Иорданская Дарья Алексеевна : другие произведения.

Реплика о постмодернизме

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сказанное здесь: http://zhurnal.lib.ru/s/snp2007/03otvety.shtml меня зацепило. Посему я написала свои несколько слов. Прошу воспринимать их исключительно как реплику с места. Вы в праве отмести ее, как не относящуюся к делу. Я никого не хотела обидеть, я просто хотела защитить свой любимый метод


   По сути своей, я стараюсь быть человеком неконфликтным, но некоторые моменты, как оказалось, сильно меня задевают. К таковым, в частности, относятся любого рода нападки на постмодернизм. Я, правда, прекрасно понимаю, что конфликт здесь лежит в том, что говорим мы на разных языках. Для меня постмодернизм, это не философское воззрение, а прежде всего - творческий метод, основывающийся на накопленном опыте. По определению Эко постмодернизм - обычный этап развития культуры. на примере многих Больших стилей можно увидеть ряд этапов: создание идеи, маньеризм, как измельчание идеи и постмодернизм, как последующую интерпретацию этой идеи. За последние сто с небольшим лет Больших стилей можно насчитать два - Ар Нуво и Арт Деко, малых - примерно столько же, сколько и авторов, а всяческих "измов" - и того больше. Чтобы не захлебнуться полученным опытом, мы должны как-то его переварить, в конце концов. В таком рассмотрении постмодернизм - просто способ этого "переваривания".
  
   Что касается процитированных в правилах к готовящемуся конкурсу Нереалистической прозы признаков постмодернизма, то я позволю себе рассмотреть их отдельно.
  
   1. Неуверенность
   Человек, берущий чужую идею из-за неуверенности в невозможности придумать что-то новое не постмодернист, а либо лентяй, либо идиот. Мне вообще еще не встречались творческие люди, лишенные собственных идей. Использование готовой идеи может быть только в одном случае: если человек испытывает потребность ее интерпретировать. Идея, конечно, женщина, но от многократного к ней обращения все-таки не становится потаскухой. И полемика с той или иной идеей, так же как и ее интерпретация только обогащает культуру.
   Кроме того, вспомним Проппа: в мире есть ограниченное количество сюжетов и типов. Придумать что-то потенциально новое? Пожалуйста! Это возможно. Но вопрос, какая идея более плодотворна останется открытым еще пару столетий.
  
   2. Химерность формы и значений
   Что касается игры с формой, то хочу напомнить вам, дорогие мои русскоязычные читатели и писатели, что несчастен наш народ. Литература для нас в первую очередь - содержание, а потом уже форма. Вербальность культуры приводила в отчаянье многих авторов начала века, ударившихся в эксперименты именно с формой. Однако литература это не "что", а все-таки "как". Костяк "два мужика из-за бабы подрались" выливается у одного автора в банальный мордобой, а у другого в "Песнь о купце Калашникове". И именно игра с формой характеризует каждый новый этап развития литературы, чем опять же обогащает ее.
  
   3. Десакрализация
   Комментарий про произведение, которое "сложено из фрагментов уже кем-то написанных произведений" я просто отказываюсь рассматривать ввиду его абсурдности. Про отсутствие души - авторской или какой-либо еще могу сказать только одно. Душа есть у той вещи, которая делается с любовью и удовольствием. Обвиняя в бездушии такие вещи, как, скажем "Американские Боги" Н. Геймана, человек ставит меня в тупик.
  
   4. Фрагментарность
   Здесь мне опять же не хотелось бы как-то полемизировать. Создается впечатление, что я - среднестатистический автор-постмодернист - беру десяток книг, ножницы и баночку клея. Режу я книги, склеиваю фрагменты и молюсь, чтобы все это не рассыпалось.
  
   5. Деканонизация
   "Бог умер"(с)Ницше
   Как человек, трепетно относящийся к единственному достойному богу - Искусству - опять же не буду комментировать этот сомнительный признак плохой литературы
  
   6. Безличностность
   Автор и авторское начало отсутствует там, где автор берет не интересующий его материал. Это никак не зависит от свежести и авторстве идеи
  
   7. Ирония
   Признак хорошей литературы
   Самоирония - признак очень хорошей литературы и ума автора
   Почитайте Оскара Уайлда или Сент-Экзюпери, убедитесь
  
   8. Обращение к игре
   Более чем спорное определение, которое требует развернутости. Посему без комментариев
  
   9. Аллегория
   На этом месте я нецензурно выругалась на пяти языках. Заглянула в словарь Даля в статью "аллегория". Выругалась повторно. Аллегория, дамы и господа, это не утрата словом своего непосредственного значения, а - цитирую Даля - "иносказание, инословие, иноречие, околица, обиняк, проображение; речь, картина, изваяние в переносном смысле; притча; картинное, чувственное изображение мысли". Сиречь - способ словом выразить некое весьма сложное понятие. "Пресьоса и Ветер" Лорки - аллегория. Является ли она постмодернистским произведением, надо еще подумать.
  
   10. Мутантное изменение жанра
   Не понимаю, что это такое. Прошу разъяснить мне русским языком
  
   11. Порождение нечетких форм
   Возможно, возможно. Хотя, скажем, тех же "Американских богов" можно рассматривать, как поиски себя в современном мире на фоне конфликта традиций, которых мы уже не знаем (Богов Старого Света) со стремительно развивающейся техникой, коммуникациями и пр. (Богами Нового Света). Да, а еще это аллегория
  
   12. Карнавализация
   Расплывчато...
  
   13. Конструктивизм
   Гм. Обратимся к художникам периода Классицизма (слышали о таком? Большой стиль). Они конструировали пьесу, роман, стихотворение, картину. Это не отменило ни личного опыта, ни наличие авторской личности, на ощущения "пережитости" произведения.
  
   14. Переведение всех ощущений на язык знаков
   Еще одно странное расплывчатое определение, которого я не понимаю
  
  
  
   В итоге, хочу заметить, что рассмотренные здесь признаки относятся и ко все литературе в целом, некоторые - ко всей плохой литературе. Но вешать их ярлыками на постмодернизм - неосмотрительно.
  
   За что ж вы его так не любите, бедного
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"