Иванов Дмитрий Викторович : другие произведения.

Старинные сюжеты в современной литературе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Отзыв о сборнике историй М. Бочаровой "Месяц без богов"


Старинные сюжеты в современной литературе. Отзыв о сборнике историй М. Бочаровой "Месяц без богов"

   - А у Вас есть ещё истории о призраках?
   - Нет, Вы уже прочитали всё, что у нас было.
   - Скоро Рождество. А какое Рождество без историй о призраках? - недовольно буркнул я и печально побрёл прочь из книжного магазина. Однако новые рассказы о духах и других персонажах сокрытого мира к празднику я всё же получил. Мне попался сборник историй Марины Бочаровой "Месяц без богов".
   В настоящее время, когда на полках книжных магазинов можно, казалось бы, найти всё, что угодно, очень редко встретишь традиционные рассказы, за которыми наши предки коротали тёмные зимние вечера. Да и почти весь ассортимент подобной литературы представлен авторами, творившими с конца XVIII по начало XX века. Нынешние писатели стараются перещеголять друг друга в изобретательности. Начиная с творчества Г.Ф. Лавкрафта на смену героям народных преданий приходят образы, разработанные самим автором, порой не имеющие и намёка на веками формировавшийся комплекс существ так называемой низшей мифологии. А иногда народные персонажи намеренно искажается и даже уродуются в угоду амбициям сочинителя. Порой такие находки исключительно интересны и созвучны чувствам и настроениям читателей сегодняшнего дня. Однако все подобные "самодельные" монстры кажутся оторванными от корней, и как существа в значительной степени чужеродные они не вызывают глубокого отклика в душе.
   И я искренне рад тому, что наконец-то вышел сборник историй, полностью состоящий из рассказов с традиционными знакомыми с детства сюжетами и персонажами. Направление, в котором творит М. Бочарова известно давно. Ещё монахи древней Ирландии перекладывали на язык литературы народные легенды и сказания. Однако подлинный расцвет интереса к фольклору пришёлся на конец XVIII - начало XIX века. Именно тогда образованные господа по всей Европе начали зачитываться привезёнными из глубинки историями в утончённой обработке известных писателей. Именно так работает и М. Бочарова. За основу она берёт былички - короткие народные истории о встрече человека со сверхъестественным, причём в отличие от сказок, акцент делается на достоверность происходящего и личном опыте рассказчика или его информатора. Данный жанр народного творчества настолько же стар, как и само человечество и продолжает бытовать и в наше время, хотя современные истории принято называть городскими легендами.
   Если в народном творчестве до слушателя важно донести саму суть произошедшего, воспроизвести цепь событий, то в сборнике М. Бочаровой сюжеты переходят на несравненно более высокий уровень. Здесь перед читателем разворачивается живая красочная картина в лучших традициях классической литературы. Мысли и чувства героев, непростые межличностные отношения, противоречия человеческой натуры, любования красотами природы, отсылки к известным произведениям - всё это наполняет рассказы глубоким смыслом, усугубляет драматизм ситуации, заставляет нас то замирать от волнения, то наслаждаться изяществом образа, то дивится находчивости автора. Безусловно, М. Бочарова является большим знатоком как народных преданий, так и современных поверий. Автор отличается отменной наблюдательностью и широким кругозором. И это не может не понравиться другим любителям и собирателям подобного рода сюжетов. Важной особенностью цикла является разнородность представленных рассказов. Действие переносится то в Исландию XIX века, то в николаевскую Россию, то в Японию эпохи Эдо, то во времена первых царей, то в современный мир. К особым художественным приёмам можно отнести перемену главного героя или рассказчика. Если в быличках таковым может быть только человек, то в рассказах "Алые, алые листья", "Бражник мёртвая голова", "Вьюнок и Ждана", "Пещера детей" мы видим произошедшее глазами представителя мира иного, а в истории "Чёрный котёнок Веспа" главным героем является кошка, причём сначала живая, а потом - призрачная.
   Все истории объединяет особый стиль повествования, делающий чтение сборника исключительно приятным. В наибольшей степени этому способствует своеобразный язык. Он красивый, и, если можно так сказать, качественный, но в то же время простой. Несмотря на изящество и живость описаний, автор избегает громоздких конструкций. А оттого читать становится очень легко, хочется глотать одну новеллу за другой, словно пирожки за вечерним чаем. И каждый раз М. Бочарова радует читателя то оригинальной метафорой, то необычным употреблением слова, то явной или скрытой цитатой. Такие находки, словно цукаты, попавшиеся в и без того вкусном кексе, придают сочинению особую пикантность.
   В каждом сюжете читатель находит типичное для низшей мифологии противопоставление: свет - тьма, верх - них, лес - жилище, известное - непознанное, мир людей - мир сверхъестественного. В рассказах показано, что потустороннее существует в нашем мире, и простые люди соприкасаются с ним почти каждый день. Просто неверие порой не даёт заметить этого. Автор приоткрывает завесу в мир тьмы, где встречаются призраки, демоны, сказочные персонажи, духи природы. Именно оттуда зачастую приходит вдохновение художникам и литераторам, озарение алхимикам и учёным. Там существуют сокрытые города и удивительные страны, охраняемые завесой чар. Человек, имея врождённую потребность в познании, испытывает порой губительное влечение к силам тьмы. Тьма манит, привлекает, заставляет следовать за собой. Однако сами обитатели запредельного не всегда рады такому общению. Более того, они порой играют со смертными, пользуясь тем, что человек не знает, как с ними обращаться. В сфере потустороннего действуют собственные законы. А потому стоит ли удивляться, когда наступает час болезненной расплаты? Можно подумать, тёмные сущности несут зло. Однако они всего лишь играют собственные роли, действуют в своих интересах. А настоящими носителями зла зачастую становятся сами люди, завистливые, жадные, нечестные. Нет, сборник историй не даёт ответа на извечный вопрос, как приспособиться к жизни с нашими соседями. Цикл произведений просто демонстрирует ряд показательных случаев, предоставляя возможность читателю поразмышлять самому.
   Для того, чтобы познать суть того или иного явления нам нужно точно установить его происхождение. Кто такие мы? Сборник историй "Месяц без богов" добавляет свою лепту в решение данного извечного вопроса. Жители современных городов - потоми создателей быличек, сказок и легенд, которые верили в сверхъестественное, населяли окружающий мир множеством духов и других потусторонних сущностей. И нынешние обыватели не должны забывать о том, откуда они происходят.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"