Ушла Эпоха ... Великая Эпоха ...
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Татьяна Хруцкая
УШЛА ЭПОХА... ВЕЛИКАЯ ЭПОХА...
З0 декабря 1922 года на Первом Всесоюзном съезде Советов по предложению Ленина и Сталина было принято историческое решение о государственном объединении Советских народов в
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК - СССР.
8 декабря 1991 года по инициативе Ельцина, Шушкевича и Кравчука
Советский Союз прекратил своё существование. А в России было построено олигархическое капиталистическое государство и общество потребления...
30 декабря 2022 года - 100-летие образования СССР... Как отмечать будем?..
Довод "либералов", что мы не доросли до социализма, что у нас нет объективных экономических предпосылок для социализма...
Россия не достигла такой высоты развития производительных сил, при которой возможен социализм...
Будем ждать?.. Долго?..
Санкт-Петербург
2017 год
30 декабря 1922 года на Первом Всесоюзном съезде Советов по предложению Ленина и Сталина было принято историческое решение о государственном объединении Советских народов в Союз Советских Социалистических Республик - СССР, Советский Союз. Выступая на съезде Сталин сказал:
"В истории Советской власти сегодняшний день является переломным. Он кладёт вехи между старым, уже пройденным периодом, когда Советские республики хотя и действовали вместе, но шли врозь, занятые прежде всего вопросом своего существования, и новым, уже открывшимся периодом, когда отдельному существованию Советских республик кладётся конец, когда республики объединяются в Единое Союзное Государство для успешной борьбы с хозяйственной разрухой, когда Советская власть думает уже не только о существовании, но и о том, чтобы развиться в серьёзную международную силу, могущую воздействовать на международную обстановку, могущую изменить её в интересах трудящихся".
Иосиф Виссарионович СТАЛИН (1879 - 1953, годы жизни)
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1901 год... Российская Социал-демократическая партия и её ближайшие задачи
Человеческому мышлению пришлось испытать много мытарств, мучений и изменений, прежде чем дойти до научно разработанного и обоснованного социализма. Западноевропейским социалистам очень долго пришлось блуждать вслепую в пустыне утопического (несбыточного, неосуществимого) социализма, прежде чем они пробили себе путь, исследовали и обосновали законы общественной жизни и отсюда - необходимость социализма для человечества. С начала 19-го века Европа дала много мужественных, самоотверженных, честных работников-учёных, стремившихся разъяснить и решить вопрос о том, что может спасти человечество от недуга, который всё более и более усиливается и обостряется вместе с развитием торговли и промышленности. Много бурь, много кровавых потоков пронеслось над Западной Европой ради того, чтобы уничтожить угнетение большинства меньшинством, но горе всё же оставалось неразвеянным, раны столь же острыми и муки с каждым днём всё более и более невыносимыми. Одной из главных причин этого явления нужно считать то, что утопический социализм не выяснил законов общественной жизни, а витал над жизнью, стремился ввысь, тогда как нужна была прочная связь с действительностью. Осуществление социализма утописты ставили ближайшей целью в то время, когда в жизни для его осуществления не было никакой почвы, и - что ещё печальнее по своим результатам - утописты ждали осуществления социализма от сильных мира сего, которые, по их мнению, легко могли убедиться в правильности социалистического идеала (Роберт Оуэн, Луи Блан, Фурье и др.).Это воззрение совершенно затушёвывало реальное рабочее движение и рабочую массу, являющуюся единственной естественной носительницей социалистического идеала. Утописты не могли понять этого. Они хотели создать счастье на земле законодательством, декларациями, без помощи самого народа (рабочих). На рабочее же движение они не обращали особого внимания и часто даже отрицали его значение.Вследствие этого их теории оставались лишь теориями, проходящими мимо рабочей массы, среди которой совершенно независимо от этих теорий зрела великая мысль, возвещённая в середине 19-го века устами гениального Карла Маркса:
"Освобождение рабочего класса может быть делом только самого рабочего класса... Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"
Из этих слов стала ясной та, ныне и для "слепых" очевидная, истина, что для осуществления социалистического идеала необходима самодеятельность рабочих и их объединение в организованную силу независимо от национальности и страны. Необходимо было обосновать эту истину - это великолепно выполнили Маркс и его друг Энгельс, - чтобы заложить прочный фундамент мощной
Социал-Демократической партии, которая сегодня, как неумолимый рок, стоит над европейским буржуазным строем, грозя ему уничтожением и построением на его обломках социалистического строя.
Развитие идеи социализма в России шло почти тем же путём, что и в Западной Европе. И в России социалистам пришлось блуждать вслепую, прежде чем они дошли до социал-демократического сознания - научного социализма. И здесь были социалисты, было и рабочее движение, но они шли независимо друг от друга, сами по себе: социалисты - к утопической мечте ("Земля и воля", "Народная воля"), а рабочее движение - к стихийным бунтам. Оба действовали в одни и те же годы (1870 - 1880-е годы), не зная друг друга. Социалисты не имели почвы среди трудящегося населения, ввиду чего их действия были отвлечёнными, беспочвенными. Рабочие же не имели руководителей, организаторов, ввиду чего их движение выливалось в беспорядочные бунты. Это было главной причиной того, что героическая борьба социалистов за социализм осталась бесплодной и их сказочное мужество разбилось о твёрдые стены самодержавия.Русские социалисты сблизились с рабочей массой лишь в начале 1890-х годов. Они увидели, что спасение - лишь в рабочем классе и что только этот класс осуществит социалистический идеал. Теперь русская социал-демократия все свои усилия и внимание сосредоточивала на том движении, которое происходило в это время среди русских рабочих. Ещё недостаточно сознательный и не подготовленный к борьбе русский рабочий старался постепенно выйти из своего безнадёжного положенияи как-нибудь улучшить свою долю. Конечно, в этом движении тогда не было стройной организационной работы, движение было стихийным.
И вот социал-демократия взялась за это несознательное, стихийное и неорганизованное движение. Она старалась развить сознание рабочих, старалась объединить разрозненную и распылённую борьбу отдельных групп рабочих против отдельных хозяев, слить их в общую классовую борьбу, чтобы это была борьба русского рабочего класса против класса угнетателей России, стараясь придать этой борьбе организованный характер.
На первых порах социал-демократия не могла распространить свою деятельность в рабочей массе, ввиду чего она довольствовалась работой в пропагандистских и агитационных кружках. Единственной формой её работы были тогда занятия в кружках. Целью этих кружков было создать среди самих рабочих такую группу, которая в дальнейшем руководила бы движением.
Но скоро прошёл период кружков. Социал-демократия вскоре почувствовала потребность выйти из тесных рамок кружков и распространить своё влияние на широкую рабочую массу. Этому способствовали и внешние условия. В это время стихийное движение особенно поднялось среди рабочих... Неорганизованные забастовки на фабриках и в железнодорожных мастерских следовали одна за другой... Необходимо было вовремя прийти на помощь, и социал-демократия поспешила со своей помощью. Началась борьба за сокращение рабочего дня, за отмену штрафов, за повышение заработной платы...
Социал-демократия хорошо знала, что развитие рабочего движения не ограничивалось этими мелкими требованиями, что целью движения являлись не эти требования, что это лишь средство для достижения цели. Пусть эти требования мелки, пусть сами рабочие отдельных городов и районов сегодня борются разрозненно, - сама эта борьба научит рабочих, что полная победа будет достигнута лишь тогда, когда весь рабочий класс пойдёт на штурм своего врага как единая, крепкая, организованная сила. Эта же борьба покажет рабочим, что они помимо своего прямого врага - капиталиста - имеют другого, ещё более неусыпного врага - организованную силу всего буржуазного класса, нынешнее капиталистическое государство со своим войском, судом, полицией, тюрьмами, жандармерией... Рабочий России обязательно столкнётся с самодержавной властью, которая является неусыпным врагом всякого рабочего движения не только потому, что эта власть защищает капиталистов, но и потому, что как самодержавная власть она не может мириться с самодеятельностью общественных классов, в особенности же с самодеятельностью такого класса, как рабочий класс - угнетённый и забитый больше других классов. Так понимала российская социал-демократия ход движения и все свои усилия употребляла на распространение этих идей среди рабочих. В этом была её сила и этим объясняется её великое и победоносное развитие с первого же дня...
Борьба с каждым днём всё более и более принимала явно политический характер. Каждая попытка пробудившихся рабочих открыто выразить своё недовольство существующим экономическим и политическим положением, под гнётом которого стонет сегодня русский рабочий, каждая попытка освободиться от гнёта толкала рабочих к такого рода манифестациям, где оттенок экономической борьбы всё более и более стушёвывался. Первомайские праздники в России пробили путь к политической борьбе и политическим демонстрациям...
Таким образом, российское рабочее движение благодаря своему внутреннему развитию от пропаганды в кружках и экономической борьбы посредством стачек переходило на путь политической борьбы и агитации...
Этот переход заметно ускорился, когда рабочий класс увидел на арене борьбы элементы других общественных классов России, идущих с твёрдым решением - завоевать политическую свободу.
Под игом царского режима стонет не только рабочий класс. Тяжёлая лапа самодержавия душит и другие общественные классы. Стонет распухшее от постоянной голодовки русское крестьянство, обнищавшее вследствие непосильных налоговых тягот, отданное в жертву торгашам-буржуям и "благородным" помещикам. Стонет мелкий городской люд, мелкие служащие государственных и частных учреждений, мелкое чиновничество - в общем то многочисленное мелкое городское население, существование которого, так же как и рабочего класса, не обеспечено и которое имеет основание быть недовольным своим общественным положением. Стонет часть мелкой и даже средней буржуазии, которая не может примириться с царским кнутом и нагайкой, особенно образованная часть буржуазии, так называемые представители свободных профессий (учителя, врачи, адвокаты, студенты и вообще учащиеся)... К сожалению, русское крестьянство ещё забито вековым рабством, нищетой и темнотой, оно просыпается лишь теперь, оно ещё не поняло, где его враг...
Но буржуазия всех стран и наций прекрасно умеет присваивать плоды, добытые не её победой, прекрасно умеет загребать жар чужими руками. У неё никогда не бывает желания рисковать своим сравнительно привилегированным положением в борьбе с сильным врагом.... Несмотря на то, что она недовольна, ей всё-таки живётся не плохо, и потому она с удовольствием уступает рабочему классу и вообще простому народу право подставлять свою спину под казачьи нагайки, солдатские пули, бороться на баррикадах... Сама она "сочувствует" борьбе и в лучшем случае "возмущается" (про себя) по поводу той жестокости, с которой озверевший враг усмиряет народное движение. Она боится революционных действий и только в последние минуты борьбы, когда она ясно видит бессилие врага, сама переходит к революционным мерам. Этому учит нас история...
Только рабочий класс и вообще народ, которому в борьбе нечего терять кроме своих цепей, - только они представляют собой действительную революционную силу. И опыт России подтверждает эту старую истину, которой учит нас история всех революционных движений...
В настоящее время студенчество выступает в движении "общества" почти как главарь, передовой отряд. Вокруг него группируется сегодня недовольная часть различных общественных классов...
В настоящее время общественное недовольство проявляется уже сознательно и это недовольное общество готово перейти от молчаливого протеста к революционным действиям...
Для объединения всех участников этого движения необходимо знамя, - знамя, понятное и близкое для всех, объединяющее все требования. Таким знаменем является свержение самодержавия. Лишь на развалинах самодержавия возможно построить общественный строй, опирающийся на участие народа в управлении государством, обеспечивающий свободу и учения, и стачек, и слова, и религии, и национальностей... Лишь такой строй даст народу средство своей зашиты от всяких угнетателей, от торгашей и капиталистов, от духовенства, дворянства, лишь такой строй откроет свободный путь к лучшему будущему, к свободной борьбе за установление социалистического строя...
Конечно, студенчество своими силами не может вести эту грандиозную борьбу, его слабые руки не смогут держать это тяжёлое знамя. Для того, чтобы держать его, нужны руки более сильные, и в нынешних условиях такой силой является лишь объединённая сила рабочего народа...
Уличная демонстрацияинтересна тем, что она быстро вовлекает в движение большую массу населения, сразу знакомит её с нашими требованиями и создаёт ту благоприятную широкую почву, на которой мы смело можем сеять семена социалистических идей и политической свободы. Уличная демонстрация создаёт уличную агитацию, влиянию которой не может не поддаться отсталая и робкая часть общества. Достаточно человеку выйти во время демонстрации на улицу, чтобы увидеть мужественных борцов, понять, ради чего они борются, услышать свободную речь, зовущую всех на борьбу, изобличающую существующий строй, вскрывающую наши общественные язвы. Почему-то власть больше всего боится уличной демонстрации. Вот почему она грозит сурово наказать не только демонстрантов, но и "любопытствующих". В этом любопытстве народа скрывается главная опасность для власти: сегодняшний "любопытствующий" завтра как демонстрант соберёт вокруг себя новые группы "любопытствующих", а такие "любопытствующие" сегодня в каждом крупном городе насчитываются десятками тысяч... Поэтому пусть уличные демонстрации не дают нам прямых результатов, пусть сила демонстрантов сегодня ещё очень слаба для того, чтобы этой силой вынудить власть немедленно же пойти на уступки народным требованиям, - жертвы, приносимые нами сегодня в уличных демонстрациях, сторицей будут возмещены нам. Каждый павший в борьбе или вырванный из нашего лагеря борец подымает сотни новых борцов...
Власть не менее нас убеждена, что уличная агитация - смертный приговор для неё, что достаточно ещё пройти 2 - 3 годам - и перед ней встанет призрак народной революции...
Мы надеемся, что революционная социал-демократия сумеет приспособить свою агитацию введением "крайних мер". Во всяком случае, социал-демократия бдительно должна следить за событиями, должна быстро использовать уроки этих событий и умело приспособлять свои действия к изменяющимся условиям.
Но для этого социал-демократии необходима сильная и тесно сплочённая организация, а именно - организация партии, которая будет сплочена не только по названию, но и по своим основным принципам и тактическим взглядам. Наша задача - работать над созданием такой сильной партии, которая будет вооружена твёрдыми принципами и несокрушимой конспирацией.
Социал-демократическая партия должна использовать новое начавшееся уличное движение, она должна взять в свои руки знамя российской демократии и повести её к желанной для всех победе!
Таким образом, перед нами открывается период преимущественно политической борьбы. Такая борьба неизбежна для нас, ибо в существующих политических условиях экономическая борьба (стачки) не может дать чего-либо существенного... У нас стачки приобретают значение лишь протеста... В стачках сила рабочих распылена, в ней участвуют рабочие лишь одного завода или нескольких заводов, в лучшем случае, одной профессии, организация всеобщей стачки очень затруднительна. В уличных же демонстрациях рабочие сразу объединяют свои силы...
Буржуазия обычно с удовольствием пользуется мускулистыми руками рабочих в борьбе против самодержавной власти, и, когда победа уже завоёвана, она присваивает её результаты, а рабочих оставляют с пустыми руками. Если и у нас так пойдёт дело, рабочие ничего от этой борьбы не получат. Что касается студентов и других протестантов из общества, ведь они - та же буржуазия. Достаточно им дать совершенно безобидную "общипанную конституцию", предоставляющую народу ничтожные права, чтобы все эти протестанты запели иным голосом: они станут восхвалять "новый" режим.
Буржуазия находится в постоянном страхе перед "красным призраком"Коммунизма и во всех революциях старается кончить дело там, где оно лишь только начинается. Получив незначительную выгодную ей уступку, она, запуганная рабочими, протягивает власти руку примирения и бесстыдно продаёт дело свободы.
Только рабочий класс является надёжной опорой подлинной демократии...
Поэтому для демократического дела в России чрезвычайно большое значение имеет то, сумеет ли рабочий класс стать во главе общего демократического движения или же он будет плестись в хвосте движения как вспомогательная сила "интеллигенции", то есть буржуазии...
Но для руководящей роли рабочий класс должен организоваться в самостоятельную политическую партию. Тогда ему не страшны будут в борьбе никакие измены и предательства со стороны его временного союзника - "общества". С того момента, как это "общество" изменит делу демократии, рабочий класс сам, своими собственными силами поведёт это дело вперёд, - самостоятельная политическая партия даст ему необходимую для этого силу.
1904 год... Как понимает социал-демократия национальный вопрос?
Всё изменяется... Изменяется общественная жизнь и вместе с нею изменяется и "национальный вопрос". В разные времена различные классы выступают на арену борьбы, - и каждый класс по-своему понимает "национальный вопрос". Следовательно, "национальный вопрос" в разные времена служит различным интересам, принимает различные оттенки в зависимости от того, какой класс и когда выдвигает его.
Существовал, например, у нас так называемый дворянский "национальный вопрос", когда - после "присоединения Грузии к России" - грузинское дворянство почувствовало, как невыгодно было для него потерять старые привилегии и могущество, которое оно имело при грузинских царях, и, считая, "простое подданство" умалением своего достоинства, пожелало "освобождения Грузии". Это был феодально-монархический "национализм"...
Развитие товарного производства, отмена крепостничества, основание дворянского банка, усиление классового антагонизма в городе и в деревне, усилившееся движение деревенской бедноты - всё это нанесло смертельный удар грузинскому дворянству и, вместе с ним, "феодально-монархическому национализму". Грузинское дворянство раскололось на две группы. Одна из них отказалась от всякого "национализма" и протянула руку русскому самодержавию с тем, чтобы взамен этого получить от него тёплые местечки, дешёвый кредит и сельскохозяйственные орудия, чтобы правительство обеспечило её защиту от сельских "бунтовщиков" и т.п.Другая же, более слабая, группа грузинского дворянства подружилась с грузинскими епископами и архимандритами и, таким образом, укрыла гонимый жизнью "национализм" под крылышко клерикализма...
Современная общественная жизнь выдвинула у нас национальный вопрос буржуазии. Когда молодая грузинская буржуазия почувствовала, насколько трудна для неё свободная конкуренция с "иностранными" капиталистами, она устами грузинских национал-демократов начала лепетать о независимой Грузии. Грузинская буржуазия хотела оградить грузинский рынок таможенным кордоном, силой изгнать с этого рынка "иностранную" буржуазию, искусственно поднять цены на товары и такими "патриотическими" проделками добиться успеха на арене обогащения.
Такой была и остаётся цель национализма грузинской буржуазии. Нечего и говорить, что для осуществления этой цели нужна была сила, а сила - в пролетариате. Только пролетариат мог вдохнуть жизнь в выхолощенный "патриотизм" буржуазии. Необходимо было привлечь на свою сторону пролетариат, - и вот на сцену выходят "национал-демократы". Много пороха потратили они для опровержения научного социализма, много хулили они социал-демократов и советовали грузинским пролетариям отойти от них, восхваляли грузинский пролетариат и уговаривали его "в интересах самих же рабочих" усилить как-нибудь грузинскую буржуазию. Они неотступно умоляли грузинских пролетариев: не губите "Грузию" (или грузинскую буржуазию?), забудьте "внутренние разногласия", подружитесь с грузинской буржуазией...
Но тщетно! Слащавые сказки буржуазных публицистов не могли усыпить грузинский пролетариат!Беспощадные атаки грузинских марксистов, в особенности же мощные классовые выступления, превратившие в один социалистический отряд русских, армянских, грузинских и других пролетариев, - нанесли нашим буржуазным националистам сокрушительный удар и изгнали их с поля борьбы.
"Для восстановления посрамлённого имени" нашим сбежавшим патриотам необходимо было "изменить хотя бы окраску", хотя бы облечься в социалистический наряд, если они не могли усвоить социалистических взглядов. И, действительно, на сцену вынырнул нелегальный... буржуазно-националистический - с позволения сказать - "социалистический" орган "Сакартвело"!Так хотели соблазнить грузинских рабочих! Но было уже поздно! Грузинские рабочие научились отличать чёрное от белого, они легко догадались, что буржуазные националисты "изменили только окраску", а не существо своих взглядов, что у "Сакартвело" одно лишь название социалистическое. Они поняли это и подняли на-смех "спасителей" Грузии! Не оправдались надежды дон-кихотов из "Сакартвело"!
С другой стороны, наше экономическое развитие постепенно прокладывает мост между передовыми кругами грузинской буржуазии и "Россией", экономически и политически связывает эти круги с "Россией" и тем самым расшатывает почву и без того расшатанного буржуазного национализма. И это - второй удар по буржуазному национализму!
На арену борьбы выступил новый класс, пролетариат, - и вместе с ним возник новый "национальный вопрос", "национальный вопрос" пролетариата...
Как понимает социал-демократия "национальный вопрос"?
Российский пролетариат давно заговорил о борьбе. Как известно, целью всякой борьбы является победа. Но для победы пролетариата необходимо объединение всех рабочих без различия национальности. Ясно, что разрушение национальных перегородок и тесное сплочение русских, грузинских, армянских, польских, еврейских и прочих пролетариев является необходимым условием победы российского пролетариата.
Таковы интересы российского пролетариата.
Но российское самодержавие, как злейший враг российского пролетариата, постоянно оказывает противодействие делу объединения пролетариев... Единственная цель русского самодержавия заключается в том, чтобы рассорить нации, населяющие Россию, обострить между ними национальную рознь, укрепить национальные перегородки и тем самым с большим успехом разъединить пролетариев, с большим успехом распылить весь российский пролетариат на мелкие национальные группы и таким путём вырыть могилу классовому самосознанию рабочих, их классовому объединению.
Таковы интересы русской реакции, такова политика русского самодержавия...
Именно на этой почве возник в социал-демократии "национальный вопрос"...
До сих пор мы говорили о том, как не следует решать "национальный вопрос". Теперь поговорим о том, как надо решать этот вопрос, то есть как разрешила его Социал-демократическая партия.
Прежде всего необходимо помнить, что действующая в России социал-демократическая партия назвала себя Российской (а не русской). Очевидно, этим она хотела нам показать, что она под своим знаменем будет собирать не только русских пролетариев, но и пролетариев всех национальностей России, и, следовательно, она примет все меры для уничтожения воздвигнутых между ними национальных перегородок.,.
1905 год... Класс пролетариев и партия пролетариев
Прошло то время, когда смело провозглашали: "единая и неделимая Россия". Теперь и ребёнок знает, что "единой и неделимой" России не существует, что она давно разделилась на два противоположных класса: на буржуазию и пролетариат. Теперь ни для кого не является тайной, что борьба между этими двумя классами превратилась в ту ось, вокруг которой вращается наша современная жизнь.
Тем не менее до настоящего времени всё это трудно было заметить, - и это потому, что до сих пор мы видели на арене борьбы лишь отдельные группы, ибо боролись лишь отдельные группы в отдельных городах и уголках, а пролетариата и буржуазии, как классов, не было видно, - их трудно было заметить. Но вот, объединились города и районы, различные группы пролетариата протянули друг другу руку, вспыхнули общие забастовки и демонстрации, - и перед нами открылась величественная картина борьбы между двумя Россиями, Россией буржуазной и Россией пролетарской. На арену борьбы выступили две большие армии: армия пролетариев и армия буржуа, и борьба между этими двумя армиями охватила всю нашу общественную жизнь.
Так как армия не может действовать без руководителей и так как каждая армия имеет свой передовой отряд, который идёт впереди неё и освещает ей путь, - то ясно, что вместе с этими армиями должны были выступить и соответствующие группы руководителей, соответствующие партии, как говорят обычно.
Итак, картина приняла следующий вид: на одной стороне армия буржуа во главе с либеральной партией, а на другой - армия пролетариев во главе с социал-демократической партией, - каждой армией в её классовой борьбе руководит собственная партия...
Партия наша - социал-демократическая. Это значит, что она имеет свою собственную программу (ближайшие и конечные цели движения), свою собственную тактику (способы борьбы) и свой собственный организационный принцип (форму объединения). Единство программных, тактических и организационных взглядов является той почвой, на которой строится наша партия. Лишь единство этих взглядов может объединить членов партии в одну централизованную партию. Рушится единство взглядов - рушится и партия. Следовательно, членом партии можно назвать лишь того, кто полностью принимает партийную программу, тактику и организационный принцип партии...
Но достаточно ли для члена партии только принятия партийной программы, тактики и организационных взглядов? Можно ли назвать такого человека подлинным руководителем армии пролетариев? Конечно, нет!
Во-первых, всем известно, что на свете существует немало болтунов, которые с удовольстви6ем "примут" партийную программу, тактику и организационные взгляды, но ни на что, кроме болтовни, не способны. Было бы осквернением святая святых партии назвать такого болтуна членом партии (то есть руководителем армии пролетариев)! Да к тому же, наша партия, ведь не философская школа или религиозная секта. Разве наша партия не есть партия борьбы? И если это так, разве не ясно само собой, что нашу партию не удовлетворит платоническое принятие её программы, тактики и организационных взглядов, что она несомненно потребует от своего члена осуществления принятых взглядов? Значит, кто хочет быть членом нашей партии, тот не может довольствоваться принятием программных, тактических и организационных взглядов нашей партии и должен взяться за осуществление этих взглядов, за проведение их в жизнь...
Наша партия есть организация руководителей, а не скопление одиночек...
Значит, членом Российской социал-демократической рабочей партии может быть назван тот, кто принимает программу этой партии, оказывает партии материальную помощь и принимает участие в одной из партийных организаций...
Январь 1905 года... Рабочие Кавказа, пора отомстить!
Редеют царские батальоны, гибнет царский флот, сдался Порт-Артур, - и тем ещё раз обнаруживается старческая дряблость царского самодержавия.
Плохое питание и отсутствие каких бы то ни было санитарных мер развивают среди солдат заразные болезни. Такие невыносимые условия ещё более ухудшаются из-за неимения сколько-нибудь сносных жилищ и обмундирования. Ослабевшие, намученные солдаты мрут, как мухи. И это после десятков тысяч погибших от пуль!.. А всё это вызывает среди солдат брожение, недовольство. Солдаты просыпаются от спячки, они начинают чувствовать себя людьми, они уже не подчиняются слепо приказаниям своих начальников и часто свистом и угрозами встречают выскочек-офицеров...
Так обстоит дело на Дальнем Востоке!
Прибавьте к этому волнения запасных в России, их революционные демонстрации в Одессе, Екатеринославе, Курске, Пензе и других городах...
Царское самодержавие теряет главную опору - своё "надёжное воинство"!
С другой стороны, день за днём пустеет царская казна. Поражения следуют за поражениями. Царское правительство теряет доверие в глазах иностранных государств. Оно еле достаёт нужные ему деньги, и недалеко то время, когда оно лишится всякого кредита! "Кто нам уплатит, когда свергнут тебя, а твоё падение, без сомнения, не за горами", вот с каким ответом отпускают потерявшее всякое доверие царское правительство!
Итак, царское правительство теряет и вторую главную свою опору - богатую казну с питающим её кредитом!
Вместе с тем, день за днём растёт промышленный кризис, закрываются фабрики и заводы, миллионы рабочих требуют хлеба и работы. С новой силой охватывает голодовка замученную деревенскую бедноту.Выше и выше подымаются волны народного возмущения, сильнее они ударяются о царский трон, - и колеблется до основания одряхлевшее царское самодержавие...
Осаждённое царское самодержавие сбрасывает, подобно змее, старую кожу, и, в то время как недовольная Россия готовится к решительному штурму, оно оставляет (как будто оставляет) свою нагайку и, переодевшись в овечью шкуру, провозглашает политику примирения!..
Правительство, которое награбленные с нас налоги раздаёт на жалованье нашим же палачам - министрам, губернаторам, уездным и тюремным начальникам, приставам, жандармам и шпионам; которое взятых у нас солдат - наших братьев и сыновей - заставляет проливать нашу же кровь; которое всячески поддерживает помещиков и хозяев в их повседневной борьбе с нами; которое сковало нас по рукам и ногам и довело по положения бесправных рабов; которое наше человеческое достоинство - наше святая святых - зверски попрало и осмеяло, - именно это правительство шатается теперь и теряет почву под ногами!
Пора отомстить!.. Пора разрушить царское правительство! И мы разрушим его!
Тщетно стараются господа либералы спасти обрушивающийся трон царя! Тщетно протягивают царю руку помощи! Они стараются вымолить у него милостыню и склонить его в пользу своего "проекта конституции", чтобы мелкими реформами проложив себе путь к политическому господству, обратить царя в своё оружие, заменить самодержавие царя самодержавием буржуазии и затем систематически душить пролетариат и крестьянство! Но напрасно! Поздно уж, господа либералы! Осмотритесь кругом, что вам дало царское правительство, просмотрите его "высочайший указ": маленькую "свободу"... и большое внушение о "непременном сохранении незыблемости основных законов империи"... И что же? Не успели ещё переварить смешной "приказ" смешного царя, как градом посыпались "предостережения" газетам... Царское правительство само постаралось доказать, что в своих ничтожных обещаниях оно не пойдёт дальше жалких слов.
С другой стороны, возмущённые народные массы готовятся к революции, а не к примирению с царём... Да, господа, тщетны ваши старания!
Русская революция неизбежна. Она так же неизбежна, как неизбежен восход солнца!..
Главной силой этой революции является городской и сельский пролетариат, знаменосцем же её - Социал-демократическая рабочая партия, а не вы, господа либералы!..
Уже подымается буря, предвестница зари...
Россия - заряженное ружьё с приподнятым курком, могущее разрядиться от малейшего сотрясения. Да, товарищи, не далеко то время, когда русская революция поднимет паруса...
Наша кровная обязанность - быть готовыми к такому моменту. Так будем же готовиться, товарищи! Давайте сеять доброе семя в широких массах пролетариата... Партия, которая открыла нам глаза и указала на врагов, которая организовала нас в грозную армию и повела на борьбу с врагами, которая в радости и горе не покидала нас и шла всегда впереди нас, - это
Российская Социал-демократическая рабочая партия! Она же будет руководить нами и впредь, только она!
Учредительное собрание, избранное на началах всеобщего, равного, прямого и тайного голосования, - вот за что мы должны бороться теперь!
Только такое собрание даст нам демократическую республику, крайне нужную нам в нашей борьбе за социализм...
Февраль 1905 года... Да здравствует международное братство!
Граждане! Растёт движение революционного пролетариата, - и рушатся национальные перегородки! Пролетарии национальностей России объединяются в одну международную армию, отдельные ручейки пролетарского движения сливаются в один общий революционный поток...
И вот, царское правительство для укрепления своего трона придумывают "новое" средство. Оно сеет вражду между национальностями России, оно натравливает их друг на друга, оно старается разбить общее движение на мелкие движения и направить их друг против друга... И всё это для того, чтобы братоубийственной войной отделить друг от друга национальности России и, обессилив их, без труда победить каждую в отдельности!
Разделяй и властвуй - такова политика царского правительства. Так оно действует в городах России, то же самое повторяет и на Кавказе...
Да, граждане! Это они, агенты царского правительства, натравили несознательных из татар на мирных армян!..
Теперь эти жалкие рабы жалкого царя стараются поднять и у нас, в Тифлисе, братоубийственную войну!..Но будьте бдительны! Вы, армяне, татары, грузины, русские! Протяните друг другу руки, смыкайтесь теснее и на попытки правительства разделить нас единодушно отвечайте: Долой царское правительство! Долой национальную рознь! Да здравствует братство народов!
Февраль 1905 года... К гражданам. Да здравствует Красное Знамя!
Большие надежды и большое разочарование! Вместо национальной вражды - взаимная любовь и доверие! Вместо братоубийственного погрома - гражданская демонстрация против царизма, виновника погромов! Рухнули надежды царского правительства: так и не удалось натравить друг на друга национальности Тифлиса!..
Руководящее ядро с передовым рабочим во главе занимает центральное место, - и взвивается импровизированное Красное Знамя,.. Далее, он разъясняет значение Красного Знамени...
Такова была "демонстрация 8 000 тифлисскихграждан"...
Вы хотите уничтожения всякой национальной вражды? Вы добиваетесь полной солидарности народов? Так знайте же, граждане, что только с уничтожением неравенства, только с устранением капитализма уничтожится всякая национальная рознь!
Торжество социализма - вот в конце концов к чему должны вы стремиться!..
А кто разрушит капиталистические порядки, кто водворит на земле международную солидарность? - Пролетариат, руководимый социал-демократией.
Пролетариат и только пролетариат - вот кто завоюет вам свободу и мир.
Так сплачивайтесь же вокруг пролетариата и становитесь под знамя социал-демократии!
Под Красное Знамя, граждане!
Долой царское самодержавие!
Да здравствует демократическая республика!
Долой капитализм!
Да здравствует социализм!
Да здравствует Красное Знамя!
Май 1905 года... Коротко о партийных разногласиях
"Социал-демократия есть соединение рабочего движения с социализмом".
Слишком уж назойливы наши "меньшевики"! прослышали они, что в партии имеются разногласия, и заладили: хочешь - не хочешь, мы всегда и везде будем говорить о разногласиях, хочешь - не хочешь, мы направо и налево будем ругать "большевиков"! Вот и ругаются вовсю, словно одержимые...
Почему так "серчает" наше "меньшинство"?
Обратимся к истории.
Впервые "большинство" и "меньшинство" возникло на Втором съезде партии (1903 год). Это был съезд, на котором наши разрозненные силы должны были объединиться в единую, мощную партию. Большие надежды возлагали мы, партийные работники, на этот съезд...
Но на деле оказалось, что наши надежды были, до известной степени, преждевременны. Съезд не смог дать нам единой и нераздельной партии, он только заложил фундамент такой партии. Зато съезд ясно показал нам, что в партии существует два направления... В соответствии с этим съезд разделился на две части: на "большинство" и "меньшинство"...
1900-ый год... Это было время, когда в русской промышленности начинался кризис. Промышленный расцвет, сопровождавшийся рядом профессиональных стачек (1896 - 1898 годы) постепенно сменился кризисом... Несмотря наэто, рабочее движение прокладывало себе путь и шло вперёд: отдельные ручейки сливались в один поток, движение приобретало классовый оттенок и постепенно становилось на путь политической борьбы. Рабочее движение росло с поразительной быстротой... Только не видно было передового отряда, социал-демократии, которая внесла бы в это движение социалистическое сознание, соединила бы его с социализмом и, таким образом, придала бы борьбе пролетариата социал-демократический характер.
Что же делали тогдашние "социал-демократы" (их называли "экономистами")? Они курили фимиам стихийному движению и беззаботно твердили: социалистическое сознание не так уж необходимо для рабочего движения, оно и без того хорошо достигает своей цели, суть дела в самом движении. Движение - всё, а сознание - мелочь. Движение без социализма - вот к чему стремились они.
В чём же в таком случае состоит назначение российской социал-демократии? Она должна быть послушным орудием стихийного движения, - утверждали они. Не наше дело вносить социалистическое сознание в рабочее движение, не наше дело возглавлять это движение, - это было бы бесплодным насилием, наш долг - лишь прислушиваться к движению и точно отмечать то, что происходит в общественной жизни - мы должны плестись в хвосте стихийного движения. Одним словом, социал-демократия изображалась, как лишний груз в движении...
"Экономисты" настойчиво твердили, что существование политической партии пролетариата в России невозможно. Пусть либералы занимаются политической борьбой, им это больше к лицу, - говорили они. Что же делать нам, социал-демократам? Мы должны по-прежнему существовать в виде отдельных кружков и действовать обособленно, каждый в своём углу. Не партия, а кружок! - говорили они.
Таким образом, с одной стороны, рабочее движение росло, и оно нуждалось в передовом руководящем отряде, с другой стороны, "социал-демократия" в лице "экономистов", вместо того чтобы возглавить движение, отрицала самоё себя и плелась в хвосте движения.
Надо было во всеуслышание высказать ту мысль, что стихийное рабочее движение без социализма - это блуждание в потёмках, которое если и придёт когда-нибудь к цели, то, кто знает, когда и ценою каких мучений, что социалистическое сознание, стало быть, имеет очень большое значение для рабочего движения.
Надо было также сказать, что носительница этого сознания, социал-демократия, обязана внедрять социалистическое сознание в рабочее движение, быть всегда во главе движения, а не смотреть на стихийное рабочее движение со стороны, не плестись в хвосте.
Надо было также высказать ту мысль, что прямая обязанность российской социал-демократии - собрать отдельные передовые отряды пролетариата, сплотить их в единую партию и тем самым раз навсегда положить конец партийному разброду.
К разработке именно этих задач и приступила "Искра"...
Всем известно, как самоотверженно проводила она в жизнь эти важнейшие идеи...
Ещё более отчётливо и убедительно выразил позицию "Искры" Ленин в своей замечательной книге "Что делать?"...
В наше время могут существовать только две идеологии: буржуазная и социалистическая. Различие между ними состоит, между прочим, и в том, что буржуазная идеология гораздо старше, более распространена и глубже укоренилась в жизни, чем социалистическая, что с буржуазными взглядами сталкиваешься везде и всюду, в своей и чужой среде, тогда как социалистическая идеология делает только первые шаги, она только пробивает себе дорогу....
Стихийное движение - движение без социализма - "идёт именно к подчинению его буржуазной идеологии". А подчинение буржуазной идеологии означает вытеснение социалистической идеологии, поскольку они взаимно отрицают друг друга...
Наша общественная жизнь пропитана буржуазными идеями, поэтому буржуазную идеологию распространить гораздо легче, чем социалистическую. Не надо забывать, что в то же время буржуазные идеологи не дремлют, они по-своему подделываются под социалистов и неустанно пытаются подчинить рабочий класс буржуазной идеологии. Если при этом и социал-демократы, подобно "экономистам", будут ротозействовать и поплетутся в хвосте стихийного движения (а рабочее движение тогда и стихийно, когда социал-демократия так ведёт себя), то само собой очевидно, что стихийное рабочее движение пойдёт по этому проторенному пути и подчинится буржуазной идеологии, разумеется, до той поры, пока долгие блуждания и мучения не заставят его порвать связь с буржуазной идеологией и устремиться к социальной революции...
Социал-демократия обязана бороться с этим влечением к буржуазной идеологии и способствовать другому влечению - влечению к социализму...
Социал-демократия есть передовой отряд пролетариата, и её обязанность - идти всегда во главе пролетариата...
Обязанность социал-демократии - внедрить социалистическое сознание в стихийное рабочее движение, соединить рабочее движение с социализмом и таким образом придать борьбе пролетариата социал-демократический характер...
Чтобы выработать научный социализм, надо стоять во главе науки, надо быть вооружённым научными знаниями и уметь глубоко исследовать законы исторического развития. А рабочий класс, пока он остаётся рабочим классом, не в силах стать во главе науки, двигать её вперёд и научно исследовать исторические законы: для этого у него нет ни времени, ни средств. Научный социализм "может возникнуть только на основании глубокого научного знания... Носителем же науки является не пролетариат, а буржуазная интеллигенция. В головах отдельных членов этого слоя возник ведь и современный социализм, и ими уже был сообщён выдающимся по своему умственному развитию пролетариям..."
"Учение социализма выросло из тех философских, исторических, экономических теорий, которые разрабатывались образованными представителями имущих классов, интеллигенцией. Основатели современного научного социализма, Маркс и Энгельс, принадлежали и сами, по своему социальному положению, к буржуазной интеллигенции. Это, разумеется, не значит, что рабочие не участвуют в этой выработке. Но они участвуют не в качестве рабочих, а в качестве теоретиков социализма, участвуют лишь тогда и постольку, поскольку им в большей или меньшей степени удаётся овладеть знанием своего века и двигать вперёд это знание".
Всё это можно себе представить, приблизительно, таким образом. Существуют капиталистические порядки. Есть рабочие и есть хозяева. Между ними идёт борьба. Научного социализма пока нигде не видно. Научного социализма не было нигде и в помине, когда рабочие уже вели борьбу... Да, рабочие борются. Но борются порознь против своих хозяев, сталкиваются со своими местными властями: там устраивают стачки, здесь выходят на митинги и демонстрации, там требуют от властей прав, здесь объявляют бойкот, одни толкуют о политической борьбе, другие об экономической... Но это ещё не означает, что рабочие имеют социал-демократическое сознание, это ещё не означает, что целью их движения является сокрушение капиталистического строя...
Тем временем развивается наука. Рабочее движение привлекает её внимание. Большая часть учёных приходит к той мысли, что рабочее движение - это бунт беспокойных, которых не мешало бы вразумить нагайкой. Иные же полагают, что обязанность богатых - уделять бедным кое-какие крохи, то есть рабочее движение - это движение нищих, цель которого - получить подаяние. И среди тысячи этих, возможно, только один может оказаться таким, кто научно подходит к рабочему движению, научно исследует всю общественную жизнь, следит за столкновением классов, прислушивается к ропоту рабочего класса и, наконец, научно доказывает, что капиталистический строй отнюдь не является чем-то вечным, что он так же преходящ, как и феодализм, что за ним с неизбежностью должен последовать отрицающий его социалистический строй, который может быть установлен только пролетариатом посредством социальной революции. Словом, вырабатывается научный социализм.
Что такое научный социализм без рабочего движения? - Компас, который, будучи оставлен без применения, может лишь заржаветь, и тогда пришлось бы его выбросить за борт.
Что такое рабочее движение без социализма? - Корабль без компаса, который и так пристанет к другому берегу, но, будь у него компас, он достиг бы берега гораздо скорее и встретил бы меньше опасностей.
Соедините то и другое вместе, и вы получите прекрасный корабль, который прямо понесётся к другому берегу и невредимым достигнет пристани.