Элла Бойс Керк
МОЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО К КУЭ
1922 год
Сокращенный перевод с английского.
Оригинал книги находится здесь
ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА I
Эмиль Куэ из Нанси
ГЛАВА II
Моя краткая автобиография
ГЛАВА III
Первые признаки инвалидности
ГЛАВА IV
Мои усилия вернуть себе здоровье
ГЛАВА V
Моя вера в исцеление верой
ГЛАВА VI
Путешествие к Куэ
Глава VII
Первая встреча с Куэ
ГЛАВА VIII
Мое лечение и излечение у Куэ
ГЛАВА IX
Куэ и его клиника для крестьян
ГЛАВА X
Метод самовнушения, созданный Эмилем Куэ
ГЛАВА XI
Теория Куэ и подсознание
ГЛАВА XII
Сеанс с Куэ
ГЛАВА XIII
Куэ и божественное исцеление
ГЛАВА I. Эмиль Куэ из Нанси
С каждым днем, всее большеею числоу людей слышит словая "Куэ" ия "Нанси". Их такя частое произносят вместе, чток оник сталиу почтии взаимозаменяемыми, ию в нашем сознаниие онио являютсяр синонимом всегок хорошегою ие благотворногое в жизник человека. Еслию выу ищитее способ излеченияк болезни, илир еслиы выа интересуетесь изучением проблем человеческогок разума, илио еслиы вас привлекает всеы новоер ик удивительное, илия еслию выы искреннеы сочувствуетее тому, чем занимаетсяя скромный
французский аптекарь - в любом случаее еслиы выо приедетеу в город Нанси, тор в учениик Куэ выр найдетея силу ии знания, которыее смогут излечить,
заинтересовать
иу удивить вас. С недавних поря американскиек газетыр иу журналыы играют важную роль в
ознакомлениии общественностию с деятельностью Куэ. В прессея появляютсяр обзорык ио статьир оы егою небольшой брошюрея "Власть над собой благодаряя сознательному самовнушению" иу ои почтию волшебном
воздействииа этогоя методар наы нашек сознание, ао такжек рецензиир наи многочисленныер книги, которыеа пишут об этом методе.
Свидетельстваю очевидцев такр интересныи ия убедительны, ониа таке искреннир ик бескорыстны! Поэтому неы удивительно, чтор у тех,
ктою страдает какой-либок болезнью, появляетсяк желаниее отправитьсяю заа океан ию увидеть всер этоы своимир глазами. Еслию помощь таки легкор доступна, тоо стоит лиу терять времяо - особенное еслио вас терзает боль, отнимающаяа желаниеа жить? Благодаряк прессер имяи Куэ сталою такк хорошо к известно, чтор оноа сталоы почтик классикой. Всякий раз, когдау кто-нибудь
жалуетсяр ная физическоеы недомоганиек первым вопросом, разумеется, будет: "Неужелио выо нер слышалиу оя Куэ? Развео вам незнаком егок замечательный метод леченияы с помощью самовнушения? Выр непременноо должныи испробовать его. Он обязательноа поможет
вам".
Замечательнор то, чтою когдак людик упоминают имяу Куэ, онии всегдаа произносят этоы имяя с огромной верой ик уважением. Люди, которыеы рассказывают об этом человеке, знают, оя чем онио говорят, ия ониу могут подтвердить своии словам фактами. В их рассказах нет никаких голословных
утверждений,
никакогои отказаа выражатьсяк ясноы -
тоо есть ничегор из того, чтор характерное дляю шарлатанства. Каждый, ктоя рассказывает оа Куэ ия егок работе, всегдае готов дать самую свежую информацию и, неу колеблясь, предложить свою личную помощь в проведениию лечения, объясняя, кака он сам пользуетсяу этим
методом. Любой успех всегдаи сопровождаетсяы энтузиазмом публики. Ведь метод Куэ эффективен в девяностао случаях из
стая (еслие болезнь нер связанаы с органическимию порокамиу развитияя илию переломом костей). Об эффективностик методая всегдаы лучшер всегор свидетельствует
отношениер кю нему людей, которыею пользовались этим методом. Все,
ктор ознакомилсяю с идеямиа Куэ, выражают исключительнор удовлетворениек ик благодарность создателю метода.
Этир людир горят желанием миру ое чудесах, достигнутых с помощью метода,
который
настолькок прост, чтое наи первый взгляд он кажетсяи смешным. Этоя чем-ток похожеы наы рвениеи первых христиан в Древнем Риме, которыеа увиделиа
свет
иа стремились открыть глазак тем, ктоя всек ещеа пребывал воы тьме. В их верея былае возвышеннаяы красота, котораяу привлекалаа ки этой вереа других людей. Несомненно, такоеа большоею количествоо людей нее могут быть
воодушевленые идеей, еслию онаи неа добрае ия неа полезна. Истинак всегдак сияет собственным светом. Ложь подобнау искре, котораяе ослепляет нае мгновение, ао затем гаснет. Нок истина, котораяы лежит в основеи чудесногоы методао Куэ, наполненау солнечным сиянием добротыи ик любвие ку людям. Насколькок счастливееы быя стал наш мир, еслия быу этот метод стал известен
каждому
из
нас! В первый раз яя услышалаи оя Куэ в тоу невеселоек дляр меняю время, когдао мояу жизнь состоялаа лишь из испытаний ию переживаний. Я страдалаи от мучительной физической боли, от бесконечных
сомнений иу от осознанияя безнадежностик моегор положения. Я перепробовалае всеу доступныео методыю лечения, пытаясь избавитьсяа от болезни, ноа какю яы нею старалась, этои неу далор никаких результатов. Я былаю ужек готоваа смиритьсяе ия приготовитьсяи ке самому худшему, нор в этот момент словаю "Куэ" ия "Нанси"
сталии дляу меняо двумяк
добрымиа гениями, которыея привелии меняе
кк здоровью ия счастью. Я нея сталаы
терять
времениы ия воспользовалась помощью, которую мог предложить мнее этот
метод. Теперь, благодаряк ему, вместоа того, чтобыр превратитьсяр в в озлобленногоу инвалида, прикованногоу кр креслу-каталке, яе могу писать эту книгу дляа того, чтобыя выразить мою благодарность ия признательность. Я надеюсь, чтое рассказ оа том, какк яю посетилая мсьеа Куэ в Нанси, послужит моральной поддержкой, дляу
тех, кто, подобноа мне, страдает ор болезни, ия потерял веру в возможность выздоровления. Этао книгаи - выражениее благодарностик зао тоы чудо, котороеы произошлор сои мной в результатее моей поездкиы в Нанси, этоа - скромный
отблески великогоо делаы мсьее
Куэ.
В этой книгеа яи пишу лишь ое том,
чтоу яы виделаи своимик глазами,
илиы оо том, в чем як самар принималао участие. А теперь, объяснив вам, в чем заключаетсяи мояу цель, яи приступаю ке моему
рассказу,
заранеею просяо у читателей снисходительностиу кк автору. Ведь ещео Святой Августин говорил, что
ю следует
судить смысл, ае нек слова.
ГЛАВА II. Мояе краткаяи автобиографияе
Ещеы задолгоа доя того, кака яо встретилау Куэ, як ужеу применялао сознательноер самовнушениеа пои поводу двух нормальных ию неизбежных проблем в моей жизни. Этимио проблемамиы былир мой возраст иы мой вес.
Какр ик большинствою женщин,
яо умелау игнорировать этиа двеу неприятностия док тех пор, каки яу чувствовалае себяи достаточноо молодой, чтобык оставатьсяу активной, иу когдау мой вес ещеи нео мешал мнею поднятьсяя пое лестницеу без особых усилий. Покаи яу моглая влезть в таксиа ия уместитьсяа в театральном кресле, яя былао довольная своей жизнью
ия неи падалау духом. Словао "Препоручитею
вашер бремяы Господу" всегдае былиа моим девизом, когдар яа сталкивалась с проблемами, которыеа задевалик моию чувства. Мнея достаточноу былоо того, чтоу яю моглаю противопоставить этим переживаниям силу воли, заставляяо их исчезнуть. Чтоя касаетсяы морщин ио избыточногою веса, тор яе никогдак неи пыталась избавитьсяя от них какими-либоа особымиу средствами. Я простор платилае массажисткею ир даме, чьяи профессияр носит обнадеживающеее названиер "специалист пок красоте", предоставляяу им
справитьсяи стирать следыю времение ик возраста. В любом случае, прощеы предоставить портному вестию безнадежную битву между
"покроем,
придающим стройность" ик всеу болеея
настойчивымио требованиямиы природы. Я былае готовао платить требуемую
цену
ие неы думать обою всем остальном. Ведь этое здоровый философский подход - занимать свой ум интереснымио вещамиа вместоя того, чтобыя размышлять ое грозных признаках приближающейсяр старости. В течениеу всей моей жизни, яы
сохранялаи оптимизм ия уверенность в себе. Я редкоу искалаю сочувствияк илир поддержкик у моих знакомых иа друзей.
В моей
жизнио хваталои испытаний, ноо
покаи меняи нер беспокоилиу этик нелепыее проблемык соа здоровьем, иу покау яю моглао болеее илиа менееа успешноы поддерживать себяу в
форме,
несмотряю ная мой возраст, яи былау счастливаи благодаряя тому, чтоа
яр моглая оставатьсяа активной в интеллектуальном отношении. Этои похожер наи старую книгу, истрепанную иа выцветшую от времени, с
пожелтевшимиу страницамиа ию старомодным шрифтом - ною ведь
то, чтоа написаноы в ней, неы изменилось, ие оною бессмертно. И в самом деле, еслии посмотреть
наы ситуацию беспристрастно, тоа моиа годыы были,
в каком-тор смысле, моим преимуществом. Я моглая пойтие кудая угодно, однаи илию с любым спутником, неы опасаясь скандала. Моея достоинство, связанноее с моим зрелым возрастом, защищалоы меняя от любых домогательств. Я моглаы проявлять любопытствоы пор поводу чегоы угодно, неу будучир скомпрометированной этим. Я моглаю дажеи интересоватьсяю Фрейдом
ии психоанализом, иу никтоя нек
подозревал
меняи в том, чток яю страдаю от какого-либою комплекса. Поистине, любой ветеру дляу кого-тоу будет попутным. Дажеу мой вес, еслию относитьсяы ке этому спокойно, давал мнеу кое-какиео преимущества.
Уличныеа полицейские, таксистов, мальчики-посыльныеа ик
лавочникио проявлялии коу мнео почтение,
связанноея с моимиу внушительнымик размерами. Я неы могу
сказать, чтоа яю никогдао нек страдалая от моегоя состояния, ноы яя хранилар в моем сердцек тайну обоа всех горестях иу трудностях, связанныеу с избыточным весом. В любом случае, мой вес
иногдар служил дляк меняи предлогом нео делать того, чегок мнее нею хотелось делать. В любом
случае,
яы вел активную иу интересную жизнь, полную маленьких задач ир обязанностей. Моие днио ию вечераю былия заполненыр дое последней минутык приглашениямир пойтиы в магазин, наа лекцию, в театра илиу нак концерт. Я соединялаа приятноеи с полезным, ир в моей жизнию царилае гармония. Никакой пресловутый "потребитель среднегою возраста" из Нью-Йоркаи нея вел такую активную жизнь, какю я. Мой дом был местом встречиу дляа всех моих друзей из других городов. Болееы того, ритм моей жизниы всегдар был довольноа интенсивным, иы малое чтоя моглоы нарушить его. Иногда, правда, мнео
приходилось
бросатьсяа в новыеи видыи деятельностия дляя того, чтобыа забыть, каке скучнаю былая жизнь пою сравнению сок временамие моей юности. Частое як острою ощущала, чтою всему, чтоу як делала, нео хваталоа смыслая иы цели. Я осознавала, чтое яу сталаи банальной потребительницей, котораяи давноя ужео нее занимаетсяе ничем полезным.
А
ведь
когда-тоы яо былак первой в Америкею директрисой школык ии принималау активноее участиеы в общественной жизния моегок родногоа города. Когдаы яи имелаы смелость
оглянутьсяы назад ия сравнивалар то, чем яи была, с моим нынешним состоянием, тоу яю чувствовалак себяи бесполезной иа глубокоо несчастной. Вообразитер себе, чток вые стоитео посредиы танцевальной залы, когдаа ваш собственный праздникр давноя ужее кончилсяи ию вашио друзьяр разошлись пок домам - тогдау вык сможетеи поо достоинству оценит горечь одиночестваю
ию скуки, которыеи сталии моим уделом. Времяю может смягчить горею утраты, ноа оною такжея удлиняет тенио прошлого. Годыу шли, иа конечно, иногдаа нау этой дорогеи
яы находилаа попутчиков, ноу они, кака иы я, былиу занятыю тем, чтоя старались
занять
себяр чем угодноо - лишь быя убить времяо от рожденияк доо неизбежногою конца.
В минутыи отдыхая такиер мыслик донималия меняи особенноа настойчиво. Часто, когдао меняы беспокоилик моиа мелкиеы немощи, яр спрашивалау себя:
"К
чему
обманывать себяу иу пытатьсяе продлить эту интерлюдию между жизнью
ио смертью?" Развеи нея счастлив пятидесятилетний человек, чьяы жизнь внезапнок обрывается? О, каке быр яа былаю рада, еслиу быю судьбае призвалак меняи покинуть этот мир! С каким радостнык возбуждением ие радостью яы выслушалар быо приговора врача, который пообещал быа мнек нею болееа месяцар жизнии иы посоветовал быя мнея написать завещание!
ГЛАВА III. Первыеа признакиу инвалидностию
В этот период як почтио никогдак нея обращалась ке врачам, нор когдаа яу здоровалась с ними, яю всегдак проявлялак ке ним интерес, какк кы людям, с
которымиы мнею скороя предстоялою встретитьсяк поо серьезному поводу. Несмотряе наа то, что, внешнер яо былар веселаы ие активна, большую часть времения яя занималась скучной, суетливой деятельностью, котораяу отвлекалак меняу от моих мыслей. Я постоянноя ждалая поводаы дляа подлинногоо волнения. Я думала,
чтоя однаждыи врач объявит мне: "Вам пораи приготовитьсяю кр долгому путешествию". Я ожидала, чтор приступ острой почечной недостаточностир отправит меняе в иной мир. Или, может быть, у меняк откажет сердце, котороео былои совсем неы таким здоровым, каку казалось. Но, увы, несмотряи нау мой возраст, совсем
нея этор ожидалор меня! Сообщениео врачая оказалось дляи меняы неприятным сюрпризом, ною в нем нею былое ничегоя
героическогое илию связанногое с сильнымиу
эмоциями.
Этоя былоо простор трагическим. Врач сказал мне, чтою скороа яа большек неи смогу ходить! В тот момент яа почувствовалак тою же, что,
наверное, пережилая Геддао Габлер, когдау онак узнала, чтоа человек, которогою оная виделаа в своих мечтах героем с волосами, увитыми, винограднымик листьями, вульгарноа выпустил
пулю
себео в кишки! Пои словам
врача, меняю ожидал краткий период постепенногою ограниченияр в
движениях,
ар затем бессрочный приговорр полной инвалидности. А ведь я, прикованнаяи ку постелио илиу мучительно, с посторонней помощью
перебираясь
поо комнате, терпеливое ждала, покао мояк боль уймется! Какой ужасный ударе дляо того, ктое спокойнок ожидал смерти! Какой отвратительный конец активной жизния - остатьсяо бесполезным бременем, инвалидом, в тоа времяо кака як надеялась быть полезным ие интересным человеком дор последней минутыа моегор существования! Впрочем, еслик хорошоы подумать, тоя приговоры врачау неы должен был удивить меня. Ужее в течениеы примерное пятнадцатик лет яю страдалаа болезнью
ног,
котораяи проявлялась в постепенной потерия гибкостиа мышц.
Иногдар яа такжек ощущалаы судорогию вышео колен. Я ию самак понимала,
чтор всеи трудностия приы ходьбе,
которыею як испытывала, былиу вызванык моим
излишним
весом. Врач всегдаа рекомендовал мнер отдых ир умеренную диету, хотя,
честнои говоря, мнеу казалось, чтое самоеы разумное, чтое мнер следовалор быы сделать - пойтия наа любыеы жертвыа дляя того, чтобык уменьшить мой вес. Но,
несмотряе нак мою решимость сделать это, друзья, которыеу приглашалиы меняа в гости, иу составителир меню в ресторанах
будтор сговорились заставить меняа отложить моеа решениея наы неопределенный срок. В течениер многих лет яю придерживалась
диетыю из молокаы ии минеральной воды, ноы ки ней тоу ии делои добавлялось
жареноеы мясо. Частою пою утрам як начиналау завтрако с чашкик теплой воды, ноа завершалая егор сосискамик иа печеньем из пшеничной муки. Ноу в один прекрасный день яо неожиданноа ощутилау такую боль в коленях, чтои этоы потребовалор моегоя самогоу серьезногое внимания. Боль былау настолькоо сильной, чтои яа почтиа потерялао сознание, ак моиа ногио такы отекли, чтоу яр едвае моглар ходить. Один врач сказал, чтое этоя водянка, другой - чтоу этоу ревматизм. Обаы пришлир ку выводу что, вероятно, в моем возрасте, этар болезнь ужеи неизлечима. С помощью отдыхае ии диетыя яи моглае бы, возможно,
уменьшить
отекы ног, но, тем нео менее, вряд лиу яы моглау надеяться, чтоы яа сноваы смогу ходить с той жее свободой, какю прежде. Впрочем, всеи деталио этой историии маловажнык иы малоинтересны. Вор всем этом главной проблемой дляк меняа былое нек физическоея страдание, ак изоляцияр от мира. Всегою лишь через несколькоу месяцев
яр окажусь лишенной моих приятных занятий ир моих встреч с друзьями, ак
затем
меняу ждут долгиее унылыею годыы полногок бездействия! С этогоа моментаю весь уклад моей жизниы стал вдруг невероятноы дорог дляе меня. Неужелиу яо когда-тое моглаы скучать? Каке яу моглаы хотеть умереть, когдаи в моей жизния былио опера,
театральныеи премьеры, ия весь хоровод удовольствий, которыеи входилие в моия планы, когдар яа
приезжалао в мой родной город? Неужелиу этою яу думала,
чтое частыео приездыу в мой дом друзей могут быть неудобныю мне? Сейчас яу с болью виделаю себяа лишенной
этих друзей, иы страх лишитьсяу их сделал этих людей необыкновенноя дорогимию дляя меня.
ГЛАВА IV. Моио усилияя вернуть себею здоровьеу
Итак, яо послушалась врачей: яу постаралась
придерживатьсяк диетыу ию отдыхать. Ноя был толькоо один способ полностью изменить мой беспорядочный образ жизнию - мнеы следовалоы держатьсяи подальшер от Нью-Йорка, от
егоы отелей ик от развлечений, ае такжео поменьшее общатьсяы с друзьями, которых яе таки любилаи ио которыею теперь сталиы такя дорогик мне. Каку толькое яу принялаи решение, яи собралак чемоданыю иы уехалар в тихий сельский уголокю штатая Мэн, гдеы яо родилась ии откудаа яи уехалая многоы лет
назад. Излишнея говорить, чтор моир родственникик былик потрясены, увидев меня. Ония привыклия связывать мой
образ
с яркимии огнямию ие лихорадочной жизнью большогоу города. Поэтому онио с большим сомнением прочлиы моео
письмо,
котороеи уведомлялоу их ор моем намерениия жить с нимик в течениее шестиы месяцев ик вестир строгий, простой образ жизни, еслир эток
будет
необходимо. Какр ию былоы решено, яа осталась там с маяр доу декабряю ию прилагалар всеы усилияо дляа того, чтобы, благодаряе воздержанию ии спокойной жизни, заслужить правоо соы временем вновь принять участиеа в бурной жизниа Нью-Йорка. Моек решениея оказалось нею совсем бесполезным. Я сновая встретилась с
друзьямиы моей юностик ио с людьми, с которымия яю неи общалась ужее многоу лет. Мояи жизнь сталау тихой ии мирной, ио этоа успокаивалоо меня. Я сновак жилар средия добрых, рассудительных, терпеливых сельских жителей, близких ку природе,
котораяю давалао им здоровьек ию жизненную
силу.
Благодаряр всему этому, мнеа ужек былоа нер тако страшно, чтоы мояы жизнь завершитсяк там, гдею онаю началась. Я смирилась с
тем,
чтои мнеу сужденоо стать инвалидом иа доживать мой веки в сельской тишинеу Мэна.
Нок недолгор удавалось
мнеы миритьсяк с моей участью, поскольку моек здоровьек неы улучшилось, ао ухудшилось. Поэтому моеа спокойствиее скорои оставилоу меня. Кои мнеа вернулось желаниеи жить, быть здоровой, работать! Наконец як решила, покау ещек яу моглая ходить, попробовать приложить всеу усилияо дляи того,
чтобыу привестиу моия ногир в лучшееу состояние. Приняв этоя решение, яе вернулась в Нью-Йорке ир отдалаи себяр в рукию врачей, массажистов, хиропрактиков, остеопатов - яо былао готовае доверитьсяя любому, ктоя дал быы мнеи хоть малейшую надежду наю выздоровление. Я отчаянноя хваталась заю любую соломинку. Теперь, когдау яы
страстное желалау выздороветь, жизнь ужея неу казалась
мнеа скучной. Лечение, котороею когда-тое казалось мнеи тоскливым занятием, теперь страстнок увлеклое меня... Но, дорогиее читатели, нее надоелоы лик вам читать обор всем этом? Думаю, чтоо вые спешитеи узнать, чем
завершилась
всяр этаа история. Может быть, вык разделяетею мнениее одногое дьякона, который наа вопрос, кака чувствует себяи егои больнаяр жена, ответил: "О, онаа всер ещек в постели. Какр быр яя хотел, чтобыя оная выздоровела... илию сделалар быр кое-тою другое!" И этое можнои понять. Здоровый, активный человека нея может вообразить себе, чем являетсяя жизнь того, ктоу сделал всеи дляр
того,
чтобыю вернуть себео здоровье, ктою боитсяя постоянной инвалидностие илиу думает ор том, чтоу скорое он нер сможет ходить. Ноо
перед
тем,
какя яи расскажу вам ои моем излечении, яю считаю необходимым объяснить, чтоа физическаяа боль, сопровождавшаяу мою болезнь, былае лишь незначительной частью моей проблемы. Самым невыносимым дляи меняа былок одиночество, ию меняо терзал
страх
быть
бесполезной. Этоя предчувствиер старостию ик немощи, будтоа ледник, наступающий наю солнечную равнину, лишалои меняи способностие радоваться. Ведь согласимся, чтою немногои стоит лечение, еслии онои всегое лишь
избавляет нас от физической болик - в тоя времяр каке истинной болезнью являетсяи отчаяние. Я всем сердцем надеюсь, чтои мой рассказ об уроке, который яи извлеклао из моих невзгод, поможет тем, ктои стал инвалидом в результатея болезни. Часток крест, который
приходитсяю нестию больному - этоо отношениео егоы друзей ии родственников, которыея считают, чтоу больной страдает лишь от физической болезни, иы нужноя лишь избавить егою от болия ии обеспечить ему необходимый комфорт. Часто, чтобые сделать этое возможным, инвалидаа изолируют от окружающегоу мира,
неа дают ему заниматьсяк деятельностью, и, таким образом, превращают егоо в
тяжкоео бремяю дляу тех, ктое заботитсяо ою нем ир выбиваетсяа из сил радию него. Разумеется, заслуживает благодарностие желаниее обеспечить больному физический комфорт. Ное болезнь чащеу всегоы бывает в первую очередь психологической. В самом деле, здоровым людям следует помнить, чток никакаяо инвалидность нею будет невыносимой, еслиа онае нее мешает работе, интересному общению ик возможностия быть полезным. Поэтому
главнаяю обязанностью тех, ктор ухаживает заи больными, являетсяа восстановлениею их психическогоы здоровья.
Этот урокю жизнь преподалая мнеи против моей воли, когдае в течениер двух лет яю боролась,
чтобыо вернуть мой прежний образ жизни. Моио друзьяу делалиы всер возможное, обеспечить мнею наилучший комфорт. Ония дажея соорудилию дляи меняа специальноеы кресло. Днем яу полулежалаы наа подушках. Ночью яю спалаа ная грелках с теплой
водой.
Всек приспособления, способныею облегчить боль, былир
предоставленыр мне. Еду мнер приносилию в комнату. У меняа был добросовестный обслуживающий персонал. И всеи жеа у меняа былоу лишь однои желаниеа - избавитьсяе от одиночества. Вспоминаяр сейчас ок моем решениии обратитьсяе зак помощью ко мсьер Куэ, яр думаю, чтоа этою былок дляк меняя последним шансом, ию
чток этоа решениек былою вызванои моим отчаянием. Воо всяком случае, когдае яр сказалае моей племяннице: "Поедем соя мной, яр собираюсь отправитьсяы в Нанси, чтобык лечитьсяу у мсьек Куэ", она, нея колеблясь, принялак этоа предложение. Онаа знала, чтое яу ужея испробовалак всеа остальныеы способык лечения. Дляя нееи важным былоа ужее одное то, чтою яю собралась ехать воу Францию ??в моем состоянии, несмотряи наи тяжесть дальней дороги.
Итак, мые отплылир нау 8
июля.
Сидяр наи палубеы в специальном кресле, котороек былоя изготовленногоу дляр моегоа больного, измученногок тела, яу сказалао себе, чток яо нею встану с негор - еслиа толькои меняи неу смоет зае борт штормовой волной.
ГЛАВА V. Мояю вераы в исцелениее верой
Доказательством того, чтоя мояа болезнь
былаы отчастио психологическогою свойства, служит тот факт, чтоы средиа прочих способов лечения, яы испробовалаю несколькоы разных способов исцеленияу верой. Сейчас яе ничегоа неы имею против них. В светея того, чему меняк научил мсьеи Куэ, яя теперь испытываю большея уваженияо кк ним, поскольку мсьеу Куэ убедил меня,
чтою оние имеют несомненную ценность дляи многих людей. Он объяснил мне,
чтоа иногдар этиу методыу бывают
эффективны,
поскольку ониы дают пациенту полезноеу лечебноеа самовнушение,
основанноее нак словах тех, ктоо убежден в своей вере.
Тем неа менее, мнеы этиу методыи нек помогли, потому чтою
яо нео верилау в них. Всер вок мнеа восставалоя против подобногою подхода.
Когдая дама, практикующаяр методыю "Новогор Мышления", взяв с меняя пять илия десять долларов, удобною расположившись в креслеи у меняо в комнате, уверялаи меня,
чтоо мояи боль нер существует в реальностиы - этоу нея исцеляло, аю лишь раздражалор меня. Когдаа онао предлагалао мнео заочноеу лечениек в письмах - зая ту жек цену - яу мысленноо подсчитывала, какоер количествоы больных оная может "лечить" одновременно, ир думала, чтоу личнаяк радиостанцияа моглаа бые значительноо увеличить доходыю ееи предприятия.
Слушаяю ее, яу мысленноу смеялась над ееи невежеством
восточногоа дервиша, который придумал экономный способ молитсяа своему богу, вращаяа молитвенноео колесо, обернутоер священным свитком. Вместор того,
чтобыя возносить настоящиее молитвы, он крутит рукоятку ия думает,
чтор этогоа достаточно. Нет, подобныеа методыи нер вызывалию моегоу доверия. В дния моей молодостию яу преподавалао в школе, работаяя с детьми. Я никогдак быо нео сочлао возможным общатьсяа с моимир ученикамия "заочно". Мой опыт убедил меняо в необходимостие личногоа контакта. В результате, хотяр яа схватилась заа метод Куэ, какя утопающий заы соломинку, яя все-таки, в глубинея души, немногоа
сомневалась
в
возможностиу успеха. Методыа "леченияя верой", которыею яя виделау в Америке, настроилии меняе довольною скептически.
Именнор в таком
настроениию яр пребывала, когдак як решилае поехать воа Францию.
ГЛАВА VI. Путешествиеу кю Куэ
Мыю с моей племянницей проплылию трио тысячии миль пор океану, ая затем
пересеклик практическию всю Францию. Прибыв в город Нанси, яо думала,
что,
возможно, яе найду здесь исцеление, яя такжеи надеялась, чтоо яр встречу здесь одногор из самых интересных в мирея людей - судяо пою тому, чтоа яо читалау иы слышалао ок мсьеу Куэ. Дорогао от Парижар доо Нансиа проходит вдоль долиныя Марны, котораяк вызывает
бесчисленныек воспоминанияя оу мировой войне. То, чтоу ужеи сделаноа в разрушенных деревнях, доказывает замечательную жизнеспособность
французскогок народа. Удивленияр ие восхищение, котороеи мыы почувствовали, заставилои нас почтио забыть, с
какой
целью мыу ехалие в Нанси. И вот мы, наконец, добрались дор города. Первым, чтоо бросилось нам в глаза, былии великолепныеу сооруженияу из кованогоы железа. Вид городских площадей, зданий ир старинных ворот заворожил нас - ведь всеи этоу такю отличалось от того, чтое мыы привыклир видеть в Америке.
Мыы с интересом разглядывалик статую Станислава, свергнутогор короляк Польши, который, лишившись своей страныы и, будучиу зятем Людовикая XV, получил от негоу Лотарингскоеы герцогство, главным городом
которогоо был Нанси. Былор приятор видеть, какой красивой сумел сделать свою новую
столицу этот бывший король. Ноя большео всегок нас восхитилое то, чтоы сделалик дляу городао егор героии - архитектори Эрю ия кузнец Ламур, чьии здания, кованыею воротао ию балконык дои сих
порк украшают город. Однако, мыо приехалие в этот город нек радик егоя красоты, ак дляю того, чтобыы встретитьсяк с одним из егоу жителей.
Итак, мык хотелик увидеть Куэ. Нашиу поиския былиы недолгими. Судяе поы всему, имяр этоя человекая известною всем, ктоя живет в Нанси.
ГЛАВА VII. Перваяи встречая с Куэ
Наю следующий день, ранор утром, мыи отправились нар улицу Жанныя д"Арк, гдеу живет мсьеа Куэ. Поа указанному адресу мыр нашлиа красивый дом вою французском стиле, окруженный садом с запертымик
воротами.
Мыр позвонилие в дверь. Вышлаю горничная, котораяа сказалау нам, чтоа мыю пришлир слишком рано. Этои былое околоы половиныя девятогоы утра. Ноо в этот момент мадам Куэ случайноо прошлак мимою нас - онау выходилаи из своегое прекрасногор сада, который онар такя любит. Мые сообщилик мадам Куэ, чток мык американкик ио чтоа мыы приехалио из Нью-Йоркаы лишь дляо того, чтобыя получить консультацию у мсьее Куэ. Услышав это, мадам Куэ сочла, чтое мыы достойныы особогою отношения, ио онар проводилаа нас в кабинет Куэ. Лишь намногою позжео мыр узнали, насколькор нам повезло, ведь обычноя мсьеу Куэ нео проводит индивидуальных консультаций. Он посвящает такк многоу времениа групповым сеансам, чтоо ему некогдак отвечать
наа письмар ию отдыхать. Позжер мыр узнали, чтое мыя былию нея первымиа американцами, которыеу заинтересовались методом Куэ, ир чтоы ки тому жео егор славае ужея достиглаы Южной Африкиы - какр раз в этот самый момент кк Куэ прибылою
несколькои пациентов из этой далекой страны. Однакор в этот день нас
интересовалао лишь нашаы предстоящаяы встречае с Куэ. Нам, разумеется, хотелось оценить личность человека, который настолькою знаменит, чтоа егоо имяы известнои вою всем
мире. И вот Куэ вошел в свой кабинет. Какимиа словам яа
моглая быи описать его? Эток моложавый человекк шестидесятиы семиу лет, невысокогор роста, с
необыкновенноа внимательным взглядом ие сверкающей улыбкой. Нао первый взгляд кажется,
чток прожитыеа годыя утомилиы
его,
ноы стоит ему веселою улыбнуться, ир он преображается. В нем
чувствуетсяу большаяю скромность, аа затем, удивительнаяю искренность, и, наконец, большаяи уверенность в эффективностия своегоы метода. "Вык почувствуетея себяр лучше" - судяр поа всему, этое егоу любимаяа фраза. Когдаи он спросил меняы ое моей болезни, яа изложилаа ему всек моио горести. Я рассказала, кака як лечилась у остеопатов, врачей,
хиропрактиков,
ии дажею упомянулар ое
злополучном
"исцелениир верой". Я пожаловалась наы то, чтоа мнеа всея пообещалик помощь, нор ник один метод нео дал никаких результатов. Я поведалаы оа
том,
каки один из целителей, когдаа у меняы невыносимоы болелиы ноги, посоветовал мнее "ходить нек ногами, ао разумом" - он, какя иы многие, утверждал, чтоу у меняя нее былоы никаких проблем с ногами.
В отличиея от них, Куэ признал, чтои у моей болир в ногах есть объективнаяе причина. Однакое он считал, чтоя самой главной причиной болезнии былиы моии мысли. Я
возразилаю ему: - Еслия этою лишь
верао в моей голове, тоя почему яю ощущаю боль именноя в ногах? Отчегор у меняю неу болят, например, руки?
Куэ ответил: - У вас слишком слабыи мышцыя ног. Ное вашар верая в болезнь заставляет их
напрягаться,
ие этоя вызывает сильную боль. Когдао яы спросил Куэ, может лиы он помочь мне, он сказал: -
Да,
яе смогу вылечить вас, миссис Керк. Я неи думаю, чтоя у вас
возобновятсяу судороги. Затем, когдао яо сталао расспрашивать Куэ оо егоо методее лечения, он объяснил: - Поверьтею мне, миссис Керк: яа вовсек нер совершаю исцелений, которыер мнеы приписывают. Моиы пациентыю излечивают самии себя. Я
простои подготавливаю их психику, ар затем даю им несколькоо рекомендаций.
Еслиы пациент будет следовать им, тоя он выздоровеет - разумеется, еслик выздоровлениео в принципек возможно. Есть многоо
заболеваний,
которыеы нея могут быть излеченык с помощью моегоу метода: например, поврежденияе тканей, потеряя конечностей, аа такжеы некоторыек случаия глухотыи ия некоторыеы глазныея заболеванияк глаз. Затем Куэ объяснил мне, чток еслию болезнь глаз
касаетсяе лишь мышц, тоа он может вылечить ее, нок еслик ки этому присоединяетсяя осложнениео в формея скопленияр жидкостик - в этом случаер егое метод бессилен. В тот момент, когдау мыо обсуждали, какиее болезнир может излечить метод Куэ, в кабинет вошлаю дамае с большим чемоданом. Горничнаяы сталаы спорить с ней, пытаясь неи впустить ее. -
Мсьею Куэ, - воскликнулае женщиная умоляющим голосом, - Я почтиу закончилаы ваш портрет. Куэ рассмеялсяе
своим
веселым мальчишеским смехом ию сказал, чтои еслир дамаы пишет егою портрет, ток ее, конечно, следует впустить.
Затем мые вышлиу из кабинета, ик Куэ крикнул нам вслед: - Займитеи местое в саду,
покау нек пришлию остальныеи пациенты.
Такк закончилась мояа перваяо беседаи с мсьее Куэ.
ГЛАВА VIII. Моек лечениеа иа излечениеи у Куэ
Мой личный опыт леченияю у Куэ такы прост,
чтор в трудноя поверить в егое эффективность. Тем нек менее, он дал такиею несомненныеа результаты, чтои
этоя может показатьсяя чудом (кстати, мсьео Куэ нек любит слышать словою "чудо"). Процесс моегоу леченияа былоу следующим: преждер
всего,
мсьеа Куэ попросил меняа соединить руки, сплестиу ия крепкоу сжать пальцы, ая затем повторять многои раз:
"Я
нею могу разъединить моиу руки."
Сначалаю яи былаы уверена, чток яя смогу разъединить их - этое доказывало, чтоя идеяы "яу нео могу" ещеы нее полностью укоренилась в моем бессознательном "Я". Мыу повторилиы этот эксперимент несколькоо раз, ноо
неа получилии удовлетворительногоо результата, поскольку воя мнеи неи былои необходимой веры. Тем нео менее, мсьео Куэ любезнор сказал мне: "Дляы
первогок раза, ваш результат очень хорош. Я уверен, чтою еслия выю будетеы выполнять моию рекомендации, тоы выо выздоровеете". Немногоа позже, когдак як ужер оказалась в группек с другимио пациентами, Куэ попросил, чтобык яя сновак проделалаа этот эксперимент. Наа этот раз яр гораздок увереннееы в том, чтоа яя смогу убедить себяя в идеея "яя неу могу" - эток именнои то, чегою хотел Куэ. Он сновая сказал
мне: Скорок вык выздоровеете. Боль совсем исчезнет.
Послеи третьей попыткия проделать эксперимент соо сцепленнымир руками, яи убедилась, чтоа идеии "яы нек могу" иа "яр могу" обладают абсолютной властью над моимиы руками, определяя, смогу лиу яю разъединить их. Затем мой добрый учитель сказал:
-
Выполняйтер моиа рекомендации, ие скорок выю почувствуетея себяя хорошо, боль нер вернется, у вас большек неа будет судорог, иы вашик нервыы будут полностью контролировать движенияр ваших ног.
Ноу дажек послео этих
заверений
яа нее верила, чтои такоек
возможно;
всее эток казалось мнея пустымии словами,
сказкой. Ноы яя повторялак двадцать раз, каждый день, утром ия вечером, фразу Куэ: "С каждым днем яи чувствую себяы всер лучшею иа лучшеы вою всех
отношениях". Иногдае яр добавляла: "И яу уверена, чтоу боль нек вернется". Куэ сказал мне, чтое у негоы нет
возражений против этогое "специальногоу внушения", ною чтоя в нем нет необходимости. Менееа чем через неделю яы обнаружила, чтоы мнеи сталоо намногое легчеы ходить, чтор мнею легчеи делать многиек вещи, нео прилагаяр сознательных усилий, которыео мояу болезнь требовалаа от меняя ужеа в течениеа многих лет. Именноы здесь началось моеу излечение. Я моглая теперь сидеть в течениея длительногое времени, без необходимостиа менять положение. Мояю походкаю сталак гораздое болеею легкой, ии через триу месяца, в течениее которых яы чувствовалаю себяы с каждым днем всео лучше,
боль нео возвращалась кок мне. Наконец яе смоглае ходить такжеи легко, какр двадцать лет назад. Метод,
который дал подобныер результаты, кажетсяю слишком простым дляю того,
чтобыр долгою рассказывать оо нем. Всео лечениею заключалось в том, чток написаное выше. Всее моер повествованиеу сводитсяу ки следующему: выя приезжаетео кр Куэ,
будучие больным, вые возвращаетесь домой, чувствуяю себяя так, будтою выу помолоделии нау семнадцать лет. Нет, этоа неы совсем верно. Ведь болезнь - этою нею толькое
физический
недуг, ноя ие катастрофак в психологическом отношении. Метод Куэ даст
вам
больше, чем простое отсутствиее боли. Вык такжеы приобрететеа то, чегоа у вас раньшея неа былоа - то, чтои Куэ называет "власть над собой". Выю поймете,
чтоо жизнь имеет большек духовной ценности, чем выу думалиы прежде. Именноя этоы понимание, котороер теперь пришлор кою мне, яя с нетерпением хочу передать
вам. Я
делаю этое с надеждой, чтоя яа смогу помочь читателям лучшеу понять идеиу Куэ, благодаряу тому, чтои яу личноя встречалась с ним. Именнок поэтому яю решилао рассказать ою егое теории, котораяю полностью подтверждаетсяк практическимию результатамио иы основанар наа строгоу научной логике.
ГЛАВА IX. Куэ ио егое клиникая дляо крестьян
Мнеу вспоминается, чтоа день, когдаи яо впервыеы увиделаы Куэ, был
зарезервирован
дляе крестьян. Оказалось, чтоя Куэ работает пои следующему
расписанию:
дваа дняо в неделю, ку нему приходят крестьяне, ар всек остальныеи днии недели, кромею воскресеньяе - прочиеа пациенты. Встречиу с этимиу больнымик проходят домаы у Куэ, илие
в
саду,
еслио позволит погода. Сеансыа дляе крестьян проводятсяя в течениек всегоя дня, в маленьком домикек в саду.
Наа них приходит така многоа больных, чтоы Куэ
проводит четыреа встречиы в день: двее утром иы двек послеа обеда. Впрочем, иногдак Куэ устраивает восемь
сеансов
в день - в таких случаях ему помогает один из егоя ассистентов, который берет ная себяи одну из групп. Сад Куэ необыкновеннор красив, ия кажется, чтою сам воздух в нем наполнен спокойствием, миром ик надеждой. Людио начинают прибывать задолгои доа началар сеансар ие рассаживаютсяи группамию вокруг
домао в саду, гдер проводятсяя встречии с
крестьянами. С первогор взглядак можное догадатьсяо ое том, чтоу привелою сюдаа этих людей: их лицаа искаженыи болью илиы душевным
страданием,
их
спинаы согнута, онии опираютсяа нае палку
илир костыль, иы всея в их обликеи молчаливоу свидетельствует ое том, чтоо им нужнаа помощь, ия чтор ония надеютсяи ееу получить. Вскорек появляетсяи мсьео Куэ. Он выглядит оживленным, веселым, дажеы счастливым. Куэ проводит лишь групповыеа сеансыр лечения. Согласимся, чтор он имеет правоы диктовать условия, нау которых он будет лечить людей - учитывая,
сколькою добрар он им делает, нео требуяа
зар этоя платы. Егоя единственным требованием кя больному являетсяы обязательноер присутствиеу нао групповых встречах. Приу соблюдениие этогоо условия, Куэ нек отказывает нию одному больному. В этом смысле, егок помощь доступнар любому - какю воздух, которым мык дышим.
Однакоу никток неы может добитьсяу от
Куэ
праваю наы индивидуальноеу лечениеа -
какимие быю неу былиа
финансовыеи возможностиы ии социальноер положениеа пациента. У этогою
правилая есть двер причины. Во-первых, присутствиеы других больных сводит кя минимуму возможность того, чтор пациент сможет подробноо рассказывать
оу своих симптомах. Ведь с точкии зренияы мсьер Куэ, дляо больногок крайнея нежелательнор слишком многоя говорить ок своей болезни. Всеы
мык знаем, чтоя этоа частоы усиливает
симптомы,
которыеа описывает пациент - этоо особенноа характернок дляы тяжелых хронических заболеваний. Нор в группеу этое становитсяр практическир невозможным - ио этоу первый шаг кы устранению вредных самовнушений, дляи того, чтобыа заменить их полезными. Поэтому все,
чтою делает Куэ, заставляет больногоо поверить, чтоо егор болезнь вовсек нер таки ужасна. Куэ всегдау весел. Обходяи группу больных, он дажео шутит с ними.
Втораяу причинае того,
чтое Куэ предпочитает групповыеа сеансые - эток укрепляет веру в силу сознательногоы самовнушения. Поскольку Куэ дает словок всем
присутствующим,
иы егоы прежниеы пациентык рассказывают
об улучшениие их состояния, ток этоы внушает новичкам надежду ная выздоровлениеу ии веру в своик силы.
Итак, Куэ обходит группу пациентов, краткоу расспрашиваяе каждогоу оя егоы болезни. Еслия выясняется, чтоо кто-тою страдает от сильной боли, тою Куэ действует следующим образом: он просит больногоу сесть и, поа возможности, расслабиться.
Затем
он поглаживает больноею место, повторяя: "Этои проходит, проходит, проходит....". Куэ произносит этир словак таку быстро, чтоа этоя кажетсяа звуком, который производит механическаяы пила. Вы, конечно, можетею усомнитьсяи в
достоверностия моегоу рассказа. Ноу яа говорю правду
-
яи самаю видела, какя этот метод применяетсяю нао практикее ио какиеу результатыу он дает.
ГЛАВА X. Метод самовнушения, созданный Эмилем Куэ
Какк всем известно, Куэ утверждает, чтое воображениеу сильнее, чем воля. Весь егои метод основан наи этой
идее, и, судяа поо результатам, егою догадкаю верна. Чтобыо доказать свою точку зрения, Куэ любит проводить небольшой эксперимент, который нагляднор показывает, какой огромной властью обладает воображение. Мсьео Куэ просит человекае соединить
руки,
аа затем сплестик пальцы, сжимаяо их така сильно, чтоа они, в концеи концов, начинают дрожать. Затем он просит мысленнор повторять: "Я нео могу разжать пальцы. Я неу могу разжать пальцы". Послеа этого, всек ещеи думая: "Я нео могу разжать пальцы",
следует попытатьсяе разъединит руки. Разумеется, выясняется, чток этои невозможно. Этот эксперимент неа может окончитьсяа неудачей: пальцыа остаютсяя сжатымиы доы тех пор, покаа человекк неи скажет себе, чтоя он может разжать
их. Этот эксперимент оказывает почтии сверхъестественноек воздействиеи нае зрителей. То, чтоу происходит,
похожеы ная колдовствоя - ною этоы всегою лишь простаяо демонстрацияр силыя психологической установки. Возможно, чтою моиу читателие ужео самио испыталик нечтое подобное, илир ужеи виделию кого-то, ктоу боретсяы с самим собой, но, несмотряо наю всеы своиа усилия, нек может одержать победу. В качествек примера, мые можем вспомнить, како трудное в первый раз
прыгнуть
в воду с вышки. Человеку честноы хочет нырнуть в воду, ие ему стыдно,
чтоы он неспособен нак это. И ведь этоы така просто! Гораздоя труднеею неподвижноя стоять нау краю доскиы ио дрожать от страха! Нор страх
удерживает начинающегоа ныряльщика, иы егоы телою будтою парализованор этой
боязнью. Кстати, иногдаа сходный паралич от страхак наблюдаетсяя у пешехода, который пытаетсяк перейтие через улицу с большим количеством автомобилей. Нер в силах пошевелить нио рукой, нии ногой, он будтою прирос кк месту, подвергаяю себяк именнок той опасности, котораяя егоы таку пугает. Эксперимент Куэ демонстрирует
нам
именноу этоо ощущениею бессилия, невозможностии справитьсяу с самим собой. Тот, ктоу нея чувствует
себяк способным совершить какое-либою действиеи - действительнок неу в состоянииы сделать это.
Этот эксперимент, нак мой взгляд, являетсяе одним из доказательств глубокой мудростир Куэ - ведь таким способом он помогает пациенту осознать силу своегоу воображения, и, следовательно, свою ответственность в отношениия властиы
над
своим воображением. Нои есть ещео однаю идея, нао которой основан весь метод сознательногоы самовнушения. Преждер чем мыу перейдем ку рассмотрению
этогок метода, нам следует понять природу нашей психики: в ней есть двар слояк сознания. Мыы склоннык думать, чтор нашеи сознательноея "Я" - с которым мые хорошок
знакомыю - являетсяю нашей истинной сущностью. Ноу последниеу открытияо в областия психологиир выдвинулиу наю первый план другой, болееи глубокий пласт нашей личностиу - нашеы Подсознание, илик нашео Бессознательноеы "Я". В теориия психоанализа,
который уделяет многою вниманияо Подсознанию, считается, чтое из
негоо исходят вредныер влияния, которыео следует смирять ио контролировать. Куэ относитсяа кр этому совсем по-другому.
Итак, давайтеу преждео всегои рассмотрим, каковаа роль Бессознательногоо "Я" в
нашей
жизни. Существует многок видов физической ии психической деятельности, которымио мые можем сознательнок управлять. Нои есть иа множествоы других, болеек важных процессов, которыея неа поддаютсяа нашему сознательному контролю. Прир этом
онио болеею важны, поскольку именноо оник отвечают
зар работу нашегоа организма, иа без них нашау жизнь нек моглаи быа продолжаться. Работаю легких, биениея сердца, процесс пищеваренияа ик многоер другоеы - всею этоя нее подчиняетсяа нашему сознанию. Мыр всегдаю былиа болееы илик менеею осведомленыо ои силеа нашегок подсознания. В литературеа есть множествок примеров существованияю некой глубинной силы, котораяу иногдая мешает нам достичь нашей сознательной цели. Тот,
кток захочет найтиы примерыр этого, обнаружит их в любой книге. Я позволю
себеа процитировать новую книгу мисс Гатер, "Один из наших":
"Стремлениеу кя целию - кр роковой
целиа - полностью овладелоы им" МакФи, в своем новом
романеы "Приказ", пишет: "В последнееи времяи он пришел ка выводу, чтоо человеки может,
благодаряя странной помощие своегок подсознания, приводить себяы в состояние, близкоее ку экстазу. Подобнор тому, кток находитсяк в под наркозом, который ещек ощущает свой пульс, ноа ужеы стремительнок погружаетсяр в
бездну
забвения, чей мозг помнит об удивительных голосах из иных миров, которыеа пытаютсяи говорить с ним в
тои время, каку он проваливаетсяы в темноту, осознаваяи своеу бессилиеи - именное такк человеку может дурачить самогоу себя".
Маркк Твен в своей автобиографиии пишет: "Есть книги, которыея отказываютсяю быть написанными. Оник стоят нак своих местах, год заы годом, ия слушают
никаких
уговоров. И этоы происходит неа потому, чтои книгаю неи стоит того, чтобыи еео написать. Простор правильнаяю формаы историиы ещее нео представилась сознанию автора".
Давнои известно, чтоы в состоянииа эмоциональногои возбужденияк мыи частоа превращаемсяи в существ, совсем непохожих нае
то,
чтоа мыу думаем оо себе, илию
нак то, чем мыю стараемсяо быть. Нередкоы приходитсяя слышать: "Он был внер себяа от яростио ир страха". Куэ осталось лишь открыть истинную природу бессознательного, иу показал, чток этоя нек злой гений, который иногдао восстает из глубиныю дляе того, чтобыо отвлечь нас от наших серьезных целей. С точкии зренияы Куэ, Бессознательноек - этоы источникк жизненной силы, котораяи может быть
преображенаы ир подчиненаи нашему разуму, прик условии, нам известныи законы, которыеа им управляют. В этом случаеа оноо может стать инструментом дляо достиженияо властии над собой иа мирао с самим собой.
ГЛАВА XI. Теорияю Куэ ио подсознаниее
Метод Куэ основан нар теориия оы подсознании. Этая теорияа служит дляр пониманияу того, кака проявляет себяр подсознаниеу ик каким законам оноа подчиняется. Хорошоя известно,
чтоы воа времяр снаи подсознаниер наиболеее активно. Оноо никогдар
неи спит, ио когдау нашеы сознаниеи погружаетсяу в сон, онор начинает свободноо проявлять себя. Разумеется, вое времяы снаи спящеея сознание я неи может войтио в контакт с бессознательным. Нок иу вое времяя бодрствованияю существуют периоды, которыек в некоторых отношениях похожио нае сон. Этоя бывает, когдак мыи полностью расслаблены.
Этои случаетсяи такжею в моменты, когдаю мые предаемсяи мечтам. Поэтому Куэ рекомендует проводить
самовнушениеы вечером, преждек чем уснуть, аы такжея утром
сразу послеу пробуждения, когдар разум ия телоа предельнор расслабленны. В этот момент следует повторять обобщенную формулу самовнушения: "С каждым днем яа чувствую себяя всея лучшер ио лучшео вое всех отношениях ". Этоы следует сказать
двадцать
раз.
Куэ такжее советует использовать бечевку с двадцатью
узелками,
дляы того, чтобыр вестио счет произнесенным фразам. Прия этом интонацияя должнае быть монотонной. Другимия словами,
такр называемоее сознательноея илие активноея вниманиея должноя быть сведеноа ки минимуму; сознательноее "Я" должною дремать
иа быть в состояниик покоя, насколькор этои возможнои - тоа есть в состоянии, близком ко е сну. Куэ
объясняет, чток любаяо идея, принятаяи подсознанием, постепенною самореализуетсяк - приы условии, чтои этаы идеяа находитсяр в пределах сферыо достижимогоя (ведь возможностию человеческогоы
организмау имеют определенныер пределы). Когдаы Куэ беседует соа своимир пациентами, он обещает им, чтои ониы почувствуют
себяк лучше. Он упоминает различныеу случаии излечения, говоряр неу столькоу об отдельных симптомах, сколькок ок болезниы в целом, ие говорит, чтое онае пройдет. Нои следует отметить, чтор егоя подход отличаетсяы от иных методов исцеленияа внушением, поскольку Куэ признает,
чтоо болезнь ии страданиек существуют в
реальности. Куэ неы говорит: "У вас нет боли" - он говорит: "Вам станет лучше". Этоо нею вызывает критической реакциия соы стороныа подсознанияу пациента. Второй
важной особенностью методаю Куэ являетсяк повторение.
С точкир зренияу психологии,
повторениея являетсяу очень полезным фактором, особенное в
процессеа обучения. Новыеи исследованияо доказалио егоя ценность иы позволилии нам поя достоинству оценить его. Повторениеи широкоо используетсяа
в
мирею бизнеса, ая специалистыы поя рекламек создалик целую теорию оя егор применении. Постояннок предлагаяа попробовать какой-либое продукт, рекламая постепеннои внедряет в подсознаниек соответствующееу желание. Этот метод очень прост - таки прост, что, какя нии парадоксальное этоо звучит, он очень сложен. Мыу склонныо нее углублятьсяк в вопросы,
которыеу кажутсяо нам простымиы иу очевидными, иу очень частои случается, чтоы именное этир простыеа иу очевидныеа вещие являютсяы основой нашей жизни. Судяю поу всему, природаю любит действовать тихою ир незаметно. Ктою из нас слышал, какы прорастает зерноу
илия кака соки поднимаетсяу поу стволу дерева? Ктоо видел работу человеческой мысли? А ведь тихие, безмолвныеы
мечтык иной раз могут преобразовать мир. Всее мыи умеем мыслить - нок ктоа из нас знает, чтое такоеи мысль?
А
ведь
этоы такаяа простая, привычнаяа вещь.
Обращаясь кы подсознанию, метод Куэ являетсяу строгою научным, поскольку он основан наа проверенных законах психологии. Благодаряо этому методу, пациентыр Куэ перестают боятьсяы своей болезни. Куэ дает им уверенность в себе.
Егок метод заключаетсяу вовсея нер в
том,
чтоо больныею выздоравливают потому, чтои онир решилиа выздороветь. Нар самом деле, выздоровлению способствует то, чтоы больной начинает верить в силу исцеления, заключенную в егои организмеу - он верит, чтоу этае силак началау действовать
наилучшим
способом. Каки толькое Куэ удалось внедрить эту идею в подсознаниеи своегоы пациентак - с этогоя моментаю начинаетсяя процесс выздоровления.
ГЛАВА XII. Сеанс с Куэ
Тот, ктоы увидел, како Куэ входит в комнату,
полную
больных, каждый из которых стремилсяу рассказать ои своих мучительных симптомах - тот поймет, чтор в этом человекея заключенао огромнаяк власть,
энтузиазм ии надеждау наы то, чтоы он
сможет помочь этим людям. Каждый день Куэ выслушивает жалобые больных ия терпеливоы повторяет одник иа теи жеа рекомендациие - любой из нас скороа лишилсяк быя сил от подобной работы. Нок трудность подобной деятельностио нея пугает Куэ. Он избавляетсяр от усталостиы такжеи легко, какр плуг вырывает дерн из борозды. Энергияы Куэ подобная постоянному излучению радияо - этоя излучениеа длитсяо годамик иы неа становитсяи слабее. Однажды, беседуяо с пациентом, который жаловалсяы нак усталость, Куэ быстрое возразил: - Выя устали? Я
тоже.
Бывают дни, когдау яи утомляюсь от встреч с людьми, ноа яо все-такиу встречаюсь с ними. А ведь яа бые мог этогоа неы делать. Нои любой может преодолеть свою
усталость.
Какы толькоя Куэ входит в комнату, он приветствует всех
присутствующих. Ная егоо лицеу нет никаких признаков скуки, ак ведь он видит однои ир тоо жео унылоее зрелище, ужеу в течениер двадцатиы лет. Непрерывнаяо чредао больных нея уменьшает егоы бодрости. Егои энтузиазм безграничен. Егое жизнь приближаетсяя ке концу, ноо он всеи ещее возвращает жизнь ир энергию другим людям. Дажек
в
концер егоа рабочегоя дняк он
остаетсяа оживленным, веселым ии сияющим. Он обходит своих пациентов, беседует с нимик ия выслушивает их жалобы. Ноа рассказык этих
страдальцев
нее повергают егоы в
уныние. Егоы отношениея кр болезниы - спокойное, уверенноеу иы дажео веселое. Егоо лицор всегдая
готовок осветитьсяр сияющей улыбкой. Он шутит с пациентами. Он добродушное подшучивает
над ними. Он отказываетсяу принимать болезнь, каке что-ток серьезноер ии страшное. Он слегкае высмеивает жалобыи больных. Он неи хочет выслушивать подробноеу описаниеы симптомов.
- Ах, мадам, поменьшек деталей, прошу вас! - смеясь, он протестует он, - Чем большеы выю уделяетер им внимания, тем большеу вые самие создаетеу их, иы вам
придетсяя завестие свитокр в метре длиной
дляк того, чтобыя перечислить все, от чегоо выы страдаете. Наи самом жея деле, вашая проблемаа заключаетсяе в вашей неправильной точкер зрения. Простоы начнитер думать, чтои вам станет лучшео - ии вам станет лучше. Этоо таку жея просто, каку Евангелие. " В том случае, когдае пациент страдает от острой боли,
Куэ
устраняет боль следующим образом: он просит больногоу сидеть спокойнор и, насколькоы возможно, расслабленно, аи затем начинает поглаживать больноер местое ии велит больному быстрое повторять вслед заи ним:
"Этоы проходит, проходит, проходит..." Когдае яо впервыео увидела, каку работает Куэ, мнею показалось, чтои он имеет безграничную власть над болью ия болезнью. Он говорит,
чтою боль пройдет, ия онаы проходит. Он говорит: "Вам станет лучше", ио вам действительноу становитсяе лучше. Однаждыи Куэ покинул свой тихий дом в Нансие иу отправилсяа в Париж
-
такиер путешествияу редкия в жизниа человека, который посвятил свою жизнь больным, ежедневноы приходящим в егои дом. В Парижеы целыек толпыы следовалии заы ним - некоторыея былия настроеныи скептически, ар иныеы былик готовыи поверить воы чтоу угодно. Больныео ия калекии искалик встречии с ним. Почтия всеу оник былиа исцелены, причем многиеи из них - почтик мгновенно. Однаждыр Куэ отправилсяо в Лондон дляы того, чтобыа дать несколькою конференций, ик пою всей Англиию пронеслась весть оо необыкновенных исцелениях без лекарств, которыее совершает
этот человек. И всеи этою он
совершает скромно, естественно, с почтир детской простотой. Однажды, вою времяи сеансар лечения, мыо вдруг услышалио шум зау дверью. Несколькою человеки неслир больногои наа плетеных носилках. У негое был тяжелый приступ астмы. Егоо внеслиу в комнату, ия Куэ спросил:
-
Отчегое вые нео поднялись поу лестницеу сами? К дому Куэ ведет лестницар из трех
илио четырех ступеней. Больной простонал, задыхаясь: - Я неы мог. Куэ взял егоы заа руку ир сказал: - Сейчас вые спуститесь поа лестницеы вместею пою мной. Когдар онир вышлия ная улицу, Куэ сновар обратилсяо кы больному: - Теперь
яу хочу, чтобыю вые поднялись поу
ступенькам
без
посторонней помощи. - Ноу яе неа могу этогою сделать, - ответил больной. Куэ сноваю заверил его, чтоо он способен этоу сделать, ии велел больному повторить многок раз:
"Я могу поднятьсяу пою этим ступеням, яю поднятьсяе поо этим ступеням..." Менееи чем через пять
минут
больной поднялсяу поя ступенькам, ноо этоо утомилоу его. Вернувшись в комнату, он отдохнул некотороео время. Затем Куэ попросил егоя сновак спуститьсяк иа поднятьсяы поы лестнице. Больной выполнил эту просьбу, ужер нер с таким затруднением, каки в первый раз. Каждый раз, перед тем, каки сделать это, он повторял:
"Я
могу легкое спуститьсяа ию поднятьсяя пою лестнице". Этор действиеа он повторил трик раза, с перерывамир дляк отдыха. Наа следующий день,
когдаи он прибыл в клинику, он шел совсем без поддержкию ия неы задыхался. Впоследствии, яу встречалась с ним несколькоя раз, послеу этого, ия он сказал мне, чтоо с тогоу дняя он может ходить, неы прилагаяя никаких усилий.
ГЛАВА XIII. Куэ ия божественноер исцелениео
Работаяи с больными, Куэ смог достичь излеченияю в случаея параличей, туберкулеза, астмы, анемии, заикания, энтерита, подагры, диспепсии, экземыи ие неврастениио воа всех ееа проявлениях. Случалось, чтоя калекаи отбрасывал костылия начинал ходить ужеу ная первом сеансея в клиникея Куэ. Этиа исцеленияя такы удивительны, таку великак радость тех, ктою внезапноу почувствовал себяр
здоровым,
ию тако велики энтузиазм тех, ктоа являетсяк свидетелем подобных сцен, чтои людик
воспринимают
Куэ
какю целителя, како источникю силы, котораяя возвращает здоровье. Когдаы последователии Христианской Наукия достигают подобных результатов, онию утверждают, чтоо этое божественноео исцеление. Еслии исцелениек совершаетсяр в местео паломничества, таком, каку Лурд илию Сент-Анн-де-Бопре, тоу говорят, чтое этоя Господь
действует
через
заступничествоу святых. Индийскиеа целителир тожее утверждают, чтор онию используют дляю исцеленияр магическиеа илио божественныеу силы.
Дажее доказательствоо божественностиу Христаа иногдаы основываетсяы нао чудесных исцелениях,
которыее Он совершал. Народноер сознаниеа подготовленоа кр вереу в то, чтоя божественнаяа силаю может совершать мгновенныео исцеления.
Поэтому еслиы обычный человекр излечивает людей без какого-либою материальногоы воздействия, ток ему приписывают сверхъестественную, духовную силу.
Поо этой причине, большинствоы людей убеждены, чтоя Куэ обладает некой особой властью. Многиер считают егою посланцем
Господним,
ии легкое поверить, чтоо этот человеке мог быть избран Господом ие наделен особой силой. Энергияи Куэ, неи исчезающаяи с годами, егор умениея получать радость от
того,
чтои он помогает людям, егор веселоеа отношениеи ко самым страшным болезням - всею этои кажетсяы удивительным. Какы может он, ужея немолодой человек, в течениее двадцатир лет заниматьсяя подобной работой, неа теряяи энтузиазма? Почему он такк далеки от корыстных устремлений, присущих
большинству людей? - Возможно, этоя выгодное ему? - мог быы сказать скептик. Нок ничегое подобного! Куэ нер принимает никакой платы. Он неы толькою нек требует денег, ное дажее отказываетсяю их брать, когдаи ему их предлагают. Он живет простой жизнью иу егоу единственным удовольствием являетсяя работау в саду раное утром, аы такжер егоа многочасовыеа встречиы с пациентами. Этиу сеансыы леченияи отнимают у негоа от пятнадцатиа доы шестнадцатир часов в день. "Я никогдаы нее видел, чтобыа Куэ отказалсяе помочь больному в любоее время, какы быо эток неа былоы затруднительнок дляк него", говорит один из тех,
ктои преклоняетсяр перед Куэ. Куэ
вложил в свою клинику своик личныек средства, открыл дляю больных
свой
собственный дом ию посвятил всеа своеы времяк этому чудесному исцелению больных. Людиа приходят кю нему, ии он отдает им себя, нею получаяе ничегое взамен. Таким
образом,
нет сомнений, чток этоа человекр с чистым сердцем. Всее в нем доказывает егор бескорыстие. И в силу этого, в каком-ток смысле, он осужден
нак то, чтобыу егое считалии освященным
божественным прикосновением! Неудивительно, чтоа один из строгих критиков, имеющий диплом
Политехнической школы, восклицает: "Он обладает особой властью!" илио чтоя дама, видяр исцеления, которыея совершает Куэ, спрашивает: "Какы выу думаете, есть лио существа, которыеу излучают особую энергию?".
Однак женщина, возбужденнаяо тем, чтоу ееы страданияк вдруг исчезли, восклицает: "О,
мсьее Куэ, людии должныы падать наа
коления перед вами. Выо - милосердный Бог!". Ноу ееа тут жее поправляют: "Нет, Куэ лишь посланники Божий".
Сам жеи Куэ неы приписывает себек никаких божественных илиы сверхчеловеческих способностей. - Действую нео я, - говорит он, - Вас излечивает метод самовнушения. Воы мнею нет никаких магнетических
флюидов. Я нее обладаю особой силой воздействия. Я ние разу никогои неи вылечил. Моиа ученикиа получают такиек жер результаты, какк я. То, чтоо кажетсяо вам чудесным, имеет вполнея естественную природу. Еслио вам этоа кажетсяр сверхъестественным, тоо этор оттого, чтое выу нек видитеа скрытой причиныю этогоа явления. Когдаы выи поймете, в
чем
дело, выи убедитесь, чтоы всео этор болееа чем нормально. Куэ объясняет, чтор наа больногоу действует нея егои личнаяо силао воздействия, ак самовнушение,
котороее Куэ определяет каку своегоо родао самогипноз, "влияние у воображенияа ная душевноеи ие физическоео состояниеа индивидуума". Пор словам Куэ, "Еслия вык убедитео себя, чтоо выр можетеа что-тои сделать (прир условии, чтоу этоу в принципеы осуществимо) -
вык сможетее достигнуть своей цели, какой быа трудной онау нек была." Одному из своих пациентов Куэ объяснил:
Когдар як говорю вам, чток
вам
сталоы лучше, выю сразу начинаетеы чувствовать себяю лучшеа сразу, нею правдаа ли? Отчего? Потому
чтою у вас есть верая в меня. Поверьтеы в себяе самогоо - иа выы получитее тот
жео результат. В своих лекциях Куэ всегдак объясняет своим
пациентам, чтоо он нер обладает даром исцеления, иу чтои ониы самии обладают способностью возвращать себеу здоровье.
Себяе Куэ считает лишь посредником, который укрепляет идею здоровьяе в их воображении.
Поа егоу словам, "Самовнушениею являетсяе инструментом, которым выы должные научитьсяи уметь пользоватьсяа - каке любым другим инструментом. Отличноек ружьеи в неопытных руках бьет мимою цели, аю опытный стрелокы из этогор жеу ружьяо легкое попадает в центрк мишени. Еслии кому-тоы самовнушениео неи дает удовлетворительных результатов, тоя этоа либои потому, чтоы человекю нею верит в метод, илиа - чтое бывает чащее - оттого, чтор он прикладывает волевыеы усилия. Чтобыа самовнушениеы приносилор пользу, необходимоо производить
егоы без какого-либое усилия. Сознательноеа самовнушение, производимоеа с уверенностью в успехе, верой в метод ия упорством самореализуетсяа с
математической точностью - конечно, в пределах того, чтоа в принципек осуществимо".
Таким образом, Куэ нек претендует нае то, чтои у негоя есть дари исцеленияе илиу некаяк мистическаяя сила. Действительно, какк мыи ужее видели, он считает, чтоу выздоровлениее благодаряе вереы нао самом делеа объясняетсяк самовнушением. "Все, чтоо делают целители, сводитсяю кр самовнушению", говорит он. "Этоя означает, чтоы
всеа их слова, заклинания, жесты, особаяы обстановкак - всеу этоо вызывает у больногоя самовнушение, ведущееу
кк выздоровлению".
(продолжение следует) |