Кратенько о стихотворениях конкурса. Авторов прошу не обижаться. Все сказанное - чистейшее ИМХО. В состав жюри не вхожу.
1 Сошенко А.Ф. Книги
Книги живут корешками наружу, к свету,
В книгах можно спрятать осень и лето:
Рыжее, карее -
Хрупким гербарием,
Чабрецом да мятою,
Между строк примятыми.
Можно спрятать в книгу весну и зиму,
Сделать муху слоном, а слона - незримым:
Легким, воздушным -
И хобот, и уши.
Да будь он железным -
В две строчки влез бы.
И только в книгу (готов поспорить),
Не замочив листа, можно спрятать море.
Штормы и штили -
Высоким штилем.
Мели и рифы -
Прозой и в рифму.
Можно сложить аккуратно печаль и радость,
Было бы только, братцы, чего ради.
И много, много другой разной всячины
Без всякой разницы в книги прячем мы...
Но...
Жаль только, что для книги рождения,
Надо срубить дерево...
И не одно.
Сразу вспомнилась детская песенка "вот она перед вами, коробка с карандашами...", и для меня (имхо) она лучше предоставленного стихотворения. Конечно, там карандаши, а здесь книги, но параллель видна невооруженным взглядом. В это можно добавить еще "много другой разной всячины" и, боюсь, что стиху будет "без всякой разницы".
Чужеродно (имхо) смотрится устаревшее "штилем". Я понимаю, что игра слов, но...
Знаю, что у автора есть стихи много лучше.
2 Ролдугина С. На поезд
Если тянется ночь, как повесть,
Где теряется смысл и суть -
Выходи и садись на поезд,
Идущий куда-нибудь.
Кости, рельсы, цветы и шпалы -
Не смотри под колёса тут.
Заплатив непосильно мало,
Выбираешь не ты маршрут,
Пожирая глазами вехи,
Так, как ржавчина бритву ест,
Ты наполнишься медным эхом -
Вчетверть, наполовину, весь.
А над городом одичалым,
Где заводы - почти дворцы,
Телебашня луну поймала
И ведёт её под уздцы.
Берег режет соломку улиц,
Заунывно река поёт,
Вдруг ныряет с моста безумец,
А лицо у него твоё.
И стыдливо молчат вокзалы,
И надрывно орёт клаксон...
Поезд перебирает шпалы,
Уплывая куда-то в сон.
Мне понравилось "Вдруг ныряет с моста безумец, А лицо у него твоё.". Мне показалось, что это основная мысль стихотворения, остальное - кляр. Конечно, вкусный, приправленный специями-образами, но его больше, чем мяса (имхо).
Да и ехать куда-нибудь - старо, как мир. В большинстве книг и фильмов, наверное, есть героиня или герой, который садится на поезд, такси и т.п. и грустно смотрит в окно.
Образы телебашни с луной (находчиво, кстати), берега с соломкой улиц, поющей реки выполняют роль статистов (имхо).
И здесь скажу, что читал у автора стихи намного сильнее.
3 Осторожнер Т. Смерть-28
До него, - как я помню, совсем ничего не случалось,
торопливое время совсем никуда не спешило,
окончания не было видно мне, как и начала,
расстояния не были малыми или большими,
ни поганого чувства причастности к общему делу,
ни тоски одиночества без атрибутов привычных,
утомлённая плоть после ужина спать не хотела,
и обычные вещи не снились во сне, как обычно,
не давили извне информацией группы и касты,
бесполезные мысли не лезли сомнением в душу,
окружающий мир не казался тоскливо прекрасным,
и ни разу покой безмятежности не был нарушен,
никакие придурки учить и пугать не пытались,
по различным критериям не был мой рейтинг разбросан,
в телескопе не видел я космоса дальние дали с
миллиардами солнц и лежащее прямо под носом,
не болели внутри организма ни сердце, ни печень,
самого организма из атомов не было тоже,
настоящего с прошлым, мгновенной конечности с вечным,
и безвольный финал мне по статусу не был положен.
До рождения - для мотиваций отсутствовал повод,
для всеобщей картины и мелкого сепаратизма,
не плодили мозги ничего откровенно тупого,
да и умного также - отмены присутствия из-за,
в ощущаемом виде какой-либо правильной суммы
пустота без объёмов никак не могла поместиться.
А потом почему-то я резко пропал или умер
и теперь в этой жизни являюсь отдельной частицей.
Озираюсь вокруг, защищая себя от увечий,
между страхом и болью планирую путь осторожный.
Хорошо ещё, что предсказуема жизнь и конечна.
А потом возвращения есть вероятность. Возможно.
Вероятность возвращения... туда. Мне понравилось. Из комментаторов только Любовь Бурель смогла (имхо) вычленить главное.
Стихотворение не маленькое, но читается с интересом. Имхо, но стихотворение портят "придурки".
Строка с предлогом в конце... Мило.
4 Ink V. Лестница
Жил-был лжец.
Он построил хрустальную лестницу
От земли до небес,
Через хмурый свинец облаков.
Сколько в мире чудес -
Столько скользких ступеней. Воды с лица
У лжеца нам не пить,
Но вода по ступеням - рекой...
Ты под ноги смотри! Поскользнешься -
Придут хоронить
И начнут толковать, мол, такой да сякой,
Был, да сплыл,
Знать перил
Не хотел, а хотел, сумасброд, невозможного -
Вот с ума и слетел,
Словно с лестницы вниз головой.
Не чуди. Не спеши.
Шаг за шагом ступай осторожно.
Впереди ни души,
Ни цветного пятна, ничего -
Только ветер ревет,
Рвет одежду, за горло хватает,
Не давая вздохнуть -
И толкает то в спину, то в грудь.
Не спеши. Не чуди.
И под ноги смотри - не забудь.
Света нет впереди: облака потолком нависают.
С каждым шагом земля удаляется дальше на шаг.
Через мокрый хрусталь видишь белые снежные шапки,
Городские огни, любопытство на лицах зевак;
Через линзу хрустальную видишь бессчетные лица.
Улыбается кто-то, быть может. Быть может - тебе...
Ты спускаешься вниз. Хоть не так это просто - спуститься.
Из-под самых небес
Ты спускаешься вниз,
Как за жизнь, за перила цепляясь.
Вот уже под ногами земля -
Не горит и не стонет,
И на скалы бросается море.
Говорят, он был лжец. Обманул он надежду и веру -
Тот строитель, что выбрал хрусталь. Лучший сорт хрусталя.
Говорят, он был лжец. Говорят, говорят, говорят...
Говорят за спиной и в глаза,
На миру, на духу.
Только
Тот, кто сумел и добрался до самого верха -
Тот не спустится вниз рассказать,
Что же там, наверху.
Понравилось стихотворение технической составляющей. А вот со смысловой...
Честно пытался понять "с каждым шагом земля удаляется дальше на шаг", а в следующей строфе "ты спускаешься вниз"... о ком это? Может, "лжец" - это Бог? Кто еще может построить хрустальную лестницу и ходить по ней туда-сюда? То есть он спускается на землю, кто-то его видит, кто-то улыбается, а потом он опять уходит. Не знаю... Кажется, это тот случай, когда сказать нечего, но сказать хочется.
"света нет впереди: облака потолком нависают" - тучи могут нависать, а сквозь облака свет всегда просочится.
Финал банален, простите. Имхо, конечно же.
5 Попова А.Р. Впадать в детство
И мчалось время хохоча - дитя по ледяному спуску.
На день рожденья будет чай - и много сахара вприкуску. Она не любит темноты. Как мышь, шуршит цветной бумажкой. Теперь нужны ей не торты, а хлебный мякиш с манной кашкой. Глядит на мир сквозь белый тюль. Крошит печенье на диване. Расчёсыванье, умыванье, подкладки и набор пилюль.
Она воркует о своём, и всё же чувствуется - рада. Она, конечно, узнаёт своих детей - меня и брата, но как-то чуточку не так. Как будто заново знакомясь, как будто вздрогнув-успокоясь: мол, те же, на своих местах...
Там, у нее, не хлещет злость, не реет войн седое знамя. А впрочем... впрочем, кто же знает, когда и где шатнуло ось. Где заблудилась, где ждала, где стало и светло, и просто - не здесь, на цифре 90, что запредельна и кругла.
А детство ждёт своих бродяг, пока ещё жива лампада. Как в речку - не впадать, но падать. И дважды. И не выходя. И речка, память ждёт... щелчка, рябит вода, дробятся лики... как телевизорные блики на переклеенных очках.
А мы сменяем, лопоча, уже закапанную блузку, и вспоминаем свежий чай и много сахара вприкуску.
Дорожки солнечных полос. Пришёл ноябрь - озябшим, голым. На солнце - мягким ореолом легчайший пух её волос.
Финал совершенно безударный, но почему-то именно такого и хотелось. Тема щекотливая, спекулятивная, но выполнено стихотворение на отлично.
6 Курухуру Ваня трогает тигра
Ваня трогает тигра, гладит слегка,
После взрыва у Вани - одна рука,
Он почти ослеп, его брат убит.
У мальчишки сегодня счастливый вид...
Я уверен, что как бы он ни петлял,
Тот урод, который в детей стрелял,
Его время кончится, истечёт,
И уроду явятся ангел и чёрт.
Чтобы, значит, вместе - зло и добро,
Чтобы ангел - перо ему под ребро,
Чтобы - вилы в брюхо по рукоять,
Чтобы знал, что такое - в детей стрелять.
И посадят в котел, не чета иным,
Орудийный расчёт побросают с ним,
И уж если весь коготок увяз,
То добавят того, кто отдал приказ.
И потянутся люди в дорожной пыли,
И в ладонях они принесут угли,
Не беда, если жар обожжет ладонь,
Лишь бы вечно горел под котлом огонь.
Сегодня известные дрессировщики братья Запашные исполнили мечту Вани Воронова - мальчика, тяжело раненного в начале января при обстреле Шахтёрска. Прямо в больницу, где Ваня находится на лечении, они привезли тигрицу, которую мальчик смог погладить. 2 января 2015 года в ходе артобстрела снаряд, выпущенный украинскими силовиками, попал во двор жилого дома в Шахтёрске. В результате погиб отец семейства и младший сын, 9-летний Ваня Воронов получил множественные осколочные ранения, лишился обеих ног, руки и практически потерял зрение.
Плохо. Начали про тигра, надо было и продолжать. С такими темами надо быть очень, очень аккуратным. Это ведь не Ваня, это разъяренный автор в роли ангела и черта сует злодеям перья и вилы и поддерживает огонь под котлом.
Я понимаю, что больно, но таким опусом автор оказывает Ване и погибшим медвежью услугу, убивая на корню самую главную мысль на войне - "скорее бы она закончилась".