Иванов Валерий Иванович : другие произведения.

"Сад Манических Корней"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  На рубеже XIX и XX веков в многочисленных развлекательных изданиях отводились полосы, предназначенные для анекдотов и всяческих занимательных странностей, описания причуд, оригинальных идей и пристрастий мономанов. Например, в заметке под названием "Библиофильство и библиомания" рассказывалось о необходимости разделять эти два понятия. "...Библиоманы - своего рода фанатики, среди них есть преступники: воры, подделыватели, мошенники и даже убийцы на этой почве..., а один пастор благодаря страсти к книгам стал даже разбойником". В другой заметке - "Мании и роды сумашествия" - рассказывается о мономане, утверждающем, что его нос как у слона снабжен хоботом и он излечился после того как его нос "подрезали" (чуть-чуть пустили кровь). Его сосед боялся ходить, считая, что его "соломенные ноги" не выдержат такой нагрузки на них, а другой не мог ходить так как считал, обе его ноги левые. Многие воображали себя животными. Популяризация такого рода способствовала объединению и удержанию переносного смысла слов "маньяк", "мономан", "монстр" в бытовых представлениях. От слова "мономания" в современном употреблении сохранилась и до сих пор в ходу только его вторая часть - "мания". Так и появился "сад манических корней": графомания, клептомания, дромомания, пиромания, суицидомания, гомицидомания и много других. Знциклопедический словарь Ф.Павленкова за 1899 год дает следующее толкование обсуждаемым понятиям: Маниак - субъект упорно преследующий какую-нибудь узкую цель; Мономания - однопредметное помешательство (idee fixe), сумасшествие только в одном отдельном представлении, остальная умственная деятельность остается нетронутой, а Монстр - чудовищный урод, невиданное безобразие, психическое уродство, поразительная странность. На основе так называемого "эротического" бреда в начале XIX века появился и вскоре исчез мономанический диагноз -"эротическое помешательство". Выделяли три формы: 1)эротическая паранойя или эротомания, 2) мастурбаторное помешательство, 3)чувственное извращение. Терминологические трансформации психиатрических классификаций привели к тому, что большинство Мономаний растворились в диагнозе "паранойя", вскоре ставшем самым знаменитым диагнозом после шизофрении. Параноиками стали называть всех тех, кто настойчиво утверждал себя обладателем какой-либо "оригинальной идеи". Идеи преследования, изобретательства, реформаторства, знатного происхождения, ревность, а также "странные" идеи на религиозной и эротической почве - их наиболее частый тематический набор. Эротического параноика одолевает остро развившееся "любовно-целомудренное помешательство" и они выбирают жертв из представителей знати, артистов и других "знаменитостей". Учение о мономаниях прочно обосновалось в юридической тематике XIX века. Было принято положение, что мономаньяк может обнаруживать только одну патологическую страсть к воровству, поджигательству и др.. Мономаньяки освобождались от ответственности, но лишь в тех случаях, когда содержание их правонарушение не выходило за рамки содержания установленной у них Мономании. Так, например, пироман мог безнаказанно поджигать и при этом подвергался юридической ответственности за кражу, насилие и др. В дальнейшем, как альтернатива концепции "однопредметного помешательства", было принято положение об общем психическом страдании. Сейчас трудно проследить как произошло, что гомицидальное поведение и гомицидомания выпали из поля зрения судебных психиатров. Случаи, в которых кроме грубой агрессии были признаки изнасилования, расценивали как "эротическое помешательство" -"чувственное извращение". Описания случаев "чувственных извращений" той поры практически не отличаются от преступлений сегодняшних так называемых сексуальных маньяков:" Мучительство выражается в стремлении измучить,изуродовать,, убить предмет своей страсти. Люди, одержимые этой формой душевного расстрйства, испытывают особо страстное наслаждение, когда кровь течет из ран; они изрезывают на куски детей, которых только что растлили... Три главных отличительных черты этой формы "чувственных извращений". 1) Половое стремление не удовлетворяется актом совокупления ...при этом оно обращается в бешенство, ведя к жестокостям, убийству и антропофагии, 2) Преступники этого рода уродуют половые органы своих жертв, 3) Почти всегда они являют признаки наследственного вырождения и у них часто обнаруживаются анатомические изменения головного мозга. Одна из причин сходства деяний сексуальных маньяков всех времен и народов в том, что эта область жестокости и агрессии была и до сих пор остается в науке краем не пуганных хищников. Сегодня психиатры мало интересуются сексопатологией, а сексология , в свою очередь, не имеет познаний в психопатологии. В результате феномен гомицидального "маньячества", сорвавшись с поводка науки, как и во времена св. Августина, обрастает легендами и слухами, восстанавливая свою былую "славу" таинственного и непостижимого явления.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"