Общество - это система жизни и деятельности людей, объединённых общей территорией проживания, языком, традициями и культурой.
В этом определении под термином "система жизни и деятельности" людей следует понимать некий тип государства, который управляет всеми членами и процессами этого общества.
Известные английские философы, такие как Гоббс и Локк, жившие в XVII веке, под государством подразумевали продукт общественного договора. Причём, если Гоббс полагал, что гражданин, ради блага всех, отказывается от некоторых принадлежащих ему прав в пользу государства, то Локк считал, что государство является одним из равноправных участников договора. Следовательно, если государство не выполняет своих обязательств, то гражданин имеет право на сопротивление государственной власти.
Право на восстание (революцию) впервые было зафиксировано в Декларации независимости США 1776 года, а также внесено во французскую Декларацию прав и свобод человека и гражданина 1789 года.
Таким образом, чётко просматривается тесная связь между обществом, государством и революцией. При этом следует учитывать, что понятие "общество" шире, чем понятие "государство". Общество характеризуется не только наличием государства и его органами, но и системой негосударственных институтов типа: профсоюзы, политические партии, общественные организации, религиозные структуры и неформальные объединения. Следовательно, общество представляет собой всю совокупность организаций, учреждений и неформальных объединений, которые выражают интересы социальных групп, классов, прослоек, социальных течений. Поэтому государство объективно не в состоянии тотально подчинить всё многообразие структур, объединяющих общество, как в социальном, так и в духовном плане.
Возникает интересный вопрос, что это за зверь такой - государство? Почему на нашей планете полноправным представителем рода человеческого является не человек, а государство? Почему в своём государстве человек часто является изгоем? Может быть, так называемый общественный договор граждан между собой - это фикция?
На эти вопросы марксизм дал давно свой ответ, состоящий в том, что государство - это машина насилия, где правящий класс формируется в результате революционного захвата власти, путём силового подавления других социальных классов и прослоек, ради накопления и сохранения богатств, добытых "непосильным трудом". В этом утверждении содержится определённая доля правды. Государство возникает, как показала история, не в результате общественного договора, а потому что власть берёт в свои руки та группа людей, которая может навязать свою волю остальным членам общества с помощью карательных органов власти или при помощи созданных вооружённых отрядов, набранных из своих граждан или наёмников. Это уже потом появляются Законы, Правды, Хартии, Конституции, которые узаконивают (легализуют) применяемые виды насилия и сложившиеся социальные отношения в обществе.
Однако утверждение, что государство - это инструмент насилия является не полной правдой. Государство, кроме функции насилия, выполняет также много других необходимых функций жизнедеятельности коллектива людей, которые не состоянии осуществить сами граждане.
Многое можно понять, если рассмотреть государство как объект исследования беспристрастно.
Научный подход показывает, что государство - это система органов, осуществляющих политическую власть в обществе, которая заключается в рациональном управлении разнородным коллективом людей, подавлении несогласных, осуществлении охраны и защиты целостности государства и его экономической и социальной структуры, форм собственности, а также прав и свобод граждан.
Наблюдение и анализ показали, что государство можно охарактеризовать тремя показателями: формой государственного управления, формой государственного устройства и политическим режимом.
Форма государственного управления определяет, кому принадлежит высшая власть в стране - одному лицу или группе выбранных лиц. Если власть принадлежит одному лицу, то это монархия (наследственная или сословная), если власть выборная, то это - республика (парламентская или президентская).
Форма государственного устройства показывает, что если внутри государства нет самоуправляемых образований, то это - унитарное государство, иначе - федеративная страна.
Политический режим характеризуется разнообразием методов и способов реализации государственной власти. История человечества предъявила миру разнообразие политических режимов типа демократии, олигархии, диктатуры, военной хунты, нацизма, фашизма и других экзотических форм.
Что известно из истории человечества?
Первые известные монархии появились 5000 лет назад на Ближнем Востоке в долинах великих рек: Нила, Тигра и Евфрата. Там монархии были основной формой государственного управления в течение 2500 лет.
Лишь в древнегреческом обществе в V веке до н.э. возникла новая форма власти - республика (народное дело).
Древнегреческий философ Платон в диалоге "Государство" предложил классификацию форм власти. Он выделил 7 форм власти: аристократия, монархия, тимократия, олигархия, демократия, тирания, идеальное государство. Платон не различал форму государственного управления и политический режим. Однако, если эти понятия применить к предложенным им формам власти, то можно свести все виды власти к двум типам: монархия и республика.
В Спарте была рабовладельческая республика с олигархическим политическим режимом. Там решения принимались советом старейшин, состоящим из 28 человек в возрасте старше 60 лет и 2 царями в возрасте старше 30 лет, которые командовали армиями. Все решения совета старейшин утверждались на народном собрании, которое могло быть распущено, если народ принимал решения неудобные для олигархов (совета старейшин).
В Афинах была тоже рабовладельческая республика, но, в отличие от Спарты, с демократическим политическим режимом. Начиная с 444 года до н.э., в течение 15 лет, когда Перикла избирали стратегом, все важнейшие вопросы решались народным собранием и Советом пятисот. Стратегов в Афинах было 10. Они командовали флотом и армией, следили за их состоянием в мирное время, ведали строительством укреплений, контролировали расход военных средств. При Перикле афинская демократическая республика достигла наивысшего расцвета.
Аналогичные процессы происходили в древнем Риме, когда после изгнания царей началась борьба плебеев с патрициями. В V веке до н.э. были записаны законы на досках-таблицах, которые были выставлены на форуме в Риме. Плебеи получили право избирать двух народных трибунов, которые защищали интересы плебса и могли наложить вето на любой закон или распоряжение власти. Рим был классической республикой, где в разное время реализовывались различные политические режимы по классификации Платона. Чаще всего в Римской республике реализовывались следующие политические режимы: аристократический, олигархический, тиранический и демократический.
События показали, что древнегреческие и древнеримские государства не были абсолютно устойчивыми. В результате частого захвата власти различными группировками форма государственной власти менялась от монархии (царь, император) к республике и обратно.
Всё сказанное можно отнести к последующему историческому процессу, произошедшему в Европе в течение 2 тысяч лет новой эры.
Таким образом, всем ходом истории выявлено, что на фоне происходящих событий при всей их изменчивости и неповторимости имеются некоторые инвариантные формы и состояниями государства. При всевозможных перипетиях истории всегда потенциально существует неустойчивое социальное состояние в стране, близкое к точке бифуркации, когда возможна реализация монархии или республики. Конечная цель социальной революции заключается в смене одной формы государственного управления на другую, более устойчивую. Жизнь дала ответ на вопрос, какая форма государственного управления является наиболее устойчивой. Это хорошо видно на примере событий во Франции в конце XVIII столетия, когда Франция была абсолютной монархией под управлением Людовика XVI.
В середине 1789 года Франция находилось на грани банкротства. Внутренний долг страны достиг 4,5 миллиардов ливров вследствие тяжелого экономического кризиса, обусловленного неурожайными годами, банкротством множества мануфактур из-за наплыва дешёвых английских товаров, массовой безработицы.
Людовик XVI вынужден был созвать 5 мая 1789 года Генеральные штаты, орган сословного управления, который собирался из представителей духовенства, дворянства и третьего сословия, чтобы потребовать у страны займа в 80 миллионов ливров, увеличивая налоговое бремя населения.
Духовенство и дворяне составляли всего 4 процента от 26 миллионного населения Франции, что было основным социальным противоречием в представительстве Генеральных штатов.
Третье сословие в государстве было самым многочисленным. Туда входили крестьяне, ремесленники, наёмные рабочие, владельцы мануфактур, купцы, банкиры, зажиточные буржуа, обедневшие дворяне, маркизы и графы, адвокаты, журналисты и другие социальные группы. Все эти социальные слои были втянуты в процесс формирования нового буржуазного общества, для развития которого требовались расширение прав и свобод. Так как духовенство и дворяне в сумме имели в Генеральных штатах 2 голоса, против 1 голоса третьего сословия, то последние вышли из этой формы сословного управления и провозгласили в июне 1789 года себя независимым Национальным собранием, взяв на себя право, представлять интересы всей нации. А уже 9 июля Национальное собрание объявило себя Учредительным собранием, где предъявило право на установление нового социального строя с правом принятия Конституции.
Однако 14 июля 1789 года кем-то умело пущенный по Парижу слух о том, что орудия королевской крепости Бастилии направлены на город, привел к тому, что крепость была взята парижанами, и все узники были выпущены на свободу, и народ вооружился. Так как во время взятия Бастилии была пролита кровь, то социальная революция получила тот заряд, который всё время требует новые порции крови, то есть "процесс пошёл". Из третьего сословия выделились лидеры революции: первый мэр Парижа Жак Байи, граф Мирабо, маркиз Лафайет, врач Марат, юристы Демулен, Дантон, Кутон и Робеспьер, монтаньяр Сен-Жюст, жирондист Бриссо и многие другие.
Декларация прав и свобод гражданина и человека была принята Учредительным собранием 26 августа 1789 года. В декларации сказано, что главная цель общества - это обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека, какими являются свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
Конечно, в Национальном собрании большинство мест было за буржуазией и либеральным дворянством, которые боялись быстрых радикальных решений. Поэтому 3 года шла вязкая тягучая борьба разнородных сил революции, равнодействующая которых вылилась в принятие 3 сентября 1791 года Первой Конституции Франции, где были заявлены демократические принципы, но не более того.
Франция была в одном шаге от создания Конституционной Монархии, как это было сделано 100 лет назад в Англии после ужасов двух гражданских войн, провозглашения первой республики, установления единоличной власти Кромвеля, появления второй республики, и затем утверждения Конституционной монархии в результате "Славной революции" 1688-1689 годов.
Однако судьба каждой страны сугубо индивидуальна. Угроза внешней интервенции, половинчатые решения Национального собрания, обнищание населения - привели к радикальным действиям жителей беднейших районов Парижа, которые создали Коммуну Парижа, ставшую центром восстания и требовали радикальных решений. Теперь врагами стали те, кто начинал революцию, но не хотел свержения короля, и боялся установления республики. Многие из них были арестованы, другие бежали за границу. Поэтому, естественно, Законодательное собрание распустилось и объявило о выборах в Конвент, который должен был принять новую Конституцию, где были бы отражены коренные чаяния народа, поднявшегося на борьбу за свои права под девизом: Свобода, Равенство, Братство.
22 сентября 1792 года во Франции была провозглашена Первая республика.
21 января 1793 года Людовик XVI был казнён.
Дальнейшее ухудшение экономического состояния привели к установлению 2 июня 1793 года якобинской диктатуры - радикального крыла революционеров. Следующая группа буржуазных революционеров - жирондистов - была арестована и отправлена в тюрьму. Тогда Франция была в шаге от социалистической революции, так как 17 июля 1793 года Конвент принял декрет о полной и безвозмездной ликвидации всех феодальных повинностей. Наконец, самое многочисленное население страны - французские крестьяне - первыми в Европе бесплатно получили землю, ранее принадлежащую дворянам. Ростки социализма и анархии прорастали в революционной Франции одновременно. Однако во Франции была сильна национальная буржуазия, и она имела и силы и средства, чтобы направить течение революции в нужное русло. Тем более, что социалистические идеи находились ещё в зародыше. Например, одному из будущих провозвестников создания нового справедливого общества Шарлю Фурье было тогда всего 21 год. Его в то время, собственника магазина колониальных товаров, самого едва не расстреляли. Другой будущий представитель утопического социализма Сен-Симон в это время занимался спекуляцией национальным имуществом с целью наживы. Ещё не родились основатели теории коммунизма - Карл Маркс и Фридрих Энгельс.
С целью борьбы с провокациями, голодом, спекуляцией хлебом и анархией в сентябре 1793 года был принят Декрет о "подозрительных". Теперь не только жирондисты, дворяне, священники, чиновники, но и просто оклеветанные люди подлежали немедленному аресту и смертной казни. Был развязан массовый террор. Пламенные революционеры, бывшие соратники Робеспьера, но не согласные с ним, Камилл Думулен, Жак Дантон и другие, были безжалостно отправлены на гильотину.
В октябре 1793 года была казнена королева Мария-Антуанетта.
Естественно, что террор якобинцев вызвал яростное сопротивление буржуазии. 9 термидора II года Республики (27 июля 1794 года) Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон и их многочисленные сторонники были арестованы и казнены. Теперь уже термидорианцы развязали массовый террор против своих противников.
В августе 1795 года термидорианский Конвент принял новую Конституцию. Законодательную власть отдали Совету пятисот и Совету старейшин, исполнительная власть была передана Директории в составе 5 человек. Новая власть направила силы революции на внешние завоевания, где приобрёл славу талантливый генерал Наполеон Бонапарт.
9 ноября 1799 года Наполеон Бонапарт, опираясь на армию, отменил режим Директории и передал власть трём консулам, где сам был первым.
В 1804 году Бонапарт провозгласил себя императором.
Началось завоевание Европы. Конечный результат имперских планов Наполеона был ожидаемым. Завоевательный поход Наполеона в Россию в 1812 году провалился. Грандиозное сражение французской и русской армий под Бородино, начавшееся 26 августа 1812 года и продолжавшееся 12 часов, завершилось огромными потерями с обеих сторон, отступлением русских и сдачей Москвы. Однако, не дождавшись предложений мира от русского императора, Наполеон ушёл из Москвы в октябре 1812 года. Отступление французской армии, после совершения переправы через реку Березину, превратилось в беспорядочное бегство. Объединённые силы Европы в 1815 году под Ватерлоо окончательно разгромили наполеоновскую армию. Во Франции была восстановлена монархия под властью династии Бурбонов. Франция согласно Хартии 1814 года становилась Конституционной монархией. Власть короля была ограничена двухпалатным парламентом. Произошёл откат в развитии страны. Опять был развязан массовый террор, который привёл к десяткам тысяч жертв. Преследованию, арестам, убийствам подверглись бывшие революционеры, офицеры наполеоновской армии, либералы и сочувствующие.
В 1824 году, когда престол занял Карл X, в стране усилилась реакция монархистов против республиканцев. Дворяне за счёт, прежде всего, крестьян, выбивали себе денежные компенсации за потери, понесенные в предыдущие годы.
27 июля 1830 года в Париже вспыхнуло вооружённое восстание, поднятое республиканцами.
31 июля 1830 года на престол вступил герцог Луи Филипп Орлеанский.
Борьба сторонников республики с монархистами продолжалась в последующие годы. События об этих годах хорошо описаны в романе выдающегося французского писателя Виктора Гюго "Отверженные". Главные герои романа - Жан Вальжан, Мариус, Гаврош - встречаются на баррикаде в 1832 году, где они показаны Виктором Гюго, их современником, как положительные герои и пламенные республиканцы.
В 1847 году страну снова поразил жесткий политический и экономический кризис, возросла безработица, подорожали продукты питания, усилилось недовольство монархией, начались массовые демонстрации.
25 февраля 1848 года во Франции была провозглашена Вторая республика, а 4 ноября 1848 года Учредительное собрание приняло новую Конституцию. В декабре 1848 года президентом Франции стал племянник Наполеона Бонапарта - Луи Наполеон Бонапарт.
2 декабря 1852 года президент провёл выборы и провозгласил себя императором Наполеоном III. Вопреки логике социального прогресса возникла Вторая империя. В стране снова произошёл откат от социальных завоеваний, достигнутых в предыдущие годы.
Однако Франция настойчиво искала наиболее устойчивую форму государственного управления. Она была найдена лишь через 20 лет после поражения Франции в войне с Пруссией в августе 1870 года.
Революция 4 сентября 1870 года провозгласила Третью Республику, уничтожив режим Второй империи и власть бонапартистов.
Вследствие позорной капитуляции Франции, которая была подписана в феврале 1871 года, и нежелание правительства остановить обнищание народа, голод и безработицу произошло восстание народа и возникновение Парижской коммуны, которая была разгромлена правительством в течение 21-28 мая, когда было убито свыше 30 тысяч защитников Коммуны. Все эти события подробно и зримо описаны в эпохальном романе "Разгром", который создал гениальный французский писатель того времени Эмиль Золя.
Однако это были не напрасные жертвы народа, потому что, несмотря на то, что большинство в Национальном собрании составляли монархисты, они побоялись отменить республику. Конституция 1875 года закрепила республиканскую форму управления во Франции навсегда. Переход от монархической формы управления к республиканской форме завершился с третьей попытки, потребовав для этого сложного процесса 82 года борьбы и страданий народа.
Отрезок времени в 82 года - это значительный период в истории существования большой страны, как Франция, но всего лишь эпизод в условиях осуществления буржуазных преобразований в Европе, так как общеевропейский исторический процесс был всегда непрерывным. Буржуазная революция в Европе началась в Англии с провозглашения в мае 1649 года республики, затем перекинулась в Америку. Там, на новом континенте в Северной Америке в результате завоевания протестантскими беженцами из Англии, Шотландии, Ирландии новых земель, где жили первобытные индейские племена, материализовались идеи свободы, независимости и демократии в виде нового государства, чтобы снова вернуться в Европу, где во Франции началась уже неуправляемая социальная революция, которая подожгла всю Европу в огне континентальной войны. В 1807 году во Франции в действие вступил Кодекс Наполеона - сборник законов, который ликвидировал сословное деление общества, дворянские привилегии, провозгласил принцип гражданского равенства, нерушимость частной собственности и закрепил свободу буржуазного предпринимательства. Погасить последствия взрывной неуправляемой социальной французской революции Европа смогла лишь в 1815 году, победив Наполеона и вернув Францию в пределы границ 1789 года. Однако процесс формирования в Европе буржуазных государств был неудержим.
Французская нация оказалась мудрой, потому что в 1880 году признала день взятия Бастилия, как национальный праздник, несмотря на то, что революция прошла через многолетний кровавый путь террора, войн, голода и нищеты. Народ Франции нашёл мужество вписать в историю своей страны золотыми буквами имена всех революционеров, отдавших жизнь в борьбе за наиболее справедливую форму управления государством - Французскую республику.
Таким образом, можно утверждать, что наиболее оптимальной и жизнеспособной формой государственного управления оказалась республика. История людей показала, что только в республике с демократическим политическим режимом можно обеспечить основные права человека: право на жизнь, право на свободу, право на собственность и право на вероисповедание, без которых существование человека бессмысленно. Однако не следует думать, что Республика, как социальный организм, есть нечто совершенное или застывшее в социальном плане образование. Республика постоянно изменяется и совершенствуется по своим параметрам, удовлетворяя требованиям, которые предъявляет к ней вечно изменяющаяся жизнь. С 1870 года по 1940 существовала третья президентская республика. С 1946 года по 1958 год существовала четвёртая республика, которая по Конституции обладала сильной парламентской и слабой президентской властью. С 1958 года по настоящее время во Франции существует пятая президентская модель республики.
Русская революция произошла через 116 лет после Великой французской революции. Она начала свой путь от абсолютной монархии через революцию 1905-1907 годов, установление Конституционной монархии, Первую мировую войну 1914-1917 годов, Февральскую революцию 1917 года, установление Российской республики, Октябрьскую революцию, Гражданскую войну 1917-1922 годов, НЭП (период смешанной экономики) 1921-1928 годов, создание СССР в 1922 году, Коллективизацию, Раскулачивание и Голод 1932-1933 годов, принятие Конституции в 1936 году, где было декларировано построение социализма в СССР, Террор, Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, Восстановление экономики и социализма, План построения Коммунизма к 1980 году, Перестройку 1985-1990 годов и завершила его в декабре 1991 года в связи с Развалом СССР и установлением республики Российская Федерация с демократическим политическим режимом в 1993 году. На это преобразование русскому народу потребовалось 88 лет. Жаль, что власти не хватило мудрости признать Октябрьскую революцию законной и справедливой и найти ей достойное место в истории страны. Народ понес огромные жертвы не зря, потому что, в конечном итоге, страна Россия была сохранена и укреплена и передана в руки новых поколений с её бескрайними землями и несметными природными богатствами, которых нет ни у одного народа планеты Земля.
Особенность исторического пути России состояла в том, что в отличие от Франции, в России во время Февральской революции 1917 года национальная буржуазия, сместившая с трона царя, оказалось слабой в силу ряда исторических причин. Следующая за ней Октябрьская революция 1917 года легко смыла с вершины политической арены тонкий немногочисленный слой дворян, буржуазии и духовенства. Социальная революция, переросшая в гражданскую войну, в ходе развития, наткнулась на точку разветвления в виде НЭПа, и, проскочив её в революционном запале, пошла по якобинскому пути, взяв за основу развития идеи марксизма. Коммунизм в отдельно взятой стране построить не удалось, несмотря на отчаянную попытку воплотить в жизнь мечты великих мыслителей человечества.
У каждого народа имеется своя неповторимая коллективная судьба (карма). Бессмысленно новым грядущим поколениям стыдится своей истории. Но это не значит, что из опыта прошлого не должны быть сделаны выводы, которые бы хранили народ от бессмысленных жертв, бесправия, голода и нищеты. Исторический опыт должен быть переработан в государственные законы, гуманитарные табу и заповеди, предостерегающие грядущие поколения от повторения в обществе преступлений и ошибок прошлого.
И, наконец, главное. Анализ показывает, что основная функция государства заключается в том, что оно представляет весь народ в целом и каждого отдельного человека. Эта функция является главной в государстве. В этой функции заложено основное противоречие между человеком и государством. Чтобы понять это утверждение в полной мере, надо лишь вспомнить, как в Германии нацисты в 1933-1945 годах представляли всех немцев. Кровь и страдания лились рекой на европейском континенте, пока советские солдаты в 1945 году в Берлине не вырвали нацистское жало у немецкого народа.
Государство является адекватным, если каждый человек чувствует себя в нем комфортно или, как говорит президент республики Беларусь, - терпимо. Как совместить интересы государства и человека? И кто это может подтвердить? Отсюда ясно, как божий день, что при монархии царь не может представлять народ, так как он не может заменить всё разнообразие людей, составляющих государство. Не может полноценно представлять народ и парламент республики, если он набран не из всех слоёв населения и создан, например, путём фальсификации выборов или в результате антиконституционного переворота, совершенного группой людей из олигархов, военных, националистов, преступников и других лиц, не представляющих большинство, особенно, в многонациональном государстве. Такой парламент будет ущемлять интересы населения. За исполнением законов должен следить президент страны, который является гарантом Конституции, если, конечно, он сам избран честно, а не приведен к власти в результате государственного переворота. Иначе социальная революция и гражданская война в стране являются неизбежными.
Власть должна быть не только сменяемой, но и уметь слышать всех людей. Так, например, республики Беларусь и Украина возникли одновременно. В республике Беларусь с 1994 года правит один президент, но он сначала провёл общенародный референдум по ключевым вопросам существования многонациональной страны, и в государстве сейчас мир, порядок и развитие. В Украине правит уже пятый президент, однако все пять президентов так и не решились на проведение референдума в многонациональном обществе, поэтому в 2014 году был совершён государственный переворот и произошла смена политического режима. Поэтому неудивительно, что в стране социальная деградация. Мало того, в Украине русский язык является родным и коренным для большинства населения, однако парламент страны, набранный из националистов, принял Закон об образовании, которым запретил использование всех других языков многонациональной страны, кроме украинского, вопреки Конституции. Попытки сделать государство в угоду националистам тотально унифицированным и однородным - это путь к его деградации. Нежелание слышать голос народа ведёт к непоправимым последствиям, которые нужно будет устранять будущим поколениям.
Не нужно никому доказывать, что в обществе все люди хотят мира, справедливости, добра, счастья и благополучия, но в государстве эти желания складываясь дают различные их уровни реализации в разных слоях общества, что удовлетворяет лишь верхушку власти. Поэтому создание государства для блага и удовлетворения требований всех граждан - это утопия. Именно реальная несовместимость интересов человека и государства даёт в жизни широкий спектр реализации форм политических режимов: от нацизма и фашизма, где нация и порядок - всё, а человек - ничто, до анархии, где человек - всё, а анархия - мать порядка. Марксизм считает это противоречие устранимым, утверждая, что государство отомрёт при Коммунизме, когда высокий уровень производительных сил позволит применить принцип: от каждого по его способностям, каждому по его потребности. Однако, пока государство существует, нацизм и фашизм, как показала история, являются самыми опасными политическими режимами. Эти режимы претендуют на роль исключительного представителя не только общества, но и Родины, которая является духовным символом земли предков. Отсюда возникают институты национальной памяти, которые формируют в обществе критерии расовой и национальной неполноценности людей, составляющих многонациональное общество. Эти режимы ведут общество в тупик. Так было в фашистской Италии, так было в нацистской Германии, где всегда существовало правило о неприкосновенности лиц, 'нарушивших закон во имя блага нации'. По такому пути сейчас пытаются идти некоторые безумные правительства и парламенты новых государств с малым стажем собственной государственности.
Таким образом, основное противоречие между государством и человеком реально существует и принципиально неустранимо. Государство всегда будет подавлять любого гражданина своей страны, который не согласен с его преступными действиями, указами, решениями, законами и войнами. Следовательно, система - общество и государство - есть такое объединение, которое время от времени в силу возникновения неустранимых противоречий будет рождать революцию, как крайнюю форму проявления гражданского протеста и неповиновения.
В заключение хотелось бы ответить на сакраментальный вопрос, а государство, как социальный инструмент, это чисто человеческое изобретение или - закономерный продукт эволюции живых организмов?
Интересно, что замечательный древнегреческий философ Аристотель считал человека "политическим животным", то есть полагал, что только люди могут создавать государство.
Ответ на мнение великого Аристотеля имеется.
В конце XX века в кинотеатрах СССР демонстрировался документальный фильм о поведении свиней. Сюжет фильма заключался в следующем. Годовалых свиней мужского пола от разных свиноматок в количестве около десяти особей поместили в закрытый вольер. Каждая особь была помечена своим номером, с помощью датчиков измерялся пульс. Все свиньи никогда раньше друг друга не видели. Как только свиньи были помещены в вольер, то все особи поочередно передрались между собой. Если кто-то их них не хотел меряться силами, то он уходил в сторону и его никто не трогал. Оказалось, что от драки уклонялся лишь один свинёнок под номером 6, небольшой по размеру и по виду слабенький, он не вступал в драку ни с кем, сразу отходил в сторону. Наибольшее число драк выдержал свинёнок под номером 9, по виду крупный и мощный, он победил всех, кто ему противостоял. И так происходило с каждым свиненком. Замеры пульса свиней показали, что во время происходящих драк пульс 60 ударов в минуту был только у свиньи с номером 6 на спине. У остальных особей пульс был от 90 до 120.
Через некоторое время драки прекратились. В вольере установился покой. В центре вольера расположился лидер под номером 9, а вокруг него вся нижестоящая структура на некотором расстоянии от него в соответствии с количеством личных побед. У кого было больше побед, тот был ближе к лидеру.
Когда принесли в корыте еду, то к корыту подошел и поел первым лидер, оставив в корыте некоторое количество еды, причём за соблюдением порядка еды строго следила ближняя к лидеру структура. Кто пытался прорваться к корыту вне очереди, того быстро отгоняли назад. Затем подошли и поели все остальные свиньи согласно установленной структуре. Последним едоком, по очереди, подошёл к корыту самый слабый свинёнок. Еды в корыте не было. Пульс у него был 120.
Через некоторый промежуток времени провели следующий опыт, который заключался в том, что в корыто вместо еды налили водки. Первым напился водки лидер, затем вся остальная структура. Свинёнку под номером 6 водки не досталось. В конечном итоге вся структура, напившаяся водки, упала на землю и заснула. Вот тогда только свинёнок под номером 6 показал своё отношение к происходящему. Он несколько раз с разгону врезался мордой в тушу лидера, нанося ему удары с ярой злостью. Пульс у него был 120.
Часа через два свиньи проснулись и заняли свои места согласно рангу. В корыто опять налили водки. Все ринулись к корыту, однако лидер без промедления решительно отогнал всех от корыта и, поддев его мордой снизу, перевернул судно. Водка ушла в землю. Чтобы проверить осознанность действий лидера, в корыто опять налили водки. Всё повторилось. Лидер опять перевернул корыто. Стало ясно, что лидер прекрасно понимает свои политические задачи, то есть знает, как удержать власть в коллективе.
Что из проведенного эксперимента следует? Вывод простой. В коллективе свиней, которые никогда друг друга не видели и никогда не общались, после помещения их в совместную среду обитания, в результате борьбы установилась определённая организация с четкой подчинённой структурой и карательными органами. Другими словами, в коллективе свиней образовалось государство - единоличная диктатура (монархия).
Из эксперимента со свиньями следует, что в генетике живых существ изначально заложены программы, обеспечивающие их выживание в мире. "Братья наши меньшие" знают о мире всё то, что им положено знать.
В отличие от животного мира люди смогли заложенную природой программу внедрения монархии в коллективе живых существ изменить на республиканскую форму управления.
Так случилось, что только люди начали свою жизнь с чистого листа, ничего не зная о мире. В истории человечества нет ни одного народа, дожившего до наших дней, который бы не совершил неисчислимое число ошибок и преступлений как внутри себя, так и по отношению к внешнему миру, чтобы числится великим и непогрешимым, "белым и пушистым". Тезис о богоизбранности некого народа, как это утверждается в Библии, - фантазия, которая выдаёт желаемое за действительность. Жизнь на Земле сделала все народы грешными и преступными. Поэтому людям суждено, совершая ошибки и преступления, добывать знания самим с помощью размышления и эксперимента, чтобы приблизиться к Истине и ответить на вопрос, зачем и кому всё это нужно, или что хочет Бог?