской философии; Р.М.Амирханов (1939 - 2000 гг.) - историей татарской общественной мысли; А.М.Ахтямов - теорией познания, философскими вопросами естествознания; Г.Р.Балтанова - проблемами исламоведения; Н.Б.Биккенин (1931 - 2007 гг.) - социальной философией и политологией; Ф.Т.Валишин - проблемами динамизма; Б.М.Галеев (1940 - 2009 гг.) - синтезом искусств; Г.К.Гизатова - философией литературы; Э.А.Камалдинова - теорией личности; С.Ф.Нагуманова - проблемами сознания; Ф.Т.Нежметдинова - проблемами биоэтики; Р.М.Нугаев - философией науки; Р.А.Нуруллин - проблемами виртуалистики; А.Г.Сабиров - социально-философской антропологией; М.Х.Садыков (1932 - 2009 гг.) - социальной философией; Р.Г.Тагиров - вопросами религии; Э.А.Тайсина - теорией познания, основами коммуникации; Л.И.Тухватуллина - проблемами человека в татарской философии; К.Х.Хайруллин - проблемами космизма; Э.Р.Хакимов - философскими проблемами естествознания; Н.С. Фатхуллин - проблемами социальной теории; А.Н.Юзеев - историей татарской философии и т.д.) [110,с.10-36].
Считается, что Волжско-булгарская философия базировалась на идеях трёх основных школ арабо-мусульманской философии:
1.Восточный перипатетизм, или фалсафы (фалсафа, с арабского языка - философия), средневековой арабо-мусульманской философии, ориентированной на античные модели философии, в первую очередь, на философию Аристотеля;
2.Калама - метод рационального рассуждения по поводу догматов ислама в противовес толкованию, основанному на религиозном авторитете;
3.Суфизм - мистико-аскетическое течение в исламе, которому были свойственны эсхатологические настроения, равнодушие к богатству и лишениям, отказ от социальной активности [110,с.12].
Волжско-булгарская философия так или иначе развивала идею о Божественном Абсолюте (Аллахе), как Носителе Истины и Творце человека.
Л.З.Будагов, А.Т.Гумерова точно отмечают, что "одна из особенностей развития татарской философской мысли состоит в том, что она усваивала арабо-мусульманскую философию непосредственно с языка оригинала, поэтому слова практически не подвергались фонетическим изменениям. Некоторые слова настолько адаптировались в языке, что воспринимаются, как собственно-татарские. Рассмотрим некоторые из них, но лишь с точки зрения их философского значения:
Дөнья 1 - (دنيا) окружающее пространство. Впервые это слово было зафиксировано в словаре "CodexCumanicus": дөнйа - мир. В настоящее время оно употребляется во многих тюркских языках.
Хакыйкать (1 - (حقيقة) - истина. Л.Будагов также отмечает об арабском происхождении данного слова حقيقت - правота, сущность, действительность, истина" [214,215].
А.В.Смирнов указывает: "Вопрос об истине ставился в средневековой арабской философской мысли как вопрос о соответствии нашего высказывания или знания "тому, что на самом деле". Заметим, что речь не идет о совпадении познанного с тем, что есть; постановка вопроса в арабской мысли, где бытие, как правило, считалось одним из атрибутов вещи в ряду других ее атрибутов, вообще говоря, оказывается шире. Истинность с этой точки зрения - это удостоверенность соответствия между знанием и реальностью (в непосредственном смысле слова: "вещностью", шай"иййа). Понятие "реальное" здесь не дихотомично понятию "божественное", поскольку Бог зачастую понимается в арабской мысли как Вещь, хотя и отличная (во всем, кроме самой этой вещности) от прочих вещей. Термин "вещь" лишь вводит некоторое понятие в интеллектуальный дискурс, не сообщая о нем более ничего; что является "вещью", тем самым фиксировано как предмет возможного обсуждения.
Удостоверенность совпадения знания с реальностью обозначалась терминами сидк или тасдик ("правильность", "истинность"). Но и само "состояние дел" понималось как подлинность; соответствующий термин (хакика) также может быть переведен словами "истина", "подлинность". Таким образом, верификация - это сличение высказывания или знания с подлинностью того-что-на-самом-деле; если такая проверка дает положительный результат, высказывание или знание истинно (садик), если нет - ложно (казиб). Истинность высказывания - это его совпадение с истинностью вещей; истинность последних следует из самого факта их наличия, их "утвержденности" и не нуждается ни в каком "заверении". Понятия "истина" (хакика), "утвержденность" (субут) и "вещь" (шай") в арабском языке тесно связаны. Термин "вещь" традиционно толкуется как "нечто утвержденное" (сабит, что шире понятия "сущее" - мавджуд), а корень х-к-к, производным от которого является понятие "истина" (хакика), передает тот же смысл неколебимости (к примеру, хакк равно означает "истинный" и "незыблемый").
Истинность, таким образом, понималась как характеристика знания, устанавливаемая в соотнесении с "состоянием дел"... Вопрос об истинности был поднят в средневековой арабской мысли очень рано; так, его активно обсуждали уже рафидиты. Как сообщает аль-Аш"ари, этот великий доксограф калама, большинство из них придерживались позиции, что все знания необходимо-обусловленны (идтирар). С их точки зрения, человек не волен обрести истинные знания или отбросить ложные; более того, само знание о ложности или истинности своего знания также не может быть добыто человеком по собственной воле. Эта позиция вытекала из более общего тезиса о том, что все поступки людей являются необходимо-обусловленными: люди несвободны (мудтарр). Вместе с тем некоторые рафидиты всё же считали, что разум способен самостоятельно получить истинное знание, например познать единство Бога (тавхид) без и до пророческого известия" [216,с.42-81].
Классическая татарская философия развивалась по следующим направлениям:
1.Консерватизм (традиционализм), который включал в себя метафизическую часть ислама;
2.Религиозное реформаторство, которое представляло собой религиозную философию, основанную на идеях арабско-мусульманской философии;
Как правило, к классикам татарской философии относят Г.Утыз-Имяни (1754 - 1834 гг.), Х.Фаизханов (1823 - 1866 гг.), А.Курсави (1778 -1812 гг.), Ш.Марджани (1818 - 1889 гг.), К.Насыри ( 2 [14].02.1825 - 20.08.1902 гг.), Ш.Культяси (1856 -1933 гг.), Г.(А).Баязитова и других.
При этом имело место и нигилистическое направление в татарской философии, к которому относят философское творчество Ф.Амирхана, Г.Исхаки, Х.Такташа и некоторых других [196,с.186].
Современное положение дел татарской философии изложил А.Г.Сабиров в своей работе, указав, что "одни татарские философы ориентированы на положения арабо-мусульманской философии (прежде всего турецкой) философии, другие - на положения западной (прежде всего, русской) философии. В настоящее время наиболее активно пропагандируют идеи арабо-турецкой философии такие философы и исследователи, как Р.Мухаметшин, Р.Сафин, Ф.Султанов, Р.Хакимов. Они являются сторонниками идей "евроислама". Евроислам - это учение о месте ислама в современном обществе, о принципах его адаптации к ценностям западноевропейской цивилизации. По своей сути, он представляет собой неоджадидизм, который трактует ислам как культурное явление, соединяющем в себе и религиозные, и светские начала. В связи с распространением евроислама, в татарской философии вновь стали преобладать идеи объективного идеализма (вновь первичным признается Абсолют, который создал реальный мир). Лишь некоторые философы остаются сторонниками материалистического учения, но их голоса раздаются все реже. Вместе с тем, современная татарская философия продолжает влиять на татарский народ с целью его культурного просвещения и развития национального самосознания и национального самоопределения" [110,с.37].
Современная татарская философия, за исключением работ Э.А.Тайсиной, на которые имеются ссылки в настоящей книге, мало обращает внимание вопросам познания истины, так как сказывается влияние ещё советского прошлого, а также государственной идеологии.
В энциклопедии и научную литературу не была, к большому сожалению, включена философия периодов "Бога первочеловека или Первоначального Бога (Бога-Творца) и Бога мифов, легенд (Мифического Бога), которая могла бы на порядок обогатить современную научно-философскую мысль.
Ниже мы приведём основные взгляды некоторых философов каждого вышеуказанных периодов на истину и её энциклопедические определения.
Согласно свободной энциклопедии Википедии, "Самое известное определение истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Израильтянином; от Авиценны оно было воспринято Фомой Аквинскими всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей (лат. conformitas seu adaequatio intentionalis intellectus cum re). В общей философии, общественно-гуманитарных и естественных, технических науках под истиной подразумевают соответствие положений некоторому критерию проверяемости: теоретической, эмпирической... Впервые философское понятие истины введено Парменидом как противопоставление мнению (в поэме "О природе" [167] - прим.авт.). Основным критерием истины признавалось тождество мышления и бытия. Наиболее разработанной теорией истины в античной философии выступала концепция Платона, согласно которой истина есть сверхэмпирическая идея (вечный "эйдос истины"), а также вневременное свойство остальных "идей". Причастность человеческой души миру идей связывает душу с истиной, знание которой есть результат воспоминания души о своём пребывании в мире вечных идей, когда она ещё не соединилась с телом. В средневековой философии Августин, опиравшийся на взгляды Платона, проповедовал учение о врождённости истинных понятий и суждений (в XVII в. эта концепция развивалась Рене Декартом). Начиная с XIII в. была распространена теория Фомы Аквинского, придерживавшегося учения Аристотеля и развивавшего это учение с позиции гармонического единства познающего разума и верующего (христианского) мышления.
До сих пор наиболее распространенной концепцией истины является корреспондентская или классическая концепция истины. Её основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле: - истина есть соответствие вещи и интеллекта (лат. veritas est adaequatio rei et intellectus). В классическом смысле истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Более упрощенная трактовка совпадает с таким тезисом: - истина есть адекватное отображение действительности в сознании.
Понимание истины как соответствия знаний и вещей было свойственно в античности Демокриту, Эпикуру, Лукрецию. Классическая концепция истины признавалась Фомой Аквинским, Г.Гегелем, К.Марксом и другими мыслителями. В частности, французские философы-сенсуалисты (например, Э.Кондильяк) определяли истину, постулируя её в своих формулах в принципе, как адекватное отображение действительности и тем самым присоединяясь к приверженцам корреспондентской теории. Общая ориентация на классические воззрения присуща также и некоторым философам XX в. (А.Тарский, К.Поппер и др.).
В философии понятие истины совпадает с комплексом базовых концепций, позволяющих различить достоверное и недостоверное знание по степени его принципиальной возможности согласовываться с действительностью, по его логической противоречивости/непротиворечивости, по степени его соответствия априорным принципам".
Согласно философии, "совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо явлении называют абсолютной истиной... И чем сложнее то или иное явление, тем труднее достичь абсолютной истины, то есть полного, исчерпывающего знания о нём... Таким образом, каждая относительная истина содержит в себе долю абсолютной. И наоборот: абсолютная истина - это предел бесконечной последовательности истин относительных" [71].
В энциклопедических словарях описываются следующие виды истины с точки зрения философии: "Объективная истина - это та, содержание которой не зависит от человека и человечества (истина объективна по содержанию, но субъективна по форме - как результат деятельности человеческого мышления); истина, имеющая своим содержанием объективную реальность; познание, отражающее действительность такой, какова она есть.
Относительная истина - отражает предмет не полностью, а в исторически обусловленных пределах. Эти пределы прежде всего зависят от уровня развития сознания, определяемого в свою очередь степенью развитости разума и интеллекта людей.
Абсолютная истина - полностью исчерпывает предмет познания, окончательное знание определенных аспектов действительности. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания, абсолютная истина складывается из суммы относительных истин, как уточняющееся понятие в развитии.
Конкретная истина - раскрывает существенные моменты понятия предмета с учётом конкретных условий его развития (абстрактных истин нет, истина всегда конкретна).
Устаревшая истина - истина, верная в течение какого-то периода времени, достоверность которой с изменением обстоятельств утрачивается".
Н.А.Тарабанов указывает, что "совокупность представлений, согласно которым не существует особого свойства истины, а предикат "истинно" не играет существенной логической роли, сегодня принято называть теорией избыточности истины (redundancy theory of truth), которая, в свою очередь, признается разновидностью дефляционной теории (deflationary theory)" [54,с.44-47].
В Философском энциклопедическом словаре указывается: "Истина - правильное, адекватное отражение предметов и явлений действительности познающим субъектом; бытие того сущего, которое называется "истинным"; см. ИСТИННЫЙ. Согласно Хайдеггеру, истина (греч.aletheia, букв. - "нескрытность") является откровенностью бытия" [11,с.189].
Согласно Новой философской энциклопедии, "Истина - категория философии и культуры, обозначаюќщая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Это ценностно-теоретическое понятие, предполагающее, с одной стороны, рефлексивно-конструктивную разработку критериев совершенства и совершенствования знания, а с друќгой - отнесение к системе ценностей, в которой идеал данќного совершенства определяется контекстуально, через свяќзи с другими ценностными категориями. Понятие истины всеќгда служило источником острых дискуссий и знаменовало соќбой поляризацию философских учений. При этом споры об истине имели своим предметом именно специальную филоќсофскую категорию, порождая многообразие конкурирующих теорий, совокупность которых и даёт наиболее полный фиќлософский образ истины. Вместе с тем истина как ценность европейской культуры сохраняла относительно устойчивое содержание в обыденном сознании, религии, науке. История понятия "истина" как своеобразной исследовательской проќграммы может быть описана как медленная трансформация жесткого ценностно-культурного ядра, идущая параллельно постоянной пролиферации (размножению) теорий на уровне философского защитного пояса" [13;106, с.169-172].
С.Ф.Васильев полагает, что "философская правда есть всегда не просто объективная истина, но и субъективно приемлемое положение" [57,с.13].
В соответствии с Новой философской энциклопедией, "истина - категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения (обоснования). Классической считается так называемая "корреспондентская" концепция истины, согласно которой истина - это соответствие мысли о предмете предмету мысли. Для установления этого соответствия решающую роль играет проблема критерия истины, в качестве которого могут выступать логическая непротиворечивость и очевидность (рационализм), опытная или только чувственная данность (эмпиризм, сенсуализм), мироизменяющая практика (марксизм), соответствие определённым априорным категориям (кантианство), эффективность в описании и применении знания (прагматизм, эмпириокритицизм).
В идеалистических системах истина понимается или как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой (теория когеренции), с его априорными формами (Кант). Немецкий классический идеализм начиная с Фихте внёс в трактовку истины диалектический подход. По Гегелю, истина есть диалектический процесс развития знания, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли" [105,с.169].
Э.А.Тайсина указывает, что "родовой признак истины - идеальная презентация объекта, в обоих смыслах термина "идеальное" (платоновском и современном) и в обоих смыслах (латинском и русском) слова "презентация". Видовой дефинитивный признак истинного образа - представленность порядка существенных свойств и отношений вещи. Акцидентальные признаки истины суть транспортация необходимого или случайного, внешнего или внутреннего, очевидного и неочевидного, содержательного и формального и т.д. Сущность истины - идеальная представленность и передача (транспортация, трансференция) порядка, т.е. следования вещей, свойств и отношений, событий и действий одного подле другого и одного после другого, развертывание конгруэнтного уподобления знания сущности сущего. Мера глубины истины - это степень представленности раскрываемой в познании сущности познаваемого. Мера полноты - представленность раскрытого родового признака объекта познания. Мера строгости - (изо)морфизм. Здесь как раз необходима такая экспликанда как точность" [58].
В своей работе Э.М.Чудинов чётко раскрыл взаимоотношение философии и истины, констатируя, что "истина в философии выступает не только как цель познания, но и как предмет исследования" [178,с.1].
От источника познания различают различные виды истины: научная истина, иррациональная (рациональная) истина, христианская (богословская) истина, философская истина и т.д.
К.Н.Суханов указывает, что "с термином "истина" философы связывают два различных смысла. Первый смысл можно выразить словами "внутренняя истина", обозначающими высказывание, обосновываемое другими высказываниями внутри относительно замкнутой, цельной системы высказываний, в частности, внутри аксиоматизированной теории. Внутренняя истина выступает, таким образом, в логическом модусе выводимости, согласованности, когерентности знаний. Именно в таком модусе характеризуются математические теоремы как логические следствия принятых аксиом и ранее выведенных теорем. Истинность теорем аксиоматизированной математики непосредственно является вопросом чистой логики (при условии общезначимости правил логики в смысле переноса значений истинности с посылок на заключение). Вопросом чистой логики является также истинность сложных высказываний, истинных в силу одной своей логической формы. Второй смысл термина "истина" выражается словами "внешняя истина", обозначающими знание, адекватное объектам внешнего мира. Большинство авторов философских моделей динамики науки фокусируют своё внимание на проблеме обоснования внешней истинности научных представлений" [170,с.79-85].
В философии выделяют два направления:
1.Эмпиризм, в основе которого лежит опыт (чувственный опыт). Девиз эмпириков: "знание - сила". Был распространён в Англии XVII в., потом в США (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк, Д.Дьюи и другие);
2.Рационализм (от лат. ratio - разум), согласно которому основой бытия и познания является разум (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант, Р.Деќкарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц и друге).
Философы истину наделяют следующими основными свойствами:
1.Конкретность - зависимость истины от места, времени и других условий её получения;
2.Объективность - содержание знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Считается, что "проблема истины в истории западной мысли возникла и развивалась в русле двух разделов философии: онтологии (истина как элемент действительности) и гносеологии (понятие и проблема истины)" [314], которые присутствовали (присутствуют) в различных философских теориях истины.
Западная (материалистическая) и восточная (духовная) философия по-разному относятся к понятию "истина". Для первой основой познания истины выступает мышление (рациональное мышление), а второй - видение или так называемая "бытийная мудрость" (иррациональное мышление). В отечественной философии присутствуют два эти аспекта. И этот своеобразный дуализм может привести человека к познанию истины.
Л.А.Бессонова к проявлениям иррационального относит такую область внутреннего мира человека, как озарение, духовный экстаз, интуиция, мистический опыт [270,с.36-45].
Как указывалось выше, считается, что первое определение истины дал Стагирит Аристотель (др.-греч. Ἀριστοτέλης; 384г. до н.э. - 322г. до н.э.), сказав, что истина - это единство мышления и бытия, сущность которой является так таковым знанием об объекте объективному содержанию этого объекта.
Аристотель выделял четыре ступени истины: опыт (empeiria), искусство (techne), знание (episteme) и мудрость (sophia). В связи с тем, что Аристотель реально не обладал первичной истиной, так как родился намного позже и в его бытность уже существовала идеологическая (политическая) истина, то она в его понимании выступала как отношение, а не как самостоятельная сущность. Обратим внимание на то, что на этом постулате базируется материализм, в том числе теории марксизма и ленинизма, в учении которых "абсолютное" не имеет места [11,с.9], что, в свою очередь, привело к краху социализма во многих странах.
Пальма первенства была дана этому древнегреческому философу по причине того, что до нас дошли только письменные источники о его высказываниях. Аристотель не является пионером, кто именно первым дал определение истины [339].
Как нами указывалось, человек в периоды Бога первочеловека или Первоначального Бога (Бога-Творца) и Бога мифов, легенд (Мифического Бога) уже размышлял об истине, обладал ею, а не искал её, как это делают современная философия и наука, но до наших дней, к большому сожалению, не дошли об этом какие-либо достоверные источники, которые преднамеренно были уничтожены для сокрытия истины или атрибута Богообщения. Обратим внимание на то, что в калмыцком эпосе, легендах некоторых южных и сибирских племён упоминается о древних людях, которые "обладали почти беспредельными знаниями". Полагаем, что этот исторический пробел рано или поздно будет восполнен.
В указанный период существовали так называемые мифологическая и философско-житейская истины, которыми обладали люди от мала до велика. При этом мифологическая истина требовала некоторого образования, так как она имела огромное количество символов и знаков, в которых надо было уметь разбираться (расшифровывать).
По вышеуказанной причине российский философ А.Ф.Лосев (1893 - 1988 гг.) символы абсолютной мифологии относил к вертикальной оси Богообщения [226].
Каждый народ имеет свои так называемые этнические истины, которые так или иначе формировались благодаря мифологическим и философско-житейским истинам.
Как указывал казахский философ А.Н.Сабетказы (11.10.1938 - 2003 гг.), духовное освоения мира народом происходило через синкретизм (лат.syncretismus - соединение обществ), результаты которого исторически закреплялись и передавались из поколения в поколение в виде народных традиций, обычаев, обобщались и фиксировались в мифах и фольклоре.
В.В.Лубенко считает, что "возникновение и формирование понятия "истина" восходит к мифологическому сознанию, когда само содержание этого понятия было неотделимо от понятий культа, закона, законности" [239,с.78-83].
В Библии упоминается Древо познания Добра и Зла (Быт.2:9), которое так или иначе выступает прообразом знаний. При этом за ним может быть скрыт и иной смысл, точнее первозданный смысл, который рано или поздно будет раскрыт. По нашему мнению, данного Древа в период "Бога первочеловека или Первоначального Бога (Бога-Творца)" не могло быть. Это чисто человеческое понятие ("символ грехопадения") и появилось намного позже, когда началось сокрытие истины одними людьми от других. Богу первочеловека (Богу-Творцу) не было необходимости сотворять данное Древо, так как на Земле уже были так называемые деревья жизни, дарующие человеку не только основы бытия, включая истину, но и бессмертие. Кроме того, человек и сам является Древом жизни, тогда зачем заниматься бессмысленным дублированием?
Например, у славян дерево символизирует не только организацию мира в пространстве, но и организацию мира во времени [337,с.56].
Учёные указывают, что известная нам история человечества началась в четвёртом тысячелетии до нашей эры, а человек появился около 200 тысяч лет назад, в эпоху палеолита или так называемую первобытную эпоху. Эти неправомерные выводы базируются на теории эволюции.
Согласно еврейскому календарю, первый человек Адам был сотворён в 3760 году до н.э.
Считается, что в любых мифах, а также в Библии нет единого времени. Время течёт по закону шахматных часов, что затрудняет точно определить время появления человека. Для того, чтобы точно определить время появления человека, науке надо по-другому взглянуть на время, не как на линейное явление, а как на энергию и информацию. Тогда будет понятно, каким образом человек реализует своё право на управление пространством и временем (пятое поколение прав человека).
Полагаем, что рано или поздно учёные установят точное время сотворения человека и Вселенной, что перевернёт многие представления о нашем мире и человеке.
Дарвиновская теория эволюции не объясняет происхождение души и духа, возникновение информации (энергии), в которую облекается человек, что говорит о её неполноте и несостоятельности. По нашему мнению, теория Ч.Р.Дарвина (12.02.1809 -19.04.1882 гг.) отражает научный уровень XIX в., который не применим в наше время, так как ограничивает и сужает познание человека [151,с.333-345]. В своей работе О.В.Ермаков при разборе этимологии слова "обезьяна" отметил, что данное слово обозначает существо без "Я" [155], то есть без человеческой души.
Обезьяна никак не может быть предком человека!
Кроме того, преднамеренно навязанная людям "обезьянья теория" создаёт препятствия в поиске человеком истины и условия "животного отношения" к человеку. А это подтверждает наше мнение, что первоначальные источники о жизни человека в период Бога первочеловека или Первоначального Бога (Бога-Творца) преднамеренно уничтожались для сокрытия истины.
Как указывал немецкий философ К.Т.Ясперс ( 23.02.1883 - 26.02.1969 гг.), формирование духовных основ современного человечества началось с возникновения осевого времени истории между 800-200 гг. до н.э. [116,с.32-50]. А.А.Тюняев отмечает, что "первичные формы изобразительной деятельности homo sapiens появляются в верхнем палеолите" [156,с.237-253]. Следовательно, до периода творческой деятельности Аристотеля человечество давно уже размышляло о бытие, смысле жизни и истине.
Как нами отмечалось, первоначальная истина находила своё отражение в архаических и современных мифах, легендах и народном фольклоре, а также в так называемом "неявном знание", которое представляет собой "своего рода некий феномен, аномалию; то есть это то, что выходит за рамки сознания обыденного человека" [147,с.141]. Так или иначе сказанное прослеживается в мыслях некоторых авторов. Например, в своей работе В.Э.Терехович предположил, что "истина о Смысле Жизни была известна всегда, я в этом почему-то уверен. Её частицы щедро разбросаны в древних мифах и народных сказаниях, в поговорках и сказках для детей, в религиозных догмах и мистических откровениях, в философских и научных трудах, в стихах и прозе, в музыке и живописи. Наверное, поэтому все перечисленное так манит нас и так завораживает" [148,с.9].
Как правило, народный фольклор или, по И.Н.Жданову (1846 - 1901 гг.), былевой эпос [247,с.6] отражал действительные исторические события [246], которые отражали историческую истину.
Немецкий философ К.Хюбнер (род. 01.09.1921г.) отмечает, что миф является замкнутой онтологической системой [117,с.169], что является спорным. Напомним, что под замкнутыми системами понимают такие системы, у которых отсутствует какой-либо обмен энергией, материей и информацией с окружающей средой [133]. Как правило, для замкнутых систем характерно увеличение беспорядка, то есть действует второе начало термодинамики.
П.С.Гуревич, как нам кажется, дал более полное определение мифа и основания для возникновения философии: "Можно подумать, что миф - это просто вымысел, чья-то фантазия. Но греческое слово "миф" имеет несколько смыслов: "сказание", "речь", "разговор", "замысел", "известие". В Древней Греции миф, с одной стороны, порой воспринимался как нечто противостоящее действительным событиям, правда, однако, с другой стороны, он оценивался как воспроизведение самой реальной жизни. В те далекие времена миф был связан с обрядом и ритуалом. В более узком понимании миф есть возникающее на ранних этапах истории повествование, в котором явление природы или культуры предстает в одухотворенной и олицетворенной форме... Критическое отношение к мифу и явилось началом философии" [163,с.12-14].
Считается, что появлению философии в Древней Греции именно дало "господство так называемого мифологического мировоззрения" [132,с.4], что говорит о том, что утверждение о мифе, как о замкнутой онтологической системе, является неверным. Следует отметить, что славянский старообрядческий быт и воспитание был основан на примере сказок и легенд (народном фольклоре) [150,с.127-131], который применим и по сей день.
В древней мифологии существует так называемая мифологическая истинность или историческая истина.
Французский философ Люсьен Леви-Брюль (10.04.1857 - 13.03.1939гг.) в своих работах, как правило, противопоставлял познанию миф, как источник истины [123], что постоянно отмечается в работах современных исследователей [124].
Современный русский философ небытия Н.М.Солодухо (родился в 1952 г.) указывает, что незнание небытия замещается религиозной верой и мифологией [317, с.547;318,с.176-184].
В античной мифологии, или, как часто называют её в литературе, архаической мифологии [164,с.42], понятие "истина" соответствовало понятию "свет" [120,с.253]. Мифические герои искали свет, являлись им, боролись за него, то есть стремились к истине, чем собственно и занимается постоянно человечество. В религии под Светом понимают Бога-Творца.
В своё время древнегреческий философ Сократ (470/469 - 399 гг. до н.э.) точно подметил взаимосвязь человека со светом и истиной, говоря, что "В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить".
В мифах многих богов называли истиной или правдой. Так, например, в иранской мифологии к одному из трёх основных божеств существующего пантеона относили Ашу Вахишта, божество правды-праведности (буквально "истина") [121,с.142]. Персонификацией истины выступало древнегреческое божество Алефейя (Алетейя). Индуистского бога истины называют Варуна. В египетской мифологии богиней истины и порядка, женой бога мудрости Тота являлась Маат [122,с.86]. В зороастрийском мифе к верховным богам относились Артха (Арта, Аша - в разных диалектах или богиня истины), Истина, Зерван и вечное Время [357]. Как правило, имена и эпитеты мифологических божеств раскрывали в полном объёме их сущность, включая их характеристики и свойства.
У древних славян образы различных богов изображали в виде статуй, которых часто называли Кумирами ("кум" - родственник, "мир" - вселенная, Кумир - Вселенский Родич). "Кумиров, стоящих в долине, называли "ИДОЛ" (Истина в долине)" [125]. У славян Богом-Хранителем Высшей Истины и Сокровенной Небесной Мудрости во всех Светлых Мирах являлся Бог Ладаад, который оставил следующие заповеди: "Высшая Небесная Истина становится доступной и понятной только тем из людей, кто стремится к вершинам созидания, продвигаясь по Златому Пути Духовного и Душевного совершенства. Оберегайте, люди, Высшую Небесную Истину от тёмных сил и от несведущих людей со спящими Душами и черствыми сердцами. Ибо, завладев знаниями о Высшей Истине, извратят они Истину и сокроют от взоров ищущих Златой Путь Духовного и Душевного совершенства. Передавайте Мудрость Творческого Созидания, что хранят Роды ваши, потомкам вашим. И пусть переходит Мудрость сия от Отцов к сыновьям и, от Дедов к внукам. Сохраняйте, люди, Красоты Родной Земли вашей для потомков древних Родов ваших, преумножая Красоты Родной Земли, да во славу Богов и Предков ваших. Не допускайте, люди, зло и гнев неправедный в Души ваши, ибо очернят они Души ваши, и сердца ваши станут черствыми" [130].
У праславян существовал культ "Света", согласно которому Дажьбог - Солнце или "Свет", божество света и жизненной силы [246].
Из Велесовой книги и других древнеславянских источников следует, что наши предки признавали одного Бога - Великий Триглав (Великая Троица), который был троичен в лицах (Сварог, Перун, Святовит), что сохраняется в христианстве (Святая Троица).
При этом Перун и Святовит были сыновьями Сварога и именовались Сварожичами.
Великий Триглав управляет субстанциями Яви, Прави и Нави.
Явь (Мир людей и живых существ), Правь (Мир Богов) и Навь (Мир Духов и Бесов) представляют триаду, то есть Троицу. Обратим внимание на то, что слова правда и правь родственные.
В образ Великого Триглава входят:
1) Три почитаемые славянами основных стихии: Воздух - Огонь - Земля (обозначенные сине-жёлто-зелёным цветом);
2) Земледельческий цикл: Весна - Лето - Зима.
Стихия Огня представлена Богом Перуном, Воздух - Сварогом, а Земля - Свентовидом.
Триединство Сварог-Перун-Свентовид являлось ничто иным как древней славянской троицей Сварог-Перун-Даждьбог [3,с.54-55].
У праславян также выделялся мир Слави (Светлая Навь), который охватывает Астральный и Ментальный Миры и пребывает ниже Мира Прави и выше Мира Нави.
Славяне закон Сварога называли истиной или Правью [4,с.109].
Таким образом, можно с уверенностью констатировать, что наши предки поклонялись Истине. И этот период славянской истории никак нельзя считать языческим.
Славянские боги, как и различные мифические боги других народов, представляли собой истину и определённый духовно-нравственный эталон.
Мифы и религия насыщены символами, в связи с чем, как полагает Е.Л.Яковлева, они "никак не схватываются с рациональной точки зрения" [126,с.72-76]. Как мы считаем, напротив человек символам обозначал те или иные явления, зная язык символов, можно не только иррационально, но и рационально раскрыть суть мифа или легенды, а также понять смысл Священных писаний.
Одной из форм представления информации в нашем мире являются символы и образы [4,с.237-238], благодаря которым преднамеренно или непроизвольно зашифровываются те или иные исторические данные, наконец, истина.
С древних времён для передачи зашифрованной информации часто использовали метафору, которая в науке и философии выступает одним из методов познания [351,352].
Образы мифических богов (богов мифов) следует относить к одному из Образов Бога-Творца. При этом Бог представлен в мужском и (или) женском образах [3,с.71].
Отрицательные и жестокие образы мифических богов были созданы человеком и иными существами, о которых говорят религия и мифы, чтобы оттолкнуть людей по ряду очевидных причин от Бога, и по своей сути не являются образами Бога-Творца [3,с.148].
Из изложенного видно, что архаическая мифология берёт свою основу из истории Бога первочеловека, а значит от Абсолютной Истины, которая питает любой миф и находится в постоянном двухстороннем обмене информацией и энергией. Следовательно, довод немецкого философа К.Хюбнера о том, что миф является именно замкнутой системой не соответствует действительности.
Российский философ О.А.Карлова (родилась в 1957 г.) обращает внимание научной общественности на то, что мифология помимо сакрального аспекта несёт в себе и рациональный аспект [353,с.6-7].
С момента создания государства стала формироваться политическая мифология [348,с.89-112].
На смену древней архаичной мифологии приходит философская мифология, научная мифология, техническая мифология, мифология культуры, а также различные бытовые мифы [380,с.178-180], которые так или иначе стали уводить человека от истины.
Философия, как и наука, является одной из форм познания мира. Но почему же тогда философию не долюбливают в учебных заведениях? А потому, что человека научили вообще не размышлять и не задавать себе вопросы, а также, что он неправильно формулирует перед собой такие вопросы, как: Что такое любовь? Для чего я появился на свет? Что или кто такой Бог? Что такие душа и дух? и другие. Идеология государства и её система образования не даёт человеку возможности размышлять об этом или уводит его взгляд на бытовые и потребительские вопросы. Если бы человек стал задумываться над этими вопросами, то его пытливый ум так или иначе пришёл к познанию истины, а значит изменился бы его обывательский взгляд на мир и философию.
Современный русский философ, основатель эксцентрической философии В.В.Ванчугов (родился в 1964 г.) верно подметил, что "умным философия в помощь, а другим - в наказание" [323,с.59].
Российский философ М.Ю.Немцев (родился в 1980 г.) о принципе современного преподавания философии в ВУЗе говорит следующее: "...что даёт "философия" - основы философского образования - нефилософам?
2. Исторически подходить к миру и обществу = способность видеть и узнавать "новое", отличая его от "старого".
3. Уметь ставить вопросы о сущности, то есть обсуждать (и проблематизировать) существование или несуществование вещей, отношений, явлений, законов, норм и так далее.
4. Уметь формулировать принципы своего мировоззрения = объяснять ценностные основания своих поступков.
5. Формулировать проблемы своего мировоззрение, то есть осознавать и прояснять, чего именно я не знаю и не могу объяснить.
6. Уметь анализировать происхождение собственных идей = объяснять историю собственного мировоззрения.
Понятие "мировоззрение" здесь используется, в общем-то, интуитивно. Я не хотел бы его сейчас обсуждать, но на самом деле, более подходящего слова я сейчас найти не могу. Понятие "мировоззрение" - важная часть наследия советской философии, попользуемся им пока" [375,с.131-141].
Указанное говорит о том, что на обсуждение не выносятся важные вопросы для человека, его души и духа.
К основным философско-эстетическим идеям относят Истину, Добро, Красоту, Гармонию как непреходящие вечные ценности. Например, в своей деятельности философский факультет Казанского (Приволжского) федерального университета руководствуется девизом "1.Системное мышление; 2.Перманентное образование и Самообразование; 3.Жизнь в гармонии с самим собой и окружающим миром; 4.Следование идеалам Истины, Добра, Красоты...".
Считается, что "извечна гармония истины и красоты". Например, Рерихи наделяли Красоту сознанием и считали, что сознание Красоты спасёт мир. Аналогично мыслил русский писатель, философ Ф.М.Достоевский (30.10[11.11.]1821 - 28.01[09.02.]1881 гг.) [293]. Многие современные философы придерживаются данной точки зрения [373].
По данному поводу у нас имеется следующая притча-вопрос:
"Встретились Красота и Любовь. Обсудили как им пребывается на Земле.
Красота говорит Любви: "Я пошла опять спасать Мир"!
В ответ Любовь, переливаясь всеми вселенскими энергиями, произнесла слова в ответ "...". Как считаете, что же сказала Любовь?" (25.06.2014г., Казань).
Философия стремится к так называемой высшей гармонии, восстановлению гармонии и воссозданию "образа и подобия Божия" [356,с.329-335].
Философские понятия Истина, Добро и Красота в христианском монотеизме представлены Богом и являются абсолютными [292,с.7-8].
В философии часто истину отождествляют с ценностью или относят к одной из её категорий [152,с.30-32;257;262,с.46-54], то есть истина является предметом аксиологии. Безусловно, что истина является аксиологической категорией и относится к основной фундаментальной духовной ценности [135,с.29]. Истину также относят к социальной и личной ценности.
Религиозный мыслитель В.С.Соловьёв (16.[28].01.1853 - 31.07.[13.08.]1900 гг.) относил искусство к категории красоты, считая, что только в ней есть воплощение, в формах чувств, то совершенное содержание, которое воплощаются в добро и истину [300].
Безусловно, что понятие "истина" является одной из главных аксиологических категорий. Например, как отмечает С.В.Оболкина, "в форме культурной нормы Красота, Истина и Благо зачастую означают форму властных отношений культуры по отношению к индивидууму" [61,с.30].
В античной калокагатии, как указывает М.Ю.Прокопьева, прослеживается взаимосвязь истины с добром и красотой [43,с.30-32].
В этике выделяют нравственную истину, в основе которой лежат моральные и религиозные нормы. Критерием нравственной истины выступают Добро и Зло. Так называемая деонтическая (от греч. deon - должное, правильное) истина является основой нравственного выбора.
Указанная истина появилась с момента возникновения понятий "Добро" и "Зло".
Читая настоящее исследование, читатель обратит внимание на то, что истина так или иначе выходит на концепт "Любовь", которая является главной общечеловеческой ценностью.
Имеется и другая точка зрения относительно отнесения истины к аксиологической категории, которую озвучил современный философ М.С.Каган: "Вопреки традиционному представлению, освященному, как мы видели, авторитетом классиков русской идеалистической философии ХХ-го века и бытующему по сей день, - истина в отличие от добра и красоты не является по своей природе аксиологической категорией. Проблема эта весьма обстоятельно рассмотрена в книге Ю.Бородая "Эротика.Смерть.Табу", поэтому я ограничусь несколькими тезисами. Истина не является ценностью, ибо она не есть "значение для субъекта"; понятие "истина" употребляется и в философии, и в обыденной речи в двух значениях - онтологическом и гносеологическом; в первом она обозначает нечто, действительно существующее, подлинное, форму реального бытия ("это истинное происшествие, а не выдумка"), во втором - адекватное знание субъектом объекта ("объективная истина", в терминологии учёных). Поскольку же познание является отражением связей и отношений между объектами, гносеологическая истина есть "отношение между...", а не "отношение к..." - тогда как ценность есть "реальное отношение объекта к субъекту", а ценностная оценка - выявление отношения субъекта к объекту. Таким образом, понятия "истина" и "ценность" фиксируют два разных типа отношения. Разумеется, истина, как и ценность, порождается деятельностью субъекта, но в своем содержании она является отражением объективности, очищенным от субъективной преломленности (в той мере, конечно же, в какой это в каждой данной познавательной ситуации вообще возможно, то есть в познавательной интенции), ибо цель познания - получение такой информации об объективном мире, которая обеспечила бы успешную практическую деятельность, а для этого субъект должен устранить себя из содержания этой информации, устранить именно как субъекта, со всеми его атрибутивными свойствами, в частности, его "отношением к..." (к тому, что он познает)" [224,с.68-69].
Например, Р.А.Багаутдинов пишет, что "Действительность обретает строгую иерархию с помощью системы ценностей, которые помогают в ее оценке и отражают аспекты бытия, отличные от предлагаемых наукой. Поэтому истина не является тем понятием, с которым следует соотносить ценности, такими понятиями должны стать представления об идеальном, желаемом, нормативном. Именно идеалы, а также система ценностей, установок задают цель и смысл деятельности человека и, наконец, всей его жизни" [326,с.5-6].
А.А.Завгородный полагает, что "духовной жизни человека и общества соответствуют следующие виды духовной деятельности: религиозная, научная, творческая. С этими видами деятельности соотносятся и три идеала ценностей, к которым стремится личность: истина - адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее таковой, какова она есть, в не и независимо от сознания; добро - общее оценочное понятие, обозначающее позитивный аспект человеческой деятельности, противоположность злу; красота - совокупность качеств, доставляющих наслаждение взору и слуху человека" [114,с.41-44].
Как верно отмечает Н.А.Канаева, "Истина является одной из ключевых ценностей западной культуры, которая являлась в разных образах в истории западной философии. В истории индийской философии истина занимала такое же положение" [53,с.24-31].
Ряд авторов считают, что "категория истины и в наше время - центральное понятие гносеологии, правильной теорией истины является классическая, или корреспондентская, теория, берущая начало в трудах Аристотеля, по сравнению с которой все другие - неклассические ее теории - отягощены теми или иными "пороками субъективизма" [55,с.84-92;56,с.57].
По нашему мнению, как указывалось выше, данный тезис является спорным, так как работы Аристотеля были намного позже, чем история Первоначального Бога.
Следует также отметить, что истина пребывает в окружающем нас мире, в природе, а также в самом человеке - душе и генетической памяти. На последнее обратил особое внимание ещё саксонский философ и учёный Г.В.Лейбниц ( 21.06.[01.07.]1646 - 14.11.1716 гг.), указывая, что "идеи и истины врождены нам подобно склонностям, предрасположениям, привычкам или естественным потенциям" [173,с.49].
Русский философ Н.А.Бердяев (6 [18].03.1874 - 23.03.1948гг.) точно подметил, что истину человек может познать через трансцендентальный (богочеловеческий) опыт [204,с.14-18] и она для него цель и ценность сама по себе [245,с.188].