Асадуллина Г. Р., Искандаров Ш. Ф., Ивентьев С. И. : другие произведения.

Идентичность и духовно-нравственная консолидация общества

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Настоящая статья посвящена понятию "идентичность", в состав которого входят "Божественная идентичность" и "Духовная идентичность", которым даны авторские определения. В работе представлена авторская классификация видов идентичности, а также рассмотрена взаимосвязь идентичности с духовно-нравственной консолидацией общества, под которой понимается процесс объединения человека, его души и духа в духовную общность на основе Божественных и духовно-нравственных ценностей и общих интересов, потребностей для достижения общих разумных целей жизни и полноценного, всестороннего духовно-нравственного развития человека и общества. Отмечено, что основой консолидацией общества выступает также менталитет народа. Исходные данные статьи: Асадуллина Г. Р., Искандаров Ш. Ф., Ивентьев С. И. Идентичность и духовно-нравственная консолидация общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы: материалы XI Международной научно-практической конференции. Иркутск, 24 февраля 2025 г. / под общ. ред. О. А. Полюшкевич. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2025. - С. 291-300. ISBN 978-5-9624-2360-9


   Исходные данные статьи:
   Асадуллина Г. Р., Искандаров Ш. Ф., Ивентьев С. И. Идентичность и духовно-нравственная консолидация общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы: материалы XI Международной научно-практической конференции. Иркутск, 24 февраля 2025 г. / под общ. ред. О. А. Полюшкевич. - Иркутск : Издательство ИГУ, 2025. - С. 291-300.
   ISBN 978-5-9624-2360-9
  
   УДК 159,923.2,177, 316.4
   ББК 60, 88.351.2

Асадуллина Г.Р., Уфа, Россия

Искандаров Ш.Ф., Душанбе, Республика Таджикистан

Ивентьев С.И., Казань, Россия

  

Идентичность и духовно-нравственная консолидация общества

  
   Аннотация: настоящая статья посвящена понятию "идентичность", в состав которого входят "Божественная идентичность" и "Духовная идентичность", которым даны авторские определения. В работе представлена авторская классификация видов идентичности, а также рассмотрена взаимосвязь идентичности с духовно-нравственной консолидацией общества, под которой понимается процесс объединения человека, его души и духа в духовную общность на основе Божественных и духовно-нравственных ценностей и общих интересов, потребностей для достижения общих разумных целей жизни и полноценного, всестороннего духовно-нравственного развития человека и общества. Отмечено, что основой консолидацией общества выступает также менталитет народа.
   Ключевые слова: Бог, человек, дух человека, душа человека, духовность, нравственность, менталитет, ментальность, консолидация, духовно-нравственная консолидация, ценности, идентичность, Божественная идентичность, духовная идентичность, классификация, общество.
  

G.R. Asadullina, Ufa, Russia

S.F. Iskandarov, Dushanbe, Republic of Tajikistan

Iventev S.I., Kazan, Russia

Identity and spiritual and moral consolidation of society

   Summary: This article is devoted to the concept of "identity", which includes "Divine identity" and "Spiritual identity", which are given the author's definitions. The paper presents the author's classification of types of identity, and also examines the relationship of identity with the spiritual and moral consolidation of society, which is understood as the process of uniting a person, his soul and spirit into a spiritual community based on Divine and spiritual and moral values and common interests, needs to achieve common reasonable goals of life and a full-fledged, comprehensive spiritual and moral human and social development. It is noted that the basis for the consolidation of society is also the mentality of the people.
   Key words: God, man, human spirit, human soul, spirituality, morality, mentality, mentality, consolidation, spiritual and moral consolidation, values, identity, Divine identity, spiritual identity, classification, society.
  
   "Идентичность (от лат. idem - тот же самый) - тождественность, одинаковость, полное совпадение что-нибудь с чем-нибудь" [25, с.170].
   По мнению Э.А. Орловой, "идентичность" и близкие к нему термины в философском смысле (в русскоязычном классическом переводе и употреблении - "тождество") имеют длительную историю, начиная с древних греков и вплоть до настоящего времени. В контексте христианской метафизики они трактовались с точки зрения традиционной дихотомии "души" и "тела" [21, с. 89].
   Как пишет Н.Л. Полякова, "идентичность" - понятие, интенсивно и широко используемое в современной социологии, социальной психологии, социальной философии и антропологии. Оно находится в одном семантическом ряду с такими понятиями как "личность", "самость", "субъективность", "индивид" [22, с. 23].
   Например, Е.Ю. Котиди отмечает, что "фундаментальный парадокс идентичности заключен в самом понятии. С одной стороны, термин "идентичность" предполагает схожесть, одинаковость, нечто уникальное и постоянное в каждом из нас, с другой - подразумевает отношения с коллективом или социальной группой. Человек, с одной стороны, ищет себя, с другой - пытается найти связь с другими на основе социальных, культурных, биологических характеристик, каких-то общих ценностей и интересов. Я как "идентифицированная" личность являюсь творением моей уникальной биографии и в то же время продуктом того, с кем я общаюсь и в каких социальных ситуациях оказываюсь. Считается, что поиск собственной идентичности - центральная задача периода взросления. Идентичность означает осознание человеком тождественности самому себе, непрерывности во времени собственной личности и связанное с этим ощущение, что другие также признают это. Если идентичность - состояние, то процесс его формирования - идентификация" [16, с. 71].
   Человек, так или иначе, всегда сталкивается с проблемой идентичности, которая появилась с неуважением, расслоением людей на социальные группы (касты), разделением людей на "своих" и "чужих", и возникновением неравенства.
   Зачатки неуважения человеком других людей появились тогда, когда некоторые люди стали считать себя исключительными и выше других, чуть не богоизбранными людьми, с которыми, по их мнению, напрямую может или должен общаться Бог-Творец, стали искусственно производить человеческое "расслоение" и создавать так называемые социальные касты (социальные группы: вожди, жрецы, фараоны, рабовладельцы, воины, рабы и др.), а также разделять людей на "своих" и "чужих". Власть имущие стали проводить политику колониализма и уничтожения "чужих" (неугодных) людей, их культуры и ценностей [11, с. 172-179].
   Верно указывает Е.Ю. Котиди, что "фундаментальной базой для проблемы идентичности становится оппозиция "мы - они", или "свои - чужие". Поэтому важнейшей задачей нашего времени является изучение путей и способов взаимодействия "своего" и "чужого" в диалоге культур" [16, с. 74].
   Изучение причин проблемы идентичности позволит найти эффективные пути решения человеческих конфликтов, что определяет актуальность и востребованность настоящего исследования.
   В целом выделяют следующие виды (типы) идентичности: духовная, возрастная (подростковая идентичность, молодёжная идентичность и пр.), гендерная, классовая, расовая, национальная, региональная, этническая, религиозная / конфессиональная (православная и пр.), межкультурная, политическая, гражданская, социальная, родовая и другие [4, с. 285-291; 15, с. 89-103; 16, с. 74; 24, с. 95-104]. В данном случае критерием подразделения по видам идентичности выступают определённые основания (признаки, категории): конфессия, профессиональная или этническая группа, регион, политическое движение, вид идеологии и т.д.
   В связи с тем, что отсутствует единая классификация всех существующих видов идентичности, необходимо провести объединение всех разрозненных и неполных классификаций, что будет предпринято в настоящей работе.
   Авторами понятие "идентичность" подразделяется по следующим видам в соответствии с ниже поименованными признаками:
   1.По субъекту (принадлежности).
   1.1.Божественная (Бог, Аллах, Шива).
   1.2.Человеческая.
   1.2.1.Духовная (душа).
   1.2.2.Телесная.
   1.3.Другие живые существа.
   1.4.Другие.
   2.По возрасту.
   2.1.Подростковая.
   2.2.Молодёжная.
   2.3.Другие.
   3.По половому признаку (гендерная идентичность).
   3.1.Мужская.
   3.2.Женская.
   4.По подлинности.
   4.1.Подлинная (истинная) идентичность.
   4.1.Фальшифая (лживая).
   5.По национальному (этническому) признаку.
   5.1.Национальная.
   5.1.1.Русская.
   5.1.2.Татарская.
   5.1.3.Другие.
   5.2.Этническая.
   5.2.1.Определённого этноса.
   6.По религиозному признаку (религиозная (духовная) или церковная идентичность).
   6.1.Христинаская.
   6.1.1.Православная.
   6.1.2.Католическая.
   6.1.3.Протестанская.
   6.1.4.Другие.
   6.2.Исламская.
   6.3.Языческая.
   6.4.Оккультная.
   6.5.Другие.
   7.По социальному признаку (социальная идентичность).
   7.1.Классовая.
   7.1.1.Рабовладельческая.
   7.1.2.Капиталестическая.
   7.1.3.Монархическая (царская).
   7.1.4.Олигархическая.
   7.1.5.Жреческая.
   7.1.6.Другие.
   7.2.Принадлежность к определенной социальной группе.
   7.2.1.Корпоративная (блоковая).
   7.2.2.Военная.
   7.2.3.Профессиональная (государственные служащие, чиновники, депутаты, судьи, преподавательская / педагогическая, ремесленники и пр.).
   7.2.4.Школьная.
   7.2.5.Студенческая.
   7.2.6.Этническая (национальная).
   7.2.7.Политическая (политическая партия/движение).
   7.2.8.Спортивная.
   7.2.9.Другие.
   8.По количественному признаку.
   8.1.Индивидуальная (персональная).
   8.2.Коллективная.
   9.По направленности (полярности).
   9.1.Положительная.
   9.2.Негативная (отрицательная).
   10.По семейному признаку.
   10.1.Родовая.
   10.2.Племенная.
   10.3.Клановая.
   10.4.Другие.
   11.По сфере деятельности.
   11.1.Государственная.
   11.2.Политическая.
   11.3.Научная.
   11.4.Криминальная (террористическая, воровская, коррупционная и пр.).
   11.5.Другие.
   12.По территориальному признаку.
   12.1.Региональная.
   12.2.Местная.
   12.3.Другие.
   13.По культурному признаку (культурная идентичность).
   13.1.Определенной культуры (русская, грузинская и пр.)
   13.2.Межкультурная.
   13.2.Другие.
   14.По идеологическому признаку (идеологическая идентичность).
   14.1.Государственная.
   14.2.Религиозная.
   14.3.Корпоративная.
   14.4.Другие.
   15.По профессиональному признаку (профессиональная идентичность).
   15.1.Определенной профессии (служащие, рабочие, адвокаты, нотариусы, судьи, индивидуальные предприниматели, спортсмены и пр.).
   16.Принадлежность к государству (гражданская идентичность).
   16.1.Российская.
   16.2.Другие.
   17.По происхождению.
   17.1.Естественная (Божественная, родовая идентичность).
   17.2.Искусственная (требует постоянной поддержки, например, блоковая или государственная).
   17.3.Смешанная.
   18.По расовому признаку (расовая идентичность).
   18.1.Европеоидная.
   18.2.Монголоидная.
   18.3.Негроидная.
   18.4.Азиатско-американская.
   18.5.Другие.
   19.Отношение к другим.
   19.1.Солидарная идентичность.
   19.2.Другие
   20.Прочие.
   Как отмечает П.К. Дашковский, этническая (национальная) самоидентификация взаимосвязана с понятиями ментальности и менталитета того или иного народа [8, с. 36-40].
   Под менталитетом (лат. mentis - душа, дух, ум) понимают "устойчивую совокупность предпочтений, складывающихся на уровне коллективного сознания вокруг традиционно признаваемых образцов, стандартов и эталонов" [19, с. 25-26].
   Менталитет - феномен правосознания, область сознательного и бессознательного, носитель определённых ценностей [20, с. 48-59].
   В русской философии до современного концепта "менталитет" использовали понятие "духовная структура общества", а также такие категории, как "национальный характер", "национальная душа", "национальная сознание" [9, с. 19-25].
   Под ментальностью мыслится образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы [25, с. 263].
   Менталитет - "духовная форма", а ментальность - "проявление" [9, с. 19-25].
   По мнению авторов, менталитет народа - это Божественные, духовные, психические, эмоциональные и нравственные свойства и качества, энергетика, образ мыслей и способ мышления, мировосприятия, уровень подсознательного и сознательного и характер определённого народа, совокупность Божественных, духовно-нравственных и умственных навыков человека, моральных, национальных и культурных установок, формируемых душой и духом людей, коллективным разумом и душой народа, национальными культурой и ценностями в процессе социализации и становления этноса (нации).
   Идентичность, как и менталитет, выступает одним из важных элементов консолидации социальной группы (этноса, рода, племени), общества и государства.
   В целом таким видам идентичности, как гражданской, национальной, религиозной, политической, социальной, посвящено достаточное количество литературы.
   Некоторые виды идентичности проникают и взаимосвязаны между собой. Например, религия участвовала и участвует в формировании национальной (этнической) идентичности, которая базируется на ментальной, религиозной и культурной идентичности.
   Научную ценность для нас представляют концепты "Божественная идентичность" и "Духовная идентичность", которые очень важны для человеческого бытия, т.к. позволяют человеку понять смысл своей жизни на земле и определить правильный путь развития человеческого общества.
   В научной (светской) литературе мало обращается внимание Божественной и духовной идентичности, с которыми связана духовная сущность человека, под которой всегда верно мыслилась его душа и дух [6, с. 191-198].
   Под духом человека подразумевается эманация (лат. emanatio - истечение, распространение) Бога, а под душой человека - Божественная и духовно-нравственная ценность, совершенно самостоятельное духовное Разумное Энергетическое Существо (Суть), способное жить без тела человека, бессмертное Творение Бога  [2, с. 21-29].  Многими светскими исследователями (материалистами) под последними мыслится сознание и подсознание человека [1, с. 401-407]. 
   Согласно религиозной теории творения (креационизм) (от лат. creatio - творение), человек был сотворён Богом по своему образу и подобию, и люди являются Его детьми (Библия Быт. 1:26; Коран 7:11) [3; 10; 17].
   "Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться" (Библия Пос. к. Рим. Св. ап. Павла, 8:16-17) [3].
   Понятие "Божественная идентичность" впервые появилось в религии.
   Про Божественную идентичность описывается в святоотеческом троичном богословии, в котором "Единый Бог антиномически предстает перед человеком как три Божественных Лица, конституирующих Свою идентичность в ипостасных отношениях" [26, с. 65].
   Понятие "Божественная идентичность" как подлинная идентичность присутствует в индуистской тантрической сотериологии (от греч.  - спасение и учение) [23, с. 205]. Считается, что основной целью тантрического культа является освобождение и идентификация адепта с высшей энергией самосознания в её источнике (Боге, Шиве) [23, с. 206].
   Божественная идентичность представлена и определяется Самим Богом, а также духом человека как эманации Бога.
   В нашем понимании Божественная идентичность - это есть Бог, Его восприятие и отношение ко всему существующему во Вселенной.
   Человек являет Творением и Фракталом Бога [12, с. 96], а значит, первый может однозначно говорить о своей Божественной идентичности.
   Религиозная идентичность представляет собой принадлежность человека к определённой религии, а также определённый набор отношений между верующим и религией, религиозным учреждением [5, с. 78-81].
   "Духовная идентичность рассматривается в православии через апелляцию к религиозной традиции, соотносится со сформировавшимся в прошлом нравственным императивом и социально-правовым кодексом" [18, с. 147].
   В основе духовной идентичности государства заложены традиции предков, религия, духовно-нравственные ценности и культура [18, с. 150].
   Так, в иерархии общечеловеческих ценностей выделяют: 1. Божественные ценности (Бог, Любовь, Божественные энергия и информация, Сотворчество); 2. Духовно-нравственные ценности (Вера в Бога, религия, мораль (нравственность), этика и творчество); 3. Витальные (биологические) ценности; 4. Социальные ценности [14, с. 300-305].
   В научной литературе под духовной идентичностью понимаются религиозные чувства, связанные с личным отношением к Богу, выражаемые в молитве и религиозных практиках [24, с. 95-104].
   Вышеуказанные интерпретации духовной идентичности базируются на религии и не учитывают наличие у человека души.
   По нашему мнению, современное определение понятия "духовная идентичность" не раскрывает в полном объёме сущность данного концепта.
   Авторы под духовной идентичностью понимают отношение и чувства человека и его души к Богу как к своему Творцу, духовную природу людей, духовную взаимосвязь с другими людьми и творениями Бога, а также отнесения себя к той или иной религии (учению) человеческой цивилизации.
   В любом обществе и государстве важным является "духовно-нравственная консолидация граждан, под которой мыслится "процесс объединения человека, его души и духа в духовную общность на основе Божественных и духовно-нравственных ценностей и общих интересов, потребностей для достижения общих разумных целей жизни и полноценного, всестороннего духовно-нравственного развития человека и общества" [13, с. 30-31].
   Основой духовно-нравственной консолидации общества выступают Божественные и духовно-нравственные ценности человека.
   Духовно-нравственная консолидация базируется на деятельности души и духа каждого человека любого общества [7, с. 14-21]. Следует добавить, именно активной, а не пассивной деятельности души и духа (духовной личности человека).
   На духовном плане человечество объединено единством человеческих душ, скрепами которого выступают Бог и Любовь [7, с. 14-21].
   Обращается внимание на то, что в духовно-нравственной консолидации общества ключевая роль отводится воспитанию и образованию [7, с. 14-21].
   Духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации возможна и происходит благодаря базовым духовно-нравственным, национальным и традиционным ценностям [7, с. 14-21].
   Российское общество консолидируют Божественные и духовно-нравственные ценности, единая многовековая история [7, с. 14-21], российская земля, а также российский (русский) менталитет.
   Консолидация народа в других странах происходит на своих национальных и этнических ценностях, а также традициях.
   Таким образом, в ходе изучения предмета исследования были даны авторские определения концептам "Божественная идентичность" и "Духовная идентичность", т.е. расширен понятийный аппарат, что позволяет по-новому взглянуть на человека и понятия "идентичность", "консолидация", разобраться в причинах различных конфликтов, а также авторами была раскрыта взаимосвязь новых понятий с духовно-нравственной консолидацией общества.
  
  

Список литературы

   1. Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И., Шкуран О.В. Духовно-нравственный смысл деятельности как фактор консолидации молодёжи и общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы: материалы VII Международной научно-практической конференции / ФГБОУ ВО "ИГУ"; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. Иркутск: Издательство ИГУ, 2021. С. 401-407.
   2. Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Национальная духовная культура и душа человека // Башкирская духовная жизнь в поликультурном пространстве: прошлое, настоящее и будущее: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне (г. Уфа, 21.05.2020 г.) / отв. ред. Г.С. Кунафин. Уфа : РИЦ БашГУ, 2020. С. 21-29.
   3. Библия: каноническая, русский синодальный перевод. - М.: Российское Библейское общество, 2007. 1057 с.
   4. Бондаренко О. В., Леонова М. С. Религиозная идентичность: экспликация понятия // Гуманитарные и социальные науки. Сер. Социология. 2010. ! 6. С. 285-291.
   5. Вавилова Е.Ю., Хандурова Е.Н. Религиозная идентичность: современные подходы // Инновационная наука. 2018. ! 7-8. С. 78-81.
   6. Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Духовно-нравственный и правовой аспекты свободы личности в цифровую эпоху // Цифровые технологии и право: сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции (г. Казань, 23.09.2022 г.) / под ред. И.Р. Бегишева, Е.А. Громовой, М.В. Залоило, И.А. Филиповой, А.А. Шутовой. В 6 т. Т. 4. Казань: Изд-во "Познание" Казанского инновационного университета, 2022. С. 191-198.
   7. Данакари Л. Р., Ермоченко К. П., Ивентьев С. И. Духовно-нравственная консолидация российского общества // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы : материалы VIII Международной научно-практической конференции. Иркутск, 21.02.2022 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. Иркутск: Издательство ИГУ, 2022. С. 14-21.
   8. Дашковский П.К. К вопросу о соотношении категорий "менталитет" и "ментальность": историко-философский аспект // Философские дескрипты. 2002. Вып. 2. С. 36-40.
   9. Забелина Н.А. Менталитет и ментальность // Теория языка и межкультурная коммуникация. 2007.  ! 1. С. 19-25.
   10. Закон Божий. Сергиев Посад: Издание Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2008. 722 с.
   11. Искандаров Ш.Ф., Шкуран О.В., Ивентьев С.И. Проблема уважения к человеку и религия // Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего: Сборник материалов регионального этапа XXXII Международных Рождественских образовательных чтений (Псков, 8-10.12.2023 г.) / под редакцией Герасимовой И.В. Псков: Псковский государственный университет, 2023. С. 172-179.
   12. Ивентьев С.И. Наш Бог-Творец. Новосибирск: СИБПРИНТ, 2014. 228 с.
   13. Искандаров Ш.Ф., Данакари Л.Р., Ермоченко К.П., Ивентьев С.И. Духовно-нравственная консолидация общества и проблема уважения человека // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, перспективы: материалы IX Международной научно-практической конференции. Иркутск, 20 февраля 2023 г. / ФГБОУ ВО "ИГУ" ; под общ. ред. О.А. Полюшкевич. Иркутск: Издательство ИГУ, 2023. С. 30-38.
   14. Ивентьев С.И. Современные духовно-правовые ценности // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / Под общ.ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство НГТУ, 2011. С. 300-305.
   15. Ковалева А.И. Разновидности социальной идентичности: подходы к классификации // Знание. Понимание. Умение. 2019. ! 4. С. 89-103.
   16. Котиди Е.Ю. Проблема идентичности: история и современность // Вестник РУДН. Серия Философия. 2009. ! 4. С. 69-75.
   17. Коран / АН СССР, Ин-т востоковедения; Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского; ред. В.И. Беляев; авт. предисл. П. Грязневич, В. Беляев. М.: Наука, 1986. 727 с.
   18. Морозов Е.М. Концепт идентичности в социально-политической дискурсе Русской Православной Церкви // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2017. ! 23 (4). С. 147-168.
   19. Мартишина Н.И. Менталитет и ментальность // Омский научный вестник. 1998. ! 5. С. 25-26.
   20. Мухамеджанова Л.А., Ермоченко К.П. и др. Роль правовой и нравственной культуры в воспитании и образовании молодёжи // Третьи международные теоретико-правовые чтения имени профессора Н. А. Пьянова: материалы конференций 5, 20 и 26 ноября 2021 г. / отв. ред. и сост. М. Ю. Спирин; [науч. ред. С. А. Комаров, И. А. Кузьмин]. Иркутск: Межрегиональная ассоциация теоретиков государства и права, 2022. С. 48-59.
   21. Орлова Э.А. Концепции идентичности/идентификации в социально-научном знании // Вопросы социальной теории. 2010. Том IV. С. 87-110.
   22. Полякова Н.Л. "Идентичность" в современной социологической теории // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2016. ! 22 (4). С. 22-42.
   23. Пахомов С.В. Принцип единства в сотериологии индуистского тантризма // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2019. Том 20. Выпуск 1. С. 205-214.
   24. Рыжова С.В, Хухлаев О.Е., Гриценко В.В., Константинов В.В. Структура религиозной идентичности современной православной молодёжи // Психологический журнал. 2018. Том 39. ! 4. С. 95-104.
   25. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2009. 570 с.
   26. Чурсанов С.А. Личностная парадигма православного богословия XX-XXI веков и естественная религиозно-философская мысль // Христианское чтение. 2020. ! 5. С. 65-80.
  
  
   Асадуллин Гузелия Рауфовна - кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры социологии и работы с молодёжью Уфимского университета науки и технологии, Уфа, Россия, E-mail: asadullina-guzeliya@yandex.ru
  
   Искандаров Шарафджон Фахриддинович - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры прав человека и сравнительного правоведения юридического факультета Таджикского национального университета, Душанбе, Республика Таджикистан, E-mail: isharafjon@mail.ru
  
   Ивентьев Сергей Иванович - юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и религиозных отношений ООО "ДЭЛИЛ", член РФО, г. Казань, Россия, E-mail: sergei-zsk@mail.ru
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"