Не бывает изначальной умелости. Мы все изначально неумелы. Требуя от себя изначальной умелости, мы обрекаем себя на неумелость. Прежде, чем ребенок научится ходить, он будет множество раз падать. Хорошо, что в этом возрасте ребенок не может думать: "Блин, я снова упал, что обо мне подумают? Я неудачник, я никогда не научусь ходить. Все остальные бегают, а я все еще ползаю. Надо бросать эту затею, все равно ничего из меня не получится" :). Но во взрослом возрасте мы начинаем думать именно так, испытывая при этом соответствующие негативные ощущения. И в результате у нас ничего и не получается.
В своей идее о себе мы требуем от себя изначальной умелости и совершенства. Но в реальной жизни так не бывает. Для того, чтобы мы научились что-либо делать, нам нужно пройти через свой собственный опыт, падать и подниматься, допускать множество ошибок, набивать свои синяки и шишки. И тогда мы обязательно научимся.
Есть такая пословица, что человек, находящийся на вершине горы, не упал туда с неба. Изначально требуя от себя умелости, ругая и наказывая себя за неумелость, мы все меньше и меньше будем себе доверять, и все меньше полагаться на собственные силы. Мы будем много думать, но мало действовать. Вся наша энергия будет уходить на обдумывания и рассуждения, на подготовку к действию, а не на само действие.
Требуя от себя умелости и страшась неумелости, мы будем всеми способами избегать действий, чтобы не потерять веру в себя окончательно. Нам проще будет не действовать, чем действовать и получить отрицательный результат. Потому что в таком случае наша вера в себя и наша самооценка окончательно рухнут. Поэтому мы будем находить все виды оправданий, лишь бы не выходить в действие и ничего не решать. Мы будем делать вид, что вроде мы и не хотели, что вроде нам и не сильно нужно.
Так мы попадаем в замкнутый круг психической самозащиты. Но попадаем мы туда только по одной причине: потому что требуем от себя изначального совершенства и умелости.
Признавая самого себя, свое право на ошибку и на несовершенство, мы будем добрее относиться не только к себе, но и к другим. Нам не понадобится создавать искусственные маски, чтобы предстать перед другими во всей своей красе, скрывая при этом свое несовершенство. Мы будем более открытыми, спонтанными и естественными, более "теплыми" по отношению к другим людям. И сможем получить то признание и отклик со стороны других людей, к которому так стремимся в поисках мнимого совершенства.
Вопросы, которые обычно мне задают: "Как признать самого себя?", "Как добрее относиться к самому себе?", "Как полюбить себя?". Невозможно это сделать искусственно, волевым решением. Это приходит с пониманием преимуществ, которое даёт признание самого себя, и недостатков, которые приносит самоотрицание.
Какая бы модель поведения у нас ни была, она для чего нужна, она приносит какую-то пользу. Если мы отрицаем самих себя, то берем в руки кнут, которым подстегиваем себя и благодаря ему выходим в действие, достигаем поставленные цели. Как правило, эта модель поведения обуславливается и закрепляется еще в детстве, потому что нас, с раннего детства, все время сравнивают с кем-то другим, говоря, что "Петя, Маша, Лена лучше. Они делают то-то и то-то, они достигли того-то, а посмотри на себя, кто ты? Бездарь, лентяй, руки из одного места растут!". Конечно, не такими словами, но смысл этот.
Таким образом мы понимаем, что в том виде, в котором мы есть, мы никому не нужны и ни на что не способны. Поэтому единственным выходом становится внутренний кнут, которым мы все время себя подстегиваем, и благодаря которому надеемся все исправить. Но имея изначально негативное отношение к себе, мы будем иметь его и впоследствии, какие бы возможности и цели мы ни достигли. Потому что негативное отношение к себе и является двигателем нашего "прогресса".
Отменить эту схему поведения можно только одним способом: обучаясь привносить безоценочное внимание в собственную жизнь, без "за" и "против", познавая самого себя. Тогда мы перестаем себя осуждать и начинаем осознавать психологические механизмы, которые лежат в основе нашего поведения и мироощущения. А когда мы начинаем их осознавать, все изменяется. Необходимо только наше внимание!