И.Ю.А. : другие произведения.

А у вас тонзура отклеилась, или чем реформаторы отличаются от политтехнологов

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автор текста про "реформацию РПЦ" похож на Лютера не больше, чем мороженая вобла на тунгусский метеорит. Его не интересует Бог. Его не интересует вечное спасение. Его претензии относятся к тому, что "РПЦ МП сегодня ясно показывает, что ее приоритет - не интересы паствы и защита этих интересов, а выгодное место в политико-административной машине существующего режима". Что Церковь существует для "защиты интересов" кого бы то ни было - это чрезвычайно странная идея для любого верующего, хотя и родная для политтехнолога.

  http://www.pravmir.ru/a-u-vas-tonzura-otkleilas-ili-chem-reformatory-otlichayutsya-ot-polittexnologov/
  
  А у вас тонзура отклеилась, или чем реформаторы отличаются от политтехнологов
  18 сентября, 2012 • Сергей Худиев
  
  
  По новостным лентам прошло сообщение о "научно-практической конференции" "Реформация: судьба Русской церкви в XXI веке". Конференцию организовал "фонд содействия национальному согласию "Россия для всех" при участии некоммерческой организации "Фонд Станислава Белковского".
  
  
  Организаторы конференции распространили пресс-релиз, самый слог которого весьма примечателен.
  
  Возможно, текст писал Белковский; я точно не знаю, но я точно знаю, что это не текст раскольника или еретика. В самом деле, раскольники и еретики - люди неправоверующие; люди, у которых есть искренние, хотя и трагически ошибочные религиозные убеждения. Чтобы быть еретиком, надо быть верующим; этот текст написан неверующим. Это не новый Лютер; это старый политтехнолог. Почему это бросается в глаза, мы сейчас рассмотрим. Но начнём с напоминания о том, что такое, собственно, Реформация.
  
  Реформация XVI века была связана с рядом политических и экономических факторов - в очень большой степени, с усилением светских владык, которые хотели, чтобы национальная Церковь подчинялась им, а не Риму. Расскажите германским князьям, скандинавским королям, или, особенно, Генриху VIII английскому про независимость Церкви от государства - и их суровые лица озарятся весёлым смехом. Принцип "чья власть, того и вера" (cuius regio, eius religio), утвердившийся после Реформации, довольно ясно обозначал новую ситуацию - светский правитель решал, будут его подданные почитать Деву Марию или скоблить стены соборов, чтобы удалить всякие следы Ее изображений, перебирать чётки или читать Писание в переводе на родной язык, а недовольные могли эмигрировать к единоверцам или уйти в подполье.
  
  Но для того, чтобы правители могли оседлать волну, она должна была подняться - и подняли эту волну отнюдь не политтехнологи. Лютер, Кальвин, Цвингли, Нокс, были людьми довольно тяжёлыми в обращении, но вот кем они точно не были - так это политтехнологами. Их много в чем можно упрекнуть - но только не в цинизме. Они были абсолютно искренни. Они были готовы на изгнание, муки и смерть ради того, что они считали самым важным. Это были глубоко трагические фигуры, люди, полностью приверженные своей стороне правды - и не способные увидеть ее другую сторону. Апостол Павел сказал о своих соплеменниках "свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. (Рим.10:2)". Эти слова можно отнести и к реформаторам - рассуждения, кротости, мирного духа, смирения, там отчётливо не хватало, а вот ревности по Богу было много. Что Христос спасает уповающих на Него, это непреложная истина, только зачем же стулья ломать?
  
  Это были люди, главным интересом в жизни которых был Бог; их главной любовью и предметом безоговорочной преданности был Бог; их неспособность к компромиссу, их тяжёлая непримиримость, их твёрдость до смерти в отстаивании того, что они увидели в Писании, была оборотной стороной их убеждённости, что в вопросах отношения к Богу и Его слову любой компромисс пахнет предательством. Все, что их интересовало - это слава Божия и вечное спасение верующих. Их трагические ошибки - это ошибки фанатиков, а не холодных циников.
  
  Автор текста про "реформацию РПЦ" похож на Лютера не больше, чем мороженая вобла на тунгусский метеорит. Его не интересует Бог. Его не интересует вечное спасение. Его претензии относятся к тому, что "РПЦ МП сегодня ясно показывает, что ее приоритет - не интересы паствы и защита этих интересов, а выгодное место в политико-административной машине существующего режима". Что Церковь существует для "защиты интересов" кого бы то ни было - это чрезвычайно странная идея для любого верующего, хотя и родная для политтехнолога.
  
  Для верующего человека Церковь существует для прославления Бога и для вечного спасения душ.
  
  Реформаторы яростно препирались с католиками (и друг с другом) именно о том, как человек обретает спасение, чем благоугождается Бог, что от нас требует Его слово. Вся эта тематика абсолютно чужда автору текста. Вот как он описывает результат чаемой "реформации": "Десятилетие реформ должно привести церковную жизнь в соответствие с потребностями современной эпохи". Автор настолько вне контекста христианской традиции, что не понимает, насколько это режет слух. Церковную жизнь можно приводить в соответствие со словом Божиим, в соответствие с канонами, но никак не в соответствие с "потребностями современной эпохи". Нам ясно сказано "и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная. (Рим.12:2)".
  
  Господом Церкви является Христос, а не "современная эпоха". "Реформированная" Церковь, по мысли автора, будет "удовлетворять запросы": "С другой стороны, в нашем обществе нарастает запрос на духовные авторитеты, духовное лидерство и водительство". Церковь, ещё раз, существует не для "удовлетворения запросов" (язык выдаёт человека сразу и с головой). Церковь существует для прославления Бога и спасения душ. Автора выдаёт не только язык - но и глубокое огорчение, которое ему причиняет строительство новых православных храмов. Это, знаете ли, полная халтура. Чтобы сойти за своего среди верующих людей, надо тщательнее работать над образом.
  
  Можно с уверенностью сказать, что реформацией тут не пахнет; реформации устраивают пламенные фанатики, а не холодные политтехнологи. Политтехнологи верят в деньги и манипулятивные методики; реформаторы, все же, верили в Бога. Печально, однако, что к собранию присоединился человек верующий - о.Павел Адельгейм. Сделаться последователем фанатичных раскольников - весьма трагично; но намного печальнее стать инструментом циничного и холодного манипулятора. Если логика борьбы приводит вас в именно эти ряды - то, наверное, в этой логике есть какая-то ошибка.
  
  Так бывает - сначала человек борется за правду из любви к правде, потом - за свою сторону правды и отказывается видеть другую, потом главным оказывается неприязнь к тем, кто представляется врагами этой "своей правды", потом общая неприязнь к "врагам" приводит к весьма странным и противоестественным союзам.
   А люди, желающие отторгнуть хоть кого-нибудь от общения с Церковью, явно руководствуются отнюдь не "евангельским духом мира и любви".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"