Принцип - это заранее принятое решение по поводу важных и эмоционально нагруженных вопросов и ситуаций. Это автоматизм, действие по заранее выбранному алгоритму. Помогает ли он человеку или ограничивает его? Ведь идентичных ситуаций не бывает и готовое решение может оказаться не самым удачным.
Мне в жизни доводилось наблюдать принципы в трех ипостасях: как традицию, как защиту и как самоуправление.
В первом случае человек получает свои принципы вместе с воспитанием. Они некритично усваиваются в детском возрасте, и взрослый человек их просто обнаруживает в себе. Свод правил, индуцированный родителями, может быть вполне стоящим, но он крайне ригиден, поскольку имеет вид привычки и долга в отношении предков. Избавляться от привычек крайне трудно, к тому же, носитель принципов их не создавал и потому не чувствует себя вправе их менять. Новые жизненные реалии могут сделать такие принципы не спасительным кругом, а балластом. Наиболее ярко, на мой взгляд, все эти тенденции сходятся в понятии "консерватор". Консерватор - человек четкий и жесткий, всегда знающий, как поступить, и упрямый вопреки здравому смыслу.
Во втором случае человек принимает строго индивидуальное решение по поводу ситуаций, в которых чувствует себя уязвимым. Например, он однажды дает деньги взаймы, не получает их назад и испытывает неприятные переживания: обиду, злость, унижение или беспомощность. И чтобы в дальнейшем предохранить себя от подобных моментов, он дает зарок, который превращается в правило: "Я принципиально не одалживаю деньги". Случается также, что человек оказывается не в состоянии справиться с какой-либо чертой своей личности (критиканством, скупостью или неаккуратностью) и назначает ее "принципом". То есть объявляет, что это свободно и осознанно выбранная им позиция, хотя на самом деле, это позиция, из которой он просто не может выйти. В обоих приведенных примерах человек защищается, пытаясь слабость выдать за силу.
В третьем случае речь идет о способе, при помощи которого люди становятся сильнее самих себя. Героиня романа Стендаля герцогиня Сансеверина никогда не меняла своих решений и говорила: "Почему я сегодняшняя должна быть умнее себя вчерашней?". Я попробую реконструировать процесс возникновения этого ее принципа. Вероятно, какое-то время герцогиня, обдумав ситуацию накануне, принимала определенное решение, но утром ей в голову приходили новые соображения и она воздерживалась от действий. И она догадалась, что причина не в том, что умнеет за ночь. А в том, что в минуту, предшествующую действию, возникает страх неудачи, начинает давить груз ответственности, и сознание услужливо предлагает доводы, позволяющие отступить. В то время как вчера, при холодном анализе, они были признаны несущественными. И однажды она пошла через свой страх , совершила задуманное и испытала чувство удовлетворения. И потом она делала это снова и снова, а когда подобное действие стало для нее привычным - оно превратилось в принцип.
Потому что принцип - это мысль-поступок, это решение-навык. Принцип нельзя придумать и успокоиться. Он должен быть проверен и закален в жизненных битвах.
Также принцип незаменим в ситуации, когда думать некогда. Сам погибай, а товарища выручай, - гласит пословица. И если она является чьим-то жизненным принципом, она приносит свои плоды. Потому что лучшая помощь - скорая. Быстро принимая решение (подсказанное принципом), человек может сразу перейти к обдумыванию способов его реализации, выиграв время.
На мой взгляд, только в случае самоуправления речь идет собственно о принципах, а не об их имитации. Свобода, осознанность и проверка жизнью - его необходимые атрибуты. Кстати, принципиальные люди редко используют само слово "принцип". Выражения: "я делаю это из принципа" или "он пошел на принцип" обычно выступают оборонительными укреплениями. Тому, кто действует и действует стремительно, они только мешают, болтаясь под ногами.
Однако у любого принципиального человека есть уязвимое место: его легко просчитать. Демонстрируя свои правила, он идет на риск. Но именно это и создает одно из его главных видов оружия - авторитет. Авторитетное мнение может сократить прения, предотвратить драку, укрепить дух, то есть очень быстро двигаться к решению вопроса. Беспринципность гибче, но скорость ее продвижения в социуме велика лишь поначалу, а позже она увязает в недоверии и человеческом презрении.
В романе Дюма "Двадцать лет спустя" есть эпизод, связанный с поимкой мушкетерами кардинала Мазарини. Д"Артаньян и аббат д"Эрбле желают получить от него подписи на необходимых им документах, но кардинал требует гарантий, что его оставят в живых. Друзья растерянно переглядываются, поскольку совершенно очевидно, что оставлять Мазарини жизнь действительно нет резона, а их обещаниям пленник не поверит. Ситуация становится патовой. Какие могут быть гарантии? И тогда граф де ла Фер произносит: "Гарантии - мое честное слово". И кардинал ставит свою подпись.
В юности и в молодости самостоятельный выбор приходится делать не однажды, определяя свое место среди людей. Тогда и формируются принципы. Или не формируются. Ведь часто кажется, что сегодняшний я умнее, чем вчерашний. Тем более - позавчерашний.