Аннотация: Статья опубликована на сайте портала актуальной аналитики "РеЛевант"(портал), 13 марта 2019г.(статья), Израиль.
БОЛЬШАЯ "РУССКАЯ" АЛИЯ: ОЖИДАНИЯ И ИТОГИ
Прошло более 25 лет с начала большой русской алии(репатриация евреев в Государство Израиль). Можно уже сделать некоторые выводы. Последние годы в Израиле в ивритоязычных СМИ задаются вопросом, почему русская алия не принесла столь ожидаемых результатов? Имеется в виду влияние на социальные и общественные процессы в стране. Предполагалось, что приехало огромное количество (миллион) развитого европейского населения с культурой Толстого и Чехова. Они, как думали израильтяне, могли внести существенный положительный вклад во все сферы жизни.
Не так давно появлялись статьи, авторы которых пытались выяснить причину невысоких результатов и разочарования в израильском обществе от несбывшихся ожиданий. Однако, в основном, авторы рассматривали второстепенные причины или личные проблемы и неудачи. Не хотели признать истинное положение дел. Писали о дискриминации, стереотипах, стеклянном потолке, отношении как к чужим, конкуренции, зависти... Всё это имеет место, но, по-моему, не является главной причиной.
Как часто бывает, люди ищут причину во внешних факторах и не рассматривают собственные недостатки. Не позволили, не дали, помешали, оказали давление и т.п. Я же вижу главную причину в самих русскоязычных израильтянах (далее - русских). В их менталитете, мировоззрении, жизненных критериях, системе ценностей. То есть необходимо и важно понять, что у русских на самом деле, как говорится, есть за душой, кем они являются, какой у них в действительности культурный и духовный багаж, потенциал?
Надо констатировать, что в основном было действительно значительное влияние русскоязычных граждан из бывшего СССР в экономике, науке и хайтеке. Русские пошли трудиться на всевозможных работах, учиться на новых для них курсах и повышать своё образование. Израиль получил относительно развитый, дешёвый и не требовательный многочисленный трудовой ресурс.
Есть ещё одно направление, где русские внесли свой вклад - политика, которая, как известно, определяет перспективу развития остальных областей. Здесь они тихо и незаметно оказали большое и, я бы сказал, решающее влияние. Конечно, за этот период многие израильтяне сдвинулись вправо. Но влияние русских явилось той гирей, которая определила несомненный перевес правого лагеря. Более того, с их молчаливой, но уверенной поддержкой Израиль приобретает несколько иное лицо и сущность. Он становится всё более националистическим, антидемократическим и антизападным. И, что самое казалось бы парадоксальное, более религиозным.
В остальном влияние русских в культурной, социальной и общественной областях Израиля оказалось почти незаметным. Предполагалось, что их приезд, наоборот, будет способствовать повышению общего культурного уровня населения и усилению европейского развития. А они в большинстве приспособились к местной действительности. Некоторые переняли, пошли на поводу у отсталой части коренных израильтян. В основном русские пассивно плетутся в хвосте общественных процессов. Не наблюдалось своих важных и заметных на общегосударственном уровне инициатив, движений, проектов.
Нельзя не сказать, что у русскоязычного населения Израиля есть очень много достоинств. "Русские" - способные, вежливые, дисциплинированные, законопослушные, много трудятся и учатся, мало требуют от государства и не желают быть иждивенцами, а, в основном, надеются только на себя и обеспечивают свою жизнь самостоятельно. Молодёжь массово служит в армии.
Однако имеется и такое, что явилось причиной постигшего разочарования. Если, например, у русских был технический потенциал, то налицо виден хороший результат. Благодаря им выросла наша экономика, они заняли достойные должности и имеют приличные зарплаты. А, как сказано выше, в культурном и общественном развитии положительного влияния русскоязычных почти не видно. Конечно, были и объективные причины. Но главная причина - состояние и уровень этого населения. Русские не привнесли потому, что особенно и не было что дать, истинно значимого и предполагаемого не оказалось. На поверку они оказались слабее, чем представлялось многим.
Необходимо понимать, что, несмотря на определённые еврейские особенности и отличия, русскоязычные израильтяне, прежде всего, являются российским социальным продуктом. Это в основном определяет их ментальность и сущность. Чтобы понимать русскоязычных израильтян, необхобимо иметь объективные и правдивые знания об истории страны, из которой они прибыли - Российской империи царского, советского и теперешнего периодов. Не вдаваясь глубоко в эту сложную, дискуссионную, умышленно искажённую и затуманенную разными интересантами тему, отмечу главный вывод, который следует учитывать. Если рассматривать состояние абсолютного большинства российского населения и его обустройства, то Россия никогда не была европейской страной. Её возникновение, развитие и сущность кардинально отличаются от всех восточных, а тем более западных, европейских стран.
Но есть важная особенность - в 18-19 веках в России сложилась очень маленькая часть населения, порядка 5-10%, с европейским или близким к нему мировоззрением и культурой. Эта часть управляла страной, представляла её элиту и была ведущей. После революции 1917 года истинные представители той духовности и литературы в большинстве были или уничтожены, или изгнаны из страны. Оставшаяся основная часть российского населения была, по сути, далека от европейской культуры и её ценностей. Нужно также иметь в виду, несмотря на хорошие результаты и достижения советской власти в области образования, в целом оно было ограниченным, однобоким, в основном технически направленным, а его гуманитарная часть имела ярко выраженную идеологическую и пропагандистскую цель.
Российское население всегда отличали пассивность, слабая гражданственность и неумение осознать, организоваться, отстаивать, бороться, добиваться реализации своих интересов. Несмотря на хвалённую, рекламируемую, декларируемую русскую духовность в действительности, в жизни вопросы нравственности и морали для россиян всегда были не приоритетными, второстепенными, малозначимыми.
Следует признать ещё одну характеристику русскоязычных израильтян - относительно превалирующее значение потребительского мировоззрения. То есть основным жизненным критерием является материальное положение, удовлетворение разного рода материальных жизненных благ и удовольствий.
Да, русскоязычные чаще ходят в театры, музеи, на концерты. Но это больше вид развлечения и информации, традиция, положенное, мода, время провождения. В моральную плоскость это отражается, преломляется слабо, малая связь с поведением в жизни. Как бы театр отдельно, а мировоззрение отдельно.
Оказалась, что приверженность даже советской интеллигенции западным ценностям была поверхностная. Поэтому часто бывшие граждане СССР, которые живут на Западе, воспринимают многое отрицательно, остаются чужими. Они легко подвержены влиянию нынешней российской пропаганды. Россияне по-настоящему стали противниками СССР, только когда узнали и поверили, что там был очень низкий уровень жизни. Вопросы свободы, прав, демократии являлись и остаются для них маловажными. Для большинства основная цель выезда за границу была не европейские ценности, а жить богаче. Поэтому сейчас в России население так быстро опять стало враждебным всему западному. Поэтому и в Израиле русскоязычные не страдают при отходе от демократии европейского образца, не выступают против законов, изменяющих наше государство.
Такая тема как роль религии в стране по-настоящему не очень беспокоит русскоязычных израильтян. Отделение религии от государства, что, казалось, было возможным с их приездом, вообще серьёзно не стоит на повестке дня, с их стороны такого настойчивого требования не заметно. Даже разрешения столь актуальной для них проблемы как гражданские браки не добились. Есть слабые попытки противостоять усиливающемуся религиозному диктату. Часть из русских "вступили" в религию и одели кипу, некоторые видят в религии приобщение к иудаизму и еврейской традиции, а большинство занимает безучастную атеистическую позицию сторонних наблюдателей. У многих проявились такие распространённые в России "болезни" как ультранационализм и расизм, тяготение к сильной власти и централизации, предпочтение военной силы в международных отношениях, отрицательное отношение к компромиссам, чёрно-белое мышление, склонность к крайностям и разного рода простым способам решения сложных проблем.
Известно, что в Израиль прибыли евреи со всех частей света. Поэтому здесь происходит взаимодействие, взаимовлияние и противостояние разных культур. В особенности сталкиваются и конфликтуют культуры Востока и Запада. Во всё более проявляющемся последнее время противоборстве граждан восточного происхождения(сфарадим) против граждан европейского происхождения(ашкеназим) скрывается борьба восточноазиатской и западноевропейской цивилизаций. Под видом приверженности правой или левой идеологии фактически проявляется противостояние двух основных упомянутых культур. Решается вопрос, в какую сторону пойдёт развитие нашей страны. Останется Израиль в лагере западных стран или будет двигаться к одной из форм современного восточноазиатского государства при сохранении внешних атрибутов европейского устройства. Можно констатировать, что русскоязычные израильтяне в своём большинстве в этой борьбе культур приняли антизападную сторону. Выявилось, что восточноазиатское мировосприятие, несмотря на некоторые существенные различия, для русских всё же ближе, чем западное.
Таким образом, слабое положительное культурное и социальное влияние большой русской алии на израильское общество и причина несбывшихся надежд многих, главным образом, связаны с действительным состоянием и менталитетом русскоязычных граждан, а также с ошибочным представлением об истории России.