Наибольшие споры как до реформы 1917-18 годов, так и после нее вызывал вопрос, какое из двух кирилловских "и" следует сохранить в русском алфавите. Сторонники сохранения I-с-точкой обосновывали свое предложение тремя очень существенными аргументами: во-первых, желательностью приближения русского алфавита к западно-европейским; во-вторых, тем, что замена И-восьмеричного I-десятеричным дала бы вследствие меньшей ширины этой часто встречающейся буквы экономию около одного процента площади бумаги при письме и печати; в-третьих, гораздо лучшей различимостью I-с-точкой: И-восьмеричное слишком похоже по своей форме на другие русские буквы (Н, К, П, Л). Несмотря на эти аргументы, победу одержали сторонники И-восьмеричного, ссылавшиеся на то, что сохранение этой чаще применявшейся буквы приведет к меньшему изменению традиционной графики русского письма.
Совершенствование советских систем письма, построенных на кирилловской основе, в дальнйшем, видимо, должно пойти в четырех направлениях.
Во-первых, приближение формы некоторых русских букв к латинским буквам, в особенности если это не приводит к крупным нарушениям традиций русского письма и дает дополнительные преимущества. Так, например, следовало бы еще раз продумать и, возможно, пересмотреть принятое в 1917 году решение об исключении из русского алфавита I-десятеричного с сохранением в нем И-восьмеричного. Как указывалось выше, I-десятеричное, кроме близости его латинскому I, имеет и другие крупные преимущества.
В.А.Истрин. "1100 лет славянской азбуки". М., 1988 (2-ое изд.).
Советское время в соответствии с указаниями советского правительства, казалось, полностью очистило языковое пространство от орфографического прошлого, однако внимательный взгляд сегодня отметит отдельные остатки исконного письма, которые сохранились вопреки требованиям времени и воспринимались в советский период как попранное наследие культурного прошлого (узким кругом носителей русского языка, посвященных в подлинные события), или как ненужный, бессмысленный атрибут свергнутого режима ― подавляющим большинством населения. В постсоветское время эти остатки старой орфографии обрели новую жизнь в новом социальном контексте.
С возрождением многих социальных институтов дооктябрьского периода в связи с общественными преобразованиями начинается стихийное возрождение элементов старой орфографии.
Возрожденные элементы дореформенного письма в современном тексте, возможно, уместны и, может быть, необходимы в случае, если они функционально значимы и грамотно выполнены.
Т.М.Григорьева. "Старая орфография в новое время". ― Русский язык, No17, 2001.
(устранение остатков глаголической азбуки из русского письма)
В русской графике:
1. Выделить I из ЬI и Ю: рьIбьI, лIОблIО
2. Исправить Ь на Ъ в составе ЬI: PЪIБЪI
3. Обратить Ъ в О и Ь в Е (под знаком \ , кроме OI и конечного Е): ОБÒЁМ, РOIБOI, ПОЛÈЗА, КОНЕ
4. Восстановить Ять в форме IE и писать в конце слов: НА КОНIE, О РOIБIE, МОРIE, ЗНАЕТIE
5. Обратить Я (Малый Юс) в Ä/Е (в корнях) и восстановить IА: МÄСО/МЕСНОЙ, НА КОНIA, КРАСНАIA, IAМА (нач. строч.: jaма)
6. Исправить IО на IУ, что очевидно, и заменить IУ на ЕУ в корнях: ЛЕУБЛIУ (но: ПРЕКРАСНУIO, нач. строч.: joуносте)
7. Исключить Щ и Э с заменой через СЧ и Ê: ВЕСЧЕСТВО, ÊТОТ
8. Восстановить "фиту" и "ижицу" в греч. словах: ОРӨОГРАММА, ЕVАНГЕЛЇE, СVМВОЛ
9. Заменить И и Й на I внутри слов (послie О ― на Ї ), два II на Ї, и некраткое I послie гласной на Ї: ИЗВIНИ, КРАIНIЙ, СТОЇТ, РОССЇА (т.е. Рocciia), УКРАЇНА.
10. Заменить конечные -OI и -Й на И-с-черточкой: рoiбū, крутоū
12. Далее (при необходимости) ― обращение несовпадающих начертаний букв в латинскую грaфику (чeрeз "у-грек" и "ħервь"): roiby, krutoy, systema, mashina, orthogramma, telephon, Christos, Bogh, genscina, gizne, celovek, pticа, forma, gêniy, gîtara, knigy i t.d.
Внести небольшие поправки для красоты и удобства чтения.
А Б/В Г Д Е У/V З И I К Л М Н Х О П Ц Ч Р С Т // Ж Ш Өита Ферт Х
A B G D E U/V/Y Z Н I K L M N X O P C Q R S T // G* SH TH PH/F CH
( ´ ) ( ` ) ( ^ ) ( ¨ ) ( , )
_______
* перед I и E
О Б Р А З Е Ц
т е к с т а
Д O М
Что за дом прiтiх, погружен во мрак?
На семu лiхiх, продувнoiх ветрах,
всемu окнамu обратia-сe в овраг,
a воротамu на проезжiū тракт.
Ох, устатe ja устал, а лошадок распрäг.
Естe жiвоū кто-нiбудe? Вoiходu, помогu...
Нiкого. Толèко тенe промелèкнула в сенiaх,
да стервiaтнiк спустiл-сia u сузiл кругu.
В дом заходiшe, как, всё равно, в кабак.
А народiшко ― каждoiū третiū враг!
Своротiaт скулу, гостe непрошеннoiū...
Oбраза в углу ― u те перекошенū.
И затеiaл-сia смутнoiū, чeудноū разговор,
кто-то песнiу стонал u гiтару терзал,
a прiпадочнoiū малoiū, прiдурок u вор
мнiе таiком uз-под скатертu ножe показал.
Кто ответiт мнiе, что за дом такоū?
Почему во тèмiе, как барак чeумноū?
Свет лампад погас, воздух вoiлiл-сia,
aлu жiтe у вас разучiлu-сia?
Дверu настежe у вас, а душа взапертu.
Кто хозiaïном сдесe? Напоïл-бoi вiном...
А в ответ мнiе: "Вiдатe, бoiл тoi долго в путu
u лeудеū позабoiл, мoi всегда так жiвем.
Траву кушаем, век на счавелiе,
скiслu душамu, опрoiсчавелu.
Да есчё вiном много тешiлu-сe,
разорiaлu дом, дралu-сe, вешалu-сe..."
Ia конеū заморiл, от волков ускакал.
Укажu-те мнiе краū, кдiе светло от лампад,
укажu-те мнiе место, какое uскал,
кдiе поïут, а не стонут, кдiе пол не покат.
О такiх домах не слoiхалu мoi,
долго жiтe в потèмах прiвoiкалu мoi,
uспокону мoi в злiе да шепотiе
под iконамu в черноū копотu.
И uз дома, кдiе косо вiсiaт образа,
ja бaшку очертia гнал, забросiвшu кнут,
куда конu неслu дa глeделu глаза,
u кдiе дoбрoie лeудu кaк лeудu жiвут.
Сколèко кануло, сколèко схлoiнуло!
Жiзнe кiдала менia, не докiнула.
Может, спел про вас не умело ja,
oчu чернoiе, скатертe белаia...
ВЛАДIМIР ВOIСОЦКIЙ
_________________
D O M
Ctо zа dоm pritich, pоgrugёn vо mrаk?
Nа sеmi lichiх, prоduvnoiх vеtrах,
vsеmi оknаmi оbrаtia-se v оvrаg,
a vоrоtаmi nа prоеzgiy trаkt.
Ох, ustаte ja ustаl, а lоshаdоk rаspräg.
Еste givоy ktо-nibude? Voichоdi, pоmоgy...
Nikоgо. Tоlèkо tеne prоmеlèknulа v sеniaх,
dа stеrviatnik spustil-sia i suzil krugy.
V dоm zаchоdishe, kаk, vsё rаvnо, v kаbаk.
А nаrоdishkо ― kаgèdoiy trеtiy vrаg!
Svоrоtiat skulu, gоste nеprоshеnnoiy...
Obrаzа v uglu ― i tе pеrеkоshеny.
I zаtеial-sia smutnoiy, ceudnоy rаzgоvоr,
ktо-tо pеsniu stоnаl i gîtаru tеrzаl,
a pripаdоcnoiy mаloiy, pridurоk i vоr
mniе tаikоm iz-pоd skаtеrti nоge pоkаzаl.
Ktо оtvеtit mniе, ctо zа dоm tаkоy?
Pоcеmu vо tèmiе, kаk bаrаk ceumnоy?
Svеt lаmpаd pоgаs, vоzduch voilil-sia,
ali gite u vаs rаzucili-sia?
Dvеri nаstеge u vаs, а dushа vzаpеrti.
Ktо chоziaïnоm sdеse? Nаpоïl-boi vinоm...
А v оtvеt mniе: "Vidаte, boil toi dоlgо v puti
i leudеy pоzаboil, moi vsеgdа tаk givеm.
Trаvu kushаеm, vеk nа scаvеliе,
skisli dushаmi, оproiscаvеli.
Dа еscё vinоm mnоgо tеshili-se,
rаzоriali dоm, drаli-se, vеshаli-se..."
Ia kоnеy zаmоril, оt vоlkоv uskаkаl.
Ukаgi-tе mniе krаy, kdiе svеtlо оt lаmpаd,
ukаgi-tе mniе mеstо, kаkое iskаl,
kdiе pоïut, а nе stоnut, kdiе pоl nе pоkаt.
О tаkiх dоmах nе sloichаli moi,
dоlgо gite v pоtèmах privoikаli moi,
ispоkоnu moi v zliе dа shёpоtiе
pоd ikоnаmi v cёrnоy kоpоti.
I iz dоmа, kdiе kоsо visiat оbrаzа,
ja bashku оcеrtia gnаl, zаbrоsivshy knut,
kudа kоni nеsli da gledеli glаzа,
i kdiе dobroie leudi kak leudi givut.
Skоlèkо kаnulо, skоlèkо schloinulо!
Gizne kidаlа mеnia, nе dоkinulа.
Mоgеt, spеl prо vаs nе umеlо ja,
oci cёrnoiе, skаtеrte bеlаia...
Vladimir Voisocskiy
_________
P.S.
Libo moi stanovim-sia vostocnoy castyu Evropy, vozvrascaem-sia v evropeisкuiu cîvilizaçïu, poitaem-sia vspomnite, priniate êti pravila, poitaem-sia osoznate sebia pregedie vsego кaк evropeicy, кaк caste evropeisкoy cîvilizaçii i tuda shagёcкami postepenno idem, v storonu Evropy ― so svoïmi osobennostiami, so svoïm jazoiкom, so svoey кulèturoy: niкto u nas nicego ne budet otnimate i zastavliate govorite po polèsкi nas ne budut. Moi preкrasno vsё so svoïm ― no! ― po pravilam, po pravilam priniatoim v Evropie budem starate-sia... Libo moi idem tuda, libo ― moi stanovim-sia zapadnoy castyu Kitaya, v perspeкtivie. Netu niкaкogo tretyego, niкaкogo osobogo puti net.