Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Рецензия на статью С.А.Хмелевской "религия как форма постижения бытия"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Дана рецензия статье, в которой рассматривается актуальный вопрос, касающийся познания бытия, в котором религия выступает его одной из форм. Отмечено, что в работе преднамеренно используется понятийный хаос, чтобы увести человека от Истины.


  
  

РЕЦЕНЗИЯ

на статью С.А.Хмелевской "Религия как форма постижения бытия"

(E-mail:  xmelevsk@mail.ru)

  
   Светлана Анатольевна Хмелевская (род.30.10.1960 г.), доктор философских наук, профессор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, на обсуждение научной общественности вынесла актуальный вопрос, касающийся познания бытия, в котором религия выступает его одной из форм [1, с.178-190].
   В названии статьи автором целенаправленно употребляется слово "постижение", которое было ею же введёно в оборот философии (теории познания), а не "познание".
   С.А.Хмелевская под постижением мыслит "культурно-историческое получение знания, при этом само знание трактуется предельно широко, включая сюда и гносеологический, и аксиологический, и праксеологический его аспекты"  [1, с.179; 4, с.105]. При этом она не отрицает, что "постижение в данном случае означает и познание бытия с целью получения рефлективного знания о нём, и его осмысление с позиций ценностного (валюативного) знания" [1, с.180].
   В своей работе "Философия. Учебное пособие" С.А.Хмелевская пишет следующее: "В самом общем плане познание - это процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, это деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов действительности. Соответственно результат этого процесса - знания" [6, с.65].
   Глагол "постигает" и существительное "постижение" больше связаны с интеллектом, т.е. выражают внешнее действие ума человека, что ближе к науке. В свою очередь, существительное "познание" по своему смыслу наиболее ёмче, чем понятие "постижение", оно связано с внешним, внутренним воздействием и восприятием ума, души и духа человека. Не зря говорят: "познать Бога", "душа познала", "познал её" и пр.
   Преднамеренно созданная С.А.Хмелевской понятийная путаница в рецензируемой статье и других её работах уводит и оставляет вне осмысления душу и дух человека. Возможно, что здесь сказывается советская секулярная идеология в обучении автора.
   Словосочетание "постижение бытия" нельзя считать революционным научным продвижением (открытием) и так называемым ноу-хау (от англ. know how - "знать как") автора.
   По нашему мнению, использование словосочетания "постижение бытия" - один из путей увода человека от Истины.
   Итак, Душа человека - это Божественная и духовно-нравственная ценность и нематериальное благо человека [8, с.153].
   Дух человека - эманация Бога [7, с.352].
   Душа человека связана с Богом (иррациональным) и человеческим сознанием (рациональным).
   Основные права и свободы души и духа человека были зафиксированы в четвёртом и пятом поколениях прав человека [9, с.161-163].
   Следует отметить, что "все мировые религии указывают на бессмертие души человека, как неоспоримую божественную истину" [11], что также было закреплено в пятом поколении прав человека [10, с.43].
   Рецензируемая статья не рассматривает взаимосвязь религии с душой и духом человека, что говорит о близоруком освещении исследуемой темы.
   Автор отмечает, что "религия не просто создает образы, но придаёт им психологическую окрашенность, связывает их с сильными эмоциональными переживаниями" [1, с.184].
   Неверно автор указывает, что религия формирует имагинативный (от лат.imago - образ, англ. imagination - воображение) мир, "созданный по логике воображения, в котором действуют свои специфические законы и правила" [1, с.179].
   В психологии под имагинативным понимают психический процесс, связанный с воображением (фантазией) [3, с.174].
   Некоторые авторы имагинацию связывают с абстракцией [2, с.232].
   Для С.А.Хмелевской только наука является "реалистической формой постижения бытия" [5, с.4].
   В своей работе автор фактически говорит о том, что религия представляет собой воображаемую и фантастическую деятельность человека.
   Религия констатирует факт наличия духовного мира, можно сказать, отражает иные невидимые миры, а не формирует их в своём воображении, как это неверно, поспешно и безапелляционно считает С.А.Хмелевская.
   Кроме того, религия, включая и мифологию, работала и работает уже со сформированными до неё образами.
   Как нами отмечалось, издревле человек владел наукой образности, которая позволяет человечеству управлять информацией (знаниями) в своих образах и мыслях [7, с.267].
   Автор рецензируемой статьи не исследовала следующие архиважные для человечества вопросы: Кто сформировал образы материального и духовного миров и их материализовал? Каков механизм (алгоритм) материализации созданных человеком образов? Что такое наука образности?
   С.А.Хмелевская проанализировала научно-философское понятие "религия", по-своему раскрыла её структуру, которая, по мнению автора, состоит из социального, гносеологического и психологического блоков [1, с.180-188].
   Автор пишет: "Обретённое в религии рефлективное знание (как и
аналогичное знание, полученное в других формах постижения бытия) должно пройти проверку на гносеологическую истинность, но и в случае отрицательного результата такой проверки отношение глубоко верующего человека к Богу, сакральному миру, скорее всего не изменится" [1, с.180]; "Что касается осмысления религиозных
знаний с позиций гносеологической истинности, то, во-первых
, последняя применима только к рационально-понятийным формам выражения знания" [1, с.186]. Указанное говорит о том, что иррациональные религиозные знания, по мнению автора, не могут пройти проверку на гносеологическую истинность.
   С.А.Хмелевская попыталась проверить гносеологическую истинность религии и религиозных знаний, используя только классическую (корреспондентскую) теорию истины в ущерб всестороннего и качественного исследования [1, с.186].
   Верно ли мнение С.А.Хмелевской, что религия - форма постижения бытия? Безусловно, для неё самой - определённо да, но не для Истины.
   Согласно энергоинформационной теории истины, под истиной следует понимать Божественную, духовную и материальную (физическую) информацию (энергию), критерием которой выступают душа и дух человека [10, с.106].
   Таким образом, статью С.А.Хмелевской "Религия как форма постижения бытия" нельзя отнести к междисциплинарному и всестороннему исследованию.
   Рекомендуем впредь Светлане Анатольевне не дробить и не рассматривать отдельно друг от друга так называемые формы познания бытия, а также не создавать понятийный хаос для увода человека от Истины.
   Надеемся, что высказанные недостатки статьи будут учтены автором при написании аналогичных работ.
  
  

Список литературы

  
   1.Хмелевская С.А.Религия как форма постижения бытия // Идеи и Идеалы. - 2017. - N 3 (33). - Т.1. - С.178-190.
   2.Петросов Т.А.Проблемы корреляции реальности медиа и медиатехнологий со сферой имагинации//Гуманитарий Юга России. - 2016. - N. 3. - Т.19. - С.230-236.
   3.Большой психологический словарь/Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. - М.: Прайм-Еврознак, 2003. - 672 с.
   4.Хмелевская С. А.Темпомиры форм постижения бытия//Социально-политические науки. - 2012. - N 4. - С.105-109.
   5.Хмелевская С.А. Наука как форма постижения бытия // Акценты. Актуальные проблемы общественных наук. - 2013. - Выпуск 11. - С. 4-19.
   6.Хмелевская С.А.Философия. Учебное пособие. - М.: ПЕР СЭ, 2002. - 165 с.
   7.Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография/С.И.Ивентьев. - Новосибирск: ООО агентство "СИБПРИНТ", 2012. - 357 с. URL: http://econf.rae.ru/article/7171
   8.Ивентьев С.И.Духовно-нравственный и правовой аспект сделки купли-продажи души человека//Справедливое общество - основа общественного здоровья: сборник научных статей / ред. В.Н. Аргунова; сост: А.Е. Антипова,С.В. Бояринцева, А.А. Лушавина, У.В. Куприна, А.Н.Нурутдинова. - СПб: Культурно-просветительское товарищество, 2017. - С.153-164.
   9.Гузенко С.С.Духовно-нравственные права человека. Семья// Исследовательская деятельность студента как фактор развития и реализации потенциальных и творческих возможностей специалиста: сборник материалов студенческой научно-практической конференции с международным участием/под ред.Л.А.Кочемайкиной. - Омск: Изд-во АНО ВО "Омский экономический институт", 2016. - С.161-163.
   10.Ивентьев С.И.Истина. - Новосибирск: ООО "Агентство СИБПРИНТ". - 384 с.
   11.Мальцев Н.Н.Бог и Вселенная. Философия науки и веры. - М.: Алгоритм, 2014. - 480 с.
  
  
   21 апреля 2018 г.
  
   Советник Российской Академии Естествознания,
   член Российского Философского Общества,
   юрист Ивентьев С.И.
  
  

Оценка: 2.00*3  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"