Со временем каждый человек задаёт себе вопрос: что такое Истина? На этот вопрос человечество ищет ответ уже много тысячелетий. Автор книги также попытался ответить на него. В работе при исследовании категории "истина" использован междисциплинарный подход. Настоящая работа предназначена для всех тех, кому небезынтересны духовные основы нашего Бытия и познание Истины.
На обложке книги размещён фрагмент фрески "Афинская школа", написанной Рафаэлем в 1508г. в папском дворце Ватикана. В центре фрески изображены два самых популярных в древности философа Платон и Аристотель.
љ Ивентьев Сергей Иванович, 2015 г.
В знак искренней любви
настоящая книга посвящается нашему Богу-Творцу, Который является Первоисточником Истины и Абсолютной Истиной
1.1.БОГ И ИСТИНА
"Истина от Бога, а правда от людей".
"Бог - это Высший разум, Первопричина всего и вся" [49].
"Бог без движения тоже мёртв" [5,с.4].
Как нами указывалось в книгах "Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека", "Наш Бог-Творец", у Бога много Священных имён: Любовь, Истина, Свет, Отец Небесный, Святой Отец, Первый Источник (Первоисточник), Всевышний, Центр Вселенных, Логос, Яхве, Творец, Демиург, Абсолют, Создатель, Элохим, Адонай, Саваоф, Иегова, Господь, Харе Кришна, Промыслитель и другие [3,с.213;4,с.52].
Перечисленные имена Бога тождественны. Следовательно, Бог - Любовь - Истина - Свет - Отец Небесный - Святой Отец - Первый Источник (Первоисточник) - Всевышний - Центр Вселенных - Логос - Яхве - Творец - Демиург - Абсолют - Создатель - Элохим - Адонай - Саваоф - Иегова - Господь - Харе Кришна - Промыслитель ...
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Иоан.1:1-5).
Слово - это, прежде всего, озвученная мысль или информация, обладающая силой материализации, выраженная в текстовом или ином представлении [4,с.215]. Из Библии следует, что Бог - это Слово, а значит Бог наделён вселенской силой материализацией.
Источник премудрости - слово Бога Всевышнего,
и шествие ее - вечные заповеди (Сир.1:5).
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца (Иоан.1:14).
Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
и познаете истину, и истина сделает вас свободными (Иоан.8:31-32).
Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина (Иоан.17:17).
У каждого пытливого читателя возникают следующие вопросы: "Есть ли первоначальная и абсолютная истина? Как можно понять истину, которой обладает Бог? Бог - это Истина? Являются ли Любовь, Свет и Абсолют Истиной?"
Чтобы попытаться ответить на эти вопросы и другие, которые из них вытекают, необходимо обратиться к истории Бога, которая представляет собой следующие этапы:
1.Бог первочеловека или Первоначальный Бог (Бог-Творец);
2.Бог мифов, легенд (Мифический Бог);
3.Бог греческих философов;
4.Бог откровений или религий;
5.Бог философов, писателей (поэтов) и науки [3,с.15].
Первоначальная истина существовала в период Бога первочеловека, то есть находилась у человека и Бога, Который является Абсолютной Истиной.
Абсолютная Истина напрямую связана с вечной жизнью.
Иисус сказал... Я есмь путь и истина и жизнь;
никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин.14:6)
Ш.Г.Аскеров при математическом доказывании существования Бога пришёл к следующему выводу: "Кто может обладать бесконечным и абсолютным объёмом знаний? Можно полагать, что таким объемом знаний обладает только всемогущий Бог" [36]. А это означает, что истина является истоком или первоисточником.
Первоначальная истина нашла своё отражение в мифах и легендах, религии и эзотерике, которые являлись летописями определённых исторических фактов, человеческой культуре, поиском и её моделированием занимаются философия и наука, создавая множество теорий и учений о конкретной исторической истине, то приближая, то отдаляя человека от первоначальной истины. Например, на Руси "все земные сущности и видимости являли собою образы или иконы небесного невидимого и сакрального мира" [76,с.5-14], то есть первоначальную истину.
Как отмечает О.А.Максимчик, "Будучи мыслительной единицей, находящийся в фокусе нашего внимания, концепт истина является частью общей картины мира и имеет специфическую репрезентацию в языке на современном этапе его развития. Представления об истине как отражении объективной действительности существуют в общественном сознании с древнейших времен, в языковом сознании истина представляет собой обыденный аналог соответствующего логического понятия: истинно то, что соответствует объективной действительности... Являясь ментальной сущностью высокой степени абстрактности, концепт истина попадает у разных исследователей в группу нравственных, культурных, культурно-философских, метафизических, общефилософских, телеономных концептов, духовных сущностей, элементов духовной культуры человека, созданных им для понимания самого себя и своего места в мире и т.п... Мы определяем концепт истина как общечеловеческий нравственный суперконцепт, мировоззренческую универсалию" [66,с.154-158].
Хотелось бы обратить особое внимание на тот факт, что науке свойственно пересматривать устаревшие теории, чего не наблюдается в теологии (греч. Θεολογία, от Θεός - Бог и λόγος - слово, учение), которая признаёт роль веры в научном познании [78]. В данном случае можно понять кто находится ближе к первичной истине.
Некоторые исследователи полагают, что мифология ("религия Сердца") внеисторична, а религия ("мифология Ума") - исторична [74]. Указанное говорит о том, что история Бога первочеловека также внеисторична, пребывает вне временных рамок, а значит обладает абсолютной свободой. Это "время" религия называет Раем. Несмотря на это, человек, мысля о Боге, придаёт постоянно историко-временной характер некоторым событиям человеческой цивилизации.
"и познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин.8:32).
Сейчас становятся понятными сказанное в Библии и слова русского философа Н.А.Бердяева (6 [18].03.1874 - 23.03.1948гг.): "Человек, фанатизированный какой-либо идеей, как единоспасающей, не может искать истины. Искание истины предполагает свободу. Истины нет вне свободы, истина дается лишь свободе. Вне свободы есть лишь польза, а не истина, лишь интересы власти. Фанатик какой-либо ортодоксии ищет власти, а не истины. Истина не дана готовой и не воспринимается пассивно человеком, она есть бесконечное задание. Истина не падает сверху на человека, как какая-то вещь. И откровение истины нельзя понимать наивно-реалистически. Истина есть также путь и жизнь, духовная жизнь человека. Духовная же жизнь есть свобода и её нет вне свободы" [75].
Французский педагог Ипполит Леон Денизар-Ривайлем (псевдним Аллан Кардек) фактически ответил на часть наших вопросов в своём диалоге: "Где можно найти доказательства существования Бога? "В аксиоме, коию вы применяете в своих науках: "нет следствия без причины". Ищите причину всего того, что не есть дело человеческое, и ваш разум ответит вам" [49].
Первоначальная истина находится в самом человеке и его генетическом материале.
Учитывая то, что человек является частичкой Бога, Абсолютная Истина содержится в духе и душе человека. Проще говоря, истина внутри человека, так как человек создан по образу Бога. Вот почему религия стремится к сохранению души, а не тела человека.
К Тебе, Господи, возношу душу мою.
Боже мой! на Тебя уповаю, да не постыжусь [вовек], да не
восторжествуют надо мною враги мои,
да не постыдятся и все надеющиеся на Тебя: да постыдятся
беззаконнующие втуне.
Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим.
Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего;
на Тебя надеюсь всякий день (Пс.Дав.24:1-5).
С учётом сказанного, никак нельзя согласиться с тезисом древнегреческого философа Платона (др.-греч. Πλάτων, 428 или 427 до н.э., Афины - 348 или 347 до н.э.) о том, что "душа, никогда не видавшая истины, не примет такого образа, ведь человек должен постигать (её) в соответствии с идеей, исходящей от многих чувственных восприятий, но сводимой рассудком воедино", так как душа - Абсолютная Истина.
За период существования человеческой цивилизации первоначальная истина в каких только обликах не пребывала и существует, то в виде слова и священных знаний, веры и благой вести, свободы и совести, справедливости и закона, чаши Грааля и философского камня и других формах.
Например, Ю.И.Мирошников один из исторических периодов описывает так: "Античное восприятие космоса строго не отделяло природу от богов, которые растворялись в отдельных её стихиях. Только христианская доктрина создала представление о личностном Боге, творце, стоящим за пределами своего творения. Космоцентризм сменяется теоцентризмом" [64,с.93].
По сей день учёные не могут точно установить время появления человека и тех или иных человеческих цивилизаций. Например, полагают, что шумерская цивилизация самая древняя на Земле, которая возникла не менее 445 тысяч лет назад до Р.Х. При этом археологические раскопки показывают нам, что наиболее древней цивилизацией является славянская.
Из вышеизложенного исторического очерка истории Бога видно, что эллинская философия, которая выступает фундаментом современной философии, и наука на порядок моложе истории Бога, а значит не могут похвастаться наличием даже первоначальной истины или хотя бы приближением к ней.
В Книге Урантии сказано следующее: "Бог есть первая истина и последний факт; поэтому вся истина происходит от него, в то время как все факты существуют по отношению к нему. Бог есть абсолютная истина. Можно познать Бога как истину, однако для того, чтобы понять - объяснить - Бога, необходимо изучить факт вселенной вселенных. ~ Книга Урантии, (1125.1) 102:6.6. Для науки Бог есть возможность, для психологии - желательность, для философии - вероятность, для религии - уверенность, действительность религиозного опыта. ~ Книга Урантии, (1125.3) 102:6.8. Бог является опытом. Люди слишком часто забывают о том, что Бог является величайшим опытом в человеческом существовании. Другие виды опыта ограничены по своему характеру и содержанию, однако опыт Бога ограничен только способностями постижения, которыми обладает создание, и такой опыт сам по себе расширяет эти способности. Когда люди ищут Бога, они ищут всё. Когда они находят Бога, они находят всё. Поиск Бога есть безмерное посвящение любви, которое влечёт за собой поразительные открытия новой, ещё большей любви, ждущей своего посвящения. ~ Книга Урантии, (1289.2) 117:6.9" [3,с.116].
Правда Его пребывает вовек (Пс.110:3).
Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь (Рим. 1:25).
Часто Абсолютную Истину называют Божественной Правдой.
В различных религиозных системах Абсолют и Абсолютная Истина представлены по-разному. Например, в христианской картине мира Абсолютная Истина личностна, так как напрямую связана с Богом.
В вероучительных документах Церкви зафиксирована истина о том, что в Боге три ипостаси (Бог Отец, Святой Дух и Бог Сын), но одна сущность [28,с.101-107].
Философ и христианский богослов Блаженный Августин (лат. Aurelius Augustinus Hipponensis; 13.11.354 - 28.08.430гг.) в своих работах "О граде Божьем", "О Троице" пишет, что "Бог есть абсолютная истина, добро и красота, единство трёх начал - Отца, Сына и Святого Духа, высший разум и мировая душа. Каждый человек также воплощает в себе единение трёх начал. Отец является первопричиной творения, Сын - его идеей и формой, Дух - порядком".
Этот же философ указал, что человеческая душа имеет триединую структуру, подобную Божественной Троице и заключающую в себе три главных принципа мироздания: истину, добро и красоту". Отчасти этот принцип единства красоты и истины мы наблюдаем и в философии Платона.
В человеческом понимании Абсолютная истина отлична от её самой, как источника. Так, например Н.П.Копцева указывает, что "Абсолютная истина, чтобы стать выраженной, неизбежно теряет форму логического понятия и принимает форму символа... Содержание символа абсолютной истины во всей полноте представлено только в религиозном мировоззрении, так как здесь бытие абсолютной истины предполагает сама сущность религии" [80,с.59-65].
Часто истину увязывают с вестью и совестью. Например, М.А.Ворончихин отмечает, что "Слово "весть" означает мир истины, высших символов и ценностей, нравственных устоев жизни", "Совесть как высшая весть никогда не бывает ошибочной, она всегда истинна, правдива; она подсказывает ответы на вопросы, возникающие в неясных для разума ситуациях" [59,с.94].
Понятие первоначальной истины охватывает не только наш материальный, но и духовный миры. Об этом точно сказала Н.Д.Арутюнова в своей работе, что "Истина единственна, но она возможна только при условии, если мир двойствен, то есть распадается на мир реальный и идеальный" [65,с.545]. Ранее эта же мысль была озвучена французским философом Алланом Кардеком (03.10.1804 - 31.03.1869гг.): "Мир духовный есть мир истинный, изначальный, вечный, всему предсуществующий и всё переживающий" [49].
Шведский учёный Эммануэль Сведенборг (Сведберг) (29.01.1688-29.03.1772гг.) точно констатировал, что "Божественное начало представляет собой Божественную любовь и исходящую от неё Божественную истину. Любовь подобна солнечному огню, а истина, исходящая от любви, подобна свету" [69,с.20].
Часто Бога называют Суперразумом или Полным Сознанием, Которое и является Истиной Божественной Природы, в которой не может быть места для принципа разделения и неведения; оно всегда полно света и знания. Превосходящего всю ментальную субстанцию и всякое ментальное движение [3,с.216].
В своё время эллинский религиозных мыслитель Филон Александрийский (ок. 25 до н. э., Александрия - ок. 50 н. э.) говорил, что Бог открывает истины двумя путями:
1.Через Откровение (так называемого универсального источника познания);
2.Через человеческий разум.
Человек может познать Абсолютную истину через самосовершенствование, молитву и медитацию. В своё время этот путь итальянский философ и теолог Фома Аквинский (1225 - 07.03.1274гг.) назвал "созерцанием божественного Абсолюта".
Русский философ Н.О.Лосский (24.11/6.12.1870 - 24.01.1965гг.) считал, что познать Истину можно только при приближении человека к Царству Божиему, в котором едины в своей полноте Красота, Нравственное Добро или Любовь, Истина и абсолютная жизнь [72,с.51].
Считается, чтобы прийти к Абсолютной Истине человеку необходимо отчиститься от грехов.
Исследуя предмет настоящей книги, истину можно разделить (классифицировать) на несколько групп:
2) Первоначальная истина - знания (информация), существующие(ая) в период Бога первочеловека (идеалы, учение об идеях (мыслях), идеология, мысль, энергия);
3) Человеческая истина - знания (информация), существующие(ая) после периода Бога первочеловека:
- Религиозная истина (абсолютная истина и другие);
- Научная истина (абсолютная и относительная истина,
объективная и субъективная истина и другие);
- Эзотерическая (мистическая) истина;
- Обыденная истина (правда);
4) Истина духовных миров.
В Абсолютную Истину входят истина духовных миров, первоначальная и человеческая истина.
Вышеприведённая классификация истины будет красной нитью проходить настоящую книгу, определяя её структуру.
Учитывая, что Бог является Абсолютной Истиной, а человек имеет право на Любовь и право на Божественную информацию, следовательно, человек имеет право на Абсолютную Истину.
Как нами указывалось, в настоящее время человек возвращается к началу истории Бога, то есть к Богу первочеловека [3,с.15], а значит к Абсолютной Истине.
Настоящую главу хотим завершить словами Н.А.Куликовой и Д.Э.Каратеева, которые впервые были озвучены в их статье "Цели и принципы духовно-нравственной экономики": "Человек стремится к объективно значимым и высшим ценностям (Бог, Истина, Любовь, Красота, Добро, Вера) и обретает на этом пути подлинное богатство - добродетель, смирение, примирение с Богом (богатства высшего порядка)" [70,с. 57-65].