Аннотация: История про Яр-Инфернополис, маньяка, эхо прошедшей войны, любовь к женщинам и любовь к буквам.
Тоттен-штаффель "Уроборос"
Walk on through the wind,
Walk on through the rain,
And your dreams be tossed and blown.
Walk on, walk on with hope in your heart
And you'll never walk alone,
You'll never, ever walk alone.
(Rodgers, Hammerstein "Carousel")
(В)ступление
Город похож на действующую модель вселенной, как ее описывают святые отцы.
Внизу адская жара, клубы черного дыма и белого пара, исходящие ржавыми слезами лабиринты труб, среди которых импами снуют чумазые истопники.
Вверху - серебряные сигары дирижаблей ползут меж острых готических шпилей и расписных пряников-куполов, блестят зеркальные грани, за которыми в алмазном сиянии и шелесте пальм обретаются князья мира сего.
Между верхом и низом - кипит жизнь.
Город напоминает живой организм - в струпьях сажи и плесени, вдыхает и выдыхает смог, потеет потоками грязи и талого снега, ржавая вода, дерьмо и пар струятся по кровеносной системе его трубопроводов.
Мы обретаемся между адом и раем.
По берегам затянутой радужной пленкой, запруженной судами полноводной Нави, чьи парапеты поросли ракушками и шерстью шевелящегося сизого мха.
По берегам гнилостной, узкой, причудливо изгибающейся Яви, из омутов которой тянуться к поверхности, шумно лопаются пузырьки воздуха.
В осаждаемых клопами пыльных каморках многоквартирных домов. Под ажурными мостами, дрожащими и гремящими от проходящих по ним составов. Под сенью рубиновых звезд и расправивших крылья платиновых соколов.
Между небом и землей обретаемся мы - двенадцать миллионов живых историй, глупых мечтаний и черно-белых снов - гребаная душа это города. То, что делает его по-настоящему живым.
Это Яр-Инфернополис. Город похороненных надежд. Это мой дом.
(Я)нкова
Я тяну абсент за столиком на верхнем (для особо важных персон) этаже арт-кафе "Сад расходящихся Т."
Тускло светят неоновые лампы, мерцают на испещренных фианитами стенах, бликуют на обтянутых серебряной тканью диванах. Все здесь пропахло приторными духами и перегаром, наркотиками и сексом.
Кроме меня посетителей нет. Нет и персонала. Сегодня кафе закрыто. На высоких дверях, поверх традиционного "Мертвяков после 22:00 не обслуживаем", висит крупная табличка:
"МОРИМ НАСЕКОМЫХ".
Это ложь. Просто я решил устроить себе выходной.
Я могу позволить себе такую роскошь - кафе принадлежит мне.
Некогда мое полное имя звучало как Фенхель Огюст Дюваль граф де Пуазен де Айпан-Тиат де Данст барон фон Мизгирефф.
Длинновато, а?
Было время, меня звали и совсем коротко - Пурга. Поганые были деньки.
Все это в прошлом.
В теперешней жизни, в арт-кафе "Сад расходящихся Т", я просто Фенхель Данст.
Если вам приходилось бывать здесь хотя бы однажды - вы наверняка видели меня. Я - тот парень в фиолетово-черном фраке и цилиндре, в лиловых перчатках и с лиловой гвоздикой в петлице, вокруг которого здесь все крутится.
Я смакую призрачную зелень, мертвенную горечь абсента.
Смотрю на пустую сцену, засыпанную ковром из цветных конфетти, спиралек серпантина и мерцающих блесток.
Вчера на этой сцене извивались расписные девочки с ангельскими лицами и бриллиантами в пупках. Гудел контрабас, звенел бубен, вибрировало под смычком полотно двуручной пилы, завывали трубы и хрипела каллиопа...
Я смотрю на пустые столы с расплывшимися по скатертям винными потеками, пятнами жира, приставшими крошками и кокаиновой пылью.
Вчера между ними разлетался оглушительный хохот и женский визг, выстрелами хлопали пробки шампанского, шныряли клетчатые парни в шапках с бубенцами и карлики, жонглирующие ножами...
Мне нравится такая жизнь. Это и есть я. То, что было прежде, я почти позабыл.
Сегодня, один на один сам с собой, я утоплю остатки своей памяти в туйоновых парах и сладком дыму каруманьского гашиша. Я хочу забыть все. Хочу стать человеком-без-прошлого.
И только одну историю из той, прежней жизни, я бы хотел сохранить.
Зажигаю сигарету, зажав ее в зубах, пододвигаю к себе массивный наборный аппарат.
Пальцы щелкают по клавишам, лист ползет из-под каретки и рядами буковок-жучков убористого шрифта перед моими глазами встает минувшее:
...Нас называли "крыланами". Ударная сила и авангард 4-го Императорского флота, тоттен-штаффель "Уроборос". Три десятка дирижаблей-бомбовозов первой категории, класс "Химера".
Мы приходили с неба. Нас боялись так, как можно бояться падающих с облаков туч саранчи, огненного смерча, дождя лютой кислоты, сокрушающих молний. Нас боялись флюги и тюрбаны, боялись рубберы и айсы, итхины и вистирцы...
Нас боялись даже свои.
Мы считались армейской элитой, но с репутацией - хуже арестантских рот.
Папаша Ветчина говорил, потрясая своей паровой клешней-протезом: "плох тот крылан, кто доживает до тридцати. Мне тридцать два, ребятки, и гляньте-ка на меня - кто я, если не поистине дерьмовой хренотени шмат?"
Не мне судить, какой он был "крылан", но он был поистине классный мужик.
Мы звались тоттен-штаффель "Уроборос". Три десятка экипажей по 15 "крыланов". У каждого - собственный штандарт. Одна из наших немногих привилегий.
По черному знаменному шелку вышит золотой нитью змей, свернувшийся кольцом, выставивший острые гребни и узкие перья, с жадностью пожирающий оскаленными клыками собственный хвост.
Выше - полукругом, изломанными, под старину стилизованными ладийскими рунами:
"В ЯРОСТИ ПАВШИМ НЫНЕ ПРИСУЖДЕН СЛАВНОЙ ВЕЧНОСТИ УДЕЛ"
- Снова твой гребаный роман, а?
Я чувствую приторный аромат духов.
Янкова совсем еще молодая для своей должности женщина, что-то около тридцати. Ее карьерный взлет впечатляет.
Она заведует нижним этажом здания, в котором расположен "Сад", и работающими там девочками.
Немного об архитектуре здания:
Уродливый краснокирпичный куб между приземистыми складскими корпусами Шоколадной Фабрики Даля и поросшими чахлым леском Твариными Выпасами (давшими название всему округу).
Раньше здесь размещались Т-конюшни. Внешний вид и внутренняя планировка стандартные: стены покрепче, подвалы поглубже - в "нашем" некогда помещались аж шесть Котлов.
Потом подразделение перекинули куда-то к черту на рога, рубберам под нос, и некоторое время здание служило местом пикников и сборищ для местных люмпенов и фабричной мертвечины.
Оно мне сразу приглянулось. Напомнило одну почти забытую историю. Можно сказать, ключевой момент моего гребаного романа.
Впрочем, я отвлекся...
Итак, в подвале бывшей Т-конюшни, а ныне "Сада расходящихся Т." заправляет Янкова - присматривает за тем, чтобы все желания клиентов были исполнены, но и доверенный ей "материал" не попортился.
Сама она давно не работает. Где-то за пределами Яр-Инфернополиса, на западе, в Любшице или Вилице, у нее остался муж. Приличный тихий человек.
Ее холодные голубые глаза чуть прикрыты длинными ресницами, на губах застыла всегдашняя полуулыбка. Светлые гладкие волосы аккуратно уложены.
- Мы закрыты, - говорю я. - Видала вывеску?
- Решила проведать тебя, птенчик. Узнать, не смогу ли развеять твою печаль?
- Навряд ли, детка.
- Позволишь мне попробовать?
Я оборачиваюсь, смотрю на нее. Что меня привлекает в ней? Она красива, да. Но это холодная, змеиная красота. В ней есть отточенное совершенство порока. Оно завораживает.
Боюсь представить, что ее интересует во мне. Не хочу знать.
...Заводит в ней все - ее будуар, вульгарный, жаркий, пропахший сладкими духами. Зеркало в вычурной раме, заставленное множеством флакончиков, бутылочек, пудрениц, пуховок, шкатулочек. Эти ее длинные ноги, разведенные ножницами поверх леопардовых покрывал, и туфля с высоченным каблуком и пушистым помпоном, падающая на толстый ковер. Звериное влечение двух тел, и больше ничего...
- Может, спустишься ко мне, когда закончишь? - спрашивает она.
Да какого черта, думаю я.
- Я закончил со всем этим, - вырываю лист из каретки, комкаю его и бросаю через зал. - Пошли, детка...
Янкова сидит у зеркала, расчесывая светлые волосы щеткой, на ней бесстыдно распахнутое хынькайское кимоно, светло-голубое, с серебряными сакуровыми ветвями. Косметика слегка размазалась, на щеках довольный румянец.
Я лежу на ее гигантской кровати под расшитым пасторалями балдахином, среди одеял чудовищной леопардовой расцветки.
Пускаю вверх, в розовощеких амуров и грудастых пастушек, клубы табачного дыма и пью из бутылки, которую притащил с собой.
- Девочки мои изрядно напуганы, - говорит Янкова. - Слыхал про этого Веди-Ребуса? Извращенец гребаный...
- О чем речь?
- Ты что, зайчик, не читаешь газет?
- Никогда, детка.
- Вчера на крыше Окружного банка нашли еще три тела.
- Три?
- Он всегда убивает по трое. Всегда в полнолуние. И выкладывает трупы на крыше. Типа какой-то фигуры магической. Псих перегребанный!
- Чушь собачья.
Она улыбается, смотрит через плечо:
- Хочешь еще разок, зайчик?
Я лениво машу рукой, разгоняя табачный дым:
- Надо позаниматься с бумагами. Вся эта гребучая бухгалтерия... Оформить малышей с ножами. Публика от них в восторге, а мы до сих пор не утвердили тарифную сетку. Коль уж мы сегодня закрыты - и впрямь поработаю.
- Узнаю старину Фенхеля! Все мысли только о работе.
- Уж такой я замороченный парень, детка.
- Иначе бы ты не отхватил это лакомое местечко, а?
Я молчу. Место я получил совершенно случайно. Один мой приятель из Верхнего Города искал, куда бы незаметно вложить денег. Другой мой приятель из Нижнего города искал, куда бы незаметно вложить денег.
В пьяных разговорах и с тем, и с другим, время от времени проскальзывало: "нам нужен свой долбаный бар!" Ни тот, ни другой, в виду своей основной деятельности, занять эту почетную, но поистине утомительную должность не могли. А здание уже тогда было у меня на примете.
Когда были улажены все вопросы с Верхним и Нижним начальством, и дело даже начало приносить какую-то прибыль - оба парня пропали с горизонта. Первый уехал с каким-то туманным проектом за океан, в одно из наших консульств у рубберов. Второго из-за какого-то туманного проекта взорвали вместе с его шикарным пароциклетом.
Мне это заведение давно осточертело, но из уважения к покойникам...
- Когда-нибудь, - мечтательно тянет Янкова. - Когда я соберу достаточно гребаных красненьких бумажек на своем счету... Я завяжу со всем этим дерьмом. Уеду нахрен в провинцию и открою маленькую гостиничку. В медвежьем углу. Парное молоко с утра, свежий сыр... Всякая такая пежня.
- Об этом тебе надо переговорить с Разилой. Он разбирается в вопросе.
Янкова смеется:
- Этот твой Разила - настоящее животное. Не понимаю, за что ты держишь этого парня? Постоянно пялится на мои сиськи, чуть не слюну роняет... Того гляди сожрет, ха-ха-ха!
- Он надежный, как имперская "Армадила". А на твои сиськи я и сам роняю слюну, детка.
- Ох, Фенхель. - Янкова откладывает щетку для волос и смотрит на меня умильно. - Никто не умеет говорить комплименты так, как ты...
(Р)егина
Госпиталь Преподобной Даны - одно из самых мрачных мест Яр-Инфернополиса. И одно из самых величественных зданий города.
Строился как дворец для тогдашнего нашего императора, Павела Шестого Полоумного. Парень был зациклен на покушениях, интригах и мятежах, настоящий параноик. И свой дворец спроектировал чем-то средним между крепостью, многоэтажным линкором и вычурным купеческим особняком.
Грандиозная серая махина в побеленных голубиным пометом обшарпанных химерах и облупившихся ангелах, двенадцать этажей Истинного Имперского Величия.
С Региной мы встречаемся у восточного крыла, в котором располагается психиатрическое отделение. Здесь она работает медсестрой.
Мы молча гуляем по больничному саду, дождь шелестит в ветвях. Над нами зеленая дымка расцветающих почек, в которой теряются дождевые капли. Я только сейчас понимаю - оказывается, теперь весна. В городе забываешь, что существует что-то, кроме постоянного дождя и пара, и временами - черного снега (зима) и душного смога (лето).
В эти цветущие дебри в духе рубберских "живоградов", за высокие крепостные стены госпиталя, с трудом пробиваются зловонные городские испарения. Кажется, будто мы находимся в другом мире. В параллельной реальности.
Напоминание о том, где мы на самом деле - сутулые и мрачные фигуры в застиранных полосатых пижамах. Это психи из "спокойных", которых выпускают на прогулки.
За переплетениями цветущих ветвей виднеются зарешеченные окна-бойницы, из них изредка доносятся вопли и крики "буйных".
Регина говорит:
- Мне уже пора... Ты так и не сказал, зачем приходил.
- Увидеть тебя.
- Фенхель... Не начинай опять.
- Мы давненько не встречались. Нашим старым составом... Клуб Покойников, а? Как тогда, на Циприке, помнишь?
- Не хочу вспоминать. Как там Кауперманн?
- Сто лет с ним не виделись. Но отрадно знать, что хотя бы его судьбой ты озабочена.
- О чем ты?
- Не хочешь спросить, как дела у меня?
- А зачем спрашивать? Раз пришел сюда - значит жив.
- Он тебе всегда нравился, да? Кауперманн.
- Я думаю, у него большое будущее.
- А как же Ибис?
- А что Ибис?
И впрямь - зачем я сюда приперся, думаю я.
Все что между нами было, быльем поросло. Нас теперь не связывает ничего, кроме общих знакомых. И кроме той истории, благодаря которой мы познакомились.
Нам навстречу идет вислоусый худой старик в полосатой пижаме, машет сухонькими ладошками, бурчит себе под нос: "...над ареной ярой моря буревестником слетавши я как пингвин нежно спрячу тело жирное в утесы..."
Проходит мимо, бормоча, жестикулируя и не замечая нас. Мы останавливаемся, чтоб пропустить его. По лицу Регины пробегает тень.
- И смешно и страшно, - говорит она, будто сама себе. Внезапно оборачивается ко мне. - Знаешь, кто это?
- А должен?
- Это Лукисберг старший.
- Автор "Имперских Хроник"?! Ох, жешь гребаный заедрический...
- Да, я примерно так же подумала, когда узнала. Вообрази себе. Наш живой классик... Младший Лукисберг часто бывает тут, проведывает отца. Хороший сын. Да и человек, судя по всему, хороший. Находит время, несмотря на всю эту свою занятость синематографическую, навещает старика. А помочь ничем не может.
- Грустно, Регина.
- Грустно, Фенхель, - кивает она. - Иногда мне кажется, что и мы тоже... Впрочем, неважно. Мне и впрямь пора идти.
Она вяло машет ладонью, прощаясь, уходит прочь.
Я смотрю вслед удаляющейся хрупкой фигурке в белом халате.
Регина - единственная женщина, которую я сделал героиней своего гребаного романа.
Что она имеет в виду?
Мы - такие же психи, как старший Лукисберг, на синеме которого я вырос?
Мы такие же - потерявшиеся в реальности живые трупы?
Я не смогу уточнить - она не расскажет мне. Теперь уже нет, хотя раньше я был бы первый, с кем он поспешила бы поделиться тем, что ее тревожит.
Мы чужие люди, и нет больше никакого "мы", есть она и есть я.
И остались от "нас" только воспоминания о том дне, когда мы праздновали свое чудесное спасение, распивая вчетвером в Т-конюшнях возле циприкской гавани, а у пристаней шумела толпа, завывала сирена, и гнусаво бубнили что-то громкоговорители.
О том дне, когда нас объявили покойниками и вычеркнули из списков.
О том дне, когда мы четверо положили начало войне.
"...в тучах рыжего песка, царапающего линзы защитных очков и респиратор, под палящим солнцем, где-то на краю пустыни и неподалеку от центра ада - затерялись мы.
Выброшенной на берег мертвой китовой тушей громоздился дирижабль, вихри самума безжалостно терзали его, спешили занести песком.
Черный штандарт колыхался над руинами.
Самум нес со стороны Каярратских минаретов, из-за дрожащих в мареве дюн, бредовые переливы:
"...лелеи лелеи ла-а-аи ди лаалима аафрина ди нин ваах хуузаин ди ди вах ди, ди нин ваах хуузаин али яа-а-а, ди хуузаин ди ди..."
Я стащил респиратор, злые солнечные лучи впились в кожу. Поднес к пересохшим губам горлышко фляги. Ничего там не оставалось.
Ибис, кряхтя и спотыкаясь, тащил по плоской крыше тела в перепачканных алыми брызгами белых бурнусах, выкладывая из них триангуляцию - знак тем, кто, как мы надеялись, придет за нами с неба.
Солнце прожигало насквозь рыжую кожу летного комбинезона. Я сидел, прижавшись затылком к стене, слушал, как плачет эта девчонка из Благотворительной миссии. Все плачет и плачет, и не было уже никаких сил ее успокаивать. Хотелось кричать на нее - дура, ты должна быть счастлива, что мы тебя вытащили. Пока до тебя не добрались джаферы или национальное ополчение Файдала - потому что у тех и других руки по локоть в крови, а у тебя слишком рыжие волосы и слишком голубые глаза, которые не спрятать ни за какой паранджой. А им уж нет разницы - приехала ты сюда кормить их грязных чумазых детей пилюлями и ставить им клистиры или прилетела, как мы, жечь их напалмом и травить хлорцианом, если будет приказ. Но у нас не было даже этого долбаного приказа - травить и жечь. И не было сил на крик и оставалось только ждать.
Ибис остановился посреди крыши, над телами в белых бурнусах. Приложил руки в перчатках к гогглам в подобие козырька. Потом заковылял ко мне на полусогнутых, слабо маша рукой и бормоча сквозь респиратор. Стал показывать знаками, но солнце слепило и опять проснулась боль в левом боку: "Твою мать, Ибис, ты можешь говорить внятнее?!" Он повалился на каменное крошево рядом со мной: "Всадник, Пурга, я вижу всадника! Идет сюда, к нам"
Я на карачках пополз к митральезе, которую мы закрепили на краю крыши. Черное полотнище трепетало над ней.
Я полз и думал, какая ирония будет погибнуть именно тут, рядом с этим городишкой, ставшим местом действия стольких героических баллад и торжественных гимнов (исполняемых на ладийском, фурунси и джаферском). Он был знаком мне с самого детства по красочным картинкам в исторических книжках, которыми я зачитывался. Каярратский десант - это у меня (как и у сотен мальчишек моего поколения) был любимый исторический эпизод. Библиотека у отца была отличная, дома он бывал редко - разъезжал в экспедициях где-то за краем мира. Я и его представлял себе кем-то вроде каярратского фараона. В бороде и меховом малахае, на которые так похожи были сшитые из леопардовых шкур колпаки фараонов. Только вместо трона из слоновой кости - сани, запряженные собаками, вместо церемониальных жезла и зеркала - секстант и теодолит.
Теперь предстоит подохнуть в прямой видимости города своих детских грез. Ирония, в корень ее ядрить. В том самом городе, где высаживался десант генералиссимуса Сирена-Ордулака, князя Буконийского, графа Хиризтанского, Легендарного и Непобедимого. Все эти его гренадеры и мушкетеры и драгуны с казаками.
В Каяррате были сразу три чуда света - Маяк Похититель Солнца, Библиотека Викитолиса и Пирамида Завета. Но контр-адмирал фон Корпс (напудренный парик, треуголка, золотая шпага) осмотрев место высадки со своего флагмана через подзорную трубу, бросил крылатую фразу "Мне нужен обзор!" Артиллеристы взяли под козырек, обстрел продолжался трое суток, обзор значительно улучшился, а каярратские чудеса превратились в живописные руины, растиражированные впоследствии на миллионах открыток. Легендарный город-призрак грудился по берегам мутной желтой речки, выставив иглы минаретов. Скопище причудливых многоэтажных построек, стилистика всех минувших эпох, и расползался от него в обе стороны - в пустыню - глинобитными хибарами, выжженными солнцем площадями, уставленными пестрыми рыночными палатками и торчащими то тут, то там пучками блеклых пальм и кактусов, именовавшимися в довоенных буклетах Легендарными Каярратскими Садами (Четвертым Каярратским Чудом). Все это продолжалось сотни лет, а потом этот гребаный полковник Файдал Аль-Гассейни решил плеснуть немного маслица на сковородку, урвать от пирога, угодив и вашим и нашим, и две супердержавы сделали на него ставку, и оба высочайших монарха решили, что эта новая подружка первым даст именно ему. А потом у Файдала все пошло наперекосяк, а потом нас подняли по тревоге, а потом в Каяррат вошли джаферы. Но мы все равно успели первыми. Мы успели первыми, но это не отменяло того факта, что теперь мы, дружок мой Ибис, в полной заднице..."
Мы с Ибисом сидим во флюговской пивной "Оркел Жуковице".
Подвальный этаж утопает в клубах табачного дыма. Со стороны кухни несет тушеной капустой. Радиоточки по углам зала на трех частотах ведут репортажи со скачек на Каян-Булатовском Гипподроме, забегов Т-варей на Визардовых болотах и рубберского Чемпионата по хедболу в Линьеже. Смутные личности в потертых пиджаках сопровождают истерические выкрики комментаторов возгласами радости и отчаяния, со звоном сдвигают кружки и брякают ими по дощатым столам.
Ибис самый спокойный, самый нормальный из моих приятелей. Знакомы с ним чертову прорву лет, с тех легендарных времен, которые я, хотелось бы верить, вполне успешно забыл. Ему в моем гребаном романе отведена значительная роль.
У Ибиса совершенно невозмутимый вид. Пенистый, отдающий кислятиной "оркел" он цедит с таким же выражением лица, с каким, наверное, пьют чай на приеме у итхинской королевы.
- Как идут дела?
- Дела не идут, - говорит Ибис. - Дела стоят.
Он заведует рекламой в "Гаймен & Притчетт", сети магазинов модной мужской одежды, поэтому одет, как истинный денди.
- Недавно виделся с Региной.
- И как?
- Никак.
- Ясно...
Молчим, тянем пиво, слушаем бормотание комментаторов. Я закуриваю сигарету.
- Есть вести от Кауперманна?
- Никаких.
- Все "вращается в кабинетах", а? Небось, далеко пойдет.
- Кто его знает. Может, плюнул на все и загорает на пляже где-нибудь в Ливадане и тянет коктейль через соломинку. Он всегда был замороченным парнем, наш Кауперманн. Себе на уме.
- Это точно.
С Ибисом мы можем говорить о чем угодно, но иногда хочется просто помолчать. Когда знаешь, что собеседник понимает тебя без слов.
- Ты не думал о том, чтобы уехать отсюда? - хмуро глядя в глубину зала, говорит Ибис.
Отпив из кружки, я недоуменно переспрашиваю:
- Уехать из Яр-Инфернополиса?
- Да.
- Как-то даже не задумывался...
- Я бы хотел свалить отсюда, Фенхель. Уехать туда, где жизнь, понимаешь? Что-то такое... Не знаю как сказать, настоящее. Солнце и... Может быть, море... Что-то реальное, яркое...
Он тихо смеется.
Я неуверенно пожимаю плечами.
- Все это вздор, - говорит Ибис, поднимая бокал. - Давай выпьем за то, что нам удалось выбраться живыми из того дерьмища, через которое нам с тобой посчастливилось пройти.
Мы пьем, не чокаясь.
Я думаю над его словами. Уехать... но куда? И зачем?
Мечты. Его рекламные рисунки, все эти буклеты-приветы, плакаты и витрины... Ведь собирался стать настоящим художником. И мой гребаный роман.
Нужны ли наши мечты кому-нибудь за пределами Города, если даже здесь на них нет спроса?
(О)леся
Олеся Клокендорф - дочь моего бывшего сослуживца, военврача нашего штаффеля.
Я почти не пишу о нем в своем гребаном романе. Не такой он был и интересный человек.
Только двух вещей про него я не понял.
Неразгаданные загадки:
Первое - как он умудрился оказаться в нашем тоттен-штаффеле? Каких военных богов прогневил он, тихий человек с собачьими бакенбардами, пенсне на сизом от пьянства носу и манерами доброго, ленивого гувернера. Когда-то, сто тысяч лет назад, в сказочном золотом детстве, у меня был такой воспитатель - воспоминания о нем сложились с воспоминаниями о Клокендорфе. Теперь кажется, что это был один человек.
Второе - за каким хреном, как ему только в голову взбрело переложить ответственность на свою драгоценную дочурку (безвременно ушедшая чахоточная мать, похожее на монашескую обитель Благотворительное Училище за счет Генштаба - полный набор для дешевого романа) на меня? Эти его слова перед смертью, сквозь кровавый кашель: "Фенхель, заклинаю, позаботься о моей дочке".
Да каким местом он, мать его, вообще думал?
Но отказать ему я не мог.
Я устроил Олесю секретаршей к одному своему старому приятелю - некрократу, чиновнику окружной Пожарной инспекции.
Эти ребята после всех тех метаморфоз, которые претерпевает их организм на государственной службе, не особенно склонны к романтическим отношениям.
Нет, в физическом смысле никаких проблем. Теоретически они могут разжиться кучей детишек и румяной женушкой-хозяюшкой или неделями не вылезать из борделей (и я знавал и тех, и других, а один даже совмещал обе ипостаси).
Но вот в эмоциональном смысле - что-то меняется кардинально.
Поэтому за добродетель своей "воспитанницы" я был спокоен.
По поводу ее "свободного времени" я тоже не беспокоился. Секретарша в окружной Пожаринспекции (тем более, под началом у некрократа) - эта не та работа, после которой остаются силы шляться по ночным клубам типа моего, и цеплять ребят типа меня.
Это та работа, после которой хочется придти в свою комнатушку в общежитии для госчиновников-людов (строгая вахтерша на входе, пропускной режим), бросить на пол портфель и завалиться спать, не снимая чулок, туфель и строгого делового костюма.
Мы с Олесей встречаемся в "Зугмильском Розане", что в переулке сразу за Площадью Архиличей и Костяным собором. Эта кофейня известна своей чопорностью, высокими ценами и псевдо-восточными интерьерами.
Само название отсылает к Зугмиле-Пеле, тот городок на дальнем востоке Вистирии, на самой границе с джаферами, в затяжных боях за который положили в свое время треть 1-го Ударного Куруманского корпуса.
Владельцам кафе об этом, наверное, невдомек. Но интерьеры их мне все равно нравятся. Я обращаю на такие вещи внимание - профессиональное чутье.
В любом случае, "Розан" - не место для романических свиданий. Здесь заключают сделки, обмываемые ведрами шампанского, крупные дельцы. Здесь знаменитости дают симпатичным журналисткам приватные интервью за бокалом шерри. Сюда ходят чопорные пары, чтобы отметить N-ный юбилей, а маститые академики чествуют своих лауреатов.
Никакой романтики. Все по-деловому.
Поэтому я и вожу сюда Олесю.
Мы говорим о литературе. Обсуждаем графа Парагорьева, пишущего в "Ладийское душемерцание" под прозрачным псевдонимом м-р Твин Пикс.
Его очерки блистательны и противоречивы, некрократическая цензура рвет его на части, он был официально отлучен четырьмя официальными церквями Империи, публика им восторгается. Настоящий властитель дум.
Я говорю, а сам смотрю на Олесю.
Она из тех девушек, для которых сложно подобрать какие-то другие эпитеты, кроме как "ангельской красоты". Пошло и избито, но она действительно похожа на ангела.
У нее волосы цвета платины, точеная фигурка, громадные голубые глаза с искорками насмешливой иронии и звонкий, совсем детский голосок.
В наших отношениях нет и намека на что-то большее, чем просто беседы. Для меня это важно.
Между нами грань, стеклянная стена, которую выстраиваю я сам. Это помогает мне. Я отвык общаться с такими девушками.
Но всякий раз меня волнует ее присутствие. Сам факт того, что я сижу с такой девушкой в кафе, что она слушает меня, прислушивается к моим словам...
Так не похожа на своего отца. Она кажется гостьей из другого мира. Может, спустилась сюда, в Яр-Инфернополис, с Млечного пути... Сюда, ко мне.
Приказываю себе не думать так.
Глаза ее светятся любопытством, но это не оловянные отблески любопытной домохозяйки, не похотливый глянец мальчишки-лифтера, заглядывающего за декольте роскошной дамы. В ее глазах чистая, открытая жажда знания, жажда нового.
Этой жаждой она, будто вампир, одаривает и меня.
- Парагорьев поражает меня, - говорю я увлеченно. - с самого детства. Громадные масштабы, движения войск, панорамы сражений...
Мы обсуждаем новый роман "Баталии Пир", исторический эпос, где переплетаются темы взаимоотношений аристократических родов Яра и Шнеебурга, ладийцев и адриумцев, фарлецийцев и флюгов, широчайшая панорама Винклопенских войн и нравов той поры.
- Почему же он так поступил с Ксенией? - спрашивает Олеся. - Она была легкая, чистая как мотылек. То есть, она и была мотыльком... Все первые три части. Ее полеты над отчим краем, прекрасные крылья и усики... А в конце? Дети, семья. Она становится маткой Роя... Земная основательная барыня! А где же тот легкий трепетный мотылек? Безвозвратно погиб. Это несправедливо.
- Быть может, это неизбежно для любой девушки... Для людей вообще. Может, это просто взросление?
Олеся смотрит на меня удивленно.
- Вы и правда так думаете? Мне кажется, это мужской взгляд. Взгляд собственника, мужа. Мужчины хотят запереть женщин в золотые клетки, прервать их полет. Превратить из мотыльков - в неповоротливых маток.
Олеся задумчиво молчит, добавляет:
- Я не хотела бы такой участи. Я хочу полета.
Меня захлестывает чувство ирреальности происходящего. Не знаю, что возразить.
- Знаете что, - говорит Олеся, и на губах ее вдруг расцветает улыбка. - Принесите мне еще что-нибудь того автора, у которого страшные истории? Этот руббер...