Политическое просвещение ... Политпросвет ... Главполитпросвет
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Татьяна Хруцкая
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ... ПОЛИТПРОСВЕТ... ГЛАВПОЛИТПРОСВЕТ
"Искусство руководства - серьёзное дело"...
"Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится Великое"...
"Такие решения раз в 100 лет принимаются"...
"Коммунизм должен нести с собой не аскетизм, а жизнерадостность и бодрость"...
"Миссия России - преобразовать Мир на принципах Справедливости..."
Санкт-Петербург
2017 год
"Социальное государство. Понятие социального государства включает в себя такой государственно-правовой порядок, при котором власть подчинена правам человека и гражданина. Главное назначение социального государства - создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Такое государство берёт на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищённости"...
"Социальное государство - это не вопрос выплат, а вопрос фактического обеспечения населения мировыми стандартами жизни"...
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО
"Лидер естественным образом появляется в любой социальной группе, тем более в обществе. С другой стороны, лидера всегда выдвигает и формирует само общество, стоящие перед ним проблемы и социальная ситуация.
Политическими лидерами становятся наиболее влиятельные лица, имеющие авторитет среди правящей элиты и пользующиеся симпатиями среднего класса и нижних слоёв общества. С другой стороны, политических лидеров выдвигает само общество в зависимости от требований времени и стоящих перед ним задач.
По сути и по форме это есть феномен власти. Лидерство - это власть, потому что оно состоит в способности одного лица, находящегося "на вершине", заставлять других делать то позитивное или негативное, что они не делали бы или могли бы не делать вообще. Лидерством является власть, осуществляемая "сверху вниз".
Лидером можно стать либо случайно-интуитивно, угадав интересы широких слоёв населения, резонируя своим духовным складом с их потребностями, либо целенаправленно выявив, исследовав эти интересы и потребности.
Политический лидер - это личность, оказывающая постоянное и решающее воздействие на общество, государство, организацию.
Политическое лидерство существует на трёх социальных уровнях, где оно выполняет различные функции.
Лидерство на уровне малой группы, объединённой политическими интересами.
Лидерство на уровне политических движений, связанных общностью политических интересов, основанных на одинаковом социальном статусе.
Лидерство на государственном уровне. Политическое лидерство на этом уровне предполагает взаимное удовлетворение интересов как лидера, так и общества.
Качества политического лидера: нравственная зрелость, способность влиять на окружающих, целостность характера, социальная смелость и предприимчивость, проницательность, независимость от сильных вредных влечений, сила воли, отсутствие излишних переживаний, интеллект, восприимчивость и умение понимать других.
Типы лидеров: "львы" и "лисы", "реальные" лидеры - менеджеры, "лидеры-преобразователи" и "лидеры-дельцы".
Образы лидеров: "знаменосец", "служитель", "торговец", "пожарник", "марионетка".
Лидер-знаменосец - Владимир Ильич Ленин. Его отличает собственное видение действительности, привлекательный идеал, способный увлечь массы.
Лидер-служитель - Леонид Ильич Брежнев. Он всегда стремится выступать в роли выразителя интересов приверженцев и избирателей, ориентируется на их мнение и действует от их имени.
Лидер-торговец - лидеры современных политических партий. Для них характерна способность привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить "купить" эти идеи, привлечь массы к их осуществлению.
Лидер-пожарный - Владимир Владимирович Путин. Он ориентируется на самые актуальные общественные проблемы, насущные требования момента. Его действия определяются конкретной ситуацией.
Лидер-марионетка полностью зависит от воли и интересов своего ближайшего окружения.
Для современной российской действительности, кроме этих образов, характерен имидж лидера - "непримиримого борца с капитализмом".
В реальном политическом процессе в чистом виде эти образы лидерства не встречаются, а сочетаются у политических деятелей в различных пропорциях.
Компромиссный лидер осуществляет действия без изменения основ общества.
Преобразующий лидер всегда нацелен на перемену формы организации общества; он предвосхищает, посредничает и подчиняет опыт средствам воображения и рассудка, пытается утвердить "моральное лидерство", которое всегда исходит из фундаментальных желаний, стремлений и ценностей последователей.
Кроме общих функций лидеров, в современной России выделяются следующие:
--
функция гаранта справедливости, законности и порядка (от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности);
--
функция социальной защиты (повышение пенсий, зарплат, пособий, стипендий, вообще помощь социально незащищённым слоям населения);
--
функция кризисного руководителя (по преодолению экономического, социального, политического, энергетического кризисов, природных катаклизмов, этнических конфликтов и войн, борьбы с терроризмом и т.д.).
Российские реалии сделали актуальным даже такую постановку вопроса: какая из двух социальных групп - политики или бизнесмены - обладают большим влиянием на политический процесс.
Российские экономически господствующие политические лидеры располагают специфическими средствами политического влияния: богатством, позволяющим ставить политиков в зависимость от своей воли, а также неформальными связями. В середине 1990-х годов несколько предпринимателей входили в десятку самых влиятельных политиков страны...
Одной из проблем российского общества является выявление номинального и политического лидерства. Значительную роль при демократических режимах в формировании государственной политики играют неофициальные советники высших должностных лиц, которых называют "серыми кардиналами"...
Испытание властью - тяжелейшее испытание...
Неудачи экономического курса, нестабильная политическая обстановка породили всеобщее разочарование людей во многих политических деятелях демократического толка, в лице которых они не видят тех политиков, которые могут навести элементарный порядок в стране. На этом фоне выигрышно выглядят те политики, которые решительны, тверды, уверены в себе, могут коротко и доходчиво довести до избирателей свои программы..."
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА .
"...Такие средние цифры указывают некоторые общие определяющие условия экономического быта, но они не дают никакого понятия о всём разнообразии экономических явлений в действительности...
Разнообразие экономического благосостояния весьма сильно затрудняет решение вопроса об общей зажиточности населения... Можно ли назвать село, город, страну зажиточными, если в нём половина населения состоит из богатеев, а другая постоянно бедствует?..
Средние цифры совершенно не в состоянии характеризовать явления...
Наибольшее же количество сдаваемой земли, как и самое число сдатчиков земель, принадлежит к группе несеющих, бесхозяйных и малосеющих крестьян...
Если у одной части крестьян целью земледелия является коммерческая выгода и результатом - крупный денежный доход, а у другой - земледелие не покрывает даже необходимых потребностей семьи, если высшие группы крестьян основывают своё улучшенное хозяйство на разорении низших, если зажиточное крестьянство в значительной степени пользуется наёмным трудом, а бедное вынуждается прибегать к продаже своей рабочей силы, - то это уже, несомненно, качественные различия, и нашей задачей теперь должно быть...
Зажиточные крестьяне в настоящее время и относятся чувствительно ко всяким изменениям в их быте, которые могли бы лишить их этой, в большинстве случаев дешёвой, аренды земель. И притом земель, находящихся вблизи...
Разнообразие в крестьянском достатке по группам существует у нас повсеместно и существовало исстари, но в последние десятилетия эта дифференциация крестьянского населения стала проявляться очень резко и, по-видимому, прогрессивно возрастает. Тяжёлые хозяйственные условия должны были дать новый толчок этому процессу. Спрашивается, какие же причины этого явления, имеющего такое громадное влияние на всё крестьянское население?..
Коренная причина экономической бедности России есть малый размер крестьянского землевладения и хозяйства, не позволяющий утилизировать всю рабочую способность крестьянской семьи... Полная утилизация рабочих сил семьи (и рабочего скота) достигается только в высших группах, у зажиточных крестьян; громадное большинство населения "ковыряет землю непроизводительно", растрачивая даром массу сил...
Нельзя ожидать, чтобы ожесточённая борьба, происходящая теперь в сельской жизни на почве землевладения, способствовала в будущем развитию в населении начал общинности и согласия. И борьба эта не есть временная, вызываемая случайными условиями... Она представляется нам не борьбой общинных традиций и развивающегося в сельской жизни индивидуализма, а простой борьбой экономических интересов, которая должна окончиться роковым исходом для одной части населения...
Есть известный минимум хозяйственной площади, ниже которого крестьянское хозяйство не может опускаться, потому что оно становится тогда невыгодным или даже невозможным... Если крестьянин, продавая продукты своего хозяйства, встречает на рынке соперника, борьба с которым ему непосильна, то ему только и остаётся - продавать свою рабочую силу... Основная причина возникновения в крестьянстве борьбы экономических интересов - существование таких порядков, при которых регулятором общественного производства является рынок...
По поводу так называемого вопроса о рынках...
Может ли у нас в России развиваться капитализм, когда масса народа бедна и беднеет всё больше? Ведь для развития капитализма необходим широкий внутренний рынок, а разорение крестьянства подрывает этот рынок, грозит совершенно закрыть его и сделать невозможной организацию капиталистических порядков... Не ясно ли, что, вследствие одного уже обеднения массы, наш капитализм представляет из себя нечто бессильное и беспочвенное, неспособное охватить всё производство страны и сделаться основой нашего общественного хозяйства?..
...Карл Маркс "Капитал". "Конечная цель этого сочинения - показать закон развития современного общества"...
"Моя точка зрения состоит в том, что я смотрю на развитие экономической общественной формации как на естественно-исторический процесс"...
При материальном производстве людям приходится стать в известные отношения друг к другу, в производственные отношения. Производственные отношения всегда соответствуют той ступени развития производительности, которою в данное время обладают их экономические силы. Совокупность этих производственных отношений образует экономическую структуру общества, реальное основание, над которым возвышается политическая и юридическая надстройка, и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Таким образом производственный порядок обусловливает социальные, политические и чисто духовные процессы жизни. Их существование не только не зависит от сознания человека, но, напротив, сознание человека само от них зависит... Когда производственные отношения перестают соответствовать производительности и начинают стеснять, возникает эпоха общественного переворота. С изменением экономического основания более или менее медленно или скоро изменяется вся громадная надстройка, над ним возвышающаяся. При рассмотрении этих переворотов всегда необходимо строго различать материальную перемену в условиях производства, которая должна быть естественно-научно констатирована, и перемену в юридических, политических, религиозных, художественных и философских, словом - идеологических формах, в которых мысль о столкновении проникает в человеческое сознание, и в которых скрытым образом из-за него происходит борьба...
Идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в истории: история вся слагается именно из действий личностей, представляющих из себя несомненно деятелей.
Действительный вопрос, возникающий при оценке общественной деятельности личности состоит в том, при каких условиях этой деятельности обеспечен успех? В чём состоят гарантии того, что деятельность эта не останется одиночным актом, тонущем в море актов противоположных? В этом же состоит и тот вопрос, который различно решают социал-демократы и остальные русские социалисты: каким образом деятельность, направленная к осуществлению Социалистического строя, должна втянуть массы, чтобы принести серьёзные плоды? Очевидно, что разрешение этого вопроса прямо и непосредственно зависит от представления о группировке общественных сил в России, о борьбе классов, из которой складывается русская действительность...
Русские экономические порядки представляются буржуазным обществом, из которого может быть только один выход, необходимо вытекающий из самой сущности буржуазного строя, - именно классовая борьба трудящихся против буржуазии...
"Понимание, которое быстро встретил "Капитал" в широких кругах рабочего класса, - есть лучшая награда за мой труд... Выдающиеся способности к теоретическому мышлению... совершенно исчезли у так называемых образованных классов, но зато снова оживают в трудящихся"...
Российские "демократы"... до такой степени погрязли по уши в мещанских идеях, что решительно не в состоянии представить себе иных порядков, кроме мещанских...
Русские марксисты - это социалисты, исходящие из того воззрения на действительность, что это - капиталистическое общество, и что выход из него один - классовая борьба трудящихся против буржуазии...
Общая тенденция "друзей народа", как и всех российских либералов, замазывать антагонизм классов и эксплуатацию трудящегося в России, представляя всё это в виде простых только "дефектов"...
Это самая характерная черта буржуазных философов - принимать категории буржуазного режима за вечные и естественные...
Подчинение крупному капиталу... будит мысль трудящегося, превращает глухое и неясное недовольство в сознательный протест, превращает раздробленный, мелкий, бессмысленный бунт в организованную классовую борьбу за освобождение всего трудящегося люда, борьбу, которая черпает свою силу из самых условий существования этого крупного капитализма и потому может безусловно рассчитывать на верный успех...
Необходима экспроприация "живоглотов", монополизировавших средства производства и заправляющих теперешним русским общественным хозяйством. А для этого нужна борьба, борьба и борьба, а не пустяковинная мещанская мораль.
Кроткие либеральные полумеры, прозябающие от щедрот филантропических буржуа и приносящие гораздо больше вреда отвлечением эксплуатируемых от борьбы, чем пользы от того возможного улучшения положения отдельных личностей, которое не может не быть мизерным и шатким на общей основе капиталистических отношений. До какой безобразной степени доходит у этих господ замазывание антагонизма в русской жизни, - производимое, конечно, с самыми благими намерениями, чтобы прекратить настоящую борьбу, то есть именно с такими намерениями, которыми вымощен ад...
Политическая деятельность социал-демократов состоит в том, чтобы содействовать развитию и организации рабочего движения в России, преобразованию его из теперешнего состояния разрозненных, лишённых руководящей идеи попыток протеста, "бунтов" и стачек в организованную борьбу всех трудящихся, направленную против буржуазного режима и стремящуюся к экспроприации экспроприаторов, к уничтожению тех общественных порядков, которые основаны на угнетении трудящегося...
Работник не может не видеть уже, что гнетёт его капитал, что вести борьбу приходится с классом буржуазии. И эта борьба его, направленная на достижение ближайших экономических нужд, на улучшение своего материального положения, - неизбежно требует от работников организации, неизбежно становится войной не против личности, а против класса, того самого класса, который не на одних фабриках и заводах, а везде и повсюду гнетёт и давит трудящегося...
...Бесспорно, что этот факт разрастания хищничества подмечен верно. Напрасно только автор, несмотря на все эти факты, не хочет понять, что это систематическое, всеобщее, правильное кулачество есть проявление капитализма в земледелии, есть господство капитала в его первичных формах, что это - одна из сторон капиталистической организации русского народного хозяйства... "Эволюция" мироеда...
Мелкий буржуа боится прямо взглянуть на вещи и назвать их своим именем... "Нравственным" считает он только мелкое самостоятельное хозяйство, а наёмный труд - "безнравственным". Связи одного с другим - и связи неразрывной - он не понимает и считает, что буржуазная нравственность - какая-то случайная болезнь, а не прямой продукт буржуазных порядков, вырастающих из товарного хозяйства...
Государство должно становиться на "нравственную и политическую точку зрения".
Это уже просто фразёрство... Государство, к которому вы обращаетесь, современное, данное государство должно становиться на точку зрения той нравственности, которая мила высшей буржуазии. Должно потому, что таково распределение социальной силы между наличными классами общества...
"Образование должно даваться всем и каждому"... "Всем и каждому",.. - именно этого хотят марксисты. Но они думают, что это недостижимо на почве данных общественно-экономических отношений, потому что даже и при даровом и обязательном обучении для "образования" нужны будут деньги, каковые имеются только у богатых. Они думают, что и тут, следовательно, выхода нет вне "суровой борьбы общественных классов"...
Первая обязанность тех, кто хочет искать "путей к человеческому счастью" - не морочить самих себя, иметь смелость признать откровенно то, что есть.
И когда идеологи трудящегося класса поймут это и прочувствуют, - тогда они признают, что "идеалы" должны заключаться не в построении лучших и ближайших путей, а в формулировке задачи и целей той "суровой борьбы общественных классов", которая идёт перед нашими глазами в нашем капиталистическом обществе; что мерой успеха своих стремлений является не разработка советов "обществу" и "государству", а степень распространения этих идеалов в определённом классе общества; что самым высоким идеалам цена - медный грош, покуда вы не сумели слить их неразрывно с интересами самих участвующих в экономической борьбе, слить с теми "узкими" и мелкими житейскими вопросами данного класса, вроде вопроса о "справедливом вознаграждении за труд", на которые с таким величественным пренебрежением смотрит широковещательный народник...
"...Умственное развитие, как это мы видим, к сожалению, на каждом шагу, не гарантирует ещё человека от хищных поползновений и инстинктов..."
Из описания фактов видели мы, что повсюду обнаруживается полное противоречие экономических интересов, - "повсюду" не только в том смысле, что и в городе, и в деревне, и внутри общины, и вне её, и в фабрично-заводской, и в "народной" промышленности, но и за пределами хозяйственных явлений - и в литературе, и в "обществе", в сфере идей нравственных, политических, юридических и так далее...
Народник находит, что это - грустная случайность, не более, - результат дурного "понимания своего назначения"; что достаточно призыва "сойтись и действовать дружно", чтобы все подобные элементы "сошли с неверного пути". Он не хочет видеть, что если в отношениях экономических сложились такие порядки, что иметь средства и досуг для образования может только "выходец из народа", а "масса" должна "оставаться невежественной и трудиться за чужой счёт", - то прямым уже и непосредственным следствием их является то, что в "общество" попадают только представители "выходцев из народа"...
Оба автора ставят во главу угла положение, что историю делали "одинокие борющиеся личности". "Личности создают историю". "Живая личность со всеми своими помыслами и чувствами становится деятелем истории на свой собственный страх. Она, а не какая-нибудь мистическая сила, ставит цели в истории и движет к ним события сквозь строй препятствий, поставляемых ей стихийными силами природы и исторических условий"...
История вся и состоит из действий личностей, и задача общественной науки состоит в том, чтобы объяснить эти действия...
Европейская жизнь "складывалась так же бессмысленно и безнравственно, как в природе течёт река или растёт дерево. Река течёт по направлению наименьшего сопротивления, смывает то, что может смыть, огибает то, что смыть не может"...
Что это за чепуха, будто разум и чувство не присутствовали при возникновении капитализма?..
Люди устраивали тогда, в здравом уме и твёрдой памяти, чрезвычайно искусные шлюзы и плотины, загонявшие непокорного крестьянина в русло капиталистической эксплуатации; они создавали чрезвычайно хитрые обводные каналы политических и финансовых мероприятий, по которым (каналам) устремлялись капиталистическое накопление и капиталистическая экспроприация, не удовлетворявшиеся действием одних экономических законов...
Капитализм обнаружил уже совершенно ясно свои тенденции, он развил присущий ему антагонизм до конца, противоречие интересов начинает принимать определённые формы, отражаясь даже в русском законодательстве, - но мелкий производитель стоит в стороне от этой борьбы. Он ещё... не в состоянии понять истинных причин своего угнетения и продолжает утешать себя иллюзиями, что все беды оттого, что разум и чувство людей находятся ещё "в зачаточном состоянии"...
Россия может начать с начала, избегать ошибок...
"Личность, как конкретная индивидуальность, есть производная всех ранее живших и современных ей личностей, то есть социальной группы"...
Историю делает "живая личность со всеми своими помыслами и чувствами"...
Совершенно верно. Но чем определяются эти "помыслы и чувства"?.. Они вытекают из данной общественной среды, которая служит материалом, объектом духовной жизни личности, и которая отражается в её "помыслах и чувствах" с положительной или отрицательной стороны, в представительстве интересов того или другого общественного класса...
Признак государства - наличность особого класса лиц, в руках которого сосредоточивается власть... Тот особый слой, в руках которого находится власть в современном обществе, это - бюрократия. Непосредственная и теснейшая связь этого органа с господствующим в современном обществе классом буржуазии явствует и из истории...
Всякая бюрократия и по своему историческому происхождению, и по своему современному источнику, и по своему назначению представляет из себя чисто и исключительно буржуазное учреждение, обращаться к которому с точки зрения интересов производителя только и в состоянии идеологи мелкой буржуазии...
"Свобода есть понимание необходимости"...
Русская передовая, либеральная, "демократическая" интеллигенция была интеллигенцией буржуазной...
Противопоставление национального богатства и народного благосостояния, прогресса социального, прогресса распределения...
В нашей среде в трудную минуту ещё находятся люди, умеющие постоять за наши общие рабочие интересы, ещё не удалось нашим добродетельным хозяевам превратить нас окончательно в жалких рабов их бездонного кошелька. Будемте же, товарищи, стойко и неуклонно вести нашу линию до конца, будем помнить, что улучшить своё положение мы можем только общими дружными усилиями...
О чём думают наши министры?
На письме стоит надпись: "совершенно доверительно". Значит, министр хотел, чтобы письмо осталось в строжайшей тайне. Но нашлись люди, которые не разделяют взглядов господина министра, что русским гражданам не следует знать намерений правительства, и вот это письмо гуляет всюду в рукописной копии...
"Сведения, получаемые в течение последних лет, свидетельствуют, что лица, неблагонадёжные в политическом отношении, а также часть учащейся молодёжи, известного направления, по примеру 60-х годов, стремятся к поступлению в воскресные школы, в качестве преподавателей, лекторов, библиотекарей и т.д. ... Вышеозначенное явление представляет собой одно из средств борьбы на легальной (законной) почве с существующим в России государственным порядком и общественным строем противоправительственных элементов... Из следующих сведений... устанавливается, что не только в составе преподавателей попадаются лица вредного направления, но что нередко самые школы находятся под негласным руководством целого кружка неблагонадёжных лиц... Порядок, допускающий возможность чтения лекций людьми посторонними, даёт полный простор для проникновения в число лекторов лиц прямо революционной среды"...
Вы видите, как стремительно боятся наши министры соединения знания с рабочим людом! Покажите же всем, что никакая сила не может отнять у трудящихся сознания! Без знания труженики - беззащитны, со знанием они - сила!
Проект и объяснение Программы Социал-Демократической партии
Рост капитализма означает громадный рост богатства и роскоши среди кучки фабрикантов, купцов и землевладельцев, и ещё более быстрый рост нищеты и угнетения рабочих. Вводимые крупными фабриками улучшения в производстве и машины, способствуя повышению производительности труда, служат к усилению власти капиталистов над рабочими, к увеличению безработицы, а вместе с ней и к беззащитности рабочих.
Соединяя рабочих общей работой, сплачивают вместе массы рабочего люда. Рабочие начинают борьбу с капиталистами, и среди них появляется усиленное стремление к объединению. Из отдельных восстаний рабочих вырастает борьба русского рабочего класса.
Эта борьба рабочего класса с классом капиталистов есть борьба против всех классов, живущих чужим трудом, и против всякой эксплуатации. Она может окончиться лишь переходом политической власти в руки рабочего класса, передачей всей земли, орудий, фабрик, машин, рудников в руки всего общества для устройства социалистического производства, при котором всё производимое рабочими и все улучшения в производстве должны идти на пользу самим трудящимся.
Движение русского рабочего класса по своему характеру и цели входит как часть в международное социал-демократическое движение рабочего класса всех стран.
Главным препятствием в борьбе русского рабочего класса за своё освобождение является правительство с его безответственными чиновниками. Опираясь на привилегии землевладельцев и капиталистов и на прислужничество их интересам, оно держит в полной бесправности низшие сословия и тем связывает движение рабочих и задерживает развитие всего народа. Поэтому борьба русского рабочего класса за своё освобождение с необходимостью вызывает борьбу против неограниченной власти правительства.
Русская Социал-Демократическая партия объявляет своей задачей - помогать этой борьбе русского рабочего класса развитием классового самосознания рабочих, содействием их организации, указанием на задачи и цели борьбы...
Освобождение рабочих должно быть делом самих рабочих...
Сколько бы ни толковали министры о безуспешности борьбы, но рабочие видят, как присмирели везде фабриканты, и знают, что правительство созывает уже фабричных инспекторов совещаться о том, какие уступки надо сделать рабочим, ибо оно видит, что уступки необходимы. Стачки не прошли даром. Они сослужили громадную службу русским рабочим, они показали, как им следует вести борьбу за свои интересы. Они научили их понимать политическое положение и политические нужды рабочего класса...
Правительство поняло, что необходимо уступить и исполнить хоть часть требований рабочих...
Успех рабочего движения в России показывает, какую громадную силу заключает в себе сознательное и стойкое требование рабочих масс. Никакие преследования, ни массовые аресты и высылки, ни грандиозные политические процессы, ни затравливания рабочих - ничто не помогло. Правительство пустило в ход все свои средства и силы... Ничто не помогло, и правительству пришлось убедиться, что никакие преследования отдельных рабочих не искоренят рабочего движения и что приходится идти на уступки... Но ведь это только первый шаг. Рабочее движение развивается всё шире, охватывая всё глубже массы промышленных рабочих во всей стране, и когда все эти массы, руководимые одной партией социалистов, предъявят сообща свои требования, - тогда уже правительство не отделается ничтожной уступкой!
С другой стороны, значение закона состоит в том, что он необходимо и неизбежно даёт новый толчок русскому рабочему движению... Закон постарался везде оставить лазейки фабрикантам, постарался оставить в неопределённости самые важные вопросы. Борьба между фабрикантами и рабочими из-за применения этого закона возникнет повсюду; эта борьба охватит гораздо более широкий район, ибо закон распространяется на всю Россию. И рабочие сумеют вести эту борьбу сознательно и твёрдо, сумеют настаивать на своих требованиях, сумеют обходить те ловушки, которые расставляют им наши законы. Введение новых фабричных порядков принесёт громадную пользу: оно встряхнёт самые отсталые слои рабочих...
Задачи русских социал-демократов
В настоящее время наиболее животрепещущим вопросом является вопрос о практической деятельности социал-демократов...
Практическая деятельность социал-демократов ставит себе задачей руководить классовой борьбой трудящихся и организовать эту борьбу в её обоих проявлениях: социалистическом (борьба против класса капиталистов и организации социалистического общества) и демократическом (демократизации политического и общественного строя России)...
Социалистическая работа русских социал-демократов состоит в пропаганде учений научного социализма, в распространении среди рабочих правильного понятия о современном общественно-экономическом строе, его основаниях и его развитии, о различных классах русского общества, об их взаимоотношении, о борьбе этих классов между собой, о роли рабочего класса в этой борьбе, об исторической задаче международной социал-демократии и русского рабочего класса. В неразрывной связи с пропагандой стоит агитация среди рабочих, выдвигаясь естественно на первый план при современных политических условиях России и при уровне развития рабочих масс...
Распространение социализма и идеи классовой борьбы среди городских рабочих неминуемо разольёт эти идеи и по более мелким, более раздробленным каналам: необходимо для этого, чтобы эти идеи пустили более глубокие корни в более подготовленной среде и насытили этот авангард русского рабочего движения и русской революции...
Все социалисты в России должны стать социал-демократами...
Русская социал-демократия ещё очень молода...
Перед русской социал-демократией ещё громадное, едва начатое поле работы...
Итак, за работу же, товарищи! Не будем терять дорогого времени! Русским социал-демократам предстоит масса дела по объединению разбросанных по всем концам России рабочих кружков и социал-демократических групп в единую социал-демократическую рабочую партию!
Мы обращаемся с воззванием ко всем сознательным рабочим и ко всем интеллигентам, желающим отдать свои силы на службу революционному делу. "Союзу борьбы" нужны агенты...
Отдельные функции революционной работы бесконечно разнообразны: нужны агитаторы легальные, умеющие говорить среди рабочих так, чтобы их нельзя было привлечь к суду за это, умеющие говорить только "а", предоставляя другим сказать "в" и "с". Нужны распространители литературы, листков. Нужны организаторы рабочих кружков и групп. Нужны корреспонденты со всех фабрик и заводов, доставляющие сведения о всех происшествиях. Нужны люди, следящие за шпионами и провокаторами. Нужны устроители конспиративных квартир. Нужны люди для передачи литературы, для передачи поручений, для сношений всякого рода. Нужны сборщики денег. Нужны агенты в среде интеллигенции и чиновничества, соприкасавшиеся с рабочими, с фабрично-заводским бытом, с администрацией. Нужны люди для сношений с различными городами России и других стран. Нужны люди для устройства разных способов механического воспроизведения всякой литературы. Нужны люди для хранения литературы и других вещей...
... "Всё ещё мало удовлетворённых потребностей нашей умственной культуры"... О гимназических учебниках в наших гимназиях... Задачи средней школы. Классовые интересы и классовая школа...
"Школа должна готовить человека для жизни"... Вопрос в том, что надобно для жизни и "кому надобно".