Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 6.38*103  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Публикуется часть книги С.И.Ивентьева "Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека" - "Предисловие". Аннотация данной книги вошла в каталог Международного Парижского книжного Салона (17-20 марта 2016г.)

  С.И.ИВЕНТЬЕВ
  
  
  БОЖЕСТВЕННЫЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ
  ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  Казань - 2012
  
  
  
  
  УДК 340.12
  
  
  
  
  
  
  
  
  Ивентьев С.И.Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека /С.И.Ивентьев. - Казань, 2012. - 355с.
  
  
  
  
  
  В конце XX - начале XXIвв. в России были открыты четвёртое и пятое поколения прав человека, именуемые Божественными и духовно-нравственными правами и свободами человека, которые направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа. Настоящая книга является продолжением работ автора, касающихся рассмотрения права с
  позиции духовной жизни человека. В работе приводится новый взгляд на человека, как на бессмертную Душу, облачённую в физическое тело, одухотворённое Духом. Автор пытается ответить на извечные вопросы: кто такие Бог, душа, дух и человек? Настоящая книга представляет собой синтез научного, философского, религиозного и мистического мировоззрений о природе и окружающем нас мире, что представляет собой несомненный интерес для читателей.
  
  
  
  
  
  ПРЕДИСЛОВИЕ
  
   Посвящается нашему
   Богу-Творцу
  
  
   Чтобы приступить к рассмотрению обозначенной темы книги, нам необходимо дать определения некоторыми понятиям, с которыми читатель будет постоянно сталкиваться: Бог, душа, дух и человек.
   В науке отсутствуют точные и официальные определения Бога, души и духа ввиду мало изученности и безверия большинства учёных. При этом религия и эзотерика подробно раскрывают имя Бога.
   Понятие "Бога" будет подробно описано во главе "Священное Божественное право".
   Для более полного раскрытия исследуемых вопросов в книге будут использоваться не только научные, философские и религиозные теории, но и мифология, теософские и эзотерические учения. Можно сказать, что настоящая книга представляет собой синтез научного, философского, религиозного и мистического мировоззрений о природе и окружающем нас мире.
   В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля читаем: "человек - муж. каждый из людей; высшее из земных созданий, одаренное разумом, свободной волей и словесною речью. Побудка (инстинкт) животного, соединенье низшей степени рассудка и воли, заменяет ему дары эти, разрозненные в человеке и даже вечно спорящие между собою - это сердце и думка. Высшая степень человечности была бы та, где разум и воля слились бы в одно, сознательно во всем согласуясь взаимно. Как животное отличается от растенья осмысленною побудкою и образует особое царство, так и человек отличается от животного разумом и волей, нравственными понятиями и совестью и образует не род и не вид животного, а царство человека. Посему нередко человек значит существо, достойное этого имени. Человек плотский, мертвый едва отличается от животного, в нем пригнетенный дух под спудом; человек чувственный, природный признает лишь вещественное и закон гражданский, о вечности не помышляет, в искус падает; человек духовный, по вере своей, в добре и истине; цель его - вечность, закон - совесть, в искусе побеждает; человек благодатный постигает, по любви своей, веру и истину; цель его - царство Божие, закон - духовное чутье, искушенья он презирает. Это степени человечества, достигаемые всяким по воле его" [159].
   В более современном понимании человек - это живое существо, в отличие от животного, обладающее даром речи и мысли и способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда, обладатель лучших моральных и интеллектуальных свойств [84].
   В философии человек относится к высшей ступени живых организмов на Земле, который обладает сознанием и осознанием самого себя [5,с.511-512].
  В своё время древнейший философ Гермес Трисмегист (Тот Гермес) говорил, что человек - это смертный Бог.
  Как утверждал французский физик и философ Блез Паскаль (19.06.1623, Клермон-Ферран, Франция - 19.08.1662,Париж) "человек - это химера, невидаль, чудовище, хаос, поле противоречий, чудо! Судья всех вещей, бессмысленный червь земляной, хранитель истины, сточная яма сомнений и ошибок, слава и сор Вселенной".
   Считается, что человек представляет собой существо, в котором сбалансированы отрицательная и положительная энергии (48/52% соответственно).
  Продолжая сказанное, можно отметить, что мифология изобилует представлениями о том, что человек состоит из двух начал: мужского и женского. Например, в древнекитайской мифологии человек имеет женское начало "Инь" (пассивный вид энергии) и мужское "Ян" ("Янь") (активный вид энергии), т.е. он дуален. Первое начало - тёмное, пассивное, женское, вещественное, а второе - светлое, активное, мужское, духовное [5,с.556]. При этом в мужчине больше "Ян" ("Янь"), а в женщине "Инь".
  
  
  
  
   Рис.1. Знак Инь-Ян
  
  
   Древнекитайская натурфилософия утверждает, что взаимодействие и борьба Инь и Ян порождают пять стихий: воду, огонь, металл, дерево и землю, которые составляют основу нашего материального мира.
   Инь и Ян обозначают сферой (кругом), в которую входят капельки чёрного и белого цвета похожие на рыбок с глазками противоположного цвета, что обозначает, что каждая сила несёт в себе свою противоположность, Инь несет в себе Ян и Ян несёт в себе Инь (Рис.1).
   С точки зрения биоэнергетики человек представляет собой энергоинформационную систему, по которой текут энергии разных качеств.
   Человеческое тело представляет собой противоположности двойственности и символизирует состояние отделения от Бога [87,с.66].
   Курс Чудес по данному поводу говорит следующее: "Результат идеи никогда не отделяется от источника. Идея отделения порождает тело и остаётся связанной с ним" [87,с.77].
   Организм человека состоит на 60-65% из воды, органических (34%) и неорганических (6%) веществ.
   По химическому составу человек состоит из кислорода - 65%, углерода - 18%, водорода - 10%, азота - 3%, кальций - 1,5%, фосфор - 1,2%, калий - 0,2%, сера и хлор - 0,2 % каждый, натрий - 0,1%, магний, цинк, медь, кобальт и йод - 0,05 %, селен и фтор - 0,01% каждый, железо - 2-5г.
   Органическими веществами называют химические соединения, в состав которых входят атомы углерода. К этим веществам относят углеводы 1,5% (1,5% от общей массы тела в виде гликогена, ДНК, РНК, АТФ), липиды (12-25%), белки (15%) и нуклеиновые кислоты.
   В целом состав человека можно отразить следующим образом:
  Вода - 65%
  Белки - 14-15%
  Липиды - 12-25%
  Минералы -5%
  Углеводы - 1,5%.
   Как и любое вещество, человек состоит молекул, состоящих из атомов, которые, в свою очередь, состоят из элементарных частиц.
   Все элементарные частицы делятся на частицы с целым спином - бозоны (фотон, глюон, мезоны, бозон Хиггса) и частицы с полуцелым спином или фермионы (электрон, протон, нейтрон, нейтрино).
   Помимо деления элементарных частиц по величине спина, их подразделяют и по видам взаимодействия: составные частицы и фундаментальные (бесструктурные) частицы.
   Вот как описывает эти частицы Свободная энциклопедия Википедия:
  
  "Составные частицы:
   адроны - частицы, участвующие во всех видах фундаментальных взаимодействий. Они состоят из кварков и подразделяются, в свою очередь, на:
   мезоны - адроны с целым спином, то есть являющиеся бозонами;
   барионы - адроны с полуцелым спином, то есть фермионы. К ним, в частности, относятся частицы, составляющие ядро атома, - протон и нейтрон.
  Фундаментальные (бесструктурные) частицы:
   лептоны - фермионы, которые имеют вид точечных частиц (т. е. не состоящих ни из чего) вплоть до масштабов порядка 10−18 м. Не участвуют в сильных взаимодействиях. Участие в электромагнитных взаимодействиях экспериментально наблюдалось только для заряженных лептонов (электроны, мюоны, тау-лептоны) и не наблюдалось для нейтрино. Известны 6 типов лептонов.
   кварки - дробнозаряженные частицы, входящие в состав адронов. В свободном состоянии не наблюдались (для объяснения отсутствия таких наблюдений предложен механизм конфайнмента). Как и лептоны, делятся на 6 типов и считаются бесструктурными, однако, в отличие от лептонов, участвуют в сильном взаимодействии.
   калибровочные бозоны - частицы, посредством обмена которыми осуществляются взаимодействия:
   фотон - частица, переносящая электромагнитное взаимодействие;
   восемь глюонов - частиц, переносящих сильное взаимодействие;
   три промежуточных векторных бозона W+, W− и Z0, переносящие слабое взаимодействие;
   гравитон - гипотетическая частица, переносящая гравитационное взаимодействие. Существование гравитонов, хотя пока не доказано экспериментально в связи со слабостью гравитационного взаимодействия, считается вполне вероятным; однако гравитон не входит в Стандартную модель элементарных частиц.
   Адроны и лептоны образуют вещество. Калибровочные бозоны - это кванты разных типов взаимодействий.
  Кроме того, в Стандартной модели с необходимостью присутствует хиггсовский бозон, первые экспериментальные указания на существование которого появились в 2012 году".
  Можно предположить, что человеческие Душа и Дух также состоят из неизвестных нам духовных элементарных частиц, т.к. они собой представляют Божественную духовную энергию.
   Издревле в человеке выделяют три составляющих: тело, душа и дух [13,с.10]. Об этом нам говорят древние философские труды, научно-философские трактаты, Библия и другие религиозные и эзотерические учения.
   Можно сказать, что человек по своей сути отражает Святую Троицу (Бог Отец, Бог Сын, Святой Дух), т.к. по природе он триедин.
  
  Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте,
  и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1Фес.5:23).
  
   Алиса А.Бейли в своей работе "Душа и её механизм.Проблема Психологии. От интеллекта к интуиции" о человеке пишет следующее: "Весь проявленный мир рождён энергией и сопутствующими факторами: субстанцией и соз?на?ни?ем. Всё, что мы ви?дим, от мель?чай?шей пес?чин?ки до ши?ро?ко рас?ки?нув?ше?го?ся звезд?но?го не?ба, от африканского диаря до Будды или Христа, всё есть ре?зуль?тат энер?гии. Ма?те?рия это энер-гия в сво?ей са?мой плот?ной или низ?кой фор?ме; дух - та же энер?гия в сво?ей на?и?выс?шей или на?и?тон?чай?шей фор?ме. Та?ким об?ра?зом, ма?те?рия - это нис-хо?дя?щий уни?жен?ный дух; на?про?тив, дух - это вос?хо?дя?щая про?слав?лен?ная ма?те?рия. Уп?лот?ня?ясь, энер?гия фор?ми?ру?ет семь пла?нов, со?от?вет?ству?ю?щие се?ми сте?пе?ням плот?нос?ти. Че?ло?век оли?цет?во?ря?ет три. Че?ловек оли?цет?во?ря?ет три. У не?го есть фи?зи?чес?кое те?ло, эмо?ци?о?наль?ный ме?ха?низм и те?ло ума, по-э?то?му он функ?ци?о?ни?ру?ет, или про?буж?ден, на трёх пла?нах: фи?зи?чес?ком, эмо?ци?о?наль?ном и мен?таль?ном" [341,с.43].
   Под душой человека понимают бессмертное духовное существо, одарённое разумом и волею, которая представляет собой бесплотное тело духа, - в этом значении дух выше души [159,Т.1,с.504].
   Согласно Православной энциклопедии "Азбука веры", "душа есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела. Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. Феофана Затворника, она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих.
  Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения. Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей. Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.
   Следуя св.Кириллу Иерусалимскому, душа есть прекрасное Божие творение, сотворенное по образу Создателя, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное. Следуя св. Феофану Затворнику, душа есть самостоятельная, особая, свободно-разумная личность. Следуя св. Иоанну Дамаскину: "Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом". Разумность, свобода, бессмертие, самостоятельность, личность души говорят о ней как об образе Божьем.
   Душа не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплощаться, но после физической смерти (разлучения с телом) предстает на частный суд Божий и до общего воскресения и Страшного суда находится в ожидании своей вечной участи.
  Говоря о человеческой душе, свв.Отцы делали два важных уточнения.
   Во-первых, они выделяли в человеческой душе особую способность к познанию Бога, называя ее духом. Именно в этой способности они видели отличие душевной жизни человека от психической жизни, свойственной животному миру.
   Во-вторых, они называли душу бестелесной и невещественной условно, а не совершенно. "Бестелесной же и невещественной она называется по сравнению с нами, - говорит св. Иоанн Дамаскин, - ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним ни с чем, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество поистине - невещественно и бестелесно". Человеческая душа рассматривалась святыми отцами как бестелесная в сравнении с грубой материальностью человеческого тела. Однако они признавали наличие у души тонкой телесности, отличной от грубого материального мира. Следуя свв.Отцам, тварное, а значит и обладающее определенной мерой вещественности и телесности, естество человеческой души отлично от совершенно невещественного и бестелесного естества Бога.
   В строении души свв.Отцы выделяют три силы (способности) - разумную, раздражительную и вожделевательную.
   Разумная сила души (γνωστικον, rationale) также именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признается господствующей частью души. В своем неповрежденном состоянии разумная сила "здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определенно и властно, силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться; раздражительная же сила стоит между ними двумя, как благопокорный раб, готовый усердно служить их желаниям" (св. Симеон Новый Богослов).
   Раздражительная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее чувствующая, эмоциональная сила. Св.Василий Великий называет ее душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души свв.Отцы приписывает гнев и яростное начало. Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в своем первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение зла. "Дело раздражительной части души гневаться на дьявола", - говорят свв. Отцы. Раздражительная сила души также именуется сердцем.
   Вожделевательная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательной части души относится воля, которой свойственно действовать.
   "Раздражительную часть души обуздай любовью, желательную воздержанием увядь, разумную молитвою окрыли..." /Каллист и Игнатий Ксанфопулы/.
  Все силы души суть стороны ее единой жизни. Они неотделимы друг от друга и непрестанно взаимодействуют. Наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этом познании, по слову св.Симеона Нового Богослова, от их разделения не остается и следа, они пребывают в единстве подобно единству Святой Троицы.
   Человеческая душа соединена с телом. Это соединение есть неслиянное соединение. В результате этого соединения в человеке присутствуют две природы - душевная и телесная, которые, по слову св. Симеона Нового Богослова срастворенны неслиянно. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором "ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть" (св. Симеон Новый Богослов). При всем такое соединение является неслиянным, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой в результате греха".
  В эзотерике душе даётся три определения:
   "1.Душа есть сын Бога, результат объединения духа и ма?терии.
   2.Душа - это воплощение сознательного ума, выражение (если можно так сформулировать) божественной интел?лектуальной осведомленности.
   3.Душа - это энергетическая единица, вибрирующая в уни?сон с одной из семи лучевых Жизней и окрашенная светом конкретного Луча" [342,с.48].
   Нельзя нам обойти и мнение А.И.Клизовского, который пишет, что "Человек, отражение Вселенной, или малый Космос, существует на тех же основаниях, на которых существует Макрокосмос, и состоит из тех же семи начал, или принципов, из которых образуется Вселенная.
   С самого начала человек имеет в себе все семь принципов в зачатке, но ни один из них не развит" ... "В каждом большом Круге, который человек совершает, один из его принципов развивается полностью. В первом Круге его сознание на нашей Земле тусклое и еще совсем слабое и туманное, наподобие младенческого. Когда он достигает нашей Земли во втором Круге, он уже до некоторой степени ответственное существо а в третьем он становится ответственным вполне. На каждой ступени и в каждом Круге его развитие идет вровень с развитием планетного тела, на котором он находится" (Чаша Востока, письмо XVIII).
  Начала, составляющие человека, следующие: 1 - физическое тело; 2 - эфирный, или флюидический, двойник; 3 - жизненный принцип, или астральное тело; 4 - низший, или инстинктивный, ум; 5 - высший ум, или интеллект - рассудок; 6. - духовный ум, или чувствознание - интуиция; и 7 - дух - наша бессмертная сущность - высшее я человека.
  Первые четыре начала, т.е. физическое тело, эфирный двойник, астральное тело и низший ум, человек разделяет со всем животным миром.
   Эти начала образуют низшую природу человека. Пятое начало, рассудок, или интеллект, дающий способность самопознания и познания сущности вещей через рассуждение и логическое мышление, вместе с влияниями четвертого принципа и более высокого шестого образуют среднего человека - его душу. Шестой принцип - чувствознание, интуиция, или духовный ум, - даёт человеку способность прозрения, способность проникать в сущность вещей не путем рассуждения или логического мышления, но путем мгновенного озарения, и вместе с седьмым принципом составляет высшую природу человека, его эго, его истинную, безначальную и бесконечную сущность, то, что называют частицей Божества, то, что есть наш дух.
   Итак, человек живёт и проявляет свою деятельность на грех планах: на физическом плане своими поступками, на астральном - своими желаниями, на ментальном - своими мыслями. Для каждого из этих планов человек обладает телом, или проводником сознания, из материи этого плана, которое служит ему средством для познавания этого плана и для общения с ним.
   Таким образом, каждый из нас обладает физическим, видимым телом, с его пятью внешними чувствами, для общения и познавания видимого физического мира, и невидимыми телами: астральным, ментальным и другими - с их органами восприятия - из материи соответствующих планов, для приобретения опыта этих миров. "Материальная форма людей не соответствует полному заданию эволюции. Творчество формы человеческой утверждается как наивысшая космическая задача" (Беспредельность, ч. 1, 387).
   Для облегчения понимания, каким образом различные тела человека совмещаются с его физическим телом и почему он этого не замечает, может послужить следующий пример. Представим себе сосуд, наполненный какими-нибудь плотными телами; в этот сосуд мы можем налить воды, которая займет промежутки между плотными телами; затем мы можем туда же накачать воздух, который займёт промежутки между частицами воды.
   Таким образом, в одном сосуде будут три вида материи, которые будут проникать друг в друга, нисколько друг другу не мешая, и живые существа, которые находятся как в плотном теле, так и в воде и воздухе, будут продолжать жить своей жизнью, не замечая присутствия других существ, потому что все они - разные существа, принадлежащие к разным сферам и разным мирам, каждый из которых имеет свою особую жизнь с её законами. Если бы мы обладали ещё более тонкими видами материи, мы могли бы наполнить ими все тот же сосуд, с теми же последствиями и результатами.
   Точно таким же образом происходит проникновение одного плана другим в Космосе. Эти планы и сферы не находятся где-то вдали от нас, но тут же, рядом с нами. Они отличаются друг от друга лишь количеством вибраций или колебаний частиц материи, из которых состоит каждый план, и овладение высшим планом состоит в поднятии вибраций своего тела до вибраций этого плана.
   Точно так же проникают друг в друга различные тела человека. Если же человек не видит и не замечает присутствия у себя других тел, кроме физического, то лишь потому, что он вообще о них ничего не знает" [343].
   Оккультные учения говорят о том, что человек имеет три главных элемента, соответствующих трём мирам согласно закону аналогии: духовный (чистый дух и высшие духовные понятия и побуждения), астральный (разум, чувство и желание) и материальный (астральные и физические тел).
   Западное эзотерическое учение или каббала (от евр.qabbalah - предание) признаёт в человеке четыре главных элемента:
   1.Духовный план - нешама (Дух), соответствует Богу, присутствует в человеке в виде Духа;
   2.Астральный план (руах) - душа, т.е. разум и чувство;
   3.Материальный план (нефеш) - астросом, соответствует природе;
   4.Гуф - физическое тело.
   Схематично сказанное эзотерики рисуют в виде четырёх кругов (см.Рис.2), каждый из которых обозначает определённый план: 1-й круг - духовный план; 2-й круг - астральный план; 3-й круг - физический план. Все указанные три круга заключены в один общий, который согласно каббале, выражает волю человека.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   Рис.2. Состав человека
  
   В древнеиндийских Ведах указывается, что три вышеуказанных
  оккультных элемента или плана человека состоят из девяти элементов, которым принадлежат определенные проявления человека:
  
   Духовный план:
   1.Атма - чистый дух, истина, мудрость;
   2.Будди-высший - доброта, любовь к ближнему;
   3.Будди-низший - идея прекрасного, гармония, красота;
   4.Манас-высший - разум (так сказать, рефлективный) и совесть;
  
   Астральный план:
   5.Манас-низший - чувство, страсть, любовь;
   6.Кама-руна - инстинкт, желание физическое;
  
   Материальный план
   7.Линга-шарира - астросом (посредник между духом и телом);
   8.Жива - жизненная сила (в крови);
   9.Руна - физическое тело и его органы.
  
   Душа человека имеет мыслительную, чувственную и волевую стороны (сферы), где последняя связана с энергией, способностью к решительным действиям [238,с.21-26].
   В атеистическом словаре и словаре символов приводятся весьма интересные определения души:
   "Душа (др.-евр. ruah, греч. psyche, лат. anima) - духовная сущность человека, особое начало, противопоставленное телесному и определяющее жизнь, способности и личность человека. Душа символизирует бессмертие, т.е. вечное существование в потустороннем мире или, как в индуизме, бесконечное переселение в другие тела. Прежде чем воплотиться, душа долго выбирает себе сосуд физического тела. В земную жизнь она попадает с целью совершенствования, чтобы победить свою чувственность и очиститься посредством воплощения или переселения. Душа, с одной стороны, является энергетическим центром, символом проявления скрытой в человеке реальности, а с другой - своеобразной энергией, которая способна преодолевать трудности на пути к наивысшему миру. Учение о душе лежит в основе всей системы религиозной морали, так как все нравственные нормы соотносятся со спасением души от греха.
  Вера в душу восходит к первобытным анимистическим толкованиям таких естественных явлений, как дыхание, сновидение, тень, смерть и т. д. Например, индейцы племени наскапи в Канаде представляли душу в виде небольшого пламени, вырывающегося изо рта. Древнеегипетская "Книга мертвых" в числе компонентов человеческого существа выделяет Ка - принцип духовного бессмертия, основу посмертной жизни, эфимерного двойника, сохранность которого была призвана обеспечивать практика бальзамирования целостной "телесной оболочки" усопшего.
   Постепенно миф о душе эволюционирует от представлений о ней как уменьшенной или утончённой копии или тени человека к более абстрактному представлению о ней, как о чем-то нематериальном, бесплотном и автономном. Например, у Гомера душа - "психея", - улетая в Аид, отделяется от физического тела, т.е. мыслится как душа умершего человека. Жизнь тела и души происходит как бы в разных мирах. Так, в "Илиаде" во сне к Ахиллу является душа Патрокла и умоляет совершить погребальный обряд сжигания трупа, чтобы его душа нашла успокоение.
   В позднейших религиях представление о душе связывается уже с учением о даровании души Богом при рождении и отторжении её от тела после смерти. Хотя в иудейской каббалистической традиции душа не сотворена: она выступает эманацией дерева Сефирот и имеет три начала. Первое - душа разумная, второе - чувствующая душа, третья - животная. По учению каббалистов все души эмалировали в один момент.
   В отличие от каббалистов, в иудаистской традиции душа может переселяться не вся, а только её часть. Если после трёх раз воплощения душа не совершенствуется, то в следующем круге воплощения она попадает в более низкие ипостаси. У древних иудеев существовал обряд ибум - обряд замужества вдовы с холостым братом умершего мужа, что давало возможность воплотиться душе покойного супруга.
   По христианскому же мировоззрению душа человека живёт один раз. "Отдал Богу душу", - соединился с Богом. Это символ положительной смерти. Противоположность такого исхода - тема мытарей, когда душа потерялась и не может соединиться с Богом. Мотив потерянной души зависит от типа смерти: например, души задушенных матерями младенцев являются потом в виде снов, а души утонувших детей появляются в образе морских уток.
   При этом структура души в различных религиозных системах понималась по-разному. Апостол Павел различал в человеке душу, оживляющую тело, и бессмертный дух, открытый воздействию Святого Духа, нисходящего через душу на ещё живого или уже воскресшего человека. Душа, в отличие от духа, всегда находит новое отношение к пространству и времени. Схоластическая философия различает три уровня человеческой души: душа растительная, управляющая элементарными функциями - питание, воспроизводство; чувственная душа, оперирующая органами чувств; разумная душа, ответственная за интеллект и эмоции.
   Китайцы разделяли два вида души: 1) по, которой наделяется человек, и 2) хюн, детерминирующая личность. А в старинных суфийских трактатах выделяется четыре вида души: очищенная, всего лишённая, всё осуждающая, вдохновенная и возвышенная. Каждый тип души имеет 10 атрибутов. Например, душа всего лишенная означает невежество, гнев, ненависть, злобу, гордыню, мстительность, зависть, скупость, лицемерие и способность говорить дурное об отсутствующем человеке. Тогда как атрибуты возвышенной души - знание, совершенное терпение, преданность Аллаху, покорность его велениям, справедливость, добрые дела, милосердие, всепрощение, довольство малым.
   Если языческая мудрость признавала наличие души не у всех женщин, а только у тех, кто был посвящён в мистерии, то в мире трубадуров анима имеет отношение только к тонкой чистой любви, которая персонифицируется в образе дамы. В растительном мире аналог воплощения анимы - тамариск, растение из семейства гребешковых. Гребешок из перьев носили на своих шлемах римские легионеры; гребешок стал и атрибутом рыцаря.
   Символика души - дыхания жизни, принципа невидимого бытия - близка символике воздуха, дыхания. Здесь соединяются мужской принцип, или анимус, - средоточие желаний и влечений - и женский, или анима, - принцип вдоха или выдоха воздуха. С точки зрения психологии Карла Густава Юнга, душа связана с подсознанием и с миром бессознательного и имеет четыре уровня: Мария Богоматерь; Беатриче - романтическое представление; София - мудрость, вечная женственность, близость к бессмертию и техническое умение; Ева - мать, женское естество. Это варьирование говорит о принципах либидо и его превращениях, которые происходят в мужчине во время сновидений и в реальных отношениях с женщинами. Проблема анимы как раз и состоит в том, чтобы удерживать в равновесии мужское и женское вещество души, что нашло отражение в символе андрогина" [345,346,348].
   Инженер В.Куксин считает, что "У человека есть душа. Она материальна. Это сгусток магнитной энергии, который управляет всем нашим организмом, в том числе и головным мозгом" [344,с.11].
   Согласно Толковому словарю Д.Н.Ушакова, душа - это: 1.В религиозных и идеалистических представлениях - нематериальное начало жизни, противополагаемое телу; бесплотное существо, остающееся после смерти человека. 2.В старой психологии - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека. 3.Внутренний, психический мир человека [84].
   Душа - это совершенно самостоятельное Разумное Энергетическое Существо, способное жить без тела человека.
  В своей работе "Роза Мира" Д.Л.Андреев под душой подразумевает две составляющие: шельт и астральное тело [20,с.55]. Шельт представляет собой материальность пятимерного пространства, а астральное тело - материальность четырёхмерного пространства.
  Этот же автор указывает, что Бог творит "человеческие монады - неделимые и бессмертные духовные единицы, высшие Я людей" [20,с.55]. В эзотерике эти духовные единицы и называют Духом человека.
   Местом пребывания души в человечком теле древ?ний французский фи?ло?со?ф Рене Декарт (31.03.1596 - 11.02.1650) счи?та?л шишковидную же-ле?зу.
   Можно говорить о душе, как о жизненном существе человека, воображаемое отдельно от тела и от духа. При чём душа в себе несёт духовные и душевные качества человека, совесть и своё внутреннее чувство.
   Душа человека часто отождествляется с нравом, где мораль является основной её характеристикой. Иногда говорят о нраве как об одном из свойств души.
  
  Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча
  обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа,
  составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные.
   (Евр.4:12)
  
  И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф.10:28).
  
   Большинство исследователей считает, что души бывают бессмертными и временными.
   Относя слово "дух" к человеку, некоторые подразумевают его душу, которая даёт жизнь плоти, а иные видят в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремление к небесному.
   Дух - это философское понятие, означающее нетелесное, невещественное начало.
   В разные времена под словом "дух" понимались различные явления. Так, например, в Древней Греции понятие Дух (нус, логос, пневма и пр.) мыслилось как тончайший субстрат с некоторыми признаками материи. К примеру, у Фалеса, Эмпедокла "пневма" означает "ветер", а у Анаксимена - "воздух". У Платона и Аристотеля нус (ум) становится перводвигателем космоса и формообразующим началом. В античности, в частности, библейско-христианской традиции, Дух представляется как, прежде всего, личностный Абсолют и личную волю (Бога), сотворившего из ничего мир и человека. Более позднее, Дух понимается как разум, мышление (Р.Декарт, Б.Спиноза, Ф.Шелленг). Так, Г.Гегель вообще построил философию мирового Духа, выражающегося в качестве системы развивающихся логических категорий. А, например, Ф.Энгельс определил дух как "высший цвет материи".
   Д.Л.Андреев указывает, что Дух творится только Богом, эманирует из Него [20,с.49].
   При всём многообразии интерпретаций понятий "дух" и "душа", предпочтение можно, по нашему мнению, отдать той, где упоминается о том, что Дух представляет собой некую человеческую монаду, которая, в свою очередь, создаёт шельт, астральное тело, именуемых душой [16,с.4-6].
   Человеческий дух связан с созерцательной деятельностью, которая проявляется в высших духовных формах: религия, духовная философия, искусство и пр.
   Таким образом, если тело есть животное начало в человеке, а дух - Божественное начало в нём, то душа представляет собой самое человеческое в человеке.
   Изучив вышеизложенные определения понятия "человек", можно с уверенностью утверждать, что Человек - это бессмертная Душа, облачённая в физическое тело, состоящее из элементарных частиц, одухотворённое Духом.
   Существуют следующие теории происхождения человека:
  
   1.Теория творения (креационизм);
   2.Эволюционная теория (теория Ч.Дарвина);
   3.Теория внешнего вмешательства;
   4.Теория пространственных аномалий.
  
   Теория креационизма (от лат.creatio - создание, сотворение) утверждает, что человек и весь мир был сотворён Богом-Творцом из ничего, одним словом.
  
  И создал Господь Бог человека из праха земного,
  и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
  (Быт.2:7)
  
   Согласно теории Ч.Дарвина, человек произошёл от обезьян эволюционным путём под влиянием естественного отбора.
   Теория внешнего вмешательства связана с деятельностью иных инопланетных цивилизаций, которые являются так или иначе прямыми потомками человека.
   В свою очередь теория пространственных аномалий указывает, что в результате развития устойчивой пространственной аномалии - гуманоидной триады "Материя-Энергия-Аура" - приводит к возникновению гуманоидного разума земного типа.
   Как нами отмечалось, дарвиновская теория эволюции не объясняет происхождение души и духа, возникновение информации (энергии), в которую облекается человек, что говорит об её неполноте и несостоятельности. Теория Ч.Дарвина отражает научный уровень XIX в., который не применим в наше время, так как ограничивает и сужает познание человека [82,с.333-345].
   Теория эволюции используется сторонниками материализма для борьбы с религией, распространения пагубной идеологии превосходства одних над другими, а также с целью, чтобы народ не думал о своей духовной сущности и духовно-нравственном совершенствовании и пребывал в страхе перед своим будущим, обращаясь за защитой только к финансово-политической власти.
   Безусловно, что человек (его Душа, Дух и Тело) имеет свои права и обязанности, которые взаимосвязаны, ибо права не могут существовать без обязанностей.
   Человеку - его духовному, нравственно-душевному и телесному началам - с рождения принадлежат независимо от его принадлежности к конкретному государству вся имеющаяся совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод. Отсюда видно, что телесному началу личности принадлежит так называемые материальные блага, а остальным - нематериальные или неимущественные блага (Божественные, духовные и моральные) [16,с.5].
   Как отмечалось автором, человек является носителем не только материальных прав и свобод, но и Божественных и духовно-нравственных, которые также должны обеспечиваться охраной и защитой.
   В конце XX века в России было открыто четвёртое поколение прав человека, именуемое духовно-нравственными правами и свободами человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности.
   К ним относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду и др.
   Часть духовно-нравственных прав человека была закреплена национальными законодательствами и международным правом (право на жизнь, запрет пыток и бесчеловечного обращения, свобода совести и вероисповедания). Поэтому четвёртое поколение включает в себя духовно-нравственные права и свободы не только человека, но и гражданина, принадлежащего к определённому государству.
   Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина несут в себе ценности автономии человеческого духа, души и тела, которые являются естественными правами, принадлежащие человеку в силу его рождения, а также в силу позитивного права. Указанные права человека не умаляют религиозные учения о достоинстве, свободе и правах человека, а наоборот дополняют их.
   Основу духовно-нравственных прав и свобод человека составляют фундаментальные ценности основных религиозных учений.
   Рассматриваемые права систематизируют по своей важности духовные и моральные ценности человека и устраняют конфликт прав человека с религиозными учениями о человеке.
   Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина направлены на защиту духовной и моральной автономии человека.
   Впервые в оборот понятие "духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина" было введено автором настоящей книги ещё в 1998г. (Молодёжь Татарстана, ? 31,30 июля 1998г.,с.4).
   Об указанных правах в 1999 г. автором была написана монография "Духовно-нравственные прав и свободы человека и гражданина", которая раскрывает сущность рассматриваемых прав [16].
   С момента открытия духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина стало формироваться духовно-нравственное аксиологическое мировоззрение.
   Благодаря открытию и введению в юридическую науку духовно-нравственных прав и свобод человека в начале XXI века было открыто пятое поколение прав человека, основу которых составляют Любовь, Божественная энергия и информация. Указанное нововведение дало начало развитию так называемому энергоинформационному аксиологическому мировоззрению.
   Пятое поколение прав человека - это Божественные права и свободы человека.
   К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.
   Появлению Божественных прав и свобод предшествовало создание Материальных и Духовных миров, в том числе и планеты Земля, сотворение человека.
  Наделение человека Божественными правами предусматривает и соответствующие обязанности носителя этих прав, возникающие при их реализации.
  
   Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа.
  
   Мы будем совместно рассматривать четвёртое и пятое поколения прав человека, так как они между собой взаимосвязаны.
   Открытие четвёртого и пятого поколений прав человека вызвало неоднозначную реакцию у учёных и общественности, отзывы которых приводятся в настоящей книге.
   23 ноября 2010 года была принята Декларация Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека (Декларация Любви), которая нормативно закрепила все основные права четвёртого и пятого поколений" [64].
   Обратим особое внимание на то, что каждый человек может к ней присоединиться на духовном уровне, т.к. она не имеет временных ограничений.
   В Декларации Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека были нормативно закреплены основные права четвёртого и пятого поколений. При этом круг данных прав человека не ограничивается и по мере открытия новых они могут пополняться и вноситься в Декларацию Любви.
  О Декларации Любви будет подробно говориться в главе 5 настоящей работы.
   После введения в юридическую науку четвёртого и пятого поколений прав человека такие основные понятия религии, философии и метафизики, как Бог, Любовь, душа, дух, время-пространство, стали правовыми категориями и предметом исследования юридической науки.
   В связи с введением в юриспруденцию пятого поколения прав человека - Божественных прав и свобод человека, в России к главным общечеловеческим ценностям были отнесены Любовь (Бог), Божественная энергия и информация.
   В соответствии со статьей 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, Божественные и духовно-нравственные права и свободы и закрепляемые ими ценности относятся к культурному наследию и достоянию народов Российской Федерации.
   С учётом открытия пятого поколения прав человека назрел вопрос подготовки специалистов нового поколения.
  
  
  
  
  
  
  ОТЗЫВЫ
  
  
  
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  кафедры Международного права и прав человека
  юридического факультета ГОУ ВПО г. Москвы
  "Московский городской педагогический университет"
  на "Декларацию Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека от 23.11.2010 г." и работы С.И.Ивентьева
  
  
   Проанализировав представленную С.И.Ивентьевым "Декларацию Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека от 23.11.2010 г." и другие заявленные работы кафедра Международного права и прав человека пришла к выводу, что предложенная автором классификация прав человека не соответствует классификации, принятой в современной науке прав человека, и не отвечает международным стандартам прав человека по следующим основаниям.
   Во-первых, в своих работах С.И.Ивентьев упоминает права четвертого и пятого поколения. По его убеждению, к правам четвертого поколения относятся такие права, как право на жизнь, право на честь и достоинство, право на свободу от пыток и бесчеловечного или унижающего достоинства обращения и наказания, свобода совести, право на благоприятную окружающую среду, право на образование и т. д.
   Тем не менее в науке прав человека в основу классификации прав человека по поколениям положен временной (исторический) критерий, т. е. актуализация для человечества определенных ценностей и возникновение исторических возможностей для их реализации. Общеизвестно, что ряд прав человека, отнесенных автором к четвертому поколению прав, были закреплены еще в конце XVIII века (Конституция США 1787 г., французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г.). Однако такое важнейшее право человека, как право на благоприятную окружающую среду, нашло свое закрепление лишь в последней четверти XX века, например, в Конституции РФ 1993 г.
  В последнее время в научном сообществе говорят о появлении (формировании) прав четвертого поколения, которые связаны с новыми открытиями в области биологии, генетики, трансплантации и клонирования. При этом под четвертым поколением прав человека понимают права, которые направлены на защиту биологической сущности человека. Так, в 1997 году ЮНЕСКО приняло Всеобщую Декларацию о геноме человека, в которой осуждается клонирование человека. Права человека, которые, по мнению С.И.Ивентьева, относятся к пятому поколению прав, многие исследователи относят к третьему поколению прав, которое связано с защитой личности от угроз научно-технического прогресса. Таким образом, классификация, предложенная С.И.Ивентьевым, представляется научно неубедительной, поскольку не отражает реальных исторических событий.
   Во-вторых, С.И.Ивентьев в своих работах особое внимание акцентирует на нравственном содержании прав человека.
   Безусловно, одним из аспектов содержания прав человека являются нравственные аспекты, которые состоят в том, что они выражают идею социальной ценности личности. В основе прав человека, безусловно, лежит такая нравственная категория, как человеческое достоинство (см. преамбулу Всеобщей Декларации прав человека ООН 1948 г.), которое рассматривается как воплощение его высшей, ни с чем не сравнимой ценности. Все люди равны в своем достоинстве. Однако права человека включают в себя не только нравственные аспекты, но и юридические, экономические, политические и др. Сегодня права человека - это комплексная гуманитарная наука и дисциплина, которая сочетает элементы этики, философии и других общественных дисциплин, изучает человека и его права.
   Исходя из авторской концепции и текста "Декларации", можно прийти к выводу, что источником прав, закрепленных в ней, является Бог, и права человека вовсе не связаны с социальными, экономическими, политическими, правовыми и другими условиями существования индивидов (кроме семьи, не упомянута ни одна из социальных групп). Тем не менее, права человека - это результат не только духовного развития общества, но и социального, политического, экономического. Причем социально-экономический аспект содержания прав человека является одним из существенных аспектов, которым нельзя пренебрегать.
   В-третьих, С.И.Ивентьев открывает новую категорию - "духовно-нравственные права человека". В данном случае происходит механическое объединение двух существующих параллельно и взаимодополняющих явлений - морали и права. Как известно, традиционно к числу социальных норм относят: экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, корпоративные, нормы обычаев, традиций и пр. Безусловно, приоритетное место в названной системе принадлежит нормам морали и права. История развития цивилизации свидетельствует о том, что право и мораль, как составные части культуры общества, органически связаны друг с другом: они взаимодействуют. В частности, моральные нормы перерастают в правовые. Переход от моральной нормы к правовой - это обычный способ образования правовых норм. Например, ранее оскорбление словом (клевета) осуждалось морально, а теперь наказание за подобное оскорбление предусматривается в законодательстве. Таким образом, следует вывод, что права и свободы человека имеют нравственную основу. В правах человека нравственные идеалы и принципы посредством юридической техники переводятся из социально-этической реальности в правовую. Но при этом та и другая, сосуществуя, все-таки дистанцированы, они сохраняют в определенной степени свои черты и специфику. Так, например, право на частную жизнь, неприкосновенность жилища демонстрируют нравственные императивы вежливости, чуткости, тактичности. Свобода мысли, совести и религии основывается на мудрости, рассудительности, интеллигентности.
   В-четвертых, утверждение автора, что религия, вероисповедание представляют собой всегда область духовной жизни человека, из которой вытекают духовные права личности, позволяет сделать вывод, что человек, не исповедующий никакой религии (атеист), лишается возможности быть носителем духовных прав. Как же быть с этой категорией, или на них не будет распространяться действие данного поколения прав?
   Спорно высказывание о том, что свобода вероисповедания является классической нормой, которая провозглашает права и свободы, принадлежащие человеческому Духу. Здесь С. И. Ивентьев делает попытку придать правовой статус понятию "человеческий Дух". Следует заметить, что данное понятие не является правовой категорией. Спорна также и попытка автора придать правовой статус понятиям "любовь", "божественная информация (энергия)", "аура".
  На основании вышеизложенного можно прийти к выводу, что исследования С. И. Ивентьева, безусловно, носят самостоятельный, творческий характер и отличаются новизной.
   Однако работы С. И. Ивентьева не отвечают критериям научности по ряду показателей: методология, степень владения современным научным знанием, использование основополагающих нормативных правовых актов и актуальной научной литературы, привлечение материалов практики. Таким образом, в рамках науки прав человека работы С. И. Ивентьева не могут быть оценены.
  
  Заведующий кафедрой,
  доктор юридических наук, профессор Кривенький А.И.
  
  19 сентября 2011 г.
  
  
  
  О Т З Ы В
  на статью С.И.Ивентьева "Божественные права и свободы человека"
  
   Статья С.И.Ивентьева посвящена важной философской проблеме, находящей своё осмысление в целом ряде философских дисциплин, и остающейся актуальной для русской философии уже более полутора столетий. Как известно, проблема свободы обсуждалась уже П.Я.Чаадаевым, трактовка которого осталась непонятной современниками. Позже ею вплотную занимались такие русские философы, как В.С.Соловьёв и Н.А.Бердяев. Так или иначе, этой проблемы в большей или меньшей степени касаются все русские философы периода конца XIX - первой половины XX века. В настоящее время происходит переосмысление этой проблемы и нарабатываются, возможно, новые парадигмы её понимания, что особенно актуально для духовной жизни современной России.
   Объём статьи С.И.Ивентьева, разумеется, позволяет лишь обозначить общие направления его исследования. Так, делается своевременная попытка осмыслить божественную основу для толкования человеческой свободы как свободы личности, усмотреть её правовые основы.
   С этой целью делается сопоставление юридического, философского и богословского определений свободы, и далее делается выход на категорию любви, как субстанции того, что реализуется через свободу, и что роднит между собой столь разные на первый взгляд её определения. Вкратце автор обрисовывает парадигмы этой реализации. С.И.Ивентьев также указывает интересный и содержательный список источников, по которым другой исследователь может поработать соответствующее направление мысли. Список литературы, данный после статьи, показывает, что сам С.И.Ивентьев достаточно глубоко проработал эту тематику, и его собственные наработки могут служить подспорьем другим исследователям.
   В силу вышесказанного заключаем, что статья С.И.Ивентьева имеет большое обзорно-систематизирующее и методологическое значение. Краткость статьи не позволяет высказать какие-либо замечания, да и спектр исследований самого автора, как нам представляется, подразумевает наличие ответов на многие из возможных вопросов.
  
  Доцент кафедры социальных и
  гуманитарных дисциплин
  Калужского филиала Российской
  правовой академии Министерства юстиции
  Российской Федерации Б.Н.Соваков
  
  19.09.2012г.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
Оценка: 6.38*103  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"