|
|
||
Юлия Тарская. попытка |
Одна из причин Юлия Тарская. попытка "Или Мураками Нам не пророк уже?" Я узнаю свои руки... и запах фруктовой жвачки... Слезы с тонких иголок, смертельная скука с губ. Обморочные звуки как бабочки-недоучки Недоуменно тают в пустом мозгу. Выбери, по возможности, не испачкай, Пару причин, по которым я все смогу. Даже заштопать отдельные дни звонками, Не сократившими щупальца GSM. Даже все так же жить. Или Мураками Нам не пророк уже? Но обещала всем, Что - в понедельник точно, да по-любому... Что - ридикюль, пюпитр и канифоль. В общем, неважно, ну где-нибудь ближе к дому... С видом на море плохо, с погодой - горе. Что остается? Просто делить на ноль Прочитав несколько комментариев к этим стихам, удивился тому факту, что все в один голос отмечают одной из особенностей их непонятность. Причём, даже те авторы, которых в прямолинейности или формальности мышления не обвинишь. Удивительно это ещё и потому, что сам возвращаюсь к ним постоянно с тех пор, как они появились на Юлиной страничке. Всё время хочется прикоснуться, попробовать их на вкус, посмаковать, перекатывая со стороны в сторону. Может быть, "непонятость" стихов объясняется боязнью углубления в смысл, уловкой для ухода от разговора, подобно тому, как год назад я увернулся от прямого обсуждения другого стихотворения Юлии - "птица", а, может быть, причина в том, что человек способен понять в наибольшем объёме только то, что его на самом деле волнует. Наверное, это правильно, ибо окружающее воспринимаешь, пропуская через себя. Но как-то обидно стало за стихотворение, решил восполнить пробел, обратить на него внимание, тем более, что, на мой взгляд, оно - одно из лучших на этом конкурсе. Прежде всего, отмечают неровность ритма, перенасыщенность рифмой, частные образы, вырванные из контекста, такие, как Мураками или деление на ноль, но никто не обращает внимание на главную идею стихотворения, на удивительную искривлённость пространства, созданную автором, как средство помогающее почувствовать состояние лирического героя. А, между тем, как справедливо заметил один из критиков, автор знал, каким смыслом он заполнил каждое слово, и каждый образ здесь не случаен. Читая стихи, представляешь себе человека, задающего вопросы, постоянно сомневающегося в себе, в том, что с ним происходит, в своих силах, в выбранном для себя пути, человека ищущего, неуспокоенного. Попытка лирического героя, вынесенная автором в название, разобраться, ещё раз убедиться в себе, найти ответы - это одна из длинной череды попыток в жизни, предпринимаемых нами для того, чтобы жить, чувствовать, что жив. Для начала ты проводишь "ревизию" своих возможностей. Ты прекрасно их осознаёшь, ты вынужден жить с ними не один десяток лет, как с близкими родственниками - любить, надеяться на лучшее, мириться с недостатками - под одной крышей своего тела: Я узнаю свои руки... и запах фруктовой жвачки... Слезы с тонких иголок, смертельная скука с губ. Этот образ - слёзы с тонких иголок - поражает своей лёгкой пронзительностью не меньше, чем упомянутые иголки. Я его скорее чувствую, чем понимаю, но это случается каждый раз, когда перечитываю стихи: что-то среднее между мокрыми ресницами и болью от досады за несовершенство. Мысли, подобно мотылькам, залетевшим на свет и бьющимся о стекло, заходят в тупик, не находя достаточных аргументов: Обморочные звуки как бабочки-недоучки Недоуменно тают в пустом мозгу. Ты пытаешься посмотреть на ситуацию со стороны, привести достаточно убедительные доводы, по возможности избегая банальных общепринятых штампов, дабы не убить идею на корню: Выбери, по возможности, не испачкай, Пару причин, по которым я все смогу. Найти какую-то логическую закономерность в своих поступках, хотя осознаёшь, что большая часть жизни заполнена бытовой суетой, выполнением взятых на себя обязательств, хождением по матрице общественного мироустройства, и эта иллюзия жизненного процесса тебе кажется единственным возможным на сегодняшний день: Даже заштопать отдельные дни звонками, Не сократившими щупальца GSM. Даже все так же жить. Поиски ответа приводят к пониманию, что приходится рассчитывать только на себя, свои силы и решимость, потому как универсальной панацеи невозможно найти ни в одной авторитетной "базе данных": Или Мураками Нам не пророк уже? Образ Мураками, создающего романтическо-интеллектуальное чтиво с элементами мистики, иллюзорно заполняющее пустоты, но не дающее реальных ответов, не случаен. Мураками умело манипулирует читателем, дёргая за самые интимные струнки души, пока на каком-то этапе тебе не хочется заорать: фак ю, Мураками! Какого хрена тебе здесь надо?! Поэтому совершенно прозрачна ирония Юлии - как же мы, несчастные, можем уповать только на свои ощущения, или Мураками нам уже не пророк, ничего не осталось святого в жизни? Решимость переполняет. Завтра с утра! Не сегодня, но уж с понедельника точно! Вот только закончатся праздники... обязательно соберусь с силами, и вот тогда: Но обещала всем, Что - в понедельник точно, да по-любому... Что - ридикюль, пюпитр и канифоль. В общем, неважно, ну где-нибудь ближе к дому... Хочется далёкого и яркого, хочется бесконечного ВАУ! Но яркое по-прежнему далеко, и по-прежнему непогодится внутри и снаружи. Остаётся довольствоваться малым, тем, что есть на самом деле, своими попытками задавать вопросы и пытаться найти на них ответы, это, собственно, и служит отличительной чертой мыслящих и чувствующих авторов :)) С видом на море плохо, с погодой - горе. Что остается? Просто делить на ноль Вот, в частности, одна из причин, по которой Юлия Тарская, на мой взгляд, всё сможет. Ей удаётся создавать прекрасные стихи, в которых она, невзирая на общепринятые штампы, так умело экспериментирует с формой, что о неровности ритма, рифмах и прочих технических особенностях можно рассуждать, если именно они, а не художественное воплощение идеи и эмоционального настроя, в первую очередь бросаются в глаза. Надеюсь, что не испачкал. 1.08.09
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"