Chast 02.Glava O1.Часть вторая. Глава первая. Сексуальные Гомицидоманы: Вчера, Сегодня, Завтра.
Известно, что во времена Гиппократа в древнегреческой медицине существовал термин "мания", а значит и производное от него- маньяк (как от астмы - астматик и т.д.). В древности "истерия", "эпилепсия", "мания" были наиболее распространенными названиями различных психических расстройств. Скрытые и явные носители этих психических особенностей и до наших дней отличались и сегодня выделяются оригинальностью чувств, влечений и непредсказуемостью поступков. Они чаще других в конфликтах сами с собой и с господствующими общественными представлениями о порядке вещей и явлений в социальном, психическом, биофиэическом пространствах. Их беспокойный нрав медики древности связывали с "блужданием" у мужчин и женщин различных половых соков -"суккубов" и "инкубов". В средние века получила широкое распространение "ликантропия".Одержимые "ликантропией" воображали себя превращенными в зверей, преимущественно в волка. Во второй половине ХVI века распространенность "ликантропии" носила эпидемические масштабы. Ликантропов считали колдунами и предавали сожжению. С ликантропией связано и учение о "метемпсихозе", в основе которого лежало религиозно-мифологическое представление о перевоплощении души после смерти человека в другие тела (растения, Животных, божества) до тех пор пока душа не вернется очищенной к первоисточнику всякой жизни. Это учение было довольно широко распространено в различных религиях и определяло общественное сознание. Этнограф, антрополог XIX века Э. Тайлор описал ряд случаев, когда подростки под впечатлением рассказов об оборотнях совершали убийства по тем же сценариям, которые накануне "смаковали" взрослые. Они и не скрывали свой причастности к убийствам. Когда за "диагностику" взялись демонологи, всему виной были объявлены сексуально похотливые демоны: в женщинах "инкубы", в мужчинах "суккубы". Их одержимость, фанатическая убежденность, непоколебимая приверженность идеям магии и колдовства имели трагические последствия. В то время способность адепта выдерживать любые пытки была для судей бесспорным доказательством того, что в обвиняемого вселился дъявол. Демонология святого Августина заражала маньяческими идеями " Нет болезни без колдовства..." и за них же отправила на костер сотни тысяч демономанов.... В соответствии с распространенным до св. Августина и после него замкнутым циклом: идею в голову, а веревку или топор - на шею. Как высказался пациент-людоед "человек-производство безотходное". Маньяки далекого прошлого, непоколебимо убежденные в своих идеях и влечениях... в первых рядах шли на костры инквизиции. В старину страдания на дыбе и в огне считались наиболее "надежными" средствами, позволявшими отделить любителей острых ощущений и фантазий от безнадежно одержимых. С глубокой древности психиатрия и магия располагаются на разных концах одного коромысла общественного сознания. Набирала силу психиатрия - блекли чудеса, чахла психиатрия - наступало время Шахерезады. В начале XIX века в перечень психических заболеваний вновь вернулся диагноз "мания", но особой разновидности. Уже не та, что была известна в древности, а как патология настроения в виде маниакальных фаз. Кроме разнообразного нелепого авантюризма для этого типа "маниакальных" было свойственно усиление полового влечения. Из описания психиатра той поры: "..Поэтому часто в мании люди приличные, сдержанные, нравственные и порядочные становятся безнравственными и беспорядочными, многие начинают и мастурбировать, другие излишествуют в половом отношении, еще иные поют бесстыдные песни, читают пошлые стихи, употребляют неприличные слова и телодвижения, обнажают половые части, стараются изнасиловать посторонних и прочее..." Такие приступы психоза у одних больных продолжались от нескольких дней до нескольких недель, а у других по несколько месяцев и даже лет. Известный французский медик-реформатор Филипп Пинель снял с психически больных оковы, отменил тюремный режим их содержания. Тогда же были созданы первые психиатрические больницы. Другой французский медик Жан Эскироль предложил из общей массы психических расстройств выделить "однопредметное помешательство - Мономанию", которая допускала возможность локального безумия, когда оно распространяется на одно представление или влечение. Другими словами , основная психика (кроме больного "пункта") считается здоровой. Этот научный взгляд на безумие позволял "сходить с ума" неглубоко и ненадолго. А главное - без ущерба себе и другим. Очень скоро в народе субъектов, на чем -либо "зациклившихся", стали называть мономанами, мономаньяками.