Мы стояли друг против друга на поле брани. Я чувствовал, что проиграю битву эту. Не знаю почему, но это было чувство внутри меня и тяготило душу мою; воины мои, видно видели неуверенность мою , кони их как будто уже готовы были бежать вслед за мной, переминая копыта свои, страх видно было в глазах у них. Позади меня государство мое и все, весь исход зависит только от меня, как буду бороться с врагом моим. Враг стал наступать на меня, также не двигаясь с места стоял я с дружиной моей, он выходил навстречу мне. Я видел, как конь мой чует некий страх во мне, он был готов сорваться с места и бежать, куда хватит сил ему. Враг наступал и был уже близок ко мне. Я хотел взглянуть на воинов своих, посмотреть в глаза им, внушить уверенность свою, обернулся и не увидел никого позади себя, они видно были далеко уже, потому как даже не было пыли по дороге той, по которой мы пришли сюда бить врага. Повернулся обратно и не думал , что так близко рядом был уже враг мой. Коня моего схватили за узду, так что он уже не смог бежать никуда. А враги мои и не собирались убивать меня, несколько их подошли ко мне и пригласили в шатер по приглашению личному предводителя их. Я не смог отказать им и пошел, сопровождаемый конвоем, пленником. Зайдя в шатер , увидел убранства разного здесь, главарь сидел на ковре и пригласил меня рядом сидеть с ним. Здесь было питья разного на любой вкус ,и я не смог отказать, посчитал, что не уважу гостеприимства хозяина шатра, да и победителя моего, ведь он так щедро предлагал мне все. После напитков разных и раз мешанных меж собой, он, главарь врагов, предложил поменять состояние мне, это было что-то дурманное. Стало все меняться вокруг, все стало плыть вокруг меня, и мы смеялись с ним, только не помню, по какому поводу был смех мой. Дальше хлопнул он в ладоши свои, и вдруг появились женщины вокруг нас и стали говорить мне разные прельщенные слова, гладили своими руками голову, тело мое, так что дальше и не помню, что было со мной.
Наступило утро. Солнце слегка стало припекать спину мне. Я почувствовал запах смрадный вокруг себя, хотел поднять голову и не смог, тяжело было мне поднять ее, и старался вспомнить, что было со мной, и вдруг страх пробежал по душе моей, где это я был вчера и что, почему произошло так. Шатра, в котором был, не было нигде. Я лежал посреди поля, а чувство было у меня, что лежу на дне оврага, и лучи солнца, не доходят сюда. Как так, почему, не боролся с врагом моим, почему согласился на приглашение его и ел, пил с ним, когда там страна моя. Господи! Что с ними, они должно быть убиты все! Когда здесь наслаждался я в грехах своих, армия врага пошла дальше на государство мое и разорило его все. Нет коня, бегом бегу в столицу свою. И издалека вижу дым, все догорало, там не было места живого нигде. Дети, женщины, старики лежали убиты, мало было живых да и те, ходили , не понимая что произошло здесь; пока наслаждался в шатре врага, воины его, жгли и убивали всех, кого они встречали на пути своем. Глаза их не видели меня, да и не смотрели они ни на кого, они как будто пытались увидеть свет , а там над ними был только черный дым. Не слышно пения птиц, совсем недавно здесь повсюду раздавался смех.
Я упал на колени и стал каяться в грехах своих, слезы покаяния текли по щекам моим, по развалинам государства моего. Крест, который мы поставили вместе, всем миром на площади, стоял неровно , покосился он ,и мне хотелось ровно поставить его, но не было сил у меня, слаб был я. Молись, кайся в грехах своих, от боли в душе говорило мне сердце мое. И вспомнил про старца нашего, молитвенника за нас всех, и побежал к нему, на краю города жил он. Его домик также сгорел, и только первые два венца были целы. Я подбежал к развалинам и никого не обнаружил там, должно быть, они, враги, убили его? И вдруг услышал кашель, он лежал под обломками, не было сил у него встать. Старец вскрикнул. И я поспешно стал откидывать все, что препятствовало сесть ему. Тихо старец стал говорить мне, кротким взглядом смотрел на меня, и переменно с кашлем, трудно было ему, стал, обхватывая рукою окрестность, на глазах со слезами рассказывать, что произошло здесь.
- Страшная резня здесь была, князь, никого не щадил, убивал враг, крик повсюду разносился по земле твоей, дети все пытались убежать от них, да куда им, так и настигал, убивал, страшно, князь.
Видно было, что старцу трудно было говорить, слезы горькие сжимали горло его.
- Матери закрывали телом своим детей своих, враг же пронзал и тело матери и ребенка насквозь , старики пытались все сопротивляться им, а они рубили их сплеча, смеясь в глаза им. Надругались, князь, они над всем народом твоим, душу, самое сердце разорили враги, все святыни, что были, князь, у тебя, все без страха с радостью сжигали они. И еще, князь, все, когда здесь было охвачено огнем, стон как будто к небу воззвах пронесся по земле всей. Крест обложили дровами на площади, хотели сжечь . Но не смогли, видимо, Бог, князь, не оставил совсем еще землю твою.
Старец вопросительно смотрел в глаза мои.
- А ты, князь, где в это время с дружиной своей был, почему не защитил страну свою, на поругание отдал всех, кто жил здесь? Они все так верили тебе, любили тебя и были до конца уверены, что ты защитишь их. Не может быть, что ты с ними был, когда здесь убивали они? Не верю, князь, скажи, что это неправда мне?
В ответ ему, голову, склонил свою у ног его. Он только тяжело вздохнул, так было видно больно ему смотреть, не на меня, на последствия мои, качая головой.
- Неси покаяние в душе своей, страха Божьего нет у тебя ,князь, все что с таким трудом построил с помощью Божьей, все отдал на поругание врагам, что натворил ты, князь, исповедь, причастие нужно сейчас тебе, Бог простит, Дух Святой покинул вотчину свою, не может Он жить там, где грех живет. Вот Евангелие, крест, Христос невидимо присутствует здесь, кайся, исповедай Ему грехи свои, Он простит тебя, Всемилостив Бог наш.
Стал говорить все грехи , как страшно грешил , гордился и злился на близких всех, ведь это послужило на руку врагам, на пользу им, легче было врагу победить меня, врага испугался, без боя сдался в плен ему, настолько я погряз в гордыни своей, что даже чувствуя беду отказался исповедать грехи свои, от причащение Христовых страшных Таинств отказался я от той же гордыни, думал, что без этого смогу одолеть врага, а если бы сделал так, то была бы победа за мной, и не было бы столько жертв в стране моей.
Старец выслушал меня и сказал мне, что все прощает тебе Господь Иисус Христос, иди и не греши больше впредь.
-А достоин ли я причащения тела и крови Его?
- Страх стяжай Божий в себе, Господа только бойся одного и знай, что Православие - это Крест Господа нашего нести, все прощать, любить людей всех, все терпеть, и воздаст тогда Он тебе, за труды, которые видит Он твои.
И вложил в уста мои старец честнейшую кровь и тело Его, Господа Бога моего. Чувствую , что как будто крылья обретаю за спиной и так легко стало мне, смирение и кротость обрел в душе своей и нет для меня врагов среди братьев, сестер моих, всех я люблю их. Чудо истинное происходит на глазах , стало воскрешать все вокруг меня, столица красуется, даже лучше прежде той, Крест на площади ровно встал на глазах у всех, или кажется так мне. Свет благодати воссиял в стране моей, и слышится смех детей вокруг; пение разносится теплым ветром во все концы ; на полях колышется чистым золотом рожь-колыбель души мое;, все трудятся, расцветает всё на глазах Его, Бога моего, Дух Святой, слава Тебе Боже, в дом вернулся свой, и благодать улыбкой на глазах и устах моих, солнцем светится во все концы мирной и гостеприимной страны Его. Но враг не может видеть радость такую мою, он всеми силами или набегами старается разрушить и поработить того, кто так хорошо чувствует себя и, радуясь, молится Богу своему. Стал замечать, что из мелочей начинает сбивать меня с истинного пути враг злой. Я достойно отбиваю набеги его, молюсь ,и Бог, слыша молитву мою, помогает мне. Но вскоре стала лень обуревать , стал не так как раньше молиться Богу я, и ссора за ссорой стала происходить вокруг меня. Храм, что так часто после причастия посещал, в тягость был теперь, все или частично надоедать становилось мне. Старец мой, посылал ко мне добрых людей, чтоб пришел молиться в Храм, но я находил предлог, что не могу придти к Нему , так и оставался дома или на прогулке в беседе мирской время беззаботно проводить свое. К Богу обращался теперь с молитвой редко, народ жаловаться стал, что враги разоряют близлежащие города мои, но до столицы они еще не добирались моей, так и оставался бездействовать на жалобы народа моего. И в день один такой в слезах приходит самый близкий ко мне, Он всегда со мной ,только невидимо для меня , через душу Он донес мне, через боль в ней, что враги снова идут войной на меня, и что быть беде снова большой, что постигнет страну мою смерть людей и гибель страны всей - меня ,если не предприму то, что спасет всех.
Я пошел к старцу просить его, что делать, как одолеть врага мне. Старец кротко принял меня, так что мне показалось, как будто это он виноват, не я. Старец опустил глаза. Сказал ему, что делать мне, не могу бороться сам с врагом, трудно мне через лень и ссоры с людьми, он, враг хитрый, борет меня, и страшно бывает мне, когда уныние наводит в душе, ведь после причастия, после двух дней как прошло, я все это время молился помимо правил: Псалтырь читал, поклоны пред образом Бога отдавал, и тут же сразу беседу с осуждением вел, кто и как себя в жизни ведет, кто спасется, а кто нет. Как быть, ответь, если можешь, старец, мне?
- Начнем с того,- стал отвечать он,- молиться начать, Псалтырь читать, и видно думал ты, если больше молиться- сила будет в тебе, так?
- Так,- отвечал я ему.
- И не понимал ты, когда дальше, больше читал Псалтырь, не вникал никак ты в смысл святых слов, все помыслом мирским мешал, не по силе взял себе ты труд, а благословение на поклоны кто давал? Стал уставать, сил не хватило у тебя, ты посеял столько, что не смог собрать и отдал, что не собрал врагам своим ,да и то, что ты ,князь, собрал, не угоден этот урожай Ему .От усталости своей ссориться начал ты, это то, что отдал ты им, врагам своими, со всеми рядом, родными с тобой начал внутри себя ненавидеть их, голод свой ты обращал на них, вместо того ,чтоб делиться урожаем с ними своим, со всеми, кто рядом с тобой, так?
-Так,- отвечал я ему.
- Вот отсюда и мысли страшные твои, это враг так внушает тебе, ты сам отдал ему половину урожая своего, сажай столько плода в сердце своем ,чтоб смог собрать все, не оставляя ни крохи врагу, на трапезе Господа Бога в сердце своем, лучше поначалу малый урожай, но плоды его нравятся очень всем и тебе, и кто рядом с тобой и, особенно, Бог твой будет радоваться за плод твой. Ты пойми ,-говорил дальше старец мне,-для чего, как думаешь, ты живешь на земле? Для того, чтоб не грешить и любить всех? Ах, какой умный он, только слова и больше ничего. Для спасения собственной души на земле и, не думай, что надо как можно дольше прожить здесь, чтоб наслаждаться этой красотой земной. Мы бессмертны ,не умрем никогда, вот куда попадешь после смерти ты, все зависит только от тебя, от жизни образа твоего. В Царство Небесное или в геенну огненную, быть с избранными и рядом с Богом быть, или же в вечных муках страдать. Здесь для искупления живем не земле грехов своих, несколько десятков всего лет, терпи, и там вечно будем жить и Бога славить на Небесах в Царствии Его, и ты если будешь делать только то, что необходимо для спасения твоего. Царство это и твоим домом будет вечно там. Стяжай страх Божий в душе своей при мысли одной, что если когда совершаешь грех свой, то лишаешь себя Царства Небесного Его, Господа Иисуса Христа отвергаешь ты. Мир тлен, а там вечная жизнь, здесь мы живем и не хотим разлучаться никогда и думаем, что смерть это конец всего, а если будем жить так, как Бог наш Иисус Христос заповедовал нам, в книге книг Своей Евангелии, то мы встретимся на небесах в Царствии Его и будем вечно жить радостью, которою частично будем обретать на земле, любя близких своих. Ты ведь на исповедь и причастие просто получается о грехах своих поговорить приходишь в дом Его, и через время опять в грех впадаешь свой: так получается ,князь мой.
- Так, истину говоришь старец мне. Исповедоваться часто нужно в грехах своих и стараться впредь не повторять эти грехи, ведь тогда молитва становится иной, чище, от сердца будет она. Если хочешь спасти душу свою и обрести вечную жизнь, то должен ты быть готовым всегда, дать беспощадный отпор врагу, это тяжелый и трудный самый путь земной, не хочет враг, чтоб мы спаслись и были вечно живыми на Небесах, но этот труд бесценен в вечную жизнь, так?
- Так! В каждом из нас есть святой человек, нам нужно только через труд свой открыть его, не нужно говорить ,что неспособен на то, если есть в нас он этот человек, значит и силы есть открыть его, с помощью Божией нет преград , с Господом нашим гибнет враг . Думай каждый час о смерти своей, если враз и сейчас умрешь, то где ты, по образу жизни достоин быть? И трудись, каждую минуту молись. Ведь великое достижение врага, он нам это многим доказал, то что нет и не было его, заменил себя удовольствием мирским гордынею выбором право за тобой. Выбрал , князь, ты путь истинный, если борят тебя враги, радуйся, значит ты дорогой идешь верною, если б не было врагов на пути твоем, значит ложный путь твой, им не нужен ты, ты и так уже их, если грех путь твой . Ты теперь от мирского уходи, если хочешь душу свою спасти. Меру в труде великом, по силе бери, постепенно будет урожай твой возрастать, Бог Всемилостив, Он воздаст за труды, ты же, князь, смотри не жди посещения Небесного себе, душу так погубишь в себе. Эти битвы с врагом каждый час идут, кто и сколько их на себя берет, тот дорогою верною к Богу идет, навалились враги на него гурьбой, он молитвою их сжигает святой. Трудно, князь, бороться с врагом, это он, князь, враг шепчет так тебе , выдает себя за тебя. Похоти мирские эти все, только радостны врагу одному, мы же делаем только лучше ему, хуже себе, в аду будем гореть, а исправить мы не сможем ничего, потому как было время на земле, ну а мы здесь только ублажали врага, чтоб ему только было хорошо. Через лень, враг борет нас всех, если лень - это врага труд, он не спит, он всегда в труде, воздается ему - то душа в огне. Враг борется за нашу душу, чтоб погубить ее, а мы без боя отдаем её. Борется враг за душу нашу до конца, но а мы ему рады всегда, надо всем давать врагам отпор, всем трудиться - святой закон, и воздастся тебе за тот труд, благодать ты почувствуешь вдруг и не сможешь её потерять ,если будешь трудиться, не спать. Мы бессмертны, не умрем никогда, только будет где наша душа? Вот тебе еще слова, князь; если чувствуешь, что Бога полюбил и подумал, что воздал Он тебе, а увидел вдруг ближних своих, ненавидишь, глупыми считаешь их, это значит ложная любовь к Нему, тут гордыня, князь, на твоем балу. А вот если ,князь, ты ближнего полюбил и готов прощения у него просить, значит, князь, и Бога любишь ты, Православный крест, князь, носишь ты. (Православным можешь называться ты.) Враг хитер, логичен, матер. Многие,- замечаю я, - исповедались , пропали в некуда, их потом встречаю в греху. Что не приходишь к Богу своему, исповедаться, причаститься нужно тебе, что томишь так больно душу в себе, но а он мне отвечает одно: как исправлюсь, так приду к Богу в дом, что мне толку, если я с грехом, только выйду от Бога и грех, так что смысла и не вижу в себе. Это он, так шепчет всем, не исправится, а хуже только тем, кто ведомый помыслом врага, польза для него врага одна, через гордость он тебя возьмет, и от исповеди дальше в грех ведет. Зреть всегда свой грех в себе, покаяние нести в своей душе! И себя не ставить свысока, благо ставить ниже всех себя! Надо душу врачевать свою и идти в Храм к Богу нашему. Так Отцы все наши говорят, Православные Святые наши - СВЯТ!
Из слов, сказанных мне старцем, уяснил и совершенно, надеюсь, понял, что бой мой всегда идет, невидимо с врагом моим, нашим общим врагом. И по мере своего приближения к Богу, они ,враги, усиливают силы свои, и вместо того что поначалу они выдвигают на поле брани только отделение войска своего , то дальше они выдвигают взвод, роту, батальон, дивизию, армию свою, пока не сломят и склонят человека к греху.
Бой идет всегда, и цена этого боя высока, она бесценна, в понятии мирском нет исчисления цены, бесценного - Царства Небесного! Только не запутаться и не впасть в то, что ты достоин Его, и уже так сказать одной ногой там, за горделивое, частое участие свое в жизни Церкви; да кто скажет себе, что он такой, работа больше проводится в уме человека над недостатками других, нежели над своими пороками. Кругом напыщенность , прикрытая взглядом верующего, так и хочется сказать: а где здесь православные? Ответ послышится моментально, лицами недоумевающими. Как где? Они вокруг тебя. Сам себе могу задать этот вопрос ,и так же спросить себя, кто ты? Святые Отцы Православной Церкви говорят, что с нас довольно терпеть скорби и болезни. Но гордость -совершенный порок наш, не дает жить нам так, и мы еще с умным видом лица, пропитанным гневом, говорим, что даже Бог не осудил бы меня, справедливость, право Его, приписываем себе. Святой Преподобный Силуан Афонский говорит по этому поводу так: " О Боге нельзя сказать, что Он несправедлив, т.е. что в Нем есть неправда, но нельзя и говорить, что Он справедлив так, как мы понимаем справедливость". Это говорит святой человек, к которому являлся Сам Спаситель.
Хотелось бежать, куда бежать? Нет, я не смогу, это невозможно так жить, когда кругом тебя хотят ткнуть, задеть, говорят разные грубые слова тебе, унизить хотят тебя, и я должен промолчать и еще хуже его считать себя, и видеть образ и подобие Бога в нем. Нет, это невозможно никак, это не укладывается вообще в голове моей ,и что значит, это сейчас рассуждение мое, помыслы его - врага? Ведь ясно старец сказал, что враг хитер, матер, логичен. А если представить каждого человеком святым, кто навстречу идет тебе, и вместо его недовольного чем-то лица придать ему кротость, смирение, любовь. Снова враг, снова он мне внушает так, как я могу представить себе святого в глазах, когда сам - грех. Уныние уводит при мысли, что у меня не получится. Ты еще молод и у тебя есть здоровье, и ,когда оно есть, это здоровье у тебя, тебя, меня очень легко увести туда, где все дышит грехом, но даже это у многих вызывает смех, когда ты начинаешь говорить им о жизни другой и какой ценой жизнь эту можно получить, и здесь снова враг издалека закинул сети свои, сам ничего не можешь и еще учить вздумал людей, враги поэтому и смеются над людьми ,надо мной, потому ты сам, с этими врагами на себе. Еще так можно сказать (смотри враг ,говорит; он с собратом моим, они с ним явно друзья, эти пусть не знают ничего, а этот то знает что-то и умничает, высоко ставит себя, ладно отвечает им тот, кто внушает высокоумие мне, пойдем мы, в самый раз в уныние его вогнать, о нет, сначала пусть поругает их, что мы глупые, тупые они, а потом и грешить будем с ним , он давно не пил спиртного у меня, да и блудить ему в самый раз пора, гордыня - порождение греха! И на этом, видно, расстались враги ). Так должно быть происходит все, но то ,что происходит это - точно, нет смысла спорить здесь, потому как даже и спор- это порождение врага, что же делать здесь? Явно, что спасет человека, идущего путем спасения - смирение, кротость. Мы как из-за угла всю свою проживаем жизнь и не хотим выйти из него, нас вполне устраивает в ней все. Только хотел повернуться посмотреть что там, а он враг опять тебе говорит: смотри, что еще есть у меня, и я, увлекшись безделушкой глупой, жизнью мирской, снова растрачивая время спасения своего, отвернулся, это мне важнее, от света-Бога . Или же хочешь, и сделал вроде уже полуоборот, он тебя снова по плечу, да что ты, что ты увидел там - это природа, смотри, что есть у меня еще. И мы, как плачущие дети, только плач наш - это гордость, блуд, ненависть, злоба, гонка, чем я хуже, я хочу лучше - меры нет в нас. Некоторых хотят успокоить родители, лишь бы не рыдало дитя их, готовы дать ему то, что заставит ребенка забыть, и он радуется, так и не понимая и не вспоминая слез своих; но то дети и родители ,должно быть ,желают только благо, своему дитя, а наши родители получаются враги , мы противоположно, через гордость свою отказываем в любви самым близким своим. Гордыня уничтожает все родственные связи в семье, чувства друг к другу, не уступать, спорить, доказывать порой истерически, с криком гнева до пожелания страшного в словах - смерти близким людям, родителя, данными нам Богом. Мы предпочитаем других, тех, которые растлевают нашу душу, они находят нам тех, ситуации те, все, что на протяжении жизни нашей всей, что и причиняют эту боль всему, в себе, через себя семье, лишают СПАСЕНИЯ нас. Враг делает все, лишь бы не спастись нам, мы могли бы быть Там вместе все, семья не расстанется никогда, она будет так же жить, но уже вечно, пребывать в Царствии Небесном. Мы здесь живем всего мирское время , отдавая врагу предпочтение больше, нежели отдаваться заботе о жизни вечной, с Богом, с родителями своими. Враг уведет под предлогом: я взрослый и жить сам буду дальше, но ведь родители не воспитали его и сами не были воспитаны в Боге они, так чтоб идти дорогой одной ко спасению души своей, каяться, и все так же - по плодам нам. Уводит грех, карьера человека, и даже уже он на смертном одре лежит и нужно каяться в грехах своих, просить прощения у всех, мы, к сожалению, говорим со слезами на глазах о сожалении своем, что прожили жизнь не так, что сделали бы все по- другому в ней , что что-то сделать не успели, и это что-то, к сожалению, не к Богу шел и, как выясняется, не успел сделать еще греха, врагу не успел послужить - беда.
Я смотрю на лик Вседержителя иконы святого Андрея Рублева. Лик Вседержителя на иконе, как будто выходит своим ликом кротко, смиренно тебе навстречу, остановился, это стало видно со временем; великая икона Вседержителя, потому как этого не было, когда святой Рублев создавал Вседержителя икону, лик Спасителя меж досок только в наше время являет на иконе это, придает чувство такое. Спаситель задержался на мгновение, посмотрел и, как будто уже уйти хочет, удержаться Ему больно, не может Он смотреть, как мы, живем здесь страшно, и недостойный, окаянный раб кричит Ему: " Господи! Не уходи, молю Тебя, останься". И слышишь где-то в глубине души своей : " Ты останься, это ты от Меня уходишь, это ты желаешь греха больше, ты не уходи от Меня, оставайся". Именно это чувство и возникает, когда видишь Великую икону. А мы, больше пред- почитаем - угол, в котором нам стоять комфортней, угол этот и есть то, во что мы так вцепились здесь и думаем, как бы дольше нам прожить мирскую жизнь на земле; стоять в этом углу и не видеть истины, света. Оттого Вседержитель уходит, что Ему на наши спины смотреть? Он желал бы видеть раскаявшиеся лица наши, слезы покаяния, воскрешение душ наших.
И снова враг, и я пишу и осуждаю нас, значит Промысл это Божий, осуждаю сейчас? Каждого Бог ведет дорогой своей. Как злоупотребляют часто люди, словами этими; если выпить спиртного захотел, или блуд его ведет, или еще что, значит, думает он: это не враг, а Бог его так ведет ; не нужно, люди, нам путать дорогу ту - к Богу, с Богом идти дорогою одной, а в грех впадать - это не к Богу путь. Для начала подготовлюсь к исповеди, к причащению Святых Таинств. Господи, все упование на Тебя, не оставь меня в бою с врагом, и я должен прежде всего нести Крест Бога моего - мой крест-спасение мое. Орудия мои - видеть грех свой, видеть немощность свою, хуже каждого считать себя и любить на земле всех. Как легко об этом умно говорить и как сложно сделать это все.
Старцу, исповедал грехи свои, он причастил, благословил меня.
-Не могу епитимью наложить, потому как сам я грешен,- старец говорит ,-и вдруг слезы потекли из кротких глаз его,- с Богом, брат. И старец, обнял меня.
Войско собрал свое, на Таинстве Святом! Враг, дозор,- сказал идет на нас. С Богом и мы двинулись вперед, с Божьей помощью разбить врага. И решил проверить здесь ли все, все ли собрались на страшный бой - кротость здесь! смирение!- все здесь со мной, вот мое оружие , и в бой. Бить врага, не растерять бы то, что в трудах тяжелых Бог дает, и не возгордится никогда, хуже всех всегда считать себя. А победы на земле не ждать, нам победа лишь одна нужна, все в молитве Богу отдавать и на Матерь Божью уповать.
Стоит Крест, перед Крестом на коне сижу, на белом коне; черная нечисть приближается к Кресту , хочет причинить боль Ему - Господи, помилуй! На Него лишь надежда моя; стук копытом по земле, отгоняя нечисть вон, от Креста; Господи ,помилуй мя грешного, окаянного Твоего раба. Белый конь - это молитва моя, терпение скорбей моих, кротость, смирение мое. Грех любой мой - это мое падение с коня, пожирает враг, топчет меня, когда я пребываю в греху . Господи, помилуй мя, окаянного, раба Твоего, грешника страшного, за дерзновение мое. Жил не так давно один торговец, и думал торговец тот, что он верует в Бога, и жизнь эту верующего человека живет даже правильнее тех, которые живут рядом с ним и также как он посещают Храм, соблюдают посты, читают правила, молятся. И у того торговца было два места, где торговал своим товаром он. К нему приходило не так много народа отовариваться, а тут еще другие торговать вздумали, так что к клиентам своим он относился бережно, не желал он и без того скудного к нему посещения лишиться. Был у того торговца один знакомый, занимался тот другим видом торговли, и посещать ему всегда больше нравилось лавку этого торговца, ведь он был тоже человеком верующим, но исповедовал тот другую религию. Отоваривался всегда тот торговец помногу, так что у того всегда после него прибыль чувствовалась. И любил тот заговаривать обычно о религии между делом, пока набирал товару себе, тот его внимательно слушал, даже там, где тот говорил хулу на его религию и Бога, молчал и видом своим соглашался, потому, как и не возражал тому, сам чувствовал, что нужно остановить того, сказать, что тот не вправе судить Бога его, но не смел возражать ему, потому как боялся потерять такого богатого клиента для себя. Набрав товару и расплатившись с торговцем, клиент отправлялся домой к себе, и в напутствие торговцу лавки еще говорил такие слова, чтоб тот одумался, перешел пока не поздно в религию того ,в которой был тот. Торговец улыбался ему и говорил, что думает о том, но сам уверен был , что истинный Бог его. ( Слова изложенные здесь имеют смысл тот, что нужно было возражать торговцу , но если тот боится потерять клиента своего, то здесь надо было переменить разговор или же избегать его под предлогом любым, но только не соглашаться с тем, чтоб только не потерять клиента для себя).
Солнце, пение птиц, взгляд , любящий тишину, уныние без Бога -потерять всё это и хочется жить здесь всегда и не терять , а только приобретать , лишая пищи себя и сна, в том чтоб только приобрести, заполняя свою тоску по тем, кто лучше, живет на земле. Это время наше в том, что так проявляет себя суть и ничто более толкает человека к его концу - к началу жить. Кто- то говорил, что он уговорил человека поступать так, как он не хотел, точнее не знал, что это именно его дело. Когда он хотел слышать слово - "да", он слышал- "нет", когда он показал что это; он слышал постоянно -"да", когда же он устал и хотел слышать слово - "нет", он слышал как приговор слово - "да".