Нравственность - болевая точка ...
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
Татьяна Хруцкая
НРАВСТВЕННОСТЬ - БОЛЕВАЯ ТОЧКА ...
Санкт-Петербург
2015 год
Если ты веришь в Бога, а Его нет, ты ничего не теряешь,
а если ты не веришь в Бога, а Он есть, ты теряешь всё!
Книжный вопрос: "Назовите слово, происходящее от латинского "посылка, поручение", и обозначающее одну из форм деятельности религиозных организаций, цель которых обращение неверующих или представителей иных религий и наставление их на путь истинный.
Правильный ответ: миссионерство.
Издательство представляет вам труд святителя Иннокентия "Указание пути в Царствие Небесное".
Святитель Иннокентий, в миру Иван Евсеевич Попов-Вениаминов свой путь служения русской Православной церкви закончил в звании митрополита Московского и Коломенского. А до этого он был первым православным епископом Камчатки, Якутии, Приамурья и Северной Америки. За годы своего миссионерства окрестил около 10 тысяч человек. Известен также как исследователь языков и обычаев аборигенов Аляски и Сибири, составитель алфавита и грамматики алеутского и якутского языков, мореплаватель, учёный-натуралист, сподвижник генерал-губернатора восточной Сибири графа Муравьёва-Амурского в освоении Дальнего Востока. Помимо просвещения обучал американских и сибирских туземцев кузнечному и плотницкому ремёслам, научил их прививать оспу. Именно в его честь назван город Благовещенск. В 1977-ом году русской Православной церковью он был причислен к лику святых. В своём сочинении "Указание пути в Царствие небесное" святитель искренне и проникновенно рассказывает о путях достижения вечной жизни.
Мы все хотим жить вечно... Мы все после жизни земной мечтаем попасть в Царствие Небесное... Но это, как говорят нам святые, нужно заслужить... Постараемся заслужить... Попробуем сделать хотя бы первый шаг к Нему...
Святитель Иннокентий (1797-1879) "УКАЗАНИЕ ПУТИ В ЦАРСТВИЕ НЕБЕСНОЕ"
С 1823 года началось миссионерское служение будущего Апостола Америки и Сибири. 45 лет отдал Святитель Иннокентий делу просвещения народов Камчатки, Алеутских островов, Северной Америки, Якутии, Хабаровского края, совершая сой апостольский подвиг в суровых условиях, с большими опасностями для жизни. Святитель Иннокентий крестил десятки тысяч людей, строил храмы, при которых основывал школы и сам обучал в них основам христианской жизни. Много помогало ему в трудах знание различных ремёсел и искусств.
Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. Совершая литургии, молебны и всенощные бдения, он неизменно наставлял паству. Во время многочисленных поездок Святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Одно из лучших его произведений "Указание пути в Царствие Небесное" (1833 год) переведено на разные языки малых народов Сибири и выдержало более 40 изданий. Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859-ом году впервые услышали Слово Божие и богослужение на своём родном языке якуты.
29 ноября 1840-го года митрополит Московский Филарет совершил пострижение отца Иоанна в монашество с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского. 21 апреля 1850-го года епископ Иннокентий был возведён в сан архиепископа.
Промыслом Божиим 5 января 1868-го года святитель Иннокентий стал преемником митрополита Филарета на кафедре Московских первоиерархов. Через Святейший Синод митрополит Иннокентий закрепил вековой миссионерский опыт Русской Церкви (ещё в 1839-ом году он предложил проект улучшения организации миссионерского служения)... Весьма плодотворно было и управление святителем Иннокентием Московской епархией. Его стараниями построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Московской духовной академии...
"Люди не для того сотворены, чтобы жить только здесь, на земле, но для того, чтобы жить с Богом и в Боге, и жить не сто или тысячу лет, а жить вечно...
Каждый человек желает и ищет для себя благополучия и счастья. Желать себе добра и искать блаженство - это врождённое чувство человека, поэтому не грех и не порок. Но никто, кроме Бога, не может наполнить наше сердце радостью и удовлетворить наши желания. Только Благодать Божия может утолить жажду наших желаний...
Все знают, что всякая желаемая нами вещь только до тех пор нам нравится, пока мы ещё ею не владеем; когда получим её, то она скоро наскучивает нам... Нам кажется хорошо и заманчиво лишь то, чего мы ещё не имеем; а всё, что мы имеем из вещей, даже самое лучшее, или нам недостаточно, или нас не занимает.
Лучший пример этому - царь Соломон, который, как известно, был очень богат, был очень премудр, и был очень славен. Он, будучи просвещён и могуществен более всех своих современников, мог удовлетворять всем своим желаниям и прихотям... Но при всём том, и он не мог насытить своего сердца, и желания сердца томили и мучили его гораздо более, нежели обыкновенного человека, и он, наконец, испытав всё на свете, сказал в своих писаниях: всё на сём свете суета, и ничто не может насытить наших желаний...
Ни одно земное благо не может насытить сердца нашего: мы на земле странники, пришельцы и путешественники; дом и отечество наше - там, на небесах, в Царствии Небесном, и нет на свете таких вещей, которые бы могли совершенно удовлетворить желаниям нашим. Пусть человек завладеет целым миром и всем, что есть в мире; но всё это займёт его на время, но не насытит его сердца: ибо сердце человека может быть вполне удовлетворено и насыщено только любовью Божию; и потому один только Бог может наполнить душу и сердце человека и утолить жажду желаний его.
Итак, если вы хотите жить с Богом там, в Царствии Небесном, - будьте христианами православными. Если вы хотите себе благополучия и счастья, - ищите его в Боге. Если вы желаете, чтобы сердце ваше было вполне удовлетворено, - обратите его к Богу, от Которого мы отдалились своими грехами... Но никто сам собою, без Иисуса Христа, не может возвратиться и приблизиться к Богу, потому что грехи наши, как высокая стена, не допускают нас к Богу... Иисус Христос сошёл на землю, принял на себя человеческую плоть и смертью Своею разрушил стены, не допускавшие нас к Богу...
Всякий человек - грешник, во грехе родился из чрева матери своей, и в самом младенце, хотя он ничего житейского и не знает и не делает, грех уже есть, как семя.
И потому Иисус Христос есть наш Искупитель, Спаситель, Избавитель и Благодетель. И теперь всякий человек может возвратиться к Богу и войти в Царствие Небесное...
Но путь в Царствие Небесное есть только один; и путь этот есть тот самый, которым прошёл Иисус Христос, живя на земле. Другого пути нет, ибо Иисус Христос сказал: Я есмь путь, и если кто хочет за Мною идти, отвергнись себя, возьми крест свой и иди за Мною.
И потому для каждого христианина и для всякого человека вообще необходимо знать: какой это путь, как найти его и как идти по нему?..
Бог послал к нам Сына Своего Иисуса Христа для того, чтобы спасти нас. И Иисус Христос сделался человеком, подобным нам, кроме греха.
Иисус Христос учением Своим разогнал тьму неведения и заблуждений ума человеческого и мир просветил светом Евангелия. И теперь всякий, кто хочет, может познавать волю Божию и путь и средства к своему блаженству.
Иисус Христос жизнью Своей показал нам путь в Царствие Небесное, который потерял Адам, и показал, как мы должны искать его и идти по нему...
Иисус Христос воскресением Своим разрушил врата адовы и отверз нам двери Рая, бывшие затворенными для всех непослушанием Адама, и победил и сокрушил власть дьявола и смерти. И потому ныне умирающие в вере и надежде на Иисуса Христа через смерть переходят от жизни суетной, тленной и временной в жизнь светлую, нетленную и нескончаемую; а для победы дьявола и прогнания его мы имеем крест и молитву...
Благодатью и заслугами Иисуса Христа мы ныне можем идти в Царствие Небесное и получаем подкрепление и помощь на этом пути от Духа Святого. Без Духа Святого невозможно пройти тем путём, которым прошёл Иисус Христос...
Путь показан, устроен и, сколько возможно, углажен и уравнен, и сверх того, Иисус Христос готов помогать нам идти по этому пути, и нам остаётся только не противиться Ему и не упорствовать...
Всякий человек должен исполнять закон Божий. Закон этот содержится в двух заповедях: первая - люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою своею, всею мыслию твоею и силою твоею; другая - люби ближнего своего, как самого себя...
Иисус Христос всегда молился Богу Отцу Своему, и особенно часто Он молился ночью и в уединении.
Иисус Христос в каждый праздник, и особенно в Пасху, ходил в Иерусалимский храм; в каждую субботу приходил туда, где собирались люди для молитвы и поучения.
Иисус Христос всеми делами Своими всегда прославлял имя Божие и тайно и перед людьми воздавал хвалу Богу.
Иисус Христос всю жизнь Свою уважал, повиновался, почитал и любил Свою Матерь и Иосифа, мнимого отца Своего, и также уважал начальников и старцев и платил дань царю земному.
Иисус Христос с полной охотой, безропотно и в точности, со всем усердием и любовью исполнял Своё служение и Своё дело, на которое Он пришёл в мир.
Иисус Христос любил всякого человека, всякому желал добра и всем делал благодеяния и для истинного блаженства людей не пожалел жизни Своей.
Иисус Христос с кротостью и любовью переносил всякие обиды, не жаловался на Своих обидчиков и даже не гневался на самых явных врагов Своих, которые поносили Его, насмехались над Ним и хотели убить Его.
Иисус Христос, будучи Сын Божий и Сам Бог, принял на Себя тело и душу человека и стал совершенным человеком, кроме греха; и будучи Вседержитель, стал в виде раба; будучи Царь неба и земли родился в бедности и от убогой матери, в пещере; был в яслях; мнимый отец Его был бедный плотник...
Иисус Христос от рождения Своего и до самой смерти Своей страдал и видел огорчения и неприятности со всех сторон. Он страдал и от людей и за людей...
Страдания для Иисуса Христа были столь тяжки и велики, что Он сказал ученикам Своим: прискорбна душа Моя до смерти...
Путь в Царствие Небесное есть Сам Иисус Христос; только тот идёт по сему пути, кто идёт за Иисусом Христом. Но как надо идти по нему?..
Иисус Христос никого не принуждает идти за Ним. Он хочет, чтобы человек сам, охотно и без всякого принуждения предал всего себя Ему... Господь по Своей премудрости и любви даровал человеку свободу делать, что хочешь, и не хочет отнять у него этого драгоценного дара. Хочешь ты идти за Иисусом Христом - и Он указывает тебе путь в Царствие Небесное, и даже готов помогать тебе на этом пути; не хочешь идти - твоя воля: никто тебя не принуждает...
Итак, чтобы идти за Иисусом Христом, надо иметь к этому собственное желание и решимость. А чтобы иметь желание идти за Ним, надо знать, куда идти, и какой это путь, и что нужно для этого пути...
Прежде чем ты пойдёшь за Иисусом Христом, ты должен сделать следующее.
1) Внимательно ознакомиться с основанием христианства, прочитать книги Святого Писания, на которых основана православная вера, узнать, откуда они произошли, кто и когда их написал, как они сохранились и перешли к нам, и почему они называются Божественными и Священными... Читать Священные книги нужно в простоте сердца, без всякого предубеждения, без пытливости, без пристрастия, в пределах своего ума, не пытаться проникать и узнавать то, что скрыто от нас премудростью Божию...
Не все люди одинаково могут делать испытание веры, а всякий по своим способностям, познаниям и просвещению...
2) Когда ты узнаешь и уверишься, что православная вера основана на Святом Писании, а не на выдумках или мудрствовании, и что Святое Писание есть точно истинное слово Божие, открытое нам Духом Святым через Пророков и Апостолов, тогда не испытывай то, что не открыто нам; верь безусловно, без сомнения и без мудрствования всему тому, чему учит Святое Писание, не слушая никаких людских объяснений и толкований на то, что недоступно человеческому уму...
3) И наконец, старайся иметь и возбуждать в себе желание последовать тому, чему учит Святое Писание. Если ты не имеешь сего желания, то проси у Иисуса Христа этого желания тёплой молитвой. Но не упорствуй, когда благодать призывает тебя на путь спасения... У каждого свой путь, но без руководителя и посторонней помощи трудно сделать даже шаг, и особенно вначале... Ступай, не останавливаясь и не боясь трудности восхода, который труден особенно сначала. Труден восход на небо: но зато он ведёт прямо туда, куда должны стремиться все люди, и к тому, что все должны искать во всю жизнь свою. На этом пути ты встретишь и спутников, с которыми пойдёшь рука об руку, и врачей, если случиться упасть и ушибиться; найдёшь и раздателей пищи, потребной для такого пути, найдёшь и путеводителей, и указателей, и наставников, которые будут рассказывать тебе всё, что нужно, и которых ты будешь находить и встречать до тех пор, пока не встретит тебя сам Создатель. Но чтобы скорее и вернее достигнуть самого конца пути, всего лучше и надёжнее предать себя совершенно воле Создателя...
Царствие Небесное прочно и утверждено на незыблемом основании, и устроено не руками обыкновенных художников и мастеров, но руками великого Архитектора, Который кровью Своей проложил и очистил путь в него и Сам первый прошёл им... Остальное - не твоё дело. Твоё дело - только предаться воле и желанию Домовладыки и с надеждой на Его помощь и с любовью к Нему в сердце своём идти к Нему и за ним и идти так, как Он велит...
Теперь мы посмотрим на самый путь, по которому мы должны идти за Иисусом Христом. Иисус Христос сказал: кто хочет идти за Мною
1) отвергнись себя,
2) возьми крест свой,
3) иди за Мною.
Итак, первая обязанность христианина, то есть, ученика и последователя Иисуса Христа, есть отвергнуться себя. Отвергнуться себя значит: оставить свои худые привычки; не питать в себе худых желаний и помыслов; утушать и подавлять худые мысли, удаляться случаев ко греху; не делать и не желать ничего по самолюбию, но всё делать из любви к Богу...
Вторая обязанность христианина, то есть, идущего за Иисусом Христом, есть взять крест свой.
Под именем креста разумеются страдания, горести и неприятности. Кресты бывают наружные и внутренние. Взять крест свой значит - принимать и безропотно переносить всё, что бы ни случилось с нами в жизни нашей неприятного, горестного, печального, трудного и тяжкого. И потому, обидит ли кто тебя, смеётся ли над тобой или причиняет тебе скуку, печаль и досаду; или ты кому сделал добро, а он, вместо того, чтобы благодарить тебя, против тебя же восстаёт и даже делает козни; или ты хочешь сделать добро, но тебе не удаётся; случилось ли с тобой какое несчастье, например, или сам ты болен, или жена твоя, или дети и прочее, или ты при всей деятельности твоей и неусыпных трудах терпишь нужды и недостаток; или даже самая бедность и нищета подавляет тебя, или, кроме этого, ты терпишь какую-либо неприятность, - всё это переноси без злобы, без ропота, без пересудов, без жалобы, то есть, не считая себя обиженным и без чаяния за то земной награды, но переноси всё это с любовью, радостью и твёрдостью.
Взять крест свой значит не только нести кресты, налагаемые на нас другими, или посылаемые Провидением, но брать и нести собственные свои кресты, и даже самому на себя налагать кресты и нести их. Это значит то, что христианин может и должен давать и исполнять различные обеты и обещания, скорбные и тягостные для сердца нашего, но обеты, сообразные со словом Господним и волей Его, а не по своим мудрованиям и толкам. Так, например, можно и должно давать и исполнять обеты, полезные для ближних: служить для ближних, деятельно помогать требующим помощи, содействовать спасению и благу людей или делом, или словом, или советами, или молитвами...
И когда ты будешь нести крест твой по слову и намерению Господню, и если в это время возродится в тебе гордая мысль, что ты человек не такой, как прочие человеки, но человек твёрдый, благочестивый и лучший из твоих собратий и соседей, то сколько возможно, искореняй таковые мысли, ибо такие мысли могут уничтожить все твои добродетели...
Блажен тот, кто умеет нести свои кресты с благоразумием, ибо Господь не попустит, чтобы таковой человек погиб, но пошлёт ему духа Святого, Который будет укреплять и наставлять его и поведёт его далее.
Но чтобы сделаться святым и быть подобным Иисусу Христу, для этого одних наружных крестов недостаточно; ибо наружные кресты без внутренних не более полезны, как наружная молитва без внутренней. Наружные кресты или наружные страдания несут не одни только ученики Иисуса Христа, но все и каждый человек, то есть, нет на свете человека, который бы не страдал или не терпел от того или от другого. Но кто хочет быть истинным учеником Иисуса Христа и последователем Его, тот непременно должен перенести и внутренние кресты.
Внутренние кресты можно найти во всякое время и скорее, чем наружные. Стоит только обратить внимание на самого себя и в покаянном чувстве рассматривать свою душу, и тогда тотчас представятся тысячи внутренних крестов. Например, размысли: как ты произошёл на этот свет? Для чего ты существуешь на этом свете? И живёшь ли ты так, как должно тебе жить? И прочее. Обрати на это должное внимание, - и ты с первого взгляда увидишь, что ты, будучи творением и делом Всемогущего Бога, для того единственно существуешь на этом свете, чтобы всеми делами твоими, всей жизнью твоей и всем существом твоим прославлять Его святое и великое Имя, а ты не только не прославляешь Его, но напротив того, оскорбляешь и бесчестишь Его своей беззаконной жизнью и прочее. Потом вспомни и размысли: что ожидает тебя по ту строну гроба твоего? На которой стороне ты явишься во время Страшного суда Христова, на правой или на левой? И прочее. И если ты будешь размышлять таким образом, то невольно придёшь в смущение и начнёшь беспокоиться. И это будет началом внутренних крестов. Но если ты не только не будешь удалять от себя такие мысли или искать рассеяния от них в мирских удовольствиях или в пустых забавах, но ещё более и внимательнее будешь рассматривать себя, то ещё более будешь находить крестов...
Видеть состояние души нашей во всей наготе, и особенно живо чувствовать опасность свою, мы никогда не можем без особенной милости и помощи Господней: ибо внутренность души нашей всегда от нас прикрыта нашим самолюбием, мудрствованием, страстями, заботами житейскими, прелестями мира и прочее. И если иногда кажется нам, что мы сами собою видим состояние души нашей, то видим только снаружи, и не более того, что могут показать нам собственный наш разум и совесть...
И по мере того, как Господь будет открывать тебе состояние души твоей, в тебе будут увеличиваться и внутренние твои страдания. Вот что называется внутренними крестами!
Так как люди не все имеют одинаковые добродетели и одинаковые грехи, то и внутренние кресты не для всех бывают одинаковые. Для одних они более тягостны, а для других менее; для одних более продолжительны, а для других менее; для одних приходят так, а для других иначе. И всё это зависит от состояния души каждого, точно так, как продолжение и способ врачевания болезни зависят от состояния больного... Внутренние кресты бывают для некоторых так тягостны, что они никогда ни в чём не находят для себя утешения.
Всё это может случиться и с тобой; но в каком бы ты ни был положении, и какие бы ни чувствовал страдания душевные, не отчаивайся и не думай, что Господь оставил тебя. Нет! Он всегда будет с тобой и невидимо будет подкреплять тебя даже и тогда, когда тебе покажется, что ты находишься на самом краю погибели. Нет! Он не попустит искуситься тебе более, нежели сколько Ему угодно попустить. Не отчаивайся и не бойся; но с полной покорностью и преданностью к Нему терпи и молись. Ибо Он есть Отец наш, и Отец самый чадолюбивейший. И ежели Он попускает преданному Ему человеку впасть в искушение, то не иначе, как для того только, чтобы тем вразумительнее и яснее показать человеку собственное его бессилие, немощь и ничтожество и научить его, чтобы он никогда не надеялся на самого себя, и что никто без Бога ничего не может сделать доброго. И ежели Господь вводит человека в страдание или налагает на него кресты, то единственно для того, чтобы тем уврачевать душу, сделать его сообразным Иисусу Христу и совершенно очистить его сердце, в котором хочет обитать Сам с Сыном и Святым Своим Духом.
В сих скорбях твоих, как бы они ни были тяжки, не ищи утешения в людях, если Господь не укажет и не пошлёт тебе Своего избранного. Обыкновенные люди, то есть неопытные в делах духовных, всегда плохие утешители в обыкновенных печалях, а тем более в печали и скорби о Господе, о котором они и понятия не имеют: в этом случае они скорее могут навредить тебе, нежели утешить и облегчить твои страдания. Господь, Господь твой и Помощник, и Утешитель, и Наставник; к Нему одному прибегай, и в Нём одном ищи утешения и помощи...
Если ты страдания свои будешь переносить с покорностью и преданностью воле Господней и не будешь искать утешения нигде и ни в ком, кроме Господа, то Он по милости Своей не оставит тебя и не будет оставлять без утешения; будет прикасаться к сердцу твоему Своей Благодатью и сообщать тебе дары Духа Святого. Среди страданий своих, а может быть, ещё и в самом начале их ты почувствуешь в сердце своём неизъяснимую сладость, дивное спокойствие и радость, каких ты никогда не чувствовал, и вместе с тем ты почувствуешь в себе силы и возможность молиться Богу истинной молитвой и верить в Него истинной верой: и сердце твоё загорится чистой любовью к Богу и ближнему. И всё это есть дар Духа Святого.
И если Господь удостоит тебя такого дара, то не считай это наградой за свои труды и скорби и не подумай, что ты достиг совершенства или святости. Такие мысли по сути не что иное как внушение гордости, которая так глубоко проникла в душу нашу и так крепко приросла к ней, что она может проявляться даже и тогда, когда человек имеет силу чудотворений.
Таковы утешения и прикосновения Духа Святого не награда, а милость Господня...
Третья обязанность ученика Иисуса Христа есть идти за Ним. Идти за Иисусом Христом значит во всех делах и поступках своих подражать делам и поступкам Иисуса Христа...
Иисус Христос всегда воздавал благодарение и хвалу Богу Отцу Своему и всегда молился Ему; точно так и мы во всяком состоянии и во всех обстоятельствах жизни нашей должны благодарить Бога, любить Его и явно и тайно воздавать хвалу и молиться Ему и всегда иметь Его в своём уме и сердце.
Иисус Христос Пречистую Матерь Свою и мнимого отца Своего и начальников почитал и им повиновался. Точно так и мы должны слушать и почитать своих родителей и воспитателей, не раздражать и не оскорблять их своими поступками; и должны уважать своих начальников и всякую власть (Бога признающую) и должны им повиноваться и безропотно исполнять их повеления.
Иисус Христос, Царь вселенной, платил дань царю земному, и Судия живых и мёртвых не хотел присваивать Себе гражданской власти судьи или делителя. Точно так и мы должны платить дань государственную без всякого ропота и не принимать на себя власти, не принадлежащей нам...
Иисус Христос должность, принятую Им на себя, и дело, на которое Он послан в мир, исполнял с охотою, ревностью и любовью. Точно так и мы должны с усердием, охотою и безропотно исполнять свои обязанности, какие налагают на нас Бог и государство, несмотря на то, хотя бы должности наши были или трудны, или низки.
Иисус Христос всякого человека любил и всем делал всякое добро. Точно так и мы должны любить своих собратий и, сколько возможно, делать им добро или делом, или словом, или мыслью.
Иисус Христос для спасения людей предал Самого Себя. Точно так и мы для доставления добра людям не должны жалеть ни трудов своих, ни здоровья; для спасения и защиты Отечества и Государя, как Отца Отечества, не должны щадить даже самой жизни своей, а для Иисуса Христа, как Искупителя и Благодетеля нашего, не должны жалеть ни самых утешений души нашей, ни тела нашего, ни живота нашего, подобно святым мученикам, за Иисуса Христа претерпевшим различные мучения и смерть.
Иисус Христос волею предал Себя на страдание и смерть. Точно так и мы не должны убегать от страданий и горестей, посылаемых нам от Бога, но должны также со смирением и преданностью к Богу принимать и переносить их.
Иисус Христос прощал врагам Своим всё, что они делали Ему... Перенеся обиду без жалобы, без мщения ты поступишь как истинный христианин.
Иисус Христос, Царь неба и земли, жил в бедности и Своими трудами снискивал Себе необходимое для жизни; точно так и мы должны быть трудолюбивыми и безленостно искать необходимого для жизни нашей, и быть довольными своим состоянием и не желать богатства; потому что по слову Спасителя, удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Небесное.
Иисус Христос, будучи кроток и смирен сердцем, никогда не искал и не желал похвалы от других. Точно так и мы не должны ничем хвалиться перед другими и искать похвалы от других. Например, делаешь ли ты добро другим, творишь ли ты милостыню, живёшь ли благочестивее других, или ты разумнее многих, или вообще лучше и отличнее ты своих собратий, - не хвались этим ни перед людьми, ни перед собою, потому что всё, что ты имеешь в себе и у себя доброго и похвального, всё это не твоё, но дар Божий; твои одни только грехи и слабости, а всё прочее - Божие.
Идти за Иисусом Христом значит ещё то, чтобы повиноваться Слову Иисуса Христа; и потому мы должны слушать, верить и исполнять всё, что сказал Иисус Христос в Евангелии и через Апостолов Своих, и всё это делать без мудрствования и в простоте сердца...
Итак, вот что значит отвергнуться себя, взять крест свой и идти за Иисусом Христом; вот истинные качества и свойства ученика Иисуса Христа, вот истинный и прямой путь в Царствие Небесное, и вот путь, которым прошёл Сам Иисус Христос, живя на земле, и которым должны идти христиане! Не было и нет, и не будет другого пути, кроме этого.
И конечно, путь этот негладок, узок и колюч, и особенно таким он покажется при начале своём; но зато он прямо и верно ведёт в Царствие Небесное, в вечное блаженство, к Богу - Источнику всякого блаженства...
Многие в недоумении вопрошают: зачем путь в Царствие Небесное такой трудный, и почему христианин должен нести столько тяжких крестов?..
Можно показать несколько видимых и доступных нашему уму причин тому, почему путь в Царствие Небесное так труден, и что мы никак не можем миновать его, если хотим достигнуть спасения.
1) Царствие Небесное есть самое высочайшее блаженство и величайшая слава, и честь, и неистощимое богатство. А потому ежели и для получения малого и скудного богатства земного нужны большие труды и заботы, то, как же можно получить без трудов такое неизреченное сокровище?
2) Царствие Небесное есть награда, и награда самая величайшая; а где же дают награду даром и ни за что? И потому, если для получения земной и временной награды надобно трудиться и подвизаться, то тем более для получения награды небесной и вечной.
3) Мы должны нести кресты, потому что мы называем себя и хотим быть христианами, то есть учениками, последователями и членами Иисуса Христа. Каков Учитель, Вождь и Глава, таковы должны быть и ученики, последователи и члены Его: Иисус Христос страданием вошёл в славу Свою, - следовательно, и мы можем войти туда не иначе, как путём страданий.
4) Все люди несут свои кресты, - все и каждый, более или менее, страдает и терпит. Нести кресты не есть удел или участь одних только христиан: нет! их несёт и христианин, и нехристианин, верующий и неверующий; но только та разность между ними, что одному кресты служат врачеванием и средством к наследию Царства Небесного, а другому они делаются наказанием, карой и казнью... Но отчего же такая разница? Оттого, что один несёт их с верой и преданностью к Богу, а другой - с ропотом и хулами.
5) Иисус Христос страданием и смертью Своею искупил нас, и потому мы, по праву искупления, принадлежим Ему, и следовательно, мы не свои, а Его... Иисус Христос требует от нас только одного, - чтобы мы за Ним шли в Царствие Небесное и для своего же благополучия.
6) Иисус Христос не для того пострадал и умер, чтобы тем дать нам волю делать всё, что хотим...
7) Почему мы никак не можем миновать предлежащего нам тесного пути в Царствие Небесное?
а) Потому что во всяком человеке есть грех, а грех есть такая язва, которая сама собою, то есть без лекарств, не излечивается; а у некоторых людей эта язва так глубока и опасна, что излечить её можно не иначе, как прижиганием и вырезанием. А потому очиститься от грехов без страданий душевных никто не может.
б) Грех есть ужаснейшая нечистота и мерзость пред очами Божьими; но ничто мерзкое, скверное и нечистое не может войти в Царствие Небесное. Кто страдает внутренней болезнью или кого тяготит печаль, того, куда ни посели, хотя в самые великолепнейшие чертоги, он и там будет страдать, потому что болезнь и печаль его всегда и везде с ним и в нём. Точно так и нераскаянный и неочистившийся от грехов своих грешник: куда его ни посели, хотя в самый Рай, он и там будет страдать, потому что причина страданий его, то есть грех, находится в сердце его. Для грешника везде будет ад. И наоборот, кто чувствует сердечную радость, тот будет радоваться и в чертогах, и в хижине, и даже в темнице, потому что радость его находится в его сердце. Точно так и для праведника, сердце которого исполнено утешениями Духа Святого, - где бы он ни был, везде будет Рай, потому что Царствие Небесное внутри нас есть. От живого дерева сколько ни отсекай ветви, оно от этого не умрёт, но опять даст новые ветви; а чтобы истребить его совсем, надо вырвать вон из земли его корни. Точно так не истребить греха из сердца человека отсечением или оставлением каких-либо одних пороков или привычек; и потому, кто хочет истребить грех из сердца, тому надо вырвать самый корень греха; а корень греха глубоко находится в сердце человека и крепко прирос к нему, и потому вырвать его без боли невозможно. И если бы Господь не послал нам великого Врача - Иисуса Христа, то никто и никакими усилиями не мог бы истребить корень греха, и всякая попытка к тому была бы совершенно тщетна...
Некоторые говорят: где нам, грешным и слабым людям быть такими, как были святые! И как нам спасаться? Мы живём в мире и имеем разные обязанности... Отговариваться такими причинами, значит, как бы укорять Творца своего, что Он не умел создать нас. Нет, это пустая и богохульная отговорка, а не причина. Посмотрите на святых: не все они были пустынниками; и они сначала, так, как и мы, не были безгрешными; и они тоже занимались мирскими делами, заботами и должностями, и многие из них не имели также семейства. Но исправляя свои должности и обязанности мирские, они в то же время не забывали обязанностей христианина, и, живя в мире, они в то же время шли по пути в Царствие Небесное и часто вели с собою и других. Точно так и мы, если захотим, можем быть вместе и добрыми гражданами, и верными супругами, и добрыми отцами, и добрыми и верными христианами. Истинное христианство никогда и нигде не помешает, но, напротив, везде и на всё полезно. Истинный христианин есть только тот, кто верует в Иисуса Христа и подражает Ему во всём; дух христианства есть чистая, бескорыстная, духовная любовь - любовь, которую дарует только один Дух Святой; люди многое называют любовью, но не всё есть христианская любовь...
Тот, кто, идя по пути христианства, будет надеяться только на свои силы, тот не сделает даже шагу на нём; и если бы Иисус Христос, великий Благодетель наш, не давал нам помощи к тому, то никакой человек не мог бы пройти этим путём. И даже Апостолы, когда не имели этой помощи, не могли, боялись и страшились идти за Иисусом Христом; но когда получили помощь от Иисуса Христа, тогда пошли они за Ним с радостью и весельем, и никакие трудности и страдания и даже смерть не страшила их... Помощь эта - помощь Духа Святого, Которого дарует нам Иисус Христос, и Который всегда при нас, и всегда окружает нас и привлекает к Себе; и всякий, кто хочет, может получать Его и исполняться Им...
Дух Святой, яко Бог, третье Лице Святые Троицы, так же всемогущ, как Отец и Сын. Он животворит, одушевляет и даёт силы тварям. Он даёт животным жизнь, человекам ум, а христианам жизнь духовную, высшую; то есть Дух Святой вразумляет человека и помогает ему идти в Царствие Небесное. Дух Святой даётся не по заслугам, но даром и по милосердию Божию посылается на спасение людей. И Дух Святой помогает так:
1) Дух Святой, вселяясь в человека, даёт ему веру и свет. Без Него никто не может иметь истинной, живой веры. Без просвещения Духа Святого и самый мудрец и учёный человек в делах Божиих и Его строительстве есть совершенный слепец. Напротив того, Дух Святой и самому неучёному и простому человеку может открыть внутренне и прямо показать дела Божии и может дать ему почувствовать сладость Небесного Царствия. Человек, имеющий в себе Духа Святого, чувствует в душе своей необыкновенный свет, дотоле ему совсем неизвестный.
2) Дух Святой, вселяясь в человека, производит в сердце его истинную любовь. Истинная любовь в сердце есть как бы жар чистый или теплота, согревающая его; она есть корень, производящий в нём все добрые дела. Для человека, одушевлённого истинною любовью, нет ничего трудного, страшного и невозможного; для него никакие законы и заповеди не трудны, и все удобоисполнимы.
Вера и любовь, даруемые человеку Духом Святым, по сути такие величайшие и сильнейшие средства, что имеющий их может легко, удобно, с радостью и утешением идти по пути, которым прошёл Иисус Христос.
3) Сверх того, Дух Святой даёт человеку силу противиться прелести мира, так что он хотя и пользуется земными благами, но пользуется как временный посетитель, не прилепляя к ним своего сердца. Но человек, не имеющий в себе Духа Святого, при всей учёности и благоразумии своём более или менее всегда раб и поклонник мира.
4) Дух Святой дарует человеку премудрость. Это мы можем видеть особенно на святых Апостолах, которые до получения Духа Святого были люди самые простые и неучёные; но потом кто мог противиться их премудрости и силе слова их? Дух Святой дарует и премудрость в делах и поступках...
5) Дух Святой дарует истинную радость и веселье и мир. Человек, не имеющий в себе Духа Святого, никогда не может радоваться истинной радостью и веселиться чистым весельем, и не может иметь душевного, усладительного мира. Правда, он иногда радуется и веселится, но что это за радость? Минутная и нечистая, а веселья всегда пустые, бедные, после которых скука ещё более одолевает его. И также правда, что такой человек бывает иногда покоен, но этот покой не есть духовный мир, но сон или дремота души...
6) Дух Святой даёт истинное смирение. Человек и самый разумный, если он не имеет в себе Духа Святого, не может надлежащим образом знать самого себя, он без помощи Божией не может видеть своего внутреннего состояния души...
Дух Святой, вселившись в сердце человека, показывает ему всю внутреннюю его бедность и слабость, и растление души и сердца его, и удаление от Бога; и при всех его добродетелях и правде показывает ему грехи его, леность и нерадение о спасении и благе людей, его своекорыстие в самых по-видимому в бескорыстных его добродетелях, его грубое самолюбие - там, где он и не подозревал его. Дух Святой показывает всё в настоящем виде. И тогда человек начинает смиряться истинным смирением, начинает терять надежду на собственные свои силы и добродетели. А, смиряясь пред Иисусом Христом, Который есть один Свят во славу Бога Отца, начинает истинно раскаиваться и с того времени решается не грешить более и жить осторожнее. А ежели он в самом деле имеет какие-нибудь добродетели, то он видит ясно, что он сделал и делает их не иначе, как помощью Божию, и потому начинает надеяться на одного только Бога.
7) Дух Святой научает истинной молитве. Никто, пока не получит Духа Святого, не может молиться такой молитвой, которая истинно приятна Богу. Потому что ежели кто, не имея в себе Духа Святого, начнёт молиться, то душа его рассеивается в разные стороны, от одной вещи к другой, и он никак не может удержать свои мысли на одном; и при том, он не знает должным образом ни самого себя, ни своих нужд, ни того, как просить и чего просить от Бога, - да и не знает, кто такой Бог. Но человек, в котором обитает Дух Святой, и знает Бога, и видит, что Он есть Отец его, и знает, как приступить к Нему, и как просить, и чего просить от Него. Мысли его в молитве стройны, чисты и устремлены к одному предмету - Богу; и молитвою своею он точно может сделать всё...
И вы видите, что без помощи и содействия Духа Святого невозможно не только войти в Царствие Небесное, но даже сделать шагу на пути к нему. И потому необходимо искать и просить Духа Святого и иметь Его в себе подобно тому, как имели Его святые Апостолы...
Иисус Христос сказал, что Дух Святой дышит, где хочет, и глас Его слышишь, но не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Слова эти значат, что присутствие Святого Духа в сердце, или прикосновение Его к сердцу нашему можно слышать, чувствовать и ощущать, но нельзя определить времени и случаев, когда может быть Его посещение...
Святые Апостолы получали Святого Духа от Иисуса Христа... Только торжественное сошествие Святого Духа было им предсказано, и последовало в назначенное время и в назначенном месте; но и здесь они получили Его не за какие-либо особенные заслуги свои, но даром, через веру и надежду...
Следовательно, никто не может сказать определённо, что ты получишь Святого Духа именно тогда-то и таким-то образом. Дух Святой есть дар Божий; а дары раздаются нечаянно и тогда, когда угодно Раздаятелю даров, и Он даёт их тому, кому Он хочет...
Духа Святого может получить только истинно верующий, то есть исповедующий Святую Православную Кафолическую веру: исповедующий право, без всякой прибавки или убавки, или перемены, но так, как передали нам святые Апостолы и изложили и утвердили Святые отцы на Вселенских Соборах. Всякое сомнение и мудрование о вере есть непокорность; а непокорный не может быть храмом или домом Духа Святого. Известны же и истинные средства к получению Духа Святого по учению Священного Писания и по опытам великих Святых:
1) Чистота сердца и целомудрие.
2) Смирение.
3) Слушание гласа Божия.
4) Молитва.
5) Каждодневное самопожертвование.
6) Чтение и слушание Священного Писания.
7) Таинства Церкви, и в особенности Святое Причащение.
Всякая верная душа исполнится Духом Святым, если она очищена от грехов, не загромождена и не закрыта самолюбием и гордостью. Ибо Дух Святой всегда окружает нас и желает наполнить нас; но злые дела наши, окружающие нас подобно каменной и крепкой ограде, как злые стражи, не допускают Его до нас и удаляют Его от нас. Всякий грех может удалять от нас Духа Святого...
Да и как Он может быть в сердце нашем, когда оно наполнено и загромождено разными заботами, желаниями и страстями?
А потому:
1) Если мы хотим, чтобы Дух Святой, Которого мы получаем при крещении нашем, не отдалялся от нас или, ежели мы хотим получить Его опять, должны быть чисты сердцами нашими и должны беречь тела наши от блудодеяния; потому что сердце и тело наше должны быть храмом Духа Святого...
2) Человек, не имеющий в себе Духа Святого, при всех своих добродетелях, неимущ и беден...
Все встречающиеся с тобой скорби, печали и несчастья переноси с терпением и безропотно и считай их наказанием за твои грехи... И проси Бога не столько о том, чтобы Он избавил тебя от бедствий, но более - о том, чтобы Он дал силы перенести их...
3) Духа Святого можно получить внимательным слушанием гласа Божия. Глас Божий, говорящий ясно, внятно и вразумительно, можно слышать везде и во всём, только для этого надобно иметь уши слышать. Бог, как человеколюбивейший Отец твой, от самого рождения твоего и поныне, каждодневно говорит тебе, призывает тебя к Себе, предостерегает, наставляет, учит и вразумляет. Так, например: несчастлив ли ты, обидел ли кто тебя, умер ли кто из родных твоих или сам ты болен, или печален, или грустен без всякой видимой причины, - во всём этом ты можешь слышать глас Божий, говорящий тебе, чтобы ты вместо того, чтобы с надеждой на людей искал себе в них помощи или утешений - в рассеянности и забавах, - обратился в покаянии к Богу и в Нём одном искал утешения и помощи...
Кто не слыхал и не слышит гласа Божия, говорящего нам через разные приключения с нами? - мы слышим ясно и внятно; но немногие из нас понимают и делают по гласу Божию. Мы, обыкновенно в печалях и горестях наших, вместо того, чтобы углубиться в себя, ищем рассеяния в суетных занятиях или забавах; и вместо того, чтобы таковые Божии посещения принимать как лечение и пользовать ими душу свою, мы ищем способ избавиться от них, и даже иногда ропщем и выходим из себя. Или, вместо того, чтобы искать утешения в Боге, Источнике всякого утешения, мы ищем в мире и его наслаждениях. А, будучи в благополучии и благоденствии, вместо того, чтобы более и более любить Бога, как Благодетеля нашего, мы забываем Его, и вместо того, чтобы блага, которые Господь нам дарует, употреблять на пользу общую и для пособия нуждающихся братий наших, употребляем на свои прихоти и на удовлетворение своих совершенно излишних желаний. Ежели законопреступно и страшно быть невнимательным и не слушать гласа царя земного, то насколько более грешно и страшно не внимать и не слушать гласа Царя Небесного!..
4) Духа Святого можно получить молитвой. Это средство самое простое и надёжное, которое каждый и всегда может употреблять. Молитва бывает наружная и внутренняя: то есть, кто молится и кланяется телом, дома или в церкви, молится наружно; а кто душой и сердцем обращается к Богу и старается всегда иметь Его в уме своём, тот молится внутренне... Молиться можно всегда и везде, на всяком месте; можно молиться и в работе, и без работы, в праздники и в будни, и стоя, и сидя, и лёжа...
Многие говорят: что мне ходить в церковь? Я могу молиться и дома; там больше нагрешишь, чем намолишься... Конечно, к несчастью иногда случается точно, что будучи в церкви, согрешишь: но это совсем не от того, что человек пришёл в церковь, а от того, что он пришёл не с таким духом как должно, и стоит в церкви не для того, чтобы молиться, а делает совсем другое...
Человек, не имеющий в себе Духа Святого, не может молиться истинной молитвой. Много надо употребить труда и старания для того, чтобы уметь молиться святой молитвой; не вдруг и не скоро можно дойти до того, чтобы быть в состоянии возносить мысли и сердце своё к Богу, потому что не только с нами, обыкновенными людьми, но даже со многими и из тех, которые всю жизнь свою посвятили на молитву, случается, что хочешь обратить свои мысли к Богу, а они рассеиваются в разные стороны и на разные дела; хочешь в мыслях своих иметь Бога, - а тебе приходит совсем другое, и иногда даже ужасное.
Истинная молитва имеет в себе сладостное утешение сердца... Но не легко достигнуть такого состояния, особенно тому, кто с детства давал полную волю страстям своим и теснил свою совесть. Впрочем, что же на свете, или какая наука и искусство, или утешение достаются нам легко, скоро и без труда? И потому молись, несмотря на то, что ты в молитве, кроме трудов, не видишь никакого утешения или наслаждения, - молись, и молись прилежно и с возможным усердием; приучай себя к молитве и беседованию с Богом; рассеивающиеся мысли твои, по возможности, старайся собирать и удерживать, - и мало-помалу и ты почувствуешь, что тебе становится легче и легче, и ты иногда будешь чувствовать сладостные утешения...
Всего легче молиться в случающихся с нами несчастьях и горестях; и потому не упускай таковых случаев и пользуйся ими: изливай печаль свою пред Богом в молитве.
Иисус Христос велит нам молиться непрестанно.
Многие говорят: как можно молиться непрестанно, живя в мире? Если мы займёмся одной молитвой, то когда же мы будем исправлять свои должности и заниматься своими делами? Конечно, иметь непрестанной молитвы мы не можем наружно, потому что мы должны исправлять и другие обязанности и трудиться. Но кто чувствует свою внутреннюю бедность, тот не перестанет молиться и среди своих занятий; кто усердно желает войти в Царствие Небесное, тот найдёт случай и время молиться и внутренне, и наружно: он и при самых тяжких и беспрерывных работах найдёт время сказать слово к Богу и поклониться Ему. Не находит времени молиться только тот, кто не хочет молиться...
Некоторые думают, что молиться можно только по книгам. Конечно, хорошо, если ты умеешь молиться и славить Бога в псалмах и песнях духовных; но если ты неграмотный, то довольно для тебя знать важнейшие молитвы, особенно же молитву Господню (Отче наш): потому что в этой молитве, данной нам Самим Иисусом Христом, изложены все наши нужды. Но когда обстоятельства не позволяют тебе молиться долее, то говори обыкновенные молитвы: Господи помилуй! Или: Боже, помоги мне! Или: Господи, очисти грехи мои! Или: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!
5) Ежели хочешь, чтобы молитва твоя долетела к Богу, то дай ей два крыла: пост и милостыню...
Цель и намерение поста - те, чтобы усмирять и облегчать тело, и тем делать его более послушным душе: потому что сытое и тучное тело требует неги и покоя и располагает к лености, и препятствует мыслить о Боге; оно как бы связывает и сжимает душу...
Пост может быть различен; для человека, воспитанного в неге, пост может быть такой, а для воспитанного в простом и грубом состоянии - другой: потому что для одного ничего не значит употреблять самую грубую пищу и быть здоровому, или пробыть без пищи несколько дней, а для другого большая перемена в пище может быть очень ощутительна и даже вредна. И потому для всякого вообще пост есть воздержание и строгая умеренность в употреблении пищи... Употребляй пищу умеренно, а наипаче старайся обуздывать пожелания тела и совсем не исполняй его прихотей, ненужных для сохранения здоровья и продолжения жизни, - и тогда пост твой будет истинный.
Но постясь телесно, надобно в то же время поститься душевно, то есть удерживать язык свой от зла и не говорить худого и ненужного, умерять свои желания и истреблять страсти... Продолжай преодолевать себя. После того начинай удерживать и устраивать твои мысли, чтобы они не бродили там, где совсем не надобно: потому что от мыслей много происходит зла... Правда, нет ничего труднее, как останавливать свои мысли и приводить их в устройство...
Что есть милостыня? Милостынею мы обыкновенно называем подаяния нищим. Но под именем милостыни должно разуметь все дела милости и милосердия... Но чтобы милостыня твоя была истинная, то всё это ты должен делать без хвастовства, не желая похвалы от людей за благодеяния твои или благодарности от бедных... И тогда Отец Небесный, видящий тайное, воздаст тебе явно.
6) Получить Духа Святого можно чтением и слушанием Священного Писания, как истинного слова Божия. Священное Писание есть такое сокровище для человека, из которого он может почерпать и свет, и жизнь: свет, который может просветить и умудрить всякого человека, и жизнь, которая может оживить, утешить и усладить всякого человека. Священное Писание есть одно из величайших благодеяний Божиих к человеку, и такое благодеяние, которым может воспользоваться всякий, кто только хочет. Священное Писание есть Божественная премудрость, и премудрость чудная, такая, что его может понимать и постигать самый простой и неучёный человек, и оттого многие люди из простых, читая или слушая Священное Писание, сделались благочестивыми и получили Духа Святого; но были и такие, даже из учёных, которые, читая Священное Писание, заблудились и погибли; а это оттого, что одни читали его в простоте и без мудрования и умствования и искали в нём не учёности, а благодати, силы и духа, а другие, напротив того, считая себя мудрыми и всезнающими людьми, искали в нём не силы и духа слова Божия, но премудрости мирской, и вместо того, чтобы с покорностью принять всё, что угодно Провидению открыть нам, они пытались проникнуть и узнать сокровенное; и оттого они впадали или в безверие, или в расколы... Невозможно человеку постигнуть всю премудрость Божию!..
Есть на свете много книг, называемых полезными и душеспасительными... В выборе их надо быть осторожным, чтобы иногда, под видом душеспасительной книги, не попалась такая, которая может погубить твою душу...
Труден и тяжек путь в Царствие Небесное, но помощь Господня всегда готова на нём: Господь Иисус Христос готов помогать нам идти по нему; Он дарует и Духа Святого и посылает Ангелов Своих хранить на сем пути, и даёт наставников и руководителей и даже Сам готов, так сказать, взять за руку и поддерживать. Труден путь в Царствие Небесное, и горьки труды на нём, но кто не видал и не испытал горького, тот не может знать цену сладкому...
Труден путь к небесному блаженству, но легче ли пути к счастью земному? Посмотрите, как трудятся и потеют собирающие богатство и ищущие чести и славы земной, и как часто мы иногда охотно и с удовольствием предпринимаем труды и заботы для какого-нибудь пустого удовольствия! Но что же? Вместо получения удовольствия мы только теряем время, тратим деньги, расстраиваем здоровье и губим свою душу...
Конечно, нет из нас ни одного такого, который не желал бы быть в Царствии Небесном; но это желание слабо и есть только одно врождённое желание благополучия...
Кто же из нас не преступник закона Божия и законов человеческих? Если мы не убиваем людей, как разбойники, то сколько мы убиваем нашим словом, нашим жестокосердием и нашим небрежением о их благе и спасении? Конечно, те же великие и неизреченные милости Господни могут быть и к нам. Господь может и последние предсмертные страдания наши вменить нам в очищение, в некоторый подвиг на пути в Царствие Небесное и, особенно тогда, когда мы, так же, как и разбойник, в то же время принесём покаяние в грехах своих, и с верой примем последнее напутствие. Но кто же нас уверит, что мы, умирая, будем страдать, и что, страдая, успеем покаяться? Сколько умирает людей нечаянной смертью и без всякого страдания! Сколько умирает без покаяния и напутствия!
Итак, братие, если вы не желаете себе вечной гибели, то надобно обратить внимание на свою душу, надобно попещись нам о своей будущей участи...
Идите в Царствие Небесное, хоть медленно, но всё будете ближе к нему, точно так, как человек идущий куда-нибудь, что сделает шаг, то становится ближе к своей цели.
Кто хочет идти за Иисусом Христом, тот может воспользоваться ещё следующими советами:
1) Не смотри на других порочных людей, как они живут, и не оправдывай себя их примером, и не говори так, как говорят многие: что делать! Я не один живу так, и не один не исполняю заповедей Христовых, но почти все так делают... Какая тебе от этого польза? Погибель их не спасёт тебя. На Страшном суде не защитит тебя то, что не один ты худо жил на свете. И потому нет тебе дела до других: идут ли они по пути в Царствие Небесное или не идут, - нет тебе дела до этого; ты знай самого себя и заботься сам о себе и о тех, которых Бог дал тебе в научение. Да и притом, мы можем видеть человека согрешающего, но почти никогда не можем видеть кающегося и очищающегося от грехов своих: и оттого мы очень часто можем ошибаться в том, кто из наших ближних идёт по пути Христову и кто не идёт.
2) Когда ты пойдёшь по сему пути, то многие люди, а может быть, и самые ближние и домашние твои, будут насмехаться над тобою: ты не смотри на это и не беспокойся. Вспомни, что и над Иисусом Христом смеялись; но Он не враждовал на них, молчал и молился об них; точно так поступай и ты.
3) Есть много учёных людей, которые путь в Царствие Небесное, показанный нам Иисусом Христом, Сыном Божиим, считают не тем, чем должно, и говорят, что и без этого пути можно достигнуть Царствия Небесного, и что этот путь не для всех, а для немногих... Не слушай их. Но и не спорь с такими соблазнителями твоими и врагами; лучше пожалей их и помолись о них.
4) Когда ты твёрдо пойдёшь за Иисусом Христом, то, может быть, ты встретишь и таких людей, которые будут тебя поносить ради слова Господня, или клеветать, обижать и пренебрегать: терпи и переноси...
5) Когда ты истинно пойдёшь по сему пути, то сам дьявол восстанет на тебя и будет искушать тебя разными искушениями; он будет внушать тебе мысли или сомнение в самой вере и явных истинах или даже хулу на святыню и прочее. Но ты не бойся его, потому что дьявол без Божия попущения не может тебе сделать ничего, и тебе стоит только молиться Господу, и дьявол как стрела отлетит от тебя.
6) Истинному христианину не препятствует то, что считается истинно полезным и справедливым, и на самом деле есть таково. Таково есть, во-первых, трудолюбие, которое не препятствует спасению души, но даже благоприятствует ему. Известно, что праздность есть мать всех пороков; так, например, отчего люди делаются пьяницами? От праздности. Кто бывает вором и разбойником? Праздный... И можно сказать даже утвердительно, что, кто ничего не делает и ничем не занимается, тот, как бы ни казался хорошим, есть худой христианин и худой гражданин; и если он не есть великий грешник, то разве по особенному о нём Божию промыслу. И потому будь трудолюбив, привыкай к трудам; трудись, работай и делай всё, что полезно и что нужно по твоему хозяйству и что должно по твоей обязанности Государю и Отечеству. Если праздность есть мать пороков, то трудолюбие можно назвать отцом добродетелей. Во-первых, потому, что кто трудолюбив, тот, наверное, имеет менее грехов оттого, что ему некогда не только делать худое, но даже и думать о худом, потому что он или трудится и занимается своими обязанностями, или занимается спасением своим и обязанностями христианина. Во-вторых, потому, что, кто привык быть трудолюбивым, тот скорее согласится идти по пути в Царствие Небесное, нежели тот, кто ведёт праздную жизнь; и трудолюбивому легче идти по пути в Царствие Небесное, нежели праздному. Итак, быть трудолюбивым полезно всегда и везде. Но чтобы быть трудолюбивым, надобно приучать себя и привыкать к трудам с самого детства.
7) Есть ещё другое, столь же полезное, как и трудолюбие, совершенство, к которому надобно приучаться и привыкать... Это есть терпеливость или терпение. Терпеливость всегда и везде полезна... Привыкай и приучайся к терпеливости, сначала телесной, а потом и душевной, и тогда тебе легче будет быть и трудолюбивым членом общества, и хорошим приятелем, и хорошим хозяином, и хорошим гражданином, и хорошим христианином...
Не бойтесь и не страшитесь идти за Иисусом Христом: Он - сильный Помощник, идите за Ним, поспешайте и не медлите; идите, пока ещё не затворены для вас двери Царствия Небесного..."
ЭТО НАШ ДЕНЬ ! ... С СЕРДЦЕМ, ОТКРЫТЫМ МИРУ !
12 июня - День России! В это день в 1990-ом году Первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете Российской Федерации.
Государственные символы России
ФЛАГ. В течение почти полутора столетий флаг нашей страны многократно изменялся. В ноябре 1990 года правительственная комиссия по разработке новой государственной символики решила проблему флага быстро и почти без разногласий: Россия имела бело-сине-красный флаг с более чем 300-ней историей и этот флаг должен вернуться. 25 декабря 2000-го года, накануне нового века и нового тысячелетия, принят федеральный конституционный закон "О Государственном флаге Российской Федерации". Он определяет правовое положение и правила использования флага России.
ГЕРБ. В современном гербе России всадник восстановлен как старинный российский светский знак - символическое изображение воина-змееборца, знаменующее торжество добра над злом. В лапах двуглавого орла помещены золотые скипетр (в правой лапе) и держава, являющиеся отличительными признаками государственного символа России с 17-го века. Скипетр является традиционным символом законности, держава - знаком единой государственной власти и порядка.
ГИМН. Музыка А. Александрова, слова С. Михалкова.