Асадуллина Гузелия Рауфовна, Ивентьев Сергей Иванович : другие произведения.

Экономический концепт "духовно-нравственные риски" в исследовании причин бедности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматриваются духовно-нравственные риски в социальных исследованиях. Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что в литературе имеется ограниченное количество исследований, посвящённых духовно-нравственному аспекту такого социального явления, как бедность. Авторы в исследовании применяют экономический концепт "духовно-нравственных рисков" к исследованию причин бедности. Делается вывод, что проблему бедности невозможно рассматривать в отрыве от духовно-нравственных причин. Обращается внимание на негативные последствия духовно-нравственной бедности человека и общества. Для цитирования: Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Экономический концепт "духовно-нравственные риски" в исследовании причин бедности // Экономика. Общество. Человек. Вып. XXXIX. Трансформации и риски современности: междисциплинарные исследования: материалы национальной научно-практической конференции с международным участием / науч. ред. д-р экон. наук, проф. Е.Н. Чижова, Белгор. гос. технол. ун-т им. В.Г. Шухова; Белгор. регион. отд-е РАЕН. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2020. Т. 2. - С.3-9. ISBN 978-5-361-00821-6 (т. 2).


   Правильное цитирование:
   Асадуллина Г.Р., Ивентьев С.И. Экономический концепт "духовно-нравственные риски" в исследовании причин бедности // Экономика. Общество. Человек. Вып. XXXIX. Трансформации и риски современности: междисциплинарные исследования: материалы национальной научно-практической конференции с международным участием / науч. ред. д-р экон. наук, проф. Е.Н. Чижова, Белгор. гос. технол. ун-т им. В.Г. Шухова; Белгор. регион. отд-е РАЕН. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2020. Т. 2. - С.3-9.
   ISBN 978-5-361-00821-6 (т. 2).
  

Асадуллина Г.Р.

кандидат философских наук, доцент,

Башкирский государственный университет,

г.Уфа, Россия

Ивентьев С.И.

юрисконсульт, теолог, специалист в сфере национальных и религиозных отношений

ООО "ДЭЛИЛ",

г.Казань, Россия

  

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНЦЕПТ "ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ РИСКИ" В ИССЛЕДОВАНИИ ПРИЧИН БЕДНОСТИ

  
   Аннотация. В статье на теоретическом уровне рассматриваются духовно-нравственные риски в социальных исследованиях. Актуальность рассматриваемой темы связана с тем, что в литературе имеется ограниченное количество исследований, посвящённых духовно-нравственному аспекту такого социального явления, как бедность. Авторы в исследовании применяют экономический концепт "духовно-нравственных рисков" к исследованию причин бедности. Делается вывод, что проблему бедности невозможно рассматривать в отрыве от духовно-нравственных причин. Обращается внимание на негативные последствия духовно-нравственной бедности человека и общества.
   Ключевые слова: Человек, риски, духовно-нравственные риски, безопасность, концепция, концепт, бедность, исследование.
  
  
   Предмет исследования. Концепт "духовно-нравственные риски" и бедность сельского населения.
   Цель исследования. Исследовать, используя экономический концепт "духовно-нравственные риски", причины бедности и взаимосвязь этих рисков с безопасностью человека, проследить взаимосвязь бедности с духовно-нравственным состоянием сельских жителей.
   Методология. В процессе исследования использовались теоретические методы логического и сравнительного анализа, а также аналогии.
   Введение. Становится все более очевидным то, что ключевые проблемы современного общества возникают в связи с обесцениванием духовных и нравственных ценностей. Известно, что духовно-нравственная деградация порождает все виды социальных пороков и становится благодатной почвой для распространения различных человеческих страстей, разрушающих душу человека, которые активизируют процессы распада и разрушения в различных сферах общества.
   В последнее время отечественная экономическая наука занялась исследованием духовно-нравственных рисков в управлении бизнесом, которые связаны с личностью и духовно-нравственным уровнем именно самого топ-менеджера [6, с.179-182].
   Например, предметом исследования юридической науки выступают только риски, касающиеся договорной работы (риски ответственности, экономические, производственные, социальные, инновационные и пр.), правотворческой и правоприменительной деятельности (социальные, экономические и пр.) [10, с.5-20; 11, с.19-27]. При этом правоведами не рассматриваются риски, связанные с морально-нравственным обликом юриста, то есть духовно-нравственные риски, возникающие при осуществлении любой правовой деятельности, а также их влияние на безопасность человека и общества.
   Аналогичная ситуация наблюдается и с другими общественными (социально-гуманитарными) науками (политология, социология, психология и др.).
   Из указанного видно, что концепт "духовно-нравственные риски" представляет научно-философскую ценность для исследования тех или иных социальных, политических, правовых и других явлений.
   Согласно Толковому словарю русского языка Д.Н.Ушакова, под бедностью понимается бедность воображения, нужда, недостаток [13].
   В общественном сознании запечатлено, что основу бедности в основном составляет материальный недостаток.
   К основным причинам бедности сельского населения относят: 1.Экономические (безработица и неполная занятость, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отраслей, задержка выплаты зарплаты); 2. Социально-медицинские (инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости, отсутствие медицинских учреждений шаговой доступности); 3.Демографические (неполные и многодетные семьи); 4.Образовательно-квалификационные (низкий уровень образования и профессиональной подготовки); 5.Политические (военные конфликты, вынужденная миграция, политическая неопределённость, изменение ценностей); 6.Регионально-географические (неравномерное социально-экономическое развитие регионов, отсутствие сельской инфраструктуры и рынка сбыта сельхозпродукции); 7.Религиозно-философские и психологические (аскетизм как образ жизни, юродство) [9, с. 997].
   Как правило, все перечисленные причины бедности носят в основном социально-экономический характер, то есть речь идёт только о материальных потребностях человека.
   Политические причины привели российское общество к сложным и противоречивым обновленческим процессам, к так называемой либерализации и демократизации по западным стандартам, приведшие к падению духовности, ценностной дезориентации, потере смысложизненных ориентаций, прежде всего молодёжи [1, с.380].
   Политические процессы всегда преследуют аксиологические (от греч. axia - ценность, logos - учение, понятие, слово) цели, изменение или создание новых ценностей в государстве, то есть происходит существенное влияние политики на духовно-нравственные факторы, что, в свою очередь, всегда отрицательно или положительно сказывается на человеке и обществе.
   К большому сожалению, в указанную классификацию причин бедности не отнесён духовно-нравственный фактор, который раскрывает насущные духовно-нравственные потребности человека и общества.
   Вне научно-философского осмысления остаются духовно-нравственные причины бедности населения, а также его аксиологическая составляющая, на что обращается особое внимании в настоящей статье.
   Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 (2019-nCoV) привела мир к экономическому кризису, что, в свою очередь, не могло не сказаться на жителей сельской местности.
   Обсуждение рассматриваемой темы. Впервые концепт "духовно-нравственные риски" был использован в авторской концепции духовно-нравственных рисков в экономической дисциплине "риск-менеджмент" исследователей С.С.Гузенко, Р.А.Тимофеева, согласно которой любые риски связаны с человеческим фактором, духовным и нравственным уровнем человека, который определяет верные и направленные на пользу человека и общества управленские решения [6, с.179-182], с чем мы полностью соглашаемся.
   По мнению вышеуказанных авторов, "менеджер именно формирует бизнес, определяя его приоритеты и ценностную политику. Низкий морально-нравственный уровень специалиста-менеджера может привести бизнес к репутационным (от лат. reputatio - размышление, рассуждение) рискам, а также к неверным управленческим решениям, например, к уходу бизнеса в теневую экономику, уклонению компании от уплаты налогов или приобретению дешевой контрафактной продукции, опасной для жизни потребителя, и т.д.
   Специалист-менеджер, имеющий духовно-нравственные пороки (алчность, зависть, чревоугодие, гордыня, властолюбие, мстительность и т.д.), будет всегда радеть только о личной выгоде или интересе, забывая о благе других людей и общества, не говоря о безопасности компании. Не исключено, что он может без зазрения совести пойти и на совершение какого-либо правонарушения или преступления" [6, с.179-182]. Ибо духовно-нравственные начала всегда играли весьма значительную роль в жизни человека. В человеке с бездуховным инстинктом отсутствуют вера, доброта, жалость, человечность, совесть и честь. Для него все хорошо, что ему выгодно. Он ищет богатства, и власти... Бездуховному инстинкту противостоит дух в человеке, начало сердца, разумной воли, его душа. Правосознание есть одно из основных проявлений "я есть личность с духовным достоинством и правами, я знаю, что мне можно, должно и чего нельзя; и такую же свободную и ответственную личность я чту в каждом другом человеке" [8, с.31].
   Экономический концепт "духовно-нравственные риски" вводит в экономическую науку философско-религиозные категории: дух как нематериальное явление, душа человека и дух человека.
   Экономический концепт "духовно-нравственные риски" по своей сути является универсальной категорией, так как применим не только к экономической науке, но и к другим сферам деятельности человека (юриспруденция, политика, философия, искусство, религия, медицина и т.д.).
   По нашему мнению, экономический концепт "духовно-нравственных рисков" можно по аналогии также применять к общественным наукам, юридической науке и правой деятельности, что расширит поле исследования различных социально-правовых явлений, позволит раскрыть их положительные и негативные стороны, а также всесторонне изучить влияние этих рисков на безопасность человека, общества и государства.
   Согласно философии индийского мыслителя М.К.Ганди, массовая бедность связана не только экономическими причинами, но и с отступлением индивидов от определённых нравственных норм и с ослаблением в них религиозной веры [3, с.87], с чем мы согласны полностью. В данном случае речь идёт о духовно-нравственной бедности населения, о которой, к большому сожалению, почему-то не принято говорить в российском обществе, что подтверждается отсутствием в современных словарях понятия "духовно-нравственная бедность", "морально беден", "духовно беден" и т.д.
   На данном этапе развития российского общества произошёл резкий аксиологический разрыв между старшим и подрастающим поколениями. В отличие от молодёжи советского периода, то есть в настоящее время пожилых граждан, современная молодёжь является ярким представителем общества потребления, у которой отсутствует мотивация к интеллектуальному и культурному развитию и утрачены жизненные ценности и моральные нормы [12, с.1523]. То есть мы наблюдаем явную аксиологическая бедность молодёжи, которая проявляется в алкоголизации, наркомании, криминализации и паразитическом образе жизни молодых людей, что, как следствие, приводит к фактической материально-экономической бедности.
   Как справедливо отмечает М.Ш.Гунибский, "наблюдается спад темпов и качества развития духовной культуры россиян, в частности молодежи, снижение ценностной "шкалы" их духовных запросов, потребностей, целевых установок. Усиливается дифференциация населения страны по материальному и социальному положению. Перспективы духовного и материального развития для многих людей остаются неясными. Социальная пассивность и духовная нейтральность многих граждан России находят все большее выражение в том, что они отдают предпочтение не общенациональным, государственным, а личным, семейным или узкокорпоративным ценностям и ценностным ориентациям. Это противоречит духовному строю, менталитету российской нации с её историческим стремлением к соборности, дружбе и братству" [5, с.108].
   В настоящее время у народа присутствует дисбаланс духовно-нравственных и материальных потребностей, то есть дисгармония потребностей души и тела человека.
   При гармонии (греч. harmonia - связь, стройность, соразмерность)  Божественных, духовно-нравственных и материальных потребностей человека, его души и духа, наступает Царство Божие: "Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14:17) [4, с.146].
   Как усматривается из концепции четвёртого и пятого поколений прав человека, Божественные, духовно-нравственные ценности направлены на удовлетворение потребностей души и духа человека, а материальные - биологических и социальных потребностей физического тела человека заведениями [4, с.146].
   Потребности души и духа человека удовлетворяются через религию, мораль, молитву, Божественное и духовно-нравственное творчество, духовно-нравственное воспитание и просвещение, осуществляемое семьёй, духовными и светскими учебными заведениями [4, с.146-147].
   По нашему мнению, при полном отсутствии у человека духовно-нравственных потребностей наблюдается духовно-нравственная бедность, которая приводит к безразличию к окружающему миру, бездушию, социальному паразитизму, тунеядству, утрате смысложизненных ориентаций и духовно-нравственным порокам (алкоголизм, наркомания, проституция и пр.).
   Очевидно, что именно духовно-нравственная бедность общества и человека может привести к социально-экономической бедности человека, семьи и сельского поселения. При этом даже улучшение внешних социально-экономических факторов не смогут поменять это внутреннее бездуховное состояние человека.
   Духовно-нравственные риски связаны с духовно-нравственной безопасностью человека и общества.
   Авторы считают, что общество и государство особое внимание должно уделять духовно-нравственной безопасности, под которой мыслится обеспечение защиты духовной и нравственной сферы человека и общества, души и духа человека [7, с.87-91]. Поиск источников и условий, при которых происходит становление и развитие духовно-нравственной деятельности людей, связан с возникновением способности человека превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, ставящий вопрос об отношении к самому себе, и необходимостью формирования самопроцессов духовного развития. Ведь без существования внутреннего духовного ядра и творческих процессов, в нем происходящих, никакой социальный строй не приведёт к новому человеку [1, с.380-381].
   Если эти ключевые ценности станут основополагающими в жизни российского общества, то они неизбежно повлекут за собой доброту и честность, трудолюбие и социальную ответственность и другие подобные качества. Именно поэтому, сегодня необыкновенно важно уделять внимание духовно-нравственной безопасности, так как духовная безопасность является неотъемлемым элементом системы национальной безопасности общества.
   Заключение. Концепцию духовно-нравственных рисков в риск-менеджменте можно применить не только к экономической науке, но и к общественным наукам, юридической науке и правой деятельности. Концепт "духовно-нравственных рисков" обогащает смысловым содержанием исследуемые предмет и явления человеческого общежития, позволяет вобрать и буквально "растворить" в духовно-нравственном бытие те или иные явления, которые, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к духовно-нравственной сфере человека, к его душе и духу.
   Духовно-нравственные факторы напрямую влияют на духовное и нравственное здоровье человека, а также на материальное благополучие народа, включая сельское население. Духовно-нравственная бедность вытекает не только от действий (бездействий) местных властей и государства в целом, но и от конкретного человека.
   Выводы. Социально-экономические причины бедности населения нельзя рассматривать в разрыве с духовно-нравственными причинами. Для разрешения проблемы бедности сельского населения необходимо сбалансировать духовно-нравственные и материальные потребности человека, создав для этого необходимые условия (модель верного человеческого общежития).
  
  
   Литературы
  
   1. Асадуллина Г.Р. Духовные искания современной молодёжи: интересы и основные ценности// Евразийский юридический журнал. 2016. N 8 (99). С. 380-381.
   2. Беляев В.П. О классификации юридической деятельности // Ленинградский юридический журнал. 2005. N 13. С.175-185.
   3. Битинайте Е.А.Этико-религиозная интерпретация феномена бедности в социальной философии М.К.Ганди // Вестник РУДН. Серия Философия. 2015. N 4. С.87-95.
   4. Боброва Н.А., Ивентьев С.И. Концепция прав души и духа человека как основа духовно?нравственной интеграции // Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве: сборник материалов международной научной конференции / отв. ред. С. Г. Максимова. Вып. 8. Том 2. Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2019. С.141-147
   5. Гунибский М.Ш. Духовно-нравственные основы формирования гармоничной личности в современном российском социуме // Вестник Университета имени О.Е.Кутафина. 2016. N 4 (20). С.102-109.
   6. .Гузенко С.С., Тимофеев Р.А. Духовно-нравственный аспект риск-менеджмента // Информационные технологии в экономике: материалы IV Республиканской научно-практической Интернет-конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, 25-26 марта 2020 года [Электронное издание]. Луганск: Изд-во ЛНУ им.В.Даля, 2020. С.179-182.
   7. Ивентьев С.И. Душа и дух человека как главный субъект безопасности жизнедеятельности // Безопасность жизнедеятельности: современные вызовы, наука, образование, практика: материалы IX Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (3-4 декабря 2018 г., г. Южно-Сахалинск): сборник научных статей. Южно-Сахалинск: САХГУ, 2019. С.87-91.
   8. Ильин И.А. О грядущей России. Изб. Статьи. М.: Воениздат, 1993. 368 с.
   9. Каменская Е.В.Бедность сельского населения - глобальная проблема сельских территорий России // Молодой учёный. 2016. N 9 (113). С. 997-999.
   10. Лазарев В.В. К вопросу о рисках юридической науки // Журнал российской права. 2019. Т.7. N 3. С.5-20.
   11. Лазарев В. В. Риски в юридической науки // Юридическая техника. 2019. N 13. С.19-27.
   12. Матвиенко М.А. Ценности современной молодёжи / М.А. Матвиенко, К.Е. Егушев, Н.О. Пименов, Р.Р. Файрузов // Молодой учёный. 2015. N 10 (90). С.1523-1525.
   13. Толковый словарь русского языка / Под редакцией Д. Н. Ушакова.- М.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2006. 1056 с.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"