|
|
||
Народная музыка
В зимнем цикле народных
песен центральное место занимают колядки и щедривки.
В них обычно выражаются пожелание успеха хозяину дома в новом земледельческом
го-ду , здоровья и благополучия всей семье.
В некоторых колядках запечатлелись самые раз-нообразные жизненные темы и образы
, исторические события.
Зимний цикл песен заканчивался проводами Масленицы. Масленичные песни , обычаи
и обряды сохранились преимущественно в России.
Для украинского народа они менее ха-рактерны.
Весенний цикл песен , связанный с пробуждением природы , началом полевых работ
, сопровождался в старину массовыми хороводами , именуемыми на Украине "танками"
, "гаївками" , играми , плясками.
Во многих украинских веснянках сохранились элементы , восходящие к древнеславянским
обычаям кликания солнца , весны , птиц , провожания зи-мы.
Веснянки исполнялись девушками ( в отличие от колядных игр , преимущественно
муж-ских ).
На Украине весенний цикл включал также "петрiвки" , "русальнi" песни.
С ними ( в ряде местностей с купальскими играми ) был связан поэтический обычай
: девушки за-вивали венки и , загадывая о судьбе , бросали их в реку.
Летний цикл песен и плясок начинался "купальскими" праздниками в честь солнца
, сопровождавшимися прыганьем через костры , провожанием весны.
Ее олицетворяло уб-ранное цветами молодое деревцо - "марена" ( "марина" ).
Иногда роль марены исполняла девушка.
Главное место в летнем цикле занимали жнивные песни ( "жниварськi" ).
Зародившиеся в глубокой древности плачи и причитания развивались и позднее.
Своеобразная национальная особенность многих украинских плачей - повышенная
IV сту-пень в миноре , образующая с III ступенью увеличенную секунду ( встречается
также в не-которых веснянках , думах - плачах ).
В XV - XVI веках , в период борьбы украинского народа за свободу и независи-мость
против татар и турок, против панско-шляхетской Польши формируются новые жан-
ры народного музыкально-поэтического творчества - думы и исторические песни.
Думы - это развернутые героико-драматические или лирико-эпические повествования
речитативного склада , исполняемые в сопровождении народного инструмента - кобзы-бан-дуры.
Особым даром обладал кобзарь Остап Вересай , от которого записывал думы и пес-ни
Н.В. Лысенко.
Образы кобзарей , призывающих к освободительной борьбе , воссозданы в I действии
оперы Н.В. Лысенко "Тарас Бульба" , в опере украинского советского ком-позитора
К.Ф. Данькевича "Богдан Хмельницкий".
Исторические песни , подобно думам , отразили социальную и национально-освобо-дительную
борьбу украинского народа , запечатлели образы героев - защитников родины.
На Украине и сейчас широко бытуют некоторые песни.
Например , песня о победе Бог-дана Хмельницкого над польским войском "Гей ,
не дивуйте добрiї люди" , песня о похо-дах украинских казаков "Засвистали козаченьки"
, козацкая "Ой на горi та женцi жнуть".
К образам и напевам этих победных маршевых песен неоднократно обращались пи-сатели
- К. Рылеев , Т. Шевченко , И. Франко , П. Тычина , М. Рыльский и композиторы
- Н. Лысенко , Р. Глиэр , К. Данькевич.
Украинские протяжные лирические песни повествуют о тяжкой доле, о подневольном
труде и социальном неравенстве , о горькой судьбе крепостного-бедняка , рекрута
, солдата , сироты , вдовы , бесправном положении женщины , о несчастливой любви
, раз-луке с милым.
Протяжные песни исполняются хором или сольно.
Шуточные , шуточно-танцевальные , сатирические , юмористические песни на протяже-нии
всей истории народа выражали его оптимизм , веру в свои силы , высмеивали лицеме-ие
, ханжество , жадность.
Одним из наиболее распространенных песенных жанров в западных областях Украины
являются коломыйки , родственные русским частушкам.
Они исполняются преимуще-ственно хором с инструментальным аккомпанементом ,
часто сопровождаются танцем.
Украинская свадьба , подобно русской делится как бы на два действия.
Первое проис-ходило до венца и , главным образом , в доме невесты.
В центре его лирический образ "молодої" - невесты , прощающейся с девичеством
, родной семьей и подругами.
Особенно богат песнями обряд свивания венка невесте, ее прощания с девичьей
жизнью.
Их поют "дружки" - подруги невесты. Второе "действие" разыгрывалось после венчания
в доме моло-дого.
Оно включало поздравления новобрачных , пожелание им благополучия и т. п..
Наиболее распространенными украинскими танцами являются метелица , гопак , каза-чок
, полька , чабарашка. В западно-украинских областях - гуцулка, тропотянка и
круговой фигурный мужской танец аркан , исполняемый с "топiрцями" ( топориками
).
Существует также множество сюжетных танцев , отражающих трудовые процессы и
быт народа ("го- нивiтер" , "швець" , "бондар" , "увиванець" и др. ).
Основные украинские народные инструменты : бандура ( в прошлом называлась "кобза"
) - струнный щипковый инструмент оваль-ной формы , с коротким и широким грифом
; цимбалы - струнный ударный инструмент , по внешнему виду напоминающий плоский
трапециевидный ящик , на верхней крышке которого натянуты группами металлические
ст-руны.
Звук извлекается при помощи деревянных колотушек , обтянутых кожей или войло-ком
; лира ( реля или рыля ) внешне напоминает гитару с укороченным и утолщенным
грифом.
Вставленное в полость инструмента небольшое колесо вращается при помощи ручки
и , словно бесконечным смычком , приводит в колебание примыкающие к нему вплотную
струны.
Две струны ( по обе стороны колеса ) , настроенные в квинту , образу-ют органный
пункт , а верхняя ( над колесом ) выполняет мелодическую функцию.
Длина ее при помощи ряда своеобразных клавишей-клапанов , которые лирник нажимает
паль-цами левой руки , изменяется , и , следовательно , изменяется и высота
звука.
Лира мо-жет настраиваться на "весело" и на "жалоб" ; скрипка , с древних времен
распространенная в быту украинского народа ; сопилка , напоминающая продольную
флейту ; трембита - деревянный духовой инструмент типа трубы , распространенный
в запад-ных областях Украины , особенно в горных районах.
Бывают различных размеров , иног-да достигают трех и более метров длины ; коза
или дуда - украинская волынка.
Она представляет собой мешок из козьей шку-ры , в которую вставлены три - четыре
трубки.
Готовясь играть на дуде , предварительно наполняют ее мешок воздухом.
Затем , держа инструмент под мышкой левой руки , лок-тем постепенно выжимают
воздух , который , поступая в трубки , вызывает звук.
Мелодия исполняется на одной из верхних трубок , имеющей пищик с бьющим язычком
и неско-лько пальцевых отверстий.
Через вторую верхнюю трубку исполнитель по мере надобно-сти пополняет запас
воздуха в мешке.
Нижние трубки выполняют функцию тонико -доми-нантного органного пункта.
Бубен ( бубон) - ударный инструмент.
"Троїстi музики" - в прошлом наиболее распространенный на Украине тип народного
инструментального ансамбля , состоящего из трех инструментов : скрипки , цимбал
, бубна.
Возможен другой состав.
"Троїстi музики" упоминаются неоднократно в произведениях Т.Г. Шевченко , в
народных песнях.
Красота украинских народных мелодий привлекала внимание русских композиторов
- Глинки , Серова , Даргомыжского , Чайковского , Римского-Корсакова , Мусорского.
Великие композиторы Западной Европы также обращались к мелодиям украинских народных
песен , включали их в свои произведения.
Таковы квартеты Л. ван Бетховена , посвященные графу Разумовскому , фортепианные
фантазии Ф. Листа на темы песен "Ой , не ходи , Грицю" и "Вiють вiтри".
Профессиональная музыка в XVII - XVIII веках
Реформа церковного пения
заключалась в отказе от изжившего себя монодического пения и переходе к богатому
гармонически многоголосному пению a capella , названному "партесным" , ( т.е.
пением по отдельным партиям ).
На смену старой крюковой системе нотной записи приходит более совершенное пяти-линейное
" киевское знамя " или квадратная киевская нотация.
Жанр партесного концерта развивается в творчестве Колядчина , И. Календы и Николая
Дилецкого.
В середине XVII века партесное пение проникает в Россию.
В городском быту Украины в конце XVI - начале XVII века возникает новый вид
музыкально - поэтического творчества - бытовые песни - канты : религиозные ,
торжественно-поздравительные , любовно - лирические , нравственно - назидательные
, шуточные , сатири-ческие.
Авторами и исполнителями кантов были учителя пения , бродячие дьяки , ученики
братских школ , коллегиумов , и "Академии для наук свободных" в Киеве.
Образы их вос-созданы Гоголем на страницах повести "Вий" в лице Хомы Брута и
его товарищей.
Кант представляет собой трехголосную куплетную песню.
Два верхних голоса движутся парал-лельными терциями , партия баса строится на
опорных гармонических звуках.
Со II поло-вины XVII века канты широко распространяются и в России.
Музыкальные особенности кантов претворены в целом ряде хоровых произведений
русских и украинских композиторов конца XVIII - начала XIX века.
Борис Асафьев гово-рил , что замечательный хор "Славься" из оперы "Иван Сусанин"
"не что иное , как ка-нт...".
Истоки украинского музыкального театра следует искать в скоморошных представ-лениях
эпохи Киевской Руси , в старинных народных играх и хороводах.
Народными песнями и танцами было насыщено действие кукольного музыкального театра
- "Вертепа" любимого народного зрелища в XVII - XVIII веках , сохранившегося
в Западной Украине до наших дней.
"Вертеп" -маленькая переносная сцена в виде двухярус-ного ящика или макета церкви.
В верхнем ярусе "Вифлееме" , исполнялась инсценировка на сюжет легенды о рождении
Христа , в нижнем же разыгрывались народно - комические бытовые сценки , в которых
главным героем был запорожский казак.
Первая часть спек-такля включала преимущественно хоровые колядки и канты.
Все второе действие было построено на народных песнях и танцах - украинских
, русских , польских и др..
Еще в XVII веке в Москву выписывались киевские церковные певцы , владевшие ис-скуством
партесного пения.
В XVIII веке наборы певцов на Украине принимают системати-ческий характер.
Для пополнения кадров придворных музыкантов была открыта специаль-ная певческая
школа в городе Глухове.
У многих именитых господ в Москве и Петербу-рге украинские бандуристы были домашними
музыкантами.
Русская и украинская музыкаль-ная жизнь развивалась в тесной взаимосвязи.
Многие украинские талантливые музыканты учились , жили и творили в Петербурге
и Москве - общегосударственных культурных цент-рах.
Так в области многочастного четырехголосного хорового духовного концерта ( вытес-нившего
к концу XVIII века партесные концерты ) выдающиеся образцы были созданы ук-раинцами
М. Березовским ( 1745 - 1777 ) , А. Веделем ( 1768 - 1806 ) , Д. Бортнянским
( 1751 - 1825 ).
Дмитрий Степанович Бортнянский был автором свыше ста хоровых духовных сочинений
, создавал также оперы , сонаты , квартеты , квинтеты , симфонии , песни и ро-мансы.
С 1796 года и до конца жизни был директором Придворной певческой капеллы в Петербурге.
Артемий Лукьянович Ведель вел активную творческую жизнь , в разные периоды ру-ководил
хоровыми капеллами в Москве , Харькове , Киеве.
Однако , в ответ на письмо не-известного содержания , переданное Павлу I , был
заключен в инвалидный дом , причем было приказано , чтобы ему "не давали ни
пера , ни бумаги , ни чернил".
Типичным явлением для XVIII века было развитие музыки в помещичьей усадьбе.
Капельмейстерами и солистами в крепостных оркестрах и хорах бывали крупные му-зыканты
- иностранцы , "вольнонаемные" русские и украинцы и , наконец , крепостные.
Тяж- кая участь крепостных талантов с огромной обличительной силой изоблажена
в русской и украинской литературе.
Такова , например , повесть Т. Шевченко "Музыкант" , прообразом которой явился
знаменитый скрипач Артемка из оркестра помещика Галагана.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"